ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Ваньков А.Б. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.: 8-910-584-78-74; e-mail: [email protected]
Старшеклассник как субъект профессионального самоопределения
В статье анализируется степень научной разработанности проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. Одним из ведущих факторов повышения эффективности профессионального самоопределения старшеклассников является их субъектность. На основании сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики выработана система рекомендаций для развития субъектности старшеклассника в его профессиональном самоопределении.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, субъектность, мотивационный аспект.
Актуальность проблем, связанных с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности старшеклассника очевидна. Старший школьный возраст - это период, который является решающим в будущем профессиональном самоопределении.
Правильно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д. От выбора профессии зависит жизненный путь человека, его место в обществе.
Для успешной самореализации в современной действительности человеку необходимо стать способным эффективно действовать в создающихся жизненных ситуациях, осознанно производить изменения во внешних условиях, при этом развиваясь и изменяясь. В связи с этим предметом пристального и всестороннего исследования психологии, философии, педагогики и других гуманитарных наук в настоящее время становится проблема субъектности. Работы К.А. Абульхановой-Славской, С. Л. Рубинштейна, А.К. Осницкого, Е.Н. Волковой, В. А. Петровского, В.И. Слободчикова, В.И. Степанского, Г.И. Аксеновой, М.С. Когана и др. направлены на активное деятельное начало, интегрирующее в себе и проявляющее потенциалы человека.
Вопросы профориентационной работы также основательно представлены в отечественной психологии (Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым и др.)
Данная группа исследований, а также ряд последних работ, обращенных к процессу развития субъектности в системе образования (В.В. Давыдов, В.Н. Карандашев, А.М. Трещёв и др.) позволили нам выделить ряд
составляющих понятия субъекта деятельности, чтобы затем найти место каждого из них в учебе и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Субъектность старшеклассника в его профессиональном самоопределении может быть трактована как сложная интегративная характеристика его личности, отражающая его активность в постановке и достижении целей, осознанность мотивов и потенциалов, внутреннюю свободу и творческое начало.
То есть, одним из ведущих факторов повышения эффективности профессионального самоопределения мы полагаем его субъектность в данном процессе.
Согласно классическому определению, субъект - сознательно действующее существо, самосознание которого - это осознание себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как действующего лица в процессе деятельности - практической и теоретической, субъекта деятельности сознания в том числе (С. Л. Рубинштейн).
Полагая мотивационный аспект субъектности одним их ключевых в профессиональном самоопределении, мы прибегаем к следующей его расшифровке. Согласно С.Л. Рубинштейну мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. При этом создается возможность как совпадения так и не совпадения мотива с целью. Например, целью является выполнение общественной деятельности, а мотивом - удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности выступает как единство тех целей, на которые она направлена, и мотивов, из которых она исходит.
На решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением подрастающего поколения, направлены также и многие зарубежные исследования (А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др).
Согласно К. Роджерсу - представителю гуманистической психологии, у каждого человека есть свое "истинное я" или его "внутренняя сущность" - его аутентичность; она является уже полностью развитой и доступной ему. Чтобы достичь самоактуализации, человек должен актуализировать свою личность, живя в согласии со своей внутренней сущностью. Это скорее вопрос раскрытия своего истинного "Я", чем его создания. Если бихевиористы традиционно заявляли, что "вы можете стать кем захотите, и мы покажем вам, как это сделать", то Маслоу и другие теоретики-нативисты утверждают: "вы можете стать лишь тем, чем ваш природный потенциал позволяет вам стать, и ничем иным".
Указанные отечественные и зарубежные исследования, а также собственные наработки по проблеме развития субъектности в юношеском возрасте, позволили нам осуществить подбор критериев для изучения особенности профессиональной направленности личности с целью систематизации и развития ее основных характеристик. Сюда были отнесены характерологические особенности личности и уровень развития ее
способностей, престижность профессии, а главное, интересы и склонности старшеклассников к различным сферам деятельности.
В соответствии с этим, нами составлен и апробирован диагностический инструментарий для изучения профессионально важных личности, мотивационных и рефлексивно-регуляционных субъектных качеств старшеклассника.
Для изучения проблемы становления профессиональной направленности старшекурсников были использованы следующие психодиагностические методики:
«Опросник определения соционического типа личности». канд. психол. наук А.Б. Ваньков [1];
Вспомогательные методики:
а) «Поэтапный тест (составлен И. Вайсбанд)».
б) «Профессиональная ориентация типов (В.В. Гуленко). Цифровой тест (составители В. Мегедь и А. Овчаров)»;
«Карта интересов А.Е. Голомштока»;
«Тест - опросник Дж. Голланда»;
«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.
«Мотивы выбора профессии» (Овчарова)
Опросник рефлексивности В.Н. Карандашева.
Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Результаты проведенной на базе МОУ СОШ № 21 г. Тулы диагностики позволили нам сделать ряд выводов (участие в исследовании принимали 28 учеников 9 класса в возрасте 14 - 16 лет).
У 4 человек (14,29%) присутствует четкая выраженность на определенный профессиональный тип, у 13 испытуемых (46,43%) не четкая выраженность профессионального типа личности, что означает наличие неопределенного профессионального типа и у 11 человек (39,28%).
В ходе проведения диагностической программы было выявлено что 10 (35,7%) испытуемых будут руководствоваться при выборе профессии внутренними индивидуально значимыми мотивами, 8 (28,5%) испытуемых -внутренними социально значимыми мотивами, 6 (21,4%) - внешними положительными, 4 (14,2) - внешними отрицательными мотивами.
В процесс развития профессионального самоопределения старшеклассников была внедрена система специально подобранных упражнений в виде развивающей программы, направленной на совершенствование системы профессиональных предпочтений различных видов деятельности, интересов, склонностей, мотивов, ценностей, а также на развитие рефлексивных умений.
На основании сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики мы выработали систему рекомендаций для
развития субъектности старшеклассника в его профессиональном самоопределении.
Профессиональный интерес развивается по следующим этапам:
- знакомство с содержанием профессии;
- развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;
- достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;
- развитие потребности в реализации интересов в деятельности;
- возникновение удовлетворенности профессиональной деятельностью.
На основе результатов проведенной исследовательской работы по
выбранным методикам можно отметить, что профессиональное самоопределение будет осуществляться наиболее эффективно, если преподавателям и родителям вести просветительскую работу в этой области с целью обдумывания задач о выборе профессии [3].
Рекомендации родителям, педагогам, психологам - профориентологам:
Проводя профориентационную работу со старшеклассниками следует руководствоваться:
- реальной потребности в конкретных профессиях в данном регионе;
- ознакомление с миром профессий должно быть тесно связано с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей [4].
Для помощи старшеклассникам в выборе профессионального пути могут быть использованы следующие методы работы:
- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы - краткие описания профессий; справочная литература; информационно - поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
- методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.
- методы морально-эмоциональной поддержки: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные
примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, "праздники труда", и т.п.
- методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора [5].
Рекомендации родителям, педагогам, психологам - профориентологам:
Проводя профориентационную работу со старшеклассниками следует руководствоваться:
- реальной потребности в конкретных профессиях в данном регионе;
- ознакомление с миром профессий должно быть тесно связано с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей [4].
Для помощи старшеклассникам в выборе профессионального пути могут быть использованы следующие методы работы:
- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы - краткие описания профессий; справочная литература; информационно - поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
- методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.
- методы морально-эмоциональной поддержки: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, "праздники труда", и т.п.
- методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора [5].
Общие рекомендации старшеклассникам, занимающимся выбором профессии:
Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию. Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам и т. п.).
Определить соответствие между своими профессиональными возможностями и требованиями выбранной профессии.
При отсутствии соответствия найти запасной вариант профессионального выбора [6].
Данный перечень рекомендаций является результатом практической работы. Они могут быть использованы в качестве руководства в работе психологической службы образовательных учреждений.
Литература
1. Ваньков А.Б. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональной направленности личности старшеклассников // Эффективная педагогика. 2011. № 3 (26). С. 29-37.
2. Ваньков А.Б. Психолого-педагогические условия развития субъектности будущего педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. 23 с.
3. Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их: учебное пособие. М.: МПСИ, 2006. 386 с.
4. Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2006. 288 с.
5. Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. М.: Академический проспект, 2008. 381с.
6. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразоват. учреждений / под ред. Н.С. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М.: Просвещение, 2003. 312 с.
Vankov A.B.
A HIGH SCHOOL STUDENT AS THE SUBJECT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
In this article analyzes the degree of a problem of scientific professional self seniors. One of the key factors to increase the effectiveness of professional self seniors is their subjectivity. On the basis of comparative analysis of ascertaining and monitoring stages of diagnosis system developed recommendations for the development of subjectivity school student in his professional self-determination.
Keywords: professional self-determination, subjectivity, motivational aspect.