Научная статья на тему 'Становление профессиональной направленности студентов инженерно-педагогических специальностей'

Становление профессиональной направленности студентов инженерно-педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Льноградская О. И.

Рассматриваются особенности профессиональной направленности у студентов инженерно-педагогических специальностей, мотивы их учебной деятельности. Особое внимание уделяется содержательному и процессуальному компоненту преподавания инженерно-педагогического цикла как одному из факторов формирования профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление профессиональной направленности студентов инженерно-педагогических специальностей»

УДК 377.1

О.И. Льноградская

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рассматриваются особенности профессиональной направленности у студентов инженернопедагогических специальностей, мотивы их учебной деятельности. Особое внимание уделяется содержательному и процессуальному компоненту преподавания инженерно-педагогического цикла как одному из факторов формирования профессиональной направленности.

Педагогическая деятельность является особым видом общественно-полезной деятельности, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется людьми, специально подготовленными к профессиональному обучению.

Педагогическая деятельность преподавателя связана с разными сторонами личности студента: потребностями, интересами, склонностями, способностями, эмоциональным отношением, волевыми проявлениями в овладении специальностью, в социальном и профессиональном становлении. Педагогическая деятельность, представляющая собой органическую, сознательную и целенаправленную часть воспитательного процесса, является важнейшей функцией общества. Однако престиж педагогической профессии в нашей стране в последние десятилетия существенно снизился, а заработная плата педагогов как экономическая форма общественного признания остается недопустимо низкой.

Проведенные нами исследования показали, что за последние пять лет резко возросло количество студентов, поступивших на инженерно-педагогические специальности (05.05.01) без должного выбора и без адекватного представления о своей будущей работе. По данным проведенных нами социологических исследований, только 21% студентов 2-го курса университета в будущем хотят стать преподавателям в техникумах, колледжах, училищах. Уровень удовлетворенности осваиваемой профессией составляет 14-26%.

Наиболее обобщенной формой отношения человека к профессии является профессиональная направленность, которая определяется как интерес к профессии и склонность заниматься ею [1]. Понятие «направленность» включает в себя представление о цели; мотивы, побуждающие к деятельности; эмоциональное отношение к этой деятельности; удовлетворенность ею [2].

Профессиональная направленность - это сложное образование, которое описывается множеством параметров и свойств. Например, Н.В. Кузьмина выделяет ряд свойств профессиональной направленности: специфичность, объектность, обобщенность, удовлетворенность, устойчивость и др.

Профессиональная направленность складывается из частных оценок субъектом степени личностной значимости (привлекательности - непривлекательности) разных аспектов профессиональной деятельности, её содержания и условий осуществления. Предметом оценки субъективной значимости могут быть работа с людьми, возможность творчества, заработок, соответствие профессии способностям, темпераменту, характеру и др.

Отношение к учению как к средству достижения целей обучения образуют учебную мотивацию, которая складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм организации с точки зрения их индивидуальных потребностей и целей. Студенты могут хорошо учиться, потому что хотят:

- получить профессию (профессиональная мотивация);

- приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания (познавательные мотивы);

- принести пользу обществу (широкие социальные мотивы);

- иметь более высокий заработок (прагматические мотивы);

- утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе в целом и в определенном ближайшем социальном окружении (мотивы социального и личностного престижа).

Каждая из этих разновидностей учебной мотивации может стать доминирующей и определять уровень индивидуальных достижений в учении. Анализ результатов проведенного анкетирования студентов специальности 05.05.01 «Профессиональное обучение» позволил выделить ведущие мотивы их учебной деятельности. Они представлены в табл. 1 по уровням их предпочтительности и значимости для студентов.

Таблица 1

Мотивы учебной деятельности студентов (по их значимости)

№ п/п Перечень мотивов учебной деятельности Распределение студентов, %

1 Профессиональные мотивы 38

2 Мотивы социального и личностного престижа 25

3 Познавательные мотивы 15

4 Прагматические мотивы 11

5 Мотивы общения 6

6 Мотивы внешнего давления 3

7 Широкие социальные мотивы 2

На первом уровне - профессиональная мотивация, на втором - мотивы социального и личностного престижа, на третьем - познавательные мотивы. У ряда студентов выделены мотивы внешнего давления и общения. Следует подчеркнуть, что только 2% опрошенных указали мотив - принести пользу обществу.

Разные виды учебной мотивации предопределяют избирательные отношения студентов к отдельным учебным дисциплинам. Основаниями, формирующими это отношение, являются профессиональная важность учебного предмета, личный познавательный интерес к нему, удовлетворенность качеством преподавания учебных дисциплин, а также субъективная оценка трудности их усвоения.

По мере освоения будущей профессии у студента меняются представления о её сторонах, что влечет за собой изменение отношения к выбранной профессиональной деятельности.

Было установлено, что количество студентов, удовлетворенных своей профессией, растет от первого курса к пятому. Особенно это проявляется после прохождения студентами первой педагогической практики. Побывав в роли преподавателя, многие меняют отношение к профессии. Семьдесят процентов студентов заявили, что увидели эту профессию с другой стороны и хотели бы работать преподавателями, но при достойной заработной плате. Поскольку профессиональная направленность является ведущей в мотивационно-целевой структуре обучения, то её снижение должно отразиться, например, на мотивах учения и на отношении студентов к учебным предметам.

К наиболее важным предметам студенты инженерно-педагогических специальностей электротехнического и машиностроительного профиля Самарского государственного технического университета отнесли циклы электротехнических и машиностроительных дисциплин, на втором месте оказались психолого-педагогические, затем - физико-математические и лингвистические дисциплины. Последнее место разделили химия и, как ни странно, занятия физической культурой. Последнее обстоятельство вызывает крайнюю тревогу, так как говорит о низкой культуре отношения студентов к собственному здоровью.

В свою очередь, избирательное отношение к учебным предметам может на разных этапах обучения определять доминирование тех или иных учебных мотивов и через учебную мотивацию оказывать влияние на формирование общего отношения к конечным целям обучения, т.е. профессиональной направленности.

Проведенный опрос показал, что при формировании профессиональной направленности у студентов большую роль играет психолого-педагогический цикл, а также педагогическая практика.

Программы курсов «Общая психология», «Общая и профессиональная педагогика» и «Психология профессионального образования» помимо лекционных занятий предусматривают проведение лабораторных занятий, семинаров, психологических тренингов, написание курсовых работ.

Изучение психологических закономерностей формирования личности, её индивидуальных возрастных особенностей позволяет студентам составить свой психологический портрет, который включает следующие компоненты: направленность, интеллектуальность, эмоциональность, способность к групповому взаимодействию, волевые качества, самооценка, коммуника-

тивность. Эти знания важны для выбора оптимальных путей общения с людьми. Познания «собственного Я» позволяет более обоснованно подходить к индивидуальности другого человека, признать своеобразие проявлений психики у различных людей и относиться к ним с пониманием и терпением. Это качество очень важно в деятельности педагога.

Интерпретируя результаты диагностики индивидуальных психологических характеристик студентов, преподаватель в то же время актуализирует имеющиеся у них психологические знания и тем самым расширяет их психологическую компетентность, которая становится одним из факторов самореализации профессионально-педагогического потенциала личности. Личностноориентированная диагностика может инициировать возникновение побудительного мотива для личностного роста.

Понимание собственной индивидуальности способствует саморазвитию, саморегуляции поведения, формированию адекватной самооценки и компенсаторных механизмов, которые являются сдерживающим началом при проявлении негативных динамических свойств темперамента.

Сопоставление профессионально значимых качеств личности будущего педагога с личным психологическим портретом студента позволяет оценить его психологическую готовность к профессиональной деятельности. Уровень этой готовности не является чем-то неизменным. При высоком уровне направленности и мотивации к деятельности возможно их развитие. Реализовать эту возможность студенты могут и самостоятельно, и с помощью сотрудников психологической службы (тренинги, психокоррекция личностных качеств и т.д.).

Овладение методами изучения личности учащегося является важным профессиональным умением инженера-преподавателя. Это умение необходимо формировать у студентов в процессе изучения всех дисциплин психологического цикла. Так, на лабораторно-практических занятиях они учатся использовать различные психологические методики для исследования закономерностей развития познавательных процессов, свойств личности, интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Формируется также умение выявлять психологический климат в учебной группе, межличностные отношения. Довольно часто полученные результаты заставляют студентов по-другому оценить психологическую атмосферу в своей собственной группе.

Довольно часто психодиагностику связывают с использованием аппаратурных методик и тестов. Но для получения наиболее достоверной информации большое значение имеют данные, полученные в результате наблюдения, эксперимента, индивидуальных бесед, анкетирования, анализа продуктов деятельности.

Умение наблюдать формируется в процессе проведения всех лабораторно-практических работ и педагогической практики. Например, используя метод наблюдения, студенты составляют «поведенческий портрет» своего товарища по учебной группе, при этом строго выполняется условие соблюдение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. За основу берется методика, разработанная преподавателями факультета психологии МГУ [3], согласно которой выделяются следующие аспекты наблюдения:

- особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека;

- мимика;

- пантомимика;

- речевое поведение;

- поведение по отношению к другим людям;

- поведенческие проявления отношения к самому себе;

- поведение в психологически значимых ситуациях;

- поведение в основной деятельности (учебе);

- поведение и характерные высказывания, раскрывающие отношение к будущей профессии; интересы, кругозор, жизненный опыт.

На занятиях студенты изучают правила составления анкетного опроса и затем сами составляют анкету, например, для выяснения тенденций в изменении профессиональной направленности у учащихся в течение процесса обучения в вузе, техникуме, училище. Полученные ответы помогут выяснить, что ученики знают о своей будущей профессии, о требованиях, предъявляемых к личности специалиста, о том, насколько профессия соответствует их интересам, способностям. Это очень важно знать на различных этапах профессиональной подготовки, так как возможна как положительная, так и отрицательная динамика. Выявление динамики профессио-

нальной направленности с первого года обучения позволит кураторам, преподавателям, мастерам корректировать свою деятельность в области воспитания и обучения.

На первом этапе составления анкеты студенты определяют ее содержание. Вопросы направлены на выяснение мотивов выбора учебного заведения, специальности, мотивов учения (познавательные, социальные, прагматические, общение, самоутверждение и другие). Другая группа вопросов направлена на выяснение изменения отношения к профессии в процессе обучения, интереса к изучаемым предметам, желания воспитывать в себе профессионально важные черты характера.

Второй этап в разработке анкеты - выбор нужного типа вопросов (открытые и закрытые). Третий этап связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов. Составленные анкеты обсуждаются на практических занятиях. Необходимость предложенного количества вопросов, их формулировка и последовательность аргументируются. Анкету по одной и той же теме составляют несколько подгрупп студентов. Затем в процессе обсуждения они намечают в ней изменения и коррективы. Пробный пилотаж (апробация) этой анкеты проводится на студентах другой учебной группы, а затем уже она используется на педагогической практике в колледже, техникуме или училище.

Большую роль в формировании психолого-педагогической культуры играют активные имитационные методы, включающие в себя неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение профессиональных задач и др.) и игровые (деловые игры, разыгрывание ролей и др.) методики.

На лабораторно-практических занятиях решаются психологические задачи по диагностике. Их целью является формирование умения использовать определенный метод изучения личности. Работа оценивается по умению анализировать психологические особенности учащегося, применять при этом различные методы изучения личности, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; учитывается также и культура речи.

Для закрепления полученных умений студентам предлагается еще раз составить психологический портрет любого члена группы, используя при этом такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.

Анализ конкретных педагогических ситуаций побуждает студентов к диалогу. Они обсуждают пути разрешения этих ситуаций и их последствия. Учебную задачу можно рассматривать в качестве модели реальной практической ситуации. Так как любая педагогическая ситуация состоит из многих элементов и связей между ними, то при ее анализе студенту необходимо актуализировать знания из разных учебных дисциплин. В некоторых случаях студенты сами должны сформулировать психолого-педагогическую задачу. Поэтому решение учебных задач предполагает синтез знаний из психологии и педагогики. При анализе и групповом обсуждении каждый студент должен представить свою точку зрения, сформулировать проблему, доказать правильность своих рассуждений и сделать выводы.

При проведении ролевого тренинга студенты довольно часто выбирают проигрывание ролей, моделируя при этом конфликтные ситуации. Например, разыгрывается сюжет разрешения конфликта, когда молодой преподаватель на сутки был назначен директором техникума и в это время к нему в кабинет учитель приводит провинившегося на уроке ученика.

На лабораторных занятиях проводятся также учебные деловые игры. Если при анализе ситуации отрабатывается процесс принятия педагогического решения, то в деловой игре формируется и умение принимать решения, и организация его исполнения. Если при анализе ситуации идет спонтанное обсуждение, то в игре чаще всего присутствует сценарий, который готовится студентами по заранее распределенным ролям.

Вначале имеет место проблематизация (обострение) ситуации, сопоставляются точки зрения в группах, критически обсуждаются и оцениваются результаты. Студенты учатся рефлексировать по поводу своих точек зрения, находить их уязвимые места, оценивать альтернативные решения. Затем следует этап организованных решений. В итоге при проведении подобных игр у студента формируется новое представление о себе на основе сопоставляемых оценок, свобода ролевого маневра, проявляется многомерность «Я»-образа.

Для проведения психологического и педагогического анализа уроков используются видеозаписи занятий по различным предметам. Студенты по пятибалльной системе оценивают каждый показатель, затем выводится средний балл группы и составляется номограмма психологической подсистемы взаимодействия «учитель-ученик». Делаются выводы и совместно с преподавателем разрабатывается программа психолого-педагогической коррекции. Психологический анализ урока выделяет аспекты, которые относятся к вопросам общей направленности лично-

сти, к потребностям и интересам учащегося, к его психологическим состояниям, к проявлению чувств, воли, внимания, к развитию познавательных процессов на учебных занятиях.

Педагогический анализ урока включает в себя следующие аспекты: общая структура урока, организация основной дидактической цели, воспитание и развитие учащихся в процессе обучения, соблюдение основных принципов дидактики, оценка выбора методов, форм и средств обучения.

В формировании познавательных мотивов большая роль отводится выполнению студентами курсовой работы. Следует подчеркнуть, что преподаватель определяет только область исследования, а конкретное направление студент выбирает сам, что позволяет заинтересовать его в результатах работы. Студенты в курсовой работе раскрывают теоретические аспекты выбранной темы, а в экспериментальной части проводят практическое исследование одного из теоретических вопросов. Объектом исследования является процесс обучения учащихся школ, училищ, колледжей и техникумов, а также управление учебным процессом в этих учебных заведениях. Отсутствие жесткого алгоритма деятельности способствует тому, что студенты могут выйти на интересные результаты, с которыми они выступают на научных студенческих конференциях с докладами. Опыт показывает, что наилучшие результаты студенческой работы достигаются тогда, когда она выполняется в тесной связи с научно-исследовательской и научнометодической работой кафедр учебных заведений.

Участие в олимпиадах вузовского и российского уровня, в студенческих научных конференциях также способствует развитию творческой активности студентов и формирует профессиональную направленность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Просвещение, 1989. 152 с.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Просвещение, 1990. 203 с.

3. Общий практикум по психологии: Метод наблюдения / Под ред. М.В. Михалевской. Ч. 2. М.: Изд-во МГУ, 1985. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.