Научная статья на тему 'Старинное (антикварное) оружие: проблемы определения и правового режима'

Старинное (антикварное) оружие: проблемы определения и правового режима Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6508
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРИННОЕ (АНТИКВАРНОЕ) ОРУЖИЕ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / АNTIQUE (ANTIQUE) WEAPONS / FIREARMS / CULTURAL VALUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пушкарев Артемий Леонидович

В статье сопоставляются определения старинного (антикварного) оружия в отечественном, зарубежном и международном праве, анализируются возможности применения зарубежного опыта в отечественном праве. Рассматриваются вопросы признаков старинного (антикварного) оружия и его классификации. Обозначается проблема отсутствия необходимой дифференциации уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, имеющего культурную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antique weapons: identification problems and legal regime

The article compares the definitions of antique (antiquarian) weapons in domestic, foreign and international law, analyzes the possibilities of applying foreign experience in domestic law. Questions of signs of antique (antique) weapons and its classification are considered. The problem of the lack of the necessary differentiation of criminal responsibility for the illicit trafficking of weapons of cultural value is indicated.

Текст научной работы на тему «Старинное (антикварное) оружие: проблемы определения и правового режима»

УДК 342

Старинное (антикварное) оружие: проблемы определения и правового режима

Пушкарев Артемий Леонидович, старший преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России

e-mail: [email protected]

В статье сопоставляются определения старинного (антикварного) оружия в отечественном, зарубежном и международном праве, анализируются возможности применения зарубежного опыта в отечественном праве. Рассматриваются вопросы признаков старинного (антикварного) оружия и его классификации. Обозначается проблема отсутствия необходимой дифференциации уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, имеющего культурную ценность.

Ключевые слова: старинное (антикварное) оружие; огнестрельное оружие; культурная ценность.

Antique weapons: identification problems and legal regime

Pushkarev Artemiy Leonidovich, Senior lecturer of the Department of Criminology and Penal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

The article compares the definitions of antique (antiquarian) weapons in domestic, foreign and international law, analyzes the possibilities of applying foreign experience in domestic law. Questions of signs of antique (antique) weapons and its classification are considered. The problem of the lack of the necessary differentiation of criminal responsibility for the illicit trafficking of weapons of cultural value is indicated.

Key words: аntique (antique) weapons; firearms; cultural value.

Несмотря на значительный возраст предметов, относящихся к категории «старинное (антикварное) оружие», данная правовая категория появилась в отечественном праве относительно недавно. Она введена в российское законодательство Федеральным законом от 10 июля 2012 г. № 113-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии"»1.

Старинное (антикварное) оружие является разновидностью оружия, имеющего культурную ценность, и включает огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 г. (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 г.

Определение старинного (антикварного) оружия используется при конструировании правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с присвоенностью, использованием и оборотом данного вида оружия, а также установлением ответственности за деяния, связанные с ним, и, таким образом, имеет ярко выраженное межотраслевое значение.

1 Федеральный закон от 10 июля 2012 г. № 113-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон ''Об оружии''» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 29. Ст. 3993.

Из анализа норм ст. 1-3 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»2 и законодательства о культуре видно, что категория «старинное антикварное оружие» связана с категориями «огнестрельное оружие» и «культурная ценность». Учитывая закономерности построения системы российского права, закрепленные, в частности, в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации3, понятие старинного (антикварного) оружия императивно должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации в области оружия и культуры.

Так, Конвенция ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности»4 в ст. 1 закрепляет определение культурных

2 Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) // Российская газета. 1996. № 241.

3 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

4 Конвенция ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (Париж,

ценностей как ценностей религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и подпадающие под одну из пятнадцати указанных категорий. Старинное (антикварное) оружие может быть отнесено к категориям:

«Ь» ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

«с» археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия;

«е» старинные предметы более чем 100-летней давности.

Таким образом, правовой статус культурной ценности может быть получен предметом вооружения в силу трех обстоятельств: а) наличия отношения к истории или выдающимся личностям; б) обнаружения в ходе археологических раскопок; в) в силу возраста (более 100 лет).

Анализ периода времени, необходимого для признания оружия старинным (антикварным), прописанного в Законе об оружии и в рассматриваемой Конвенции, показывает, что указанные нормы не совпадают. Кроме того, Конвенция не предусматривает каких-либо специальных правил для отнесения определенных предметов к культурным ценностям, а законодательство Российской Федерации дифференцирует оружие по его типу (огнестрельное; огнестрельное, изготовленное для стрельбы патронами; холодное, метательное, пневматическое). При этом в отношении одних его типов российский закон исключает оружие, подпадающее под нормы Конвенции, а в отношении других типов, наоборот, расширяет перечень оружия, имеющего культурную ценность.

В рамках изучения вопроса о порядке определения периода времени, необходимого для признания оружия старинным (антикварным), необходимо рассмотреть норму ст. 3 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, утвержденной резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 мая 2001 г. (протокол не является обязательным для Российской Федерации). В ней сказано, что под огнестрельным оружием понимается любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели. Старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако

14 ноября 1970 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Москва, 1967. Вып. XXIII. С. 595.

старинное огнестрельное оружие ни в коем случае не включает огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 г.

В настоящее время положения данного Протокола не являются обязательными для Российской Федерации, однако должны быть взяты в качестве ориентира отечественным законодателем при совершенствовании норм Закона об оружии, т. к. в случае возможного присоединения нашей станы к Протоколу указанное противоречие приобретет сложноразрешимый характер.

Таким образом, правоприменительная практика, в том числе уголовно-правовая, получает размытые ориентиры для отнесения оружия к культурным ценностям (антиквариату) по признаку его возраста. Для устранения данного противоречия считаем необходимым привести определение старинного (антикварного) оружия в соответствие с действующим международным законодательством.

Абзац 22 ч. 1 ст. 1 Закона об оружии должен быть изложен в следующей редакции: «старинное (антикварное) оружие - оружие, изготовленное более 100 лет назад». Вопросы обеспечения безопасности при владении, использовании и обороте такого оружия должны решаться путем его дифференциации в зависимости от физических характеристик и установления их специальных режимов в законодательстве об оружии. При этом, повторимся, все оружие, отвечающее по срокам своего изготовления срокам, установленным Конвенцией ЮНЕСКО, должно относиться и рассматриваться как старинное (антикварное) оружие.

Анализ определений и правовых режимов старинного (антикварного) оружия в разных странах и международном праве показывает, что в настоящее время отсутствует единство в определении данной категории и регулировании соответствующих общественных отношений. В правовом режиме антикварного оружия могут быть выявлены схожие по задачам регулирования и содержанию правовые конструкции, а также различия в отдельных аспектах правового регулирования.

Несмотря на присутствующие практически во всех правопорядках ограничения на вывоз антикварного оружия за рубеж, в мире складывается единый рынок антикварного оружия, постепенно сближаются отношения стран в сфере противодействия незаконному обороту оружия и культурных ценностей. Эти обстоятельства требуют унификации национальных законодательств в области оборота оружия и приведения их к единому подходу, имеющемуся к настоящему времени в международном праве. В связи с этим считаем необходимым способствовать в установленных рамках и полномочиях формированию единых подходов к определению понятия старинного (антикварного) оружия, основным началам его правового режима и уголовной ответственности за его незаконный оборот. Правовой платформой для формирования таких единых подходов должны стать международные нормативные акты ООН, ЮНЕСКО и иных международных организаций. Несмотря на нормативную заданность определения старинного (антикварного) оружия, учитывая его несо-

вершенство и развитие общественных отношений, мы должны вести научный поиск его более оптимальной формулировки. Серьезным резервом информации по данному вопросу является опыт регулирования соответствующей сферы общественных отношений в зарубежных странах.

В большинстве своем исследования оборота оружия в зарубежных странах связаны с изучением вопроса о возможности свободного оборота оружия или раскрывают отдельные аспекты незаконного оборота оружия. По этой причине проблемы регулирования отношений по владению, использованию и обороту оружия, имеющего культурную ценность, в таких источниках затрагиваются лишь поверхностно1 или не затрагиваются вовсе. К наиболее интересным публикациям по зарубежным режимам оружия необходимо отнести работы С. А. Григорянца, А. С. Мавлянова, Г. С. Семенова, Л. А. Сошиной, В. П. Полозова, Е. Д. Шелков-никовой и др.2

Современное состояние правовых режимов оружия в зарубежных странах характеризуется разнообразием подходов к степени его свободы. Это определено особенностями их социально-правового уклада и оружейной культуры. В странах (частях территории) с наиболее либеральным оружейным законодательством гражданам разрешено приобретать и иметь при себе (открыто носить) как длинноствольное, так и короткоствольное нарезное оружие (пистолеты и револьверы), а старинное оружие находится под весьма либеральным режимом. Ряд государств установили в своем законодательстве практически абсолютный запрет на владение оружием частными лицами, оставив это прерогативой спецслужб, полиции и армии. В них, как правило, также ограничен оборот оружия, имеющего культурную ценность, вплоть до полного запрета его собирания частными лицами. Оставшиеся страны занимают компромиссную позицию, допуская ограниченное владение и оборот оружия. К государствам с наиболее либеральным правовым режимом в отношении оружия можно отнести США, Швейцарию, Эстонию, Бразилию. Япония, Люксембург, Великобритания,

1 См., например: Трунов И. Гражданское оружие правозащиты // Право и политика. 2004. № 7.

2 См., например: Григорянц С. А. Анализ зарубежного законодательства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 3. С. 58-66; Мавлянов А. С. Законодательство зарубежных стран об ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Наука, новые технологии и инновации. 2008. № 1-2. С. 264-269; Полозов В. П. Оружие в гражданском обществе. Москва: Крафт +, 2004. С. 64-88; Семенов Г. С. К вопросу о понятии оружия и его видов в законодательстве стран СНГ // Образование и наука в современных условиях. 2015 № 4. С. 352-357; Сошина Л. А. К вопросу о развитии и современном состоянии законодательства, регламентирующего незаконный оборот оружия в некоторых зарубежных странах // Сибирский юридический вестник. 2007. № 4. С. 72-75; Шелковникова Е. Д. Оборот оружия в Федеративной Республике Бразилии: закон и реальность // Научный портал МВД России. 2009. № 3. С. 127-130.

Австралия, Малайзия имеют наиболее строгие ограничения на владение оружием гражданами, вплоть до полного запрета. При этом практически для всех стран мира характерно проведение реформ оружейного законодательства, как правило, связанных с его ужесточением.

Правовой режим огнестрельного оружия в Соединенных Штатах Америки традиционно привлекает к себе самое пристальное внимание отечественных специалистов и общественности3. Здесь накоплен богатый многовековой опыт частного владения оружием, который может и должен учитываться нами при поиске решений схожих проблем. Право граждан владеть оружием закреплено на самом высоком законодательном уровне. Знаменитая Вторая поправка к Конституции, входящая в Билль о правах США, гласит: «Поскольку хорошо организованное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться»4.

Правовой режим оружия в США закреплен в ряде законодательных актов федерального уровня: «Национальном законе об огнестрельном оружии» (National Firearms Act - NFA 1934 г.), законе «О контроле над огнестрельным оружием» (Gun Control Act - GCA 1968 г.), законе «О защите прав владельцев огнестрельного оружия» (Firearm Owners Protection Act - FOPA 1986 г.) и ряде других. Особенностью правового режима оружия в США является возможность его введения властями штатов в рамках, установленных федеральным законодательством. В связи с этим степень свободы владения оружием существенно отличается от штата к штату5.

В частности, законодательство США предусматривает понятия «огнестрельное оружие, удовлетворяющее любопытство и являющееся реликвией» («curios & relics firearm») и «антикварное огнестрельное оружие» («antique firearm»). Коллекционером оружия признается любое лицо, которое приобретает, владеет или распоряжается огнестрельным оружием или боеприпасами в качестве достопримечательностей или реликвий6.

К коллекционному оружию отнесено огнестрельное оружие, которое представляет интерес для его собирателей за исключением спортивных, наступательных образцов и оружия самообороны и подпадает под одну из следующих категорий:

1) изготовлено не менее 50 лет назад (копии такого оружия в данную категорию не входят);

2) сертифицировано в качестве достопримечательного или старинного оружия должностным лицом му-

3 Шулус А. А. Закон о контроле над оружием 1968 г. в США: содержание и основные проблемы // Вестник университета (ГУУ). 2014. № 10. С. 295-300.

4 Государственный департамент США: Билль о правах (на русском языке) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// photos.state.gov/libraries/adana/30145/publications-other-lang/RUSSIAN.pdf.

5 Законодательство о свободном ношении оружия в странах мира: досье [Электронный ресурс]. Режим доступа: ^tp:// tass.ru/info/1500210.

6 URL: http://uscode.house.gov/statutes/pl/90/618.pdf.

ниципального, федерального музея или музея штата, имеющего в экспозиции подобное оружие;

3) оружие, цена на которое во многом определяется его редкостью, оформлением, связью с какой-либо исторической личностью, периодом или событием1.

«Антикварное огнестрельное оружие» - огнестрельное оружие, не предназначенное для использования патронов кольцевого воспламенения или обычных боеприпасов центрального боя и изготовленное не позже 1898 г. В данную категорию отнесено фитильное, капсюльное, кремневое оружие, а также копии такого оружия независимо от времени изготовления. Также в эту категорию включено оружие под унитарные патроны, изготовленное после 1898 г., если боеприпасы к нему уже не производятся в США и отсутствует возможность их быстрого получения по обычным каналам торговли2.

Для коллекционирования огнестрельного оружия частное лицо обязано получить специальную лицензию коллекционера, выдаваемую властями штата. На федеральном уровне вручаются разрешения на коллекционирование наиболее ценных экземпляров антикварного огнестрельного оружия, а также для осуществления коллекционной деятельности, связанной с пересечением границ штатов. Лицензия на коллекционирование огнестрельного оружия дает право приобретать антикварное оружие и распоряжаться им по своему усмотрению.

В Великобритании история правового регулирования владения оружием достаточно продолжительна. Большое значение имеют поправки, принятые в 1997 г.3 Парламентом страны к акту «Об огнестрельном оружии» 1968 г. В соответствии с ними владельцы ручного огнестрельного оружия (исторического значения) обязаны получать в полиции сертификат на его коллекционирование и хранение. Режим хранения коллекционного оружия зависит от его потенциальной опасности. Оружие, изготовленное до 1919 г. и чье снаряжение не позволяет произвести из него выстрел, может храниться дома открыто. Иные виды коллекционируемого (исторического) оружия должны храниться в специально оборудованном помещении. Коллекционерам антикварного и исторического оружия запрещено иметь боеприпасы к нему. Исследователями верно отмечаются особенности английского законодательства в области оборота оружия: отсутствие кодификации, значительное количество нормативных актов различной юридической силы, различие в регулировании данной сферы по территории и, как следствие, отсутствие строгой системы4.

1 URL: ATF. Curios & Relics [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/18/921.

2 URL: ATF. Curios & Relics [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/18/921.

3 См.: Firearms (Amendment) Act 1997 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.landlords.org.uk/sites/default/ files/faaa97.pdf.

4 Григорянц С. А. Анализ зарубежного уголовного законода-

тельства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Наука и

Закон «Об оружии» Франции дифференцирует находящееся в сфере его регулирования оружие на категории в зависимости от степени его потенциальной опасности. Одной из категорий является «старинное и коллекционное оружие». К нему отнесено оружие, изготовленное до определяемой Министерством обороны даты (в настоящее время - 1 января 1870 г.) и из которого нельзя произвести выстрел современными боеприпасами. Данная категория была дополнена рядом моделей оружия, произведенных позже указанной даты, но не представляющих значительной опасности. В указанную категорию включены также и копии такого оружия. Сюда же отнесено оружие, приведенное в состояние, при котором из него нельзя выстрелить никакими боеприпасами, оно маркируется особым образом.

Старинное и коллекционное оружие находится под более мягким правовым режимом, чем иные категории оружия. Так, практически не предусмотрены специальные правила в отношении его хранения, установлен свободный режим оборота внутри страны. Вывоз такого оружия осуществляется лишь после получения соответствующего разрешения от компетентных государственных органов.

Закон Литовской Республики от 2 июля 1996 г. № 1-1423 «О контроле за оружием и боевыми припасами»5 содержит более пятидесяти определений основных понятий, относящихся к регулированию оборота оружия и ответственности за нарушение правил его оборота. Оружие разделено на четыре категории A, B, C и D. К старинному оружию относится оружие, разработанное до 1870 г. и изготовленное до 1899 г. Предусмотрена категория «полностью непригодное оружие (охолощенное оружие)» - это огнестрельное оружие, которое в силу переработки или ветхости не может быть использовано для производства выстрела и восстановлено. Оба вида оружия отнесены к оружию категории D.

Согласно ст. 38 граждане могут коллекционировать: охолощенное оружие, старинное оружие и боеприпасы к нему, оружие, не относящееся к огнестрельному (холодное). При этом огнестрельное оружие должно быть обработано таким образом, чтобы оно не могло быть использовано по прямому назначению, в такое же состояние должны быть приведены патроны к нему. Это ограничение не распространяется на специальные коллекции (криминалистические и научные).

Законодательством Литвы к движимым культурным ценностям отнесены созданные 50 лет назад и ранее материальные объекты, обладающие большим культурным значением, в том числе этническим, археологическим, историческим, художественным, научным, техническим, религиозным и иным, а также отражающим особенности национальной культуры. Предусмотрена возможность признания культурной ценностью и предметов, созданных менее 50 лет назад. Антиквариатом признаются предметы, изготовленные не

образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 3. С. 62.

5 URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/TAIS.159542/ mwLrdMqXDB.

менее чем 50 лет назад независимо от их культурной ценности1.

Закон Республики Молдова от 8 июля 2012 г. № 130 «О режиме оружия и боеприпасов гражданского назначения»2 закрепляет ряд основных терминов оружейного законодательства. В частности:

«коллекционное оружие» - оружие, являющееся музейным экспонатом, а также оружие в рабочем или нерабочем состоянии, являющееся раритетом или имеющее историческую, документальную, научную либо художественную ценность;

«деактивированное оружие» - оружие, ставшее окончательно нефункциональным вследствие его безвозвратной переделки и преобразования оружейником, обладающим лицензией на ремонт оружия;

«непригодное оружие» - поврежденное оружие, изношенность которого составляет более 50 процентов, имеющее один или несколько явных дефектов, подтвержденных компетентным органом или оружейником в соответствии с техническими регламентами;

«старинное оружие» - летальное оружие, произведенное до 1877 г., или его репродукции, предназначенные для хранения в коллекциях.

Одним из основных признаков оружия, влияющих на строгость его правового режима, является летальность.

Предусмотрена процедура «деактивации» оружия, заключающаяся в совокупности операций, осуществляемых в отношении оружия оружейником, обладающим лицензией на ремонт оружия, с целью его переделки и безвозвратного преобразования в окончательно недействующее оружие.

Значимым, на наш взгляд, является указание на возможность использования коллекционного оружия для самообороны3.

Основным законодательным актом Республики Беларусь в области оборота оружия является Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-3 «Об оружии»4. В ст. 1 указанного закона даны определения основных используемых терминов, в частности:

«оружие» - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов пиротехническими составами;

«огнестрельное оружие» - оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества.

1 Библиотека Конгресса США [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litlex.lt/Litlex/Eng/Frames/Laws/ Documents/362.HTM.

2 URL: http://lex.justice.md/ru/345127.

3 См.: Пункт 61 Постановления Правительства Республики Молдова от 23 апреля 2014 г. №293 «Об утверждении Положения о режиме оружия и боеприпасов гражданского назначения».

4 Информационно-правовая система «Законодательство

стран СНГ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.

spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1994.

Как верно замечено в литературе5, законодательство Беларуси практически единственное из стран СНГ имплементировало понятие огнестрельного оружия, принятого ООН;

«составные части и компоненты огнестрельного оружия» - любые элементы или запасные детали, специально предназначенные для огнестрельного оружия и необходимые для его функционирования, в том числе ствол, корпус или ствольная коробка, затвор или барабан, ось затвора или казенник, а также любое устройство, предназначенное или адаптированное для уменьшения звука, производимого выстрелом;

«холодное оружие» - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте этого оружия с объектом поражения;

«метательное оружие» - оружие, в котором для метания поражающего элемента используется мускульная сила человека либо механическое устройство;

«сигнальное оружие» - оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов пиротехническими составами;

«антикварное оружие и боеприпасы» - все виды оружия и боеприпасов, изготовленные до конца 1899 г.;

«историческое оружие и боеприпасы» - все виды оружия и боеприпасов, изготовленные до конца 1945 г.

С одной стороны, необходимо отметить удачные с точки зрения юридической техники дефиниции, с другой - трудности в определении места антикварного и исторического оружия в нормативной классификации оружия. Мало того, ни одна норма закона не упоминает антикварное или историческое оружие.

Порядок применения оружия в своих основных положениях схож с положением нашего Закона об оружии, отличаясь некоторыми деталями. Белорусский закон «Об оружии» в статье, регламентирующей его применение, не содержит указание на то, что применяться может только «имеющееся на законных основаниях оружие». Данная особенность более точно отражает суть правовых институтов защиты жизни, здоровья, собственности, необходимой обороны и крайней необходимости.

Оружие может быть признанным имеющим культурную ценность по результатам историко-культурной или искусствоведческой экспертизы.

Правовой режим культурных ценностей, ранее определявшихся рядом законов, в настоящее время регулируется Кодексом Республики Беларусь о культуре6. Кодификацию законодательства о культуре необходимо признать серьезным достижением Белоруссии. Систематизированное (а значит, согласованное) расположение норм, регулирующих отношения, связанные с культурным наследием, позволит значительно повысить эффективность правоприменения в данной

5 Семенов Г. С. К вопросу о понятии оружия и его видов в законодательстве стран СНГ // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 4. С. 354.

6 Кодекс Республики Беларусь о культуре (далее - Кодекс о культуре) [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИНр:/Ма1оп-l¡ne.by/?type=text&regnum=Hk1600413#load_text_none_1.

сфере, а следовательно, достичь целей сохранения и преумножения культурного наследия страны.

В ст. 1 Кодекса о культуре определены основные категории в области культуры, например:

«историко-культурная ценность» - культурная ценность, имеющая особую духовную, художественную и (или) иное значение и которой придан статус историко-культурной ценности;

«культурная ценность» - созданный (преобразованный) человеком или тесно связанные с его деятельностью материальный объект и нематериальное проявление творчества человека, которые имеют историческое, художественное, научное или другое значение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оружие, получившее статус историко-культурной ценности, может быть отнесено к таким его видам, как памятники археологии - археологические артефакты; памятники истории - объекты, которые связанны с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, международными отношениями, развитием науки и техники, культуры и быта, политическими, государственными, военными деятелями; памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства.

К археологическим артефактам отнесены движимые предметы возрастом не менее 120 лет, имеющие научное, культурное или иное значение и соответствующие указанным требованиям.

Кодексом о культуре предусмотрены действия лица, профессионально или случайно обнаружившего культурную ценность, которой может быть придан статус историко-культурной ценности. Также определены критерии для такого признания, процедура, субъекты и возможность выплаты вознаграждения. Предусмотрена уголовно-правовая защита от умышленного или неосторожного уничтожения, повреждения, а также утраты не только историко-культурных ценностей, но и материальных объектов, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности (ст. 344, 345).

Сопоставление законодательства Беларуси и России показывает отсутствие дифференциации уголовной ответственности за незаконные действия с обычным оружием и оружием, имеющим культурную ценность. При этом белорусское законодательство пользуется меньшим количеством терминов, обозначающих различные виды культурных ценностей, что необходимо признать его выгодным отличием. Все термины, которыми оперирует белорусский законодатель в сфере оружия и культурных ценностей, имеют легальное определение и не противоречат друг другу. В названиях статей, посвященных формам незаконного оборота оружия, используется словосочетание «незаконные действия», что более точно отражает суть норм.

Япония отличается одним из самых строгих законодательств в области оружия. Запрещено иметь огне-

стрельное оружие «для незначительной цели, коллекционирования или целей самообороны в связи с его (оружия) смертоносными свойствами и опасностью причинения ранений, увечий и смерти»1. По этой причине частное владение огнестрельным оружием практически исключено. Данный запрет имеет древние корни2.

Ставя вопрос о возможности и целесообразности применения отдельных положений зарубежного законодательства в современном российском праве, необходимо помнить замечание Е. Д. Шелковниковой о том, что современное законодательство зарубежных стран отражает определенный этап своего развития, а его возможное использование (применение) в нашей стране должно быть научно обоснованным и практически целесообразным с учетом взаимодействия многих факторов и условий. Ею высказано опасение, что рассматриваемый зарубежный опыт с неизбежностью вступит в противоречие с реалиями другого государства, однако некоторые позитивные моменты как международного, так и зарубежного опыта правового регулирования старинного (антикварного) оружия будут способствовать научному исследованию данного вопроса, в том числе заранее предупреждая о возможных ошибках3.

Как видно из анализа зарубежного правового опыта, мы близки в подходах к ограничению импорта (вывоза) оружия, имеющего культурную ценность, привидения оружия в состояние, непригодное для производства выстрела (охолощение, деактивация).

Считаем заслуживающими внимания и рассмотрения возможности применения в отечественной правовой системе следующих правовых конструкций в области владения, использования и оборота оружия, имеющего культурную ценность:

- создание и ведение реестра оружия, имеющего культурную ценность;

- регулирование миниатюрных моделей оружия, в том числе имеющего культурную ценность;

- введение категории «холодное оружие боевых искусств»;

- соответствие национального определения старинного (антикварного) оружия международным актам как императивное необсуждаемое требование, вытекающее из системы законодательства России;

- установление понятия старинного (антикварного) оружия должно связываться с двумя критериями: а) возраст производства; б) тип боеприпасов.

Категория «оружие боевых искусств», имеющаяся, в частности, во Франции, на первый взгляд близка к на-

1 Морозов Н. Преступность и борьба с ней в Японии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litres.ru/nikolay-morozov-5728913/prestupnost-i-borba-s-ney-v-yaponii/chitat-оп1ауп/раде-3.

2 Возможно, в том числе и этим можно объяснить развитие единоборств и использование при этом холодного оружия и хозяйственных предметов.

3 Шелковникова Е. Д. Правовое регулирование оборота старинного (антикварного) оружия за рубежом и особенности его международно-правового статуса // Право в вооруженных силах. 2015. № 1. С. 6-10.

шей категории спортивного оружия. Однако по сравнению с отечественным подходом, предусматривающим лишь спортивное холодное клинковое и спортивное метательное оружие, она шире по своему содержанию (ударное, ударно-дробящее и т. д.). Не секрет, что спортивные секции, кружки и клубы широко используют самое разнообразное холодное оружие для тренировок, соревнований и показательных выступлений. В то же время законодательное регулирование владения, использования и оборота всего спектра холодного оружия практически не развито, за исключением отдельных норм о боевом холодном оружии.

В целом можно сказать, что отдельные государства продвинулись несколько вперед по отношению к России в плане глубины и подробности регулирования оборота оружия, в том числе имеющего культурную ценность.

Ряд положений зарубежного права, на наш взгляд, должны быть оценены как не соответствующие основам нашей правовой системы, общим подходам регулирования оружейных отношений и реалиям нашей действительности. К таким особенностям мы можем отнести:

- игнорирование правового регулирования владения, использования и оборота холодного оружия;

- запрет на хранение боеприпасов к коллекционному оружию;

- регулирование отношений по обороту оружия законодательными актами административно-территориальными субъектами страны.

Доступность холодного оружия является весомым криминогенным фактором и выступает альтернативой огнестрельному оружию, очень часто мало уступая ему в эффективности при совершении преступлений. Современные реалии требуют поставить эффективный барьер бесконтрольному изготовлению, владению, ношению и обороту холодного оружия. Необходимо четко обозначить правовые рамки дозволенных действий с рассматриваемым видом оружия и на основе них установить (уточнить) нормы уголовной и административной ответственности за незаконное владение, использование и оборот.

Запрет на хранение боеприпасов к коллекционному оружию нам кажется чрезмерным и необоснованным ограничением. В коллекцию может входить как старинное (антикварное) оружие, так и современное действующее вооружение. Очевидно, что владелец коллекции, содержащей пригодные к использованию образцы оружия, не должен ограничиваться в возможности их использования по назначению в рамках установленных законом видов деятельности (самооборона, спортивная стрельба и охота). Требования к такому коллекционеру и условиям хранения оружия и боеприпасов должны быть сходными с обычными требованиями к гражданскому оружию.

В данном случае наибольшие вопросы вызывает допустимость производства выстрелов из старинного (ветхого) оружия или иного оружия, имеющего дефекты, угрожающие разрушением самому оружию или причинением вреда стреляющему и окружающим лицам. Юридическим препятствием для этого служат

нормы ст. 243 и 2431 УК РФ, в которых предусмотрена уголовная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение охраняемых культурных ценностей.

Совершенно не подходит для нашей страны опыт отдельных государств с федеративным устройством (в первую очередь США), где установлен дифференцированный правовой режим оружия в зависимости от территории (региона, штата). Установление особенностей правового режима оружия законодательством субъекта территориального устройства противоречит единству правового статуса гражданина Российской Федерации и существу предмета регулирования.

В самой тесной взаимосвязи с материальными нормами, определяющими правовой режим оружия, находятся уголовно-правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за его незаконный оборот, хранение или использование. Данному вопросу был посвящен ряд исследований отечественных ученых, в частности С. А. Григорянца1.

Дальнейшее развитие норм данной сферы правового регулирования должно вестись исходя из следующих взглядов на указанный вид оружия.

Во-первых, должен быть сформирован адекватный режим оборота такого оружия. Оружие, имеющее культурную ценность, может рассматриваться и как эффективный инструмент альтернативного инвестиционного вложения, разумеется, при развитом обороте антикварного рынка. В прогрессивных правопорядках антиквариат рассматривается наравне с такими основными активами общества, как недвижимость и ценные бумаги2. Оружие, имеющее культурную ценность, признается специалистами одним из самых доходных антикварных инвестиционных инструментов. Отдельные экземпляры такого оружия способны увеличиваться в стоимости на 15-20 % в год3.

Во-вторых, содержание действующих уголовно-правовых норм не дифференцирует в должной степени ответственность за незаконный оборот оружия и за незаконный оборот оружия, имеющего культурную ценность, не учитывает их существенные криминологические различия. Это создает проблемы на пути полноценной реализации конституционных прав граждан и организаций по доступу к культурным ценностям, коллекционированию, собственности, справедливости уголовного наказания.

Хищение культурных ценностей всегда было выгодной сферой преступного промысла в силу значительной стоимости похищаемых предметов. Одной из разновидностей культурных ценностей является оружие, относящееся к категории старинного (антикварного). В настоящее время стоимость отдельных экземпляров такого оружия может достигать миллионов долларов.

1 Григорянц С. А. Анализ зарубежного уголовного законодательства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 3. С. 58-66.

2 Буркин А. И. Инвестиции в антиквариат // Финансы и кредит. 2006. № 8. С. 72.

3 Там же. С. 76.

Это делает данный вид преступного бизнеса еще боле привлекательным. Несовершенство действующих правовых норм об обороте оружия и культурных ценностей усугубляют ситуацию.

Несовершенство законодательства и системы учета культурных ценностей, помноженное на огромную прибыльность и количество ценностей, создает почву для существования обозначенных в статье проблем.

В-третьих, важное значение при уголовно-правовой квалификации незаконного оборота оружия, имеющего культурную ценность, имеет межотраслевая согласованность используемых определений и конструкций. При использовании норм Закона об оружии для квалификации преступлений необходимо четко уяснить предмет его регулирования. Как верно замечено большинством исследователей, «несмотря на название закона, содержащиеся в нем нормы регламентируют оборот только одной категории оружия - ручного (индивидуального) оружия»1. Допустимо поставить вопрос о возможности более широкого использования не самих регулирующих норм закона, а имеющихся в нем определений из ст. 1. То есть признать, что определения, содержащиеся в Законе об оружии, универсальны и носят межотраслевой характер, а конкретные номы распространены только на оговоренные виды оружия. Строгое буквальное толкование не позволяет прийти к такому (желаемому многими) выводу.

Еще одним вопросом, требующим своего разрешения, является вопрос классификации старинного (антикварного) оружия. Современное нормативное решение этого вопроса не может быть признано удовлетворительным минимум по двум причинам.

1. При сопоставлении определения оружия, имеющего культурную ценность (ст. 1 Закона об оружии), и классификации гражданского оружия (п. 6 ч. 2 ст. 3 Закона об оружии) выявляется противоречие. В соответствии с определением старинное (антикварное) оружие выступает как разновидность оружия, имеющего культурную ценность. В свою очередь, в классификации гражданского оружия эти две категории оружия указаны в качестве самостоятельных разновидностей оружия, используемого в культурных и образовательных целях.

2. Действующая нормативная классификация гражданского оружия не предусматривает специальную классификацию старинного (антикварного) оружия и не позволяет применить к нему классификацию оружия самообороны, спортивного, охотничьего, сигнального оружия и оружия, носимого с национальными костюмами. В то же время старинное (антикварное) оружие может одновременно относиться и к оружию, используемому в культурных и образовательных целях, и иным видам, предусмотренным ч. 2 ст. 3 Закона об оружии. Множество предметов, подпадающих под категорию старинного (антикварного) оружия, существенно различаются по своему убойному (травми-

1 Поздеева О. С., Шамарин С. З. Уголовная ответственность за нарушения правил оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: учеб. пособие. Екатеринбург. 2012. С. 28.

рующему) потенциалу, привлекательности с позиций криминального использования и возможным последствиям неосторожного обращения. Это обстоятельство не находит своего отражения в правовом режиме старинного (антикварного) оружия и дифференциации уголовной и административной ответственности за нарушение правил его оборота, использования и хранения. Наличие данной проблемы подтверждается и в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобой гражданки Н. В. Урюпиной»2.

Таким образом, решение вопроса о классификации старинного (антикварного) оружия является актуальной задачей, стоящей перед учеными и законодателями, и влечет за собой корректировку всей системы нормативной классификации оружия.

Наши предложения по вопросу классификации оружия могут быть сведены к следующим двум тезисам.

1. Старинное (антикварное) оружие должно рассматриваться в классификации как разновидность оружия, имеющего культурную ценность.

2. Оружие, имеющее культурную ценность, в том числе старинное (антикварное) оружие, должно быть классифицировано в зависимости от его актуальных поражающих свойств. Здесь за основу может быть взят подход к классификации оружия, предложенный Д. А. Корецким3.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод от том, что правовой режим старинного (антикварного) оружия в российском законодательстве находится в стадии становления и пока в отельных аспектах далек от идеального состояния. Совершенствование правого режима старинного (антикварного) оружия должно осуществляться в направлении приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, учитывать физическое состояние и криминологически значимые особенности такого оружия и вбирать в себя лучший опыт зарубежного регулирования сходных отношений, применимых к современным российским социально-культурным, правовым и экономическим реалиям.

Библиографический список

1. Буркин А. И. Инвестиции в антиквариат / А. И. Бур-кин // Финансы и кредит. - 2006. - № 8. - С. 72-79.

2. Григорянц С. А. Анализ зарубежного законодательства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств / С. А. Григорянц // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2010. - № 3. - С. 58-66.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 26 (ч. II). Ст. 3633.

3 Корецкий Д. А. Криминальная армология. Москва, 2006.

3. Информационно-правовая система «Законодательство стран СНГ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1994.

4. Корецкий Д. А. Криминальная армология / Д. А. Корецкий. - Москва: Юридический Центр, 2006.

5. Мавлянов А. С. Законодательство зарубежных стран об ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств / А. С. Мавлянов // Наука, новые технологии и инновации. - 2008. - № 1-2. С. 264-269.

6. Поздеева О. С. Уголовная ответственность за нарушения правил оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: учеб. пособие / О. С. Поздеева, С. З. Шамарин. - Екатеринбург. - 2012.

7. Полозов В. П. Оружие в гражданском обществе /

B. П. Полозов. - Москва: Крафт +, 2004.

8. Семенов Г. С. К вопросу о понятии оружия и его видов в законодательстве стран СНГ / Г. С. Семенов // Образование и наука в современных условиях. - 2015. -№ 4. - С. 352-357.

9. Трунов И. Гражданское оружие правозащиты / И. Трунов // Право и политика. - 2004. - № 7. - С. 121125.

10. Сошина Л. А. К вопросу о развитии и современном состоянии законодательства, регламентирующего незаконный оборот оружия в некоторых зарубежных странах / Л. А. Сошина // Сибирский юридический вестник. - 2007. - № 4. - С. 72-75.

11. Шелковникова Е. Д. Оборот оружия в Федеративной Республике Бразилии: закон и реальность / Е. Д. Шелковникова // Научный портал МВД России. -

2009. - № 3. - С. 127-130.

12. Шелковникова Е. Д. Правовое регулирование оборота старинного (антикварного) оружия за рубежом и особенности его международно-правового статуса / Е. Д. Шелковникова / Е. Д. Шелковникова // Право в вооруженных силах. - 2015. - № 1. - С. 6-10.

13. Шулус А. А. Закон о контроле над оружием 1968 г. в США: содержание и основные проблемы / А. А. Шулус // Вестник университета (ГУУ). - 2014. - № 10. -

C. 295-300.

Bibliograficheskij spisok

1. Burkin A. I. Investicii v antikvariat / A. I. Burkin // Finansy i kredit. - 2006. - № 8. - S. 72-79.

2. Grigoryanc S. A. Analiz zarubezhnogo zako-nodatel'stva v sfere nezakonnogo oborota oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustrojstv / S. A. Grigoryanc // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ehkonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. -

2010. - № 3. - S. 58-66.

3. Informacionno-pravovaya sistema «Zakonodatel'stvo stran SNG» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1994.

4. Koreckij D. A. Kriminal'naya armologiya / D. A. Koreckij. - Moskva: YUridicheskij Centr, 2006.

5. Mavlyanov A. S. Zakonodatel'stvo zarubezhnyh stran ob otvetstvennosti za nezakonnyj oborot oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustrojstv /

A. S. Mavlyanov // Nauka, novye tekhnologii i innovacii. -2008. - № 1-2. S. 264-269.

6. Pozdeeva O. S. Ugolovnaya otvetstvennost' za narusheniya pravil oborota ognestrel'nogo oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustrojstv: ucheb. posobie / O. S. Pozdeeva, S. Z. SHamarin. -Ekaterinburg. - 2012.

7. Polozov V. P. Oruzhie v grazhdanskom obshchestve / V. P. Polozov. - Moskva: Kraft +, 2004.

8. Semenov G. S. K voprosu o ponyatii oruzhiya i ego vidov v zakonodatel'stve stran SNG / G. S. Semenov // Obrazovanie i nauka v sovremennyh usloviyah. - 2015. -№ 4. - S. 352-357.

9. Trunov I. Grazhdanskoe oruzhie pravozashchity / I. Trunov // Pravo i politika. - 2004. - № 7. - S. 121-125.

10. Soshina L. A. K voprosu o razvitii i sovremennom sostoyanii zakonodatel'stva, reglamentiruyushchego nezakonnyj oborot oruzhiya v nekotoryh zarubezhnyh stranah / L. A. Soshina // Sibirskij yuridicheskij vestnik. -2007. - № 4. - S. 72-75.

11. SHelkovnikova E. D. Oborot oruzhiya v Federativnoj Respublike Brazilii: zakon i real'nost' / E. D. SHelkovnikova // Nauchnyj portal MVD Rossii. - 2009. -№ 3. - S. 127-130.

12. SHelkovnikova E. D. Pravovoe regulirovanie oborota starinnogo (antikvarnogo) oruzhiya za rubezhom i osobennosti ego mezhdunarodno-pravovogo statusa / E. D. SHelkovnikova / E. D. SHelkovnikova // Pravo v vooruzhennyh silah. - 2015. - № 1. - S. 6-10.

13. SHulus A. A. Zakon o kontrole nad oruzhiem 1968 g. v SSHA: soderzhanie i osnovnye problemy / A. A. SHu-lus // Vestnik universiteta (GUU). - 2014. - № 10. - S. 295300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.