6. Die Reform der beruflichen Bildung. Berufsbildungsgesetz 2005 / Bundesministerium für Bildung und Forschung. Bonn, 2005. 51 S.
7. Reinisch H. Zwischen Schule und Betrieb. Aspekte der historischen Entwicklung beruflicher Bildung in den Niederlanden und in Deutschland aus vergleichender Sicht / H. Reinisch, D. Frommberger // Berufsbildung. 2006. №32. 27 - 34 S.
8. Wehrmeister F. Betriebsberufsschulen in der ehemaligen DDR / F. Wehrmeister // Die Koordinierung der Berufsausbildung in der Kultusministerkonferenz. Bonn, 2005. 71 - 96 S.
Development of primary professional education in Germany.
Here is given the short survey of the basic stages of primary vocational training system in German, the basis of which is professional education based on dualism. The main tendencies and premises of the professional education development are exposed.
Key words: primary professional education, industrial training, modernization.
Т.А. БЛИНОВА, Л.А. ЛУЦЕНКО (Братск)
становление системы послевузовской подготовки преподавателей высшей школы в российской федерации
Проведен анализ истории развития системы подготовки кадров высшей квалификации в России. Предложены пути повышения качества послевузовской подготовки.
Ключевые слова: качество высшего образования, научная аттестация преподавателей, принципиально новая система подготовки академических кадров.
Осуществляемая в настоящее время перестройка системы образования в России, во многом обусловленная происходящими в стране глобальными изменениями, не оставила в стороне и систему высшего образования.
О необходимости коренных изменений в системе подготовки кадров для высшей школы пишут в своих работах С.И. Архан-гельский,Е.П. Белозерцев,А.А. Вербицкий, Д.И. Водзинский, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, И.И. Кобыляцкий, М.М. Левина,
Н.Д. Никандров, P.C. Пионова, А.В. Петровский, С.Д. Смирнова, В.А. Сластенин, Ю.Г. Фокин. Согласно выводам исследователей, существует настоятельная потребность в создании новой системы подготовки педагогических кадров [5]. И конечно, ее разработку следует начинать с поэтапного анализа истории развития такой системы в россии. Подобный анализ способен выявить ее сильные и слабые стороны для разработки мероприятий, призванных повысить эффективность послевузовской подготовки кадров и качество высшего образования в целом.
В нашей стране сложная задача подготовки кадров высшей квалификации начиная с XIX в. решается в рамках послевузовского образования. В его структуру входят аспирантура, докторантура, учреждения повышения квалификации, дистанционное образование. Ключевым звеном в структуре послевузовского профессионального образования является аспирантура - традиционная для России форма подготовки высококвалифицированных кадров [5].
Весь четырехвековой период развития системы подготовки кадров высшей квалификации в России (XVII - XXI вв.) можно условно разделить на три значимых этапа: I этап - 1724 - 1917 гг.; II этап - 1917 - 1991 гг.; III этап - 1991гг. по настоящее время. Началом подготовки отечественных научнопедагогических кадров следует считать создание в Петербурге Академии наук. В 1725 г. императрицей Екатериной I был подписан указ «О заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Блюментроста» [3].
Особую роль в становлении российской системы высшего образования сыграл ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов. Именно ломоносов впервые высказал мысль о содержании преподавательской и научной деятельности [6]. Михаилу Васильевичу принадлежит идея открытия в России университета по европейскому образцу, именной указ об основании которого
© Блинова Т.А., Луценко Л.А., 2009
историко-педагогические и сравнительнопедагогические исследования проблем образования
был издан императрицей Елизаветой Петровной в 1755 г.
Система подготовки кадров для высших учебных заведений того времени, согласно указу Екатерины II «О предоставлении Московскому университету права давать докторские степени обучающимся в одной врачебной науке» (1791) - первому отечественному нормативно-правовому акту об ученых степенях, предусматривала присуждение степеней бакалавра, магистра и доктора, впрочем, четкой системы их получения тогда определено не было [2].
Это положение просуществовало вплоть до XIX в. С 1804 г., после утверждения Николаем I уставов первых трех университетов - Московского, Харьковского и Казанского, начинает формироваться государственная система подготовки и аттестации академических кадров России. В 1810, 1819 и 1844 гг. последовательно были разработаны и утверждены три положения о производстве в ученые степени. В них определялся порядок подготовки, защиты диссертации и получения научной степени [2, 3]. Таким образом, научная аттестация преподавателей (присвоение ученых степеней и академических званий) становится главным регулятором качества профессорско-преподавательского состава, а сочетание научно-исследовательской деятельности с обучением по соответствующим отраслям знаний является ценной традицией русской высшей школы [3]. В целом к началу ХХ в. в сфере подготовки академических кадров сформировалась единая система требований, предъявляемых к соискателю должности преподавателя высшего учебного заведения.
Второй этап развития системы послевузовского образования ознаменовался серьезными изменениями. С 1917 г. были упразднены ученые степени и звания царской России, градация преподавательского состава. Установлены единое звание профессора и общее звание преподавателя [4]. Впоследствии упрощенный подход к оценке квалификации научно-педагогических работников был пересмотрен. Окончание обучения в аспирантуре вновь стало связываться с защитой диссертации [2]. Для исправления недостатков предыдущих реформ Всесоюзный комитет по высшей технической школе при своем президиуме организовал Высшую аттестационную комиссию (ВАК). В 1934 г. Совет народных комиссаров СССР принял постанов-
ления «О подготовке научных и научнопедагогических работников» и «Об ученых степенях и званиях».
В 1930 - 1990 гг. велась активная работа по улучшению уже существовавшей системы. Так, в 1938 г. Всесоюзным комитетом по высшей школе была утверждена инструкция «О порядке применения постановления СНК СССР», в 1939 г. Советом народных комиссаров утверждено первое «Положение об аспирантуре», в 1948 г. Советом Министров СССР принято постановление «О подготовке научнопедагогических и научных кадров через аспирантуру». Документы касались порядка поступления и подготовки граждан, имеющих склонность к педагогической и научно-исследовательской работе, а также перечня представляемых в ВАК документов, необходимых для защиты диссертации [2].
Усилия по улучшению подготовки кадров высшей квалификации предпринимались и в последующие годы. В 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили постановления «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров», «О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров». Эти документы опреде-лилинаправлениядальнейшегосовершенст-вования подготовки кадров высшей квалификации [7].
Конец 80-х и начало 90-х гг. прошлого века ознаменованы реформой образования - как среднего, так и высшего. Основными идеями стали гуманизация и фун-даментализация подготовки кадров [4]. Был принят ряд постановлений, направленных на дальнейшее повышение качества подготовки вузовских преподавателей. В 1987 г. Советом Министров СССР и ЦК КПСС принято постановление «О мерах по улучшению подготовки и использованию научно-педагогических и научных кадров». Принципиальным новшеством в сложившейся системе подготовки преподавателей вузов стало предложение о введении в образовательный процесс аспирантуры по изучению основ педагогики, психологии, экономики, вычислительной техники. В 1989 г. Советом Министров СССР утверждено «Положение о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий», направленное на снижение трудностей, связанных с подготовкой и экспертизой диссертаций [7].
Третий этап развития системы подготовки высококвалифицированных кадров совпал с распадом СССР. В 1991 г. в стране сложилась новая политическая ситуация [2]. В 1995 г. Правительством РФ введено новое «Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий», в нем сохранялись все базовые принципы системы аттестации научных кадров, поскольку сложившаяся система считалась проверенной временем [2]. В этот же период началась работа, связанная с формированием ключевого элемента нормативной базы аспирантуры - Государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования. Работа по его формированию продолжается и в настоящее время [1].
Поэтапный анализ системы подготовки кадров высшей школы позволяет прийти к выводу - наиболее сильной ее составляющей была и остается научная подготовка преподавателей. С XIX в. этот аспект является доминирующим. Несмотря на серьезные требования, предъявляемые к кандидатам на должность преподавателя вуза, в России никогда не проводилась специальная психолого-педагогическая подготовка кадров для высших учебных заведений. Это положение сохраняется и по сей день. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 2000 г., признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, призывает обеспечить кадрами с высшим педагогическим образованием только лишь дошкольные и общеобразовательные учреждения. Впрочем, в истории подготовки академических кадров был кратковременный период (1779 -1784 гг.), когда при Московском университете существовала семинария, готовившая преподавателей университета [6].
Как показывают исследования, подавляющее большинство преподавателей высшей школы составляют люди, обладающие, в основном, только узкоспециальными знаниями. Как правило, большинство из них не имеют педагогического образования и не владеют методикой преподавания учебных дисциплин. А между тем для решения профессиональных проблем преподаватель вуза должен обладать не только узкопрофессиональными знаниями, но и целым комплексом педагогических способностей и умений.
Разработку новой системы подготовки академических кадров для высших учебных заведений, несомненно, следует осуществлять исходя из настоятельной необходимости ее педагогической составляющей. Можно с высокой долей уверенности утверждать, что наличие психологопедагогической подготовки у преподавателей вузов позволит повысить качество высшего профессионального образования и удовлетворить потребность общества в высокообразованных и интеллектуально развитых специалистах.
Литература
1. Аспирантура высших учебных заведений СССР: справочник. М., 1949.
2. Выскуб В.Г. Российская общественногосударственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации / В.Г. Выскуб. М.: Логос, 2005. 234 с.
3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Джуринский. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. 400 с.
4. История образования в России // отеч. зап. 2002. № 2.
5. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Р.С. Пионова. Минск: Высш. шк., 2005. 303с.
6. Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы доп. пед. образования / В.А. Попков, А.В. Коржуев. М.: Акад. проект, 2004. 432с.
7. Сборник нормативных актов и документов по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров // ВАК СССР. М., 1981.
8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 400 с.
Further teachers post-graduate schooling system formation in the Russian Federation.
There has been carried out an analysis of the history of a further high-qualified teaching staff schooling system development in Russia. The ways of improving the quality of further post-graduate schooling are proposed.
Key words: the quality of higher education, scientific assessment of lectors, an innovative system of the academic staff training.