Е.А. Котлярова
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Аннотация
В статье раскрыта структура компетентности специалиста, определены группы исследовательской компетентности. Автором предлагается матрица сопряжения компетенций исследовательской области компетентности и основных видов научно-исследовательской работы студентов ВУЗа, которая позволяет произвести системный мониторинг достигнутого уровня приобретённых студентами компетенций исследовательской области компетентности.
Annotation
The author develops the idea of a specialist competence structure and determines the research competence groups in the article. The matching matrix of research competences and main kinds of students’ research work in a higher education institution, which allows to monitor the achieved level of the acquired competences in research work as a part of the competency, is suggested.
Ключевые слова
Компетенция, компетентность, научно-исследовательская работа, балльно-рейтинговая система, оценка, студент, управление.
Key words
Competence, competency, research work, point rating system, assessment, student, management.
Актуальность перехода системы образования на компетентностный подход обоснована рядом причин. Среди них наиболее значимой является отсутствие, при глубокой фундаментальной подготовке выпускников отечественных вузов, навыков практической деятельности и способности применения знаний в реальной про-
фессиональной деятельности, способности анализа, синтеза, выдвижения причин и следствия.
Суть компетентностного подхода впервые была сформулирована в 2001 году в «Стратегии модернизации содержания общего образования» [8], перемещая акцент содержания образования из плоско-
2009 № 3
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
сти знаний в плоскость умения применять полученные знания и собственные навыки на практике, в том числе и в профессиональной деятельности. В компетентност-ном подходе результат образования выражается в компетенциях (компетентностях). Между тем на сегодняшний день термины «компетентность» и «компетенции» не имеют общепринятой дефиниции. Поэтому считаем необходимым уточнить определения компетентности и компетенции как объекта управления в образовании следующим образом: компетентность в образовании - это интегрированная конечная характеристика результата образовательного процесса, выраженная в компетенциях. При этом, под компетенцией (опираясь на определение Хуторского А.В. [9]) мы предлагаем понимать «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности),
задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним».
Однако в настоящее время недостаточно разработаны системы оценки компетенций и компетентности как результата образовательного процесса.
Учитывая, что компетентность, как интегрированная конечная характеристика результата образовательного процесса, состоит из множества компетенций, которые имеют какие-либо обобщающие признаки (т.е. объединяются в группы), предлагаем объединить группы компетенций в конкретную область компетентности по видам деятельности. Общая схема категории «компетентность» как результата образовательного процесса представлена на рисунке 1.
Компетентность
Область компе тентности 1 )
Область компетентности 2 )
Рис. 1. Общая схема категории «компетентность» как результата образовательного процесса.
Анализ групп компетенций позволил определить следующие области компетентности, всего нами выделено их семь: исследовательская, социальная, личностно-культурная, профессиональная, учебная, организационная, информационнотехнологическая.
Социальная область компетентности включает такие группы компетенций как коммуникативная, социальноличностная, социально-трудовая, социально-психологическая. Личностно-
культурная область компетент-ности состоит из следующих групп компетенций:
общекультурная, ценностно-смысловая, личностного самосовершенствования. Профессиональная область компетентности содержит профессиональную группу компетенций, специальную и производственно-технологическую. Учебная область компетентности - это две группы компетенций: учебная (умение учиться) и учебно-познавательная. Организационная область компетентности включает организационную группу компетенций и организационно-управленческую. Информационно-технологическая область компетентности содержит группу компетенций «владение информационными технологиями». В исследовательскую область входят следующие группы компетенций: информационная, проектировочные, оценочные, творческие, научно-исследовательские, инструментальные, аналитические, познавательные, общенаучные, когнитивные, решение проблем, приобретение нового знания, академические, системные.
Следовательно, основополагающей областью компетентности при подготовке современного специалиста можно считать исследовательскую, т.к. данная область содержит наибольшее количество групп компетенций. Компетенции данной области компетентности способствуют становлению таких качеств как инициативность, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать, использовать, систематизировать информацию и др. Данные способности необходимы современному креативному профессионалу, способному решать производственные задачи.
В связи с этим возникает необходимость идентификации основных групп исследовательской области. Систематизировав компетенции, предло-женные разными авторами, и дополнив их собственными разработками, предлагаем считать, что исследовательская область компетентности всего содержит 14 групп компетенций. Выделенные 14 групп компетенций исследовательской области компетентности близки между собой следующим образом:
1. Аналитическая группа - это такие компетенции, которые отражают уровень ана-
литического мышления, логики его построения. Это способности к анализу и синтезу, умения делать выводы, навыки критического восприятия информации.
1.1. Информационная группа компетенций включает такие компетенции, которые определяют уровень владение информацией (способностями поиска, обработки, хранения, передачи, проверки подлинности и другие операции, связанные с информационными потоками).
1.2. Группа оценочных компетенций включает такие компетенции, которые определяют способности по применению методов оценки информации, действий, процессов; логики критического мышления, анализа.
1.3. Группа инструментальных компетенций. Данная группа компетенций включает технологические умения, такие как умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления и т. п. В данную группу также входят компетенции, определяющие уровень владения лингвистическими, коммуникативными, управленческими, организационными, техническими и другими способностями, позволяющими качественно, доступно и полной мере представить публично, письменно, в виде презентации и другим образом результаты исследования.
2. Группа исследовательских, научноисследовательских компетенций способности, умения и навыки, позволяющие проводить самостоятельное исследование или его этапы.
2.1. Группа общенаучных компетенций представлена способностями, навыками и умениями, включающими в себя универсальный набор научных знаний о нормах, методах, теориях исследования.
2.2. Группа системных компетенций отражает «сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы» [4], а также способности позволяющие управлять временем и окружающей
средой, выстраивать стратегии.
2.3. Проектировочные, проектные, проектно-конструкторские компетенции.
Данная группа компетенций отражает способности и умения по созданию и управлению проектами.
2.4. Группа компетенций решение проблем - это такие способности и умения личности, которые помогают воспринимать, оценивать проблемы и принимать ответственные решения, способствующие их разрешению.
3. Познавательная группа. Познавательный потенциал определяется, прежде всего, объектом и качеством информации, которой владеет личность. Он также включает в себя психологические качества, обес-печи-вающие продуктивность познавательной деятельности человека. Возникновение потребности в процессе научноисследовательской деятельности получения нового знания и невозможность проведения научных исследований без него инициирует познавательную потребность личности.
3.1. Академические компетенции отражают умения и способности связанные с освоением знаний по дисциплинам учебного процесса.
3.2. Группа компетенций по приобретению нового знания отражает возможности и способности индивида по усвоению нового знания.
3.3. Группа когнитивных компетенций отражает уровень владения знанием и его пониманием.
3.4. Группа творческих (креативных) компетенции отражает творческий потенциал личности, определяемый комплексом умений, навыков и способностей, позволяющих принимать нестандартные решения и обладать новым видением типовых проблем.
Таким образом, компетентность состоит из нескольких областей, включающих группы компетенций. Объектом данного исследования является формирование компетенций исследовательской области компетент-ности или исследовательской компетентности. Формированию исследовательской компетентности у студента ву-
за способствует выполнение научноисследовательской работы.
Для эффективного управления научно-исследовательской работой студентов (НИРС) вуза предлагаем оценивать приобретаемую исследовательскую компетентность студентов (бакалавров, магистров), что позволит корректировать процесс управления научно-исследовательской
деятельностью индивидуально для каждого обучающегося и как системы в целом.
В оценке исследовательской компетентности студентов вуза были учтены основные виды НИРС, дополняющие учебный процесс и параллельные учебному процессу. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс не была принята в расчёт по двум причинам. Во-первых, оценивание данного вида НИРС включено в учебный процесс. Во-вторых, данный вид НИРС развивает только лишь начальные навыки исследовательской деятельности и, по нашему мнению, не способствует достаточному формированию исследовательской компетентности студентов.
В научно-исследовательской работе, дополняющей учебный процесс и параллельной учебному процессу, были выделены основные традиционные формы поощрения за достигнутые результаты. Следует обратить внимание, что в оценку исследовательской компетентности включены только те научно-исследовательские работы, по которым был достигнут какой-либо результат, подтверждённый документально (диплом, грамота, сертификат и т.д.). Профессор Казанского государственного технологического университета О. Михайлов [2] также считает наиболее эффективной оценку по конечному результату.
Для определения уровня исследовательской компетентности студентов разработана матрица сопряжения исследовательской области компетентности и основных форм научно-исследовательской работы студентов вуза. Данная матрица представляет собой перекрёстное сопряжение конкретной компетенции по группам компетенций исследовательской области ком-
петентности с конкретным видом научноисследовательской работы студентов.
Матрица сопряжения представлена в табличной форме. Общий вид матрицы отражён в таблице 1.
В таблице 2 представлен фрагмент матрицы сопряжения компетенций исследовательской области компетентности и основных видов НИРС.
При помощи матрицы сопряжения компетенций исследовательской области
компетентности и основных видов НИРС, в зависимости от профессии, которую получает студент, или от того, какие именно компетенции (группы компетенций) исследовательской области компетентности необходимо формировать в большей степени в целом или в данный период времени, целесообразно рекомендовать студенту те или иные виды деятельности, выполнение которых приводит к формированию желательных компетенций.
Таблица 1. Общий вид матрицы сопряжения компетенций исследовательской области компетентности и основных видов НИРС
Результаты всех видов НИРС, встроенной в учебный процесс, в своём большинстве оцениваются по балльной системе или системе зачёта [1]. Балльнорейтинговая система оценки выпускной квалификационной работы (являющейся основной формой НИРС, встроенной в учебный процесс) была разработана Н. Соловьевой и М. Крыловой [7]. Бальная
система оценивания уровня исследовательской компетентности была выбрана и для определения уровня исследовательской компетентности студентов вуза. По нашему мнению, данная система оценивания позволяет свести к минимальному значению так называемый «человеческий фактор».
2009 № 3 Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Таблица 2
Матрица сопряжения компетенций исследовательской области компетентности и основных видов НИРС (фрагмент)
Группы компетенций № Компетенции Конкурсы и олимпиады научных работ Конкурсы практикоориентированных научно-исследовательских проектов Научно-практические конференции и т.д.
Медаль Диплом I степени Диплом II степени Диплом III степени Почётная грамота Грамота Сертифрікат за участие Медаль Диплом I степени Дипломі! степени Диплом III степени Почётная грамота Г рамота Сертификат за участие Диплом I степени Диплом II степени Диплом III степени Почётная грамота Г рамота Благодарность за участие
® Информационная группа 1.1. способность к обработке информации (владение способами приема, хранения, передачи, использования информации) 10 9 8 7 6 5 3 9 8 7 6 5 4 3 7 6 5 4 3 2
1.2. способность использования информационных ресурсов, в том числе с применением автоматизированных информационных систем и технологий 10 9 8 7 6 5 3 9 8 7 6 5 4 3 7 6 5 4 3 2
1.3. владение навыками продуктивного поиска информации 10 9 8 7 6 5 3 9 8 7 6 5 4 3 7 6 5 4 3 2
1.4. способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из различных источников 10 9 8 7 6 5 3 9 8 7 6 5 4 3 7 6 5 4 3 2
1.5. способность изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний 10 9 8 7 6 5 3 9 8 7 6 5 4 3 7 6 5 4 3 2
1.М 1 Д. и т.д. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
оо
Разработанная матрица сопряжения исследовательской области компетентности и основных форм НИРС позволяет наиболее эффективно и объективно произвести мониторинг достигнутого уровня приобретённых студентами компетенций исследовательской области компетентности. Данная оценка может применяться в образовательном процессе вуза для совершенствования эффективности управления системой научно-исследовательской работы студентов и повышения качества подготовки специалистов.
Библиографический список
1.Балашов В.В., Лагунов Г.В., Малюгина И.В., Масленников ВВ., Момот А.И., Першуткин Б.В., Поршнев А.Г., Рулёв В.М., Румянцев В.С., Стриханов М.Н. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: Монография. В 3-х ч. Часть первая. Основные предпосылки организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов в вузах. - 2-е изд., испр. и доп./ ГУУ. - М., 2002. - 216 с.
2. Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки специалиста http://technical.bmstu.ru.
3.Михайлов О. «Подводные камни» рейтинговой системы // Высшее образование в России, № 8, 2008. - с. 29-34.
4. Описание проекта «Настройка образовательных структур» (TUNING Educational Structures) сайт Государственного Университета - Высшая Школа Экономики. http://www.iori.hse.ru.
5.Рекомендуемый для включения в ФГОС
ВПО перечень универсальных компетенций (по результатам экспертизы)
http://rc.edu.ru.
6.Сальников Н., Барухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России, 2008, № 2, С. 3-11.
7. Соловьева Н., Крылова М. Рейтинговая оценка выпускной квалификационной работы // Высшее образование в России, № 9,
2007. - с. 91-94.
8.Форум «Модернизация в городской сис-
теме образования». Стратегия модернизации содержания общего образования. http://gcon.pstu.ac.ru.
9.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».-2002.-
http://www.eidos.ru.
Bibliographic list
l.Balashov V. V., Lagunov G. V., Malyugina
1. V., Maslennikov V. V., Momot A. I., Per-shutkin B. V., Porshnev A. G., Rulyov V. M., Rumyantzev V. S., Strikhanov M. N. Organization of students’ research activity in higher educational institutions of Russia: Monograph. In 3 parts. Part one. Main preconditions of students’ research activity organization and development in higher educational institutions. - 2d edition, revised and enlarged/ SUM. - М., 2002. - 216 p.
2.The model of the Federal Educational State standard of Higher Vocational Education for Specialists http://technical.bmstu.ru
3.Mikhaylov O. «The pitfalls» of the rating system // Higher education in Russia, № 8,
2008. - p. 29-34.
4.Project description «Educational structures adjustment» HSE website - Higher School of Economics. http://www.iori.hse.ru;
5.The list of universal competences recommended for introduction in FSEI HPE (based on the results of expert examination) http://rc.edu.ru
6.Salnikov N, Barukhin S. High school reforming: a new educational model conception // Higher education in Russia, 2008, № 2, P. 3-11.
7.Solovyova N., Krylova M. Rating assessment of the graduate qualification work // Higher education in Russia, № 9, 2007. - p. 91-94.
8.Forum «Municipal educational system development». The strategy of basic education content development http://gcon.pstu.ac.ru;
9.Khutorskoy A. V, The key competences and educational standards// E-magazine«Ados» 2002.http://www.eidos.ru.