Научная статья на тему 'Становление женского образования на Ставрополье. Подготовка учительских кадров'

Становление женского образования на Ставрополье. Подготовка учительских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REGIONAL EDUCATION / TRAINING OF TEACHERS / FORMING OF WOMEN'S EDUCATION / NATIONAL ENLIGHTENMENT / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ / СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калантарян Л. А., Спербер О. И.

В статье дан анализ процесса становления образования на Ставрополье. Особое внимание авторы уделяют выявлению социокультурных детерминант, определивших пути развития женского образования в регионе. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка выявления причинно-следственных связей нехватки педагогических кадров и отсутствия системы в их подготовке. Авторы обосновывают необходимость постановки учебного дела на основе воспитания нравственных и гуманных качеств учащихся. Выявляют приоритетное значение культурного сближения местного сообщества с педагогическим. Проведённый анализ актуализировал изучение проблемы подготовки кадров как ключевой в процессе становления регионального, в том числе женского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FEMALE EDUCATION IN STAVROPOL REGION. TRAINING OF TEACHERS’ STAFF

The article analyzes the process of how education in Stavropol Region was forming. The authors pay special attention to identification of socio-cultural determinants that define the development of women’s education in the region. As a research task, the authors identified an attempt to reveal cause-effect relationships between the lack of teaching staff and the lack of a system in their training. The authors state the need to organize the educational process on the basis of education of moral and humane qualities of students, to identify the priority of cultural relations of the local community with the pedagogical ones. The analysis actualizes the importance of studying the problem of training of teachers in the process of formation of regional, including women’s education.

Текст научной работы на тему «Становление женского образования на Ставрополье. Подготовка учительских кадров»

Библиографический список

1. Возрастная и педагогическая психология: учебник под редакцией М.В. Гамезо. Москва: Наука, 2014.

2. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Москва: Педагогика, 2018.

3. Маклаков А.Г Общая психология. Санкт-Петербург, 2013.

4. Пантелеева Т.В. Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности. Психологические науки: теория и практика: материалы IV Международной научной конференции (г Москва, ноябрь 2015 г). Москва, 2015.

5. Педагогика: учебное пособие под ред. П.И. Пидкасистого. Москва, 2011.

6. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Москва, 2015.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва, 2012.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 2004.

9. Пряжников Н.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва, 2016.

10. Григорович Л.А., Марциновская Т.В. Педагогика и психология. Москва, 2006.

11. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. Москва, 2016.

12. Магомеддибирова З.А. Философский аспект сущности понятия преемственности. Наука и школа. 2004; 1: 20. References

1. Vozrastnaya ipedagogicheskaya psihologiya: uchebnik pod redakciej M.V. Gamezo. Moskva: Nauka, 2014.

2. Gal'perin P.Ya., Zaporozhec A.V., Karpova S.N. Aktual'nye problemy vozrastnojpsihologii. Moskva: Pedagogika, 2018.

3. Maklakov A.G. Obschaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2013.

4. Panteleeva T.V. Psihologicheskie osobennosti i razvitie 'emocional'noj sfery i intellektual'nyh sposobnostej v rannej yunosti. Psihologicheskie nauki: teoriya ipraktika: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Moskva, noyabr' 2015 g.). Moskva, 2015.

5. Pedagogika: uchebnoe posobie pod red. P.I. Pidkasistogo. Moskva, 2011.

6. Remshmidt X. Podrostkovyj iyunosheskij vozrast. Problemy stanovleniya lichnosti. Moskva, 2015.

7. 'El'konin D.B. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva, 2012.

8. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva, 2004.

9. Pryazhnikov N.S. Motivaciya i stimulirovanie trudovoj deyatel'nosti: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva, 2016.

10. Grigorovich L.A., Marcinovskaya T.V. Pedagogika ipsihologiya. Moskva, 2006.

11. Kovalev V.I. Motivy povedeniya ideyatel'nosti. Moskva, 2016.

12. Magomeddibirova Z.A. Filosofskij aspekt suschnosti ponyatiya preemstvennosti. Nauka i shkola. 2004; 1: 20.

Статья поступила в редакцию 01.08.19

УДК 378

Kalantaryan L.A., Cand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Sperber O.I., Cand of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF FEMALE EDUCATION IN STAVROPOL REGION. TRAINING OF TEACHERS' STAFF. The article analyzes the process of how education in Stavropol Region was forming. The authors pay special attention to identification of socio-cultural determinants that define the development of women's education in the region. As a research task, the authors identified an attempt to reveal cause-effect relationships between the lack of teaching staff and the lack of a system in their training. The authors state the need to organize the educational process on the basis of education of moral and humane qualities of students, to identify the priority of cultural relations of the local community with the pedagogical ones. The analysis actualizes the importance of studying the problem of training of teachers in the process of formation of regional, including women's education.

Key words: regional education, training of teachers, forming of women's education, national enlightenment.

Л.А. Калантарян, канд. пед наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

О.И. Спербер, канд. пед. наук, ст. преп., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТАВРОПОЛЬЕ. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ

В статье дан анализ процесса становления образования на Ставрополье. Особое внимание авторы уделяют выявлению социокультурных детерминант, определивших пути развития женского образования в регионе. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка выявления причинно-следственных связей нехватки педагогических кадров и отсутствия системы в их подготовке. Авторы обосновывают необходимость постановки учебного дела на основе воспитания нравственных и гуманных качеств учащихся. Выявляют приоритетное значение культурного сближения местного сообщества с педагогическим. Проведённый анализ актуализировал изучение проблемы подготовки кадров как ключевой в процессе становления регионального, в том числе женского образования.

Ключевые слова: региональное образование, подготовка учительских кадров, становление женского образования, народное просвещение.

Некоторые аспекты процесса становления регионального образования нашли освещение в исследованиях И.В. Бентковского, П.П Буткова, Л.А. Воло-вой, А.В. Падло, Ф.Х. Путнова, М. Краснова, В.В. Мельникова, П.Н. Прозрителева, Д.С. Ткаченко, С.А. Чекменева и др.

Проблемы становления женского образования на Ставрополье, подготовка учительских кадров и на сегодняшний день не стали предметом глубокого научного изучения и пристального внимания исследователей.

В первой трети XIX века, сложившаяся социокультурная ситуация выявила необходимость организации в регионе женских учебных заведений. В ноябре 1835 года предводитель дворянства Кавказской области Е.Е. Ростованов писал министру внутренних дел: «Для женского пола в Кавказской области нет не только никакого казенного заведения, никакого частного пансиона, но даже никакого учителя особенно для иностранных языков» [1, с. 55].

Уже в 1838 году стараниями генерал-лейтенанта Э.Х. Праббе в Ставрополе был открыт женский пансион, но «скромной программой своего курса» он не удовлетворял родителей многих учениц и они предпочитали определять своих

дочерей в столичные институты или в институты Керченский и Новочеркасский.

Одним из первых, кто решил открыть женщинам доступ к образованию «без различия их материального благосостояния» был Кавказский наместник, граф Михаил Семенович Воронцов. Назначенный главнокомандующим отдельного кавказского корпуса в декабре 1844 года, граф Воронцов обратил внимание и на недостаток учебных заведений во вверенном ему крае. «По его ходатайству дирекция училищ Кавказской области была изъята из ведения Харьковского учебного округа и подчинена непосредственно наместнику Кавказскому». В 1848 году по высочайшему повелению был учрежден Кавказский учебный округ, который и был открыт в апреле 1849 года.

В становлении образования на Кавказе активное участие принимала супруга графа Воронцова, организованное ею женское благотворительное общество св. Нины в мае 1846 года открыло в Тифлисе первое женское учебное заведение «для детей недостаточных родителей». В ноябре 1848 года Е.К. Воронцова обратилась к командующему войсками на Кавказской линии и в Черномории и управ-

ляющему гражданской частью в Кавказской области Н.С. Завадовскому с просьбой о содействии в организации в Ставрополе благотворительного общества и женского учебного заведения при нем «по образцу тифлисского». В свою очередь Завадовский обратился с письмами к ставропольскому губернатору генерал-майору А.А. Волоцкому, к губернскому предводителю дворянства ГС. Калантарову и епископу Кавказскому Иеремии. Все выше перечисленные сановники выразили готовность оказать содействие. Общими усилиями в Ставрополе было организованно женское благотворительное общество св. Александры, членами которого стали более 80-ти ставропольских дам, по ходатайству Е.К. Воронцовой благотворительное общество св. Александры было принято под покровительство государыни императрицы супруги Николая I. В августе 1849 года в Ставрополе состоялось открытие первого на Северном Кавказе женского училища св. Александры. Училище расположилось в том же доме, где двенадцать лет назад, в 1837 году император Николай I открыл Кавказскую гимназию [2].

Как отмечает М. Краснов, автор исследования «Просветители Кавказа»: «Ни одно торжество в Ставрополе не происходило с такою помпой как открытие женского учебного заведения. Даже открытие лично императором Николаем I Кавказской гимназии не отличалось такой пышностью» [1, с. 56].

На начальном этапе существование первого женского учебного заведения определялось достаточно скромными задачами - воспитанием добропорядочных жен и хороших матерей. В соответствии с очерченными задачами основное внимание было направлено на религиозно-нравственное воспитание. Большой интерес регионального сообщества к женскому образованию отразился в постоянно увеличивающемся количестве учащихся. Если в первый год было принято вместо 40 девиц 57, то в последствие женское училище св. Александры было преобразовано в гимназию с количеством от 200 до 600 воспитанниц [3].

Значительный вклад в развитие регионального образования внесли такие выдающиеся деятели как Н.С. Рундовский, В.Д. Терзиев, С.Н. Марков, Я.М. Неверов, П.А. Брянчанинов. В разное время, возглавлявшие различные учебные заведения на Ставрополье, все они стремились содействовать правильной постановке учебного дела, строгой дисциплине и неукоснительному исполнению своих обязанностей, как учащимися, так и учителями. Замечательный педагог, общественный деятель, человек высоко образованный, Я.М. Неверов указывал и на необходимость эстетического развития личности учащегося, воспитания гуманности, нравственности, любви к европейской и русской культуре [4].

Не менее важным делом, было сближение местного сообщества с педагогическим. Налаживанию этой коммуникации способствовало не только появление многочисленных родительских комитетов при учебных заведениях, но и устроение различных светских «вечеров», например знаменитых «Суббот» у Януария Михайловича Неверова, или «Великосветских кружков» устраиваемых Василием Дмитриевичем Терзиевым.

В конце 40-х, начале 50-х годов все более остро стала ощущаться нехватка педагогических кадров, и отсутствие системы в их подготовке.

Я.М. Неверов отмечает в данной связи, что практически невозможно найти желающих добровольно заниматься педагогической деятельностью «по трудности обязанностей учителя». Несмотря на то, что некоторые попытки изменить ситуацию предпринимались, ситуация оставалась достаточно сложной.

В 1848 году в Тифлисской и Ставропольской гимназиях были открыты специальные классы, в которых преподавалась педагогика и дидактика, для тех, кто хотел посвятить себя педагогической деятельности в качестве учителей для низших училищ и домашних учителей. Предлагалось также, воспитанникам, обучающимся в гимназиях за казённый счёт посещать лекции в педагогическом классе и по окончанию курса учительствовать в течение 5 - 6 лет.

Я.М. Неверов хлопотал и об открытии при гимназии воскресной школы для бедных детей, предполагая, что в будущем они смогут трудиться на педагогическом поприще, но этому проекту не суждено было сбыться. Ситуацию усугубило закрытие в конце 50-х годов Главного педагогического института. Отсутствие квалифицированных учителей, даже по основным предметам приводило к абсурдным ситуациям, так, например преподавание латыни осуществлялось местным аптекарем, а преподаватели греческого и географии отсутствовали вовсе, что исключало для учащихся возможность сдачи экзамена. Так, в конце 60-х годов в Ставропольской гимназии не доставало шести учителей по основным предметам.

Реформа в образовании 1871 года коснулась и Ставропольской гимназии. Её директор Л.Л. Марков возродил лучшие традиции, заложенные Я.М. Неверовым. Ученики Ставропольской гимназии получили возможность изучать новые иностранные языки, писать конкурсные литературные сочинения. Много времени они проводили в открывшейся библиотеке-читальне с богатым подбором книг по всем отраслям научного знания, литературы, искусства. По воспоминаниям современников, стены читальни были украшены многочисленными картинами, среди которых были и произведения местных художников.

Л.Л. Марков возродил и традицию культурного взаимодействия педагогического сообщества с региональным. В годы его директорства Ставропольская гимназия вновь обрела статус «очага культуры». Многочисленные вечера, устраиваемые для родителей, носили открытый просветительский характер. На них не только обсуждались злободневные проблемы регионального образования,

взаимодействия семьи и школы, но устраивались художественные и музыкальные вечера, спектакли, концерты. Марков был твердо убежден, что свободное от уроков время должно быть заполнено полезными занятиями. Для учеников были организованны хоровой кружок, инструментальный оркестр которым руководил Л.И. Шварц, а также, для тех, кто не имел желания заниматься в хоре или оркестре были организованы разнообразные ремесленные мастерские - переплетная, слесарная, столярная.

Л.Л. Марков внес значительный вклад и в развитие женского образования, на протяжении ряда лет возглавляя педагогический совет в женской гимназии. Был одним из инициаторов открытия педагогического класса при Ставропольской женской гимназии св. Александры.

Как результат реформы в образовании 1871 года, в селах Ставрополья массово начинают открываться народные школы, для которых необходимы подготовленные учителя. Свою лепту в дело становления народной школы, подготовки учительских кадров внес С.Ф. Грушевский - один из первых директоров народных школ в Ставропольской губернии и Терской области [5].

Уже первый выпуск педагогического класса предоставил достаточное количество подготовленных учительниц, показав тем самым, что возможно количественное и качественное обеспечение кадрами сельской школы.

Но с отставкой губернатора Р. К. Властова и переходом на другую службу С.Ф. Грушевского, педагогический класс, фактически прекратил свою деятельность. Столь важное и необходимое для развития регионального образования начинание стало буксовать, в губернии открываются не десятки школ, а всего две или три в год. Да и пришедшие на смену С.Ф. Грушевскому чиновники озабочены не столько делом развития образования и подготовки кадров, сколько неукоснительным выполнением многочисленных инструкций, циркуляров, предписаний и т. д.

Назначенный на должность попечителя Кавказского учебного округа в конце 70-х годов К.П. Яновский, был твердо убежден, что в деле народного просвещения, народные школы, начальные училища играют более важную роль, чем реальные училища или гимназии, так как практически полностью удовлетворяют местные культурные потребности.

Кирилл Петрович Яновский понимал необходимость повышения статуса сельского учителя, расширения сферы его культурного воздействия на учеников. Что в свою очередь предполагало стабильное материальное положение сельского учителя. С этой целью К.П. Яновский предложил совместно с учениками, на пришкольных участках заниматься сельским хозяйством. Это начинание оказалось чрезвычайно успешным и в последствие получило статус социально значимой культурной формы [3].

За успешное ведение сельского хозяйства на пришкольных участках учителя получали денежное поощрение. Занимаясь выращиванием овощей и разведением шелкопряда, разбивая виноградники, сады и огороды зачастую там, где до этого не росло ни одного дерева, они разрушили предубеждение местных жителей о том, что на Ставрополье заниматься сельским хозяйством практически невозможно. Статистика свидетельствует, что концу девятнадцатого века, сельскохозяйственные участки были практически при всех школах Ставропольской губернии.

Повышению роли сельского учителя, его авторитета в среде сельских жителей, способствовала и регулярная просветительская работа. При школах организовывались различные образовательные курсы для взрослых, многочисленные просветительские мероприятия, такие как публичные чтения, театральные постановки, лекции о вреде пьянства и т. д. По мысли К.П. Яновского, сельские учителя способны вести и исследовательскую работу, собирая и изучая материал по истории и культуре родного края. Так сложился интерес к краеведению.

В среде сельского учительства особая роль принадлежит учительнице. С особым попечением и заботой относился К.П. Яновский к сельской учительнице, видя в ней, по призванию, «воспитательницу народа». Отмечая не только хороший уровень профессиональной подготовки, но и присущее женщине желание воспитывать «добротой и лаской», учительница становилась для своих учеников примером для подражания. Одной из таких учительниц была А.А. Рослякова, впоследствие ставшая директором народной школы. Достигая намеченной цели, поставленной на уроке, свободно владея разными формами работы, они оказывали большое влияние, как на духовное, так и внешнее состояние учащихся, полностью овладевая их внутренним миром [5].

Таким образом, в процессе становления регионального образования важнейшая роль принадлежит женскому образованию. На начальном этапе приоритетом женского образования было религиозно-нравственное воспитание. В процессе становления женского образования явственно высветилась проблема нехватки педагогических кадров, и отсутствие системы в их подготовке. В результате реформы образования в 70-х годах XIX века, на Ставрополье массово открываются народные школы, что в свою очередь способствует повышению статуса сельского учителя, расширения сферы его культурного воздействия на учеников. В среде сельского учительства особая роль принадлежит учительнице, именно в ней многие просвещенные деятели видят «воспитательницу народа».

Библиографический список

1. Краснов М. Просветители Кавказа. Ставрополь. Типография губернского Правления, 1913.

2. Бентковский И.В. Статистическо-географический путеводитель по Ставропольской губернии. Ставрополь: 1883.

3. Калантарян Л.А. Макродинамика культурогенеза и морфогенез культур региона Северного Кавказа. KANT 2014; 3 (12): 128 - 132.

4. Народное образование на Северном Кавказе. Ставрополь: Изд-во Ставропольского госпединститута, 1975.

5. Ткаченко Д.С. Национальное просвещение в Российской империи в XIX - начале XX в. (на примере Ставрополья, Кубани и Дона). Ставрополь: Изд-во СГУ 2002. References

1. Krasnov M. Prosvetiteli Kavkaza. Stavropol'. Tipografiya gubernskogo Pravleniya, 1913.

2. Bentkovskij I.V. Statistichesko-geograficheskijputevoditel'po Stavropol'skojgubernii. Stavropol': 1883.

3. Kalantaryan L.A. Makrodinamika kul'turogeneza i morfogenez kul'tur regiona Severnogo Kavkaza. KANT 2014; 3 (12): 128 - 132.

4. Narodnoe obrazovanie na Severnom Kavkaze. Stavropol': Izd-vo Stavropol'skogo gospedinstituta, 1975.

5. Tkachenko D.S. Nacional'noe prosveschenie v Rossijskoj imperii v XIX- nachale XX v. (na primere Stavropol'ya, Kubani i Dona). Stavropol': Izd-vo SGU, 2002.

Статья поступила в редакцию 04.06.19

УДК 378

Klimova I.I., Cand. of Sciences (Philology), Head of the Department of Linguistic Training, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Melnichuk M.V., Doctor of Sciences (Economics), Cand. of Sciences (Pedagogy), professor, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

INTEGRATION OF ONLINE PLATFORM IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER SCHOOL AS A FORM OF STUDENTS' INDIVIDUAL WORK. In the educational standards of the third generation, information and communication competence is found among both professional and educational competencies of students. The article considers possibility of integrating one of the existing online platforms into the process of teaching a foreign language in higher education. Such integration will reflect the tendency of the modern education system to build the educational process based on information and communication technologies, and it will make it possible to correctly and fully use the achievements of the digital era. An important additional factor in introducing online components into the learning process is that this innovative, effective, creative format is familiar and convenient for Generation Z with completely different consumer needs.

Key words: communication-information technologies, online-platform, students' individual work, individual educational route.

И.И. Климова, канд. филол. наук, руководитель Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

М.В. Мельничук, д-р. экон. наук, канд. пед. наук, проф., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: [email protected]

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: [email protected]

ИНТЕГРАЦИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ФОРМАТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

В образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС ВО 3+) информационно-коммуникационная компетенция включена в число как профессиональных, так и универсальных инструментальных и системных компетенций обучаемых. В статье рассматривается возможность интеграции одной из существующих онлайн-платформы в процесс обучения иностранному языку в высшей школе, что отражает тенденцию современной системы образования на построение учебного процесса на базе информационно-коммуникационных технологий, что дает возможность грамотно и полноценно использовать достижения цифровой эпохи. Важным дополнительным фактором внедрения онлайн-компоненты в процесс обучения является то, что этот инновационный, эффективный, креативный формат является привычным и удобным для центениалов, или поколения Z, у которого сформировались совсем иные потребительские запросы.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, онлайн-платформа, самостоятельная работа студентов, индивидуальная траектория.

Введение

Современный неязыковой вуз стремится стать вузом инновационного типа и перейти на модель университета третьего поколения, коренным образом сменив парадигму своей деятельности: наряду с образовательной и научной деятельностью, эффективное применение технологических знаний и формирование цифровой грамотности как одной из основных компетенций XXI века становятся приоритетными задачами ведущих университетов. Подобный вектор направления функционирования задает и поколение Z - поколение центениалов (20002020), первые представители которых уже находятся на старте профессиональной деятельности. Основными чертами поколения Z являются следующие:

- высокая вовлечённость в мультимедийные технологии;

- упор на краткосрочные цели, привычка быстро получать необходимое;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ориентация на потребление и индивидуализм;

- самообразование через Интернет;

- иное восприятие информации (быстро, но меньшими порциями).

Таким образом, центениалы - это достаточно специфическая целевая аудитория, иноязычная подготовка которой должна соответствовать требованиям времени, поскольку они, как никакое другое поколение, рассматривают иностранный язык не как самоцель, а как средство профессионального самовыражения и самосовершенствования [1].

Основное содержание статьи

Для того чтобы максимально оптимизировать процесс обучения по дисциплине «Иностранный язык» и добиться прогресса в изучении и совершенствовании иноязычных навыков всех категорий студентов, необходимо активно внедрять в практику преподавания иностранного языка технологии личностно ориентированного обучения, сосредоточившись на эффективной организации самостоятельной работы студента [2; 3]. С учётом характеристик поколения Z, представленных выше, целесообразно использовать онлайн-платформу, которая делает наглядной любую информацию, даёт возможность быстро переключать внимание с одного вида задания на другое, ставит конкретные цели и задачи, предоставляет динамику самосовершенствования.

На образовательном рынке существует достаточно много приложений и платформ по совершенствованию иноязычных навыков. Выбор онлайн-плат-формы Macmillan English Campus (MEC) продиктован уникальной возможностью органично встроить её в формат самостоятельной работы студента, изучающего дисциплину «Иностранный язык» практически в любом вузе, так как контент данной платформы предоставляет неограниченные Интернет-ресурсы, сопряжённые с аутентичными мультимедийными учебниками. При успешной реализации проекта это даёт возможность имплементировать данную онлайн-платформу как систему взаимосвязанных организационных, методических и психолого-педаго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.