Научная статья на тему 'Становление радиовещания в постсоветской России'

Становление радиовещания в постсоветской России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2251
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИО / РАДИОВЕЩАНИЕ / РЫНОК РАДИОВЕЩАНИЯ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЫНКА РАДИОВЕЩАНИЯ / РАДИОСТАНЦИЯ / КОММЕРЧЕСКОЕ ВЕЩАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нестеров А. А.

В статье автор предпринял попытку описать главные процессы становления радиовещания в постсоветской России. В статье рассмотрены основные этапы реогрганизации вещания и возникновения рынка радиовещания в Российской Федерации; проанализирована особая роль коммерческого вещания, занявшего на рынке лидирующие позиции и впервые сфоррмировавшего рыночное медиапространство, в котором меяеду собой активно конкурируют успешные радиостанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article describes the main processes of radio broadcasting establishing in post-Soviet Russia. The main stages of broadcast reorganisation and radio broadcasting market initiation in the Russian Federation are considered. The author analyses a special role of commercial broadcast, which came into leading positions in the market and for the first time formed a market media space, where prosperous radio stations actively compete with each other.

Текст научной работы на тему «Становление радиовещания в постсоветской России»

А. А. Нестеров

СТАНОВЛЕНИЕ РАДИОВЕЩАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Работа представлена кафедрой теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Д. П. Гавра

В статье автор предпринял попытку описать главные процессы становления радиовещания в постсоветской России. В статье рассмотрены основные этапы реорганизации вещания и воз-

7 4

никновения рынка радиовещания в Российской Федерации; проанализирована особая роль коммерческого вещания, занявшего на рынке лидирующие позиции и впервые сфоррмировавшего рыночное медиапространство, в котором ме^ду собой активно конкурируют успешные радиостанции.

The author of the article describes the main processes of radio broadcasting establishing in postSoviet Russia. The main stages of broadcast reorganisation and radio broadcasting market initiation in the Russian Federation are considered. The author analyses a special role of commercial broadcast, which came into leading positions in the market and for the first time formed a market media space, where prosperous radio stations actively compete with each other.

Становление рыночной экономики, основ демократии и институтов гражданского общества в России конца 1980-х и 1990-х гг. привели к появлению в нашей стране наряду с государственными значительного числа независимых средств массовой информации, в том числе радиостанций. Российское общество, осуществляя политические и социально-экономические перемены, остро нуждалось в современной информационной среде. Демократические перемены были бы невозможны без актуальной, содержательной и независимой информации об общественной и политической жизни. Особую роль в период трансформации политического режима сыграли созданные новым российским политическим руководством СМИ, а также новые частные радиостанции, сделавшие ставку на качественное информирование слушателей и авторскую публицистическую журналистику.

Несколько позднее на отечественный рынок пришли музыкальные и иные коммерческие проекты. Тем не менее именно эти станции доминируют в массовом сегменте медиарынка и российского радиоэфира в настоящее время.

В процессе реорганизации государственного вещания и возникновения рынка радиовещания в Российской Федерации, на наш взгляд, можно выделить четыре этапа.

На первом, начальном этапе (1990-1991) была создана в 1990 г. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК). Первоначально в структуре ВГТРК была организована

в 1990 г. радиостанция «Радио России», затем в 1991 г. телеканал «Россия» и радиостанция «Голос России», вещавшая на русском языке на зарубежные страны. В этот же период (1990-1992 гг.) появились первые коммерческие радиостанции, реализующие те или иные, зачастую несовершенные бизнес-модели, стремившиеся привлечь рекламодателей. Первыми коммерческими радиостанциями в России стали петербургская «Радио Балтика» и московская «Европа Плюс», созданные в 1990 г. «Радио Балтика» также осуществляла собственное ин-формационное вещание.

На втором этапе (1991-1998) после провала путча было ликвидировано Гостеле-радио СССР и на его основе созданы многочисленные государственные телерадиокомпании (ГТРК) разных уровней. РГТРК «Останкино» получила в свое распоряжение 1-й телеканал («Останкино»), вечернее время на 4-м телеканале, радиостанции «Маяк», «Радио-1», получившие отдельные частоты радиостанции «Юность» и «Орфей», а также иновещание. Для управления государственными телерадиовещательными ресурсами была создана Федеральная служба телевидения и радиовещания (ФСТР), просуществовавшая до 1999 г. В 1993 г. Указом Президента РФ была создана Российская государственная радиовещательная компания «Голос России». К ней от РГТРК «Останкино» отошло иновещание - информационная работа с иностранными аудиториями.

В 1995 г. Указом Президента России была реорганизована РГТРК «Останкино».

На ее основе возникла Российская государственная радиовещательная корпорация (РГРК), в структуру которой вошли четыре федеральные радиостанции. К 1998 г. были также приватизированы ГТРК «Петербург - 5-й канал» (на ее основе была организована ТРК «Петербург») и «Радио-1».

Второй этап также характеризуется быстрым ростом числа успешных коммерческих радиостанций в регионах. Крупнейшие коммерческие радиостанции того периода - «Европа Плюс», «Радио Максимум», «Радио России - Ностальжи» и др. Наибольшую аудиторию имела «Европа Плюс», распространявшаяся в 24 городах России.

Третий этап (1998-2000) - организация на новой основе системы государственного телерадиовещания в связи с необходимостью более эффективного управления государственными средствами массовой информации из единого центра, что в значительной мере было вызвано подготовкой к предстоящим в 2000 г. президентским выборам. Указом Президента Российской Федерации был создан Единый производственно-технический комплекс (ЕПТК) ВГТРК. Согласно указу в эту структуру были включены два федеральных телеканала («Россия» и «Культура»), четыре федеральные радиостанции («Радио России», «Маяк», «Юность», «Орфей»), международное радиовещание («Голос России») и 92 региональные ГТРК. Кроме того, ЕПТК ВГТРК объединил все радиотелепередаю-щие центры федерального и регионального уровней.

Третий этап развития коммерческого вещания, сохраняя особенности предыдущего периода, обнаружил новые черты. К 1999 г. число коммерческих радиостанций в стране приблизилось к 700. Их быстрый рост создал предпосылки для создания так называемых сетевых электронных СМИ.

Основной механизм в данном случае -аренда крупными московскими радиостанциями эфирного времени на локальных станциях. Передачи размещаются блоками

на договорной основе, в каждом регионе -по-разному. Новостные выпуски носят чаще всего локальный характер и готовят -ся местными филиалами сетевых электронных средств массовой информации. В такой идеологии работают телеканалы Рен-ТВ, ТНТ и др., радиостанции «Европа Плюс», «Русское радио» и др. Возникает разделение компаний на вещательные и производящие. В ряде случаев радиостанциям оказывается экономически выгоднее покупать произведенную продукцию, чем производить ее самим.

В этот период возникают медиахолдинги - группы медиапредприятий, имеющих общих владельцев. Крупнейший медиахолдинг данного периода - «Мост-Медиа», объединивший телеканалы НТВ, ТНТ, систему спутникового ТВ «НТВ+», радиостанцию «Эхо Москвы» и ряд печатных периодических изданий. В значительной мере возникновение медиахолдингов связано с возникновением так называемых «олигархов» - крупных магнатов, желавших оказывать сильное политическое влияние (Б. А. Березовский, В. А. Гусинский и др.). Их деятельность была особенно заметна во время предвыборных кампаний - думской 1995 и 1999 гг., президентской 1996 г.

Четвертый этап, продолжающийся по настоящее время, отражает специфику общественно-политической и социально-экономической жизни страны в период президентства В. Путина. Этот этап (с 2000 г.) связан с осознанием опасности «олигархической» модели функционирования электронных СМИ в связи с их значительным воздействием на общественное мнение. Политическим руководством страны были приняты известные меры, ограничившие возможности «олигархического» информационного давления на общество и власть через владение крупными телеканалами и радиостанциями.

В 2001 г. было принято решение вывести из ЕПТК ВГТРК структуры технического обеспечения вещания и объединить их в государственную компанию РТР-Сеть.

Данные преобразования привели к необходимости в изменении структуры государственного управления этой сферой. Была расформирована ФСТР, а ее функции были переданы организованному в 1999 г. Министерству печати, телевидения и радиовещания (МПТР).

К 2001 г. государственный сектор телерадиовещания России включал в себя около 110 телеканалов и около 120 радиостанций (находящихся в государственной или полугосударственной собственности), что составило соответственно 7 и 11 % от общего числа телеканалов и радиостанций. Однако по потенциальной аудитории и охва-ту населения вещанием именно государственные телеканалы и радиостанции являются лидерами. По данным Службы изучения аудитории, в 2001 г. «Радио России» могли принимать 95% населения РФ, «Маяк» - 90%, «Юность» - 32%, «Орфей» -16%, канал «Россия» - 96%, канал «Культура» - 35%, ТВЦ - 34%.

Однако исследования, проводимые крупнейшими исследовательскими компаниями, специализирующимися в сфере медиаизмерений («Комкон», «TNS Gallup Media» и др.), показывают, что по реальной аудитории лидируют коммерческие музыкальные радиостанции - прежде всего «Европа Плюс» и «Русское радио». К 2001 г. в России насчитывалось свыше 1000 коммерческих радиостанций. Крупнейшие среди них: «Русское радио», «Европа Плюс», «Радио ретро», «Авторадио», «Хит-FM», «Эхо Москвы» и др. Усилилась тенденция консолидации, слияний и поглощений на медиарынке, вследствие чего возникли мощные медиахолдинги, при этом подавляющая часть негосударственных медиахолдингов ставит перед собой исключительно коммерческие задачи.

Важную роль в развитии телерадиовещания в России играют общественные организации, в том числе Национальная ассоциация телерадиовещателей (создана в 1995 г.). Для регулирования стандартов

качества измерений телеаудитории, а также разрешения тех или иных этических коллизий в 2001 г. в качестве некоммерческой организации был создан Медиакомитет.

Российское радиовещание продолжает активно развиваться: появляются новые технологии, создаются новые концепции и форматы вещания, продолжается процесс консолидации на медиарынке. Но вместе с тем очевидно, что фундаментальные основы российского радиовещания в постсоветскую эпоху уже сложились.

Проводимые сегодня в стране различными экспертными центрами маркетинговые исследования говорят о лидирующем положении на рынке коммерческого радиовещания радиостанций «Европа Плюс» и «Русское радио». Реальная и потенциальная аудитория этих радиостанций весьма велика; по всем ключевым показателям они существенно опережают конкурентов.

Возникшая раньше «Европа Плюс» ориентируется на слушателей, предпочитающих современную западную музыку, в то время как «Русское радио» делает ставку на звезд отечественной музыки и шоу-бизнеса. «Русское радио» позиционирует себя как крупнейшую в мире радиосеть, вещающую более чем на 750 городов России, СНГ и стран дальнего зарубежья: США, Германии, Израиля и др. При этом лидирующие радиостанции не только осуществляют круглосуточное вещание, но и организуют масштабные зрелищные мероприятия высочайшего уровня (конкурсы исполнителей, музыкальные фестивали и т. д.).

Опыт «Европы Плюс», «Русского радио» и других независимых радиостанций, работающих в России, показывает: в нашей стране сложилось реальное рыночное медиапространство, в котором между собой активно конкурируют, в частности, успешные радиостанции, предлагая своим слушателям продукты все более высокого качества, реализуя, таким образом, свои важные социальные и коммерческие задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.