По окончании социальной реабилитации в условиях специальных (коррекционных) школ-интернатов Уральского региона выпускник адекватно воспринимает окружающий мир и имеет представление о том, какое место в этом мире он мог и хотел бы занимать; представляет свои возможности и способен максимально реализовать их; умеет поддерживать необходимый уровень психического и физического здоровья; имеет достаточно развитую эмоциональную сферу и духовные ценности; имея знания на уровне государственных стандартов по общеобразовательным предметам, обучаясь в профильном классе, получает начальное профессиональное образование и возможность учиться дальше.
литература
1. Биран В.П. Инвалидность при патологии органов зрения и реабилитация слабовидящих и слепых. Минск : Беларусь, 1979.
2. Зимин Б.В. К труду и жизни. М. : ВОС,
1983.
3. История и современность: обучение и воспитание детей с нарушением зрения (из опыта работы) / под ред. О.Л. Алексеева. Екатеринбург : Изд-во «Чароит», 2003.
4. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих / В.З. Кантор. СПб. : Каро, 2004.
5. Хрусталев С.А., Гильд С.А., Боброва л.И. Методика и практика социальнопсихологической реабилитации незрячих : учеб. пособие. М. : ВОС, 1986.
6. Язвина И.М. Совершенствование управления системой социальной реабилитации: учеб. пособие. М. : ВОС, 1985.
Social rehabilitation for children with eye illness in special boarding schools in Urals
There are defined the notion and the stages of the process of social rehabilitation for the visually impaired children. It structure is characterized.
Also there is described the social rehabilitation for children with eye illness in special boarding schools in Ural region.
Key words: handicapped children, visually impaired children, social rehabilitation, special boarding school, professional orientation for visually impaired children.
с.в. ШИК (Ерасноярск)
становление самопонимания как средства социальнопедагогической профилактики аддиктивного поведения у старших подростков
Представлены разработанные факторы и этапы становления самопонимания старших подростков как защиты от аддиктивного поведения. Описываются апробированные социально-педагогические условия, направленные на становление самопонимания, обеспечивающие профилактику аддиктивного поведения.
Ключевые слова: тановление самопонимания, аддиктивное поведение, социально-педагогическая профилактика, старшие подростки.
Одной из важнейших социальнопедагогических проблем является проблема профилактики аддиктивного поведения* у старших подростков. В последние годы общество встревожено огромными, эпидемическими масштабами распространения аддиктивного поведения на фоне низкой эффективности сугубо медицинских или репрессивных мер. Аддиктивное поведение сопровождается нарушением самопонимания и ведет к серьезным социальным последствиям: человек «выпадает» из социума, происходят деградация личности, деформация ее ценностных ориентаций и нравственных установок, не реализуется заложенный потенциал.
Доминирующие в социально-педагогической науке представления о ведущей роли информационного подхода в предупреждении аддикций, благоприятной социальной среды при недостаточном внимании к внутреннему миру и собственной активности подростка не в полной мере отвечают вызовам XXI в. Современный под-
* Аддикция (англ. аddiktion) буквально определяется как пагубная привычка, пристрастие к чему-либо, порочная склонность. Аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности.
© Шик С.В., 2010
Зтапы становления самопонимания у старших подростков как выработки защиты от аддиктивного поведения
Этап Самопонимание и наличная окружающая среда Отношение к аддиктивному поведению
Пер- вый Отсутствие самопонимания - поглощенность средой: ситуативное поведение, ориентация на сиюминутные желания, связанные с аддиктивными рисками Отсутствие какого-либо отношения к любым аддикциям. Вредные привычки рассматриваются как неотъемлемый атрибут привычной среды
Вто- рой Минимальное самопонимание - избирательное взаимодействие со средой: ориентация на положительные эффекты среды при игнорировании аддиктивных рисков Легальные аддикции (алкоголь, табакокурение) как позитивное («нормальное») поведение человека. Вредные привычки рассматриваются как удовольствие, отдых, собственный досуг, «взрослое» поведение
Тре- тий Допустимое самопонимание - нахождение новых (скрытых) смыслов среды: учет аддиктивных рисков среды Легальные аддикции (алкоголь, табакокурение) как возможное поведение человека. Вредные привычки рассматриваются как неустранимые слабости человека
Чет- вер- тый Достаточное самопонимание - создание собственной среды: превращение аддиктивных рисков среды в ресурс развития Аддикции как угроза для среды жизни человека (антропологическая угроза). Вредные привычки как неумение управлять собой
росток живет в сложном и противоречивом информационном мире с множеством образцов культуры. В таких условиях существует высокий риск возникновения аддиктивного поведения, поскольку растущий человек не всегда способен преобразовывать внешние воздействия, осмысливать их, устанавливать адекватный контакт с действительностью, другими словами, понимать себя и среду своей жизни.
все сказанное актуализирует значимость становления самопонимания как средства социально-педагогической профилактики аддиктивного поведения у старших подростков. Основные теоретические подходы социально-педагогической профилактики изложены в работах отечественных ученых Д.В. Колесова, Ю.В. Ва-лентика, С.В. Березина, H.A. Гринченко, Д.Д. Еникеевой, Л.Х. Казакова, К.С. Ли-сецкого, А.Г. Макеевой, Н.В. Юняевой,
H.A. Сироты, В.Н. Чернышовой, В.М. Ял-тонского и др. Вместе с тем существующие профилактические модели и программы [4; 5] лишь отчасти направлены на становление самопонимания подростков. Недостаточно учитываются особенности подросткового возраста. Не предложено целостной модели социально-педагогической профи-
лактики аддиктивного поведения у старших подростков посредством становления самопонимания.
Как известно, социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов их активности [3, с. 277]. Традиционно к целевым «мишеням» превенции относят следующие социальные среды: социум в целом, образовательные учреждения, группы сверстников, семью, внутреннюю среду личности. В этих средах и должна вестись работа по гармонизации функционирования и созданию ан-тиаддиктивных установок [2, с. 44 - 47]. Более того, по мнению Н.В. Вострокну-това, превентивные меры должны быть сосредоточены более в сфере социальной практики, чем на уровне индивида [1, с. 6]. Иначе говоря, акцент ставится на воздействие на первые четыре социальные среды. Не отрицая значения такой работы, отметим, что сами по себе эти «идеальные» среды не исключают аддиктивного поведения. Абсолютизация организованной («усмиренной», «окультуренной») среды может оборачиваться
становление самопонимания как защиты от аддиктивного поведения у старших подростков на начало и конец экспериментально-опытной работы
60
1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап
Статистические различия отсутствуют при t=1,22, р>0,05
□ - экспериментальная группа
своей противоположностью, таить в себе риски, поскольку человек перестает чувствовать собственную активность. среда жизни современного растущего человека - это избыток информационных влияний, формируемый средствами массовой коммуникации. они транслируют разнообразные противоречивые эталоны культуры: эталоны тела, «правильное» поведение, взгляды на жизнь и т.д. Эти чужие смыслы среды («готовые», т.е. созданные другими) являются потенциально аддиктивно-опасными, даже если имеют привлекательную упаковку. ориентируясь на них, подросток может отчуждаться от собственных усилий, терять контакт со своей самостью, собственными смыслами, самим собой. зачем прилагать какие-либо личные усилия по пониманию, осмыслению происходящего, когда можно просто некритично следовать предложенному образцу (например, курить разрекламированные сигареты)? другими словами, в условиях современной информационно насыщенной жизни сам подросток, лишенный смысловых ориентиров, становится основной причиной аддиктивного поведения.
в этой связи перспективным представляется обращение к культурноисторической теории л.с. выготского. согласно этой теории, среда не рассматривается для ребенка как внешний фактор, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияю-
60
50
1 -й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап
Статистические различия достоверны при 1=2,78, р<0,05 Щ - контрольная группа
щих на него самим фактом своего существования условий*. другими словами, натуральное (перцептивное) представление о среде является недостаточным, поскольку сводится только к предоставлению (навязыванию, внушению) растущему человеку благоприятных объективных внешних и внутренних условий, которые он может отторгать. Гораздо перспективнее выращивание активно-действенной позиции подростка в отношении наличной среды.
становление** самопонимания можно рассматривать как такую позицию, позволяющую превращать чужие смыслы среды в собственные, выстраивать смысловую среду своей жизни. уточним, что самопонимание не сводится к знаниям о себе и владению соответствующим набором различных навыков, а является способностью системного характера, которая связана с самоосвобождением от непосредственного влияния наличной окружающей среды и нахождением ясной границы аддиктивно-опасного/ аддиктивно-безопасного поведения, умением вести внутренний диалог с самим собой.
выделяется четыре этапа становления самопонимания как выработки защиты от аддиктивного поведения: отсутствие самопонимания - поглощенность средой,
* чтобы выявить активно-действенную позицию ребенка в отношении среды, Быготский вводит понятия смыслового поля [6] и социальной ситуации развития [7].
** Термин «становление» мы определяем как возникновение нового в процессе развития под влиянием социальных воздействий и собственной активности.
минимальное самопонимание - избирательное взаимодействие со средой, допустимое самопонимание - нахождение новых (скрытых) смыслов среды, достаточное самопонимание - создание собственной среды и соответствующее отношение к аддиктивному поведению у старших подростков.
Для практического изучения самопонимания мы используем проективный метод диагностики, включающий в себя следующие диагностические методические приемы: сочинение «Мое отношение к вредным привычкам», незаконченные предложения, методику семантического дифференциала Ч. Озгуда. Процедура обработки результатов осуществляется на основе выделенных показателей, раскрывающих содержание каждого этапа.
Становление самопонимания как средство социально-педагогической профилактики, по нашему мнению, задается внутренними (психологическими) и соответствующими внешними (педагогическими) условиями, благодаря которым взрослеющий человек осмысливает собственное поведение, начинает понимать сущность заботы о себе, учиться защищаться от аддикций. Внутренние (психологические) факторы детерминированы логикой протекания возрастного кризиса: выделение себя из среды, т.е. открытие аддиктивных рисков, идущих из среды и направленных против собственных замыслов (планируемых действий); противодействие среде, т.е. оценка аддик-тивных рисков, идущих из среды и направленных против собственных замыслов (планируемых действий) с помощью опробования норм своего поведения и взрослой жизни; выстраивание среды своей жизни как нахождения своего места в мире, планирование своего будущего без аддикций.
в соответствии с указанными факторами мы выделили четыре социальнопедагогических условия становления самопонимания как средства профилактики аддиктивного поведения у старших подростков: проведение профилактических уроков для выделения себя из ад-диктивной среды; обсуждение аддиктив-ных ситуаций и получение опыта противодействия аддиктивной среде в процессе этих уроков; организация работы клу-
ба общения с целью конструирования жизненного пути без аддикций; информирование родителей по проблемам аддикций и обучение их навыкам понимающего общения. Действенность гипотетически выделенных условий проверялась в процессе реально организованной экспериментально-опытной работы на базе гимназии №6 г. Красноярска. В общей сложности в ней участвовали 120 человек (четыре 9-х класса), из них 62 человека - экспериментальная группа (два класса), 58 - контрольная группа (также два класса). Рассмотрим подробнее каждое направление работы с указанием критериев отбора учебного материала.
1. Проведение профилактических уроков для выделения себя из аддиктивной среды. Урок включал следующие моменты: школа, территория школы, дорога в школу как аддиктивные риски; школа как аддикция; аддикция как атрибут взрослости.
Подросток живет не в вакууме, его окружают люди с вредными привычками, реклама сигарет и алкоголя. Эта среда воспринимается как вполне естественная, нормальная. реалии современной жизни таковы, что по дороге в школу и обратно растущий человек видит курящих и выпивающих людей, иногда даже наркоманов. Территория школы также не свободна от аддикций. Здесь практически всегда можно увидеть курящих учеников. в самой школе, особенно во время досуговых мероприятий, также не обходится без курения и алкоголя. Задача уроков - помочь подростку обратиться к себе и рассмотреть аддиктивные риски вокруг себя, которые «не видел» в более раннем возрасте. Урок реализовывался через систему ситуаций, проектируемых по следующей дидактической цепочке: информирование - анкетирование - размышление о роли школы. Вначале учащимся сообщалась краткая информация о распространении и вреде того или иного вида аддикций. Затем подросткам предлагались короткие анкеты, в которых они высказывали свое мнение об ад-дикциях. Например, часто подростки не обращают внимание на курящих людей, не замечают рекламы сигарет. Им предлагалось задуматься: «Вас окружают люди с вредными привычками, а вы их не замечаете? Вы считаете, что курение - это норма жизни?». Подростки могли свободно вы-
сказываться на эту тему, выдвигать собственные аргументы. И, наконец, урок завершался размышлением о роли школы в профилактике. Какой должна быть школа, чтобы в ней не было аддикций, что для этого надо сделать? В частности, в такой школе отсутствует скука, проводятся интересные уроки, существуют доверительные отношения учителей с учениками. Таким образом, подростки начинают замечать людей с вредными привычками, которые их окружают, задумываться о том, какое это оказывает влияние на них и что надо сделать, чтобы аддикций в школе было меньше.
2. Обсуждение аддиктивных ситуаций и получение опыта противодействия аддиктивной среде в процессе профилактических уроков. Эта деятельность связана с обнаружением и критическим переосмыслением учащимися противоречий, которые задаются, во-первых, обсуждением обыденной информации, идущей от сверстников, и информации, которая транслируется специалистами; во-вторых, представлением личностных ресурсов подростка в противостоянии риску аддикций (в ситуации группового давления могу отказаться, умею обнаруживать признаки аддиктивного или независимого поведения). Такая деятельность помогает отрефлексировать нормы поведения, провоцирующие возникновение аддикций или предохраняющие от них.
Недостаточно научиться замечать вредные привычки в своем окружении. необходимо уметь противодействовать аддик-тивной среде, выработать нормы собственного поведения по отношению к аддикци-ям, т.е. определенную позицию. Для этого использовались такие формы работы, как дискуссии, ролевые игры. Обсуждение «за» и «против», последствий и возможной компенсации вреда той или иной аддикции способствовало более глубокому пониманию проблемы. Этому же способствовало и обсуждение спорных утверждений: Наркомания - это преступление. Легкие наркотики безвредны. Прекратить табакокурение можно в любой момент. Курение - личный выбор каждого? Пиво - это полезный напиток и т.д. В ходе такой работы подростки приобретали навыки понимания себя, они формулировали собственную позицию, например: «курение - это
вредная привычка, т.к. человек становится рабом этой привычки, неудачником в жизни»; «Я отказываюсь от курения, потому что это препятствует достижению моих целей»; «Некурящий человек имеет право на чистый воздух, делать замечания курильщикам» и т.д.
3. Организация работы клуба общения с целью конструирования собственного жизненного пути без аддикций. Полнота самопонимания как выстраивание среды своей жизни задавалась посредством символизации, метафоризации жизни, событийности как защиты от аддикций, артикулирования проблемы меры (рассогласование между «хочу» и «получается»); показа значимости личных усилий в преодолении аддикций; опыта понимания жизненного пути без аддикций. Клуб общения был направлен на рассмотрение аддиктив-ного поведения в масштабе целой жизни, что позволяло «увидеть» свой жизненный путь, свои возможности. Обсуждались следующие темы: Аддикции в жизни известных людей. Существует ли мера? Последствия аддикций для жизни. Возможна ли жизнь без аддикций? Как помочь сверстнику с ад-диктивным поведением? Каким я вижу свой жизненный путь?
Такая форма работы предполагает неформальное, глубинное общение детей и педагога. Используются анкеты, тесты, рисунки. В ходе работы клуба также решалась и задача подготовки волонтеров, которые могли участвовать в различных профилактических проектах.
4. Информирование родителей по проблемам аддикций и обучение их навыкам понимающего общения. Работа включала в себя три ключевых момента: информирование об опасности аддикций, умение обнаружить признаки аддиктивного поведения у подростка и выстраивать стратегию собственного поведения в такой ситуации и, наконец, обучение навыкам понимающего общения (помощь в решении проблем ребенка, возможные пути его самореализации).
В целом проведенная работа показала положительную динамику. В экспериментальной группе наметилась устойчивая тенденция к становлению самопонимания, подростки начали вырабатывать осмысленное негативное отношение к аддиктив-ному поведению.
Таким образом, становление самопонимания - перспективный путь социально-педагогической профилакти-ки, когда подростки учатся не поступать во вред себе, быть устойчивыми к негативным воздействиям среды, организовывать свой жизненный путь в соответствии со своими целями и ценностями, стремятся найти свое место в жизни, самореализоваться.
Литература
1. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: рук-во для специалистов соц. практик / Министерство образования и науки РФ. М. : Мос. гор. фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004.
2. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под ред. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2005.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М. : ТЦ «Сфера», 2004.
4. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: сб. программ / под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПб. : Изд-во «Образование - Культура», 2003.
5. Профилактика аддиктивного поведения школьников : учеб.-метод. пособие / под ред. В.А. Барабохиной. М. : Каро, 2006.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. М. : Педагогика,
1984. Т. 1. С. 264.
7. Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. СПб. : СОЮЗ, 1997. С. 6.
Self-understanding as means of social and pedagogical precaution for addictive behaviour of teenagers
There are represented the factors and stages of selfunderstanding development as defense means for addictive behavior of teenagers. There are described approved social and pedagogical conditions for self-understanding development; it helps to take precautions against addictive behaviour.
Key words: self-understanding development, addictive behavior, social and pedagogical precaution, teenagers.
м.м. шубович
(ульяновск)
специфика организации СоциАЛЬно-ПЕДАГогиЧЕСКоЙ деятельности с несовершеннолетними в условиях семейных воспитательных групп
Приводятся данные, показывающие, что семейные воспитательные группы являются эффективной формой социального обслуживания подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Организация социально-педагогической деятельности с подростками в условиях семейных воспитательных групп способствует повышению интеллектуальной, эмоциональной компетентности подростков, компенсирует недостающий положительный опыт семейной жизни.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, семейная воспитательная группа, реабилитационный центр, опыт семейной жизни.
Нестабильность социально-экономической и политической жизни современного общества расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно влияющих на появление и развитие таких явлений, как детская безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. К таковым факторам следует отнести кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей; нарастание психосоциальных перегрузок у родителей; жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде [4].
Подростковым принято считать период развития детей от 11 до 15 лет. В этом возрасте происходят бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности подростка. подростковый возраст часто называют пери-
© Шубович М.М., 2010