УДК 94(47+57)1917/1991 ; 281.2
Дзюбан Валерий Валерьевич
доктор исторических наук, профессор Брянский институт управления и бизнеса bryanskstudzuban@mail.ru
Кочергина Марина Викторовна
кандидат исторических наук, доцент Брянский институт управления и бизнеса kochergina_mv@mail.ru
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ СТАРОДУБЬЯ И ВЕТКИ В 1940-Х ГГ.: ТРУДНЫЙ ПУТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В статье анализируются события Великой Отечественной войны: положение населения на оккупированной территории пограничных районов России и Белоруссии - территории Западного региона - в 1940-е гг., его стойкость и мужество, стремление русских старообрядцев сохранить религиозные обычаи и традиции и возродить духовно-религиозную деятельность. Авторы приводят факты идеологического воздействия советской власти на старообрядцев, репрессий против старообрядческого населения. Вместе с тем в статье показан патриотизм, духовная жизнь старообрядцев в послевоенные годы. Авторы исследуют архивные документы, мемуары местных жителей и немецких офицеров, доказывая, что именно в годы Великой Отечественной войны произошло сплочение старообрядческого населения, было возобновлено молитвенное общение, происходило восстановление старообрядческих храмов. Это способствовало официальной регистрации старообрядческих общин органами советской власти после освобождения этой территории от немецко-фашистских захватчиков. В годы войны старообрядческое священство не покидало свою паству, выступало с призывами стать на защиту Родины от врага.
Ключевые слова: старообрядческие общины, духовные центры, идеологическое воздействие, Великая Отечественная война, возрождение.
В 2015 г. исполнилось 70 лет победы советского народа в Великой Отечественной войне. Однако в настоящее время существует острая проблема, связанная с изучением малоизвестных ранее страниц истории Великой Отечественной войны: положения населения на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории, его стойкости и мужества, умения сохранить традиции и обычаи предков как в условиях жесткого идеологического давления со стороны советского государства, так и во время голода, насильственного угона молодежи на работу в Германию, массовой гибели мирного населения.
Актуальность этой проблемы связана также с попыткой пересмотра западными историками основных событий и итогов Второй мировой войны, принижением роли СССР в качестве державы, внесший самый значительный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков. На протяжении ряда лет авторы ведут поиск документов в центральных государственных архивах Российской Федерации и Республики Беларусь, архивах духовных центров русского старообрядчества, а также региональных и личных архивах местного населения, изучают мемуарную литературу бывших офицеров вермахта и книги, которые издавала фашистская Германия в годы Второй мировой войны для идеологической обработки населения на оккупированных территориях. Вместе с тем в настоящее время опубликованы воспоминания жителей Западного региона, дополняющие и расширяющие сведения о масштабах разрушений промышленного потенциала региона, описывающие стойкость и мужество людей, желание сохранить традиции и обычаи предков в эпоху тяжелых испытаний. Экспедиции в места компактного проживания русского старообрядчества под-
тверждают, что, несмотря на тяжелые испытания в XX веке, приверженцы старого обряда сохранили духовные святыни предков - книги кириллической печати и рукописи, иконы, произведения медной художественной пластики - ту материальную и духовную культуру, которая помогла выжить старообрядческим общинам России на протяжении XVII-XX веков. Все это помогает реконструировать региональные историко-культурные аспекты истории Великой Отечественной войны.
Источниками для написания статьи послужили архивные изыскания и материалы экспедиционных исследований авторов, личных архивов старообрядцев разных согласий, мемуары П.М. Храмченко «Мои Клинцы», воспоминания старообрядки Бе-локриницкого согласия Н.А. Тычковой, книга немецкого офицера Вальтера Энгельгарда «Клинцы» в переводе П.А. Марченкова (немецкий офицер Вальтер Энгельгард был командирован в г. Клинцы в 1941 г. с целью усиления агитации населения оккупированных территорий Западного региона и принуждения его к выезду в Германию), а также фотографии старообрядческих поселений как довоенного, так и военного времени.
Изученные источники позволяют говорить, что в период Великой Отечественной войны произошло возрождение старообрядческих общин Стародубья и Ветки. Однако путь к этому возрождению был трудным и долгим. В ходе исследований было установлено, что еще в 1920-х гг. общность двух крупных центров русского старообрядчества -Стародубья и Ветки (это соответствует нынешним сопредельным территориям юго-западных районов Брянской области Российской Федерации и северовосточным районам Гомельской области Республики Беларусь) - постепенно теряла свой сплоченный
© Дзюбан В.В., Кочергина М.В., 2016
Вестник КГУ .J № 6. 2016
27
характер. Имущественное и социальное расслоение общества привело к разобщению членов старообрядческих общин; ликвидация старообрядческих духовных центров способствовала утрате единого молитвенного общения. Более всего советская власть пыталась воздействовать на молодое поколение старообрядцев, на его беднейшие слои, на женскую часть старообрядческих общин. Для этого усиливалась культурно-просветительная работа среди старообрядцев. Здания бывших как старообрядческих, так и единоверческих храмов и монастырей насильственно изымались у старообрядческих общин, передавались для нужд культурно-просветительных и детских учреждений - Покровский Кли-мовский и Малино-Островский, в собственность коммунальных учреждений - Клинцовский Крас-ноборский Предтечиев монастырь. На территории Клинцовского девичьего монастыря размещался лагерь для репрессированных [5, с. 383]. Атеистическое воздействие предполагало изъятие предметов религиозного культа из частных домов, принадлежащих учителям, из помещений школ, в которых размещался технический персонал учебных заведений. Пункты по ликвидации безграмотности не предусматривались в тех поселениях, где не было детей школьного возраста и молодежи. Однако, несмотря на столь интенсивное идеологическое воздействие, в старообрядческих поселениях сохранялись старообрядческие общины. Архивные документы, фотографии и мемуары свидетельствуют о том, что они находились в селе Воронок, городе Злынка. Идеологическое воздействие со стороны государства в 1930-х гг. сменилось репрессиями против старообрядческого священства и мирян. Происходило насильственное разрушение сохранявшихся духовных центров, репрессии способствовали утрате конфессионального единства и корпоративной сплоченности старообрядческого населения. Среди жителей старообрядческих поселений были лишенцы - граждане, лишенные избирательных прав.
В результате этой активной антирелигиозной кампании, проведённой местными органами советской власти, уже к 1940-му г. на территории Гомель-щины были закрыты все старообрядческие храмы и молельни. Религиозная жизнь местных старообрядцев была практически парализована. Староверы Ветки были вынуждены приспосабливаться к новым реалиям [10]. Старообрядческие общины Ста-родубья продолжали действовать в г. Клинцы, Но-возыбков, Гомель, Злынка, селе Ардонь как до, так и после окончания Великой Отечественной войны.
Очень сильно пострадало старообрядческое священство. В годы Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, военного коммунизма было арестовано, расстреляно и умерло больше половины всех старообрядческих епископов Русской православной старообрядческой церкви. После смерти архиепископа Мелетия в 1934 г. собрать Освященный собор для избрания нового Первосвяти-
теля было невозможно. В живых на свободе оставалось три архиерея, и над каждым висела угроза ареста или гибели. С 1941 г. предстоятелем старообрядческой церкви стал вышедший из сталинских лагерей епископ Самарский Иринарх (Парфе-нов,1881-1952). В сан архиепископа Московского его возвел престарелый епископ Калужский Сава (умер в 1945 г.), единственный, кто остался на свободе. Третий выживший в советских гонениях - епископ Геронтий (Лакомкин, 1872-1951) - до 1942 г. также находился в лагерях. Существование Белокриницкой иерархии могло пресечься в любой момент [4, с. 33]. До Великой Отечественной войны, в 1930-х гг., происходило уничтожение старообрядческих церквей и монастырей г. Клинцы. В это же время «в Покрово-Никольском храме была открыта пекарня, в Вознесенской церкви - склад зерна, в Преображенской - детский сад, в Покровской, рядом с Троицкой, - после войны устроили театр, а позже - склад Клинцторга. Но постепенно церкви стали исчезать» [12, с. 251].
Однако тяжелые испытания в годы Великой Отечественной войны сплотили население. Вскоре после начала войны Первосвятитель Иринарх обратился к пастве с архипастырским посланием. В нем говорилось: «Старообрядцы никогда не были изменниками Родины. Они до последней капли крови защищали свое родное отечество. Мы уверены, что в годину тяжелых испытаний, которые нам в настоящее время приходится переживать, старообрядчество, также верное своим вековым традициям, дружно даст отпор коварному врагу, посягнувшему на наши священные границы» [4, с. 26]. В августе 1941 г. старообрядческие поселения (г. Клинцы, Новозыбков, Злынка, Ветка, Гомель) подверглись вражеской оккупации. Новозыбков был оккупирован 16 августа 1941 г. В новозыбковских лесах началось формирование партизанского соединения А.Ф. Федорова. За время немецко-фашистской оккупации все предприятия города были уничтожены. Злынка была оккупирована немецко-фашистскими войсками 25 августа 1941 г. Клинцы стали значительной тыловой базой немецко-фашистских войск, где находились госпитали, ремонтные части. Среди оккупантов были также итальянцы и венгры. Отсюда было угнано в Германию на принудительные работы большое количество молодежи. Павел Максимович Храмченко (1916-2000), клинцовский краевед, конструктор завода имени Калинина, из-за болезни не смог эвакуироваться. В своих мемуарах он писал, что эвакуация проводилась спешно. Город был оставлен без боя 20 августа 1941 г. Ни одно предприятие не было взорвано. Запасы сырья оставались на предприятиях. Заняв город, оккупанты потребовали, чтобы население сдало радиоприемники, печатные машинки и оружие. Всем работоспособным жителям надо было выйти на свои рабочие места, а остальным гражданам в возрасте от 14 до 60 лет зарегистрироваться на бирже труда. Вско-
ре в городе работали все фабрики. Рабочий день начинался в 6 часов утра, работа в ткацких цехах велась в две смены. Для этого было изменено время комендантского часа [12, с. 373]. Были открыты школы, кинотеатры, местный театр, танцплощадки в парке, в клубах, радиостудия, местная газета под названием «Новый путь», затем «Клинцовская газета». Улицам вернули их старинные названия. Были открыты курсы немецкого языка. Жителям города, рабочим фабрик было разрешено вернуть землю в пригороде, отнятую у них в годы раскулачивания, рабочим выдавали хлебный паек - 200 г. Инвалидам первой и второй групп через больничную кассу выдавали паек - 300 г хлеба. В феврале 1942 г. пайки иждивенцам и инвалидам отменили. В большом недостатке были продукты первой необходимости [12, с. 375]. Оккупанты заняли все крупные общественные здания. В них они разместили тыловые госпитали. Медицинскую помощь гражданскому населению в случае острого хирургического заболевания оказывали немецкие врачи [12, с. 376]. Однако, несмотря на масштабное размещение немцев в г. Клинцы, дух сопротивления оккупантам у местного населения был не сломлен. Немцы прочесывали леса, вылавливая и уничтожая партизан. Клинцовский партизанский отряд был рассеян. С весны 1942 г. в близлежащие деревни стали проникать группы партизан и уничтожать полицаев и немецких солдат. Начались расстрелы заложников. Клинцовская тюрьма была переполнена крестьянами-заложниками и подозреваемыми в связях с партизанами [12, с. 381]. На территории Клинцов, Новозыбкова, Злынки с 1942 г. немцы стали агитировать молодежь ехать на работу в Германию. Облавы с последующей принудительной отправкой людей на работы в Германию начались летом 1943 г. [12, с. 387]. Из Клинцов было угнано в Германию 170 человек. О тяжелой судьбе угнанных и вернувшихся обратно свидетельствуют воспоминания уроженки г. Злынки, старообрядки Белокриницкого согласия Натальи Акимовны Тычковой 1924 г. р. Оказавшись в Германии, она батрачила в хозяйстве зажиточной немецкой семьи, с трудом преодолевая хроническую усталость и голод. По воспоминаниям старожилов, массовые расстрелы мирного населения происходили в селе Святск, недалеко от Но-возыбкова. Среди местного населения сохранились воспоминания о том, что старообрядцы прятали еврейских детей во время облав оккупантов.
19 августа 1941 г. после массированного штурма войска вермахта захватили г. Гомель. 50-дневная борьба на Гомельском направлении, 12-дневная оборона Гомеля имели большое значение в начальный период войны. Немецкое командование задействовало на этом направлении 25 дивизий, тем самым ослабив наступательную мощь своих войск на Смоленском направлении. Гитлеровцы потеряли 80 тыс. солдат и офицеров, более 200 танков, около 100 самолётов, много другой боевой техники. Ок-
купация г. Гомеля продолжалась с августа 1941 г. по ноябрь 1943 г. Гомель был включен захватчиками в «зону армейского тыла», так же как г. Клинцы и Новозыбков. «Сражения на белорусской земле, характеризовавшиеся большим размахом, ожесточенностью, стали важной частью Великой Отечественной войны, яркой страницей ее героической и трагической истории» [7, с. 5]. Власть в Гомеле оказалась в руках командования 221-й дивизии, военно-полевых комендатур. Террор стал обыденным явлением на территории Западного региона. В Гомеле, так же как в Новозыбкове, Клинцах, Злынке происходил массовый угон молодежи в Германию.
В 1941 г. оккупанты разрешили верующим восстановить свои храмы и свободно исповедовать религию. Таким отношением к религии оккупанты пытались противопоставить себя советской власти. П.М. Храмченко упоминает в своих воспоминаниях мастера одной из ткацких фабрик - М.Г. Малеван-кина, который после войны являлся старообрядческим священником храма Преображения Господня в г. Клинцы [12, с. 375]. Немецкий офицер В. Эн-гельгард писал: «В деревнях и небольших городах, вопреки террору, люди втайне придерживались старой веры. В день своего вступления в Клинцы немецкие солдаты совершали полевое богослужение в единственной пощаженной безбожной советской пропагандой скромной деревянной церкви - это произвело на жителей глубокое впечатление. Когда населению позволили совершать богослужения после десятилетнего большевистского запрета, измученные люди свободно вздохнули и снова водрузили в "Святой угол" тайком спрятанные иконы. Возвращенная деревянная церковь вновь нарядилась прекрасными старинными образами» [6]. В его книге приведено много фотографий, в том числе снимки богослужений в Троицкой церкви, крестины в этом храме. В 1930-1940 гг. большое количество родившихся детей не были крещены. Летом 1941 г. состоялись массовые крестины в г. Клинцы детей разного возраста, о чем свидетельствуют фотографии, сделанные В. Энгельгрдом. Оккупация города немецко-фашистскими войсками закончилась 25 сентября 1943 г.
Однако за годы войны органы советской власти изменили свое отношение к религии. Храмы, открытые в годы оккупации, не были закрыты. Происходила регистрация религиозных общин, в том числе и старообрядческих. Старообрядческие общины были зарегистрированы в Клинцах, Новозыбкове, Злынке после их освобождения от оккупации. Старообрядческий календарь 1948 г., освещая деятельность приходов Русской православной старообрядческой церкви Белокриницкого согласия, писал, что после освобождения Клинцов старообрядцы стали ходатайствовать перед местной властью о восстановлении храма Преображения Господня и регистрации. Верующие провели добровольный сбор денег и начали ремонт и вос-
становление храма. При этом особенно большую работу проявили старообрядцы А.П. Смирнов, Ф.Г. Кондратьев, И.С. Бондарев. В 1943 г. была избрана и зарегистрирована двадцатка и учреждена община. В храме стали совершаться богослужения, но священника не было. Члены общины обратились с просьбой к архиепископу Иринарху. 22 января 1945 г. М.Г. Малеванкин был рукоположен архиепископом Иринархом во священники и определен в храм во имя Преображения Господня и Введения Пресвятыя Богородицы в г. Клинцы. [3, с. 133]. В 1944 г. был создан новый иконостас храма.
В г. Новозыбкове богослужения в старообрядческом Рождественско- Никольском храме также проходили в годы оккупации. Запись, сделанная на колокольне храма 29 августа 1942 г., свидетельствует, что в храме производился ремонт. Уставщиком храма в это время был Феодор Никитович Щербаков (1887-1958). В 1945 г. Феодор Щербаков был рукоположен во священники архиепископом Иринархом. В храме Спаса-Преображения этого города богослужения возобновились после Великой Отечественной войны.
Злынковская старообрядческая община старообрядцев Белокриницкого согласия была зарегистрирована после войны. Однако молитвенное общение не прекращалось в период оккупации города. В 1948 г. их молитвенный дом располагался на ул. Ленина, 22. Старообрядческая община беспоповцев (поморцев-федосееевцев) - Покровская моленная - находилась на том же месте, что и до революции. Община насчитывала свыше 150 человек. Молитвенный дом старообрядцев-беспоповцев в г. Злынка Брянской области функционировал в довоенный период, а также в период оккупации города. Ранее советскими органами никогда не закрывался и являлся единственным молитвенным домом поморцев-федосевцев. Община старообрядцев состояла из 150 членов. Уставщиком являлся М.М. Чернышев [9]. В довоенный период уставщиком был Степан Данилович Ефремов [1].
По словам информанта Смирновой Евдокии Фроловны, 1922 г. р., старообрядческая община беспоповцев федосеевского толка (рабская) сохранялась в посаде Ардонь в 1940-х гг. XX в. Население продолжало заниматься исконными промыслами и ремеслами. Здесь были свои бондари, каретники [5, с. 386]. Несмотря на то, что Е.Ф. Смирнова работала учителем в школе, она смогла сохранить прекрасную коллекцию медно-литых икон, доставшихся ей от предков.
За время немецко-фашистской оккупации г. Но-возыбкова все предприятия были уничтожены. Массовые захоронения немецких и итальянских солдат были сделаны возле православной церкви Чуда Архангела Михаила. Аналогичных захоронений у старообрядческих храмов сделано не было, хотя довоенные кладбища возле храмов сохранялись. В послевоенный период в первую очередь восста-
навливалась промышленность города. На месте бывшей спичечной фабрики «Волна Революции», ранее принадлежавшей старообрядцу М.М. Волкову, были выстроены корпуса станкостроительного завода. Сразу же после войны началось активное вовлечение старообрядцев в общественную жизнь, в созидательную деятельность по восстановлению разрушенного хозяйства. Это сопровождалось восстановлением духовно-религиозной деятельности в старообрядческих общинах, проведением богослужений в храмах. С именами архиепископа Ири-нарха и епископа Геронтия в первые послевоенные годы связано восстановление духовно-религиозной деятельности в Западном крае, куда совершались их пастырские поездки. 16 августа 1946 г. Клинцы посетил архиепископ Русской православной старообрядческой церкви Иринарх (Парфенов) в сопровождении диакона Сергея Кленова. 18 августа им был освещен антиминс во имя Преображения Господня, а 19 августа 1946 г. совершены соборная литургия и молебен с участием священников о. Фе-одора Щербакова и о. Кира Беспаликова. О. Максим Малеванкин был определен благочинным по Новозыбковской епархии. 7 мая 1947 г. он был возведен в сан протоиерея [10, с. 76-77].
Епископ Русской православной старообрядческой церкви Геронтий (Лакомкин), совершивший в августе 1948 г. поездку в г. Клинцы, Новозыб-ков, Мильчи, Гомель, докладывал архиепископу Иринарху, что 14-15 августа 1948 г. состоялось богослужение в Рождественско-Никольском храме г. Новозыбкова, которое было проведено им в со-служении настоятеля храма о. Феодора Щербакова и священника о. Игнатия Абрамова. «Литургия совершена соборне, а после литургии сказано слово о молитве, о почитании святых храмов, об исполнении святых обетов, данных нами при святом крещении, с призывом ко всем к честному труду, что быть лучшими гражданами своей родины». Епископ Геронтий отмечает в новозыбковском храме наличие церковного совета, хорошее пение, ремонт, образцовую чистоту, убранство храма [3, с. 131-136]. Особое впечатление осталось у епископа Геронтия от пребывания в Клинцах. «Храм был переполнен молящимися и за всенощной, и за литургией. Певцы пели очень хорошо. Славники все нараспев и «Свете тихий» и «Святым Духом» демеством. За литургией «Единородный» демеством и почти вся литургия демеством. На молебне весь канон пели нараспев. Подлинная старина, чинность и порядок, в чем ясно видна деятельность и заботливость настоятеля святого храма прот[оиерея] о. Максима Малеванкина»[3, с. 134]. Необходимо отметить, что о. Максим Малеванкин с 1912 г. был псаломщиком в этом храме. Он хорошо знал церковное пение. Более того, в клинцовских старообрядческих монастырях в 1920-30-е гг., накануне их фактического закрытия, детей и молодежь учили церковному пению. Свидетельства единоверческих священни-
ков 1840-х гг., что в Стародубье поют демествен-ным распевом, подтверждались в традиционных старообрядческих общинах даже в 1940-е гг., через 100 лет. Сведения, которые привел епископ Герон-тий (Лакомкин), очень важны для понимания высокой духовности старообрядцев. Большинство из них были солдатами, пришедшими с войны, людьми, пережившими оккупацию, голод, потерю близких, рабочими клинцовских фабрик, где существовали партийные и комсомольские органы, велась коммунистическая пропаганда. Но народная религиозность продолжала сохраняться в семьях, в церковных общинах. Она способствовала высокой духовности этих людей. У священника о. М. Мале-ванкина двое сыновей находились на фронте, старший сын был награжден орденом Отечественной войны I степени, но погиб в 1944 г. В тяжелый период испытаний о. Максим не оставил своих прихожан, а стал их духовным наставником, способствуя возрождению общины. Епископ Геронтий призывал «преобразиться из грешников в угодников Божиих, в лучших и истинных христиан и преданных сынов и дочерей отечества» [3, с. 133]. Это еще раз подтверждает, что старообрядчество всегда отличал патриотизм, любовь к своей Родине, твердость духа и воли, высокая нравственность. Такая же поездка состоялась в г. Гомель, где епископ Геронтий посетил храм, служил литургию в сослужении со священником Игнатием Абрамовым и о. М. Малеван-киным, благочинным Новозыбковской епархии [3, с. 134]. Поездка епископа Геронтия и богослужения совершались под жестким присмотром уполномоченного по делам религии в г. Брянске т. Ивановым, а также горсоветом Гомеля. В Гомеле епископ Ге-ронтий настоятельно требовал ускорить избрание церковного совета и передать ему ведение хозяйственных дел, зарегистрировать старообрядческую общину в г. Мильчи. Это было связано с тем, что духовная жизнь старообрядческих приходов в Ветке возрождалась не такими быстрыми темпами, как в Стародубье. Из-за отсутствия регистрации общин были закрыты храмы в г. Мильче и селе Огородня.
Итак, накануне войны старообрядческое население Стародубья и Ветки подвергалось репрессиям, сильному идеологическому воздействию со стороны советской власти. Храмы старообрядческих духовных центров подлежали закрытию, имущество монастырей и церквей - изъятию. От репрессий страдало как старообрядческое священство, так и старообрядцы-миряне. В годы войны на оккупированной территории были открыты храмы, что способствовало сплочению старообрядческого населения, возрождению молитвенного общения. Для старообрядцев был характерен патриотизм, чувство долга, высокая духовная нравственность. В годы войны старообрядческое священство не покидало свою паству, выступало с призывами стать на защиту Родины от врага. Это свидетельствует о сплочении всего населения страны, в том числе представителей религиоз-
ных конфессий, перед угрозой внешней опасности. Эти процессы актуальны и на современном этапе развития нашего общества, что требует их глубокого изучения в историко-культурологическом аспекте. После освобождения этих территорий от немецко-фашистских захватчиков были зарегистрированы старообрядческие общины в Клинцах, Новозыбкове, Злынке. Сведения о регистрации старообрядческих общин в Ветке в первые годы после оккупации в настоящее время не обнаружены.
Библиографический список
1. Автобиография Михаила Михайловича Чернышева // Личный архив М.А. Чижевского.
2. Гомельская область: 75 славных лет / Н.Н. Мезга и др.; под общ. ред. В.А. Дворника. - Гомель: Ред. газеты «Гомельская прауда», 2012. - 251 с.
3. Геронтий (Лакомкин, еп.) Докладная записка о поездке в Новозыбков и Гомель Его высокопреосвященству Иринарху, архиепископу Московскому и всея Руси // Во время оно... История старообрядчества в свидетельствах и документах. - 2006. -Вып. 3. - С. 131-135. - (Приложение к журналу «Церковь»).
4. Епископы Русской православной старообрядческой церкви в 1930-х гг: Библиографический словарь // Во время оно. История старообрядчества в свидетельствах и документах. - 2009. - № 5. -С. 3-40. - (Приложение к журналу «Церковь»).
5. Кочергина М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. - Брянск: ООО Ладомир, 2011. - 451 с.
6. Марченков П.А. Перевод книги Вальтера Эн-гельгарда «Клинцы», с примечаниями [Рукопись] // Личный архив авторов. - Брянск, 2012.
7. Освобождение Беларуси: 1943-1944 / В.В. Абатуров, А.М. Литвин, Н.Ф. Азясский и др. -Минск: Беларуская навука, 2014. - 943 с.
8.Рогинский Р.М. Старообрядчество Гомельщи-ны и советская власть: 1920-1930-е годы (по архивным данным и устным источникам) [Электронный ресурс]. - http://www.anti-raskol.ru/pages/2175 (дата обращения: 17.12.2016).
9. Справка Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Брянской области А. Иванова для Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме Союза ССР от 22 марта 1946 г. // Личный архив М.А. Чижевского. - Копия.
10. Старообрядческий календарь на 1948 год. -М.: Старообрядческая Архиепископия Московская и всея Руси, 1948. - 91 с.
11. Старообрядчество в России: Энциклопедический словарь. - М.: ФАС-медиа, 2005. - 127 с.
12. Храмченко П.М. Перекрестов Р.И. Мои Клинцы // Клинцовский летописец: сборник. Кн. 1. - Клинцы: Изд-во Клинцовской городской типографии, 2004. - 500 с.