20 См.: Стариков Ю.Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. 2000. № 5. С. 12-21; Соловей Ю.П. Российское полицейское право: история и современность // Государство и право. 1995. № 6. С. 75; Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 111; О некоторых актуальных проблемах административного права: (По материалам «Лазаревских чтений») // Государство и право. 1997. № 6. С. 22.
21 См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 230.
22 Там же. С. 308.
23 См.: Судебные приставы, исполнительное производство: Производств.- практ. изд. М., 1999. С. 8.
24 См.: Клепикова М.А. Проблемы правового положения органов принудительного исполнения в исполнительном производстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 14.
25 См.: Андреева Т.К., Шерстюк В.М. Исполнительное производство в Российской Федерации: (В вопросах и ответах). М., 2000. С. 3,7.
26 См.: Федеральный закон «Об административных процедурах». Инициативный проект с комментариями разработчиков. М., 2001. С. 148.
27 См.: Трубников С.С. Институт подведомственности в гражданском процессуальном праве Австрии // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века. Екатеринбург, 2000. С. 365.
28 См.: Вербар Е.П. Заключение для комиссии по разработке Модельного кодекса гражданского судопроизводства при Межпарламентской ассамблее // Там же. С. 223.
29 См.: К. Экштайн, Р. Шафхаузер, С. Вершинин. Как упорядочить отношения гражданина и чиновника? Административные процедуры на примере законодательства Швейцарии. М., 2000. С. 76.
И.А. Кузнецова
ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ «ОРУЖИЕ». ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Определение в законе четкого понятия «гражданское оружие» является одной из главных задач правового режима оружия любого государства. Особая важность указанного вопроса обусловлена, с одной стороны, возрастающим ростом преступлений с применением огнестрельного и иного оружия, а с другой стороны - особым интересом населения страны к оружию как средству самозащиты. В связи с чем в законе следует определить понятие оружия и перечислить его конкретные виды, на которые распространяется либо не распространяется действие соответствующих правовых норм. При четкой регламентации в законодательстве указанного вопроса невозможно определить, за ношение, хранение, приобрете-
79
ние, изготовление, реализацию каких видов оружия наступает уголовно-правовая или административная ответственность; невозможно с достаточной долей уверенности отнести то или иное изделие к оружию вообще.
В этом аспекте полезно обратиться к опыту зарубежных государств, что позволяет сделать вывод о том, что ряд стан прямо указывают в законе образцы оружия, которые по своим признакам относятся к запрещенным. В ФРГ закон о владении оружием частными лицами запрещает владение теми видами холодного оружия, которыми обычно пользуются преступники. Вторым признаком запрещения является отсутствие необходимости в оружии такого рода у населения: замаскированное оружие, автоматические ножи с обоюдоострым лезвием, складные дубинки, кастеты. Запрещено также владение оружием без соответствующего разрешения, величина энергии выстрела которого превышает 7,5 джоуля. В США к запрещенным видам оружия относятся «любые бомбы, пулеметы, обрезы, огнестрельное оружие, специально изготовленное или специально приспособленное для незаметного ношения или бесшумной стрельбы, любые дубинки, металлический кастет или иное оружие, которое не служит общепринятым законным целям»1.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит прямого запрета на оборот каких-либо конкретных видов оружия, но четко закрепляет понятие того, что оружием считать нельзя, то есть определяет те объекты, на которые действие закона «Об оружии» не распространяется и за незаконный оборот которых не наступает ответственность, предусмотренная действующим законодательством. Согласно ст. 1 Федерального закона от 13 ноября 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» к оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды и изделия, конструктивно сходные с оружием. Ранее действовавший на территории нашей страны Закон «Об оружии» 1993 года указанное обстоятельство не конкретизировал.
По мнению доктора юридических наук Д.А. Корецкого, определение в законе четкого понятия оружия во многих случаях сделает ненужным проведение криминалистической экспертизы, поскольку судебно-следственные органы сами получат возможность разрешать все правовые вопросы, связанные с оружием, и будут прибегать к помощи экспертов только в случае необходимости определить техническое состояние и исправность данного образца, провести идентификационные исследования и т.д. При этом Д.А. Корецкий предлагает определить оружие как предметы и механизмы, специально предназначенные для поражения живой цели или мишеней, изготовленные по типу исторически выработанных образцов, максимально отвечающие задачам «преступного замысла» и не имеющие другого целевого назначения2.
В ст. 1 действующего Федерального закона «Об оружии»3 закреплено несколько иное понятие, под которым понимается, что оружие - это изделие,
80
предназначенное для механического поражения живой или иной цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Интересно, что ранее действовавший закон «Об оружии» от 20 мая 1993 года № 4992-1 содержал аналогичное понятие огнестрельного оружия, но в понятие оружия включал также «основные части оружия, определяющие его функциональное назначение» (далее закон «Об оружии» 1993 года)4. Закон «Об оружии» 1996 года впервые включил в понятийный аппарат определения «основных частей огнестрельного оружия», поэтому к понятию оружия «основные части оружия, определяющие его функциональное назначение», теперь не относятся.
Несмотря на прямое указание, в Законе к огнестрельному оружию относится и охолощенное огнестрельное оружие (специально приспособленное для стрельбы холостыми патронами, чтобы был невозможен выстрел боевым патроном), и учебное огнестрельное оружие (приведенное в состояние, исключающее возможность выстрела без специальных ремонтных работ). Указанный вывод можно сделать исходя из анализа п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 года № 5 «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ», согласно которому ответственность наступает не только за незаконный оборот или хищение годного к функциональному использованию оружия, но и неисправного либо учебного оружия, если виновный имел намерение и реальную возможность привести его в годное состояние.
Наряду с понятием оружия, приведенным в энциклопедиях, словарях и иных источниках, следует отметить, что понятие оружия невозможно уложить в узкие рамки подобных определений. Оружие является сложным технико-социальным феноменом. Поэтому каждая юридическая дисциплина рассматривает оружие применительно к своим задачам (уголовно-правовым, экспертно-криминалистическим, административно-правовым и т.д.). В целях отсутствия противоречий, вызванных разноречивыми подходами к понятию оружия, необходимо «привести к общему знаменателю» категории, относящиеся к уголовно-правовой, экспертно-криминалистической, административно-правовой оценке оружия, что, безусловно, определит подход к правовому режиму оружия и в конечном итоге будет способствовать реализации конституционных прав граждан на защиту.
Целью настоящей работы является не столько анализ действующего оружейного законодательства, сколько констатация явных противоречий и недоработок в нем. В частности, Закон «Об оружии» РФ 1996 года не исключает из числа оружия те предметы, которые не могут считаться оружием из-за их ветхости (старости) и непригодности (неисправности) для поражения цели. Представляется, что это является пробелом в определении объектов, относящихся к оружию. Бесспорно, указанные предметы или изделия в силу указанных выше качеств не могут достигнуть цели, предназначенной для
81
оружия, то есть механического поражения цели на расстоянии. Указанная категория объектов не относится и к изделиям, сертифицированных в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, поскольку изначально они были предназначены для поражения цели на расстоянии и имели возможность осуществления данного предназначения. Не относятся эти объекты и к спортивным снарядам и изделиям, конструктивно сходным с оружием, по тем же причинам. Поэтому представляется целесообразным ввести в закон «Об оружии»1996 года понятие изделий, которые не могут считаться оружием из-за их ветхости (старости) и непригодности (неисправности). Однако, в данном случае, следует обратить внимание на степень непригодности и ветхости. Примером правового акта, придерживающегося анализируемого выше аспекта, является «Европейская рамочная конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами»5, где с достаточной точностью определены объекты, которые огнестрельным оружием не являются6. Из перечня огнестрельного оружия конвекцией исключен любой предмет, который: 1) стал окончательно непригодным к употреблению; 2) не подпадает из-за слабой мощности под контроль в стране его происхождения; 3) не подпадает под контроль в стране происхождения из-за его ветхости.
Следует заметить, что п.40 Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации (далее Правила) содержит упоминание об оружии, производство выстрела из которого исключено. Это оружие, которое могло храниться в частных коллекциях, при этом разрешения на его хранение не требовалось потому, что по сути речь шла уже не об оружии как таковом (у него утрачивалось главное качество, определяющее его функциональное назначение, - производство выстрела), а о муляже.
Невыясненным остается вопрос, распространяется ли действие закона «Об оружии» на механически поврежденное оружие в период его хранения или транспортировки на завод-изготовитель для исправления повреждений.
Многими специалистами в области криминалистики и уголовного права указывалось, что в криминалистической литературе нет единого понимания оружия. Особенно противоречивы мнения в определении «атипичного» оружия, которое нельзя отнести к стандартному заводскому оружию. Этот вид оружия называют «дефектным», «самопалами», «самодельным», «кустарным». При этом одни авторы относят к нему все разновидности самодельного оружия, другие включают старинные заводские и кустарные образцы, третьи - только обрезы и самопалы. Отдельные авторы к атипичному относят также старинные заводские и кустарные образцы оружия, которые не изготавливаются сегодня. По сравнению с современными образцами огнестрельного оружия они, безусловно, являются атипичными. Исследования понятия «атипичного» оружия производились в работах С.Д. Кустановича,
82
Ю.М. Кубицкого, И.А. Сапожникова. Ю.М. Кубицкий, например, считал, что к «атипичному оружию относится такое, которое отличается от общераспространенных образцов, например изготовленное в виде автоматической пишущей машинки». Однако наиболее полно понятие атипичного оружия монографически исследовалось в работе В.Н.Ладина7, который предлагает определение атипичного огнестрельного оружия и определяет его двумя признаками: первый - характеризующий предмет как огнестрельное оружие вообще, второй - признак атипичности. При этом к свойствам огнестрельности относятся: 1) конструкция предмета; 2) способность предмета с помощью пороховых газов выбрасывать снаряд в заданном направлении и с определенной энергией. Свойствами атипичного оружия являются: 1) нестандартность основных частей и механизмов либо конструкции оружия в целом, 2) специфика баллистических и боевых свойств. Целью проведенного В.Н. Ладиным анализа является упорядочение терминологии оружия, что должно, по мнению автора, привести к «установлению на месте происшествия вида примененного атипичного огнестрельного оружия», следовательно, «правильная квалификация действий виновного как общественно-опасных, применение нужной уголовно-правовой нормы и решение других вопросов, выдвигаемых следствием». Закон «Об оружии» понятия «атипичное оружие» не содержит.
В публикациях, посвященных проблемным вопросам правового режима гражданского оружия, определенное место уделялось определению понятий коллекционирования и экспонирования оружия, антикварного и исторического оружия, а также оружия, имеющего культурную ценность8. Важность указанного разграничения обусловлена особой популярностью коллекционирования старинного оружия в нашей стране и за рубежом, а также тем, что «лучшие образцы старинного и авторского художественного оружия являются культурным наследием государства и, безусловно, нуждаются в правовой защите». Результаты этих исследований были систематизированы доктором юридических наук Е.Н. Шелковниковой, которая в своих работах подробно проанализировала законодательную базу оружия, имеющего культурную ценность в Российской Федерации, а также произвела сравнительно-правовой анализ законодательства зарубежных государств и стран СНГ. Основные выводы сводятся к следующему. Впервые право граждан и юридических лиц на коллекционирование было закреплено в Законе РФ «Об оружии» 1993 года. При этом в Законе обращалось внимание на то, что объектами коллекционирования могли быть практически любые виды оружия. Действовавшие в то время Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации предусматривали возможность не только музейного, но и частного коллекционирования оружия по месту жительства владельца (п. 38). При этом, согласно п. 40 Правил, в частных коллекциях, как уже упоминалось ранее в настоящей работе, могло находиться оружие при наличии разрешения органа внутренних дел на его хране-
83
ние либо оружие, производство выстрела из которого исключалось. Разрешения на хранение оружия, из которого нельзя сделать выстрел, не требовалось, так как хранению подлежало уже не само оружие, а его муляж.
В отношении правовой базы частного коллекционирования исправного и пригодного к использованию оружия в данных Правилах содержалось два по сути ничего не разъясняющих положения. Первое о том, что «коллекции оружия подлежат регистрации в органах внутренних дел» (ч. 2 ст. 40) , а второе о том, что «транспортировка коллекционного оружия допускается с разрешения органа внутренних дел» (ст. 41). По законодательству того времени коллекционирование оружия, в том числе оружия, не предусмотренного Законом Российской Федерации «Об оружии», в форме музейного коллекционирования могло осуществляться в отдельных, специально предназначенных для этих целей помещениях. Хранение оружия в музейных помещениях соответственно должно было отвечать требованиям указанных выше Правил, при нарушении которых органы внутренних дел вправе требовать приостановления экспонирования оружия.
Таким образом, несмотря на попытку законодателя урегулировать вопросы частного коллекционирования оружия, Закон РФ «Об оружии» 1992 года не содержал механизм правовой реализации коллекционирования, правовая база частного коллекционирования оружия была весьма слабой.
Действующий Федеральный закон «Об оружии» пошел значительно дальше своего предшественника. В нем также предусмотрен такой специальный вид владения оружием, как его коллекционирование. Исходя из смысла ст.25 Закона «Об оружии» 1996 года, объектами самого коллекционирования могут быть практически любые виды оружия, в том числе и не перечисленные в самом Законе, а также изделия, конструктивно схожие с оружием. Правила же их коллекционирования, экспонирования, производства, продажи, передачи, торговли, приобретения, хранения и транспортировки устанавливаются Правительством Российской Федерации и закреплены в разд. 8 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»9 (далее Правила 1998 года). В нашей стране коллекционирование оружия осуществляется на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел или специально уполномоченными органами Министерства культуры России. Сам механизм выдачи лицензий на коллекционирование оружия пока не разработан.
В п.31 Правил 1998 года дано точное определение коллекции оружия, которой признается приобретенное юридическим лицом с целью коллекционирования, а также приобретенное с этой же целью гражданином Российской Федерации оружие в количестве, превышающим пять единиц. Количество единиц оружия установлено ст.13 Закона «Об оружии» 1996 года. При этом гражданам в целях коллекционирования разрешается приобретать оружие, не запрещенное к обороту на территории РФ (п.32 Правил 1998 года) на
84
основании лицензии в органах внутренних дел согласно п.30 указанных Правил. Разумеется, что на те виды оружия, которые приобретаются свободно, не требуется получение лицензии на коллекционирование. При этом в соответствии с п.41 Правил юридическим и физическим лицам запрещается коллекционировать оружие и патроны без получения соответствующей лицензии, а также коллекционировать виды, типы и модели оружия и патронов, которые не предусмотрены лицензией на коллекционирование.
В отличие от законодательства нашей страны в США никакого специального разрешения на покупку редкого и антикварного оружия (определение данного вида оружия рассматривается подробно далее) не требуется. Однако в ряде случаев американским коллекционерам требуется получить лицензию коллекционера антиквариата и редкостей. Достоинство этой лицензии в том, что ее владельцам разрешено покупать, продавать и пересылать в качестве антикварных определенные типы огнестрельного оружия, включая авторские работы, уникальные образцы и т.п., даже если они не подходят под строго установленное законом определение антиквариата. Американскому законодательству в отличие от российского в данном аспекте свойственно то, что такие типы оружия перечисляются в специальной брошюре, ежегодно обновляемой BATF. По сегодняшнему оружейному законодательству РФ вообще невозможно определить, относится ли оружие к антикварному или нет в связи с отсутствием в законе такового.
В США владельцы лицензий вправе покупать и продавать оружие только с целью поддержания своих коллекций, а не для извлечения постоянного дохода, причем продавать оружие можно строго только владельцам указанных лицензий. Коллекционеры, имеющие лицензии, обязаны вести такую же документацию, как и торговцы оружием с лицензиями, вместе с тем они обязаны получать и хранить копии лицензий лиц, у которых покупают или которым продают оружие. Все эти записи по первому требованию должны предоставляться агентам BATF10. Таким образом, BATF контролирует перемещение всего ограниченного к владению оружия. Продавать, покупать или владеть указанными видами вооружения в обход регистрации BATF и без уплаты налога является федеральным преступлением.
Таким образом, порядок коллекционирования оружия в нашей стране достаточно четко определен правовыми актами. Однако это касается только оружия, оборот которого разрешен на территории России, то есть занесенного в Государственный кадастр современного пневматического, охотничьего огнестрельного и холодного оружия, а также пистолетов и револьверов, предназначенных для стрельбы газовыми и холостыми патронами. На все другие категории и виды оружия, в частности, на антикварное, которое и являлось в большей степени объектом коллекционирования, он не распространялся.
Интересно, что в законодательных актах об оружии зарубежных госу-
85
дарств определения антикварного и исторического оружия, огнестрельного оружия даются достаточно четко, и, что характерно, порядок частного коллекционирования исторического антикварного оружия отличается от коллекционирования современных образцов.
В многочисленных дискуссиях на тему принадлежности оружия к категории антикварного достаточно распространенным является мнение о прогрессивности в этом аспекте законодательства Соединенных Штатов Америки. Термин «антикварное оружие» расшифровывается следующим образом: любое огнестрельное оружие, включая фитильное, кремневое, капсюльное или иного воспламенения, произведенное не позднее 1898 года; любая копия такого оружия, если эта копия не переделана под использование патронов центрального или бокового боя, или же переделана под таковые, но эти патроны не производятся в США и не могут быть приобретены по каналам обычной торговли.
Свод федеральных постановлений США дает точное определение антиквариата и реликвий оружия. По федеральным правилам это оружие относится к категории «реликвии и редкости». Ими являются образцы огнестрельного оружия, представляющие собой интерес для коллекционеров вследствие определенных качеств, отличных от тех, которыми обладает огнестрельное оружие, предназначенное для спортивных целей или использования в качестве наступательного или оружия самообороны. Немаловажно, что антиквариат должен быть обязательно отнесен к одной из следующих категорий: 1. Огнестрельное оружие, изготовленное минимум за 50 лет до текущей даты, исключая его точные копии. 2. Огнестрельное оружие, удостоверенное хранителем городского музея штата или федерального музея, имеющего в своей коллекции огнестрельное оружие, в качестве антиквариата или реликта, представляющего музейный интерес. 3. Любое другое огнестрельное оружие, которое сохранило существенную часть своей денежной стоимости по причине того, что оно редкое и отличается в особом порядке формой или связано с определенными периодами или событиями истории. Практически в США антикварное оружие «выведено из-под федерального контроля и может продаваться, покупаться и храниться каждым, у кого нет преступного прошлого»10.
Интересно, что законодательство многих государств связывает понятие старинного антикварного оружия с датой его изготовления, именно это мнение получило наибольшее распространение в оружейном законодательстве многих стран мира. В частности, в законе «Об оружии» Франции от 6 мая 1995 года старинным оружием считается огнестрельное оружие, произведенное до 1 января 1870 года. Однако по закону эту временную границу разрешается изменять. Закон Литовской республики «О контроле за оружием и боевыми припасами», принятый 2 июля 1996 года, гласит, что «настоящий Закон не распространяется на огнестрельное и метательное оружие, из-
86
готовленное до 1870 года». Даже временной промежуток является одинаковым. Законодательство об оружии Великобритании только в феврале 1997 года установило, что историческое огнестрельное оружие, которое произведено до 1919 года, и его снаряжение, не позволяющее произвести выстрел, разрешено хранить дома открыто. При этом владельцы огнестрельного оружия исторического значения обязаны получить в полиции сертификат на его коллекционирование и хранение сроком на 2 года. Тем не менее существуют страны, где частное коллекционирование оружия законом запрещено, например в Японии и Китае»11.
В законодательстве нашей страны определение антикварного и исторического оружия, на которое не распространялось бы действие закона «Об оружии», отсутствует. В соответствии с международной практикой решения указанной проблемы12 было предложено исключить из числа объектов правового регулирования марки старинного оружия, изготовленного до определенной даты. Впервые в литературе попытку установить указанную дату предприняла Е.Шелковникова, предлагая дополнить ст.1 Закона «Об оружии» положением о том, что «действие настоящего закона не распространяется на огнестрельное антикварное оружие, изготовленное до 1892 года». Указанная дата была предложена специалистами Министерства культуры России.
Определив правовое положение старинного оружия, немаловажным представляется определить правовой статус оружия, имеющего культурную ценность, и авторского художественного оружия, поскольку вопрос о сохранении культурного наследия нашей страны является делом государственной важности. В ст. 1 Федерального закона «Об оружии» понятие оружия, имеющего культурную ценность, вообще отсутствует, хотя такое оружие существует в реальной жизни. Впервые указанный термин был сформулирован в 1998 году и опубликован в Постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21 июля 1998 года № 81413.
В литературе встречается классификация оружия на антикварное, историческое, авторское художественное, которая представляется достаточно обоснованной и верной, поскольку составлена с учетом мнения специалистов по оружию, художников-оружейников. К антикварному прелагается отнести оружие определенного исторического периода, которое, в свою очередь, подразделяется: а) на антикварное огнестрельное, изготовленное до 1891 года; б) метательное, пневматическое, холодное, древковое и ударное оружие, изготовленное более 50 лет назад; в) штыки, изготовленные до 1947 года. Немаловажно отметить, что к оружию, имеющему культурную ценность, также следует приравнивать копии антикварного оружия (изготовленные по оригиналу либо чертежам конкретного образца антикварного оружия при условии повторения использованных материалов, точного воспро-
87
изведения его конструкции и художественного оформления) и реплики антикварного оружия (свободное повторение антикварного образца по оригиналам либо чертежам, выполненные с применением использованных материалов, авторскими изменениями внешнего вида или художественной отделки).
К историческому относится оружие, связанное с выдающимися событиями истории или являющееся культурной ценностью как редкий памятник науки и техники. Это оружие может быть непосредственно относящееся к жизни и деятельности выдающихся личностей, государственных, политических и общественных деятелей. Данный вид оружия должен быть отнесен к имеющему культурную ценность по результатам историко-культурной, искусствоведческой экспертизы Министерства культуры Российской Федерации. Подобное определение исторического оружия содержится, например, в законодательстве об оружии Франции и Соединенных Штатов Америки14.
В вопросе определения авторского художественного оружия существует несколько мнений. С одной стороны, следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что указанное оружие представляет собой произведение искусства.
Одни специалисты считают, что для признания оружия художественным достаточно наличие на нем различных украшений в виде резьбы, позолоты, драгоценных камней. Но тогда следует признать авторским оружием любое украшенное оружие, включая высокохудожественные образцы прошлых столетий и современные подделки «под старину». Другие предполагают, что для признания оружия авторским необходимо, чтобы в основу его дизайна была положена художественная идея. Указанное оружие является выражением творческой мысли художника. Подобное оружие, несомненно, имеет культурную ценность и является авторской единичной работой, хотя возможна и его авторская копия. При этом авторы указанной идеи полагают, что по своему функциональному предназначению это оружие по существу не несет никакой оружейной функции, а является предметом для коллекционирования, дарения, украшения интерьера15.
Безусловно, очень важное значение имеет возможность и необходимость отличия авторского художественного оружия как произведения искусства от художественно украшенного (оформленного) оружия. Важнейшим отличительным признаком художественно украшенного оружия является его серийное производство, хотя оружие при этом и имеет художественное оформление. Примером такого оружия является штучное ружье художественное разбора. Это оружие имеет культурную ценность, но, в отличие от авторского художественного оружия, изготовленного в одном экземпляре, производится серийно на предприятии-изготовителе оружия. Вторым отличительным признаком является то, что образец данного оружия занесен в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия либо является боевым ручным стрелковым или холодным оружием и состоит на вооружении у сотрудников государственных военизированных организаций.
88
Кроме того, существует дополнительный способ разграничения этих двух категорий оружия - это проведение искусствоведческой и историко-ору-жиеведческой экспертизы.
Проект закона «Об оружии», предлагаемый общественным движением «За право граждан на ношение оружия», существующим в нашей стране совсем недавно, вводит новый четвертый вид гражданского оружия - оружие, имеющее культурную ценность, под которым понимается оружие, обладающее научной, исторической или художественной ценностью и предназначенное для исследования, хранения, коллекционирования и экспонирования, а также оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации. Оно, в свою очередь, подразделяется на виды: 1) антикварное оружие, 2) мемориальное оружие , 3) авторское художественное оружие, в том числе копии и реплики антикварного оружия.
При этом факт окончательного определения категории оружия (мемориального и антикварного) устанавливается экспертизой оружия, проводимой Министерством культуры Российской Федерации, уполномоченными им органами и экспертами. Порядок проведения экспертизы и случаи обязательного ее проведения, по мнению авторов проекта закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Там же предусмотрено определение самого процесса создания оружия, имеющего культурную ценность, под которым понимается разработка, испытание, ремонт и реставрация оружия, имеющего культурную ценность, изготовление художественного оружия, а также художественная отделка оружия, придающая ему культурную ценность как произведению художественного творчества и декоративно-прикладного искусства.
Кроме того, немаловажным является то, что согласно ст.13 проекта закона «Об оружии» лица, обладающие оружием, имеющим культурную ценность, или впервые приобретающие такое оружие, должны получить лицензию на право коллекционирования данного вида оружия.
Таким образом, введение в закон понятия оружия, имеющего культурную ценность, приведет к тому, что одни лица могут владеть оружием в соответствии с законодательством об оружии, а другие тоже в соответствии с законодательством, но на основании лицензии коллекционера, которая дает определенные преимущества. Это является оправданным, так как государство должно заботиться о культурном наследии страны. Отсутствие в оружейном законодательстве рассматриваемых понятий и определений может привести к варварскому уничтожению редких видов оружия либо незаконному их вывозу за пределы Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство об оружии, безусловно, имеет ряд недоработок и подлежит серьезному корректированию. Однако неоднократно предлагаемые изменения и поправки не были утверждены на законодательном уровне. Последние изменения в Закон «Об оружии», при-
89
нятые в июне-июле 2001 года, коснулись лишь уточнения термина «биологические факторы» оружия, но не изменили правовой природы понятия оружия как сложного технико-социального феномена.
Примечания
1 Примерный уголовный кодекс (США). 1969. Ст. S.07 // Kriminalistik. 1974. № 1. S.14-15.
2 См.: Корецкий Д.А. Основы теории и методологии криминалистического исследования тяжких преступлений, совершаемых с применением оружия: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997.
3 См.: Федеральный закон «Об оружии» от 13.11.1996 года. № 150-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681.
4 Федеральный закон РФ «Об оружии» от 20.05.1993 года № 4992-1 (утратил силу), текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 г., №24, ст. 860; «Российской газете» от 15 июня 1993 г.
5 См.: Европейская рамочная конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, Страсбург, 28 июня 1978 год (не ратифицирована Российской Федерацией).
6 Закон РФ «Об оружии» 1996 года определяет те объекты, которые оружием считать нельзя и на которые действие закона «Об оружии» не распространяется .К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды и изделия, конструктивно сходные с оружием.
7 См.: Ладин В.Л. Криминалистические методы исследования атипичного огнестрельного оружия: Дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1968.
8 См.: Шелковникова Е. Коллекционирование оружия: правовое регулирование и организация контроля // Законодательство. 1998. №10.
9 См.: Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (с изменениями от 5 июня 2000 года) // Собр. законодательства РФ. 1998. №2.
10 Материалы получены из работы Пола Скарлаты (Коллекционирование оружия в США: хобби или преступление? // Солдат удачи. 1997).
11 Материалы указанного абзаца получены в результате анализа публикаций Е. Шелковниково: Коллекционируем оружие по правилам, но от этого не легче // Магнум. 1998. Ноябрь-декабрь; Точка зрения. Коллекционерам оружия нужна легальная защита // Правозащитник. 1998. №3; Оружие как составная часть культурного наследия государства и проблемы его правового статуса // Право и политика. 2000. №3; Оружие и искусство - две вещи несовместные? // Ювелир. мир. 1999. № 4.
12 Материалы седьмой сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального совета ООН, Вена, 1998 г., 28-30 апр. // E\CN. 1998. 11 мая. Р.5.
90
13 См.: Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (с изменениями от 5 июня 2000 года) // Собр. законодательства РФ. 1998. № 2.
14 См.: Закон о контроле над оружием США, 1968 г. // Свод законов США. 1968. Т.18, гл.44.
15 Проект новой редакции Федерального закона «Об оружии» разработан Общественным движением «За право граждан на ношение оружия», созданным 7 февраля 2001 года, работа с текстом произведена из информационной системы «Интернет».
В.И. Попов
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ КАК ИСТОЧНИК ТРУДОВОГО ПРАВА
Многочисленные исследования содержат в теории права и науке трудового права различные понятия, которые не всегда адекватно отражают сущность источников права. Ученые, в частности, оперируют такими понятиями:
- формы права;
- формальный источник права;
- источник в узком и широком значении;
- источник норм права;
- юридические источники;
- материальные (правовые) и формальные (законодательные) источники.
Одним из признаков источника права является его форма. Однако форма - это лишь оболочка права, которая не всегда показывает его «производителей». Форма источников может быть различна: законы, указы, постановления, уставы, решения, приказы, договоры, судебные прецеденты, обычаи, мораль, деловые обыкновения. Постановления, например, издаются Правительством РФ и другими органами. Кроме того, указы, решения, договоры могут быть нормативными, т.е. содержать нормы права, и могут быть индивидуальными актами реализации норм права.
К этому следует добавить, что право с более широких позиций не сводится к нормам права, но также включает моральные и иные нормы, обеспеченные не силой государственного принуждения, а общественным сознанием и принуждением, силой привычки. Поэтому первое, что необходимо выделить для характеристики источника права, - это сущность источника. Ее составляют нормы права, санкционированные и обеспеченные государством, а само право необходимо рассматривать только в качестве системы таких норм. Форму право приобретает после надлежащего официального оформления.
91