Инновации в образовательных учреждениях
УДК 377.5
J
Л
О.В. Ведута
СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
______________________Г
Аннотация. Предметом проведенного автором исследования была специфика учебного процесса технического ссуза. Цель работы заключалась в выявлении психолого-педагогических особенностей становления учебной мотивации студентов образовательного учреждения названного типа.
В статье приведено описание методики и результатов эмпирического изучения рассматриваемой мотивации. Обозначены ее особенности на различных этапах обучения, определены факторы, влияющие на ее развитие. Выделены и охарактеризованы кризисные периоды становления учебной мотивации, на этой основе определены ведущие положения процесса ее формирования с учетом специфики технического среднего специального учебного заведения.
Полученные результаты могут быть использованы в практике психолого-педагогической работы по обеспечению учебного процесса в техническом ССУЗе и повышению его эффективности. Они могут также найти применение в других образовательных учреждениях при условии соответствующей адаптации.
Ключевые слова: учебная мотивация, развитие учебной мотивации, динамика мотивации, условия обучения, социально-психологические особенности.
Abstract. The paper looks at the specific character of educational process at technical secondary school. The research is aimed at identifying the psychological and pedagogic peculiarities of students’ motivation development.
The author describes the methods and the empirical data concerning the motivation in question. Its characteristic features and their influencing factors at different stages of educational process are pointed out. The crisis periods of motivation development are defined, the key issues being discussed taking into account the peculiarities of technical secondary schools.
The obtained results can be applied in socio-pedagogic practices facilitating the educational process at specialized secondary schools. They can be also implemented at different educational institutions, given their proper adaptation.
Keywords: educational motivation, educational motivation development, educational motivation dynamics, educational environment, socio-pedagogic peculiarities.
Система среднего профессионального образования (СПО) является важным звеном в структуре профессионального образовательного комплекса. Она выполняет социальные, экономические, образовательные и интегративные функции. В настоящее время в Российской Федерации функционируют более 2650 средних специальных учебных заведений (ССУЗ), реализующих программы среднего профессионального образования. Численность студентов этих заведений составляет более 2,1 млн. человек [4].
Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования устанавливает высокие требования к уровню подготовки выпускников, обусловленные потребностью промышленности в квалифицированном специалисте, способном осваивать новые технологии, эффективно взаимодействовать
с коллегами, нести ответственность за результаты своего и коллективного труда. Однако социальный заказ на специалиста среднего звена входит в противоречие с общим невысоким уровнем развития поступающих в ССУЗы молодых людей и ставит перед учреждениями СПО (УСПО) непростую задачу - подготовить из, как правило, слабо обученного немотивированного первокурсника востребованного современным обществом специалиста.
Для решения этой задачи на современном этапе недостаточно формирования у студентов УСПО некоторого «готового набора» операционно-технических умений и навыков. Современный процесс образования немыслим без развития учебной мотивации, в структуре которой познавательные мотивы сочетаются с мотивами личного и профессионального само-
62
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
Инновации в образовательных учреждениях
совершенствования, ответственности перед обществом и социального сотрудничества.
Для того чтобы определить пути, направления и способы формирования мотивации к учению студентов технического ССУЗа, необходимо четко представлять характер динамики мотивации в процессе профессионального обучения и факторы, оказывающие влияние на ее становление.
В исследовании 2005-2008 гг., посвященном изучению особенностей рассматриваемой мотивации, приняли участие обучающиеся Нижневартовского нефтяного техникума (всего 381 человек, из них 355 юношей и 26 девушек). Исследование включало изучение собственно учебной мотивации и анализ сформирован-ности профессиональных мотивов первокурсников, а также определение динамики мотивации в ходе обучения.
Анализ результатов анкетирования и наблюдения педагогов за студентами в процессе учебной и внеучебной деятельности позволили выявить следующие типичные для большинства первокурсников УСПО особенности учебной мотивации [1]:
• большинство обучающихся обладают низким уровнем познавательных мотивов (64%), средний уровень свойствен меньшинству (28%), высокий уровень практически не встречается;
• обучающиеся ориентируются преимущественно на внешние моменты учебной деятельности (79%);
• значительная часть студентов (42%) находятся в состоянии явного или скрытого противостояния с педагогом, которое проявляется в нарушениях дисциплины, конфликтах с преподавателями, рассеянности, упрямстве и пр.;
• у многих первокурсников наблюдается страх ошибки (74%), они предпочитают задания репродуктивного плана, боятся оказаться в ситуации неуспеха;
• студенты ССУЗа чаще всего выбирают роль исполнителей, не умеют самостоятельно принимать решения и определять общее направление своих действий, не способны рефлексировать основания своих и чужих действий, договариваться с другими людьми в конфликтной ситуации и конструктивно действовать в ситуации давления (85%).
Изучение сформированности профессиональных мотивов осуществлялось путем анкетирования. Ответы обучающихся на наиболее важные, с нашей точки зрения, вопросы анкеты «Изучение мотивов выбора профессии» представлены ниже
и ранжированы в порядке убывания частоты их выбора.
Почему вы поступили в техникум на эту специальность?
Хочу освоить именно эту профессию - 37%.
Посоветовали поступить родители - 28%.
Поступил за компанию с другом - 12%.
Не прошел по конкурсу на другую специальность и, чтобы не терять год, пришел сюда - 11%.
Хочу избежать службы в армии - 7%.
Насколько хорошо вы представляете себе, в чем заключается ваша будущая профессиональная деятельность?
Четко представляю, рассказывали специалисты, был на производстве - 20%
Имею некоторое представление - 37%.
Представляю смутно - 31%.
Ничего не знаю о будущей профессии - 12%.
Далеко не все подростки к моменту поступления осознают свои профессиональные интересы и склонности. Более чем у половины поступающих представление о специальности туманно, не сформирована профессиональная ориентация. Приходится признать, что в современных условиях процесс выбора профессии для многих студентов стал носить преимущественно прагматичный и вынужденно-пассивный (ведомый) характер: подавляющее большинство абитуриентов/студентов-первокурсников руководствуются не социальным запросом и не профессиональными склонностями, а мотивами материального плана и советами родителей и друзей.
Обучение в ССУЗе представляет собой подготовку к профессиональной деятельности, которая характеризуется постепенным усложнением условий обучения и возрастанием профессиональной направленности. В процессе учебы не только меняются организационные и содержательные характеристики учебной деятельности, но и происходят личностные и возрастные изменения самих обучающихся. В результате трансформируются доминирующие мотивы учения, происходит рождение новых мотивов и смыслов, становится иным отношение студентов к обучению как основному виду деятельности.
При изучении динамики мотивации к учению использовались следующие методы: методика диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана, В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой (табл. 1), наблюдение, анкетирование, беседа с обуча-
Таблица 1
Результаты диагностики мотивации в процессе обучения
Мотивация Показатели мотивации, баллы
При поступ- лении Семестр
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
Ориентация на приобретение ЗУН 4,4 3,6 3,8 3,8 4,2 4,9 4,3 5
Ориентация на внешние моменты учебной деятельности 6,2 5,8 5 4,5 4,3 4 4,2 5,8
Общая 5,3 4,7 4,4 4,2 4,3 4,5 4,3 5,4
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
63
Инновации в образовательных учреждениях
Таблица 2
Данные об успеваемости и посещаемости учебных занятий
Степень успешности учебного процесса Показатели в конце семестра, баллы
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
Успеваемость общая,% 87 75 72 78 83 81 88
Успеваемость качественная,% 35 27 24 23 35 27 41
Посещаемость: пропуски учебных занятий в месяц на чел., час. 10 18 26 20 20 25 21
ющимися, анализ результатов их академической успеваемости и посещаемости занятий (табл. 2), анализ ведомостей движения контингента студентов.
Проведенное нами исследование позволяет говорить о нескольких этапах развития учебной мотивации студентов в процессе обучения в ССУЗе. Приведем их краткие характеристики.
1-й этап (1-й семестр). Начало обучения традиционно связывают с адаптацией к новой образовательной среде. Адаптационный период является для студентов сложным этапом обучения, его влияние на развитие мотивации учения противоречиво. С одной стороны, в это время происходит резкая ломка многолетнего, привычного рабочего стереотипа, включение в новые виды учебной деятельности и общественных взаимоотношений. В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов в мотивационной сфере обучающихся возникают новые качества - новообразования, состоящие в проявлении нового отношения к учебной деятельности, к себе и окружающим [2,3,5,6].
С другой стороны, изменившиеся условия обучения вынуждают студента проанализировать, насколько его уровень развития соответствует новым требованиям, оценить количество усилий, которые необходимо затратить для ликвидации выявленного несоответствия. Если обучающиеся видят, что разрыв между их знаниями, умениями, навыками и новыми требованиями существенный, что для достижения цели необходимо приложить значительные усилия, а их волевые качества развиты слабо и они плохо владеют приемами планирования и организации своей деятельности, то их учебная мотивация резко ослабевает. Студенты отчаиваются, перестают учиться, пропускают занятия, что неизбежно приводит к проблемам во время сессии и отчислению.
Негативно влияют на становление мотивации учения в этот период различного рода трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом из школы, сомнения в правильности выбора профессии, поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях и др.
Большинство первокурсников имеет внешнюю учебную мотивацию, которая чаще всего носит отрицательный характер: низкий уровень обученности и негативный опыт предшествующего обучения обусловливают доминирование мотивов избегания. Уче-
ние мотивируется тревогой и страхом перед неизвестными формами контроля и наказания (зачетами, экзаменами, дисциплинарными взысканиями за пропуски занятий и др.).
Лишь у немногих студентов отмечается стремление проявить свои способности, которое также обусловлено внешней направленностью - мотивацией экстериоризированного успеха, связанного с внешним контролем, внешним признанием и одобрением. Такие обучающиеся хотят не столько получить прочные знания, сколько заработать определенный авторитет у преподавателей, доказать себе и другим, что они могут успешно обучаться в новом для них учебном заведении и занять определенную позицию в новом коллективе, заслужить одобрение окружающих.
Таким образом, в первом семестре преобладает ориентация на внешние моменты учебной деятельности, проявляющаяся в следовании мотивам избегания, позиционным мотивам.
2-й этап (2-3-й семестры). К началу второго семестра происходит первичная адаптация: студент усваивает нормы и правила учебного заведения, приобретает опыт учебной и внеучебной деятельности в новой образовательной среде. В это время осуществляется становление студенческого коллектива группы. Постепенно уменьшаются страх и тревожность, вызванные непривычными условиями обучения, что неизбежно приводит к ослаблению влияния внешних стимулов. Более адаптированные к новой образовательной среде и социальной группе студенты чувствуют себя увереннее. Теперь их учебная деятельность мотивируется не столько страхом, стремлением проявить себя и приспособиться к новым условиям обучения, сколько пониманием необходимости получения образования, желанием получить знания по приобретаемой профессии, быть успешным.
Однако перечисленные мотивы создают лишь установку к действию. Существенное влияние на учебную деятельность они оказывают лишь в том случае, если обучающиеся способны использовать их для выстраивания последовательной системы целей. Вместе с тем результаты наблюдения и анкетирования показывают, что многие студенты не владеют приемами целеполагания и не имеют достаточно развитых волевых качеств, вследствие чего в большинстве случаев
64
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
Инновации в образовательных учреждениях
мотивы остаются лишь намерениями. В этот период наличие мотивации не означает перехода к действию еще и потому, что обучающиеся видят лишь отдаленную перспективу практического применения получаемых знаний.
На данном этапе усиливается стремление к самореализации и успеху, которое, однако, не всегда находит воплощение в учебном процессе из-за объективных (формализованный характер обучения) и субъективных (недостаточная сформированность знаний и навыков учебной деятельности, слабые волевые качества) причин. В результате обучающиеся активно включаются во внеучебную деятельность (студенческое самоуправление, спорт, творчество и др.) и в ряде случаев настолько увлекаются ею, что интерес к ней вытесняет интерес к учебе.
Можно утверждать, что в конце 2-го -3-м семестре наблюдается общее снижение учебной мотивации, обусловленное ослаблением влияния внешних мотивирующих факторов и недостаточной сформи-рованностью познавательных мотивов, слабостью волевых качеств студентов, их неумением планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в учении, совмещать учебную деятельность с внеучебной.
3-й этап (4-5-й семестры). Этот период обучения характеризуется возрастанием профессиональной направленности образования (увеличивается количество технических и специальных дисциплин, студенты проходят практику в мастерских техникума для получения первичных профессиональных умений и навыков), что повышает интерес к приобретаемой профессии, а следовательно, и желание получить знания, умения и навыки для овладения ею. В большинстве случаев обучение становится более осознанным, внутренне мотивированным, чему способствуют и возрастные изменения студентов, проявляющиеся в более серьезном отношении к будущему, построении перспективных жизненных планов.
На третьем этапе часто наблюдается снижение мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, которые воспринимаются как незначимые для будущей профессиональной реализации. Обучающиеся не видят возможности практического применения общеобразовательных знаний, в то время как именно они позволяют сформировать общие компетенции, необходимые современному специалисту в любой профессиональной деятельности.
Возрастание профессиональной направленности образования отрицательно сказывается на становлении мотивации учения тех студентов, которые сделали выбор профессии неосознанно и чьи интересы и способности не соответствуют профилю обучения. У таких студентов возникают трудности при овладении техническими и специальными дисциплинами, а отсутствие интереса к приобретаемой профессии снижает нацеленность на преодоление этих трудностей.
Однако в целом данный период обучения характеризуется повышением учебной мотивации студентов.
4- й этап (6-й семестр). Отношение студентов к обучению в ССУЗе меняется после первой производственной практики, которую они проходят в этот период и которая сталкивает их сложившиеся представления и ожидания с реальными условиями работы на производственных предприятиях. Динамика учебной мотивации студентов в этот период неоднозначна: мотивация либо повышается (если эти условия соответствуют ожиданиям студентов), либо резко ослабевает (если студент разочаровывается в профессии).
Как показало проведенное нами исследование, причиной разочарования является не только несоответствие профессиональных интересов и склонностей студента приобретаемой специальности, но и неготовность к деятельности в условиях производства (тяжелым физическим нагрузкам, работе на открытом воздухе при неблагоприятных климатических условиях и т.п.). В ряде случаев негативное влияние на отношение студентов к специальности оказывает низкий престиж рабочих профессий в сочетании с необоснованными амбициозными желаниями молодых людей, их спросом на высокую зарплату при недостаточном уровне компетенций. Как правило, разочарованные в приобретаемой специальности студенты понимают необходимость завершения среднего профессионального образования для реализации дальнейших планов (продолжения образования по другому профилю), но их мотивация к учению либо ослабевает, снижая учебные показатели, либо приобретает ориентацию на хорошие баллы диплома, а не на прочные знания, умения и навыки.
5- й этап (7-й семестр). К четвертому курсу у студентов складывается реальное представление о приобретаемой профессии, определенное отношение к ней. Как правило, в это время они уже имеют конкретные планы на будущее (продолжение образования в вузе, работа по полученной специальности, служба в армии и др.). Динамика учебной мотивации в этот период может быть различной.
С одной стороны, отмечается ее возрастание, обусловленное ориентацией обучающихся на приобретение качественных знаний, умений и навыков, которые рассматриваются как необходимые для будущей профессиональной деятельности и продолжения образования. Повышается интерес к вырабатыванию навыков эффективного взаимодействия с другими людьми как важному условию успешной самореализации в профессии.
С другой стороны, часть студентов после окончания производственной практики продолжают работать, и для некоторых из них трудовая деятельность и возможность самостоятельного заработка становятся более значимыми, чем обучение. Такие студенты не всегда умеют найти рациональные способы совмещения работы с учебой, что неизбежно приводит к многочисленным пропускам занятий, снижению
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4
65
Инновации в образовательных учреждениях
учебных показателей, проблемам во время сессии, а иногда и отчислению.
Таким образом, процесс становления мотивации к учению включает стабильные и кризисные периоды. Под мотивационным кризисом, на наш взгляд, необходимо понимать объективно возникающее несоответствие уровня развития обучающихся, их потребностей и притязаний изменившимся требованиям, которое вызывает переживание сложившейся ситуации и инициирует деятельность по ее преобразованию. Проведенное исследование позволяет выделить следующие периоды кризиса мотивации:
• адаптационный кризис (1-й семестр), связанный с неосознанностью выбора профессии, проблемами адаптации;
• кризис становления познавательных мотивов (конец 2-го - 3-й семестр), характеризующийся ослаблением влияния внешних факторов и недостаточной сформи-рованностью познавательных мотивов;
• кризис профессионального выбора (6-й семестр, после возвращения студентов с производственной практики), являющийся следствием несовпадения условий производства со сформировавшимися у студентов представлениями о них;
• кризис вытеснения учебных мотивов мотивами заработка (7-й семестр), обусловленный недостаточным осознаванием важности завершения среднего профессионального образования, неумением совмещать трудовую деятельность с обучением.
Мотивационный кризис может рассматриваться как явление, обладающее не только отрицательным, но и положительным потенциалом. Положительный потенциал проявляется в случае направленности активности обучающихся на преодоление трудностей кризисного периода, в процессе которого происходит рождение новых мотивов, обретение ими качественных характеристик (действенности, доминирования и др.), что приводит к перестройке структуры мотивации и поднимает учебную деятельность на более высокий уровень («сдвиг мотива на цель»). Отрицательный потенциал мотивационного кризиса обнаруживается в случае непринятия студентами новых требований, отрицания их объективности и значимости, ориентации обучающихся не на саморазвитие, а на избегание неприятностей.
Таким образом, можно говорить о следующем понимании сути педагогических преобразований, способствующих становлению учебной мотивации студентов ССУЗа:
• формирование мотивации к учению может осуществляться путем активизации положительного потенциала мотивационного кризиса, предполагающей ориентацию деятельности обучающихся на преодоление трудностей кризисного периода и обеспечение успешности этой деятельности путем актуального (оказание помощи в преодолении трудностей теку-
щих кризисного этапа) и опережающего (подготовка к решению задач следующего этапа) педагогического содействия;
• результатами поэтапного формирования мотивации учения является появление у обучающихся ориентации на внешние положительные моменты учебной деятельности; адекватного представления о приобретаемой специальности; направленности на получение общих и специальных знаний; осознанного положительного отношения к профессии и понимания необходимости образования для реализации жизненных планов; стремления работать по специальности, использовать знания и навыки в целях личностного и профессионального самосовершенствования и конструктивного сотрудничества;
• эффективность педагогической работы обеспечивается адекватностью форм и методов педагогического содействия логике формирования мотивации учения; специфике мотивационного кризиса; степени возникающих у обучающихся трудностей, обусловленной их индивидуальными особенностями, а также ориентацией на перспективы развития обучающихся, синхронностью и совместностью деятельности педагогов;
• в качестве показателей сформированности мотивации могут рассматриваться характер учебной деятельности студентов (отношение к учению, подготовка к занятиям, активность, заинтересованность, участие в предметных олимпиадах, конференциях и семинарах, самообразование и т. д.), стремление обучающихся к коллективному взаимодействию (предпочтение групповой работы, умение эффективно сотрудничать и т.д.), наличие перспективных планов профессионального и личностного самосовершенствования.
Литература
1. Ведута О. в. Психолого-педагогические особенности становления учебной мотивации студентов технического среднего специального учебного заведения // Образование и наука. 2011.№ 7, C.44-65.
2. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциальная мотивация Person // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.48-59.
3. Маркова А. К. Формирование мотивации в школьном возрасте: пособие для педагога. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
4. Материалы 5-го съезда Союза директоров ссузов России. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.sdssuzr.ru/docs/ docs/vsezd.doc (Дата обращения: 1.08.2014).
5. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.53-56.
6. Сидорова И. В., Ананьева А. В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.32-35.
66
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4