ВОЗНИКНОВЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В XX ВЕКЕ
СТЕПАНЧЕНКО Валерий Иванович
Аннотация: кратко рассмотрен процесс возникновения национальных государственных структур в Российской Федерации в начале XX века с учетом особенностей коренного населения Крайнего Севера, а также конституционные акты становления российской государственности с учетом этого периода.
Annotation: the process of formation of national state structures of the Russian Federation at the beginning of the 20th century with account of peculiarities of the Far North indigenous population is briefly considered. Also constitutional acts of the establishing of Russian statehood with account of this period.
Ключевые слова: инородцы, Народный комиссариат по делам национальностей, первая Конституция РСФСР, Тюменский губком РКП(б), кочевое население, кочевой Совет, Ямальский национальный (Ненецкий) округ.
Key words: members of national minority, People’s Commissariat for the matters of nationalities, the First Constitution of the Russian Soviet Federated Socialist Republic, Tyumen gubernial committee The Russian Communistic Party(b), nomadic population, the nomadic Soviet, Yamal-Nenets national district.
В начале XX века, в годы Первой мировой войны, связи между центральной частью России и ее окраинами практически прервались. Особо остро это ощущалось на Крайнем Севере и, в частности, на Ямале, где в это время завоз необходимых товаров и продуктов для обеспечения коренного населения тундры из-за рассогласованности старых властных структур был практически приостановлен. Кроме того, к этой проблеме добавились эпидемия оспы и эпизоотия оленепоголовья, что естественно вело к сокращению численности коренного кочующего населения. Предписания центральной власти практически не реализовывались. Пожалуй, никогда в прошлом народы Севера не испытывали таких бедствий, как в первые годы после революции 1917 года1. В этот же период согласно закону Временного правительства от 25 марта
1917 года и распоряжению от 25 мая 1917 года заботы о снабжении Севера были переданы губернскому продовольственному комитету, который располагался в Тобольске, при этом инородцы Обдорской смешанной земской волости на основании ст. 11 постановления Временного правительства о введении земских учреждений в Сибири добились передачи продовольственных капиталов и снабжения Севера в руки земства.
Только с августа 1917 года в селе Обдор-ское начали функционировать волисполкомы и комитет общественной безопасности, которые просуществовали до мая 1918 года. В это же время начался процесс и административноуправленческого деления самоедо-остяков с русско-зырянским населением. Так, на чрезвычайной сессии первого Тобольского губернского земского собрания от 5 февраля 1918 года «О разделе Обдорской смешанной земской волости, организации в Обдорске кооперативного потребительского общества, обеспечения Севера продовольствием» отмечалось, что разделение Обдорской смешанной земской волости не нарушает жизненных интересов меньшинства населения Обдорского края - русско-зырянского населения - и в то же время находится в соответствии с бытовыми исторически сложившимися обычаями остяцкого и самоедского населения и хозяйственно-экономическими условиями их жизни . В указанный период «Рабочим союзом» была осуществлена попытка создания Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который проводил политику «военного коммунизма».
Важное значение для разработки принципов и форм устройства многонациональных
2 Организация самоуправления в Тобольской губернии (вто-
1 На момент начала революции 1917 года Ямальский Се- рая половина XIX - начало XX в.) // Сб. док. и материалов /
вер входил в состав Березовского уезда и в административном Управление по делам архивов Тюменской области. Тюмень,
порядке был в подчинении Тобольска. 1995. С. 242-243.
народов Советской России имело апрельское (1918) Обращение Народного комиссариата по делам национальностей к Советам Казани, Уфы, Оренбурга, Екатеринбурга, к Совнаркому Туркестанского края и другим об очередных задачах Советской власти. В этом акте, изданном от имени правительства, впервые закреплялась автономия как форма государственного устройства3. Возникновение автономных образований как формы национальнотерриториальной автономии связано со стремлением государства обеспечить равноправие национальным меньшинствам. Это нашло отражение в первой Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года, принятой V Всероссийским съездом Советов. В ней в п. 22 гл. 5 было закреплено, что Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничения их равноправия.
Особенное внимание центральных властей в тот период обращалось на то, чтобы вовлечь в государственное строительство население, состоящее из отсталых народов нерусских национальностей. Руководствовались тогда Декларацией прав народов России, принятой 15(2) ноября 1917 года, в основу которой были положены принципы равенства и суверенности народов России, права народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмены всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободного развития национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Основной закон РСФСР от 1918 года закрепил положение об организации автономных республик и областей. В ст. 11 первой Конституции РСФСР говорилось: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят об-
3 Лепёшкин Л.И. Курс Советского государственного права. М. : Изд. Юридической литературы, 1961. Т. 1. С. 192-193.
ластные союзы Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику»4. Еще в годы гражданской войны была начата работа по организации национальных автономий. Эту работу возглавлял Наркомат по делам национальностей. Первым актом, законодательно закрепившим название «автономная область», был декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 года «Об образовании Чувашской области»5. В период с 1918 по 1921 год в пределах РСФСР были образованы национально-государственные, административно-территориальные образования: 4 автономные республики (Башкирия - 1919 год, Татарская - 27 мая 1920 года, Киргизская -26 августа 1920 года и Туркменская - 11 апреля 1921 года), 4 автономные области (Чувашская - 24 июня 1920 года, Калмыцкая, Вотяк-ская (Удмуртская) - 4 ноября 1920 года, Марийская - 5 ноября 1920 года и 2 автономные трудовые коммуны (немцев Поволжья - 19 октября 1918 года и Карельская - 8 июня 1920 года).
Эта работа прерывалась в годы гражданской войны, которая на Ямале велась с июня
1918 до середины 1920 года. В этот период все население Обского Севера, естественно, включая коренные народы, было брошено на произвол судьбы. Ухудшение положения коренного населения Обь-Иртышья в период гражданской войны несло в себе опасность вымирания северных народов. «Положение малых народов Севера в настоящее время катастрофическое. Все они, безусловно, накануне гибели», - сообщалось в журнале «Жизнь национальностей»6. В 1921 году, после подавления антибольшевистского восстания в Обдорске, Тюменский губисполком продолжил работу по формированию органов советской власти. Был образован Тобольский северный военно-революционный комитет с чрезвычайными полномочиями, распространившимися на весь Ямал. В это время возобновили работу органы советской власти, которые реализовали «новую экономическую политику», разрешив частное предпринимательство и развивая различные формы кооперации. Появляется продналог вместо продразверстки. Для восстановления сис-
4 Лепёшкин Л.И. Курс Советского государственного права. С. 192-193.
5 Конституция СССР: политико-правовой комментарий. М. : Политиздат, 1982. С. 250.
6 Жизнь национальностей. 1923. № 1. С. 252.
темы снабжения коренного населения промышленными и продовольственными товарами, оружием и охотничьими припасами приступили к восстановлению факторий, где происходил натуральный обмен и заготовка пушнины, рыбы и оленьего мяса.
Вместе с тем, управление Севером из Тюмени было неконкретным, неоперативным, подчас вносило организационные неурядицы, параллелизм или строилось на администрировании сверху без учета местных особенностей7. Подтверждением тому являются протоколы пленумов Тюменского губкома РКП(б) за период летне-осенних месяцев 1921 года, которые не содержат какой-либо информации о взаимоотношениях с Севером8. Однако следует отметить, что после гражданской войны, с переходом к мирному строительству, имел место процесс образования автономий внутри РСФСР. Но, оценивая реальность автономий, следует, конечно, учитывать, что их становление осуществлялось в пределах и в формах, диктуемых правящей коммунистической партией.
В бурные 20-е годы прошлого века на северных окраинах страны велся поиск оптимальных управленческих форм регионами проживания практически кочующего коренного населения. Так, в феврале 1922 года в Об-дорске был проведен съезд ватажных старшин тундрового населения. А в марте этого же года при Народном комиссариате национальностей для управления и охраны тундровых племен Севера был образован Полярный подотдел отдела национальных меньшинств. Перед ним была поставлена задача - организовать на местах управление и помочь коренному населению в части расширения сети лечебных пунктов, увеличения помощи местному населению медикаментами, средствами на образование и подготовку специалистов из числа коренных жителей. При этом попытки в июле 1922 года выделения народов Севера в самостоятельную государственную единицу на правах автономной области9 встретили резко отрицательное
7 Ретунский В.Ф. Предпосылки и начало перехода на некапиталистический путь развития народностей Северо-Западной Сибири (1917-1937 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Горький, 1967. С. 71.
8 Государственный архив общественно-политических организаций Тюменской области (ГАОПОТО), ф. 1, оп. 1, д. 209, л. 6-20.
9 Конференция в Самарово Тобольской губернии была
проведена по инициативе Наркомнаца. См.: Центр документации
общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), ф. 4, оп. 2, д. 298, л. 24.
отношение местных партийных и советских властей губернского уровня. Так, президиум Тюменского губкома РКП(б) в своем постановлении признал идею автономии плодом «домогательства частного капитала»10. Хотя в дальнейшем идея национальной автономии получила поддержку и, прежде всего, от центральных властей страны.
В период с 1921 года до принятия XII Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 года второй Конституции РСФСР были созданы автономные образования в различных регионах России, в частности, на ее северо-восточных территориях, а именно: Якутская автономная республика (27 апреля 1922 года), Коми (Зырян) (22 августа 1921 года), МонголоБурятская (9 января 1922 года), Ойротская (1 июня 1922 года) автономные области. Некоторые автономные области и автономные трудовые коммуны за этот период были преобразованы в автономные республики. Среди них: Бурят-Монгольская (30 мая 1923 года), Карельская (25 июля 1923 года) и Чувашская (21 апреля 1925 года).
С середины 1920-х годов Российское государство приступило к вовлечению в государственное управление коренного населения и тем самым проявило внимание к защите прав и интересов туземцев северных окраин. В этой связи вовлечение коренного населения в сферу государственного управления надо рассматривать, с одной стороны, как проявление исторически свойственной России заботы о проживающих на ее территории «слабых» народах, а, с другой - как основание для последующего признания отдельных территориальных образований национальными и соответствующего наделения их органов дополнительными полномочиями. Уже 24 июня 1924 года создается Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при ВЦИК, а 30 мая
1925 года был сформирован и приступил к работе Тобольский комитет Севера, в который вошли представители с Ямала. Этим комитетом было разработано «Положение об управлении малыми народностями и племенами Крайнего Севера». На основании данного положения комитет координировал социальноэкономическое развитие северных регионов, организовывал медицинское и культурнобытовое обслуживание коренного населения, научные исследования Севера. В 1926 году им
10 Государственный архив общественно-политических организаций Тюменской области (ГАОПОТО), ф. 1, оп. 2, д. 4, л. 1.
созданы родовые советы и районные туземные исполкомы на территории Сынского, Тазов-ского и Шурышкарского районов.
На Ямале кочевое население того периода находилось под управлением Уральского и Ямальского кочевых Советов. Эти органы власти на местах были близки традиционным формам самоуправления северных народов. На них возлагались судебные функции, основанные на нормах обычного права. В 1923 году Тюменская губерния была упразднена, и в составе Тобольского округа образован Обдорский район, в котором 2 ноября 1924 года прошел первый районных съезд Советов. Но нельзя не отметить и то, что национальная политика новой власти в первые годы своего существования имела форму не столько конкретной административной деятельности, сколько публичных деклараций. И это прежде всего объяснимо тем, что, не располагая реальными рычагами контроля над огромной территорией, где повсеместно советов не имелось, она, тем самым, сделала возможным поиск различных форм национально-государственного строительства на Крайнем Севере. И главное направление поиска сводилось к постепенному приобщению северных этносов к современной цивилизации.
Рассматривая правовые акты советского правительства, относящиеся к организации органов государственного управления на Севере, такие как, например, декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от 25 октября
1926 года «Об утверждении временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР»11, которым для поднятия хозяйства и культурных условий жизни народностей и племен северных окраин РСФСР, ведущих бродячий, кочевой и полукочевой образ жизни и занимающихся главным образом охотой, рыболовством и оленеводством, а также ведущих оседлый образ жизни и занимающихся морским звероловством, были созданы туземные органы правления, можно сделать вывод о том, что на деле они были обусловлены не только заботой об уровне жизни коренных народов, но и стремлением распространить на северные территории страны воздействие органов советской власти. Кроме сказанного, создание туземных органов
11 Конституции и конституционные акты РСФСР (19181937). М. : Изд. «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940. С.184-189.
правления было вызвано и тем, что эти народности и племена либо еще не были выделены в особые республики или области, либо это было обусловлено их исключительностью и разбросанностью по обширным территориям.
Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР, утвержденное выше названным декретом, распространялось фактически на все коренные малочисленные народы, проживавшие в РСФСР, то есть на самоедов Архангельской губернии и автономной области Коми; вогулов, остяков, самоедов, юраков Уральской области; самоедов (всех родов), остяков-само-едов, юраков, долганов (догонов), енисейцев (кетов), орды затундринских обществ; карегас-сов сойоты-оленеводов, тунгусов (всех родов), орочонов Сибирского края, тунгусов (всех родов), ламутов, орочонов, юкагиров, чуванцев, омоков, чукчей автономной Якутской ССР, ораков, гольдов, ольчей, самогиров, манегров, солонов, бираров, негидальдов (омгунцев), ор-чонов, орочей, гиляков, даурцев, менджу, тазов, чуванцев, коряков, чукчей, ительменов (камчадалов), карагийцев, олюторов, эскимосов (всех родов, например айванов, пиеков и др.), алеутов, кереков Дальне-Восточного края, тунгусов (всех родов) Автономной Буря-то-Монгольской ССР.
Определение границ, районов освоения каждой мелкой народностью производилось Всероссийским центральным исполнительным комитетом по представлению исполнительных комитетов указанных территориально-национальных образований. Центральная власть по инициативе Комитета Севера во второй половине 1920-х годов определилась с формой создания органов власти для коренных народов в виде родовых и туземных советов и приступила к их формированию12. К органам туземного управления были отнесены родовые собрания, родовые советы, районные туземные съезды, районные туземные исполнительные комитеты. Таким образом, были признаны законными органы самоуправления, традиционно существовавшие среди коренных народов и осуществлявшие управление на их территории. Естественно, что они прежде всего руководствовались обычаями, издавна сложившимися на этих территориях. Однако данные ор-
12 Ямал между прошлым и будущим: приоритеты развития // Материалы Всерос. науч. конф. «Ямал: история, историография, краеведение». Салехард, апрель 2005 г. Екатеринбург ; Салехард : РА АРТмедиа, 2005. С. 175.
ганы охватывали не все население, а только то, которое относилось к туземному. Вне полномочий указанных органов часто оставалась, весьма значительная часть населения, состоящая из числа русских и других приезжих народов.
Разделение органов по национальному принципу не могло существовать долго. Поэтому наряду с органами традиционными было предусмотрено создание новых органов местного управления, а именно - исполкомов, призванных способствовать внедрению в жизнь законов новой власти. Приходится, однако, признать, что процесс становления советской власти проходил достаточно сложно. Существование параллельных систем управления не могло быть долговечным. Естественно, что повсеместно начали внедряться единые органы, представляющие интересы всего населения, независимо от национальной принадлежности. Известные трудности возникали в связи с тем, что присланные на места представители центра не обладали опытом руководства, а также знаниями условий существования коренного населения. Это приводило к тому, что далеко не повсюду местное население смогло различать меры, направленные на его благосостояние, и те, которые принимались из-за незнания местных, в том числе и узаконенных, обычаев и традиций. Вместе с тем, принятие в 1926 году данного декрета было обусловлено необходимостью предоставить малочисленным народам Севера и Дальнего Востока право самостоятельного политического, экономического, культурного развития, сохранения этнической самобытности и своеобразия.
В дальнейшем развитию самостоятельности малых народностей Севера способствовало принятие постановления Президиумом Всероссийского центрального исполнительного комитета от 10 декабря 1930 года «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера»13, что послужило юридической основой образования национальных административных объединений в виде национальных округов. В этот период и были образованы в составе Уральской области Остяко-Вогульский национальный округ Ямальский национальный (Ненецкий) округ (с окружным центром Обдорск), районы Надымский (центр Хэ), Приуральский (центр
Щучья), Тазовский (центр Хальмер-Седэ) и Ямальский (центр - район реки Пяты-Юн). В составе Восточно-Сибирского края: Таймырский национальный (Долгано-Ненецкий) округ, Эвенкийский национальный округ, Катанский национальный (Эвенкийский) район, Витимо-олекминский национальный (Эвенкийский) округ. В составе Дальневосточного края: Чукотский национальный округ, Корякский национальный округ, Охотский национальный (Эвенкский) округ, Зейско-учурский национальный (Эвенский) округ, Джелтулакский национальный (эвенский) округ. В составе Якутской АССР: Анабарский национальный (Эвенский) район, Булунский национальный (Эвенский) район, Вилюйско-Мархинский национальный (Эвенский) район, Тукуланский национальный (Эвенский) район, Жиганский национальный (Эвенский) район.
В соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1930 года «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» в Ямальском национальном (Ненецком) округе туземные Советы заменялись районными, родовые и кочевые Советы преображались в территориальные. При этом данные Советы уже не имели судебных полномочий, которые перешли к создаваемым судебным органам юстиции. В 1931 году на территории округа прошли первые выборы, особое внимание при этом было уделено представительству в них ненцев как титульного народа. В первый окружной Совет было избрано 29 депутатов, а в пять районных Советов - 69 депутатов. Затем, с 27 февраля по 4 марта, был проведен первый окружной съезд Советов, на котором была сформирована исполнительная власть (исполком) и избран председатель исполкома14. Подводя черту под этим периодом становления Ямальского национального (Ненецкого) округа, можно отметить, что само его формирование, конечно же, способствовало сохранению самобытной ненецкой народности.
Этапом развития властных структур в национальных округах стало Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от
20 августа 1933 года «Об утверждении положения о кочевых советах в национальных ок-
14 Ямал : энцикл. Ямало-Ненецкого автономного округа :
13 Конституции и конституционные акты РСФСР (1918- в 3 т. Салехард ; Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2004. Т. 1.
1937). С. 224-226. С. 24.
ругах и районах северных окраин РСФСР»15. Этим постановлением кочевой Совет был уже наделен большими властными полномочиями и стал высшим органом советской власти на объединяемой им территории. Его действие распространялось на конкретные малочисленные народы, ведущие кочевой и полукочевой образ жизни, а именно: саами (лопари), маньси (вогулы), хантэ (остяки), ненцы (самоеды), юраки, маду (енисейские самоеды), нганасаны (тавгийцы), селькупы (остяко-самбеды), эвен-ци (собственно тунгусы), эклебеи (негидаль-цы), эвены (ламуты), нанэй (гольды), уде, нани (орочи), ораведланы (чукчи), немылланы (коряки), одулы (юкачиры), этели (чуванцы), юн-ты (эскимосы), унаргены (алеуты), кеты (енисейцы), нивихи (гиляки), саха (долганы), туфы (карагассы).
В этот период кочевой Совет подчинялся непосредственно райисполкомам, на территории которого располагался. При этом он обладал правом юридического лица, имел гербовую печать. Мог издавать обязательные для исполнения постановления по таким вопросам, как охрана общественного порядка (борьба с хулиганством и т.п.), проведение мер общественной санитарии, ведение охоты и промыслов, борьбы с потравами ягельников, лугов, огородов, борьбы с эпидемиями, борьбы со стихийными бедствиями (пожарами), времени и порядка производства, торговли и установления распорядка на ярмарках и других местах, отведенных для торговли. За неисполнение либо нарушение этих постановлений кочевой Совет имел право налагать административные взыскания в виде штрафа (до 10 рублей) и принудительных работ (до пяти дней). Предметами ведения кочевого Совета были такие вопросы, как проведение выборов в Советы и на съезды Советов, организационно-массовая работа, планово-учетная работа, развитие кооперации и советской торговли, снабжение трудового населения, бюджетно-финансовая работа, организация труда, народное просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, обеспечение революционного порядка и общественной безопасности.
Кроме того, кочевой Совет принимал меры по обеспечению охраны ягельников, лесов местного и государственного значения, участвовал в проведении на его территории загото-
15 Конституции и конституционные акты РСФСР (1918— 1937). С. 246-251.
вок оленьей продукции, продуктов охоты и рыбной ловли. Он мог заниматься строительством и ремонтом домов для кочевых Советов на зимних и летних стоянках, школ, больниц, заезжих домов, домов культуры, ветеринарных пунктов. Кочевой Совет содействовал развитию почтовой и других видов связи, организовывал общественный суд и заслушивал доклады о его работе, проводил выборы народных заседателей народного суда, приводил в исполнение судебные решения. Этот орган местного самоуправления регистрировал все акты гражданского состояния, за исключением перемены фамилии. Он принимал меры к развитию и активизации деятельности добровольных общественных организаций, внедрял военные знания и стрелковое дело. Как видно из вышеперечисленного, объем полномочий у него был достаточно обширным и позволял на местном уровне решать практически все вопросы жизнеобеспечения своего населения.
Кочевые Советы организовывались в национальных округах и районах северных окраин РСФСР на территориях проживания кочевого и полукочевого населения сроком на один год. Границы их территорий утверждались по представлению районных исполкомов окружными исполкомами с немедленным доведением этого решения до сведения соответствующего ЦИК АССР, краевого или областного исполкома. Кочевые Советы образовывались при наличии не менее 200 человек жителей, в него входил один депутат от 30 человек жителей. Но в отдельных случаях в зависимости от местных условий по постановлению районного исполкома кочевой Совет мог образовываться и с меньшим числом жителей. Особенностью избрания кочевого Совета было то, что в него избирали и кандидатов в члены кочевого Совета в количестве одной трети общего числа членов. При кочевых Советах образовывали ревизионные комиссии, которые осуществляли контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью Совета и подведомственных ему учреждений и предприятий. Депутаты кочевого Совета были подконтрольны своим избирателям, которые в любое время имели право отозвать своего депутата, не оправдавшего их доверия. Это могло быть рассмотрено как на общем собрании избирателей ими самими, так и кочевым Советом. Решение могло быть принято при наличии не менее 40 % избирателей. При этом решение собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало. Естественно, для того времени императивный ман-
дат позволял не только обеспечивать поддержание деловых качеств депутатов, но их подчинение директивам организаций коммунистической партии. Заседания Кочевого Совета признавались действительными при наличии свыше половины числа его членов. Отсутствовавшие члены заменялись кандидатами. Это позволяло обеспечивать законный кворум в условиях, когда значительная часть населения продолжала вести кочевой образ жизни.
Интересно отметить, что уже в это время появилась тенденция перенесения основной тяжести управления на исполнительные органы. Так, исполнительными органами кочевого Совета являлись президиум Совета, председатель Совета и уполномоченные Совета. В целях вовлечения соплеменников в практическую работу кочевых Советов при них образовывались производственные и культурнобытовые секции. В случаях, когда на территории кочевого Совета находились колхозы или совхозы, то при них могли организовываться депутатские группы. Кочевой Совет вел свою работу на родном языке. При этом, если народ имел свою письменность, то и делопроизводство велось на этом языке.
Период действия второй Конституции РСФСР был непосредственно связан с дальнейшим развитием национального строительстве в стране. Во второй Конституции СССР (1924) и РСФСР (1925) значительно подробнее, чем в первой, были проработаны статьи, относящиеся к вопросам федеративного устройства. Принцип федерализма и автономии в указанных актах нашел свое дальнейшее развитие и уточнение. Эти уточнения были связаны с тем опытом национального строительства, который появился за период с 1918 по 1925 годы, но принцип обязательности партийного руководства всегда подразумевался и оставался неизменным.
Конституция СССР (1924), закрепившая создание Союза Советских Социалистических Республик, почти ничего не говорила ни о формах советской автономии, ни о правовом положении автономных образований в Союзе ССР, если не считать упоминания об автономных республиках, в связи с образованием Совета национальностей ЦИК Союза ССР, куда автономные республики и автономные области посылали по одному представителю (ст. 15 Конституции СССР 1924 года). В этой связи важным этапом становления автономии стала Конституция РСФСР от 11 мая 1925 года. В ней уже была гл. IV «Об автономных советских социа-
листических республиках и областях», в которой регламентировались основные вопросы правового положения советских автономий. Конституция РСФСР 1925 года, исходя из практики национально-государственного строительства, закрепила наличие двух форм советской автономии - автономные республики и автономные области. В годы действия второй Конституции национальные автономии стали преобразовываться уже с учетом повышения их государственного статуса. В связи с этими преобразованиями, новыми административно-территориальными делениями, активно проводилась работа по законодательному обеспечению возникающих новых взаимоотношений между автономиями и областями и органами власти краевых единиц, в состав которых вошли эти республики и области. Вошедшие в состав краев, а затем и областей, автономные образования в некоторых случаях получили помощь со стороны краевых, областных органов. Вместе с тем, постоянно происходил процесс интеграции населения края, области и населения автономии.
Конституция СССР 1936 года впервые закрепила такую форму автономии, как национальные округа, предусмотрела их представительство в Совете национальностей Верховного Совета СССР16. На основании этих норм
21 января 1937 года Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов была принята третья Конституция РСФСР17. Исходя из требований новой Конституции РСФСР, система органов государственной власти в РСФСР, автономных республиках и других ее субъектах, вплоть до районного деления, была изменена. Вместо системы съездов Советов, соответствовавшей многостепенным выборам, в республиках была введена система органов власти в виде Советов депутатов трудящихся и система местных Советов в краях, областях, национальных округах и районах. Многостепенная система выборов уступила место прямым выборам во все Советы депутатов трудящихся, начиная с сельских и городских Советов и кончая верховными советами. Было введено всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании (гл. XII Конституции РСФСР). Конституция РСФСР 1937 года дала возможность устранить изби-
16 Конституция общенародного государства. М. : Политиздат, 1978. С. 226-244.
17 Конституции и конституционные акты РСФСР (19181937). С. 268-279.
рательные преимущества городского населения перед сельским. Так, в ст. 145 Конституции РСФСР (1937) были установлены нормы представительства краевого (областного) Совета, Совета национального округа, Совета административного округа, районного Совета, городского Совета и районного Совета в го-
родах, Советов Москвы и Ленинграда, сельского Совета. При этом следует отметить, что Советы были многочисленны. Так, Совет национального округа формировался в зависимости от размера национального округа -один депутат не менее чем от 100 и не более чем от 500 человек населения.