стр. 139 из 249
10. www.rassiatourism.ru (Дата обращения: 03.03.2011)
11. www.strategy.ru (Дата обращения: 01.03.2011)
12. ^раны и регионы мира. Экономико-политический справочник. / Под ред. А.С. Булатова. М., 2010.
УДК 311.3.4
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РОСТА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО
ПРОДУКТА БРЯНСКОЙ ОБАСТИ
Мишина Мария Юрьевна, доцент, [email protected],
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск
The article, the statistical analysis of the gross regional product of the Bryansk region and identified the factors influencing its growth.The author strategy socio-economic development of the Bryansk region.
В статье проведен статистический анализ валового регионального продукта Брянской области и выделены факторы, влияющие на его рост, предложена стратегия социально-экономического развития Брянской области.
Keywords: gross regional product, the resource aspect of regional effectiveness, extensive and intensive factors
Ключевые слова: валовой региональный продукт, ресурсный аспект региональной эффективности, экстенсивные и интенсивные факторы
Валовой региональный продукт является важнейшим показателем развития экономики на макроэкономическом уровне. Этот показатель характеризует взаимосвязанные аспекты экономического процесса: производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг. Объем валового регионального продукта в 2008 году в основных ценах сложился в объеме 137,5 млрд руб. или 129,6% в сопоставимых ценах к уровню 2007 года. В 2009 году объем ВРП в Брянской области снизился на 1,3 млрд руб. по сравнению с предыдущим периодом. Объем валового регионального продукта в 2009 году оценивается в объеме 136,2 млрд руб. или 95% в сопоставимых ценах к уровню 2008 года (132,4% к уровню 2003 года). Ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта области, являются: обрабатывающие производства; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; оптовая и розничная торговля, на долю которых приходится около 70% произведенного ВРП. Несмотря на сокращение в конце года объемов производства в
стр. 140 из 249
промышленном секторе области под влиянием финансово-экономического кризиса, итоги работы за 2008 год свидетельствуют о сохранении положительных тенденций. Предприятиями производственного сектора области отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 83,7 млрд руб., что на 23,9% больше, чем в 2007 году.
Кризисные моменты затронули экономики на всех уровнях. Это характеризует показатель индекса объема промышленного производства. В 2009 году в РФ данный показатель (в % к 2004 году) почти достиг уровня 2005 года, в центральном федеральном округе почти сравнялся с показателем 2006 года. В Брянской области в рамках данного сравнительного анализа дела обстают чуть лучше, рассматриваемый показатель не снизился до уровня 2006 года, но резкий спад все-таки был зафиксирован.
По группе обрабатывающих производств объем отгруженных товаров в действующих ценах увеличился на 25,4% к 2007 году и составил 74,1 млрд руб. Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам составил 109,9%, в том числе на предприятиях, производящих транспортные средства и оборудование — 157,2%; в целлюлозно-бумажном производстве — 281,7%; в химическом производстве — 108,5%; в производстве электрооборудования — 101,7%, в текстильном и швейном производстве — 103,1% [3, с. 25].
В структуре обрабатывающих производств выпуск транспортных средств и оборудования занимал 24%, производство пищевых продуктов — 23,7%, машин и оборудования — 9,1%, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность — 5,4%, обработка древесины и производство изделий из дерева — 3,9%. Предприятия этих видов деятельности оказывают определяющее влияние на развитие «обрабатывающих производств» в целом. На предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды за 2009 год отгружено товаров собственного производства на сумму 9,5 млрд руб. или 114,2% к уровню 2007 года. Индекс промышленного производства составил 96,1%. Есть и негативные показатели, например, отставание региона по многим макроэкономическим показателям в пересчете на душу населения. В частности, объем ВРП на душу населения в Брянской области более чем в два раза ниже, чем по России в целом. Брянская область относится к третьей группе областей -«экономически слаборазвитые регионы» во всем центральном федеральном округе по уровню конкурентоспособности экономики. Критерием для составления данных групп использовался показатель ВРП на душу населения. В среднем в данной группе ВРП на душу населения в 2006 году составлял 66817,18 руб. Среди 6 регионов данной группы, к которой, кроме Брянской области, относятся Воронежская, Ивановская. Костромская, Орловская и Тамбовская области, Брянская область имела минимальное значение показателя ВРП на
стр. 141 из 249
душу населения, равное 61588,3 руб. В 2007 году этот показатель немного увеличился и составил 80529,0 руб., что переместило Брянскую область с последнего на предпоследнее место по данному показателю в центральном федеральном округе, опередив лишь Ивановскую область. А в 2009 году данный показатель опять снизился и составил 104793,6 руб. [1, 2].
Анализируя сложившуюся ситуацию, местные власти в лице администрации Брянской области уделяют данному вопросу особое внимание. В стратегии управления экономическим развитием Брянской области до 2025 года одной из первостепеннейших целей заложено достижение уровня ВРП на душу населения — 780 тыс. руб. Это позволит в целом увеличить и уровень жизни населения. Реализовывать данную стратегию администрация области собирается за счет проведения системы мероприятий по развитию различных видов экономической деятельности для обеспечения достаточного повышения доходов бюджета Брянской области.
Формирование объема ВРП Брянской области в стоимостном разрезе отражается в статистической модели ВРП, показывающей балансовую взаимосвязь факторов: выпуска товаров и услуг, промежуточного потребления и добавленной стоимости. Эта взаимосвязь представлена в виде счета производства - основного счета СНС, составленного на основе данных официальной статистической информации, собираемой Брянскстатом. Удельный вес промежуточного потребления из года в год колеблется. В 2007 году он уменьшился на 0,8 процентных пункта (п.п.) и составил 48,9% от выпуска, в 2008 году данный показатель увеличился на 0,5 п.п. и составил 49,4%.
Эффективность использования промежуточного потребления за 2008 год снизилась на 1,96%. Если в 2007 году на 1 руб. промежуточного потребления приходилось 1 руб. 04 коп. ВРП, то в 2008 году - 1 руб. 02 коп. Следовательно, увеличился обратный показатель -затратоемкость. В 2008 году на 1 руб. ВРП необходимо было затратить 98 коп. промежуточного потребления, а в 2007 году - 96 коп.
Важную роль при наращивании производства играет ресурсный аспект региональной эффективности. Показатель ресурсоотдачи, отражающий производство ВРП на условную единицу производственно-ресурсного потенциала, в 2008 году по отношению к предыдущему периоду увеличился на 28,4%, а к 2006 году - на 58,2%.
Самый высокий показатель ресурсоотдачи, за исследуемый период, наблюдался в 2008 году. В этом же периоде и наиболее высокий темп роста ВРП. Этому способствовало увеличение численности занятых в экономике в 2008 году, рост производительности труда, увеличение стоимости основных фондов и материальных оборотных средств. Причем темп роста производительности труда выше темпа роста численности занятых в экономике на
стр. 142 из 249
27,62 п.п. Негативное влияние на рост ВРП оказало колебание показателей материалоотдачи и фондоотдачи. При рассмотрении ВРП с применением метода индексного факторного анализа можно подробно рассмотреть влияние различных факторов на прирост ВРП. Распределим рассмотренные и рассчитанные выше факторные показатели на две группы: экстенсивные и интенсивные. Предположим, что вначале вступает в действие количественный фактор (экстенсивные показатели), а затем качественный (интенсивные показатели). К экстенсивным факторам отнесем изменение численности занятых в экономике, увеличение стоимости основных фондов, а также рост запасов материальных оборотных средств. В качестве интенсивных факторов примем производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу. Сравнение показателей факторной структуры производства ВРП позволяет установить, что ведущим фактором экономического роста в анализируемых условиях является рост основных фондов, материальных оборотных и производительности труда.
На основе корреляционного анализа, проведенного с помощью программного продукта SPSS, были установлены взаимосвязи между рассматриваемыми факторами и показателем ВРП в текущих ценах, который в данном случае выступает в роли результативного фактора. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что факторы подобранны для корреляционного анализа достаточно грамотно, так как имеется довольно тесная связь между ВРП и всеми рассмотренными факторными показателями. Итак, показатель ВРП в текущих ценах и показатель «основные фонды» имеют тесную и прямую связь. Это значит, что корреляция существенна, и можно утверждать с вероятностью 95%, что при увеличении показателя основные фонды ВРП будет увеличиваться (коэффициент корреляции Пирсона равен 0,953 при достаточно малой вероятности ошибки второго рода Sig. (2-tailed) = 0,047). Аналогично уже с большей вероятностью (99%) можно говорить о прямой и сильной тесной связи между ВРП и показателями материальных оборотных средств и производительности труда, коэффициенты Пирсона, которых соответственно равны -0,992 и 1. Ошибки так же, как и в первом случае, малы и составляют 0,008 и 0,000 соответственно. Взаимосвязь остальных факторов с величиной ВРП в текущих ценах также наблюдается тесная и прямая, но уже не такая сильная, как в ранее рассмотренных случаях. Коэффициент Пирсона между среднегодовой численностью занятых в экономике и показателем ВРП равен 0,925 при ошибке 0,075. Самая низкая связь была зафиксирована между фондоотдачей и ВРП: в данном случае коэффициент Пирсона составил 0,833, а вероятность ошибки в этом анализе наибольшая из исследованных случаев и равна 0,167.
стр. 143 из 249
Рост производительности труда в организациях Брянской области в рассматриваемый период в большей степени обусловлен использованием существующих мощностей в силу их неполной загруженности в предыдущие годы, а, значит, и неполной загруженности работающего персонала. Для интенсификации производства необходим рост производительности труда за счет внедрения новых технологий и научных разработок. Брянская область пока не может конкурировать в данной области с другими субъектами центрального федерального округа (ЦФО) Российской Федерации, потому что по показателю внутренних затрат на исследование и разработки Брянская область занимает 15 место из 17 областей ЦФО, данные основаны на сравнительном анализе проведенном в Microsoft Excel. Подтверждением указанного мнения также может служить и снижение в 2009 году числа организаций, выполняющих исследование и разработки с 27 в 2008 году до 23 предприятий в 2009 году. Исчерпав лимит роста производительности труда экстенсивным методом, прекратится увеличение производительности, в связи с не имением на сегодняшней день в Брянской области роста показателей интенсивного изменения производительности труда. Если нет возможности собственными силами повышать данный показатель, то одним из решений данной проблемы, известным в экономике, является активизация инвестиционного процесса. Показатель ВРП является критерием для оценки деятельности различных структур и показателем, на который опираются при оценке рейтингов региона, инвестиционной привлекательности территории, уровня жизни населения региона и многих других показателей, всесторонне характеризующих жизнь субъекта РФ.
В рамках стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года приоритетными направлениями в экономики региона будут являться: увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики; реализация конкурентных преимуществ региона через создание транспортно-логистического комплекса межрегионального значения и развитие приоритетных видов экономической деятельности, в которые входят: развитие машиностроительного и химического секторов экономики; развитие промышленности строительных материалов; развитие лесопереработки; развитие инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности; совершенствование и развитие финансово-кредитного сектора экономики; развитие транспортной (автомобильных и железных дорог) и энергетической инфраструктуры; развитие потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг, а также развитие различных форм малого бизнеса; восстановление АПК, полностью обеспечивающего потребности региона в качественных продуктах питания; возрождение сельскохозяйственного и промышленного производства на территориях, выведенных из экономического оборота после аварии на Чернобыльской АЭС; создание на территории юго-
стр. 144 из 249
западных районов области особой экономической зоны [3, с. 21].
Качественный рост промышленного производства, подъем экономики в современных условиях невозможен без интенсивного развития инновационной составляющей. Для этого необходима консолидация научных, технических, правовых, материальных и социальных ресурсов. Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий. Малый бизнес вносит существенный вклад в трансформацию структуры различных секторов экономики, выступает основой формирования новых рынков. В силу своей гибкости и адаптивности малый бизнес, с одной стороны, играет роль инкубатора экономических и технологических инноваций, которые в случае успеха распространяются на всю экономическую систему, а с другой - дает экономике мощный импульс устойчивой положительной динамики.
Малый бизнес является инновационным по своей природе, однако в условиях экономики он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений. Во-первых, малый бизнес выступает в качестве такой институциональной структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системы в целом, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития. Во-вторых, благодаря современным информационным технологиям, которые существенным образом меняют саму модель функционирования различных структур, обеспечивается доступ малых предприятий к новым видам деятельности, увеличивается доля малого бизнеса на рынке товаров и услуг. В-третьих, информационные технологии создают условия для снижения издержек производства и позволяют малым предприятиям повысить свою конкурентоспособность.
Переход к ресурсосберегающему и конкурентоспособному типу развития экономики региона требует ее институционального переустройства, обеспечения рационального сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования инновационной деятельности малого предпринимательства, которое должно позволить устранить сложившиеся барьеры, затрудняющие перераспределение финансово-инвестиционных ресурсов в приоритетные сферы экономики региона и получение масштабного ресурсосберегающего эффекта.
Сейчас важно реализовать ресурсосберегающую модель преобразования внутренней и внешней среды инновационной сферы предпринимательской деятельности, ориентированную на решение сложившихся проблем институциональной трансформации предприятий и повышение их конкурентоспособности. Отказ от ресурсорасточительной
стр. 145 из 249
концепции функционирования инновационной деятельности малого предпринимательства требует смены модели взаимодействия региона с предпринимательскими структурами, реформирование государственных структур на основе активного использования рыночных методов менеджмента. Необходимо провести реформу регионального управления, включая его рационализацию и демократизацию, освоение эффективных технологий корпоративного управления с учетом передового российского и зарубежного опыта.
Государственная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна способствовать осуществлению структурных изменений следующим образом:
1) стимулировать совершенствование структуры существующих отраслей, ускоряя их переход из неконкурентоспособных сегментов экономики в сегменты с более высоким потенциалом роста;
2) помогать диверсификации благодаря внедрению новых производств и видов услуг. Малое предпринимательство характеризуется низким уровнем собственных
накоплений и практическим отсутствием временно свободных денежных средств. Сложившаяся ситуация с особой остротой выдвигает необходимость формирования эффективной системы финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности малого бизнеса, устранения сложившихся финансово-институциональных барьеров, затрудняющих переход малого предпринимательства на траекторию инновационного развития и повышение его конкурентоспособности, изменении роли и функции финансовых институтов и инструментов в соответствии с требованиями времени.
Эффективность использования потенциала города Брянска и области во многом зависит от условий инновационной деятельности малых предприятий, их участия в структурной перестройке и модернизации промышленности, строительной индустрии, развитии сферы услуг. В соответствии с Концепцией развития инновационной инфраструктуры на территории Брянской области до 2015 года произойдет рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаре с 0,6 по 8%; увеличение количества организаций, занимающихся разработкой инноваций в Брянской области, внедрение в производство от 6 до 20 передовых технологий. Программы поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства должны быть ориентированы на активное использование мер, способствующих получению наибольшего сетевого эффекта развития хозяйственной деятельности. К их числу следует отнести, например, разработку проектов создания площадок для работы малых предприятий, а также территориальной производственной зоны для субъектов малого предпринимательства. Приоритетные подходы в развитии малого инновационного предпринимательства нашли отражение в проекте
стр. 146 из 249
«Региональный бизнес-инкубатор», направленном на создание брянской модели национальной инновационной системы [3, с. 106].
Областное стимулирование должно вестись в следующих направлениях:
1) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
2) информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
3) совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности на региональном уровне;
4) научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства;
5) разработка и реализация новых финансовых технологий поддержки субъектов малого предпринимательства;
6) разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах;
7) разработка и реализация мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями для достижения ими материальной независимости;
8) организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российские и международные рынки, взаимодействие со средствами массовой информации.
Таким образом, с развитием рыночных отношений растет заинтересованность регионов в повышение конечных результатов воспроизводственного процесса, главным из которых является ВРП. Он обеспечивает рост региональной эффективности, необходимой для развития экономики и повышения уровня и качества жизни населения данного региона. Показатель ВРП является также критерием для оценки деятельности различных структур и показателем, на который опираются при оценке рейтингов региона, инвестиционной привлекательности территории, уровня жизни населения региона и многих других показателей, всесторонне характеризующих и дающих наглядную картину жизни субъекта РФ.
Литература
1. Ежегодный статистический сборник по Брянской области. Брянск: Брянскстат, 2008.
2. Ежегодный статистический сборник по Брянской области. Брянск: Брянскстат, 2009.
3. Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года, утверждена постановлением администрации Брянской области от 20 июня 2008 года № 604.