РАЗДЕЛ 4.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СТАТИСТИКИ
Котлярова Е.А., Механцева К. Ф.
СТАТИСТИЧЕСКИИ АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА В ПОДСИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НИРС
Переход на компетентностный подход, происходящий в настоящее время в системе высшего профессионального образования, обоснован недостаточным умением выпускников вузов применять полученные во время обучения знания, умения и навыки в своей практической деятельности. Компетентност-ный подход в образовании рассматривается в современных работах многих исследователей [1], представляя собой скорее поле исследований, чем сложившийся инструмент управления. До настоящего момента нет устоявшейся дефиниции основных понятий компетентностного подхода в образовании. Предлагаем под компетентностью студента понимать интегрированную конечную характеристику результата оказания образовательной услуги, выраженной в компетенциях, а под компетенцией — способность и готовность студента применять знания, умения и навыки для достижения запланированных результатов в определенной области деятельности.
Учитывая, что компетентность, как интегрированная конечная характеристика результата образовательного процесса, состоит из множества компетенций, которые имеют какие-либо обобщающие признаки, по которым объединяются в группы, мы предлагаем сводить группы компетенций в конкретную область компетентности по видам деятельности. При этом исследовательскую область компетентности, включающую 14 групп ком -петенций [2], считаем приоритетной, так как студент, занимающийся научно-
исследовательской работой «способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпред-метность исследовательской компетентно-
сти» [4]. Это обуславливает необходимость её формирования в образовательном процессе вуза.
Формированию исследовательской компетентности студента в вузе способствует научно-исследовательская работа. Систематическое, регулярное участие студента в различных формах научно-исследовательской деятельности способствует совокупному формированию компетенций исследовательской области компетентности обучающегося, а также повышению его профессионального уровня и творческого развития.
Для обеспечения условий, позволяющих всесторонне активизировать научно-исследовательскую деятельность студентов в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», разработана и внедрена самостоятельная подсистема управления научно-исследовательской работой студентов (НИРС), включающая следующие организационные формы:
- кружковую работу;
- организация научных конференций, семинаров от внутривузовского до международного уровня;
- проведение внутривузовских конкур-сов на лучшие научные работы студентов и внутривузовского конкурса «Лучший студент-исследователь»;
проведение «Дня науки»;
- участие студентов в научных мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах, школах, выставках и других) от городского до международного уровня, проводимых сторонними организациями;
- участие студентов в бюджетных и внебюджетных научных исследованиях;
- публикация и апробация материалов.
Оценку результативности НИРС в РГЭУ (РИНХ) проводят на основе отчёта, содержащего основные результаты НИРС по годам (см. таблицу 1). К достоинствам сводной формы отчётности можно отнести наглядность предоставляемых данных, наличие возможности отследить изменения конкретных показателей НИРС по годам. Однако существенным недостатком является то, что из представленных данных невозможно сделать логическое заключение, как именно вуз управляет формированием исследовательской компетентности студентов.
Анализ управления формированием исследовательской компетентности студента предлагаем проводить с помощью мониторинга исследовательской компетентности студента и оценки ее уровня. Данная оценка опирается на разработанную нами матрицу сопряжения компетенций исследовательской
области компетентности и основных видов НИР обучающихся вуза. Предлагаемая матрица позволяет производить расчёт исследовательской компетентности студентов в баллах, сопоставимых с оценкой других компетенций студента.
При расчёте исследовательской компетентности обучающихся вуза нами были учтены основные виды НИРС, дополняющие учебный процесс и параллельные учебному процессу. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс нами не была принята в расчёт по двум причинам.
Во-первых, оценивание данного вида НИРС включено в учебный процесс. Во-вторых, данный вид НИРС развивает только лишь начальные навыки исследовательской деятельности и, по нашему мнению, не способствует достаточному формированию исследовательской компетентности обучающихся.
Таблица 1. Результативность научно-исследовательской работы студентов Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) в 2000-2009 годах
Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Показатель НИРС
Численность студентов очной
формы обучения, участвующих в НИРС 1386 1648 1891 2410 2556 2135 1971 2112 2504 3020
Доклады на научных конфе-
ренциях, семинарах и т.п. всех уровней 1846 421 780 2190 2317 2047 2076 1894 2548 2484
Экспонаты, представленные
на выставках с участием студентов 0 - 39 27 47 16 11 46 40 22
Количество научных публикаций 267 198 213 474 603 544 376 274 505 796
Количество опубликованных
сборников по итогам студенческих научных конференций 5 3 5 13 8 9 5 9 8 28
Студенческие работы, подан-
ные на конкурсы на лучшую НИР 38 29 32 126 103 122 216 228 322 312
Медали, дипломы, грамоты,
премии и т.п., полученные на
конкурсах на лучшую НИР и выставках 18 15 33 49 34 44 98 86 112 144
Заявки на объекты интеллек-
туальной собственности 4 2 0 2 4 2 3 8 4 2
Охранные документы,
полученные студентами на объекты интеллектуальной собственности 0 0 2 0 0 0 3 4 2
Студенческие проекты, подан-
ные на конкурсы грантов - - 17 0 1 3 16 11 12 11
Гранты, выигранные студентами 1 0 1 1 7 3 12 7
В научно-исследовательской работе, дополняющей учебный процесс и параллельной учебному процессу, были выделены основные традиционные формы поощрения за достигнутые результаты. Следует обратить внимание, что в расчёт исследовательской компетентности включены только те научно-исследовательские работы, по которым был достигнут какой-либо результат, подтверждённый документально (диплом, грамота, сертификат и т.д.). Так как мы считаем, что если данная научно-исследовательская работа не была отмечена дипломом, грамотой, сертификатом и не имеет какие-либо другие подтверждения результативно выполненной, то принимать её в расчёт исследовательской компетентности обучающегося нерационально. Данная работа могла быть выполнена на низком уровне, не соответствующем уровню
научно-исследовательской работы и не повлекла за собой формирование той или иной компетенции и исследовательской компетентности в целом.
Матрица представляет собой перекрёстное сопряжение конкретной компетенции по группам компетенций исследовательской области компетентности с конкретной формой научно-исследовательской работы обучающегося. Матрица сопряжения представлена в табличной форме. Общий вид матрицы отражён в таблице 2.
Расчёт исследовательской компетентности по группам позволяет построить профиль исследовательской компетентности студента, который графически отражает уровень сформированности каждой группы компетенций исследовательской области компетентности (см. рис. 1).
Таблица 2. Общий вид матрицы сопряжения компетенций исследовательской области компетентности и основных видов НИД обучающихся ВПО
Виды НИД бакалавров, магистров Группы компетенций Вид 1 Вид 2 Вид к
Форма 1.1 Форма 1.2 Форма 1.т Форма 2.1 Форма 2.2 Форма 2.т Форма к.1 Форма к.2 Форма к.т
Группа 1 компетенция 1.1
компетенция 1.2
компетенция 1.т
Группа 2 компетенция 2.1
компетенция 2.2
компетенция 2.т
Группа п компетенция п. 1
компетенция п.2
компетенция п.т
Группы компетенций
Рис. 1. Профиль исследовательской компетентности студента Петрова
Мониторинг исследовательской компетентности студента, включающий оценку уровня исследовательской компетентности, является эффективным инструментом кор-ректировки процесса управления научно-исследовательской деятельностью индивидуально для каждого обучающегося и системы НИРС в целом. Мы предлагаем осуществлять такой мониторинг каждый семестр, определяя приращение исследовательской компетентности студента и проводя с помощью научного руководителя или заместителя заведующего кафедрой по науке его качественный анализ. Более того, такая форма мониторинга обеспечивает необходимую сопоставимость и, как следствие, сравнение результатов по формированию исследовательской компетентности в подсистеме управления НИРС вуза в целом, позволяя не только следить за достижениями студентов, но и планировать уровень их исследовательской компетентности на каждом этапе обучения [3].
Для проведения сравнительного анализа мы предлагаем нанести профили лучших студентов-исследователей по факультетам за один период на общий график (рис. 2).
Здесь очевидна концентрация одинаковых значений вокруг проектировочной и познавательной групп компетенций, а также разброс в группах компетенций оценочная, аналитическая, решения проблем и системная. Более глубокий статистический анализ (Таблица 3) показывает, что наибольший размах вариации достигается в аналитической группе компетенций, а минимальный — в познавательной группе компетенций. При этом коэффициент вариации достигает минимального значения в инструментальной группе компетенции, а максимальное — в проектировочной группе компетенций. Тогда научным руководителям следует обратить особое внимание именно на аналитическую, проектировочную и познавательную группы компетенций.
—♦— Петров -■— Грищенко
Листов -*— Пустова -ж— Макренко —•— Стидубов —1— Каширина
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Группы компетенций
Рис. 2. Наложение профилей лучших студентов-исследователей по факультетам
за один отчётный период
Таблица 3. Статистический анализ исследовательской компетентности лучших студентов-исследователей по группам компетенции
Группа компетенций Среднее значение Размах вариации Коэффициент вариации
1. Информационная 131,18 136,00 42,32%
2. Проектировочная 43,70 61,70 57,56%
3. Оценочная 179,65 220,63 44,96%
4. Креативная 108,76 140,20 48,82%
5. Исследовательская 131,08 151,60 47,91%
6. Инструментальная 243,11 205,05 33,11%
7. Аналитическая 229,11 297,08 46,88%
8. Познавательная 52,59 55,90 39,01%
9. Общенаучная 124,58 155,43 44,30%
10. Когнитивная 78,24 108,35 52,64%
11. Решения проблем 181,45 245,65 49,33%
12. Приобретения нового
знания 131,98 133,73 38,30%
13. Академическая 119,50 146,50 45,00%
14. Системная 212,01 269,65 47,09%
Минимальное значение Познавательная группа Инструментальная группа
Максимальное значение Аналитическая группа Проектировочная группа
¡М
с з- х ^ ; га н
е
с; с;
га ш га с ю м в
ков
х
0)
ц
О
500 400 300 200 100
0
Однако проведенный статистический анализ не дает возможности количественного сравнения достигнутых результатов между студентами и, тем более, формирования профиля «идеального студента» — планового ориентира на следующий период.
Для определения разницы в профилях студентов рассчитаем евклидовы расстояния между ними по формуле:
р =
N
X(А -В),
(1)
I=1
где Ai — значение ьтого свойства объекта A; Bi — значение >того свойства объекта В.
Тогда мы получим количественное выражение расстояний на множестве пар профилей студентов-исследователей (таблица 4).
Выделение наибольшего и наименьшего расстояний, с точки зрения управления компетентностью студентов, мало эффективно, поэтому мы предлагаем построить полигон частот значений расстояний между профилями студентов-исследователей. Рассчитаем по формуле Стэрджеса величину интерва-
ла:
к = ■
1 + 3,322^ п
654,12 - 59,28
5
= 118,96 (2)
и затем рассчитаем частоту значений расстояний в каждом из семи интервалов (рис.3).
Таблица 4. Расчет расстояний между профилями студентов-исследователей
max
Пары студентов, между профилями которых определяется расстояние Расстояние между профилями студентов-исследователей
Петров-Грищенко 367,818685
Петров-Листов 59,28020327
Петров-Пустова 115,5761437
Петров-Макренко 275,7994471
Петров-Стидубов 488,7678924
Петров-Каширина 601,7395868
Грищенко-Листов 414,8834626
Грищенко-Пустова 263,0690689
Грищенко-Макренко 121,9204659
Грищенко-Стидубов 176,3078972
Грищенко-Каширина 290,4914841
Листов-Пустова 155,5275136
Листов-Макренко 323,6026615
Листов-Стидубов 537,0887311
Листов-Каширина 654,1202683
Пустова-Макренко 166,4583431
Пустова-Стидубов 388,0584951
Пустова-Каширина 509,5670008
Макренко-Стидубов 216,1360905
Макренко-Каширина 341,2300578
Стидубов-Каширина 147,5162661
7 п
2 к с
5 ■8-
о
I.
5
К О с
(О
¡5
и <3 3"
1 -
6
5
4
2 2
1 1
0,00 59,28 178,25 297,22 416,18 535,15 654,12
59,28 178,25 297,22 416,18 535,15 654,12 773,09
Интервалы расстояний между профилями студентов
Рис. 3. Полигон частот расстояний между профилями студентов-исследователей
6
5
4
3
2
0
Построение полигона частот расстояний между профилями студентов показывает их распределение с обрывом слева. Такой вид гистограммы свидетельствует о плохой воспроизводимости процесса управления научно-исследовательской работой студентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что полученные результаты при общей положительной тенденции основных результатов НИРС (Таблица 1) не являются системными, т.е. в следующих периодах те же студенты-исследователи или студенты, только начинающие заниматься исследовательской работой, вряд ли продемонстрируют аналогичные или близкие к ним результаты. Поэтому возникает необходимость индивидуального планирования научно-исследовательской деятельности студентов, основу которой может составить формируемый подразделением управления НИР студентов профиль «идеального студента», отвечающий уровню исследовательской компетентности лучшего студента-исследователя предыдущего периода оценки.
Библиографический список
1. Котлярова Е.А. К вопросу об управлении образовательным процессом на основе компетентностного подхода. Инновационная
личность как резерв социально-экономического развития России: Материалы всероссийской научно-практической конференции / РГЭУ «РИНХ». — Ростов-на-Дону: издательство РГЭУ «РИНХ», 2009, 164-173 с.
2. Котлярова Е.А. Формирование областей компетентности и групп компетенций в рамках компетентностного подхода к управлению образовательным процессом / Вопросы экономики и права: Сборник статей аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук. Выпуск 7 / Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». — Ростов-на-Дону: издательство РГЭУ «РИНХ», 2009, 177-193 с.
3. Механцева К.Ф. Экономико-статистическое моделирование качества организации: теория, методология, практика: монография / Под науч. ред. Масловой Н.П.; Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». — Ростов н/Д, — 2007. — 255 с. — 122-135 с.
4. Осипова СИ. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей // Сайт филиала ГОУ ВПО «Красноярский го -сударственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Железногорске — http://www.fkgpu.ru/.
Чернова Т.В.
ПОДХОДЫ К СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Системная трансформация общественного устройства современной России обеспечила конституционное разграничение полномочий по предметам ведения между тремя уровнями власти: органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Вступивший в силу с 1 января 2006 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» способствует повышению самостоятельности и усилению ответственности местных органов власти в принятии любых управленческих решений, что обусловливает необходимость разностороннего информационного обеспечения последних и определяет тем самым потребность в формировании системы муниципальной статистики. Муниципальная статистика позволяет местным органам власти использовать достовер-
ную статистическую информацию для решения и оперативных, и стратегических задач. Материалы муниципальной статистики также необходимы региональным властям, поскольку позволяют оценить не только степень и уровень функционирования тех или иных муниципальных образований, находящихся на данной территории, но и определить их рейтинг по отдельным показателям и направлениям развития, выявить «узкие места» в социально-экономическом положении различных видов поселений.
В настоящее время в практической деятельности местных органов власти рекомендована к применению «Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования», разработанная Федеральной службой государственной статистики в 2002 г. Система показателей состоит из