УДК 81.37+81.36]
Павлова А.В.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г Тамбов, Россия
E-mail: [email protected]
СТАТАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МИРА И ЗНАНИЙ О МИРЕ В ЯЗЫКЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Термин «интерпретация» в широком смысле понимается как универсальная способность человека, которая, с одной стороны, выделяет его из всех живых существ, а с другой - определяет развитие когнитивного и языкового сознания. В рамках когнитивного подхода к исследованию языка, опираясь на теорию интерпретации, предложенную Н.Н. Болдыревым, интерпретация определяется как языковая познавательная активность. Ее результаты приводят как к формированию индивидуальной концептуальной системы (первичная интерпретация мира), так и к конструированию действительности человеком относительно системы своего собственного понимания мира и индивидуальных предпочтений (вторичная интерпретация знаний о мире). С этой точки зрения, первичная интерпретация мира в качестве состояний определяется как статальная интерпретация мира, она приводит к формированию различных статальных концептов. Таким образом, в статье понятие «статальная интерпретация» получает методологическое обоснование, раскрывается его научная значимость и описывается необходимость его выделения в отдельный объект исследования как одного из видов интерпретации.
Когнитивная матрица состояния, лежащая в основе статальной интерпретации мира, выступает в качестве когнитивной схемы для вторичной интерпретации знаний о мире с целью формирования статальных смыслов. Когнитивную схему статальной интерпретации формируют «субъект нереферентной активности» и «статичность» (неизменяемость в течение некоторого промежутка времени). Когнитивная схема статальной интерпретации на языковом уровне представлена глагольными экзистенциальными и посессивными корреляциями, структурирующими статальную функцию языкового сознания.
Объектом вторичной интерпретации знаний о мире в качестве состояний, т. е. статальной интерпретации знаний о мире, выступают уже вербализованные данные об объектах и явлениях действительности, зафиксированные в коллективном языковом сознании. Результатом статаль-ной интерпретации знаний о мире становятся новые, индивидуально воспринятые, субъективно вербализованные, часто оценочные данные о состояниях.
Ключевые слова: состояние, концепт, концептуализация, категория, категоризация, интерпретация, статальная интерпретация знаний о мире, интерпретирующая функция языка.
Пресловутые «Монбланы фактов» все еще разделены в когнитивной науке широкими равнинами terra incognita
Б.М. ВЕЛИЧКОВСКИЙ
Осознание того, что человек - не случайный предмет в разобщенном мире, а «в силу качества и биологических свойств мысли центр конструирования универсума» способствовало установлению антропоцентризма как ведущего методологического принципа исследований в разных областях гуманитарного знания [14, с. 140].
Попытки раскрыть антропоцентрическую сущность языка предпринимались на протяжении всей истории развития лингвистической мысли. Однако в силу фундаментальности и многогранности проблема языкового антропоцентризма и сегодня не теряет своей актуальности. Более того, интерес к ней неумолимо растет в связи с появлением новых и уточнением имевшихся данных о человеке как субъекте
познания в рамках таких наук, как биология, психология, антропология, нейронауки. В частности, И.П. Меркулов подчеркивает, что на данный момент «в распоряжении исследователей оказался огромный массив информации о функционировании когнитивной системы человека, несопоставимый по своему объему и достоверности с теми знаниями, которые были накоплены человечеством в течение предшествующих тысячелетий» [9, с. 36].
Учет и анализ этих сведений важен для когнитивных исследований языка, так как при таком подходе язык рассматривается как одна из когнитивных способностей человека, а изучение «способов восприятия мира человеком, представленных в языковой семантике» происходит через призму основных познавательных процессов - концептуализации и категоризации [4, с. 10].
По мнению Н.Н. Болдырева, именно современный когнитивный подход, нацеленный на «выявление соотношения и взаимосвязи мен-
тальных и языковых структур», обеспечивает возможность разработки антропоцентрической теории языка, «поскольку именно в этих взаимосвязях и в этом соотношении и проявляется его антропоцентрическая природа» [7, с. 21].
Опираясь на положение о том, что «человек не отражает мир в языке, а конструирует его с помощью языка в своем сознании», эта теория требует «не только применения нового понятийно-терминологического аппарата, но и коренное изменение взглядов на природу языка, его структуру, функции, семантику его единиц и категорий» [4, с. 10].
С этой точки зрения, исследование состояния в рамках антропоцентрического подхода со всей неизбежностью указывает на необходимость выявления и описания природы статаль-ного концепта, его структурно-содержательных особенностей, когнитивных и языковых механизмов формирования статальных смыслов (см. подробнее [11], [12]).
Принципиальную важность в достижении этой цели приобретает рассмотрение понятия интерпретация, так как эта универсальная когнитивная способность человека лежит в основе конструирования мира в языке. Детерминируемая психофизиологической уникальностью человека и личностным опытом, в том числе языковым, интерпретация предполагает избирательность человека в процессе познания. Выбор различных объектов и характеристик мира и отнесение их к соответствующим когнитивным областям - проявление интерпретирующей функции человеческого сознания. На уровне языка интерпретирующий характер конструирования мира проявляется в выборе различных языковых средств репрезентации объектов и характеристик действительности. Основные выводы изучения специфики интерпретирующей функции человеческого сознания заключаются в том, что «интерпретация как когнитивная активность: 1) структурирована, 2) опирается на существующие коллективные схемы знаний и 3) ориентирована на концептуальную систему индивида, т. е. индивидуальна, субъективна» [1], [2, с. 12].
Согласно теории интерпретации, предложенной Н.Н. Болдыревым, различается первичная интерпретация мира и вторичная интерпретация знаний о мире. Учитывая тот факт, что
«первичная интерпретация означает активное, целенаправленное участие человека в структурировании мира, схематизации опыта взаимодействия с ним», «предполагает выделение единиц знания (концептов) с помощью языка и их объединение в категории с общим языковым обозначением» [3, с. 8], можно говорить о первичной интерпретации мира в качестве состояний, как о статальной интерпретации мира.
Иными словами, языковая интерпретация статичных характеристик объектов и событий действительности, как представляется, суть статальной интерпретации мира. Ее результатом выступает система коллективных знаний о состояниях мира, которые фиксируются такими статальными концептами, как СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА, ПРИРОДЫ, СИСТЕМ. Эти тематические статальные концепты заключают в себе все знания о состояниях мира. Они организуются в концептуально-тематические области и выполняют функцию коллективных когнитивных схем восприятия мира в статике, выступая основанием дальнейшей интерпретации знаний о мире.
Концептуально-тематические области знаний о состояниях выполняют определенную интерпретирующую функцию в процессах формирования конкретных статальных смыслов. Их интерпретирующая функция реализуется в нескольких аспектах: 1) в интерпретации самих состояний, 2) в интерпретации состояний за счет установления межконцептуальных связей и 3) в различных способах структурирования самого статального концепта.
В первом случае коллективные знания о состояниях в рамках определенного статального концепта выступают необходимым контекстом осмысления того или иного статального смысла. Например: холодный душ («температурное состояние воды») - холодный ветер («температурное состояние потока воздуха»); сырое помещение («гигроскопическое состояние ограниченного пространства») - сырое мясо («не доведенное до состояния, при котором его можно употреблять в пищу»); красный помидор («спелый») - красный рак («вареный»).
Во втором случае интерпретация событий мира в качестве состояний осуществляется на основе конструирования логических или метафорических связей между разными
концептуально-тематическими областями и их элементами. Логические связи, как представляется, отражают состояние как побуждение к действию (причинные); состояние как результат действия или бездействия (причинно-следственные); нахождение в нескольких состояниях одновременно (параллельные); одно состояние как следствие другого (следственные); включенность одного состояния в другое (иерархические) и т. д. Интерпретирующая роль человека в конструировании этих связей заключается в выделении и акцентировании определенных статичных характеристик: В комнате бардак, давай сделаем уборку; Не пей холодное -будет горло болеть; Будучи студентом, он еле-еле сводил концы с концами; Быть здоровым и богатым лучше, чем больным и бедным; Ощущение безнадежности лишало его физических сил продолжать борьбу.
Как известно, метафорические межконцептуальные связи по определению субъективны: Терпение - это искусство надеяться (Вове-нарг), Образование - лицо разума (Кей Кавус), Леность - мать всех пороков (Владимир Мономах), Физические недуги - это тот налог, который берет с нас наша окаянная жизнь; одни облагаются более высоким налогом, другие -более низким, но платят все (Честерфилд) [14, с. 259, 109, 110, 233].
Третий аспект интерпретирующей функции статальных концептов проявляется в различных способах их структурирования и конструирования множества межконцептуальных связей внутри них: синонимических (болезнь - заболевание, недуг, хворь, недомогание), антонимических (умный - глупый, больной - здоровый, бедный - богатый, счастливый - несчастный), гиперо-гипонимических (психологическое состояние человека - радость, гнев, страх, уныние, злость, беспокойство, вдохновение, грусть, ненависть, огорчение, неприязнь и т. д.)
Отдельного рассмотрения требует статаль-ная интерпретация объектов и событий за счет их метонимической характеристики, так как специфика концептуализации состояний как преимущественно внутренних характеристик одушевленных и неодушевленных объектов мира проявляется в экспликации части (признака состояния) от целого ( состояния). Например, контекст коллективных знаний о болезненных
состояниях человека формируется такими признаками, как нездоровый цвет лица (бледность или, напротив, покраснение), высыпания на коже, чихание, кашель, насморк, повышенная или пониженная температура тела и т. д. Метонимическая статальная интерпретация мира может быть представлена следующими моделями: состояние субъекта - состояние его части тела или органа (печальные глаза, легкий румянец, красный нос, синие губы), состояние субъекта - действие, в том числе речевое (плач, улыбка, сбивчивая речь, крик, нервная походка, дрожь), состояние - время (в отпуске, на каникулах), состояние - место (на работе, в больнице, в тюрьме, в школе).
Когнитивная матрица состояния (см. подробнее [13]), лежащая в основе первичной статальной интерпретации мира, выступает в качестве когнитивной схемы для вторичной интерпретации знаний о мире. Разделяя мнение Э. Фромма о том, что «наш язык не обеспечивает нас словами, необходимыми для описания многих внутренних переживаний, не соответствующих схеме наших мыслей» [15, с. 346], можно заключить, что когнитивная схема ста-тальной интерпретации мира представляет собой такую схему наших мыслей. На ее основе происходит переосмысление функции языковых единиц, репрезентирующих различные характеристики мира - пространственные, временные, цветовые, звуковые и т. д. с целью формирования статального смысла.
Когнитивную схему статальной интерпретации формируют «субъект нереферентной активности» и «статичность» (неизменяемость в течение некоторого промежутка времени). Концептуальная характеристика «субъект нереферентной активности» в языке может быть представлена наименованием объекта одной из концептуально-тематических областей - ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, СИСТЕМА. Концептуальная характеристика «статичность» профилирует «способ нахождения в пространстве», «общественную формацию», «временную соотнесенность», «локализован-ность в пространстве», «генерализованную активность» и репрезентируется различными языковыми единицами, объединяемыми в языковую категорию статальности. Прототипиче-ский принцип формирования этой категории
определяет ее структуру. Образующие ядро ста-тальные глаголы и так называемые слова категории состояния отвечают основным критериям определения центральности - периферийно-сти языковых единиц категории статальности: 1) первичность реализации статальной функции; 2) предикативность; 3) содержательная соотнесенность с областью определения. Прототипами этих ядерных единиц, как показывают существующие исследования в этой области [18, с. 361-362], [6, с. 59], [19], [17] и собственный концептуальный анализ, выступает корреляция с глагольными сочетаниями экзистенциального (быть в определенном состоянии / настроении / должности) и поссессивного (иметь чувство / мысль / желание / отношение) характера. Соответственно на основе этих корреляций, представляющих структуру статальной функции, происходит вторичная статальная интерпретация, т.е. статальная интерпретация знаний о мире в языке.
Этот тип интерпретации в высшей степени субъективен, так как основан на способности индивидуальной конфигурации знаний и осуществляется в рамках индивидуальной концептуальной системы. Выбранное в качестве эпиграфа к статье высказывание Б.М. Велич-ковского - «Пресловутые «Монбланы фактов» все еще разделены в когнитивной науке широкими равнинами terra incognita» [8, с. 11] - может послужить хорошим примером результата статальной интерпретации знаний о мире. Оно наглядно иллюстрирует интерпретацию не только как фундаментальную и универсальную когнитивную способность человека, но и как языковое творчество ученого, раскрывающее его субъективное понимание современного состояния развития когнитивной науки.
Исключительную важность при изучении статальной интерпретации знаний о мире получает установление концептуально-тематических областей - источников этого вида интерпретации, определение тех концептуальных характеристик, на основе которых возможна вторичная
концептуализация как особо значимый познавательный процесс, в результате которого конструируется тот или иной статальный смысл.
Результаты проведенного исследования вторичных языковых единиц с семантикой состояния свидетельствуют о высоком интерпретирующем потенциале глаголов нахождения в пространстве, колоронимов, пространственной и временной лексики с точки зрения формирования статальных смыслов. Например: батарея телефона села («разрядилась»), платье село после стирки («стало узко»), голос сел («воспалились голосовые связки»), уголовник сел в тюрьму («отбывает наказание»); человека из деревни можно вывезти, а деревню из человека нет; молодость - это состояние души; голубая кровь, зеленым быть легко и т. д.
Подводя итог всему сказанному, подчеркнем, что статальная интерпретация мира определяется как когнитивная способность человека представлять события мира в качестве состояний. Состояние как форма интерпретации мира в языке существует исключительно в индивидуальной концептуальной системе субъекта познания и определяется как статичная характеристика объекта интерпретации. Результат статальной интерпретации мира -количество, объем и конфигурация статальных концептов - зависят от психофизиологической уникальности индивида и его личностного опыта, в большей степени языкового. Когнитивная матрица состояния представляет собой систему взаимосвязанных когнитивных контекстов, репрезентирующих знания о состояниях мира и его объектов. Когнитивная схема статальной интерпретации на языковом уровне представлена глагольными экзистенциальными и посессивными корреляциями, структурирующими статальную функцию языкового сознания. Языковая категория статальности, формируемая на основе статального концепта-функции, обнаруживает прототипический принцип своей организации, объединяя и структурируя все языковые средства выражения состояния.
13.05.2017
Публикация выполнена при поддержке Российского научного фонда (проект № 15-18-10006 «Исследование антропоцентрической природы языка в когнитивном контексте») в Тамбовском государственном университете
имени Г.Р. Державина.
Список литературы:
1. Болдырев, Н.Н. Интерпретирующая функция языка / Н.Н. Болдырев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №31. - Серия: Филология. Искусствоведение. - Вып. 60. - С. 11-16.
2. Болдырев, Н.Н. Роль интерпретирующей функции в формировании языковых категорий / Н.Н. Болдырев // Вестник ТГУ. -2011. - Вып. 1(93). - С. 9-16.
3. Болдырев, Н.Н. Антропоцентрическая сущность языка в его функциях, единицах и категориях / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2015. - №1. - С. 5-12.
4. Болдырев, Н.Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2016. -№4. - С. 10-20.
5. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика глагола: сборник статей / Н.Н. Болдырев. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. -224 с.
6. Болдырев, Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола : монография - 3-е изд. / Н.Н. Болдырев. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 212 с.
7. Болдырев, Н.Н. Антропоцентрическая теория языка. Теоретико-методологические основы / Н.Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. Вып. XXVIII : Антропоцентрический характер языка : коллективная монография / Отв. ред. вып. С.Г. Виноградова. - М.-Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2017. - С. 20-81.
8. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. / Б.М. Величковский. - Т. 1. - М.: Смысл : Издательский центр «Академия». - 2006. - 448 с.
9. Меркулов, И.П. Когнитивная модель сознания / И.П. Меркулов // Эволюция. Мышление. Сознание. - М.: Канон+, 2004. -352 с.
10. Меркулов, И.П. Эволюционирует ли человеческое сознание? / И.П. Меркулов // Философия науки. - Вып. 12: Феномен сознания. - М.: ЦОП Института философии РАН. - 2006. - С.45-70.
11. Павлова, А.В. Состояние как формат языкового знания (на материале современного английского языка) / А.В. Павлова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2016. - №3. - С. 96-102.
12. Павлова, А.В. Статальное форматирование знаний о мире как проявление антропоцентризма в языке / А.В. Павлова // Когнитивные исследования языка. Вып. XXVIII : Антропоцентрический характер языка : коллективная монография / Отв. ред. вып. С.Г. Виноградова. - М.-Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2017. - С. 237-262.
13. Павлова, А.В. Состояние в концептуальном пространстве современного английского языка / А.В. Павлова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - №1. - С. 81-84.
14. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: сб. очерков и эссе / П. Тейяр де Шарден; пер. с фр. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 553 с.
15. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
16. Энциклопедия ума / Автор-сост. С. Дмитренко. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 606 с.
17. Herslund, M. Introduction: Dimensions of possession / M. Herslund, I. Baron and F. Sorensen (eds.) // Dimensions of possession. Typological studies in language. - 47. - Copenhagen: Copenhagen Business school. - 2001. - P. 1-26.
18. Jackendoff, R. Foundations of language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution / R. Jackendoff. - New York: Oxford University Press Inc., 2002. - 477 p.
19. Michaelis, L. A. Stative by construction / L. Michaelis // Linguistics. - 49-6. - 2011. - Р. 1359-1399.
Сведения об авторе:
Павлова Анна Владимировна, ведущий научный сотрудник сетевого научно-образовательного центра когнитивных исследований, кандидат филологических наук, доцент 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 181и, корпус №5, каб. 408, тел. (4752) 723434, доб. 8605,
е-шаП: [email protected]