mine the clusters in which production is inefficient due to the cost of feed and the cost structure in feed provision. In the article cluster analysis was produced in the software package STATISTICA 10 by Ward on the basis of calculations of these indicators. As a result of the hierarchical classification the presence of five clusters in the target population indicators was revealed. As a result of this analysis some areas of the Nizhny Novgorod region was distinguished as characterized by efficiency or inefficiency of milk production. The result is that there is a necessary production base for conducting effective dairy cattle in these areas, but it is required a number of activities with involvement of state support and innovation to establish a certain level of effectiveness and competitiveness of organizations in order to provide the population with high-quality milk in the required quantities. Held in the article cluster analysis and distribution manufacturers depending on effectiveness will give the foundation of more detailed consideration of problems of increasing the efficiency and competitiveness of milk producers.
Keywords: cluster analysis, dairy cattle, milk production efficiency, competitiveness, the level of production, the level of consumption.
УДК 332.021.8
СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
И ЭТАПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
© 2015
Н. В. Проваленова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются этапы формирования отечественного рынка жилищнокоммунальных услуг. Автором предложен свой вариант периодизации процесса формирования данного рынка, основанный на изучении сформированной государством в определенный период времени нормативно-правовой базы, касающейся развития жилищно-коммунальной сферы. Установлено, что в настоящее время российский рынок жилищно-коммунальных услуг находится на стадии формирования, в рамках которой создаются предпосылки для его дальнейшего развития. Выделено четыре этапа формирования рынка, наименование которых характеризует суть преобразований, происходящих в тот или иной период в жилищно-коммунальной сфере: 1 этап (1990-1995 гг.) - преобразование форм собственности и системы финансирования; 2 этап (1996-2000 гг.) - зарождение конкурентных отношений; 3 этап (2001-2010 гг.) - формирование инфраструктуры; 4 этап (2010-2020 гг.) - комплексная модернизация с привлечением долгосрочных инвестиций. Первые шаги, предпринятые государством для изменения ситуации в жилищнокоммунальной сфере, касались преобразования форм собственности и системы финансирования в данной сфере. Следующим шагом стало создание условий для формирования конкурентных отношений между производителями жилищно-коммунальных услуг. В результате смены политического режима в 2000-м году начинает формироваться рыночная инфраструктура, создаются условия для привлечения частного бизнеса на рынок, происходит становление института собственников жилья. Современный этап формирования рынка жилищно-коммунальных услуг характеризуется комплексным подходом к модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, созданием инструментов стратегического управления развитием коммунальной инфраструктуры, формированием практики долгосрочного банковского проектного финансирования и привлечение долгосрочных инвестиционных ресурсов частного сектора.
Ключевые слова: государственное регулирование, жилищно-коммунальная сфера, жилищнокоммунальные услуги, нормативно-правовая база, отечественный рынок, периодизация, рыночные отношения, этапы формирования.
Особую роль в формировании современного рынка жилищно-коммунальных услуг сыграло государство, принимая соответствующие законы, реализуя концепции реформирования и федеральные целевые программы.
До 90-х годов основой экономических отношений в жилищно-коммунальном секторе являлась система бюджетного финансирования организаций,
предоставляющих населению жилищно-коммунальные услуги. На один рубль оплаченных населением жилищно-коммунальных услуг в 1989 году приходилось шесть рублей государственных дотаций [1, с. 110].
Несмотря на переход жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование в соответствии с принятым Постановлени-
85
ем Совмина РСФСР от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование», население продолжало оплачивать только часть стоимости жилищно-коммунальных услуг, остальная часть покрывалась за счет бюджета [2]. В таких условиях о формировании полноценных рыночных отношений в данном секторе не могло идти и речи.
Начиная с 90-х г. появляются предпосылки для изменения ситуации, сложившейся в данном секторе экономики. Закон «О собственности в РСФСР» снял количественные и стоимостные ограничения прав собственности граждан на какое-либо имущество [3].
С принятием Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» в 1991 г. собственники приватизированных жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде становятся совладельцами и пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования [4]. Как следствие, у одного объекта недвижимости появляется несколько равноправных собственников. Данный закон сыграл огромную роль в формировании частного жилищного сектора в стране. В структуре жилищного фонда РФ наибольшую долю начинает занимать частная форма собственности.
Таким образом предполагалось, что приватизация жилых помещений приведет к росту активности и заинтересованности собственников в управлении жильем, что не оправдалось. Это объясняется в первую очередь тем, что государственный жилищный фонд передавался в частную собственность бесплатно. Даже став совладельцами дома, жильцы традиционно считали управление многоквартирным домом обязанностью органов власти.
Начиная с 1991 г. часть объектов государственной собственности передается в муниципальную собственность городов, в том числе и объекты жилищно-коммунального хозяйства. С этого момента ответственность за организацию управления муниципальным жилищным фондом возлагается на органы местного самоуправления. В конце 1992 года принимается Закон «Об основах федеральной жилищной политики», определивший основные цели жилищной политики в стране в переходный период [5]. Данный закон изменил условия финансирования жилищно-коммунальных услуг для населения, постепенно сокращая уровень бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства. В дальнейшем во исполнение данного закона были
приняты соответствующие постановления Правительства, регламентирующие переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг и меры по социальной защите населения.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», принятый в 1995 году, возложил полную ответственность за функционирование жилищно-коммунального комплекса на органы местного самоуправления муниципальных образований [6]. Они были наделены соответствующими полномочиями: финансирование муниципальных жилищно-коммунальных предприятий и учреждений; формирование и размещение муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги; установление тарифов на ЖКУ, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
В целях активизации собственников жилых и нежилых помещений в управлении жильем был принят Закон о товариществах собственников жилья, который установил порядок управления недвижимым имуществом в кондоминиуме, возложил обязанности по содержанию и ремонту общедомового имущества на собственников жилых помещений [7].
Указ Президента РФ «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов» фактически закрепил сложившуюся в некоторых регионах практику разделения функций заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте жилищного фонда, тем самым создавая условия для конкуренции на рынке жилищных услуг [8].
В 1997 г. начала реализовываться Концепция реформирования ЖКХ, одобренная указом Президента РФ от 28.04.97 г. № 425 «О реформе ЖКХ в РФ», в которой были отражены первоочередные мероприятия и временные рамки проведения реформы (табл. 1) [9].
Концепция преследовала достижение следующих целей: обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов; смягчение для населения последствий реформирования системы оплаты жилищнокоммунальных услуг.
Концепция послужила основой для разработки Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы, которая обеспечивала формирование конкурентной среды в жилищно-коммуна-
86
льном комплексе путем привлечения в данную сферу предприятий различной формы собственности, развития договорных отношений между производителем и потребителем услуг [10].
Но финансовый кризис 1998 года приостановил ход реформ, сделав предприятия отрасли фактически банкротами. Сложившая ситуация в отрасли привела к необходимости поиска выхода из неё, что отразилось в принятой правительством в конце 2001 года подпрограмме «Реформирование
и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ», ставшей частью федеральной целевой программы «Жилище» [11].
Федеральная программа «Жилище» на 2002-2010 годы определила правовые и организационные основы государственной жилищной политики, установила ее приоритетные направления. В последующем данная программа каждые пять лет будет продлеваться с изменением входящих в нее подпрограмм и условий участия.
Таблица 1 - Основные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса
Направление Мероприятие по реализации
1. Повышение эффективности управления ЖКК 1.1. Разделение функций управления и хозяйствования путем создания служб заказчика 1.2. Развитие договорных отношений между администрацией, предприятиями-производителями услуг и населением
2. Формирование конкурентной среды 2.1. Организация конкурсного отбора управляющих организаций 2.2. Развитие разнообразных форм управления жилым фондом
3. Стимулирование энерго-и ресурсосбережения 3.1. Учет расхода ресурсов у потребителей и производителей путем установления приборов учета 3.2. Разработка программ по ресурсосбережению
4. Совершенствование тарифной системы 4.1. Разработка экономически обоснованных тарифов по оплате услуг для населения 4.2. Введение дифференцированных ставок оплаты жилья в зависимости от его качества 4.3. Переход на 100 %-ую оплату услуг населением
5. Обеспечение социальной поддержки населения 5.1. Отказ от системы бюджетного субсидирования организаций ЖКХ 5.2. Упорядочение системы льгот по оплате услуг
С целью развития коммунальной инфраструктуры российских городов в 2003 году создается крупнейшая частная федеральная компания «Российские коммунальные системы» (РКС). Учредителями компании выступили крупнейшие финансовые и промышленные компании России. Деятельность РКС построена на основе долгосрочных договоров аренды, а также концессионных соглашений с региональными и муниципальными администрациями. РКС также реализует инвестиционные проекты по строительству и реконструкции новых коммунальных объектов. В 2004 году было принято Постановление Правительства РФ от 30 августа 2004 г. № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», в соответствии с которым с 2005 года население должно было перейти к полному возмещению экономически обоснованной стоимости жилищнокоммунальных услуг [12]. С этого периода жилищно-коммунальные услуги начинают занимать наибольший удельный вес в структуре платных услуг, предоставляемых населению.
В целях повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и личной заин-
тересованности граждан в содержании жилищного фонда в 2005 г. был принят Жилищный кодекс [13]. Он предоставил право собственникам жилых помещений в многоквартирном доме самостоятельно выбрать наиболее удобный для них способ управления домом из числа указанных в ч. 2 ст. 161. В случае реализации положений ЖК предполагалась возможность прекращения бесхозяйственного содержания государственного и муниципального жилищного фонда, а также создание условий для свободной конкуренции в сфере его эксплуатации и обеспечения сохранности.
В целях привлечения частного бизнеса в модернизацию ЖКХ в 2005 г. Правительством РФ был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях», регламентирующий права, порядок деятельности и льготы концессионеров и предусматривающий гарантии снижения кредитных рисков [14].
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ре-
87
сурсосберегающих технологий в 2007 г. был принят Федеральный закон о создании государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [15]. Основная функция данной организации - оказание финансовой поддержки субъектам РФ, реализующим региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Получить финансовые средства из данного фонда субъекты РФ могут при соблюдении определенных условий, перечисленных в законе.
В 2012 году Президентом РФ был подписан Указ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», в соответствии с которым Правительству были даны соответствующие поручения [16]. В частности, в 2012 г. должны были быть установлены долгосрочные (не менее чем на 3 года) тарифы на коммунальные ресурсы, до 2017 г. должно быть обеспечено увеличение доли заемных средств в общем объеме капвложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 % и др.
Постоянные злоупотребления со стороны привлекаемых к управлению жилищным фондом организаций, низкое качество предоставляемых услуг, рост количества жалоб на действия управляющих организаций со стороны потребителей обусловили ужесточение требований к деятельности организаций на рынке жилищных услуг. В 2013 году утверждается порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, установивший правила по управлению многоквартирным домом и утвердивший соответствующие стандарты [17]. Данный порядок закрепил принцип пообъектного управления жилым домом, заключающийся в переходе от управления жилищным фондом как неким массивом жилья к управлению каждым жилым зданием с учетом его состояния и характеристик.
В этот же период Правительством устанавливается минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома [18]. Предполагается, что по нему любой потребитель, даже не обладающий специальными познаниями в области эксплуатации жилого фонда, сможет оценить предлагаемый управляющей организацией перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В конце 2014 года в целях усиления государственного регулирования деятельности в сфере управления многоквартирными домами Правительство РФ утверждает положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в котором перечисляются лицензионные требования, устанавливается порядок лицензионного контроля [19]. Таким образом, государство гарантирует наличие у лицензиата реальных возможностей и предпосылок для качественного оказания услуг по управлению жилым домом, тем самым исключая из данной сферы недобросовестных участников.
В настоящее время реформирование российского рынка жилищно-коммунальных услуг осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищнокоммунального хозяйства на 2010-2020 годы» [20]. Программа направлена на достижение надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры при обеспечении собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене. Для реализации целей данной программы предполагается решение следующих задач:
- достижение к 2020 году 100 % уровня благоустройства многоквартирных домов путем реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство. В связи с этим предполагается создание системы льготного кредитования собственников помещений на проведение данных работ, переход от бюджетного софинансирования реконструкции к возмещению расходов по уплате процентов по кредитам;
- обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Решение данной задачи предполагает замещение унитарных предприятий частными операторами, разработка и реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов с инвестиционной составляющей, а также использование двухставочных тарифов, регламентацию взаимоотношений ресурсоснабжающих организаций и собственников помещений в целях повышения ответственности сторон, введение обязательности расчетов за коммунальные услуги по данным приборов учета, формирование системы государственной поддержки развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в малых населенных пунктах;
88
- обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг путем развития соответствующих договорных отношений, стимулирования конкуренции управляющих организаций, законодательного определения особенностей энергосервисных контрактов в отношении многоквартирных домов.
Основными направлениями достижения цели реформирования жилищно-коммунального комплекса являются:
- развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;
- развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства;
- завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму;
- развитие системы ресурсо- и энергосбережения.
В результате реализации федеральной целевой программы ожидается достижение 100 % оснащенности многоквартирных домов приборами
учета всех коммунальных ресурсов, снижение на 16% годового расхода энергии на отопление и горячее водоснабжение, уменьшение на 40 % удельного водопотребления на одного человека в сутки, снижение на 50 % аварийности на 1 км сетей в сфере тепло- и водоснабжения, увеличение доли расходов на коммунальные услуги в доходах населения до 6,9 %.
Таким образом, исходя из принимаемой нормативно-правовой базы, касающейся развития жилищно-коммунальной сферы, можно условно выделить четыре этапа формирования рынка жилищнокоммунальных услуг России (табл. 2). Наименование этапов является условным и характеризует суть преобразований, происходящих в тот или иной период в жилищно-коммунальной сфере.
Осмысление периодизации изменений, прошедших и происходящих сегодня в жилищнокоммунальной сфере, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отечественный рынок жилищно-коммунальных услуг находится на стадии формирования, в рамках которой происходит его становление и создаются предпосылки для его дальнейшего развития.
Таблица 2 - Этапы формирования рынка жилищно-коммунальных услуг России
Наименование Период Характеристика Нормативно-правовая база
1 этап Преобразование форм собственности и системы финансирования 1990-1995 В данный период были приняты нормативно-правовые акты, заложившие основу для становления рынка жилищно-коммунальных услуг, существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации. Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья 1. Закон РСФСР от 24.12.1990 г. № 443 «О собственности в РСФСР» 2. Закон Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» 3. Закон Российской Федерации от 24.12.1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» 4. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993. № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» 5. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2 этап Зарождение конкурентных отношений 1996-2000 В данный период закладываются основы для формирования конкурентных отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг, совершенствуется механизм оплаты жилищно-коммунальных услуг, введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг 1. Федеральный закон от 15.06.1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» 2. Указ Президента РФ от 29.03.1996 № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов» 3. Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» 4. Постановление Правительства РФ от 20.12.1997 г. № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы» 5. Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения»
89
Продолжение таблицы 2
3 этап Формирование инфраструктуры 2001-2010 В результате смены политического режима формируется рыночная инфраструктура, создаются условия для привлечения частного бизнеса на рынок, происходит становление института собственников жилья 1. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» 2. Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» 3. Федеральный закон от 21.07. 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» 4. Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства»
4 этап Комплексная модернизация с привлечением долгосрочных инвестиций 2010-2020 Реализация комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, создание инструментов стратегического управления развитием коммунальной инфраструктуры, формирование практики долгосрочного банковского проектного финансирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и привлечение долгосрочных инвестиционных ресурсов частного сектора 1. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» 2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кара-Мурза С. Г., Глазьев С. Ю., Батчиков С. А. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 гг.. М. : Эксмо, Алгоритм, 2003. 368 с.
2. Постановление Совмина РСФСР от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищнокоммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование».
3. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 «О собственности в РСФСР».
4. Закон РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
5. Закон РФ от 24 декабря 1992 года № 42181 «Об основах федеральной жилищной политики».
6. Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 15 июня 1996 года №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».
8. Указ Президента РФ от 29 марта 1996 года № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов».
9. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».
10. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 года № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы».
11. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищнокоммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
12. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг».
13. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
14. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
15. Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
90
16. Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О по
рядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
20. Распоряжение Правительства РФ от 02 февраля 2010 года № 102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».
© 2015
THE FORMATION OF THE RUSSIAN MARKET OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AND THE STAGES OF ITS FORMATION
N. V. Provalenova, the candidate of economic sciences, the senior teacher of the chair «Organization and management»
Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)
Annotation. The article considers stages of formation of the domestic market of housing and communal services. The author suggests his version of the periodization of the process of formation of this market, based on the study formed by the government in a certain period of time the regulatory framework concerning the housing and utilities sector. It is established that at present the Russian market of housing and communal services at a formative stage, in which created preconditions for its further development. Four stages of market formation, the name of which characterizes the essence of the transformations occurring in a given period in the housing sector: phase 1 (1990-1995) - transformation of forms of ownership and financing system; stage 2 (1996-2000) - the origin of competitive relations; 3 stage (2001-2010) - formation infrastructure; 4 stage (2010-2020), a comprehensive modernization with attraction of long-term investments. The first steps taken by government to change the situation in the housing sector, related to the transformation of forms of ownership and financing in this field. The next step was the creation of conditions for formation of competitive relations between producers of housing and communal services. As a result of political regime change in 2000-m to year, begins to form market infrastructure, conditions are created to attract private business to the market, there is a becoming homeowners. The modern stage of formation of the market of housing and communal services is characterized by integrated approach to modernize municipal infrastructure and housing, creation of tools of strategic management of development of municipal infrastructure, forming the practice of long-term Bank project financing and attracting long-term investment resources of the private sector.
Keywords: state regulation, the housing and utilities sphere, housing and utilities, regulatory framework, domestic market, periodization, market relations, stages of formation.
91