Е.А. Чекрыжева
В краткосрочном периоде его целесообразно применять для управления ликвидностью. В средне- и долгосрочной перспективе отчет о движении денежных средств мог бы найти применение как база для стратегического финансового планирования и управления, а также для оценки эффективности деятельности предприятия.
Проведение анализа на основе отчетной информации дает возможность оценить денежные потоки в контексте прошлых событий финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для решения же стратегических задач необходимы сведения о будущих денежных потоках предприятия, т. е. их прогнозные значения. В настоящее время в экономической литературе предлагают различные методики прогнозирования денежных потоков, но все они имеют одинаковый подход к определению будущих денежных потоков.
Процедура прогнозирования сводится к построению таблиц, отражающих возможные источники поступления и направления использования денежных средств. Для того чтобы поднять прогнозирование денежных потоков на качественно новый уровень, необходима методика, позволяющая оценить влияние на движение денежных средств намечаемых предприятий или ожидаемых событий. Это позволит оценить последствия событий, что в свою очередь способствует значительному повышению эффективности принимаемых управленческих решений.
Для того, чтобы система управления работала в режиме предупреждения нежелательных ситуаций, а не в режиме исправления последствий, необходимо оперативно следить за формированием каждого показателя, своевременно выявлять возможные отклонения. Относительно денежных потоков значение оперативного анализа усиливается ещё и тем, что денежные средства являются самыми мобильными активами предприятия. Они связаны почти со всеми финансово-хозяйственными процессами, происходящими на предприятии, поэтому для того, чтобы не было существенных отклонений плановых показателей от реального состояния денежных потоков, эти показатели необходимо уточнять.
Обязательным условием для проведения оперативного анализа является наличие плана.
Составление платежного календаря позволяет определять моменты времени, в которые у предприятия будет недостаток или избыток денежных средств, для того чтобы избежать кризисных явлений, а также рационально использовать временно свободные денежные средства. Платежный календарь позволяет решать разнообразные задачи в области анализа, управления, прогнозирования и оптимизации денежных средств.
В заключение следует отметить, что для облегчения эффективного управления денежными потоками предприятия необходимы: разработка единой терминологии; повышение качества информационной базы; выработка механизма оптимизации денежных потоков; контроль и поддержание оптимальных значений поступления и расходования денежных средств; выявление результатов влияния на движение денежных средств прямых и косвенных факторов, внутренних и внешних.
УДК 336 (075.8)
И.М. Реутова
Омский государственный университет
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИИ
Securities issue is one of the forms of the public debt. History of government loans in Russia started in the time of Ekaterina II in 1769 when the first foreign loan was floated. The first internal government loan is dated by 1809. In tsarist Russia all government loans being floated in that time could be combined in three groups - lottery-loans, annuity and hypothecary loans.
Развитая рыночная экономика характеризуется не только рынками товаров, рабочей силы, но и рынком капитала, который обеспечивает государство денежной наличностью и предоставляет возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход от размещения их временно свободных денежных средств. В структуре современного рынка капитала важное место занимает рынок ценных бумаг. Для России, как и для любого другого государства с развитой или формирующейся экономикой, очень важным элементом данного рынка является рынок государственных ценных бумаг, потому что он предлагает государству неинфляционный механизм управления дефицитом государственного бюджета, а инвестору - выгодное средство вложения капитала.
© И.М. Реутова, 2003
64
Становление рынка государственных ценных бумаг России
Рассматривая в историческом аспекте рынок государственных ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал:
• в дореволюционной России - до 1917 гг.,
• в период НЭПа - в конце 1920-х гг.,
• в советский период - до 1991 гг.,
• в последующий период реформирования экономики и по настоящее время.
В настоящей статье будет рассматриваться именно этап становления рынка государственных ценных бумаг, т. е. период царской России и небольшой период правления Временного правительства.
Опыт осуществления государственных заимствований через выпуск государственных ценных бумаг интересен по ряду причин. Прежде всего интересен отечественный опыт первоначальных попыток проведения подобной практики. Кроме того, определенную ценность могут представлять примеры выпуска государственных ценных бумаг, некоторые из которых сопоставимы с сегодняшними экономическими реалиями.
Первые попытки получения финансовых займов Россией были предприняты основателем династии Романовых Михаилом Федоровичем (правил в 1613-1645 гг.). В 1613-1614 гг. им были направлены специальные посольства в Англию и Голландию, чтобы просить помощи у правительств этих государств. Однако обе миссии закончились безрезультатно. Голландцы отказались помочь, так как сами недавно завершили войну и нуждались в средствах. Англичане обусловили помощь предоставлением английским купцам различных льгот и права на беспошлинную торговлю, на что не согласился русский царь.
Петр Великий (правил в 1689-1725 гг.) хотя и был сторонником заимствования западных технологий и развития экономических связей с внешним миром, отрицательно относился к иностранным займам. Рост международного авторитета и несомненные экономические достижения делали возможным такие займы, однако во время его правления Российское государство, по словам историка С. Соловьева, «не сделало ни копейки долга». В то же время Петром I была предпринята попытка создать организованный внутренний рынок ценных бумаг, для чего была учреждена товарная и вексельная биржа. Однако в крупномасштабном рынке ценных бумаг, как уже было отмечено, Россия в тот период не нуждалась. Еще одна попытка получить заем была сделана при императрице Елизавете Петровне (правила в 1741-1762 гг.). Елизавета хотела получить у Голландии 2 млн руб., однако и в этом займе России было отказано.
История рынка государственных ценных бумаг начинается с Екатерины II.
Необходимость наличия рынка ценных бумаг начала проявляться лишь во второй половине XVIII в., когда ведение ряда войн (в первую очередь, с Турцией) и материальная поддержка русской политики в Польше вызвали крайнее напряжение государственных финансов. В 1769 г. Екатериной II был осуществлен первый внешний займ. В этом году Екатерина II направила Сенату указ, в котором определялись условия займа. В нем, в частности, гарантировалась безусловная выплата заемных средств, определялась величина процентной ставки (5 %), порядок и источники уплаты процентов за пользование займом, а также длительность займа (10 лет). Этим же указом предусматривался выпуск облигаций в обеспечение займа. По своей экономической сути они были нерыночными ценными бумагами, так как являлись своеобразной долговой распиской российского правительства, выданной банкирскому дому «Гопе и К». С этого времени российские ценные бумаги постоянно котировались на зарубежных рынках. При Екатерине II в 1779 г. произошла и первая реструктуризация государственного долга, часть голландского долга была пролонгированна на 10 лет, при этом 5 %-ые облигации были заменены на 4 %-ые. Стоит отметить, что этот займ был полностью погашен только в 1891 г.
При Екатерине II стала складываться российская система управления внешним долгом, в 1769 г. был создан специальный Комитет уполномоченных для произведения денежных негоциаций в иностранных землях, который занимался получением внешних займов. Позднее при комитете была создана государственная долговая книга, в которой выделялись три части: внешние долги, внутренние срочные долги, внутренние бессрочные долги. Впоследствии структура книги, которая просуществовала до 1917 г., в связи с изменением классификации долгов менялась. В книгу стали заносить и гарантированные государством железнодорожные займы, городские займы и т. п. Государственная книга долга была воссоздана в Российской Федерации лишь в 1994 г.
Если первый внешний займ нельзя было с полным правом отнести к рыночному займу, то важно заметить, что настоящие российские государственные ценные бумаги появились позднее. Первый внутренний займ был подготовлен и выпущен в 1809-1810 гг. Были выпущены государственные облигации с номиналом от 1 000 ассигнационных рублей и выше на общую сумму 100 млн руб. с доходно-
65
И.М. Реутова
стью 6 % годовых и сроком обращения 7 лет. В связи с тем, что данный финансовый инструмент был новым для российских инвесторов, а также имел ряд неудобств по владению им, его размещение с треском провалилось. Было размещено не более 3 % от общего объема эмиссии.
Следующий заем был выпущен уже в 1812 г. Облигации выпускали со сроком обращения до 1 года и доходностью 6 % годовых. Государство в этом случае поступило несколько хитрее. Этими облигациями оно погашало долги по военным поставкам в действующую армию. Отечественная война 1812 г. опустошила бюджет государства, и этот облигационный заем позволил частично избежать эмиссии необеспеченных рублей.
В последующем внутренние облигационные займы выпускались в виде 4,32 %-ых билетов Государственного казначейства, которые в финансовых кругах прозвали «сериями». Датой их рождения считается 1831 г. Билеты Государственного казначейства были не пассивными финансовыми инструментами. Их принимала казна по всем платежам и залогам, кроме платежей государственным кредитным учреждениям. Первоначально срок обращения данных ценных бумаг составлял 4 года, но начиная с 1840 г. срок обращения был увеличен до 8 лет. Уже к 1855 г. в стране обращалось казначейских билетов на сумму 75 млн руб. А к 1 января 1881 г. в России было выпущено 72 «серии» на общую сумму 216 млн руб. [2].
Говоря о займах в дореволюционной России, можно отметить, что осуществляемые в то время займы можно разделить на три группы: выигрышные, рентные и ипотечные.
Российское правительство постоянно пыталось придумать новые механизмы государственного заимствования, и мощный импульс развитию рынка государственных ценных бумаг дал именно выпуск выигрышных займов. В 1864 г. был выпущен выигрышный заем на 100 млн руб. под 5 % годовых сроком обращения 60 лет. Два раза в год правительство производило тираж выигрышей и тираж погашения. Каждый раз разыгрывалось 300 денежных призов на общую сумму 600 тыс. руб. Ажиотаж по этому займу был такой, что уже в 1864 г. 100-рублевая облигация стоила не менее 1 000 руб. В связи с успехом первого выигрышного займа правительство в 1866 г. выпустило второй 5 %-ый выигрышный заем на сумму 100 млн руб. Он имел аналогичный успех. Доходы от реализации облигаций займов пошли на развитие народного хозяйства, в том числе на сооружение железных дорог, и сыграли немалую роль в экономическом подъеме в 1860-е гг. Кроме того, по своему математическому обоснованию количества выигрышей, рассредоточения тиражей выигрышей во времени, величины погасительных премий займы 1864 и 1866 гг. были отнесены зарубежными экспертами к числу лучших в мире.
Российское правительство во второй половине XIX в. широко использовало механизм облигационного заимствования, и к 1 января 1881 г. «облигационный долг» государства составил 4 885,9 млн руб., в том числе по гарантированным правительством ценным бумагам 1 895,5 млн руб., а по внешним облигационным займам 1 200 млн руб. [2].
В 1883 г. Министерство финансов применило новинку на рынке государственных заимствований. В России впервые была выпущена государственная ценная бумага, не имеющая срока обращения. Были выпущены «Свидетельства Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту», приносящую по 6 % на капитал на номинальную сумму 50 млн. рублей золотом. Рентные займы российского государства существенно отличались от срочных государственных облигационных займов прежде всего характером обращения. Владельцам свидетельств ренты государство должно было регулярно выплачивать ежегодный процент. Однако государство не обязано было возвращать капитальную сумму долга по ренте, хотя оно оставляло за собой право гасить свидетельства ренты путем их выкупа на вторичном рынке, когда рыночный курс рентных свидетельств опускался ниже номинала. Новый финансовый инструмент позволил сбалансировать государственный бюджет. Отпала необходимость в выпуске новых заимствований для погашения старых. В последующем «рентные» займы стали основной формой внутреннего государственного долга.
Еще один вид государственных долговых ценных бумаг - ипотечные облигации. Как правило, ипотечные облигации выпускались на муниципальном уровне, для чего была образована система кредитных организаций, которые и проводили облигационные займы. В основе системы были кредитные общества, сформированные органами местного самоуправления.
Такое кредитное общество одновременно выступало в трех лицах: эмитента долговых обязательств при выпуске облигаций; ссудодателя при выдаче ипотечного кредита; залогодержателя при приеме закладного свидетельства от заемщика в обеспечение кредита. Таким образом, ипотечная облигация имела двойное обеспечение: во-первых, в виде денежной задолженности заемщика по ипотечной ссуде, т. е. будущих денег, которые поступят в общество при возврате заемщиком кредита; во-вторых, в форме заложенного имущества, которое общество могло продать при нарушении заемщиком
66
Становление рынка государственных ценных бумаг России
запланированных сроков погашения ипотечной ссуды. Все это гарантировало своевременное погашение облигаций, а следовательно, инвестор знал, что эмитент облигационного займа имел надежный источник выплаты процентов и не опасался вложений в данные долговые обязательства.
Следует отметить, что на успех реализации ценных бумаг ипотечных займов немаловажное значение оказала Столыпинская аграрная реформа. Разрешение купли-продажи наделов привели к переливу капиталов в сельское хозяйство, что также повысило привлекательность ипотечных ценных бумаг.
Проводя активную политику в экономике страны и используя благоприятную ситуацию, сложившуюся на финансовых рынках как внутри страны, так и за рубежом, российское правительство приступило в 1889 г. к реформированию долга государства. Был проведен обмен облигаций прежних выпусков на новые с золотым обеспечением, что позволило отсрочить погашение долгов. Одновременно с этим в новых выпусках облигаций был снижен процент выплат дохода. В результате в течение 18891894 гг. с согласия кредиторов было конвертировано долга на общую сумму 2 644 млн руб. [2].
Новые облигации вначале выпускали под 4 % годовых, затем доходность по ним была снижена до 3 % годовых. Облигации выпускали в довольно экзотических номиналах в 125, 625 и 3 125 руб., что было эквивалентно 500, 2 500 и 12 500 французским франкам. Это было связано с тем, что основными кредиторами российского государства были французские инвесторы.
С момента выпуска первых государственных облигаций и в течение последующих двух столетий Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 4 %-ые займы 1817-1818 гг. Их нарицательный капитал составлял 63 млн руб., а непогашенная часть к 1 января 1913 г. равнялась 38 млн руб. [2].
Наиболее драматичными в Российской империи были последние выпуски займов 1915-1916 гг. Военные расходы вызвали дисбаланс государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета в 1915 г. составил 8 561 млн руб., а в 1916 г. - 13 767 млн руб. Для его покрытия правительство вновь прибегло к массовому выпуску облигационных займов, в том числе и военных. В 1915 г. были выпущены три внутренних займа на сумму 2 500 млн руб. и проведена эмиссия 4 %-ых билетов Государственного казначейства («серий») на сумму 2 500 млн руб. В 1916 г. выпуск облигационных займов составил 2 000 млн руб., а «серий» - 6 500 млн руб. [2].
В целом, несмотря на трудности войны, включая огромный рост военных расходов, вызвавших приток на эти цели потенциальных денежных ресурсов фондового рынка, ухудшение возможностей межгосударственного перелива капиталов, фондовый рынок России постоянно развивался. Реализация крупномасштабных выпусков ценных бумаг явилась одним из факторов стабильного состояния народного хозяйства в 1914-1916 гг.
Впоследствии, после прихода к власти в 1917 г. Временного правительства, выпуск облигационных займов не прекратился. Останавливаясь на рынке государственных ценных бумаг в период Временного правительства, отметим, что политика на нем определялась двумя факторами: общим состоянием государственных финансов и перспективами затягивания войны со странами германского блока, чем и были вызваны вытекающие отсюда последствия.
Весной 1917 г. выпускается так называемый «Заем Свободы». Министром финансов было подписано соглашение с синдикатом банков о реализации этого займа. Основные положения этого займа сводились к следующему. Облигации займа выпускаются достоинством в 50, 100, 500, 1 000, 5 000, 10 000, 25 000 руб., количество которых определялось синдикатом. Облигации приносили 5 % годовых, которые выплачивались 1 раз в полгода по предъявлении купонов. Облигации должны были быть погашены в течение 49 лет.
Облигации займа допускались к приему в качестве залога под номинал. Также займы использовались в обеспечение задатков по подрядам и поставкам, в обеспечение акцизных платежей и таможенных пошлин, которые определял Минфин.
Банковский синдикат имел ряд обязательств: подписка по цене 85 % от номинала, гарантия размещения на сумму 3 млрд. руб. Потенциальными подписчиками выступали крупные банки, биржевые круги, помещики, средние и мелкие профессиональные игроки, а также те слои населения, которые располагали свободными денежными средствами.
Одновременно с этим Временное правительство продолжило практику выпуска 4 %-ых билетов Государственного казначейства («серий»). Но денег явно не хватало. Поэтому в августе 1917 г. оно выпустило новый заем, который стал последним в истории дореволюционной России. Это был 4,5 %-ый выигрышный Государственный облигационный заем. Данный заем интересен тем, что впер-
67
И.М. Реутова
вые в истории России его бланки были изготовлены не внутри страны, а в США. Однако в процессе подготовки нового выигрышного займа выяснилось, что его успешная реализация маловероятна. Во-первых, все очевиднее становилось, что крупные инвесторы в условиях быстрого обесценивания денег предпочитают скупать землю, недвижимость, золото и т. д. Во-вторых, не видя в ближайшей перспективе значительного улучшения экономического и политического положения страны, представители крупной буржуазии вообще все реже занимались операциями с государственными ценностями.
Таким образом, политика Временного правительства в области государственных ценных бумаг прежнего успеха размещения облигаций уже не имела.
После Октябрьской революции декретом СНК от 21 января 1918 г. были аннулированы все государственные займы России. Все ценные бумаги Временного правительства, а также часть ценных бумаг Российской империи стали обращаться в Советской России в качестве наличных денег практически до начала 1920-х гг.
1. ШабалинА.О. Развитие рынка ценных бумаг России в ХХ веке. М.: «Евразия+», 2001.
2. Хейфец Б.А. Кредитная история России. М.: Финансы, 2001.
3. Тарачев В., Карпиков Е. Российские долговые ценные бумаги: истоки, проблемы, решения // Рынок ценных бумаг. 1996. № 21-23.
УДК 336. 761
И.Г. Горловская
Омский государственный университет
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК КАК ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Financial market characterize its contents, form of existence of market, main quantitative exponent and qualitative model (features of market). Financial market redistributes financial material - proposed for the exchange excess of financial resources of donor, which as a result the exchange changes in the financial resources of recipient. Financial market -unites relations of distribution and exchange It carries a transform nature.
Прямым следствием существенных изменений, происшедших в последнее десятилетие ХХ века в общественной системе России, стало появление финансового рынка. Факторами, под влиянием которых он складывается, являются: разгосударствление и приватизация, признание частной и муниципальной форм собственности, ликвидация государственной монополии на банковское и страховое дело, развитие институтов рынка ценных бумаг.
Финансовый рынок представляет неотъемлемую часть рыночной экономики. Формирование и функционирование его обусловлено экономическими, правовыми и институциональными факторами. К экономическим факторам относят наличие в экономике реальных собственников, обладающих самостоятельностью, определяющих спрос на финансовые ресурсы, а также способных инвестировать денежные средства. Правовые основы финансового рынка представляют соответствующие юридические нормы, регламентирующие финансовую деятельность субъектов рынка. Институциональные факторы - это формы организации финансовых операций, к ним относятся, например, институт брокеров и дилеров, институт фондовых бирж, институт доверительной собственности и др.
Финансовый рынок способствует развитию экономики, концентрации и централизации финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях развития народного хозяйства, материально-финансовой сбалансированности общественного производства, цивилизованному финансированию дефицита государственного бюджета.
Финансовый рынок является сложным и многогранным явлением, рассмотрение его отдельных сторон не позволяет судить о явлении в целом.
В современной экономической литературе, касающейся финансовых рынков, присутствует разнообразие подходов и определений. Преобладающими являются, во-первых, описательный подход, позволяющий фиксировать факты в пределах небольших временных интервалов; во-вторых, прагматический («технологический») подход, заключающийся в описании технологий отдельных финансо-
© И.Г. Горловская, 2003
68