ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 2. С. 4—11. УДК 316.6
И. С. Бубнова
Иркутский государственный университет
А. Г. Терещенко
Иркутский юридический институт (ф) РПА МЮ РФ
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Задача сформировать успешную, активную личность актуальна в период получения среднего профессионального образования в колледже, поскольку в это время студенты проходят период становления личностной жизненной позиции. В статье представлены результаты эмпирического исследования степени вовлеченности студентов колледжа в проблему аддиктивного поведения. В статье показано, что у большинства учащихся сформированы различные формы аддиктивного поведения. Учащиеся не будут использовать аддикции в качестве средства ухода от реальности тогда, когда организация процесса профилактики аддиктивных форм поведения в условиях колледжа будет направлена на формирование умений решать сложные жизненные ситуации. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и социальной педагогики.
Ключевые слова: аддикция; аддиктивное поведение; профилактика; подросток; учащийся.
I. Bubnova
Irkutsk State University
А. Tereshchenko
Irkutsk law University (branch) of Russian legal Academy of Ministry of justice of Russia
ORGANIZING THE PREVENTION OF ADDICTIVE FORMS OF BEHAVIOR
AMONG COLLEGE STUDENTS
The goal of forming an active and successful personality is topical while getting secondary vocational education in a college since students undergo the forming of their personal position in life during this period. The article presents the results of the empirical research into the level of college students' involvement in the problem of addictive behavior. The author shows that most students have various forms of addictive behavior. The students won't use addictions as a means of escaping reality when the organization of preventing addictive forms of behavior in college conditions is aimed at forming the skill of overcoming difficult life situations. The article will be interesting for the specialists in different fields of psychology and social pedagogy.
Keywords: addiction; addictive behavior; preventive measures; adolescent; student.
На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы аддикций, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию,
компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами ад-дикций являются алкоголизация и табакокурение подростков. Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих и алкоголизирую-щих подростков [6]. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин
© Бубнова И. С., Терещенко А. Г., 2016 4
и алкоголь. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к никотину соответственно снизился до 14,2 и 14,6 лет. В целом 59,5 % мальчиков-подростков курят, 61,6 % знакомы и употребляют спиртные напитки.
Во-вторых, с распространением аддикций происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести кото -рого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации [2]. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками.
Признавая пагубную роль аддиктивного поведения на физическое, психическое и нравственное здоровье подростка, исследователи часто выделяют разнообразные подходы к профилактике, предупреждению и лечению зависимого поведения. При анализе психоактивного воздействия на взрослеющий организм, нередко не учитываются кризисные особенности подростков, его самоактуализация и самореализация в этот возрастной период.
Распространенность социально-негативных явлений в подростковом возрасте обуславливается тем, что аддикции используются в качестве средства ухода от реальности, от проблем [5]. Студенты среднего профессионального образования сталкиваются часто с такой проблемой как автономность от родителей, так как большая часть учащихся являются иногородними. Это приводит к отсутствию контроля, в то время как сами подростки не научились себя контролировать, жить самостоятельно, не умеют преодолевать давление внешних обстоятельств и конструктивно разрешать внутренние и внешние противоречия.
Формировать успешную личность, способную быть активным членом общества, умеющую преодолевать жизненные трудно-
сти, развивать ресурсы личности необходимо комплексно, а это значит, решение данной задачи должно быть возложено не только на семью, но и на специалистов, работающих с молодежью. Особенно данная задача актуальна в период получения среднего профессионального образования в колледже, когда студенты проходят период становления личностной жизненной позиции. Проведение своевременных профилактических мероприятий будет способствовать получению четких знаний о себе, о собственных возможностях, социальных ролях и способностях, это залог того, что молодой человек выберет более эффективные формы разрешения сложных жизненных ситуаций, найдет способы решения проблем и не будет использовать аддикции в качестве средства ухода от реальности.
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества, как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению [8]. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении [1].
Кризисы периода взросления - явление распространенное, но их часто недооценивают или наоборот считают очень опасными. Кризисы могут стать причиной различных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений. Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но встречаются и внутренние причины становления аддиктивного поведения, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое [7].
Понятие аддиктивное поведение охватывает различные типы поведения: сюда входят наркотическая зависимость и алкоголизм, курение, пристрастие к азартным играм и обильной еде, а также гиперсексуальность. Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания, и это придает им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения. Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия [5]. Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление - образом жизни [3]. Все остальное - прежние моральные ценности, интересы, отношения - перестает быть значимым.
Исследование проводилось на базе «Машиностроительного колледжа» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Иркутского государственного технического университета
в 2011-2012 гг. В исследовании принимали
%
100 90
Рис. 1. Семейный фактор риска и защиты (данные, полученные в ходе проведения методики оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении)
участие 80 подростков, в возрасте 16-17 лет. Методы исследования: методика выявления факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении Ю. А. Клейберга; анкета-опросник «Твое отношение к проблеме социально-негативных явлений» [4].
Обработка результатов, полученных в ходе проведения методики оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении, позволила выделить следующие особенности семейного фактора (рис. 1):
- уровень образования родителей респондентов: среднее специальное (53 %), а высшее только у 2 %;
- отношения с родителями: 74 % опрошенных будут спорить с родителями или придумают причину для ухода из дома к друзьям;
- 68 % родителей никогда или иногда гордятся поступками своих детей, что свидетельствует о том, что родители могут быть плохо осведомлены о успехах своих детей либо не уделяют этому внимание;
- 81 % учащихся не делятся своими мыслями и чувствами с отцом либо делают это не всегда, что может привести к отсутствию доверительных отношений в семье;
- конфликтность в семье - у 50 % опрашиваемых члены семьи часто обижают и кричат друг на друга.
При наличии личных проблем, только 49 % могут обратиться за помощью к родителям, в то время как 51 % не всегда может это сделать. 62 % родителей, по мнению учащихся, заметят, когда их дети выпьют пива, вина или крепких алкогольных напитков без их разрешения.
Обобщая семейный фактор риска и защиты, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных не удовлетворены взаимоотношениями между родителями и детьми, что приводит к отсутствию контакта, доверительных отношений, внимания друг к другу. Родители в свою очередь не всегда готовы уделить время ребенку и не всегда находятся в курсе всех его дел (побед и поражений), подчас выясняя свои отношения не кон -структивным путем.
Как показано в рисунке 2 в индивидуальных факторах риска и защиты выделяются следующие моменты:
- оценивая показатель успешности 47 % учащихся считают, что преподаватели не отмечают их хорошую учебу и не поощряют их старания;
- показатель отношения к употреблению психоактивных веществ отражает, что 25 % учащихся склонны к тому, что у них есть некоторые шансы выглядеть успешнее среди
сверстников при курении и при употреблении алкогольных напитков. Все учащиеся отмечают умеренный или большой риск при курении одной или более пачки сигарет в день для здоровья. 25 % не видят большого риска при курении марихуаны один или два раза, только в случае регулярного употребления может возникнуть умеренный или большой риск для человека;
- 12 % опрошенных отмечают небольшой риск для здоровья при регулярном употреблении алкогольных напитков, в отличие от остальных 88 %, которые считают, что это имеет умеренный или большой риск.
По отношению к насилию 37 % студентов считают возможным отстаивать свои интересы с применением физической силы, и 56 % согласны с утверждением, что цель оправдывает средства.
- 19 % учащихся подвержены протест-ным реакциям, заключающихся в том, чтобы делать противоположное тому, что говорят родители;
- у большинства студентов (50 %) отсутствует жизненный ориентир о «правильном человеке», в связи с этим возникают со стороны учащихся действия, о последствиях которых они не задумываются (44 %);
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
Рис. 2. Индивидуальный фактор риска и защиты (данные, полученные в ходе проведения методики оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении)
0
- опыт употребления психоактивных веществ у опрашиваемых показывает, что 56 % курят от одной до 5 сигарет в день и все учащиеся не пробовали наркотики;
- наличие кризисных ситуаций: 62 % отмечают, что в их жизни иногда бывают ситуации, которые кажутся безвыходными.
Интерпретация результатов показала следующие особенности фактора взаимоотношений со сверстниками:
- влияние среды, отношение к аддиктив-ному поведению показывают, что для 100 % учащихся совершение кражи, курение марихуаны либо употребление других наркотиков является большой ошибкой для подростка. В то время как 19 % не видят барьеров для прогуливания занятий в тайне от родителей, употреблении алкогольных напитков или курении сигарет;
- социально-психологический климат микросреды позволяет подросткам (94 %) чувствовать себя в безопасности, когда находятся в кругу своих близких или друзей, а также при решении своих проблем 56 % учащихся учитывают мнение друзей.
Социальный фактор риска и защиты показывает:
- принимают участие в общественной деятельности 12 % опрашиваемых (представители неформального движения «Эмо»);
- отношение к религии у студентов не сформировано, так как 52 % не принимают
участие в мероприятиях религиозной направленности, оставшиеся 48 % делают это крайне редко;
- доступность психоактивных веществ учащимся заключается в том, что для 87 % довольно легко приобрести алкогольные напитки и сигареты, а что касается наркотиков, то для 94 % возникает сложность в их приобретении;
- социальная «близость» с потребителями психоактивных веществ: 62 % опрошенных знают людей, употреблявших наркотические вещества или имеющих уголовные правонарушения, а также 38 % подростков знают людей, которые продавали или имели дело с наркотиками. У 62 % имеются проблемы в семье с алкоголем или наркотиками;
- связь с микросоциумом: 94 % учащихся имеют привязанность к тем людям, которые окружают их в последнее время; 75 % не устраивает район, в котором они проживают; 87 % отмечают, что рядом с ними много взрослых, с которыми они могут разговаривать о важных проблемах; у 69 % часто меняются люди в их окружении.
Учебный фактор риска и защиты отражен на рисунке 3:
- у 56 % опрошенных респондентов удовлетворительная успеваемость и у 68 % -пропуски занятий;
- 87 % опрошенных подростков отмечают отсутствие возможности в самоуправлении
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
Рис. 3. Учебный фактор риска и защиты (данные, полученные в ходе проведения методики оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении)
%
0
колледжем и привлечение к внеклассной работе; 81 % задействован в деятельности группы;
- организация досуга в колледже, по мнению 76 % не развита в полной мере;
- отношения с преподавателями: 75 % могут свободно разговаривать один на один с преподавателем;
- социально-психологический климат: 87 % в колледже чувствуют себя в безопасности;
- интерес к учебе: у 69 % учащихся присутствует интерес к дисциплинам, преподаваемым в колледже;
- связь семьи и учебного заведения для 81 % учащихся поддерживается, в связи с регулярным информированием родителей о учебной деятельности ребенка.
По результатам проведения анкеты-опросника выявлены следующие особенности:
- отношение к вредным привычкам: 28 % считают это в порядке вещей, 35 % равнодушны, 17 % беспокоит данная проблема, 20 % имеют отрицательное отношение;
- информирование по проблеме наркомании, табакокурения и алкоголизма показало, что 43 % хорошо осведомлены, 37 % недостаточно информированы, 15 % это не интересует, 5 % хотят узнать что-то новое;
- наличие аддикций (курение, опыт распития алкогольных напитков): 62 % имеют вредные привычки (курение), 28 % собираются от них избавляться, 10 % устраивает наличие аддикций в поведении;
- в качестве наиболее распространенных причин аддиктивного поведения выделяют следующие: из любопытства, за компанию, подражание взрослым, предложили друзья (одногруппники), кризисные ситуации, конфликты в семье;
- необходимость бороться с вредными привычками выделили 54 %, 21 % считают это дело каждого, 25 % считают, что это можно сделать только общими усилиями;
- формирование представлений о здоровом образе жизни: оценивая насколько собственный образ жизни, соответствует здоровому (по десятибалльной шкале), 52 % учащихся оценили на уровень ниже среднего, 36 % на среднем уровне, 12 % на показателе выше среднего.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы: у студентов колледжа наиболее выраженными типами аддиктивного поведения являются таба-
кокурение и алкоголизм. Факторами риска становления аддиктивного поведения являются семейные, индивидуальные, социальные, учебные, а также фактор взаимоотношения со сверстниками. Так, у 74 % респондентов возникают споры с родителями, конфликтность в семье - у 50 % опрашиваемых, где члены семьи часто обижают и кричат друг на друга; оценивая показатель успешности в учебной деятельности, 47 % учащихся считают, что преподаватели не отмечают их хорошую учебу и не поощряют их старания; 25 % учащихся уверены, что у них есть некоторые шансы выглядеть успешнее среди сверстников при курении и 31 % при употреблении алкогольных напитков, 12 % респондентов согласятся употребить алкогольный напиток, предложенный друзьями; 25 % не видят большого риска при курении марихуаны один или два раза; 19 % учащихся подвержены протестным реакциям. У большинства студентов (50 %) отсутствует жизненный ориентир о «правильном человеке», в связи с чем они часто совершают действия, о последствиях которых не задумываются (44 %).
Опыт употребления психоактивных веществ у опрашиваемых показывает, что 56 % курят от одной до 5 сигарет в день, однако, никто из них не пробовал наркотики. Наличие кризисных ситуаций: 62 % отмечают, что в их жизни иногда бывают ситуации, которые кажутся безвыходными. У 52 % студентов отношение к религии не сформировано; 87 % опрошенных отмечают, что довольно легко приобрести алкогольные напитки и сигареты. У 62 % имеются проблемы в семье по поводу употребления родителями алкоголя или наркотиков. У 56 % подростков удовлетворительная успеваемость, однако, у 68 % - пропуски занятий; 87 % отмечают отсутствие возможности в самоуправлении колледжем и привлечение к внеклассной работе; организация досуга в колледже, по мнению 76 % опрошенных респондентов, не развита в полной мере.
Факторами, способствующими формированию положительного отношения к психоактивным веществам, у студентов колледжа являются пример сверстников, семьи, близкого окружения.
По результатам анкеты-опросника «Твое отношение к проблеме социально-негативных явлений» выявлены следующие особенности: 28 % считают употребление табака и алкоголя в порядке вещей, 35 % - равнодушны к дан-
ной проблеме, 37 % студентов недостаточно информированы о негативных последствиях приема психоактивных веществ; наличие ад-дикций (курение, опыт распития алкогольных напитков) отмечено у 62 % опрошенных.
Проведенное исследование позволило выделить три целевые группы для дальнейшей работы:
1) подростки, употребляющие психоактивные вещества (табакокурение, алкоголь) -62 %;
2) подростки, эпизодически употребляющие психоактивные вещества, имеющие примеры аддиктивного поведения - 28 %;
3) подростки, которые не употребляют психоактивные вещества, имеют четкие установки на здоровый образ жизни - 10 %.
Опираясь на данные проведенного исследования, мы выявили необходимость разработки и внедрения профилактической программы аддиктивных форм поведения среди студентов колледжа. Программа была реализована по следующим направлениям: работа со студентами, работа с педагогическим составом, работа с родителями, работа с различными организациями, ответственными за осуществление профилактики аддиктивных форм поведения (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); включала в себя следующие этапы: диагностирующий, организационно-практический, заключительный.
В процессе реализации организационно-практического этапа осуществлялась реализация работы по профилактике аддиктивного поведения в колледже.
Задачи этапа: предоставить студентам объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с ад-дикциями; учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения; обеспечить взаимодействие колледжа с семьей и внеколледжевыми организациями.
Методы работы: информационный; метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций); конструктивно-позитивный метод (организация
тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Значение этапа: развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям; формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; повышение уровня психосоциальной адаптации детей; выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков, алкоголя и курения в качестве средства ухода от жизненных проблем.
На заключительном этапе определялась эффективность разработанной системы профилактики аддиктивных форм поведения.
Задачи этапа: определить изменения личностной позиции студентов в отношении проблемы аддиктивного поведения.
Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования, методики оценки факторов риска и защиты от ПАВ в образовательном учреждении дают возможность: изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению психоактивных веществ; выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению подростков к аддиктивным формам поведения; определить динамику целевых групп.
Апробация программы доказала ее эффективность. Так, споры с родителями уменьшились на 6 %, конфликты в семье снизились с 50 % до 46 %. Увеличилось количе -ство поощрений за учебу на 6 %; курение, употребление алкоголя с 25 % и 31 % снизилось до 14 % и 18 %. Снизилось проявление протестных реакций среди студентов с 19 % до 12 %. Курят от одной до пяти сигарет в день лишь 44 %, вместо 56 %. Снизился показатель - проблемы в семье с алкоголем, с 62 % до 60 %. С развитием досуговой деятельности в колледже лишь 54 % неудовлетворены организацией, вместо 76 %. Возросло поддержание связи колледжа и семьи студента с 81 % до 86 %.
Исходя из сравнения данных результатов анкеты-опросника «Твое отношение к проблеме социально-негативных явлений», можно выделить следующие динамику: увеличилось количество подростков с негативными установками по отношению к ПАВ (31 % от общего числа опрашиваемых). Возросло ко-
личество осведомленных по проблеме аддик-тивного поведения с 43 % до 75 %. В начале исследования 62 % имели вредные привычки (курение), после проведения программы профилактики количество студентов сократилось до 56 %, кроме того, 39 % собираются от них избавляться (раннее 28 %). Необходимость бороться с вредными привычками выделяют 75 %, вместо 54 %.
Как показало проведенное исследование, организация процесса профилактики аддик-тивных форм поведения у студентов колледжа будет эффективной, если будет учтена степень вовлеченности подростков в проблему, будут выявлены особенности проявления аддиктив-ного поведения, работа по профилактике будет строиться с учетом принципов: комплексности, дифференцированности, аксиологич-ности, многоаспектности, легитимности, преемственности, непрерывности, систематичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубнова И. С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания : дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2004. - 157 с.
2. Воробьева Т. В., Ялтонская А. В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. - М. : УНП ООН, 2008.
3. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М. : Академия, 2003. - 288 с.
4. Клейберг Ю. А. Практикум по девиантоло-гии. - СПб. : Речь, 2007. - 144 с.
5. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990.
6. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Наркотики: проблемы и их решение. - М. : Психология, 2000. - С. 11-33.
7. Терещенко А. Г., Бубнова И. С., Черных Г. К. Структура бессознательных процессов разновозрастных групп как фактор их социально-психологической адаптации // В мире научных открытий. - 2015. - № 9.1 (69). -С. 214-232.
8. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : избр. труды. -2-е изд. - М. : МПСИ ; Флинта, 2004. -670 с.