31. Chibis A.A. Kazanskaya guberniya [Kazanskaya province]. Chuvashskaya entsiklopediy [Chuvash encyclopedia]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 2008, vol. 2, pp. 176-177.
32. Yablochkov M. Istoriya dvoryanskogo sosloviya v Rossii [Istoriya of nobility in Russia], St. Petersburg, 1876, 679 p.
ВАСИЛЬЕВА ИЗОЛЬДА ВАЛЕРИЕВНА - учитель истории и обществознания, МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 1», Россия, Чувашская Республика, с. Комсомольское (izolda.vasileva.1969@mail.ru).
VASILEVA IZOLDA - Teacher of History and Social Science, Komsomolskoe Secondary General Education School № 1, Komsomolskoe, Chuvash Republic, Russia.
МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mineevaek21@mail.ru).
MINEEVA ELENA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Russian History Department named after A.V. Arsenteva, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.
УДК 342.553 ББК 67.400.7
Л.А. ГАРАНИН
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА»
Ключевые слова: Конституция РФ, местное самоуправление, представительный орган, депутаты, муниципальное образование.
Статья посвящена истории представительного органа муниципального образования столицы Республики Марий Эл. Исследована деятельность депутатского корпуса городского округа, проанализированы наиболее важные нормативно-правовые акты городского Собрания, рассмотрены проблемы и перспективы развития экономики, социальной сферы и общественных институтов города. Показаны роль и значение основных форм работы депутатского корпуса: дни депутата, публичные слушания, встречи с населением, отчеты в избирательных округах и др. Депутаты активно устанавливали и укрепляли межмуниципальные связи с органами местного самоуправления Республики Марий Эл и других субъектов Российской Федерации. Заключены соглашения о межмуниципальном сотрудничестве с городами Киров, Чебоксары, Саранск, Пенза.
L. GARANIN
ORIGIN AND DEVELOPMENT OF LOCAL SELF-GOVERNMENT REPRESENTATIVE BODY OF «YOSHKAR-OLA» URBAN AREA
Key words: The Constitution of the Russian Federation, local self-government, representative body, deputies, municipal unit.
The article is devoted to the history of the municipality of Yoshkar-Ola, the capital of the Republic of Mari El. The author makes research into the activities of the urban area deputies, analyzes the most important regulatory legal acts adopted by the Urban Assembly, and considers the problems and the prospects for further development of the economic and social sphere, as well as the public municipal institutions. The article shows the role and the significance of the main forms of deputies' activities (deputies' visiting days, public hearings, community meetings, reports for the constituencies etc.). Deputies worked well to establish and strengthen the inter-municipal relationships with the local self-government bodies of the Republic of Mari El, as well as with other subjects of the Russian Federation. They concluded agreements on inter-municipal cooperation with such cities as Kirov, Cheboksary, Saransk, and Penza.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, оно признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны. В ст. 130 Конституции России сказано, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значе ния, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью»1. Другими словами, местное
1 Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1995. С. 56.
самоуправление выступает одним из основных институтов гражданского общества, который позволяет населению страны на самом близком для них уровне принимать участие в управлении делами государства, самостоятельно решая отдельные вопросы местного значения.
В структуру органов местного самоуправления входят представительный орган, глава, местная администрация, контрольно-счетный орган, иные органы и выборные должностные лица муниципального образования, предусмотренные его уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Пункт 2 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципальног2о образования, его главы, местной администрации является обязательным2. Исходя из этого нами предпринята попытка определить место и роль, формы деятельности представительного органа местного самоуправления на примере городского округа «город Йошкар-Ола».
Отсчет современной истории муниципальной власти в стране начался в 1993 г. после подписания Президентом РФ Б.Н. Ельциным указов «О реформе представительных органов власти и местного самоуправления в Российской Федерации» от 9 октября 1993 г. и «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября того же года.
В соответствии с ними в ноябре 1993 г. Верховным Советом республики был принят закон Республики Марий Эл «О реформе местного самоуправления в Республике Марий Эл и основах его организации на период конституционной реформы». Затем одновременно с референдумом по новой Конституции Российской Федерации и выборами в Федеральное Собрание РФ согласно республиканскому закону прошли выборы депутатов в представительные органы власти республики.
У истоков создания представительного органа Йошкар-Олинского городского Собрания первого созыва стояли 15 депутатов, первая сессия Собрания состоялась 28 декабря 1993 г. Депутатам приходилось работать в сложной общественно-политической ситуации, когда практически отсутствовала законодательная база, федеральные законы и указы Президента страны не подкреплялись финансовыми ресурсами. Несмотря на трудности, представительный орган и исполнительная власть смогли сохранить стабильность и устойчивость развития города. В период приватизации и перепрофилирования детских дошкольных учреждений, школ, дворцов культуры и молодежи городским Собранием депутатов было приняты решения о сохранении около 30 детских садов. Время подтвердило правильность этого решения.
Свою деятельность городское Собрание депутатов осуществляло в форме сессий и заседаний трех постоянных комиссий: по бюджету и платежам (председатель С.П. Новоселов), социальному развитию (председатель А.В. Смирнов) и законности и правопорядку (председатель В.Г. Загайнов). Проведено 24 сессии, на которых принято 581 решение.
Знаменательным историческим событием в деятельности городского Собрания депутатов первого созыва стало участие депутатов 24 июня 1995 г. в работе Конституционного Собрания республики, которое приняло третью Конституцию Республики Марий Эл.
Выборы в городское Собрание депутатов второго созыва состоялись в октябре 1996 г. По сравнению с первым созывом состав депутатского корпуса
2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Фед. закон. № 131-ФЭ от 06.10.2003 г. [Электронный ресурс] // Гарант: инф.-прав. портал. URL: http://base.ga-rant.ru/ 186367/1
увеличился с 15 до 35 депутатов, в том числе в нем были представлены 13 женщин. Из них 13 человек имели опыт депутатской деятельности, 28 человек были руководителями различных уровней. Городское Собрание второго созыва провело 37 сессий, на которых было принято 665 решений.
Городскому Собранию второго созыва выпала особая миссия. 11 апреля 1997 г. представительный орган муниципального образования принял Устав столицы Республики Марий Эл, положив тем самым начало созданию правовой базы для становления местного самоуправления в г. Йошкар-Ола. В нем была закреплена выборная должность главы самоуправления города, высшего должностного лица, который возглавлял и представительный, и исполнительный органы. Председателем городского Собрания депутатов и одновременно главой администрации города являлся В.В. Козлов, который находился в этой должности до июля 2000 г.
Время в период работы городского Собрания второго созыва было сложным. В условиях дефолта на сессии часто принимались решения о привлечении кредитных ресурсов банка, почти половина, а иногда и 70% рассматриваемых городским Собранием вопросов касались предоставления налоговых льгот юридическим и физическим лицам. Несвоевременно принимался бюджет города, поэтому практически 2-3 месяца финансирование отраслей в муниципалитете велось от 1/12 части бюджета прошлого года.
Впервые депутатами второго созыва была опробована такая форма работы, как депутатские слушания, которые начиная с 2005 г. в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования стали прообразом публичных слушаний по проектам бюджета, по вопросам градостроительной деятельности. За этот период было проведено 66 слушаний.
В июле 2000 г. решением городского Собрания были внесены изменения в Устав города. В соответствии с ним должности главы самоуправления города и председателя Йошкар-Олинского городского Собрания были разделены. Председатель городского Собрания был избран на альтернативной основе из 8 кандидатов. «С разделением должностей мэра и председателя горсобрания представительный орган власти города Йошкар-Ола стал полностью самостоятельным, - вспоминал впоследствии председатель городского Собрания Г.В. Васильев. - Однако самостоятельность предполагает более высокую ответственность перед городом и его жителями» [1. С. 17].
В этот период депутаты сделали шаг вперед в нормотворческой деятельности. В оптимальные сроки стал приниматься бюджет на очередной финансовый год, контролировалось его исполнение. Шире стали применяться муниципальные целевые программы, охватившие почти все направления жизнедеятельности города. В экономической сфере наметился определенный рост, благодаря чему депутатский корпус получил возможность выделять из бюджета города средства на исполнение муниципальных программ.
Нормативная база муниципального образования пополнилась рядом правовых актов и программ по вопросам социальной защиты населения - семьи и детства, молодежи и ветеранов, развития системы образования, здравоохранения и культуры. Так, в 2000 г. городское Собрание депутатов приняло муниципальную программу правовой помощи малоимущим слоям населения.
Депутаты третьего созыва буквально с нуля создавали нормативную правовую базу в сфере муниципальной собственности. Добиваясь эффективности использования муниципального имущества и муниципальных земель, депутаты последующих созывов постоянно решали и решают эти вопросы на заседаниях комиссий, заседаниях городского Собрания.
Представительный орган местного самоуправления выступил инициатором нескольких проектов Законов Республики Марий Эл по вопросам организации местного самоуправления, сбора налогов, статуса города Йошкар-Ола - столицы Республики Марий Эл.
29 апреля 2003 г. в Устав муниципального образования были внесены изменения. В результате принятых изменений в структуре городского Собрания появился президиум. Его основными функциями, как и в настоящее время, являются разработка проектов планов работы городского Собрания, повестки дня сессий, организация согласованной и совместной работы постоянных комиссий. В его состав вошли председатель городского Собрания, его заместитель, председатели постоянных комиссий и руководители депутатских групп.
24 июня 2004 г. депутатским корпусом были внесены изменения в Устав, в соответствии с которыми срок полномочий городского Собрания депутатов увеличивался до пяти лет. Устанавливалось, что глава муниципального образования избирается из числа депутатов и одновременно является председателем городского Собрания, а глава администрации города назначается городским Собранием на конкурсной основе и работает по контракту.
29 декабря 2004 г. приступил к работе депутатский корпус четвертого созыва. В июне 2005 г. городским Собранием была принята новая редакция Устава муниципального образования, были разработаны и утверждены нормативные правовые акты в области территориального общественного самоуправления, бюджетного процесса, утверждены Положения об органах администрации городского округа.
В 2006 г. одобрена Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» до 2015 г., которая обозначила основные направления дальнейшего развития города, в том числе по качественному улучшению городской среды и жизнеобеспечения населения города.
Дальнейшее развитие получила совместная работа Собрания депутатов и администрации городского округа по решению наиболее острых проблем различных сферах жизнедеятельности муниципального образования путем разработки, принятия и организации исполнения муниципальных целевых Программ, которых за пять лет работы было утверждено более 25. Среди них: «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства», «Совершенствование службы скорой медицинской помощи в муниципальном образовании», «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Ола», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Комплексная экологическая программа» и др.
По решению городского Собрания муниципальное образование участвовало в федеральной программе реформирования муниципальных финансов.
С целью изучения различных направлений деятельности органов местного самоуправления регулярно стали проводиться Дни депутата, на которых народные избранники на местах детально рассматривали проблемы, стоящие перед муниципальным образованием и горожанами, встречались с представителями администрации и органов государственной власти Республики Марий Эл.
Депутаты городского Собрания четвертого созыва провели большую работу по возвращению исторического герба города. 25 октября 2005 г. он был утвержден решением городского Собрания в несколько модифицированном виде и зарегистрирован Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации. В феврале 2006_ г. впервые в истории утвержден флаг муниципального образования «Город Йошкар-Ола».
В четвертом созыве депутатская работа велась в пяти постоянных комиссиях. В их составе были прекрасно разбирающиеся специалисты каждый в своей сфере. Из 35 депутатов 26 являлись руководителями предприятий и органи-
заций, 14 имели опыт депутатской деятельности. С 2004 г. каждой постоянной комиссией проведено более 100 заседаний, принято более 800 решений.
С 29 октября 2009 г. по 3 октября 2014 г. работал депутатский корпус пятого созыва. Собранием депутатов проведено 63 сессии, в том числе 33 внеочередных, рассмотрено 880 вопросов, принято 832 решения, в том числе более 320 нормативных правовых актов и внесения в них изменений.
Бюджетная и налоговая политика Собрания депутатов была направлена на исполнение в полном объеме действующих расходных обязательств муниципального образования, в первую очередь перед гражданами; решение социальных проблем; ограничение принятия новых расходных обязательств; последовательное снижение дефицита бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола».
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования «Город Йошкар-Ола» проекты решений городского Собрания о бюджете городского округа «Город Йошкар-Ола» и отчеты о его исполнении публиковались и выносились для обсуждения на публичные слушания. С этой целью городским Собранием были приняты Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета и Регламент комиссии по проведению внешней проверки.
Одним из главных результатов работы городского Собрания пятого созыва являются принятие в июне 2010 г. Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в новой редакции и планомерная работа по приведению его в соответствие с постоянно изменяющимся российским законодательством в области местного самоуправления.
Одной из активно используемых форм городского Собрания оставались дни депутата. Пятый созыв Собрания депутатов городского округа провел 25 дней депутата, в том числе 14 выездных, на которых рассматривались вопросы реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование». Также проведено 59 публичных слушаний по проектам правовых актов о внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Йошкар-Ола», проектам бюджета городского округа, по вопросу утверждения отчетов об исполнении бюджета, проектам постановлений мэра города по земельным вопросам, градостроительной деятельности.
Депутатский корпус активно устанавливал и укреплял межмуниципальные связи с представительными органами местного самоуправления Республики Марий Эл и субъектов Российской Федерации. Состоялись выезды по обмену опытом работы депутатов муниципальных образований в Мари-Турекский район, Козьмодемьянск, Чебоксары и Киров, с представительными органами муниципальных образований последних подписаны Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве. В рамках реализации соглашений запланированы установление и развитие деловых контактов между комиссиями и комитетами, депутатами, работниками аппаратов, проведение консультаций по различным вопросам организации местного самоуправления.
3 октября 2014 г. к работе приступило Собрание депутатов шестого созыва. Депутатский корпус значительно обновился. По партийной принадлежности лидируют представители «Единой России» (32 мандата), по одному депутату представлены представители региональных отделений политических партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Среди депутатов городского Собрания шестого созыва 5 медицинских работников, 1 представитель спортивного клуба, остальные руководители и заместители руководителей различных предприятий, организаций, учреждений. Поменялся возрастной состав. Примерно 34% составляют депутаты в возрасте от 30 до 40 лет, около 23% - от 40 до 50 лет [2. С. 2-3].
Вместе со страной представительный орган марийской столицы пережил сложный процесс трансформации всего общественно-политического уклада, смены правового, экономического и социального переустройства России. Неоднократно претерпевала изменения и структура органов местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола». В настоящее время конструктивное взаимодействие между органами местного самоуправления в городском округе «Город Йошкар-Ола», Правительством Республики Марий Эл, Государственным Собранием Республики Марий Эл и Советом муниципальных образований Республики Марий Эл обеспечивает стабильность и согласие в обществе, делает территорию муниципального образования более комфортной для проживания горожан.
Литература
1. Васильев Г. Самостоятельность - это больше ответственности // Отчина. 2013. № 9. С. 16-19.
2. Спасибо всем, кто пришел! // Йошкар-Ола. 2014. 16 сент.
References
1. Vasil'ev G. Samostoyatel'nost' - eto bol'she otvetstvennosti [Independence is a great responsibility]. Otchina, 2013, no. 9, pp. 16-19.
2. Spasibo vsem, kto prishel! [Thank you to everyone who came!]. Joshkar-Ola [Yoshkar-Ola], 2014, Sept. 16.
ГАРАНИН ЛЕОНИД АНАНЬЕВИЧ - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой правового обеспечения государственного и муниципального управления, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (law@marsu.ru).
GARANIN LEONID - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Department of Legal Support for State and Municipal Management, Mari State University, Yoskar-Ola, Russia.
УДК 002:004.056 ББК Х 401.114
А.П. ДАНИЛОВ, А.А. ДАНИЛОВ
К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Ключевые слова: информационная безопасность, регионы, Россия, информационное общество, государственная информационная политика, Интернет, кризис.
Рассмотрены процессы формирования информационной безопасности в регионах России. Изучены вопросы возникновения и стандартизации значения термина «информационная безопасность», информатизации процессов формирования информационного общества. Отражены процессы становления информационного права, рассмотрена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
А. DANILOV, A. DANILOV TO THE QUESTION OF INFORMATION SECURITY IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION:
HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS
Key words: information security, regions, Russia, information society, state information policy, Internet, crisis.
The authors consider the processes of establishing information security in regions of Russia; study the issues concerning the origin and standardization of the meaning of the term «information security», informatizing the processes of shaping an information society. The authors cover the processes of establishing the information rights and consider the Doctrine of Information Security of the Russian Federation.
Существование современного общества немыслимо без непрерывного обмена информацией и использования информационных технологий. Более того, повышение важности информации в жизни общества и возрастание числа людей, занятых в сфере информационной индустрии, становятся не