УДК 332.8 ББК 65.441 К 55
Е.А. Кобец
Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия Южного федерального университета, г. Таганрог. Тел.: (918) 531 19 00, е-mail: kobets_ea @mail . ru
А.В. Ханина
Аспирант кафедры инноватики и экономического проектирования Южного федерального университета, г. Таганрог. Тел.: (918) 530 41 44, е-mail:
anna_smash@mail. ru.
Генезис и тенденции развития сферы жилищно-коммунального хозяйства
(Рецензирована)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках конкурса поддержки молодых ученых 2013 года, РГНФ 02-160, проект №: 13-32-01218.
Название: Организационно-экономический механизм модернизации функционирования предприятий сферы ЖКХ на муниципальном уровне
Аннотация. История развития и совершенствования жилищно-коммунальной сферы позволяет проанализировать ее состояние в современных условиях и государственном устройстве, выявить тенденции развития на различных стадиях ее формирования и определить современные направления повышения эффективности деятельности коммунального хозяйства. В статье проанализированы основные формы возникновения и развития жилищно-коммунального хозяйства в царской России, СССР и современной России. Проведено обобщение основных вышеперечисленных этапов. По результатам анализа выявлены наиболее существенные продвижения в решении вопросов коммунального обслуживания населения, определены недостатки и причины их возникновения.
Ключевые слова: жилищно-коммунального хозяйство, генезис, развитие, реформа жилищно-коммунального хозяйства, концепция, модернизация.
E.A. Kobets
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Economy of the Enterprise, the Southern Federal University, Taganrog. Ph.: (918) 531 19 00, e-mail: [email protected]
A.V. Khanina
Post-graduate student of Innovatics and Economic Design Department, the Southern Federal University, Taganrog. Ph.: (918) 530 41 44, e-mail: [email protected].
Genesis and tendencies in development of housing and communal services
Research was implemented with financial support ofRGNF within the 2013 competition of support of young scientists, RGNF 02-160, project No. 13-32-01218 “The organizational and economic mechanism of modernization of enterprise functioning in the sphere of housing and
communal services at municipal level”
Abstract. The history of development and improvement of the housing-and-municipal
sphere allows us to analyze its state in modern conditions and in a state system, to reveal development tendencies at various stages of its formation and to define the modern directions in increasing efficiency of municipal service activity. In the paper, an analysis is made of the main forms of emergence and development of housing and communal services in imperial Russia, the USSR and modern Russia. Generalization of the main abovementioned stages is carried out. Based on the results of the analysis the authors show the most essential advances in the solution of questions of public service of the population, shortcomings and the reasons of their emergence.
Keywords: housing-and-communal service, genesis, development, housing and communal service reform, concept, modernization.
Возникновение и последующий процесс развития приводит к определенному состоянию сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Жилищно-коммунальное хозяйство в России имеет многовековую историю, начиная с 17 века и до наших дней. Подробное исследование генезиса этого процесса позволит проследить этапы становления, развития и совершенствования жилищно-коммунальной сферы, проанализировать их состоятельность в условиях реалий времени и государственного устройства. Попытка исследования данной проблемы с этой точки зрения, на наш взгляд, является актуальной.
История становления развития сферы ЖКХ в России достаточно исследована учеными, работающими по проблематике жилищно-коммунального хозяйства. Но в тоже время авторами исследований в этой области ни в одной работе не выявлен полный и последовательный перечень всех преобразований в сфере ЖКХ на всех исторических моментах ее создания и развития. Отмечены несоответствия в хронологической последовательности событий и трактовки их сущности. Целью материала, изложенного в статье, является аналитический обзор и обобщение, а также краткий анализ наиболее значимых моментов процесса от периода зарождения ЖКХ и по настоящий период в исторической последовательности.
Одним из приоритетных направлений социально-экономических преобразований в России является создание населению комфортных условий для проживания, отдыха и жизнеобеспечения. Лишь очень небольшое количество жителей страны, имеющих высокие доходы и проживающих в частных домовладениях, могут позволить себе самостоятельно регулировать уровень своего проживания в сфере коммунальных услуг. Основная часть населения страны зависима от деятельности коммунальных служб и поставщиков энергоресурсов. Желания жителей в основном сводятся к бесперебойности предоставления услуг и снижению их стоимости.
Днем основания структур российского жилищно-коммунального хозяйства считается апрель 1649 года, когда Государь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии [1]. В нем указано: «Чтобы грязи не было - иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». То есть, создан надзор на государственном уровне за исполнением функций «Общественного благочиния». Зарождение ЖКХ в царской России началось с указания по приведению в надлежащее состояние домовладений и прилегающих к ним территорий, возложение контроля над домовыми расходами и чистотой улиц на полицейских. В крупных городах проявлена забота об экологии, противопожарной безопасности. Началось строительство мостов, дорог с разделением проезда. Этот период можно считать началом перехода к более цивилизованному устройству системы ЖКХ. В конце столетия образован новый орган самоуправления - городские думы, в ведении которых было множество хозяйственных задач, связанных с жизнеустройством граждан.
К началу 20 века в крупных городах появилось электричество, водопровод и даже центральное отопление. Таким образом, к 1917 году в России происходит стремительное развитие муниципальных образований и жилищного сектора в рамках государственного строя и его возможностей.
Советский период расцвета жилищно-коммунальной сферы начался сразу после
Октябрьской революции. С ноября 1917 года начался процесс централизации управления местным хозяйством под руководством «Главного управления по делам местного хозяйства», который в этом же году был преобразован в «Комиссариат по местному самоуправлению», а далее в 1918 году в «Отдел местного хозяйства НКВД», который начал конфискацию домовладельцев доходного жилья и взимания платы за проживание в нем в пользу государства по «классовому признаку». История развития коммунального хозяйства в СССР до начала 40-х годов двадцатого столетия характеризуется значительными достижениями. Это план ГОЭЛРО, масштабное строительство жилья, создание Роскоммунбанка, парков культуры и отдыха, строительство водопроводов, канализации, водохранилищ, трамвайного сообщения и многих других элементов инфраструктуры коммунального хозяйства. За годы Великой Отечественной войны в СССР в той части, где велись бои, были полностью или частично разрушены жилой фонд и коммунальная инфраструктура. Страна начала восстанавливать заводы, фабрики, дома, транспорт. В советское время самый продолжительный и последовательный этап развития жилищной сферы и коммунальных систем начался в 50-е годы прошлого века. В этот период получил развитие процесс урбанизации, продолжавшийся до 90-х годов.
В 1957 году было принято Постановление ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию и строительству. За несколько лет посредством внедрения новых строительных технологий и развития коммунальной инфраструктуры были построены новые микрорайоны во многих городах страны. Благодаря этому, к 1980 году средняя обеспеченность жильем выросла от 10 кв. м на человека до 15,5 кв. м. Но в то же время, дефицит ресурсов, низкая квалификация рабочих-строителей, неэффективное управление сферой жизнеобеспечения городов постепенно начала приводить к застою в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Попытки административной системы управления, существовавшей в хозяйственной деятельности СССР, не привели к улучшению ситуации в строительстве и эксплуатации жилья и объектов инфраструктуры. Страна постепенно входила в затяжной экономический кризис, в связи с чем возникли финансовые проблемы в развитии строительной и коммунальной отраслей. Тем не менее, в период существования СССР была сформирована основа инфраструктуры муниципальной сферы, достижениями которой современная Россия пользуется до настоящего времени.
Характерные черты переходного периода в развитии жилищной сферы приходятся на начало 90-х годов. А именно, существовавшая в СССР в течение длительного времени государственная система распределения жилья была разрушена; для населения, предприятий и организаций значительно повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги; началось появление рынка жилья благодаря приватизации государственного и муниципального жилищного фонда; на предприятиях жилищно-коммунальной сферы стали вводиться новые организационно-правовых формы деятельности.
Объемы строительства жилья сократились. Возросшие расходы на оказание жилищнокоммунальных услуг не покрывали затраты на их содержание, т. к. стоимость коммунальных услуг, оплачиваемых населением, была недостаточной. И хотя государство расходовало на сферу ЖКХ 4 % ВВП, в связи с неэффективным их использованием, этих средств на компенсацию содержания жилищно-коммунальной сферы не хватало. Все это, конечно, не отражало полный перечень затронутых вопросов, что указывало на сложность причин, сформировавшихся в самой структуре жилищно-коммунальной сферы, и вызывало необходимость поиска направлений решения этих проблем.
В целях более полной компенсации покрытия расходов владельцев квартир принят Указ "О временном положении «О кондоминиумах» (1993 г.) [2], закон "О товариществах собственников жилья (ТСЖ)" (1996 г.) [3] и указ "О реформе ЖКХ" (1997 г.) [4]. Эти документы предполагали, что к 2003 году доля населения в оплате жилья достигнет 100 %. Однако, в связи с низким уровнем доходов населения реализация этих планов была отложена Госдумой до 2008 года. Принятая в 2001 году подпрограмма "Реформирование и
модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002- 2010гг. [5]. Впоследствии был принят новый Жилищный кодекс (2004 год) [6], который ввел договор об управлении многоквартирным домом, явившийся новой формой гражданско-правового договора.
С 1 января 2007 г. в Жилищном кодексе появилась возможность для жильцов домов отказаться от услуг государственных и муниципальных ЖЭУ и выбирать один из вариантов обслуживания. Это товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющие компании (УК). В случае, если жильцы дома не создали ТСЖ, муниципалитет на конкурсной основе производит выбор управляющей организации. Если управляющая компания плохо справляется со своими обязанностями, то собрание собственников жилья может самостоятельно расторгнуть догов с такой компанией, выбрать и заключить новый договор с другой компанией. ТСЖ может не выбирать управляющую компанию, а самостоятельно заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг.
Переход России к рыночным отношениям коренным образом изменил систему оплаты коммунальных услуг и квартплаты [7]. Вся инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства начала работать в режиме рыночного механизма и полностью покрывать свои затраты за счет жителей. Объекты социальной сферы (образование, медицина, культура, спорт, общественные организации и другие) числятся на балансе у муниципалитетов, и поэтому все расходы в сфере ЖКХ данных образований ложатся на плечи городских властей. Ежегодное увеличение стоимости коммунальных услуг негативно отражается в сознании граждан. Тем более, они видят, что жилищно-коммунальное хозяйство в течение двадцатилетнего периода новой России является «черной дырой», несмотря на увеличение ежегодных финансовых вливаний. Износ жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры достиг в большинстве строений 60-70 %, то есть база ЖКХ, заложенная в советское время, до сих пор функционирует, а вместо ее модернизации и замены, в основном используются ремонтные работы. Финансовых ресурсов для этого даже на среднесрочный период явно недостаточно, а формирование их за счет внебюджетных источников трудно реализуемо.
В принятой Концепции среднесрочной программы Правительства РФ реформирования экономики на 1997-2000 год ставились задачи по снижению тарифов и издержек на ЖКУ, развитию конкуренции в сфере ЖКХ, переходу на договорную основу между субъектами потребления, хозяйствования и собственности [8]. Также уделялось внимание укреплению системы адресной поддержки малообеспеченных семей, и разрабатывался план мероприятий по постепенному переходу от бюджетного дотирования к оплате услуг потребителями.
Реализация этой концепции принесла некоторые успехи, особенно в развитии конкуренции между управляющими компаниями, среди которых, к сожалению, выявилось достаточное количество неэффективных и даже криминальных. Таким образом, желание государства переложить свои заботы в сфере ЖКХ на частный бизнес пока не дает ожидаемых результатов [9].
Правительство России, обеспокоенное замедленным процессом реформирования жилищно-коммунальной сферы, разработало целевую программу «Жилище». Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» была разработана в рамках этой целевой программы на 2002-2010 годы. В связи с реализацией целей программы основополагающей идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства можно выделить передачу права распоряжения всеми бюджетными ресурсами от коммунальных предприятий непосредственно гражданам [10]. При этом важным моментом является передача потребителям функций, как заказчика, так и контролера услуг ЖКХ.
К началу 2013 года стало ясно, что не полностью решены следующие задачи, которые были заявлены в рамках Федеральной целевой программы «Жилище»: не искоренено перекрестное субсидирование тарифов; санация жилищно-коммунальных предприятий
осуществлена частично; предоставление категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей затруднено оформлением многочисленных справок и документов; качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг остается на низком и в лучшем случае среднем уровне; выделяемые правительством бюджетные средства для модернизации жилищно-коммунального комплекса, часто осваиваются не в полном объеме.
В связи с этим Правительством РФ принята новая концепция Федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищнокоммунального хозяйства на 2010-2020 годы» [11]. Обеспечение к 2020 году собственников квартир коммунальными услугами надлежащего качества и приемлемой стоимостью коммунальных услуг при стабильной работе коммунальной инфраструктуры являются целями данной Программы.
Предполагается решение следующих задач для достижения поставленных целей: стоимость жилищно-коммунальных услуг довести до уровня, приемлемого для большинства населения; обеспечить многоквартирные дома к 2020 году всеми видами коммунальных услуг; обеспечить многоквартирные дома всеми видами надежных и эффективных коммунальных услуг путем реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации государственных программ по реализации поставок жизнеобеспечивающих коммунальных ресурсов.
В целях обеспечения уровня полного благоустройства к 2020 году многоквартирных домов планируется осуществить следующий комплекс мероприятий: обеспечение
эффективного финансирования реконструкции многоквартирных домов; осуществление полного благоустройства и создание современного технического состояния многоквартирных домов с помощью их реконструкции, а также использования полного использования коммунальных ресурсов путем разработки системы требований к данной проблеме; сокращение объемов бюджетного софинансирования для реконструкции многоквартирных домов и переориентация собственников на заемные средства у банков с возмещением процентов по кредитам на эти цели; для повышения благоустроенности многоквартирных домов обеспечить возможность льготного кредитования собственников помещений.
В данной программе большое внимание уделяется обеспечению качественных и надежных поставок коммунальных ресурсов путем всеобъемлющей реконструкции и модернизации инфраструктурных коммунальных систем [12]. Для этого необходимо:
- разработать принципиально новую комплексную систему планирования, необходимую для эффективного развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
- разработать механизмы для стимулирования инвестиций в коммунальную инфраструктуру, которые обеспечат повышение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов, позволяющие формировать долгосрочные экономически обоснованные тарифы, инвестиционные надбавки, методы доходности на инвестированный капитал, использование двухставочных тарифов;
- создание единых баз муниципальных информационных ресурсов, доступных населению, повышение регламентационных взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме в целях взаимного контроля между поставщиками и потребителями коммунальных услуг по их поставке и оплате;
- усилить государственную поддержку для компенсации расходов по уплате процентов по кредитам, а также выделенным бюджетным субсидиям в целях реконструкции и модернизации коммунальной инфраструктуры в сельских поселениях и малых городах;
- разработка мероприятий по повышению финансовой состоятельности товариществ собственников жилья и управляющих компаний и стимулированию авансовой оплаты коммунальных услуг.
В рамках реализации мер для населения по обеспечению доступности стоимости жилищно-коммунальных услуг стоит, в первую очередь, упорядочить регламентацию
взаимоотношений между собственниками помещений, товариществ собственников жилья, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций [13]. В связи с этим необходимо повышение ответственности при заключении договоров ресурсоснабжения с учетом различных форм организации управления многоквартирным домом. Для повышения качества коммунальных услуг государству необходимо создать необходимые условия для роста конкуренции не только между управляющими компаниями, но и ресурсоснабжающими организациями, упорядочить на уровне законодательства в отношении многоквартирных домов определение особенностей энергосервисных контрактов [14].
Программы модернизация сферы ЖКХ на предстоящий временной период разработаны большинством партий, представленных в парламенте страны, а также «Союзом правых сил». Реализация главных задач, поставленных в этих программах, по ряду моментов имеет различные экономические и управленческие подходы, но цель их достижения сводится к единому индикатору - это обеспечение комфортного, надежного, качественного и финансово освоенного функционирования сферы ЖКХ [15].
Реализация принятой концепции развития ЖКХ, предложенной Правительством Российской Федерации [16], находится еще в начале пути, и делать серьезные выводы по ее эффективности пока преждевременно. Тем не менее, на сегодняшний день, налицо отставание реализации многих мероприятий в рамках целевой программы.
Примечания:
1. Портал поддержки предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Ц^: http://www.comhoz.ru/content/document_r_CA5916BE-9775-4B1D-B294-
C8E2D190EF67.html (дата обращения: 27.03.2013)
2. Об утверждении Временного положения о кондоминиуме: Указ Президента РФ от 23 декабря 1993 г. № 2275 // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. [Документ утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ 19.10.1996 № 1472]
3. О товариществах собственников жилья: Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. [Документ утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ].
4. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. [Документ утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ 31.01.2007 № 114].
5. О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.: Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. [Документ утратил силу с 1 января 2006 года в связи с изданием Постановления правительства РФ от 31.12.2005 № 865].
6. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ: [ред. от 05.04.2013] // СПС КонсультантПлюс. М., 2013.
7. Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах»: Постановление от 31 марта 1997 г. № 360 // СПС КонсультантПлюс. М., 2013.
8. Кобец Е.А. Конкурентные позиции муниципальных образований // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. Т. 87, № 10. С. 82-86.
9. Кобец Е.А. Энергосбережение в экономике России: проблемы, пути, решения, первые результаты // Национальные интересы приоритеты и безопасность. 2012. № 32 (173). С. 25.
10. Методические подходы к оценке эффективности субъектов муниципального образования / А.Ю. Казанская, Е.А. Кобец, Т.А. Макареня, С.С. Соханевич // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2009. Т. 32, № 5. С. 84-94.
11. Концепция Федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы»:
[утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2010г. № 102-р] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2207682/
12. Кобец Е.А., Макареня Т.А., Налесная Я.А. Совершенствование процесса управления муниципальными предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 10. С. 101-109.
13. Кобец Е.А. Оперативные показатели экономической деятельности предприятий -эффективный инструмент региональной политики // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2007. Т. 74, № 2. С. 74-77.
14. Тамов А.А., Науменко А.В. Методологические аспекты формирования системы стратегического управления экономикой муниципального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика, 2011. Вып. 4. С. 105-109.
15. Кобец Е.А., Кобец С.Н. Газосбережение и развитие газового хозяйства города// Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 27 (210). С. 40.
16. Кобец Е.А., Защитина Е.К. Повышение трудового потенциала как аспект модернизации экономики страны // Известия ЮФУ Технические науки. Темат. вып. «Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами». Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. № 8 (133). С. 80.
References:
1. Portal of support of business in housing and communal services. URL: http://www.comhoz.ru/content/document_r_CA5916BE-9775-4B1D-B294-C8E2D190EF67.html (address date: 27.03.2013)
2. On the adoption of Temporary provision on condominium: Decree of the President of the Russian Federation of December 23, 1993 No. 2275 // Legal-Reference System ConsultantPlus. M., 2013. [The document has become invalid in connection with the publication of the Decree of the President of the Russian Federation of 19.10.1996, No. 1472]
3. About associations of owners of housing: The federal law of June 15, 1996 No. 72-FZ // Legal-Reference System ConsultantPlus. M., 2013. [The document has become invalid since March 1, 2005, in connection with adoption of the Federal law of 29.12.2004, No. 189-FZ].
4. About housing and communal services reform in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of April 28, 1997, No. 425 // Legal-Reference System ConsultantPlus. M., 2013. [The document has become invalid in connection with the publication of the Decree of the President of the Russian Federation of 31.01.2007, No. 114].
5. On the subprogramme "Reforming and modernization of the housing-and-municipal complex of the Russian Federation" of the Federal Target program “Dwelling” for 2002-2010: Resolution of the Government of the Russian Federation of 17.11.2001 No. 797 // Legal-Reference System ConsultantPlus. M., 2013. [The document has become invalid since January 1, 2006 in connection with the publication of the Resolution of the Government of the Russian Federation of 31.12.2005, No. 865].
6. Housing Code of the Russian Federation of 29.12.2004 N 188-FZ: [edition of 05.04.2013] // Legal-Reference System ConsultantPlus. M., 2013.
7. On the approval of the Program of the Government of the Russian Federation "Restructuring and economic growth in 1997-2000": The resolution of March 31, 1997, No. 360 // Legal-Reference System ConsultantPlus. M., 2013.
8. Kobets E.A. Competitive positions of municipalities // News of the Southern Federal University. Technical Science. 2008. V. 87, No. 10. P. 82-86.
9. Kobets E.A. Energy saving in economy of Russia: problems, ways, decisions and first results // National Interests, Priorities and Security. 2012. No. 32 (173). P. 25.
10. Methodical approaches to an assessment of efficiency of subjects of municipality / A.Yu. Kazanskaya, E.A. Kobets, T.A. Makarenya, S.S. Sokhanevich // Bull. of INZhEKON. Economy. 2009. V. 32, No. 5. P. 84-94.
11. Concept of the Federal target program "The Comprehensive Program of Modernization
and Housing and Communal Service Reforming for 2010-2020": [it is approved by the order of the Government of the Russian Federation of February 2, 2010 No. 102-r] // Guarantor: information -legal portal. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2207682/
12. Kobets E.A. Makarenya T.A. Nalesnaya Ya.A. Improvement of management of the municipal enterprises in housing and communal service sphere // Regional economy: theory and practice. 2008. No. 10. P. 101-109.
13. Kobets E.A. Operational indicators of economic activity of the enterprises - the effective tool of regional policy // News of the Taganrog State Radio Engineering University. 2007. V. 74, No. 2. P. 74-77.
14. Tamov A.A., Naumenko A.V Methodological aspects of formation of system of strategic management of municipality economy // Bull. of Adyghe State University. Economics. 2011. No. 4. P. 105-109.
15. Kobets E.A. Kobets S.N. Gas saving and development of gas economy of the city // Regional Economy: Theory and Practice. 2011. No. 27 (210). P. 40.
16. Kobets E.A., Zashchitina E.K. Increase of labor potential as aspect of modernization of national economy // YuFU News. Technical science. Issue "Humanities and Information Technologies in Management of Economic and Social Systems". Taganrog: TTI YuFU Publishing House, 2012. No. 8 (133). P. 80.