Ни одна психологическая проблема не получала столь широкого и всестороннего внимания, как духовность и ни в одной проблеме нет так много не изученного как в проблеме духовности. Роль и место духовного в реальной жизнедеятельности человека определяются условиями его воспитания и обучения, а также собственной активностью человека. Для психологии актуальным является и вопрос о том, как усвоение социального и духовного наследия способствует саморазвитию, «овладению» приемами духотворчества и духопознания (В.Слободчиков). Человек духовен, но ему предстоит еще стать духовным, отмечал В.П. Зинченко.
На наш взгляд, одной из главных в современной психологии должна стать разработка проблемы духовности не только в теоретическом аспекте, но и в психологическом обеспечении и сопровождении духовного развития человека, в воспитании его, обучении противостоять переменам и неблагоприятным прогнозам относительно будущего планеты и человечества.
В нашей работе обращение к понятию духовности в связи с проблемами обучения и воспитания является особенно актуальным, так как духовность отражает, в первую очередь, содержательную сторону жизни личности, подчеркивает глубину и сложность человека, олицетворяющего собой преобразованную и одухотворенную природу, несводимую к простой совокупности психических процессов, свойств и состояний. Обращение к духовности в контексте воспитания и развития человека позволяет сделать этот процесс полноценнее и содержательнее, дает человеку широкие возможности осознать, на чем основано его становление как личности и индивидуальности.
Процесс духовного воспитания целостной личности учащихся инновационного образовательного заведения Православной женской гимназии, организуемый с позиций гуманистического подхода, предполагает личностный рост субъектов педагогического взаимодействия. Особенности личностного роста, потребности человека в самоактуализации, самореализации рассмотрены в работах ДАЛеонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Специфика Православной гимназии наблюдается во введении новых предметов православной направленности (Закон Божий, церковное пение, цер-ковно-славянский язык и т. д.) в образовательные области, изучаемые на повышенном уровне. Обращенность к христианским концепциям духовности обусловлена тем, что православие является особо важным и необходимым феноменом духовной жизни человека и вопросы духовности долгое время были в компетенции духовных лиц.
Таким образом, развитие гимназического православного образования способствует:
1, Сохранению общей направленности обучения на духовное развитие и общекультурную подготовку учащихся.
2. Построению и реализации концепции духовного развития учащихся гимназии на основе обобщения традиций, опыта и потребностей развития современного общества, созданию образовательной базы для организации системы воспитания духовности старшеклассников в условиях гимназии современного типа.
Е.Ю. Борисенко
Становление стремления школьников к саморазвитию
В чрезвычайно динамичном социуме нельзя только накапливать знаний, без генерации собственных смыслов и пониманий, что требует от педагога оказания помощи учащемуся в процессах самообразования, саморазвития, самоопределения. В последние годы учителя отмечают ежегодное снижение уровня успеваемости, замедленное развитие психических процессов, неспособность к саморегуляции учащихся общеобразовательной школы,
По нашим исследованиям современный учащийся обладает высоким уровнем тревожности во всех ее проявлениях. На фоне этого при наличии повторяющейся негативной учебной ситуации школьник из-за отсутствия жизненного опыта не может проанали-
зировать, найти причину и выход из создавшегося положения. Следствием же становится постепенное снижение успеваемости. Дети чаще всего в этом случае имеют экстернальный локус контроля. Им крайне важна реакция окружающих на внешнее состояние учебных дел. Если учащийся ощущает прохладное или раздражительное отношение к себе со стороны взрослых, школа получает либо неудовлетворительное его поведение, либо замкнутость и безучастие ко всему на уроке. Такая ситуация предполагает наличие индивидуализированной профессиональной помощи со стороны учителей в развитии учащегося, раскрытие путей самопознания и саморазвития, т.к. без личного осознанного участия и желания ребенка положительные
результаты вряд ли появятся, Кроме того, важна экзистенциальная направленность в его саморазвитии.
С позиции экзистенциального мировоззрения становление и развитие личности - это непрерывный процесс ее позитивного самоизменения и самосозидания (самодостраивания) ранее не заданных личностных свойств и качеств в условиях свободного и сознательного выбора возможностей, предоставляемых внешним миром, Уход от проблем постоянного саморазвития - наиболее легкий способ существования, но человек, в конечном итоге, расплачивается за него деперсонализацией - потерей собственного Я. Эти слова относятся не только к взрослому населению нашего общества. Проецируя понятие экзистенциальной направленности личности на школьную образовательную среду, можно говорить об экзистенциальной направленности личности учащегося, которую можно определить как способность делать осознанный выбор в процессе саморегуляции, саморазвития и решения учебных задач в пользу личностного роста, успешного обучения, сохранения психического и физического здоровья. Показателем экзистенциальной направленности в развитии учащегося является наличие характерных для этого составляющих, которые проявляются в его повседневной школьной жизни. Это развитое внимание, позволяющее воспринимать и осмысливать информацию, стремление к самовыражению з учебном процессе, саморегулируемое эмоциональное
состояние, развитые мыслительные способности, общепринятые нормы поведение, наиболее высокий (индивидуально для каждого ребенка) уровень успеваемости, интернальный локус контроля.
Задача учителя - снизить уровень тревожности учащегося на уроке. Это возможно, если школьник будет понимать, что науки не всем даются одинаково и оценки могут быть разными. Но надо научиться оценивать свой потенциал и стремиться к наиболее качественному для себя уровню успеваемости, максимально для себя развить внимание, научиться регулировать свое эмоциональное состояние в разных ситуациях. Если современный ученик осознает важность саморазвития, зависимость от него индивидуальных успехов в учебе, то стремление к самовыражению в учебном процессе будет более активным.
С одной стороны, развитие экзистенциальной направленности и стремления к саморазвитию - процесс долгий и трудный и требует от учителя больших моральных затрат. С другой - он крайне зажен. Годы, проведенные ребенком в школе, будут проецироваться на последующее жизнеопределение, а наличие способности делать свободный и ответственный выбор поможет ему не адаптироваться (возможно, к неблагоприятным условиям), а социализироваться в современном обществе.
И.Д.Пшонзсовская
Возможности моделирования учебного текста студентами-педагогами
Студент любой педагогической специальности призван осуществлять свое профессиональное становление посредством изучения педагогической литературы. Получая свое отражение в тексте, содержание дисциплины педагогики должно выступать, по мнению исследователей (М.Г. Гарунов, Л.М. Фридман, Г.В. Акопов и др.), как инструментарий интенсивного познания педагогической действительности. Современное содержание педагогического образования, согласно мнению исследователей (Б.С, Гершунский В.И. Гинецинский и др.), отличается большим объемом и сложностью. Педагогическое знание представлено на сегодня многообразием учебной литературы, что обусловливает проблему качественного и эффективного его усвоения,
Многочисленные исследования A.A. Сохор, М.В. Гамезо, В.И. Гинецинского, З.А. Решетозой, В.В. Давыдова, Ю.В. Сенько и др. показывают, что важно организовать процесс учебного познания студентами педагогической действительности с включением в его структуру обобщенных знаний и умений работы с учебным педагогическим текстом метакогнитивного характера. К числу таковых многие ученые относят моделирование (Н.Г. Салмина, В.А. Штофф, V. Боумен, О. Ope, A.M. Сохор и др.).
Использование моделирования в гуманитарных по своему содержанию дисциплинах остается в современной действительности вопросом открытым и мало изученным, несмотря на имеющиеся попытки (A.C. Агафонова, И.П. Подласый, Б.Б. Айсмонтас и др.) вклю-