Научная статья на тему 'Становление России как федеративного государства'

Становление России как федеративного государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2698
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / РОССИЯ / РСФСР / СЪЕЗД СОВЕТОВ / ВЦИК / СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ / ДЕКРЕТ / РЕСПУБЛИКА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АВТОНОМИЯ / ОБЛАСТЬ / ГУБЕРНИЯ / CONSTITUTION OF RUSSIA / RSFSR / CONGRESS OF SOVIETS / CENTRAL EXECUTIVE COMMITTEE / COUNCIL OF PEOPLE''S COMMISSARS / DECREE / REPUBLIC / NATIONAL STATE FORMATION / AUTONOMY / STATE / PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демидов Михаил Васильевич

В статье исследуется процесс формирования Советской России как федеративного государства, субъектами которой выступали национальные государственные образования, имевшие статус автономных республик. Анализируются особенности советских республик, отличающие их от других территориальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of Russia as a federal state

The article investigates the process of formation of Soviet Russia as a Federal state, the subjects of which were national state, which had the status of Autonomous republics. It analyzes the peculiarities of the Soviet republics from the other territorial entities.

Текст научной работы на тему «Становление России как федеративного государства»

зору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: https://rkn.gov. ru/docs/Otehet_ZPD_rus2015.pdf (дата обращения: 19.02.2017).

10. Результаты деятельности Роскомнад-

зора // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: https://rkn.gov.ru/ plan-and-reports/reports/p449 (дата обращения: 15.12.2016).

ВАСИЛЬЕВА Жанна Сергеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры публичного права. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: kaf_advok@mail. ru.

МЕДВЕДЕВ Владимир Александрович - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: v.medvedev@bk.ru.

VASILYEVA, Zhanna Sergeevna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Law. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: kaf_advok@mail.ru.

MEDVEDEV, Vladimir Alexandrovich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: v.medvedev@bk.ru.

УДК 342.536.7

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИИ КАК ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

М.В. Демидов

В статье исследуется процесс формирования Советской России как федеративного государства, субъектами которой выступали национальные государственные образования, имевшие статус автономных республик. Анализируются особенности советских республик, отличающие их от других территориальных образований.

Ключевые слова. Конституция; Россия; РСФСР; съезд Советов; ВЦИК; Совет Народных Комиссаров; Декрет; республика; национальное государственное образование; автономия; область; губерния.

M.V. Demidov. THE FORMATION OF RUSSIA AS A FEDERAL STATE

The article investigates the process of formation of Soviet Russia as a Federal state, the subjects of which were national state, which had the status of Autonomous republics. It analyzes the peculiarities of the Soviet republics from the other territorial entities.

Keywords: Constitution of Russia; the RSFSR; Congress of Soviets; Central Executive Committee; the Council of people's Commissars; the Decree; the Republic; national state formation; autonomy; state; province.

Россия как федеративное государство была провозглашена в конституционном акте Советской Республики - Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была принята Ш Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 12(25) января 1918 г В ней указывалось, что «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик» [1].

На тот момент РСФСР имела свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, во многом отличающееся своими особенностями от других

зарубежных государств. Так, ее территория на начало 20-х гг. ХХ в. состояла как из автономных национально-территориальных образований (автономные республики, автономные области, трудовые коммуны), так и из административно-территориальных (области, губернии, округа).

Первой автономной республикой в составе РСФСР из числа территорий, имеющих и на сегодняшний день статус субъекта РФ, стала Автономная Башкирская Советская Республика. Она была образована 20 марта 1919 г. в результате подписания Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским Правительст-

108

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 2(28)

вом путем преобразования национально-территориальной автономии Башкурдистан [2]. В Соглашении особо подчеркивалось, что власть на всей территории республики будет организована «на точном основании Советской Конституции, утвержденной пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года».

Спустя два месяца Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов (далее - ВЦИК) от 27 мая 1920 г была образована Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика как часть РСФСР [7]. Примечателен тот факт, что при включении тех или иных административно-территориальных единиц в состав образуемых автономных республик максимально учитывалось мнение населения, проживающего в них. Так, в Декрете особо оговаривалось, что вопрос о включении в состав Татарской ССР Белебеевского и Бирского уездов Уфимской губернии остается открытым до волеизъявления трудящегося населения этих уездов.

Декретом ВЦИК от 20 января 1921 г. была образована Автономная Горская Социалистическая Советская Республика [4]. В ее состав были включены местности, где компактно проживали чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, а также расположенные между ними казаки и иногородние лица.

Однако Горская Республика просуществовала недолго. Декретом ЦИК РСФСР от 7 июля 1924 г она была упразднена путем расчленения ее территории на два отдельных государственных образования по национальному признаку - автономные области Северная Осетия и Ингушетия.

Вслед за Горской АССР Декретом ЦИК РСФСР, также от 20 января 1921 г., была образована Автономная Дагестанская Социалистическая Советская Республика [5]. В ее состав вошла вся территория Дагестанской области в прежних ее административных границах. В то же время решение территориального вопроса новой автономной республики было не окончательным. Не было точного разграничения ее границ с Азербайджанской ССР, Горской Республикой, а также с отдельными заинтересованными областями РСФСР.

Также в 1921 г. ВЦИК и Совет Народных Комиссаров РСФСР (Совнарком) своим Декретом от 18 октября образовали Автономную Крымскую Социалистическую Советскую Республику [6]. Она была создана в границах Крымского полуострова из существовавших на тот момент Джанкойского, Евпаторийского, Керченского, Севастопольского, Симферопольского, Феодосийского и Ялтинского округов.

Однако в принятом документе до конца не был разрешен вопрос о северных границах между Крымом и Украиной. Он касался 7 округов Крымского полуострова. Окончательно он был разрешен с принятием постановления Президиума ЦИК СССР 16 октября 1925 г., где были определены конкретные административно-территориальные единицы, входившие в состав РСФСР и в состав Украинской ССР.

Постановлением ВЦИК от 27 апреля 1922 г. была образована Автономная Якутская Социалистическая Советская Республика [11]. В ее состав были включены: Якутская губерния без района Нижней Тунгузки, причисляемого в пределы Киренского уезда Иркутской губернии; Хатанго-Анабарский район Енисейской губернии; Олекминско-Сунтарская волость Киренского уезда Иркутской губернии, а также все острова Северного Ледовитого океана, которые располагались между меридианами 84° и 140 /° восточной долготы.

Дальнейшее формирование национальных республик как составных частей РСФСР стало осуществляться путем преобразования уже существовавших на тот момент таких форм национальной государственности, как автономные области. Впервые законодательно такая форма национальной государственности была закреплена в Декрете ВЦИК и Совнаркома от 24 июня 1920 г. «Об Автономной Чувашской области» [8]. На конституционном уровне она первоначально была упомянута в Конституции СССР 1924 г. при установлении нормы представительства в Совете Национальностей от данной формы государственности.

Первой автономной республикой в составе РСФСР, которая была создана путем преобразования автономий, стала Автономная Бурят-Монгольская Социалистическая Советская Республика. Она была образована на основании Декрета ВЦИК от 30 мая 1923 г. путем объединения автономных Бурят-Монгольских областей Сибири и Дальнего Востока в одно государственное образование с центром в городе Верхнеудинске [9].

На начальном этапе советского строительства в составе РСФСР появились нетипичные национально-государственные образования, такие как трудовые коммуны. Специфичность их статуса заключалась в том, что они по своему правовому положению были близки к автономиям, но в полном смысле этого слова таковыми не являлись. Тем не менее, по нашему мнению, их можно отнести к одной из форм автономизации РСФСР. Так, Совнарком своим Декретом от 29 октября 1918 г. «О немецких колониях Поволжья» постановил образовать

«областное объединение с характером трудовой коммуны» [12]. Декретом ВЦИК от 19 декабря 1923 г. ее статус был изменен путем преобразования в Автономную Советскую Социалистическую Республику Немцев Поволжья.

В 1920 г. Декретом ВЦИК от 8 июня была образована Карельская Трудовая Коммуна. Она была создана в населенных кореллами местностях Олонецкой и Архангельской губерний в целях, как подчеркивается в Декрете, «борьбы за социальное освобождение трудящихся Карелии» [10]. В последующем, 25 июля 1923 г., она преобразовывается в Автономную Карельскую ССР.

В 1922 г. руководство Чувашской Автономной области официально обратилось в ВЦИК с предложением о преобразовании автономной области в АССР и представило проект Декрета ВЦИК о ее преобразовании. Однако в начале 1924 г. он с рядом замечаний был возвращен на доработку. После различных согласований 21 апреля 1925 г. был принят Декрет ВЦИК «О преобразовании Чувашской Автономной области в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику».

В 1934 г. в составе РСФСР были образованы две национальные республики: Мордовская АССР и Удмуртская АССР. В октябре 1935 г. путем преобразования одноименной территории - Калмыцкой автономной области в существующих ее границах создается Калмыцкая АССР.

Череда преобразований автономных областей в автономные республики прошла в связи с принятием 5 декабря 1936 г. новой Конституции СССР. Сразу пять национальных государственных образований, имевших статус автономных областей (Кабардино-Балкарская, Коми (Зырян), Марийская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская), стали полноправными субъектами РСФСР - Автономными Советскими Социалистическими Республиками. Статьи 22 Конституции СССР и 14 Конституции РСФСР, принятой 21 января 1937 г., устанавливали, что РСФСР состоит из 5 краев, 19 областей, 17 автономных советских социалистических республик (Татарской, Башкирской, Бурят-Монгольской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Крымской, Марийской, Мордовской, Немцев Поволжья, Северо-Осетинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской) и 6 автономных областей. Таким образом, по новой Конституции субъектами РСФСР становились национальные государственные образования, получившие статус автономных советских социалистических республик.

Последней национальной республикой, ко-

торая получила статус АССР, стала Тувинская Автономная Советская Социалистическая Республика. Она была образована Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 октября 1961 г. путем преобразования Тувинской автономной области, входившей в состав РСФСР с 1944 г. [3]. Таким образом, к моменту разработки новых конституций СССР и РСФСР 1977 и 1978 гг. в составе РСФСР находились 16 автономных республик, которые являлись ее субъектами. Они имели более высокий статус, чем края, области, автономные области и автономные округа. В таком же количественном составе и статусе они были отражены в Конституции РСФСР 1978 г.

Особое их правовое положение как субъектов РСФСР проявлялось в том, что в Конституции РСФСР 1978 г. предусматривалась специальная гл. 8 «Автономная Советская Социалистическая Республика», где статус автономной республики был определен как «советское социалистическое государство», находящееся в составе РСФСР. Она вне пределов прав Союза ССР и РСФСР могла самостоятельно решать вопросы, относящиеся к ее ведению, иметь свою Конституцию, которая должна была учитывать особенности автономной республики. Все другие территориальные образования не были наделены такими возможностями. К тому же перечисление территорий (ст. 71), составляющих РСФСР, теперь уже начиналось с автономных республик, а не с краев и областей, как это было в предыдущих конституциях.

После распада в декабре 1991 г. Союза ССР в РСФСР сложилась сложная ситуация, по сути нависла реальная угроза целостности России как федеративного государства. Необходимо было срочно предпринять реальные меры по обновлению федеративных отношений в стране, основанных на разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и составными частями РСФСР. Таким конструктивным шагом на пути сохранения России как единого суверенного федеративного государства стало заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Он обеспечил целостность российского государства и способствовал дальнейшему развитию России на принципах обновленного федерализма [13].

Список литературы

1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12).01.1918 г. // СУ. 1918. № 15, ст. 215.

2. Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской

110

вестник Российского университета кооперации. 2017. № 2(28)

Автономной Башкирии от 20.03.1919 г. // СУ. 1919. № 46, ст. 451.

3. О преобразовании Тувинской автономной области в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику: указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1961 г. // Правда коммунизма. 1961. 15 окт.

4. Об Автономной Горской Социалистической Советской Республике: декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР от 20.01.1921 г. // СУ. 1921. № 6, ст. 41.

5. Об Автономной Дагестанской Социалистической Советской Республике: декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР от 20.01.1921 г. // СУ. 1921. № 5, ст. 39.

6. Об Автономной Крымской Советской Социалистической Республике: декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 18.10.1921 г. // СУ. 1921. № 69, ст. 556.

7. Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике: декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР от 27.05.1920 г. // СУ. 1920. № 51, ст. 222.

8. Об Автономной Чувашской области: декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 24.06.1920 г. // СУ. 1920. № 59, ст. 267.

9. Об образовании Бурят-Монгольской Автономной Республики: декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР от 30.05.1923 г. // СУ. 1924. № 1, ст. 11.

10. Об образовании Карельской Трудовой Коммуны: декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов от 08.06.1920 г. // СУ. 1920. № 53, ст. 831.

11. Об Автономной Якутской Социалистической Советской Республике: постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 27.04.1922 г. // СУ. 1922. № 30, ст. 370.

12. О немецких колониях Поволжья: декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 29.10.1918 г. // СУ. 1918. № 79, ст. 831.

13. Демидов М.В. Место и роль федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в системе федеративных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 28-33.

ДЕМИДОВ Михаил Васильевич - доктор юридических наук, заведующий кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: mvdemidov@yandex.ru.

DEMIDOV, Mikhail Vasilyevich - Doctor of Legal Sciences, Head of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: mvdemidov@yandex.ru.

УДК 343.97

КОНФИСКАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ*

М.Г. Иванов

Рассматриваются вопросы формирования дифференцированной системы уголовных наказаний за экономические преступления. Исследуется влияние уголовного наказания на состояние преступности.

Ключевые слова: служебно-экономические преступления; предупреждение; наказание.

M.G. Ivanov, CONFISCATION AS AN EFFECTIVE MEASURE OF COUNTERING THE EMPLOYMENT AND ECONOMIC CRIME AND CORRUPTION

The problems of forming a differentiated system of criminal punishments for economic crimes are considered. The influence of criminal punishment on the state of crime is investigated.

Keywords: service economic crime; warning; punishment.

* Научная статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Кабинета Министров Чувашской Республики по проекту 16-13-21002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.