3. Лупанова Е.М. Иоганн Бакмейстер // Вопросы истории. - 2014. - № 6. - С. 18-37.
4. Миллер Герхард Фридрих. Описание городов Московской провинции // Новые ежемесячные сочинения. - 1789 (декабрь). - С. 3-34.
5. Паллас П.С. П.С. Палласа, доктора медицины, профессора натуральной истории и члена Российской императорской Академии наук и Санктпе-тербургскаго Вольнаго экономическаго общества, также Римской императорской академии изпыта-телей естества и Королевскаго Аглинскаго учена-
го собрания, Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. 1. - СПб., 1773.
6. Чернобаев А.А. Г.Ф. Миллер - выдающийся ученый России XVIII века // Исторический архив. - 2006. - № 1. - С. 3-63.
7. Штелин Я.Я. Записки о Петре Третьем, императоре Всероссийском // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - 1866. - Кн. 4, отд. 5.
8. Stahlin J. Geschichte des Theaters in Russland // Haigoldrs. Beylagen zum Neuveranderten Russland. -Riga; Mitau, 1769. - Bd. I.
УДК 94(47+57)19... ; 281.2
Кочергина Марина Викторовна
кандидат исторических наук, доцент Брянский институт управления и бизнеса kochergina_mv@mail.ru
Дзюбан Валерий Валерьевич
доктор исторических наук, профессор Брянский институт управления и бизнеса bryanskstudzuban@mail.ru
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО В СРЕДЕ РУССКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Статья посвящена благотворительности и меценатству в русской провинции. Авторы приводят факты, касающиеся вклада старообрядцев и единоверцев в строительство новых школ, храмов, богаделен. Если благотворительная и меценатская деятельность этих представителей русского делового мира Москвы и Санкт-Петербурга является достаточно изученной, то деятельность их сторонников по вере в русской провинции является малоизученным и слабоосвещенным вопросом в современных отечественных исследованиях. Предметом более пристального рассмотрения авторов является благотворительность и меценатство старообрядцев и единоверцев в русской провинции - на территории такого духовного центра, как Стародубье, куда в начале XX в. входили северные уезды Черниговской губернии. Доходы от производства промышленники и предприниматели из этой среды использовали, в частности, на благотворительные цели и меценатскую деятельность. Эти традиции были продолжены их потомками, единоверцами, сохраняющими приверженность идее передачи накопленных богатств общине.
Ключевые слова: старообрядцы, единоверцы, благотворительность, меценатство, русская провинция, культурные ценности.
Вклад старообрядцев-предпринимателей в экономику России начала XX вв. является очень значительным и заслуживает особого внимания. Этот период называют золотым веком русского старообрядчества. Из среды старообрядцев-предпринимателей вышли выдающиеся общественные деятели, просветители, труды которых были направлены на благо России - Д.В. Си-роткин, К.Т. Солдатенков, братья Степан, Павел, Николай, Владимир, Дмитрий Рябушинские, А.И. Гучков. Эти представители русского делового мира Москвы и Санкт-Петербурга были тесно связаны с научной и творческой интеллигенцией России. Но если их благотворительная и меценатская деятельность является достаточно изученной, то деятельность их сторонников по вере в русской провинции является малоизученным и слабоосве-щенным вопросом в современных отечественных исследованиях. Предметом более пристального рассмотрения авторов статьи является благотворительная и меценатская деятельность старообрядцев и единоверцев на территории такого духовного
центра, как Стародубье, куда в начале XX в. входили северные уезды Черниговской губернии. На основании изучения документов, ранее не введенных или недостаточно освещенных в исследованиях по данному вопросу, представляется возможным раскрыть традиции благотворительности и меценатства среди старообрядцев и единоверцев духовного центра Стародубья. Это документы Государственного архива Брянского области, статистические отчеты, коллекций региональных краеведческих музеев г. Клинцы, Новозыбкова Брянской области и частных собраний, публикации периодической печати дореволюционного периода.
Как свидетельствуют дореволюционные статистические данные, в начале XX в. в Черниговской губернии насчитывалось 62 385 старообрядцев. Наиболее значительная их часть сосредотачивалась в Новозыбковском, Суражском, Городнянском уездах Черниговской губернии. При этом старообрядчество было неоднородным: окружники составляли 23 176 чел., противоокружники - 6 417 чел., бегло-поповцы - 21 150 чел., беспоповцы - 10 942 чел.
© Кочергина М.В., Дзюбан В.В., 2016
Вестник КГУ _J № 6. 2016
15
Лидирующее положение занимали старообрядцы-окружники. Среди них были крупные фабриканты (посад Клинцы), купцы-милллионеры (посад Елионка), мещане [5, с. 6]. По нашему мнению, нарождающаяся в русской провинции экономически сильная старообрядческая буржуазия становилась приверженицей Белокриницкой иерархии. Для утверждения своего положения в обществе старо-дубские предприниматели усиливали влияние на стронников по вере и настаивали на объединении окружников и противоокружников. Значительное преимущество в численном составе и более выгодное социальное положение окружников впоследствии и предопределило это объединение. Старо-дубские посады были центрами полемики, здесь проживали начетчики-миряне и писатели - апологеты старообрядчества, известные в России. После 1905 г. на территории Стародубья происходила активизация духовной жизни старообрядцев, созывались съезды Новозыбковской епархии, в которых принимали участие как местные, так и гомельские общины и их представители (К.Т. Грошиков). Старообрядцы Стародубья являлись делегатами общероссийских съездов старообрядцев (епископ Иннокентий (Иван Григорьевич Усов, 21-23 августа 1916 г.), братья Мельниковы). Епископ Новозыб-ковский Флавиан принимал участие в Освященном соборе старообрядческих епископов.
Высокие моральные устои всегда были характерны для старообрядцев. Они поддерживали меры правительства против пьянства и алкоголизма, настаивали на необходимости искоренения этого социального зла. В золотой век русского старообрядчества старообрядцы Стародубья открыто совершали богослужения в собственных храмах, здесь же совершались рукоположения епископов. В сан епископа возводились выдающиеся личности, тесно связанные с местными общинами, меценаты и благотворители. Стародубские посады посещало высшее духовенство сторонников Бело-криницкой иерархии.
Духовным центром старообрядцев-окружников был г. Новозыбков, а наиболее зажиточная часть старообрядцев-окружников проживала в посаде Клинцы. Именно этим старообрядцам принадлежала руководящая роль в стародубские расколе. Однако в старообрядческой церкви священноначалие всегда было выборным. Здесь не было подразделений на купцов, мещан. «Здесь равно объединены одним священным званием: христиане. Никаким каноническим преимуществом торгово-про-мышленники не пользуются в старообрядчестве. Им здесь отводится такое же место, как и остальным членам церкви. Своим усердием, ревностию, пожертвованиями они имеют возможность больше других поддержать какое-либо начинание в Церкви в виде постройки храмов, колоколен, школ, богоде-лен... И за это они не награждаются какими-либо привилегиями. Они только доброхотные датели. За них молятся. И только одни молитвы они получа-
ют за свои жертвы и приношения» [3, с. 819-822]. Но по своей социальной принадлежности это были владельцы крупных промышленных предприятий в посаде Клинцы: Степунины, Машковские, Гусевы. Они считались столпами местного раскола. Среди представителей старообрядцев-окружников были также мещане, работающие на клинцовских предприятиях, занимающиеся кустарными промыслами, торгующие и нанимающиеся на работу в качестве батраков. Всего в посаде Клинцы насчитывалось 5 647 старообрядцев [5, с. 7]. Ново-зыбков также сохранял роль духовного центра старообрядцев-окружников. В нем насчитывалось 5 273 человека окружников [5, с. 7]. Однако здесь было большее количество беглопоповцев. По своему социальному положению это были мещане. Лишь немногочисленная их часть была представлена купцами. Однако это не умоляло духовно-религиозной значимости Новозыбкова как центра старообрядцев-окружников. К этому толку принадлежала самая богатая и многочисленная по числу прихожан моленная - Шведовская. Попечителями этой моленной были новозыбковские купцы - миллионеры Павел Абросимов и Ефим Петухов. Священником в этой моленной был Ефим Павлович Мельников, отец известных в России начетчиков Василия, Федора и Ивана Мельниковых. Вместе с епископом Арсением (Швецовым) они упорно отстаивали окружничество и придавали ему особую значимость [5, с. 10]. По мнению миссионеров официальной православной церкви, старообряд-цы-окружники в посаде Елионка проживали в благоприятных условиях, покровительствуемые богатыми купцами-миллионерами Гусевыми и духовно защищенные старообрядческими начетчиками [5, с. 13-14]. Именно Гусевы финансировали поездку на Восток в 1875 и 1893 гг. старообрядческих начетчиков в поисках «истинного священства». Под руководством купца Гусева проходил знаменитый собор в посаде Лужки 30 июля 1892 г. [4, с. 168]. Он отражал духовные искания старообрядческого населения, был свидетельством напряженных поисков старообрядцами «истинно православного священства», сохранившего незыблемыми традиции православия. В старообрядческих поселениях Стародубья проживало большое количество старо-обрядцев-беглопоповцев и беспоповцев, объединения с которыми достичь не удалось.
В исследуемый период большую роль в развитии промышленности играли предприниматели-единоверцы, потомки старообрядцев-первопоселенцев, вынужденные под давлением правительственной политики принять единоверие. Они были выходцами из старообрядческой среды и не порывали с ней связей. На их предприятиях работало значительное количество старообрядцев. Среди них были Исаев, Барышниковы - основатели самого крупного суконного производства в посаде Клинцы, Осипо-вы - основатели спичечного производства в посаде Злынка, а также в других населенных пунктах Но-
16
Вестник КГУ ^ № 6. 2016
возыбковского уезда Черниговской губернии: слободе Деменке, хуторе Софиевка. Переход в единоверие для них являлся вынужденной мерой и был вызван необходимостью сохранить свои капиталы и уберечь сыновей от рекрутской повинности. В целом они придерживались тех же принципов трудовой этики, что и старообрядцы, поддерживали тесную связь со своими единомышленниками по вере, были меценатами и благотворителями в своих общинах. Глава акционерного общества «Товарищество Стодольской суконной фабрики Василия Барышникова сыновей» единоверец Дмитрий Васильевич Барышников был старостой общины храма Вознесения в Клинцах. Принципы трудовой этики, заложенные в старообрядчестве, сохранялись в среде предпринимателей-единоверцев. Прибыль, получаемая ими в процессе производства, шла также на «социальное призрение».
В дореволюционный период промышленный потенциал посада Клинцы, входившего в состав Су-ражского уезда, составлял % промышленного потенциала Черниговской губернии. В 1830-1917 гг. это был центр производства сукна. По мнению дореволюционных исследователей, в рассматриваемый период Клинцы превратились в «старообрядческий Манчестер», вырабатывавший лучшие сорта разных сукон. Высокий уровень суконного производства в Клинцах был достигнут благодаря «цементу, сплачивающему старообрядчество - церковному приходу. Силы, укрепляющие этот цемент, - вера в традицию, освященную былыми испытаниями и радостями верующих, а также добрые семейные традиции, добрый русский уклад» [6, с. 773].
Первые суконные предприятия в посаде Клин-цы возникли в первой половине XIX в. За период с 1860 по 1868 г. произошло значительное увеличение производства, а вместе с ним и рост капитала. В 1868 г. уже работало 14 клинцовских фабрик и фабрика П.С. Исаева в Новых Мизиричах рядом с Клинцами. Они вырабатывали изделий на сумму в 2 295 тыс. руб. Высокий уровень концентрации рабочей силы был на предприятиях, принадлежавших Т.И. Сапожковой, Н.А. Степунину, Д.А. Черкаскову, П.С. Исаеву, М.Б. Кубареву, Барышниковым. В 1861 г. сукна фабрик Степунина, Исаева и Миклашевского экспонировались на выставке русских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге. Это свидетельствовало о высоком уровне качества выпускаемой продукции. В 1872 г. фабриканты Барышниковы построили по немецкому типовому проекту новую фабрику в деревне Стодолы. Это была самая крупная из клинцовских фабрик. После смерти отца в 1882 г. его дети Дмитрий и Василий открыли «Торговый дом "Василия Барышникова сыновья"». Совместное управление фабричным производством и торговыми операциями позволили сохранить промышленный капитал, обновить производственные мощности, поднять производство сукна и довести стоимости основного и оборотного капиталов до 925 тыс. рублей.
С 1894 г. «Торговый дом "Василия Барышникова сыновья"» имел право на казенные подряды. На предприятии работало много иностранных мастеров. Наем иностранцев давал возможность привлечения высококвалифицированных специалистов. Барышниковы содержали 4 склада: в Москве, Петрограде, Харькове, Ростове-на-Дону. Их представительства находились в разных городах России, крупных промышленных и торговых центрах [2, с. 104]. В 1910 г. производительность клинцовских фабрик составляла 100 тыс. пудов товара на 6 млн рублей. В 1912 г. на четырех фабриках было сосредоточено 90 % всего промышленного производства. Рабочих в посаде в это время насчитывалось около 4 тыс. человек, они вырабатывали 4 млн аршин сукна на 9 млн рублей. Главное интендантское управление русской армии заключало контракты с клинцовскими суконными предприятиями на поставку армейского сукна. Среди поставщиков сукна в русскую армию в период Первой мировой войны клинцовские предприятия являлись самыми значительными. Во все воинские части и интендантские службы поставка сукна Барышниковыми осуществлялась свободно, без доплат. На благотворительные цели, связанные с Первой мировой войной, ими было потрачено 20 000 рублей, остаток прибыли на предприятии шел на благотворительность. Он составлял 352 руб. 62 коп. [4, с. 113].
Процесс развития спичечного производства в Новозыбковском уезде Черниговской губернии приходится на 1870-1900 гг. Владельцами спичечных фабрик являлись как русские старообрядцы, единоверцы, так и евреи-предприниматели. В 1873-1880 гг. открылось 7 спичечных фабрик в Новозыбкове и Злынке. Среди владельцев были старообрядцы Волков, Санников, Воронин, единоверцы - Осипов и Шведов. Позже предприятие Шведова будет продано товариществу «Певзнера, Геллера и К°». Изначально новозыбковские спичечные фабрики изготавливали самый низкий сорт спичек - серные, которые были предназначены для людей с небольшим доходом. Но на спичечной фабрике М. Волкова в слободе Деменке для производства спичек применяли паровые машины. Эта фабрика выпускала более высокий сорт спичек - «шведские». Производство спичек было сезонным, на предприятиях работали крестьяне-отходники. Широко была распространена надомная работа. Годовое производство спичек на 11 фабриках в 80-е гг. XIX в. достигало 290 000 ящиков на сумму 638 000 руб. [4, с. 116]. В начале XX в. Новозыбковский уезд Черниговской губернии стал крупнейшим в России производителем спичек. В 1906 г. предприятия Новозыбковского уезда поставляли свою продукцию в различные губернии России. Сбыт спичек в России происходил в тех губерниях, с которыми традиционно поддерживались не только торговые, но и духовные контакты, - Область Войска Донского, Херсонская, Ека-теринославская, Харьковская, Курская, Орловская
Вестник КГУ ^ № 6. 2016
17
губернии. В 1910 г. продукция спичечных фабрик этого уезда поставлялась за границу - в Персию и Китай. В 1909 г. производство спичек увеличилось до 45,6 млрд штук. Это было связано с открытием новой спичечной фабрики, которая по уровню своего технического оснащения была значительно выше действующих. Ее владельцем был А.Ф. Родионов, выходец из старообрядцев. Вместе со своими сыновьями А.Ф. Родионов основал «Акционерное общество А.Ф. Родионов с сыновьями». Сбыт спичек этого предприятия производился через торговый дом этих же владельцев. Производство спичек «Акционерного общества А.Ф. Родионов с сыновьями» было отмечено в 1898 г. золотой медалью «Благородного Императорского Московского общества сельского хозяйства». До появления фабрики Родионова самой крупной из спичечных фабрик оставалась старейшая фабрика Осипова и его наследников - единоверцев Григория Федоровича и Ефима Федоровича Осиповых. Создание «Акционерного общества А.Ф. Родионов с сыновьями» свидетельствовало о концентрации производства спичек в Новозыбковском уезде в начале XX в. Злынковская и Софиевская фабрики Ф.И. Осипова и его наследников были награждены бронзовыми, серебряными, золотыми медалями 1896-1913 гг. Производство спичек на этих предприятиях получило международное признание на Парижской выставке 1900 г. За свой вклад в развитие спичечного производства Ф.И. Осипов был удостоен почетного потомственного гражданства. Один из его сыновей, Г.Ф. Осипов, проявил себя на почве благотворительности и просвещения. Интересным представляется послужной список этого спичечного фабриканта. В 1912 г. в возрасте 38 лет он являлся земским начальником 5-го участка Новозыбковского уезда Черниговской губернии, имел ордена Святой Анны и Святого Станислава III степени, окончил полный курс Новозыбков-ского реального училища, состоял студентом коммерческого отделения Рижского коммерческого института, но полный курс которого не окончил по личному желанию. На свои средства на хуторе Софиевка, где находилась одна из фабрик Осипо-вых, открыл школу, библиотеку и избу-читальню. Изначально школа являлась школой грамоты, впоследствии была преобразована в церковно-приход-скую. В обращении к Новозыбковскому отделению училищного совета от 20 декабря 1899 г. он писал: «Открытую мною в хуторе Софиевка школу грамоты я ходатайствую переименовать в церков-но-приходскую и обязываюсь предоставлять школе отопление, освещение, прислугу и жалованье учительнице по 120 рублей в год в дополнение к суммам отведенным. В случае, если не окажется препятствий, то прошу определить учительницей окончившую 8 классов Новозыбковской женской гимназии Циркунову» [4, с. 119].
Старообрядцы и единоверцы-предприниматели были уважаемыми людьми в своем посаде, городе.
Они возводили храмы, промышленные и гражданские сооружения. На рубеже XIX-ХХ вв. старообрядческие поселения в Стародубье были крупными торгово-ремесленными поселениями, даже городами. Дореволюционные исследователи относили их к поселениям городского типа. Например, посад Клинцы представлял собой компактное образование, к которому примыкал ряд селений, впоследствии вошедших в городскую черту (Стодолы, Дурни). Окружавшие посад сосновые леса вклинивались в застройку, сливаясь с садами, в зелени которых утопали Клинцы. Застройка была в основном одно- и двухэтажная, деревянная, усадебного типа. В начале XX в. центральные улицы были застроены каменными жилыми домами и общественными зданиями. В посаде развивались как промышленная архитектура, так и строительство каменных гражданских сооружений. В 90-е гг. XIX в. здесь возводится целый ряд жилых купеческих зданий с торговыми лавками на первом этаже. В 1894 г. для «Товарищества Стодольской мануфактуры Василия Барышникова с сыновьями» были построены промышленные корпуса, жилье для рабочих, дома владельца фабрики и управляющего. Общее число домов к этому времени достигло 2 тыс., население составляло около 12,5 тыс. человек. Мастеровых, ремесленников и рабочих в посаде насчитывалось 5 тыс. человек. В начале XX в. в посаде Клинцы возводится ряд общественных зданий в стиле модерн: здания женской гимназии, купеческого собрания. Украшением посада Клин-цы были и его старообрядческие и единоверческие храмы: Спасо-Преображения (1823 г.), Петра и Павла (вторая четверть XIX в.) (единоверческая), часовня церкви Вознесения (церковь Николая Чудотворца) начала XX в. О высокой культуре быта свидетельствовало то, что освещение посада было преимущественно газовое: 28 посадских фонарей из 50 были газовыми. Посад имел систему канализации. При фабрике Барышниковых также была создана пожарная команда.
Уездный город Новозыбков с 1826 г. имел генеральный план застройки. Новозыбков был крупным торговым центром. Развитие спичечного производства, а также других предприятий города способствовало росту городского населения. В 1897 г. в Новозыбкове насчитывалось 1 597 дворов, домов в городе было 1 811, из них 119 - каменные. В городе было 8 церквей, из которых две были каменные. На рубеже XIX-XX вв. в городе появляются новые каменные здания: отделение Орловского банка - как образец уездного общественного здания рубежа XIX-XX вв., здание женской гимназии [4, с. 304]. Однако большая часть домов была построена старообрядцами из дерева. Купцы Абросимовы, владельцы спичечной фабрики Волковы украшали их в русском стиле, с резным декором фасадов. В 1867-1898 гг. шло строительство в русско-византийском стиле каменного собора Чуда Архангела Михаила. Этот храм возводился как собор офици-
18
Вестник КГУ Ji № 6. 2016
альной церкви, в противовес старообрядческим храмам - Никольско-Рождественской церкви. В 1911 г. на средства старообрядца Кублицкого был сооружен деревянный старообрядческий храм Спасо-Преоб-ражения. 21 октября 1912 г. был торжественно освящен старообрядческий храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенный по инициативе председателя новозыбковской старообрядческой общины В.Е. Петухова и прихожан [4, с. 305].
В конце XIX - начале ХХ в. в застройке Злын-ки появляются кирпичные одно- и двухэтажные дома, в убранстве которых прослеживается влияние деревянного зодчества. Во второй половине XIX - начале ХХ в. развивающееся спичечное производство способствовало росту посадского населения. В 1897 г. в Злынке насчитывалось 1 053 двора и 4 209 жителей. В XIX - начале ХХ в. она входила в Людковскую волость Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Украшением посада являлись каменная церковь Вознесения Господня, созданная во второй половине XIX в., каменная церковь Святого Николая Чудотворца, построенная на средства фабриканта Ф. Осипова в конце XIX в., деревянная единоверческая церковь во имя Святого Великомученика Никиты, деревянный моленный дом старообрядцев-федосеевцев (Покровская беспоповская моленная). Церковь Святого Великомученика Никиты была построена «тщанием и усердием злын-ковского общества», освящена в 1844 г. В храме имелись два клироса резной позолоченной работы. Четырехъярусный иконостас «столярной работы» был позолочен в 1890 г. Большой колокол весил 101 пуд и 10 фунтов. Он был пожертвован единоверцем мещанином Афанасием Ивановичем Шведовым и его женой Анастасией Павловной. Памятниками архитектуры деревянного и каменного зодчества начала XX в. являлись особняки Осиповых. Рядом с этими домами и были построены на средства Оси-повых два храма - Вознесения (летний) и Николая Чудотворца (зимний). Служащие фабрики Барышниковых в Клинцах были заняты в благотворительных спектаклях, средства от которых передавались ученикам из бедных семей [4, c. 305].
Итак, на рубеже XIX-XX вв. старообрядческие поселения Стародубья имели высокий уровень развития, здесь существовали генеральные планы застройки, поселения старообрядцев отличала высокая морально-бытовая культура. Улицы, на которых проживали старообрядцы, отличались большей благоустроенностью. Старообрядцы отличались более высоким уровнем материально-бытовой культуры, чем окружающее население. Воздействие старообрядчества на общественный, семейный быт и культуру было значительно. Лучшие черты культурно-бытового уклада старообрядцев -хозяйственность, чистота, трезвость, грамотность женщин и детей. Активизация промышленного развития, рост числа фабрик отразился на росте
населения посадов Стародубья и их внешнем облике. Храмы являлись не только центрами духовной жизни старообрядцев, но и украшением уездного города Новозыбкова и старообрядческих посадов Стародубья. Одним из наиболее красивых посадов Стародубья была Злынка. В ней сложился своеобразный облик застройки, состоявшей из домов, богато украшенных пропильной резьбой. Нарождающаяся в русской провинции (Стародубье) экономически сильная старообрядческая буржуазия становилась приверженицей Белокриницкой иерархии. Так же как и столичные старообрядцы-капиталисты, для утверждения своего положения в обществе стародубские предприниматели усиливали влияние на стронников по вере и настаивали на объединении окружников и противоокруж-ников. Значительное преимущество в численном составе и более выгодное социальное положение окружников впоследствии и предопределило приоритет этого объединения. Стародубские посады были центрами полемики, здесь проживали начетчики-миряне и писатели - апологеты старообрядчества, известные в России. После 1905 г. на территории Стародубья происходила активизация духовной жизни старообрядцев, созывались съезды Новозыбковской епархии. Промышленники и предприниматели из этой среды занимались благотворительностью и меценатством. Доходы от промышленного производства шли на благотворительные цели и меценатскую деятельность. Традиции благотворительности, характерные для старообрядцев, были продолжены их потомками, единоверцами по своему вероисповеданию, сохраняющими приверженность идее передачи накопленных богатств общине, миру.
Библиографический список
1. Брянцев М.В. Религиозно-этические основы предпринимательства в России (XIX в.). - М.: Компания Спутник +, 2000. - С. 82.
2. Кочергина М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. - Брянск: ООО Ладомир, 2011. - 451 с.
3. Купцы и представители ремесленных цехов в роли избирателей патриарха // Церковь. - 1911. -№ 34. - 908 с.
4. Летопись происходящих в расколе событий. Письмо из Стародубья: «Собор в Лужках» // Братское слово. - 1892. - № 12. - С. 153-168.
5. Скворцов Д.И. Историко-статистическое обозрение современного старообрядческого раскола в Черниговской епархии. - Чернигов: Типография губернского правления, 1901. - 47 с.
6. Старообрядческий Манчестер // Церковь, 1912. - № 32. - С. 772-774.
Вестник КГУ _J № 6. 2016
19