РвЦ„Аитвмнов
О физической подготовке футболистов 13-15 дет
Целью экспериментов, которые мы провели в детско-юношеской школе г. Омска по футболу (директор В.А.Костюк), было во-первых, целенаправленное по средствам и количественным оценкам совершенствование скоростно-силовых возможностей опорно-двигательного аппарата (ОДА) юных спортсменов, во-вторых, общефизическая оценка этого воздействия и, в-третьих, взаимосвязь результатов этого воздействия с игровым потенциалом футболистов,
С учетом особенностей этого возрастного интервала и рекомендаций известных специалистов (В,К,Бальсевич,2000, А.П.Золотов, 1997, Г.С.Лалаков, 1998, Мачани, А.Горский, 1984, И,П.Ратов,1976) все участники экспериментов на первом и последнем занятии каждого этапа (подготовительные периоды - ноябрь 1999 г, февраль и ноябрь 2000 г и февраль 2001 г) обязательно тестировались по специальной схеме на предмет определения мощности и мощностной выносливости в уступающем режиме, а также силы и силовой выносливости - в преодолевающем, Каждый месяц экспериментов содержал 16 занятий. На каждом занятии сразу же после каждой серии отталкиваний или подтягиваний, не сходя с тренажера, спортсмены в течении первых 10 сек по большому настенному секундомеру измеряли свой пульс, расчитывали минутную частоту сердечных сокращений (ЧСС) и сами заносили их в контрольные карты. Таким образом, во-первых, создавался банк оперативных состояний юных футболистов, во-вторых, при превышении ЧСС величины 170 уд/мин нагрузка немедленно уменьшалась, и, в-третьих, эти сохраняемые нами карты, в случае необходимости, помогут проследить отставленный эффект как с точки зрения полезности тренажерных воздейст-
вий, так и с позиций здравосохранения. Оценка объемов работы расчитывалась по энергозатратам подъемов толкаемых и подтягиваемых грузов в кгм, Общая и специальная физическая подготовленность оценивалась нами дистанциями 30, 60, 100 и 300 на время, одиночным, тройным и десятерным прыжками в длину с места, прыжком в высоту с места, а также скоростно-силовыми показателями, представленными выше, а динамика физической работоспособности - по пробе РУУСШ (ВАКарпман с соавт.,1974). Для оценки игрового потенциала футболистов мы использовали специально разработанную нами комплексную пробу (О.П.Головченко с соавт.,2001).
Среднестатистические результаты экспериментов следующие: в опытной группе мощность ОДА увеличилась на 36 %, мощностная выносливость - в 5,94 раза, максимальная сила - на 77,06 %, силовая выносливость - в 2,93 раза, быстрота бега - 2,2 % (30 м), 2,4 % (60 м), 2,4 % {100 м) и 3,2 % (300 м), прыгучесть в длину - на 15, 7 и 11 %, в высоту - на 22 %. Физическая работоспособность увеличилась на 33 %, игровой потенциал - на 15,9 %.
В контрольной группе результаты выглядели следующим образом; мощность возросла на 2,14 %, мощностная выносливость - на 16,7 %, сила - на 10,2 %, силовая выносливость - на 25,6 %. Остальные показатели - 1,0; 1,1; 1,6; 0,8; 1,5; 3,7; 2,14; 2,14; 9,6 и 3 % соответственно. Новая методика совершенствования скоростно-силовых показателей опорно-двигательного аппарата юных спортсменов дала свои результаты, которые превзошли все ожидания: 1-е место в г. Омске с отрывом в 12 очков и 2-е место в зоне Сибири и Урала.
Е.В.Михайлик
Духовность в условиях православного воспитания
Проблема духовности прочно вошла в психологию XXI века, что вызвано многими объективными обстоятельствами, главными из которых, на наш взгляд, являются:
- появление новой антропологической парадигмы, пытающейся найти место духу, духовности, душе, человечности (В.Шадриков, Б.Братусь, В.Зинченко) в контек-
сте целостного психологического знания о сущности человека и его развитии;
- необходимость осмыслить феномен духовности в соответствии с современными тенденциями психологии, стремящейся к переосмыслению своего исторического опыта, преодолению фрагментарности знаний по отдельным проблемам, в том числе по проблемам души, духа, духовности.
66
ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (26) 2006
Ни одна психологическая проблема не получала столь широкого и всестороннего внимания, как духовность и ни в одной проблеме нет так много не изученного как в проблеме духовности. Роль и место духовного в реальной жизнедеятельности человека определяются условиями его воспитания и обучения, а также собственной активностью человека. Для психологии актуальным является и вопрос о том, как усвоение социального и духовного наследия способствует саморазвитию, «овладению» приемами духотворчества и духопознания (В.Слободчиков). Человек духовен, но ему предстоит еще стать духовным, отмечал В.П. Зинченко.
На наш взгляд, одной из главных в современной психологии должна стать разработка проблемы духовности не только в теоретическом аспекте, но и в психологическом обеспечении и сопровождении духовного развития человека, в воспитании его, обучении противостоять переменам и неблагоприятным прогнозам относительно будущего планеты и человечества.
В нашей работе обращение к понятию духовности в связи с проблемами обучения и воспитания является особенно актуальным, так как духовность отражает, в первую очередь, содержательную сторону жизни личности, подчеркивает глубину и сложность человека, олицетворяющего собой преобразованную и одухотворенную природу, несводимую к простой совокупности психических процессов, свойств и состояний. Обращение к духовности в контексте воспитания и развития человека позволяет сделать этот процесс полноценнее и содержательнее, дает человеку широкие возможности осознать, на чем основано его становление как личности и индивидуальности.
Процесс духовного воспитания целостной личности учащихся инновационного образовательного заведения Православной женской гимназии, организуемый с позиций гуманистического подхода, предполагает личностный рост субъектов педагогического взаимодействия. Особенности личностного роста, потребности человека в самоактуализации, самореализации рассмотрены в работах ДАЛеонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Специфика Православной гимназии наблюдается во введении новых предметов православной направленности (Закон Божий, церковное пение, цер-ковно-славянский язык и т. д.) в образовательные области, изучаемые на повышенном уровне. Обращенность к христианским концепциям духовности обусловлена тем, что православие является особо важным и необходимым феноменом духовной жизни человека и вопросы духовности долгое время были в компетенции духовных лиц.
Таким образом, развитие гимназического православного образования способствует:
1, Сохранению общей направленности обучения на духовное развитие и общекультурную подготовку учащихся.
2. Построению и реализации концепции духовного развития учащихся гимназии на основе обобщения традиций, опыта и потребностей развития современного общества, созданию образовательной базы для организации системы воспитания духовности старшеклассников в условиях гимназии современного типа.
Е.Ю. Борисенко
Становление стремления школьников к саморазвитию
В чрезвычайно динамичном социуме нельзя только накапливать знаний, без генерации собственных смыслов и пониманий, что требует от педагога оказания помощи учащемуся в процессах самообразования, саморазвития, самоопределения. В последние годы учителя отмечают ежегодное снижение уровня успеваемости, замедленное развитие психических процессов, неспособность к саморегуляции учащихся общеобразовательной школы,
По нашим исследованиям современный учащийся обладает высоким уровнем тревожности во всех ее проявлениях. На фоне этого при наличии повторяющейся негативной учебной ситуации школьник из-за отсутствия жизненного опыта не может проанали-
зировать, найти причину и выход из создавшегося положения. Следствием же становится постепенное снижение успеваемости. Дети чаще всего в этом случае имеют экстернальный локус контроля. Им крайне важна реакция окружающих на внешнее состояние учебных дел. Если учащийся ощущает прохладное или раздражительное отношение к себе со стороны взрослых, школа получает либо неудовлетворительное его поведение, либо замкнутость и безучастие ко всему на уроке. Такая ситуация предполагает наличие индивидуализированной профессиональной помощи со стороны учителей в развитии учащегося, раскрытие путей самопознания и саморазвития, т.к. без личного осознанного участия и желания ребенка положительные
ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (26) 2006
67