Экономические науки
Бердина Л. А.
Магистрант 2 курса ОДО, направления «Менеджмент», «Международный бизнес» Тюменского государственного университета, г. Тюмень
Li S.V.
1st year Master, Specialty "Finance" UIB, Research supervisor - PhD, Callahan W.
Матвеев А.А.
Студент Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва
Скоторенко Л.К.
Магистрант кафедра учета, анализа и аудита ТюмГУ г. Тюмень
Штыркин В.Е.
Международный институт менеджмента ЛИНК Специальность 08.00.05
Социальная отчетность как один из инструментов оценки социальной ответственности компаний
Бердина Л. А.
Цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть основного инструмента оценки корпоративной социальной ответственности.
Методы проведения работы: метод системного подхода, сравнение и сопоставление, табличный, абстрактно-логический метод.
Результаты: по результатам исследования определены особенности методов социальной отчетности как зарубежных, так и российских компаний.
Область применения результатов: результаты исследования могут представлять интерес для специалистов в области экономики, менеджмента и социологии управления.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО); бизнес; некоммерческие организации (НКО); стейкхолдеры; социальная отчетность.
В последние годы получает распространение практика участия хозяйствующих субъектов в решении актуальных социальных проблем, что является одним из важнейших ресурсов для повышения уровня социальной стабильности в обществе. В основе такой практики лежит принятие ценностей и принципов социальной ответственности бизнеса. Вмешательство большого бизнеса в социальные нужды стает все более и более актуальной задачей для современного общества.
Таким образом, актуальность вопроса определяется необходимостью появления и применения в корпоративном управлении концепции социальной ответственности бизнеса, которая направлена на достижение баланса между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами.
Социальная ответственность выступает составной частью корпоративного управления, а не просто функцией связей с общественностью (PR-ом). Эта деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, являясь частью стратегического планирования и управления компаниями. Поэтому решения в области Корпоративной социальной ответственности (КСО) принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления: собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Фактически КСО выступает как политика и инструмент реализации стратегии устойчивого развития компании, поэтому ее влияние на привлекательность бизнеса для инвесторов трудно переоценить: любой портфельный инвестор, принимая серьезное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр рисков.
Таким образом, КСО становится базовой идеологией корпоративного управления и менеджмента, как это уже произошло в большинстве развитых стран мира [2]. При этом каждая компания формирует свое видение корпоративной социальной ответственности через призму своих стратегических задач и приоритетов, корпоративной культуры и степени той ответственности и обязательств, которые она готова на себя принимать. Ведущие социально ответственные компании выделяют несколько взаимосвязанных характеристик своей концепции КСО. Это: а) стратегический бизнес-подход к управлению социальной, экологической и экономической ответственностью компании, реализуемый в рамках общей стратегии бизнеса; б) совокупность принципов поведения и управления, прини-
зо
маемых компанией добровольно и оказывающих значимое влияние на процесс принятия решений любого уровня, основанный на ответственном отношении и учете пожеланий стратегически важных для устойчивого развития бизнеса сторон; в) система менеджмента, представляющая собой набор механизмов и инструментария, позволяющих управлять скоординировано и сбалансировано нефинансовыми аспектами деятельности компании.
Для реализации российскими и зарубежными компаниями концептуальных направлений деятельности в области КСО, достижения информационной открытости с целью привлечения инвестиционных ресурсов и повышения конкурентоспособности, компании должны в максимальной степени руководствоваться международными и местными стандартами; касающимися социальной ответственности. Этого требует и включенность компаний в мировую экономику.
В настоящее время в мире существует около 30 международных стандартов в области КСО. Они предназначены для проведения оценки и управления мероприятиями КСО, а также представления отчетности в этой области на корпоративном уровне. Для более адекватного восприятия и внедрения на корпоративном уровне эти международные стандарты в зависимости от сферы и целей их использования предложено сгруппировать по четырем основным группам:
• руководящие принципы и кодексы поведения (Руководящие принципы Amnesty International по соблюдению прав человека для компаний и ОЭСР для многонациональных корпораций, Глобальный договор ООН и другие);
• системы управления и схемы сертификации (Схема экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001, стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000, стандарт промышленной безопасности и здоровья OHSAS 18001 и другие);
• рейтинговые индексы (Индекс Доу Джонса по устойчивому развитию DJSI, «этические» индексы FTSE4Good и т.д.);
• система подготовки отчетности (Глобальная инициатива по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА 1000S).
В связи с развитием в России концепции КСО целесообразно выделить в отдельную группу стандарты и нормативно-методические документы, разработанные российскими НКО. В эту группу следует включить: Социальную хартию российского бизнеса, Стандарт Торгово-промышленной палаты РФ по социальной отчетности, Стандарт АНО «Центр экспертных программ Всероссийской организации качества» «Социальная ответственность организации. Требования. ВОК-КСО-2007», а также Концепцию российской модели социального аудита, разработанную Академией труда и социальных отношений.
Рассмотрим состав и особенности важнейших стандартов и области их использования.
На протяжении последних 15 лет российские компании
- лидеры наиболее активно внедряют схему экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001, стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000. В области отчетности по КСО начал использоваться стандарт Глобальной инициативы по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА 1000S.
Один из наиболее признанных и используемых в на-
стоящее время международных стандартов - Руководство глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Guidelines of Global Reporting, Initiative, GRI) структурирован по принципу «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компании, экология производства и социальная политика. Этот рекомендательный стандарт в соответствии с Руководством 2006 г. (третья версия) включает 121 элемент стандартной отчетности, в том числе 9 экономических, 30 экологических и 40 социальных показателей, позволяющих стейкхолдерам и обществу правильно оценить уровень социальной ответственности компании. Стандарт ориентирован на результат, определяемый по приведенным группам показателей [3].
Стандарт GRI позволяет наиболее полно раскрыть информацию в области социально-экологической ответственности компаний, предусматривает возможность поэтапного использования показателей результативности по мере развития нефинансовой отчетности компаний, приступающих к этой сложной работе. Этот стандарт предполагает наличие в отчете пяти разделов. В первом разделе «Видение и стратегия» приводится описание стратегии развития компании в области устойчивого развития, предваряемое заявлением первого лица организации. Во втором разделе «Характеристика» предполагается обзор структуры и деятельности компании, описываются проблемные области, раскрываемые в отчете. В третьем разделе «Структура управления и системы менеджмента» представляется структура компании, особенности системы менеджмента, мероприятия по вовлечению в процесс обсуждения и контроля реализации стратегии развития стейкхолдеров. В четвертом разделе «Указатель содержания GRI» приводится специальная таблица, показывающая, где в отчете расположена специальная информация. В пятом разделе «Показатели результативности» приводятся характеристики воздействия или влияния деятельности компании, сгруппированные по экономическим, экологическим и социальным показателям деятельности.
Отчетность по стандарту GRI формируется на основе ряда принципов; а) системообразующие принципы - открытость, вовлечение заинтересованных сторон, вери-фицируемость; б) содержательные принципы - полнота, значимость, контекст устойчивого развития; в) принципы качества и достоверности информации - точность, объективность, сопоставимость; г) принципы, обеспечивающие доступность информации - ясность, своевременность.
Группа принципов а) обеспечивает условие доверия к отчету, проверку его достоверности аудиторами, удовлетворяет разнообразные потребности сторон. Группа принципов б) обеспечивает необходимую степень подробности информации, степень значимости показателей и собственной результативности на фоне общей социальной устойчивости. Группа принципов в) обеспечивает достижение точности информации, правдивое и основанное на фактах отражение результативности, сравнимость с ретроспективой, исключение искажения информации. И, наконец, группа принципов г) обеспечивает понятность информации в доступной форме для максимального числа пользователей и ее своевременность для принятия решений.
В целом, подготовка нефинансовой отчетности предполагает построение устойчивой системы взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также сбора и анализа информации. Решение этой задачи невозможно без под-
держки со стороны высшего руководства, активного участия сотрудников, четкого распределения ответственности между подразделениями и достаточных ресурсов. Весь процесс подготовки нефинансового отчета можно разделить на пять этапов, каждый из которых имеет различную протяженность во времени.
Первый этап заключается в планировании процесса. Следует организовать рабочую группу во главе с руководителем процесса подготовки отчетности. Его основной задачей является координация взаимодействия с заинтересованными сторонами и подготовка информации по ряду выбранных направлений. Рабочая группа должна визуализировать отчет, определив, какой результат они ожидают получить - брошюру в свободной форме или верифицированный отчет в соответствии с международными стандартами.
Следующим этапом является взаимодействие с заинтересованными сторонами с целью выявления наиболее важных для них вопросов и отражения их в отчете. Организация может использовать результаты, полученные в ходе опросов и консультаций, проводившихся в течение года, либо организовать специальные мероприятия, приуроченные к подготовке отчета. Наиболее экономичными и популярными, но не всегда эффективными мероприятиями являются круглые столы. Некоторые заинтересованные стороны не могут принять участие в круглых столах. Другие возможные мероприятия могут включать презентации, форумы, фокус-группы и индивидуальные встречи.
На основе выявленных существенных вопросов компания может разработать структурный макет отчета. Применение Руководства GRI значительно облегчает эту задачу, так как содержит стандартные элементы и показатели, которые могут быть включены в отчет. Для разработки структуры отчета важно соблюдать принцип существенности (материальности). Желание организаций рассказать о себе как можно больше вполне понятно, но нецелесообразно тратить на это время сотрудников и дополнительные ресурсы.
Сбор и проверка данных - наиболее трудоемкий этап подготовки отчета. Избежать излишней работы можно при условии его максимальной интеграции с другими процессами подготовки отчетности в организации. Например, многие показатели GRI уже содержатся в формах, представляемых в статистические органы, и управленческой отчетности. Остальные показатели можно включить в регламенты и собирать на постоянной основе, а не запрашивать их каждый год. Многие западные и российские компании при сборе информации привлекают независимых аудиторов для верификации нефинансовой отчетности.
Серия стандартов AccountAbility 1000 (АА 1000S) (разработана Институтом социальной и этической отчетности Великобритании) служит форматом поддержки GRI и других международных стандартов, определяет процедуры взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), разработки социального отчета (отчета по устойчивому развитию) и устанавливает принципы их верификации (установления достоверности) и оценки. Ключевым в этой серии является стандарт AA1000SES - взаимодействия со стейкхолдерами компаний.
Основной идеей группы стандартов АА 1000 является повышение подотчетности бизнеса обществу за счет максимального вовлечения групп заинтересованных сторон, учета их мнения при анализе деятельности компаний. Эти стандарты способны служить частью системы внутреннего
контроля, нацеленной на выявление рисков, их оценку и на совершенствование практики управления рисками. В данном случае речь идет, в частности, о рисках для репутации и брэнда, о конфликтах, связанных с трудовым правом и нарушением прав потребителей, а также о рисках, обусловленных изменениями в законодательном регулировании.
Очевидно также, что рассматриваемая группа стандартов способна удовлетворить возрастающую потребность инвесторов в информации. Полученная при их применении информация достоверна, точна и поддается проверке. Данные о социальных и этических показателях компании, об ожиданиях стейкхолдеров являются ориентиром для оценки качества управления и положения компании на рынке. Это нововведение способно обеспечить существенный вклад в улучшение корпоративного менеджмента, поскольку стандарты связаны с процедурами усиления внутреннего контроля и внутреннего аудита в компании, обеспечивая соответствие ее целей и стратегии результатам и характеру деятельности.
Значительные улучшения могут быть достигнуты и в области кадровой политики. Регламентируя свои ценности, компания способна повысить мотивацию работников, привлечь высококвалифицированный персонал. Лояльность сотрудников является важным фактором повышения производительности труда. Большое значение имеет здесь улучшение отношений компании с внешними деловыми партнерами. Они смогут точнее оценивать соответствие поведения компании их пожеланиям и требованиям. В свою очередь, компания будет иметь более точную и достоверную информацию, необходимую для принятия решений: Таким образом, введение в практику социального отчета на основе стандарта АА 1000 обеспечивает внедрение многих инноваций в повседневную работу компании. Связанные с ним процедуры помогают подготовить персонал к реорганизации бизнеса; эффективнее использовать бюджетные ресурсы на благотворительные цели; выявлять приоритеты по охране труда; решать проблемы, связанные с системой обучения персонала; улучшить имидж компании и т.д.
Развитие корпоративной социальной ответственности в России повысило интерес к международному опыту в этой области и стандартам негосударственных организаций. В частности, в мире получают распространение следующие, не являющиеся официальными, стандарты ИСО в области КСО, которые представлены в таблице 1.
Заметим, что при рассмотрении вопросов КСО существенную роль играет стандарт OHSAS 18001:1999. Он содержит спецификацию системы оценки профессиональной безопасности и здоровья и представляет требования к этой системе, для того чтобы дать возможность организации управлять ее профессиональными рисками.
Сертификация OHSAS применима к любой организации, которая намерена внедрить систему управления профессиональной безопасностью и здоровьем для устранения (сокращения) риска для рабочих по найму и других заинтересованных служб.
В мировой практике существует ряд неформальных нормативных документов, разработчиками которых являются бизнес-ассоциации, некоммерческие объединения. Приведем примеры:
• хартия «Кейданреи» о достойном корпоративном поведении, разработанная в 1991 г. «Японской Федерацией предприятий», объединяющей более 100 промышлен-
ных групп Японии. Хартия определяет, что корпорации, кроме получения прибыли путем участия и честной конкурентной борьбе, должны приносить пользу обществу;
• стандарты «Саншайн» по предоставлению корпоративных отчетов для заинтересованных сторон, принятые в 1996 г. некоммерческой ассоциацией- Альянсом стейкхолдеров (США), объединяющей природоохранные, религиозные организации и общества защиты прав потребителей. Согласно стандартам «Саншайн» в корпоративных отчетах должны содержаться сведения о продукции и услугах, о гарантиях занятости, безопасности, здравоохранения и равных возможностях при найме, о структуре собственности, финансовых показателях и воздействии на внешнюю среду, количестве созданных рабочих мест о выполняемых государственных заказах, штрафах, которые были взысканы с компании.
Обратимся далее к нормативным документам, разработанным российскими НКО.
Социальная хартия российского бизнеса представляет собой своего рода стандарт ответственного ведения бизнеса отечественными компаниями. Этот стандарт базируется на следующих основных принципах:
• экономическая свобода и ответственность: сила и основная ценность предпринимательства, обеспечивающего рост благосостояния страны, состоит в свободе экономической деятельности, в возможности проявления индивидуальности каждой компании, в честной конкуренции;
• партнерство в бизнесе: одна из ключевых ценностей в деятельности компаний - доверие со стороны акционеров, собственников и инвесторов;
• важнейшей ценностью компаний являются их работники: жизнь человека - важнейшая ценность, не может
быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли;
• надежное и качественное удовлетворение запросов и ожиданий потребителей: в этом смысл деятельности компаний;
• взаимное уважение - основа отношений с деловыми партнерами;
• неприкосновенность прав человека: не допущение нарушений и соблюдение прав человека на безопасность, здоровье, благополучную окружающею среду, образование, труд, информацию и т.п.;
• сохранение окружающей среды - важнейшая общечеловеческая ценность;
• участие в развитии местного сообщества: компании и работники - неотъемлемая часть общества, поэтому во главу угла ставятся принципы корпоративного гражданства [1].
Стандарт ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ, Основные положения» разработан с учетом базовых принципов международных стандартов корпоративной социальной отчетности АА 1000 и стандарта «Руководство по отчетности устойчивого развития». Данный стандарт предполагает наличие в социальном отчете компании вступительной части и 7-ми тематических разделов [4]:
1. Обеспечение высокого качества и конкурентоспособных товаров и услуг.
2. Утверждение принципов честного, цивилизованного бизнеса.
3. Стратегия и тактика компании в социальной сфере.
4. Забота компании о благосостоянии своих сотрудников.
5. Создание безопасных условий труда, укрепление здоровья общества.
6. Участие в развитии интеллектуального и духовного потенциала общества.
7. Вклад компании в охрану окружающей среды.
Таблица 1. Стандарты ИСО в области Корпоративной социальной ответственности
Стандарт SA 8000:2001 Стандарт OHSAS 18001:1999 Стандарт OHSAS 18002:2000
«Социальная ответственность» «Система оценки профессиональной безопасности и здоровья» «Системы менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний. Руководящие указания по применению OHSAS 18001».
Разработан Международной организацией по социальной ответственности. Определяет требования по социальной защите, соблюдению прав работника, регламентации детского труда, по охране труда. Стандарт построен на тех же системных подходах, что и стандарты ИСО (управление качеством) и ИСО 14001 (управление охраной окружающей среды), однако отличается от них базовыми значениями применяемых оценочных показателей, SA 8000 устанавливает определенные нормативы, и только при их выполнении компания может быть признана соответствующей данному стандарту Разработан Британской, Испанской, Норвежской, Южно-Африканской и некоторыми другими национальными организациями по стандартизации. Предусматривает установку и достижение целей в области промышленной безопасности и здоровья для каждой функциональной единицы на каждом уровне организации Содержит разъяснения по внедрению стандарта OHSAS 18001:1999
Таблица 2. Модули социальной ответственности
Модуль А. Социальные права персонала: свобода объединений и право на коллективный договор; заработная плата; длительность рабочего времени; дискриминация; дисциплинарные меры; охрана труда.
Модуль Б. Социальные гарантии персонала: переподготовка и компенсационные выплаты при сокращении персонала; содействие учащимся; оплачиваемый отпуск; охрана материнства.
Модуль В. Охрана окружающей среды: предотвращение вредных воздействий на окружающую среду; экологическое обучение и просвещение персонала.
Модуль Г. Экономика расходования ресурсов.
Модуль Д. Поддержка местного сообщества: поддержка усилий власти в развитии территории размещения компании; помощь местным учреждениям и организациям социальной сферы; помощь малоимущим семьям, одиноким престарелым и ветеранам; поддержка ЖКХ; поддержка культурных и спортивных организаций и мероприятий.
Модуль Е. Управление в области социальной ответственности: цели и политика; анализ и контроль со стороны руководства; ответственные представители руководства; информирование местного сообщества и заинтересованных сторон; взаимодействие с поставщиками и субподрядчиками; внешние связи; самооценка.
В заключительной части социального отчета рекомендовано изложить официальное заключение аудиторской или экспертной организации по разделам, которые прошли соответствующую проверку. Следует заметить, что положения рассматриваемого стандарта носят рекомендательный характер и могут использоваться по усмотрению самих компаний.
Стандарт ВСЖ-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования» содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной экспертизе и проверке. В отличие от стандарта SA 8000, распространяющегося только на соблюдение прав персонала на труд и на соблюдение требований по охране труда, настоящий стандарт охватывает все составляющие социальной ответственности, кроме добросовестной практики ведения бизнеса и финансовой прозрачности. Требования, относящиеся к последним двум направлениями деятельности компаний, не включены в анализируемый стандарт, поскольку являются объектом пристального внимания и контроля со стороны надзорных органов.
Стандарт имеет модульное построение (требования сведены в шесть модулей), что позволяет при сертификации или декларировании подтверждать соответствие сразу по всем модулям или последовательно, модуль за модулем.
Требования по стандарту (в разрезе модулей) к деятельности компании раскрывают направления их социальной ответственности, рассмотренные в таблице 2.
Говоря об области применения рассматриваемого стандарта, отметим, что он предназначен, прежде всего, для подтверждения соответствия деятельности компании установленным в нем требованиям путем декларирования или сертификации в Системе добровольной сертификации в области социальной ответственности «СОЦСЕРТ». Стандарт пригоден, кроме того, для применения любой компанией, которая имеет намерение:
• сформулировать цели и политику в области социальной ответственности и разработать на ее основе программу действий;
• самостоятельно (через внутренние проверки) подтвердить соответствие деятельности настоящему стандарту и заявить об этом соответствии всем заинтересованным сторонам - партнерам по бизнесу, органам власти, контрольным и надзорным органам, общественности и средствам массовой информации;
• продемонстрировать соответствие стандарту путем декларирования или сертификации.
Стандарт может быть полезен в качестве справочного пособия для организаций, аудиторов и привлекаемых внешних специалистов при осуществлении деятельности в области социальной ответственности, декларировании или сертификации этой деятельности.
Список использованных источников
1. Андреев А.А. Содержание и организационное обеспечение управления корпоративной социальной ответственностью // Научный вестник уральской академии государственной службы. - 2010. - № 4. - С. 23 - 26.
2. Беляева Е.Ю. Социальная ответственность корпораций и благотворительная деятельность // Предпринимательство. -2006. - №4. - С. 8-12.
3. Канаева О.А. Корпоративная социальная ответственность: формирование концептуальных основ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. - 2009.
- Вып. 2. - С. 25-39.
4. Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответственность. - Изд. «Дашков и К». - М. - 2007. - 215 с.
5. КСО как ключевой аспект корпоративного управления. [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.csr-review.net/ кзо-как-к1уисЬеуоу-азрекЬкогрога11уподо-иргау1етуа (дата обращения: 9.12.2010)
Исследование выполнено при поддержке Министерства
образования и науки Российской Федерации, соглашение
14.B37.21.0972 «Формирование и развитие региональной
инновационной экосистемы»