Научная статья на тему 'Становление системы социальной корпоративной отчетности: Международный опыт и Россия'

Становление системы социальной корпоративной отчетности: Международный опыт и Россия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
813
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление системы социальной корпоративной отчетности: Международный опыт и Россия»

Социальная (сорпоратиВная отчетность

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЯ

М.А. БУРЧАКОВЛ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Российский университет дружбы народов

В настоящее время для крупных компаний во всем мире характерна сильная вовлеченность в социальную сферу, в связи с чем концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) приобретает все более важное теоретическое и прикладное значение как необходимая составная часть теории и практики современного управления.

Понятие корпоративной социальной ответственности — КСО (Corporate Social Responsibility — CSR) существует более полувека, но тем не менее и сегодня КСО — одно из наиболее противоречивых явлений и наиболее широко трактуемых терминов в современном бизнес-сообществе. И хотя на Западе практика социальной ответственности насчитывает несколько столетий, даже там эксперты часто расходятся во мнениях относительно широты охвата и определяющих характеристик этого понятия.

Впервые понятие КСО вошло в практику корпоративного управления в 1950 — 1960-х гг. в США и Канаде. В середине прошлого века КСО в основном включала вопросы корпоративной филантропии, социального обеспечения собственного персонала, а также оказания профессиональной и спонсорской помощи местным органам власти и тесно переплеталась с работой по связям с общественностью.

Категория корпоративной социальной ответственности — это феномен, присущий только рыночной экономике.

В 1990-х гг. вместе с осознанием роли крупных корпораций в процессах глобализации и в решении социальных проблем возникает понятие и концепция «корпоративного гражданства» (КГ) — своего рода высшей степени ответственности бизнеса перед обществом.

Формальное определение корпоративной социальной ответственности предполагает обязанность менеджмента организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании. Под КСО понимается ответственность компании, работодателя, делового партнера, «гражданина», члена сообщества (пределы сообщества определяются географией деятельности компании: на уровне района, города, страны, мира); часть постоянной стратегии компании по увеличению своего присутствия в обществе и развитию своего бизнеса; возможность оказать позитивное влияние на сообщество, в котором работает компания.

Корпоративная социальная ответственность бизнеса применительно к России определяется Ассоциацией менеджеров России (АМР) более узко: «КСО — это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций» [1, с. 9].

«Социальные инвестиции бизнеса — это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект».

На европейском континенте в 1995 г. по примеру американцев и канадцев была образована сеть евро-бизнеса по КСО (European Business Network — CSR Europe), которая занялась распространением и попу-

ляризацией принципов КСО на Ьизте884о-Ьи8те88 основе. Официально КСО была оформлена на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г. Чуть позже, в июле 2001 г., Европейская комиссия опубликовала так называемую «Зеленую книгу о КСО» [2].

В объединенной Европе понятие (политика) КСО определяется как «концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой» [3].

Как политика и концепция стратегического развития компаний КСО охватывает следующие направления:

> формирование и укрепление имиджа и деловой репутации;

> корпоративное развитие — проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей от высшего менеджмента компаний, их персонала и общественных организаций;

> корпоративную этику;

> экологическую политику и использование природных ресурсов;

> политику в отношении персонала;

> здоровье, безопасность и охрану труда, соблюдение прав человека;

> взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;

> социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг;

> PR-обеспечение перечисленных направлений [4, с. 113].

Кроме этого, социальную ответственность разделяют на две большие группы: внутреннюю и внешнюю.

К внутренней социальной ответственности относят деловую практику в отношении собственного персонала, всего, что касается развития человеческих ресурсов на предприятии, а именно: безопасность труда; стабильную выплату заработной платы; поддержание социально значимой заработной платы; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы, подготовку и повышение квалификации; помощь в критических ситуациях.

К внешней социальной ответственности бизнеса относят: спонсорство и корпоративную благотворительность; экологию, которая включает в себя все то, что превосходит установленные в государстве экологические стандарты; взаимодействие с местным сообществом; готовность компании участвовать в кри-

зисных ситуациях; выпуск качественной продукции.

В настоящее время КСО является составной частью корпоративного управления, а не просто пиаром. Эта деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, является частью стратегического планирования и управления компаниями. КСО — это целая управленческая философия. Поэтому решения в области КСО принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления — собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Суть этой работы в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний [5].

Таким образом, КСО постепенно становится парадигмой стратегического управления бизнесом [6, с. 109 - 112].

Корпоративная социальная ответственность подразумевает устойчивый баланс компании между ее интересами в экономике, охраной окружающей среды и решением текущих социальных вопросов внутри корпорации и за ее пределами, но таким образом, чтобы не ставить под угрозу ее будущее. В итоге такие усилия приводят к устойчивому развитию бизнеса.

В развитых странах понятие «устойчивое развитие» уже прочно вошло в корпоративное управление. Это связано с тем, что в 1992 г. ведущие страны мира, а также передовая часть стран с переходной экономикой взяли на себя значительные международные обязательства в соответствии с повесткой дня на XXI в., принятой конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, а также Йоханнесбургской декларацией по устойчивому развитию, одобренной на мировом саммите 2002 г.

«Устойчивое развитие» компании — это новая управленческая философия, когда любое управленческое решение принимается с учетом и экономического, и экологического, и социального эффекта. Формой реализации устойчивого развития на практике является КСО.

Помимо национальных программ «устойчивого развития» ряд компаний разрабатывает и воплощает собственные корпоративные планы «устойчивого развития». Пока в деловых кругах нет однозначного понимания данной деятельности. Это объясняется тем, что разные страны и компании действуют в отличных друг от друга условиях. Несмотря на

некоторые различия, цель планов «устойчивого развития» для всех компаний одна: нарушить прямо пропорциональную зависимость экономического роста и негативного воздействия на окружающую среду (так называемый de-coupling) [4, с. 113].

В настоящее время «устойчивыми» и, соответственно, наиболее социально ответственными считаются только те предприятия, которые на практике добились снижения негативного экологического воздействия при одновременном росте производства товаров и услуг и ежегодно это подтверждают. Вывод компаниями «грязных» производств за пределы своих стран практически никак не влияет на требования по показателям «устойчивости» компании. Для транснациональных компаний в зависимости от стран, в которых размещаются дочерние структуры, требования по экологии и социальному развитию не снимаются, хотя и модифицируются.

К настоящему времени в экономически развитых странах Северной Америки и Европейского Союза КСО как система управления устойчивым развитием превратилась в ключевую идеологию бизнеса и основу социального партнерства с властями всех уровней и гражданским обществом.

В Великобритании появился пост министра по социальной ответственности. В странах ЕС 2005 г. был объявлен годом корпоративной социальной ответственности. В течение последних 10 лет во многих компаниях (независимо от профиля и сектора) появились должности вице-президентов по корпоративной социальной ответственности.

Стратегия социальной ориентации компании влияет и на методы работы менеджеров. Первостепенной задачей для них становится вовлечение всего персонала в социальные и благотворительные мероприятия, проводимые компанией.

В 1999 — 2000 гг. в рамках ООН был инициирован глобальный договор между ООН и мировым бизнесом, основанный на десяти основополагающих международных принципах в области прав человека, труда, экологии и антикоррупционной деятельности. По своей структуре и содержанию они полностью соответствуют концепции устойчивого развитии и социальной ответственности бизнеса.

По мнению членов Ассоциации менеджеров России (АМР) в развитии принципов КСО в нашей стране нельзя отходить от международных стандартов в этой сфере. В 2006 г. АМР был принят меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности». Среди основных принципов были выделены следующие [7]:

S производство качественной продукции и услуг

для потребителя;

S создание привлекательных рабочих мест; S «неукоснительное» выполнение требований

законодательства; S учет общественных ожиданий и общепринятых

этических норм в практике ведения дел; S построение добросовестных и взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами.

К приоритетным направлениям КСО в России, по мнению ведущих отечественных менеджеров, относятся:

S инвестиции в развитие персонала; S создание безопасных условий труда и охрана

здоровья; S поощрение благотворительности; S природоохранная деятельность и ресурсосбережение.

В России о социальной ответственности бизнеса перед обществом заговорили впервые примерно десять лет назад. Но до практики дело по сути так и не дошло. К примеру, сегодня социальные отчеты, столь широко распространенные на Западе, у нас делают всего несколько десятков банков и крупных компаний [8].

В настоящее время компании во всем мире активно внедряют внутренние системы менеджмента для повышения своей результативности. При этом сбор и анализ данных, а также внутренняя и внешняя отчетность являются ключевыми элементами поэтапного улучшения, например, систем экологического менеджмента, менеджмента качества, а также безопасности и охраны труда, отвечающих стандартам, ISO 14001, ISO 9001, OHSAS 18001.

Многие социально ответственные компании нуждаются в адекватных методах оценки результатов своей политики и доведении полученных данных до сведения общества. Это способствует восприятию полезного опыта другими организациями и заинтересованными группами.

После того как социальная политика в компании сформирована, возникает вопрос, каким образом информировать общество о социальной активности? Так или иначе итоговая цель КСО — устойчивое развитие компании в обществе через постоянный диалог с ним. Общественность должна быть в курсе всего, что делается компанией.

Наиболее эффективным, но и самым сложным способом информирования общества являются СМИ. Пресса, телевидение призваны освещать лучший опыт в этой области, что приведет к более объективному и позитивному взгляду общества на бизнес.

Информировать общество о социальной активности можно и через систему ежегодной социальной отчетности. Принципиальна полная открытость от-

четов для широкой публики. В некоторых западных странах даже существуют законы об обязательной социальной отчетности в правительствах. Все основные направления социальной активности компаний теперь отражаются либо в ежегодных отчетах о корпоративной социальной ответственности, либо в отчетах об устойчивом развитии, либо в отчетах о социальном развитии и экологических корпоративных отчетах. Первые два вида отчетов являются комплексными и отражают мероприятия и показатели по экономическому, экологическому и социальному развитию компаний. Социальная отчетность — это механизм, посредством которого корпорации рассказывают о том, насколько они социально ответственны, и как они понимают и реализуют социальную ответственность.

Кроме того, любой портфельный инвестор, при -нимая серьезное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр своих рисков. Компания может быть привлекательна с точки зрения своей текущей прибыльности, но крайне неустойчивой с точки зрения экологической и социальной. Отчеты по КСО, начиная примерно с 1990-х гг., как раз закрывают эту «информационную брешь» для инвестора, показывая и доказывая ему, что данная компания уделяет постоянное внимание экологическим и социальным аспектам в своей деятельности, в связи с чем риски социальных внутренних и внешних конфликтов, а также экологических санкций для нее минимальны.

Сегодня потребители составляют свое мнение о компании не только по качеству ее товаров, но и на основе той роли, какую она занимает в обществе. Если компания социально ответственна, доверие к ней со стороны клиентов и партнеров растет. Поэтому стейкхолдеры (партнеры, клиенты, акционеры, местные и федеральные власти, СМИ — все, кто так или иначе имеют к ней отношение) заинтересованы в том, чтобы принципы социальной ответственности были интегрированы в бизнес-планы. Чтобы соответствовать ожиданиям, компании ведут со стейкхолдерами диалог — это является наиболее продуктивным способом снизить риски и найти новые возможности для бизнеса.

К социальной отчетности в широком понимании относят любые отчеты компаний, содержащие информацию о результатах экономической деятельности, социальных и экологических показателях. Некоторые компании готовят отчеты исключительно для внутреннего потребления, другие считают основным именно имидж.

Корпоративный социальный отчет позволяет компаниям представить в консолидированном виде информацию о реализации своей корпоративной

политики, продемонстрировать и закрепить за компанией право на ведение бизнеса. Социальный отчет ведет к улучшению репутации компании в глазах общества, он полезен инвесторам при оценке деятельности компании, проведении сравнительного анализа и, в конечном итоге, для принятия правильных инвестиционных решений. Однако необходимо понимать, что корпоративная социальная отчетность — это инструмент, нужный и доступный лишь ограниченному числу наиболее крупных и успешных компаний, которые либо уже вышли, либо стремятся выйти на IPO (первичная публичная эмиссия акций) на Лондонской или Нью-Йоркской фондовых биржах. Подготовка отчета по средствам далеко не всем.

Социальный отчет — это инструмент, позволяющий компании стать прозрачной и подотчетной по всем направлениям своей деятельности, а не только по ее экономической стороне.

В настоящее время нефинансовая отчетность — удел не только крупных мировых компаний. К ней постепенно приходят компании на развивающихся рынках, которые стремятся к упрочнению своих позиций. Нефинансовая отчетность стала неотъемлемым элементом корпоративной культуры для компаний, которые претендуют на лидерство в отрасли и готовятся к первичному размещению акций на фондовых биржах. Важным стимулом, побуждающим компании публиковать такие отчеты, является возможность публично сообщить о своей общественно-полезной деятельности, улучшить репутацию, а также продемонстрировать четко выстроенную систему управления и прозрачность. Правильно организованный процесс социальной отчетности, построенный на диалоге с заинтересованными сторонами, делает компанию более привлекательной для инвесторов и деловых партнеров.

Средний и мелкий бизнес тоже задумывается о своей социальной миссии и пытается примкнуть к движению КСО, но зачастую затрудняется с написанием отчетов из-за многочисленных требований. Небольшие компании не могут себе позволить выпускать стандартизированные отчеты. Но они могут использовать принципы, заложенные в социальной отчетности: вести диалог со стейкхолдерами и учитывать их мнения в своей повседневной работе.

Между тем именно средний и мелкий бизнес составляет основу любой экономики, поэтому от степени его социальной ответственности зависит, насколько бизнес будет социально ответствен в целом.

Социальные отчеты доводят до сведения стейк-холдеров уровень социальных обязательств компании и степень их выполнения. Для того чтобы охватить все аспекты этой непростой деятельности, помочь

компаниям грамотно это описать и в то же время иметь возможность детально сравнить показатели одной корпорации с другой, были созданы стандарты международной отчетности — GRI (Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI), АА1000, которые позволяют оценить и снизить социально-экономические и экологические риски [9].

В настоящее время основная проблема, с которой сталкивается любая организация, приступая к подготовке отчетности в области устойчивого развития, — это выбор общего подхода, в основе которого лежали бы разумные принципы раскрытия информации, содержательный набор показателей, а также процесс, пользующийся широким признанием и корректное написание отчетов.

Иногда, если компания перегибает палку в попытках предстать перед стейкхолдерами в наиболее выгодном свете, отчеты начинают походить на рекламные буклеты, своеобразную «рекламу» и не выполняют своей прямой функции, сводя на нет все труды компании. Обычные годовые отчеты дополняются специальными буклетами о благотворительных программах. Именно этой тактики придерживаются сегодня многие российские компании. Однако надо признать, такие буклеты часто не пользуются доверием населения. Отчеты в «свободной форме» зачастую являются лишь инструментом PR, в то время как международные стандарты GRI и АА1000 предоставляют механизмы для внутренней самооценки деятельности организации и повышения эффективности управления.

Международные стандарты отчетности GRI. Важным этапом отчетности по КСО и устойчивому развитию стало внедрение международных стандартов глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative — GRI) по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика. GRI — результат работы сотен специалистов, представляющих различные заинтересованные стороны со всего мира, подготовленный при поддержке ведущих корпораций, неправительственных организаций, профсоюзов и государственных органов.

Руководство GRI — это документ, предлагающий детально разработанный подход к формированию отчетности, отражающей экономическую, экологическую и социальную результативность организации. Выделение трех отдельных аспектов носит условный характер — при подготовке отчетов они должны рассматриваться во взаимосвязи. При этом под экономикой компаний понимаются капитальные вложения и мероприятия предприятий в области внедрения сов-

ременных технологий, улучшающих потребительские свойства и социальную значимость производимых товаров и услуг, а также финансовые затраты на специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности. Экологическая политика подразумевает вложения и мероприятия компаний, направленные на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, а также благотворительные цели экологического характера местного и общенационального масштаба. Под социальной политикой подразумеваются вложения и мероприятия компаний по социальному развитию собственного персонала, а также благотворительные проекты местного и федерального значения для нуждающихся слоев населения, а также в различных областях образования, культуры, спорта и т. д. Руководство GRI призвано:

> предложить принципы и содержание отчетности организации в области устойчивого развития;

> помочь организациям в составлении сбалансированной и содержательной картины их экономической, экологической и социальной результативности;

> содействовать подготовке сопоставимых отчетов, в то же время позволяя учесть практические соображения, относящиеся к раскрытию информации, для широкого круга разнообразных организаций, в том числе тех, деятельность которых охватывает различные регионы;

> способствовать оценке результативности организаций в области устойчивого развития в соответствии с критериями, задаваемыми отраслевыми кодексами, стандартами результативности и добровольными обязательствами;

> служить инструментом, способствующим расширению взаимодействия с заинтересованными сторонами [10]

Руководство не является:

> кодексом или набором принципов поведения;

> стандартом результативности;

> описанием системы менеджмента;

> инструкцией по разработке внутренней системы управления данными и подготовки отчетности в организации;

> методологией подготовки отчетов, мониторинга или верификации отчетов.

Поэтапный подход к формированию отчетности. Для некоторых организаций подготовка отчета в соответствии с руководством GRI может оказаться чрезмерно сложным, длительным или затратным мероприятием. Такая ситуация характерна прежде всего для организаций, которые готовят отчеты впервые, а также для малых и средних организаций.

Руководство GRI рекомендует подготовку полных отчетов для всех организаций. В то же время оно учитывает возможные трудности реализации полномасштабной программы отчетности в области устойчивого развития, а также потребность некоторых организаций в поэтапном накоплении опыта в этой области. Для таких организаций может оказаться нецелесообразным начинать с подготовки полномасштабного отчета, отвечающего всем требованиям руководства GRI. Вместо этого они могут использовать при подготовке своих отчетов общие принципы и подходы этого документа и поэтапно расширять область отчетности, ориентируясь в конечном счете на подготовку полного отчета в соответствии с руководством GRI.

Поэтапную работу по развитию отчетности можно начинать с подготовки отчета по определенной части деятельности организации (подразделение, производство, регион), постепенно распространяя отчетность на другие области деятельности. С другой стороны, организация при подготовке первого отчета может охватить всю свою деятельность, однако сосредоточиться лишь на определенном ее аспекте, например экологической результативности. При подготовке следующих отчетов к ним может быть добавлена информация об экономических и социальных аспектах и, наконец, описание взаимосвязи между этими сферами.

Организациям, готовящим такие отчеты, важно четко формулировать, информация о каких видах деятельности включена в отчет, а о каких — нет. Им следует также кратко описывать свои планы расширения охватываемой им области, в отношении сфер деятельности и аспектов (экономических, экологических и социальных).

Применение руководства GRI является добровольным. Оно предназначено для организаций любых типов и масштабов, действующих в любых условиях, — коммерческих и некоммерческих, государственных и частных, производственных и работающих в сфере услуг. Рекомендации Руководства не являются специфичными для какой-либо отрасли экономики. Версия документа (2002 г.) была разработана прежде всего с учетом потребностей коммерческих организаций. Однако руководство может быть использовано и организациям других типов, например государственными органами или неправительственными организациями.

В настоящее время существуют три варианта GRI-стандарта. Последний вариант — это G3. Он разработан в октябре 2006 г. и немного отличается от других вариантов, потому что впервые содержит не только показатели и принципы, но и методики определения и измерения каждого показателя. В G3

внимание уделяется не только глобальным показателям, но и специфичным вопросам и проблемам, на которые компании надо ответить, по отношению к секторам и местоположениям производств [8].

Сегодня специалисты из GRI разрабатывают новую идею создания национальных анексов, направленных на адаптацию параметров к специальным национальным условиям, в которых функционирует компания. Анексы — это не новые варианты GRI, а скорее координирующая и сопоставляющая база, которая поможет связать показатели из GRI со специфичной регуляцией, законами и приоритетами в каждом государстве, а также с национальными масштабами функционирования компании. Первый такой анекс будет разработан для Бразилии.

В настоящее время отчетность по методологии GRI составляют компании во всем мире: в США, Канаде Японии, Европе (лидером по социальной отчетности выступает Великобритания), ЮАР, Австралии, Латинской Америке (Бразилии, Чили).

Для развития социальной отчетности очень важен рост интереса инвестиционного сообщества к экологическим, социальным вопросам и вопросам корпоративного управления. Например, финансовая инициатива ЮНЕП объединяет 160 крупнейших финансовых институтов в мире с общим объемом активов более чем 3 трлн долл. В апреле 2006 г. по инициативе этой организации ООН одобрила принципы социально ответственного инвестирования.

Для того чтобы корпоративная социальная отчетность вошла в деловой оборот, необходимо, чтобы сформировалась критическая масса компаний и организаций, определяющих спрос и предложение на такую отчетность. В настоящее время во всем мире примерно 750 организаций готовят отчетность в соответствии с GRI. Большинство из них—это компании, а некоммерческих организаций — единицы.

В России пионером движения в области социальной отчетности была компания «Бритиш Американ Тобакко Россия», которая начала процесс отчетности в соответствии с международным стандартом в 2003 г. В 2004 году за свой вклад в развитие общества отчитались сразу несколько компаний: НК «ЮКОС», «Северо-Западная лесопромышленная компания», «ФИА-Банк» (г. Тольятти), «Альфа-Банк», «Российские коммунальные системы» и «Сибнефть». Первой российской компанией, которая в 2005 г. изготовила отчет на базе GRI, стала компания «УРАЛСИБ».

В 2006 г., по оценкам экспертов, вышло более двух десятков публичных нефинансовых отчетов крупных компаний, среди которых — «ЛУКОЙЛ», «РУСАЛ», ГМК «Норильский никель», «Татнефть», «Илим Палп». Компания «Бритиш Петролеум»

впервые опубликовала свой отчет в области устойчивого развития на русском языке (в сокращенной форме). Начали процесс социальной отчетности РАО «ЕЭС России», «Вимм-Билль-Данн Продукты питания», «Сибирская угольная энергетическая компания», «СУАЛ» и ряд др.

По мнению специалистов, нефинансовая отчетность становится для компаний инструментом корпоративного управления, улучшения менеджмента и репутации, минимизации бизнес-рисков, предвидения новых тенденций и в конечном итоге способствует повышению эффективности бизнеса в целом. Затраты на ее подготовку окупаются многократно. Кроме того, отчеты в области устойчивого развития помогают компаниям проводить внутреннюю инвентаризацию собственной социальной ответственности и выявлять недостающие звенья.

Такой отчет не просто отражает внутренние и внешние социальные программы бизнеса, но и служит более устойчивому существованию компании в долгосрочной перспективе. Отчет в виде информационного буклета о благотворительных и спонсорских программах, конечно, тоже имеет право на существование. Но на это не стоит тратить большие средства.

В какой форме нужно готовить нефинансовый отчет и как его распространять, зависит от целевой аудитории. Прежде чем принимать решение, необходимо ее определить и поинтересоваться ее мнением относительно содержания, формы и способов доставки отчета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая польза от разработки корпоративных отчетов по КСО (устойчивому развитию) и попадания в списки индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию заключается в первую очередь в повышении корпоративного имиджа, что в современной экономике бывает даже важнее роста текущих финансовых результатов. Рост корпоративного имиджа в этом случае достигается как среди широкой общественности и государственных институтов, так и среди собственного персонала и клиентов. Престижная табличка «Компания —лидер списка общемирового (общеевропейского) индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию», растиражированная службой PR во всех целевых аудиториях, приносит ощутимую выгоду по всем направлениям деятельности компании: финансы, продажи, социальная безопасность, политическая значимость для страны и т. д. Одновременно, включение даже в общие списки индекса (на основе соответствия общим и отраслевым показателям «устойчивого развития») ведет к прямой финансовой выгоде: для портфельных инвесторов этот индекс уже несколько последних лет один из наиболее важных.

В России корпоративная социальная ответственность и социальная отчетность не являются предметом регулирования действующего законодательства.

По данным, опубликованным на сайте CorporatedRegisterCom (это сайт, на котором регистрируются социальные отчеты), Россия занимает предпоследнее место в общем списке компаний европейских стран, которые составляют социальные отчеты. Главной проблемой применения стандарта GRI в России является недостаточный интерес российских компаний к вопросам социальной ответственности и социальной отчетности. Зачастую представители российского бизнеса не осознают всей значимости и полезности социальной ответственности и отчетности, составленной по международным стандартам и прошедшей независимый аудит. Причина этого кроется в недостаточном объеме опыта и методологии составления социальной отчетности в среде российского бизнеса [8].

Тем не менее в России социальная отчетность за последние несколько лет растет стремительными темпами. В 2006 г. было уже 16 социальных отчетов за 2005 год, зарегистрированных на этом сайте.

В 2006 г. компания PricеwaterhouseCooper совместно с рейтинговым агентством «Эксперт» и институтом профессиональных бухгалтеров провели конкурс на лучший социальный годовой отчет. Цель конкурса — информировать сообщество, поддерживать важность социальной отчетности в нашей стране и углублять понимание информации не только о социальной, но и об экологической деятельности и об устойчивом развитии. В финал конкурса вышли шесть номинан-тов: «Газпром», «Новохим», «Новотек», «Норильский никель», РАО «ЕЭС России» и «Татнефть».

В настоящее время порядка 30—40 отечественных корпораций составляют социальные отчеты. Некоторые из них уже проверены аудиторами, опубликованы и широко распространяются среди социальных партнеров по бизнесу.

Аудит корпоративной ответственности, он же — социальный аудит или этический аудит, является неотъемлемой частью процесса социальной корпоративной отчетности. Как и финансовый аудит, он помогает бизнесу и обществу выводить недобросовестные компании «на чистую воду» и не позволяет вводить клиентов и партнеров в заблуждение относительно своей социальной позиции.

История социального аудита началась еще в 1940-е годы в США, когда стали регулярно публиковаться социальные рейтинги компаний. Они оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, местными сообществами и благотворительную деятельность корпораций.

Первыми организациями, внедрившими этическую контрольно-ревизионную деятельность, были компании Ben and Jerry's и The Body Shop. В настоящее время социальный аудит является составной частью в стандартных процедурах отчетности многих компаний.

Социальный аудит как эффективное средство создания и развития ответственной компании перед обществом представляет собой практику систематического анализа степени, в которой действия организации соответствуют этическим нормам. Социальный аудит способствует:

> формулированию этических приоритетов;

> анализу успехов и ошибок менеджмента;

> укреплению обратной связи и непрерывному совершенствованию компании. Социально ответственная практика позволяет

компаниям экономить средства и создает новые возможности для увеличения прибыли. Практика доказывает, что компании, прошедшие социальный аудит, окупают его стоимость в 6 — 12 раз за период от шести месяцев до трех лет.

Социальный аудит любой бизнес-программы прежде всего позволяет выяснить, в какой степени компании удалось принять во внимание такие вопросы, как благосостояние сообщества и индивидов, физическое и душевное здоровье, взаимная выгода отношений; внутреннее состояние организации [11].

В связи с тем, что компании необходимо отслеживать и оценивать результаты реализации принимаемых решений, то это предполагает ис-

Список литературы

пользование модели принятия этических решений. Модель принятия этических решений в компании, разработанная Э. Штернбергом, включает в себя:

> Этап 1. Формулировка проблемы.

> Этап 2. Выявление ее связи с бизнесом.

> Этап 3. Идентификация ситуационных ограни -чений.

> Этап 4. Оценка альтернативных решений. Сегодня социальный аудит делает акцент на

том, как социально-ответственное поведение компании сказывается на ее бизнес-показателях. Уже доказано, что финансовые потери от «социально безответственного поведения» могут быть очень значительными. Поэтому основная причина, по которой компании внедряют социальный аудит, — улучшение бизнес-показателей.

К сожалению, необходимость быть социально ответственными и, как следствие, повсеместно внедрять социальный аудит поняли еще далеко не во всех компаниях, даже в США. Менеджеры опасаются, что социально ответственное поведение будет связано с непомерными финансовыми и временными затратами и не принесет никакой выгоды, но такое мнение ошибочно.

Деятельность корпорации может иметь весьма серьезные общественные последствия, и менеджеры, облаченные корпоративной властью, решают, последует ли она философии М. Фридмена или примет во внимание замечание К. Дэвиса [13]: если в долгосрочном периоде общество оценивает поведение наделенного властью индивида как безответственное, он неизбежно утратит ее.

1. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 г. / Под общей ред. С. Е. Литовченко, М.: Ассоциация менеджеров, 2004. С. 9.

2. European Commission. 2001. Green Paper. Promoting a European Framework for Corporate Social Responsibility. http:// ec.europa.eu/employment_social/soc-dial/csr/greenpaper.htm.

3. Костин А. Зеркало для инвестора. http://sr.fondedin.ru/new/admin/print. php?id=1078958210&archive=1078960200

4. Костин А. Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для России // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3. С. 113.

5. Костин А. В. В России нет политики в области социальной ответственности власти и бизнеса // Время новостей. 2005. № 233.

6. Благов Ю. Социальная ответственность бизнеса и стратегическое управление // Персонал-Микс. 2004. № 3(22). С. 109 - 112.

7. Дашкевич А. АМР озвучила принципы бизнеса в корпоративной социальной ответственности. http://www. sovetnik. ru/prnews/rus/more/?id=18369.

8. Стенограмма парламентских слушаний на тему «Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение» 15 марта 2007. www.council.gov. ru/files/parliament_attend/78.doc.

9. Международные стандарты социальной отчетности GRI, АА1000. URL: http://www. soc-otvet. ru/sob2/sob. nsf/AllSoc/ $first/?OpenDocument.

10. Кутузова М. КСО: мифы и реальность // Экономика России: XXI век. 2006. № 20. URL: http://www. ruseconomy. ru/nomer20_200511/ec18a. html.

11. Jones I. (1996), paper delivered at a conference on ethical marketing, Ridley Hall, Cambridge, February.

12. Sternberg, E. (1995) , Just business: ethics in Action, Warner Books, New York.

13. Davis, K. (1975), Five propositions for social responsibility, Business Horizons, June, pp. 19 — 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.