Научная статья на тему 'Становление терроризма с наднациональных характером: фактор КОС мополитизации'

Становление терроризма с наднациональных характером: фактор КОС мополитизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
311
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МОДЕРН / РАДИКАЛЬНЫЙ МОДЕРН / КОСМОПОЛИТИЗАЦИЯ / TERRORISM / INDUSTRIAL MODERNITY / RADICAL MODERNITY / COSMOPOLITIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Долгий Владислав Иванович

В статье обозначены основные тенденции, ведущие к переходу современного терроризма с внутригосударственного на транснациональный уровень, в связи с чем показана глобальная роль процесса космополитизации. Дан сравнительный анализ двух типов терроризма, один из которых существует в эру индустриального модерна, другой соответствует современным обществам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terrorism Formation with Supranational Character: Cosmopolitisation Factor

The article indicates the general trends leading to the transformation of contemporary terrorism from national to transnational stage, above all the global role of the cosmopolitization. It contains a collative analyses of the two types of terrorism. One of them, existing at the age of industrial modernity, and another one corresponds to the contemporary societies.

Текст научной работы на тему «Становление терроризма с наднациональных характером: фактор КОС мополитизации»

СОЦИОЛОГИЯ

Становление терроризма с наднациональным характером: фактор космополитизации

В.И. Долгий

В стат ье обозначены основные тенденции, ведущие к переходу современного терроризма с внутригосударственного на транснациональный уровень, в связи с чем показана глобальная роль процесса космополитизации. Дан сравнительный анализ двух типов терроризма, один из которых существует в эру индустриального модерна, другой соответствует современным обществам.

Современный терроризм претерпевает изменения, напрямую касающиеся его содержания, стратегических и тактических целей, применяемых методов и используемых средств. Эти трансформации совпадают с началом радикального модерна (в отличие от модерна индустриального), который Э. Гидденс характеризует как усложняющийся рефлексивный социум. Английский социолог отмечает, что в этот период глобальные проблемы приобретают в сознании людей не меньшую, а порой и большую значимость, чем локальные, а институциональное развитие порождает уних ощущение фрагментации и дисперсии (рассеивания) социальной реальности. Как показало развитие событий, по мере того как эти тенденции набирали силу, в мире произошло непредсказуемое и довольно стремительное становление исламистского или джихадитского террора, который, по существу, вышел на глобальный уровень.

До начала 1990-х гг., пока не исчерпали себя тенденции индустриального модерна, наиболее крупные и активные террористические организации имели иной облик, нежели нынешние. В большинстве своем они действовали локально - в какой-либо отдельно взятой стране,

а их противниками были политические режимы бывших метрополий либо соседние государства, в отношениях с которыми присутствовала давняя и, как казалось, непримиримая вражда. Идеологические ориентиры этих группировок неоднородны - от троцкизма до религиозного консерватизма, - но в практическом плане конечная цель большинства из них состояла в отстаивании интересов своей нации, в укреплении ее суверенитета или расширении культурной автономии в противовес тенденциям глобализации. Подпольная борьба, развернутая Ирландской республиканской армией (ИрА) велась, по сути, за воссоединение острова в границах единой страны, новые условия для ее самоопределения, достижение исторического реванша. Британский исследователь терроризма Дж. Бойз отмечает: «Ирландский национализм был не тем, чем был национализм немецкий или итальянский, делом, объединяющем «народ» вокруг его предназначения для политического триумфа. Напротив, он запомнился как история угнетения, поражения, унижения и упадка»1.

Весьма схоже заявляет о себе ЭТА, появление которой происходит вследствие упразднения национальной автономии Страны Басков

Долгий Владислав Иванович - соискатель кафедры социологии МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

и попыток франкистского Мадрида сделать Испанию в полной мере унитарным государством, а испанский язык - единственно имеющим хождение. «В начале 70-х гг., -пишет российский социолог Г.И. Волкова, - ЭТА воспринималась в Европе не как экстремистская, а как патриотическая организация. Это подтверждает, например, отказ французского правительства удовлетворить официальную просьбу Мадрида об экстрадиции этаровцев, подозреваемых в совершении покушения против Л. Карреро Бланко, со ссылкой на статью 3 франкоиспанского соглашения об экстрадиции от 1877 г., согласно которой не подлежат выдаче лица, подозреваемые в совершении преступлений по политическим мотивам»2.

С 1960-х гг.до середины 1990-х гг. вопрос о возвращении контроля над историческими территориями и о дальнейшем национальном самоопределении остается ключевым для «Акции за возрождение Корсики», «Тигров освобождения тамил и дама», кипрской ЭОКА-Б, «Рабочей партии Курдистана». Этот список дополняет палестинское сопротивление. Его хотя и представляют несколько движений, использующих методы диверсионного террора, -марксистский ФАТХ, исламистский Хамас, проиранская шиитская Хизболла, - каждое из них в конечном счете ведет борьбу за пересмотр израильских аннексий и возрождение независимого арабского государства.

Организации, составлявшие авангард террористического движения в 1960-1990-х гг., как и подпольные революционные ячейки конца XIX в., имеют ряд характерных черт:

- во-первых, будучи национально ориентированными, они и формируются по национальному признаку: основу личного, тем более руководящего состава, ЭОКА-Б составляют греки-киприоты, «Серых волков» -турки. Ближе к 1980-м гг. между некоторыми из группировок складываются узы сотрудничества, происходит обмен опытом, добровольцами, объединяются усилия для закупок оружия и боеприпасов, поиска каналов финансирования. Определенное развитие такие контакты получают между ИРА, ЭТА, палестинским сопротивлением. ФАТХ оказывает значительную поддержку Фракции Красной Армии Германии. Однако общая тенденция от этого не меняется: все эти организации продолжают действовать автономно, на национальном уровне, и сосредоточены на своих локальных целях и задачах, и, несмотря на наличие общих интересов, их слияние в единое скоординированное движение так и не происходит;

- во-вторых, подобранный по национальному критерию состав выстраивается в четко определенную структуру. Как правило, боевики законспирированы и поделены на малые группы, которые подчиняются исключительно одному представителю руководящего эшелона. Вся разветвленная сеть, все ее многочисленые звенья

сорганизуются в соответствии с принципом централизованного контроля и единоначалия. Боевики не проводят акций без приказов, за терактами следуют скоординированные действия по оказанию давления на политические круги, а также по обработке общественного мнения. За внешне хаотичными всплесками террора в этот период просматриваются устойчивый порядок и тщательное планирование;

- в-третьих, черта организаций этого национального типа терроризма - претензия на легитимность. В большинстве своем они не только настаивают на том, что их требования законны, но и действуют как бы в том же правовом поле, что и их оппоненты. Так, ЭТА добивается гарантий безусловной экономической и культурной автономии. Уже на стадии зарождения этого движения приоритетными требованиями политического крыла Баскской национальной партии является «восстановление утраченных формальных льгот и прав»3.

ИРА опирается на успешный опыт выхода из-под власти Англии в начале XX в. и стремится к международно-правовому признанию несовместимости статуса Северной Ирландии с британским суверенитетом. Эти претензии на легитимность неслучайны, ибо конфликты, в результате которых разворачивается террористическое противоборство, имеют глубокие исторические корни. Для ирландцев речь идет о продолжении борьбы за независимость, начатой еще при Елизавете II. Баски также рассматривают свое подпольное движение в контексте традиционно сложных отношений с испанской короной, лозунг, выдвинутый их идейным лидером С. Араной :«Бог и старый закон». То же стремление ликвидировать историческую несправедливость движет курдами, армянами, греками-киприотами, палестинцами. Поэтому все они расценивают свои действия как своего рода неконвенционную войну и категорически отрицают обвинения в преступлениях;

- в-четвертых, в качестве идеологической платформы в тех или иных пропорциях используется сочетание национального фундаментализма и радикального марксизма. «Рабочая партия Курдистана» и палестинский ФАТХ изначально формируются как движения, ведущие национально-освободительную борьбу в целях построения «социализма». Ближе к 1990-м гг. левый крен начинает усиливаться в политических взглядах ИРА и ЭТА, налаживается их сотрудничество с итальянскими «Красными бригадами»;

- в-пятых, иерархическая структура этих террористических организаций, их национальный характер предполагают определенные методы борьбы с ними. Во многом решающим условием для рассеивания такого рода группировки является нейтрализация ее лидера, руководящего звена в целом. При этом

значительную роль в этот период играют и меры социально-экономического воздействия на среду распространения терроризма. Так, при поиске путей решения североирландского кризиса в Лондоне пытались проводить курс на «создание качественно новых подходов к решению проблем в экономике, занятости, расселения людей...»4.

Однако с середины 1990-х гг. социокультурная динамика в виде глобализационных процессов усложняется, ситуация начинает быстро и неуклонно меняться. К концу 2010 г. на пике террористической активности находятся организации уже иного, наднационального типа. Инициативу перехватывают сетевые объединения исламистского толка, авангардом которых является «Аль-Каида». Уже на этапе своего становления это движение не замыкается в границах отдельных государств, а складывается как космополитическая организация. По мере своего развития приоритет оно видит не в склонении на свою сторону отдельных политических режимов, но в воссоздании объединенного халифата от юга Испании (Андалузия) до Индонезии.

В результате стремительных трансформаций «Аль-Каида» приобретает гибкую и довольно мобильную структуру, отличную от иерархий армейского типа. Как констатируется в докладе, сделанном в 2010 г. ведущим советником Центра стратегических и международных исследований (США) Хуаном Зарате, «Аль-Каида» не является больше той организацией, с которой мы столкнулись 11 сентября 2001 г.»5.

Более того, к началу второй декады XXI столетия все большее внимание западных экспертов сосредоточено на возрастающей угрозе со стороны террористов-одиночек исламистской ориентации. Нередко это лица, имеющие американское или западноевропейское гражданство, которые, пройдя спецподготовку на базах исламистов либо просто контактируя с ними по Интернету, действуют на глобальном уровне. Значимость этой угрозы отражается не только статистикой предпринятых покушений, но и самим фактом того, что в социальной и культурной среде Запада формируются носители идей джихада. Случаи с Мохаммедом Мера во Франции, а также с Надалем Маликом Хасаном в США являются вполне убедительными тому подтверждениями.

Навязанное наднациональными террористическими организациями противостояние разворачивается не в границах отдельных государств и не в сфере интересов отдельных наций, оно приобретает глобальный характер. Если ранее тергруппировки базировались в более или менее очерченных географических зонах -Северная Ирландия, Страна Басков, Кипр, Ливан и т.д., - то с наступлением перемен наиболее эффективные из них приобрели мобильность, стали регулярно менять страну дислокации. Испытав на себе силовое давление, руководство «Аль-Каиды» поэтапно отдает предпочтение то

Судану, то Ираку, то базируется на территории талибов, после чего «Аль-Каида» в Магрибе (АКИМ/А01М) стремится найти безопасное укрытие южнее сахаро-сахельской зоны. Образованный в рамках Исламского движения Узбекистана Союз исламского джихада с 2007 г. действует за географическими границами своей «канонической территории» - в пакистанской провинции Вазиристан. Аль-Шабаб же прилагает значительные усилия для расширения своего контроля в регионе Африканского Рога.

В сфере идеологии национализм, как и национально ориентированный социализм, вытесняются космополитической версией ислама. Однако, по сути, речь идет не столько о мусульманском, сколько о масштабном наднациональном движении протеста, перешедшем стадию деструктивной агрессии. Легитимность, венчающая историческую справедливость, не является больше конечной целью террористов. Столкновение мира ислама и мира порока исключает юридические компромиссы. Вопрос в сложившейся ситуации стоит не о предоставлении суверенных прав, привилегий, территориальных уступок, а о пересмотре критериев выстраивания в мире социального порядка.

Одновременно исчерпывают себя прежние методы борьбы с террористическими организациями. Принцип нейтрализации их руководства перестал быть эффективным. Объявления США о ликвидации лидера «Аль-Каиды» в Ираке Заркауи, а затем самого основателя движения Усамы бен Ладена не только не остановили, но осложнили, а в чем-то и стимулировали процесс глобального распространения практики террора.

В целом с началом 2000-х гг., отмечает С.А. Эфиров, «терроризм стал, по существу, новым явлением, приобрел масштабы глобальной социальной проблемы - не только в географическом плане, но и в плане деструктивного социального потенциала, все больше оказываясь связанным с проблемой выживания. Именно в этом смысле можно говорить о новом формате проблемы, о том, что нынешний террористический феномен становится реальной угрозой перспективам социального согласия, которые в последнее десятилетие начали принимать реалистические очертания»6.

Наблюдаемый переход от распространения терроризма в границах отдельных государств к его растущему глобальному размаху совпадает с отмеченным немецким социологом Ульрихом Беком процессом космополитизации. В понимании ученого космополитизация есть нечто противоположное космополитизму как некоей социальной утопии, социальнофилософскому течению, зародившемуся в античности и получившему широкое распространение во взглядах эпохи Просвещения и далее - в обществах индустриального или первого модерна.

Единение человечества как высшая ценность, благодаря которой преодолеваются основные противоречия общества - абстракция, имеет весьма опосредованное и отдаленное отношение к реалиям. «На стадии, когда эра современности проходит в границах отдельных государств, -поясняет У. Бек, - космополитизм может быть постигнут только интеллектом, отложиться в головах, но он не может ощущаться как жизненный опыт»7. Причем состояние умов, о котором говорит немецкий социолог, характерно в основном для узких слоев элиты. Оно является результатом ее сознательного, в немалой степени произвольного, жизненного выбора и не имеет хождения среди широких масс. У. Бек приводит понимание этого феномена в философии И. Канта, согласно которому « космополитизм ... означает нечто активное, самоцель, нечто устанавливающее порядок в мире»8.

В случае же с космополитизацией речь идет непосредственно о реальности, которая меняется в результате смешения, а иногда и столкновения культур, когда открытость обществ ставит под вопрос состоятельность отдельных идентичностей и традиций и нередко приводит к острым и затяжным конфликтам. «Концепция космополитизации разработана с тем, чтобы привлечь внимание к тому факту, что, становясь космополитичной,реальность одновременно, и даже в первую очередь, складывается под воздействием принудительного выбора или побочного следствия неосознаваемых решений»9. Поэтому, согласно У. Беку, «космополитизация в этом смысле означает латентный космополитизм, подсознательный космополитизм, пассивный космополитизм, который формирует действительность, будучи сторонним следствием глобального товарообмена и глобальных угроз, таких, как изменение климата, терроризм и финансовые кризисы»10. Возникает ситуация, когда и отдельные люди, и сообщества вынуждены сосуществовать с представителями другой, часто непонятной им культуры, более того, становиться частью этой культуры.

В своем исследовании У. Бек приводит оценки, согласно которым национальные и расовые меньшинства в Соединенных Штатах считают, что у большинства их представителей нет достаточных возможностей для самореализации, так как политическая власть и национальное богатство сосредоточены в руках белых англосаксов протестантского вероисповедания. При этом сами белые англосаксы-протестанты убеждены, что они уже давно представляют собой этническое и конфессиональное меньшинство и не являются больше хозяевами в своей стране.

Посредством описания этой ситуации немецкий социолог дает достаточно емкое истолкование происхождению того потенциала социальной и политической напряженности, который несет в себе процесс космополитизации. Представители национальных, религиозных и

иных общностей приходят к осознанию, скорее даже ощущению того, что в их мир проникает чуждое, малопонятное и не поддающееся контролю явление. Им крайне трудно, а порой невозможно противостоять разрушению привычных жизненных устоев, которое несет с собой эта культурная интервенция, найти свое место в складывающемся социальном порядке.

Контуры этой проблемы, связанной с переходным периодом эры модерна, отмечались ранее и Ю. Хабермасом: «Разнообразные поводы для недовольства и протеста возникают там, где односторонняя рационализация, ориентированная на критерии экономической и административной рациональности, проникает в те жизненные сферы, которые центрированы на задачах передачи культурной традиции, социальной интеграции и воспитания, а потому опираются на другие критерии рациональности, а именно на критерии коммуникативной рациональности»11. Нередко такого рода процессы приводят к росту нигилизма, находящего свое выражение в деструктивных, часто демонстративно агрессивных формах поведения, создавая таким образом условия для практик, связанных с террором.

При этом космополитизация, по Беку, отлична от глобализации, понимаемой преимущественно через призму все более интенсивного перемещения капиталов и трудно предсказуемой конъюнктуры взаимопроникающих рынков, в том числе рынков труда. При использовании термина «глобализация» имеется в виду в первую очередь совокупность макроэкономических процессов, которые, безусловно, имеют глубокую и прочную связь с такими явлениями, как политические катаклизмы, социальные революции и, в частности, возникновение очагов террора. Однако характер этой связи в заданном контексте неустойчив, он меняется в каждом конкретном случае. В этом смысле «космополитизация» означает более широкий спектр перемен, происходящих как в культурной среде в целом, так и в индивидуальных жизненных мирах в частности. С.А. Кравченко отмечает: «Очевидно, что при введении понятий «космополитизация» и «космополитический реализм» Беку потребовалось их развести с термином «глобализация», что осуществляется им, прежде всего, в контексте спецификации сфер, охватываемых ими»12.

Таким образом, термин «космополитизация» в большей степени раскрывает значение социокультурного фактора в проблеме терроризма, позволяет обратиться к тем реалиям, которые не касаются напрямую вопросов получения и распределения богатства, но играют тем не менее существенную роль при жизненном выборе людей. Космополитизация обществ, их существование в условиях возрастающей неопределенности, осознаваемых и неосознаваемых рисков предполагает, что

террористические угрозы приобретают все более трудно предсказуемый, в какой-то степени все более спорадический характер. Те сложности, которые возникают с прогнозированием процесса перемещений террористических группировок из одного региона в другой, со сменой их целевых установок, с неконтролируемым процессом роста их популярности среди маргинальных элементов по всей планете,- все это, как представляется, предполагает ревизию теоретико-методологического инструментария, применяемого в настоящее время к изучению терроризма. Не исключено, что это только

начало сложного процесса появления новых вызовов и угроз.

Dolgy V.I. Terrorism formation with supranational character: kosmopolitization factor.

Summary: The article indicates the general trends leading to the transformation of contemporary terrorism from national to transnational stage, above all the global role of the cosmopolitization. It contains a collative analyses of the two types of terrorism. One of them, existing at the age of industrial modernity, and another one corresponds to the contemporary societies.

------------- Ключевые слова ----------------------------------------- Keywords ------

Терроризм, индустриальный модерн, радикальный Terrorism, industrial modernity, radical modernity,

модерн, космополитизация. cosmopolitization.

Примечания

1. Boyce, D.J. A Gallous Story and Dirty Deed: Political Martyrdom in Ireland since 1867 // Ireland's Terrorist Dilemma Oxford. 1986. P. 9-10.

2. Волкова Г.И. Истоки и современные реальности баскского сепаратизма //Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы. М.: Институт социологии РАН, 2003. C. 177.

3. Там же. C. 170.

4. Орлова М.Е. Ирландский терроризм и уроки борьбы с ним // Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы. М.: Институт социологии РАН, 2003. C. 147.

5. Zarate, J.C. Al Qa'ida in 2010: How Should The U.S. Respond? // Center for Strategic and International Studies, January 27, 2010,Statement before the House Armed Services Committee.P.3 //http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CHRG-111hhrg58293/pdf/CHRG-111hhrg58293.pdf

6. Эфиров С.А. Терроризм и перспективы социального согласия: новый формат проблемы // Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы. М.: Институт социологии РАН, 2003. C. 74-75.

7. Beck U. Cosmopolitan Vision. Cambrige: Politty Press, 2007. P. 19.

8. Beck U. Cosmopolitan Vision. P. 19.

9. Beck U. Cosmopolitan Vision. P. 20.

10. Beck U. Cosmopolitan Vision. P. 19.

11. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Политические работы. М.: Праксис, 2005. C. 16.

12. Кравченко С.А. У. Бек: социологическое воображение, адекватное рефлексивному модерну // Социс. 2011. № 8. C.19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.