СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ПУЗИКОВ Руслан Владимирович,
ТОЛМАЧЕВА Елена Сергеевна
Аннотация: статья посвящена анализу правовой политики в области национальной идеи, проведение которой позволит создать общественные, национальные, духовные ценности, единые для всего российского общества, с помощью которыхудастся снизить напряженность в межнациональных отношениях, сократить количество конфликтов на национальной почве и, в конечном итоге, повысить национальную безопасность.
Annotation: this article analyzes the legal policy of the national idea, holding that would create social, national and spiritual values common to the entire Russian society, which will reduce tensions in international relations, reduce the number of conflicts on a national basis and, ultimately, improve national security.
Ключевые слова: национальная идея, правовая политика, правовое регулирование, гражданственность, нравственность, патриотизм.
Key words: national idea, legal policy, legal regulation, civic consciousness, morality, patriotism.
В современной российской правовой политике становится актуальным вопрос, касающийся использования национальной идеи и всех составляющих ее элементов в качестве механизма, объединяющего все общество при разрешении назревших проблем, касающихся духовного возрождения России. Данный вопрос является очень значимым, поскольку культурная, политическая, нравственная атмосфера в России характеризуются крайней нестабильностью, отсутствием ясного консолидирующего фактора, которым, несомненно, должна стать общая национальная идея, опирающаяся на нравственные основы. В связи с этим разработка оптимальных направлений правового регулирования государством национальной идеи, обоснование концепции правового развития в данной области на ближайшее время и на перспективу, формирование и утверждение основ национального единства, опирающихся на нравственные, духовные начала - одни из самых главных задач России на современном этапе.
В настоящее время осуществление единого правового регулирования в области национальной идеи является сложным и трудоемким процессом. Радикальные политические и социально-экономические преобразования в нашей стране, произошедшие в конце прошлого века, обусловили необходимость изменений в практике правового регулирования различных общественных отношений, в том числе и национальной идеи1. В конце XX века правовые системы всего мира столкнулись с новым для себя процессом глобализации - многоплановой и внутренне противоречивой интеграцией в мировых системах: экономической, социальной и правовой2.
1 Гущина НА Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. СПб: Юридический Цетр Пресс, 2003. С. 7.
2 Поленина С.В. Право и глобализация // Правовая система России в
условиях глобализации. М., 2005. С. 10.
Происходит уничтожение и слияние многих мировых культур, наблюдается необратимый процесс «усреднения», обезличивания индивидуумов, объединения их в некие жесткие рамки единообразными нормами и правилами3. Все это привело к утрачиванию исконных для каждого государства начал. Данный процесс не обошел стороной и Россию, в которой за последние два десятилетия наблюдается потеря нравственных и духовных начал, которые веками были отличительными особенностями нашего государства.
Для российского государства и общества XX век был веком серьезных потрясений и испытаний: государственность России неоднократно подвергалась проверке на прочность. В ряду этих испытаний существенное значение сыграли процессы и события последнего десятилетия, которые затронули фундаментальные, базовые пласты организации российского общества и государства. Параллельно с положительными тенденциями в развитии государственно-правовых институтов наблюдалось быстрое формирование и негативных факторов, которые подорвали позиции России на международной арене, существенно снизили эффективность осуществления государственной власти внутри страны. Это, в свою очередь, вызвало необходимость не только учитывать возросший уровень внешних и внутренних угроз, но и принять адекватные меры по их устранению. Как отмечает А.И. Бортенев, успешная реализация таких мер возможна лишь при наличии ясной государственной политики, что невозможно без выработки и уточнения ее концептуальных основ. Только государство способно объединить разрозненные представления, чувства, эмоции миллионов своих граждан и выра-
3 Хвалеев В.А. Правовая политика в условиях глобализации: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008. С. 28.
зить их общую волю на рациональном уровне посредством правовой политики и практики ее реализации4.
Одним из приоритетов развития демократического правового российского государства на современном этапе его развития стала выработка общих для всех россиян ценностей, общей национальной идеи. Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, это имеет особое значение5. На разных этапах существования российского государства на первый план выходили различные идеи, служившие основой для формулирования национальной идеи: национальное самоутверждение, государственность, религиозное возрождение6. В настоящее время при формировании национальной идеи должны использоваться тезисы об общности российского народа, вере, патриотизме, ведь не вызывает сомнении тот факт, что, когда речь идет о формировании единой государственной идеологии, нужно ясно сознавать, что это должна быть идеология всеобщая. Национальную идею нельзя связывать с одним этносом, одной социальной группой, с одной идеологией, с одной религией, она должна носить всеобщий характер, выражать менталитет всего российского народа. Общенациональная идея, выражая менталитет и самобытность народов России, определяет содержание, характер и направление социального мышления и социальных действий. Становление национальной идеи не означает переход к единой государственной идеологии. Если это случиться, то это неизбежно, по мнению Г.В. Осипова, будет означать конец демократии и возврат к тоталитаризму7.
В последнее время мнение политологов (К.А. Воробьев, В.В. Ильин, С.А. Кислицин, Е.С. Троицкий), общественных деятелей (А. Подберезкин), просветителей и педагогов (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кус-марцев, Б.Т. Лихачев, В.И. Лутовинов, О.Н. Полухин) сходятся в том, что «наш общенациональный идеал сегодня - это возрождение России, которое немыслимо без обращения к её глубинным истокам»8. Но сам процесс создания и реализации правовой политики в области национальной идеи - это серьезная методологическая и политическая проблема современности.
Ведущие государственные деятели современ-
4 Бортенев А.И. Концептуальные основы правовой политики российского государства в области обороны и проблемы ее современного формирования в сфере осуществления исполнительной власти / А.И. Бортенев / / Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия Право. 2003. №2. С. 29.
5 Анненкова В.Г. Единая национальная идея - основа и смысл единства Российского государства / В.Г. Анненкова // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 9. С. 14.
6 Цыбулевская О.И. О нравственном аспекте реализации принципа «Единство прав и обязанностей» // Материалы международной научно-практической конференции (7 - 8 декабря 2000 г.). Саратов, 2001. С. 153.
7 Осипов Г.В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997. С. 140
8 Ильин В.В. Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997. С. 9.
ной России обращаются к проблеме национальной идеи, определяя приемлемые ценности, отражающие российскую ментальность:
1) в 1999 г. В.В. Путин отмечает: «Мне представляется, что новая российская идея родится как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем»9;
2) в 2007 г. В.В. Путин подчеркивает: «Убеждён, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»10;
3) в первом послании президента Д.А. Медведева Федеральному собранию говорится: «Патриотизм. При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда
- вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией. Это то, от чего мы не откажемся ни при каких обстоятельствах»11.
В настоящее время Д.А. Медведев утверждает, что «каждая уважающая себя нация в тот или иной исторический период должна иметь набор ценностных представлений, которые значительная часть этой нации должна разделять. И желательно, чтобы они разделялись не по принуждению, а на основе личных убеждений»12.
Термин национальная идея используется рядом мыслителей для характеристики проблем и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового сообщества, особенностями российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета, со смыслом существования России во всемирной истории13. В самом обобщенном смысле под термином «национальная идея» следует понимать комплекс основополагающих нравственно-этических идей, длитель-
9 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.1999 г. «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. - 1999. - № 60.
10 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24.06.2007 г. «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. - 2007. - № 90.
11 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 г. «Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. - 2008. - № 230.
12 [Электронный ресурс]. иИЬ: http://medvedev.kremlin.ru/book 10.03.2011. 13:15
13 Дебердеева Т.Х. Гражданственность и патриотизм как национальная
идея современности / Т.Х. Дебердеева // ВИПКРО, Владимир. С. 1.
ное время занимающих центральное место в истории народа, служащих для максимально длительного сохранения идеологической самобытности этого народа.
Современное российское законодательство утверждает, что государственный строй и духовная сфера жизни общества должны ориентироваться на конституционное положение о недопустимости какой-либо государственной идеологии. С другой стороны, сама жизнь толкает нас на поиск идеологических ориентиров, выразителей социальных интересов и ценностей в какой-либо явно выраженной систематизированной форме.
Парадоксальность данной ситуации обусловлена духовно-идеологическим кризисом, охватившим нашу страну, который выражается в двух формах:
- в кризисе национальной идентичности, утрате чувства исторической перспективы и понижения уровня самооценки народов, населяющих территорию России;
- в разрыве единого духовного пространства и утрате национального консенсуса по поводу базовых ценностей, ставших предметом общественной полемики14.
В настоящее время не выработано единого подхода в отношении в России единой государственной идеи.
Сторонники одного подхода утверждают, что в такой многонациональной стране, как Россия, государственная идея, обеспечивающая единство государства, должна быть наднациональна. Формирование наднациональной концепции государственности России служит предпосылкой единения российского народа. Суть наднациональной концепции видится в создании модели федерации, которая обеспечила бы постепенное формирование единой российской нации15.
По выражению В.А. Тишкова, выращивание и культивирование особой наднациональной в этническом смысле общности российского народа
- российской нации - может стать идейной основой обеспечения жизнеспособности российского государства, поддержания его единства, целостности и стабильности, достижения национального согласия16.
Другой подход связан с тем, что в многонациональной и многоконфессиональной России государственная идея не может быть наднациональной. Действительно, характерной особенностью
14 Миронов А.В., Кефели И.Ф. Русская идея как основа формирования национально-государственной идеологии России / А.В. Миронов, И.Ф.Кефе-ли // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 4. С. 74.
15 Анненкова В.Г. Единая национальная идея - основа и смысл единства Российского государства / В.Г. Анненкова // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 9. С. 15
16 Тишков ВА Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия: Информационно-аналитическая записка / С овет Федерации, Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике. 30 января. 1995. С. 8.
Российской Федерации является то, что она представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств. Объединяющей и примиряющей национальной государственной идеей вполне может выступать идея единой и неделимой России. В рамках становления нового федеративного государства невозможен возврат к старым идеологическим догмам, необходима новая интегрирующая национальная идея, которая должна основываться на демократии, гражданственности, патриотизме17. «Достижение не провозглашаемого, а реального единства правового, политического и социально-экономического пространства станет необратимым в том случае, если у всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, выработается ощущение принадлежности к России не на основе крови, а на основе историко-культурной общности и единого государственного языка»18.
По мнению М. Телемпаева, национальную идею можно определить следующим образом: «национальная идея - это форма познания жизни народа, не только отражающая устройство жизни народа, но и направленная на преобразование устройства жизни. Она отражает мечты о будущем предыдущих и живущих поколений, а также доступные живущим поколениям возможности преобразований. В качестве формы познания, направленной на преобразование жизни народа, национальная идея содержит основной принцип будущего устройства жизни народа»19.
Г.В. Осипов утверждает, что объединить все партии и общественные движения, все российское общество осознанием национальных интересов России могло бы единство идеи духовности, идеи народовластия и идеи державности. Причем, по мнению автора, идея державности сложилась как огромное геополитическое пространство. Она стала им в силу ряда исторических условий, связанных с сохранением как русского народа, так и других народов, воссоединившихся с Россией в целях избежания геноцида и истребления, в целях национального и духовного возрождения20.
С.С. Фомин обращает наше внимание на соотношение понятий «национальная идея» и «государственная идея», которые, по его мнению, нередко рассматриваются в качестве синонимов, хотя это совершенно разные вещи. Такая путаница объясняется, в частности, заимствованием западной терминологии, поскольку именно в странах Запада понятие «нация» эволюционировало в понятие «го-
17 Анненкова В.Г. Единая национальная идея - основа и смысл единства Российского государства / В.Г. Анненкова // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 9. С. 15.
18 Маркедонов С. Апология Российской идеи, или как нам сохранить Россию // Тезисы по российской национальной политике. М., 2004. С. 3.
19 Телемтаев М. Национальная идея российского народа. М., 2004.
20 Осипов Г.В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997. С. 130.
сударство», а «национальность» утратила первоначальный этнический смысл и ныне фактически приравнена к понятию «гражданство»21. В Советском Союзе понятие «национальность» всегда означало этническую принадлежность. В современной России указание национальности (как этнической принадлежности) в официальных документах упразднено, а понятие «россияне» является фактически синонимом понятия «граждане России». Отмена графы «национальность» явление негативное. Многие люди чувствуют, что у них просто украли их национальную принадлежность.
Национальная идея, по мнению С.С. Фомина,
- это идея данного народа в ее этническом значении. Если существует народ - существует и его национальная идея. Так, например, существует русская национальная идея, татарская национальная идея, немецкая национальная идея. В то же время не может быть российской национальной идеи. Государственная же идея - это совокупность политических, юридических, социальных и экономических принципов, на которых основывается государство, в котором проживает данный народ. Оптимальной государственной идеей будет такая, которая в наилучшей степени способствует реализации цели, заданной в национальной идее. Если исходить из религиозного, мистического характера национальной идеи (как установленной для народа самим Богом), то из этого вытекает, что основная суть национальной идеи заключается в ее объективности, то есть она существует независимо от желаний, умонастроений и воли данного народа. Отсюда следует, что национальную идею невозможно выдумать, она существует с момента возникновения данного народа и на протяжении всего его исторического существования. «Разработать» можно только государственную идею. Национальная идея неизменна, это идея от Бога, в то время как государственная идея -идея земная - претерпевает изменения в зависимости от конкретных обстоятельств, исторических катаклизмов, переворотов, войн, революций22. Противоположную точку зрения высказывает И.Чубайс. Он обращает наше внимание на то, что неверно понимать под «русской идеей» чисто этническую, узкую руссконациональную идею. Слово «национальный» имеет в нашем языке двоякий смысл -это, во-первых, сходство по крови, сохранение детьми этничности своих родителей. Но есть и второе значение - гораздо более широкое: когда мы говорим «национальная безопасность», «национальная сборная» или «национальный проект», речь идет об общенациональной, общероссийской безопасности,
сборной и проекте. Так же и под «русской идеей» понимается общероссийская, общенациональная идея23.
Рассматривая проблему особенностей русского этноса и национальной психологии, выдающийся современный российский философ А. Панарин пишет: «...динамика русской нации в Евразии с самого начала имела своим источником... этническую социокультурную гетерогенность, сплавленную «идеей». Русские - не этнос в «естественном» смысле этого слова, а общность, объединяемая и организуемая «идеей». Не случайно крушение «идеи» - православной или коммунистической - угрожает расколом и разъединением этого суперэтноса. Русская нация немыслима вне русской культуры, но эта культура в глубинной своей интенции является культурой «третьего Рима» — культурой единого большого пространства, энергетика которого питается этнической гетерогенностью»24.
Выделяют следующие задачи формирования национальной идеи:
- найти современные формы реализации национальной идеи как мечты о будущем живущих поколений и мобилизоваться для формирования и осуществления соответствующих проектов, программ, политик. При этом нужно исходить из того, что народ - это целостное единство всех поколений: предыдущих, живущих и будущих. Ум, разум и душа народа - это целостное единство ума, разума и души всех поколений народа: предыдущих, живущих и будущих;
- трудность формирования национальной идеи связана с нашим представлением об идеях этого уровня. Мы привыкли к тому, что идеи прогресса всего общества, всей страны носят некий отвлеченный, «высокий» характер. Они связаны с достижением некоего всеобщего блага в виде светлого коммунистического или светлого капиталистического будущего. Ради этого будущего всеобщего блага надо многим жертвовать и напряженно трудиться. Но мы твердо при этом знаем, что, когда оно наступит, все достанется «всему народу», или, в лучшем случае, -некоему мифическому среднестатистическому человеку, или небольшому количеству людей, а не каждому конкретному человеку. На протяжении десятилетий мы привыкли к тому, что реализация высоких идей производится в интересах «всего общества» и не доходит до каждого конкретного человека. Надо, кстати, заметить, что это происходило не только во времена Советской власти и не только в бывшем СССР. В России строится демократическое общество, социально ориентированная рыночная экономика, развивается правовое государство. Но в
21 Фомин С. О русской национальной идее / С. Фомин // Москва. 2000. 23 Чубайс И. Разгаданная Россия. Что же будет с Родиной и с нами (Опыт
№ 1. С. 215. философской публицистики). М., 2005. С. 8.
22 Там же. С. 217. 24 Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. С. 167, 168.
каждой стране есть свои национальные особенности, которые очень существенно влияют на конкретную практику демократизации, накладывают своеобразный отпечаток на осуществление рыночных отношений, во многом определяют специфику государственного управления и государственной службы. Ответ на вопрос в отношении принципа устройства жизни в виде сформулированной и общепринятой национальной идеи поможет превратить использование указанных механизмов в целостные технологии национальной деятельности. Современный россиянин должен знать, что повторить «один к одному» успешный опыт других -шведов, американцев, англичан, французов - ему не удастся. Попытки превратить россиян в «районированных» американцев, шведов, французов или англичан в наиболее успешном случае приведут к тому, что в теле россиянина поселится чужая душа. Российский народ должен найти свою идею, свой путь к ее осуществлению. В то же время россияне не должны рассчитывать только на то, что и эту идею, и этот путь «спустят сверху» лидеры нации. Чтобы придти к общепринятой национальной идее, каждый россиянин должен определить свое понимание устройства жизни и убеждать других россиян, в том числе и лидеров нации, в его необходимости25.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что функция всеобщей национальной идеи - объединить всех россиян в российскую нацию, определить для всего мира лицо, устремления и дела российской нации, выразив то, чего стремится достичь российский народ в обозримом будущем. Национальная идея российского народа должна быть понятна и примерна для народов других стран. Национальная идея российского народа в общепринятом виде должна быть воспринята всеми соотечественниками, живущими в России и за ее пределами, и она должна оказывать через них влияние на формирование и развитие национальных идей стран, гражданами которых они являются, в которых они живут. Национальная идея российского народа долж-
на иметь функцию катализатора духовного, нравственного и интеллектуального единения народов стран мирового сообщества в движении к грядущему единому человечеству. Величие России состояло, состоит и будет состоять в том, что она оказывает определяющее влияние на формирование идей, преобразующих мир. Национальная идея должна выражать идею пользы для каждого конкретного человека. Именно сейчас состояние российского общества таково, что можно перейти от некоторых отвлеченных идей всеобщей пользы к идее пользы для каждого человека.
В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области формирования единой национальной идеи26. В настоящее время просто необходимо возрождать исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти, укреплять общественное согласие на основе общих ценностей -- свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.
В заключении необходимо отметить, что правовая политика в области национальной идеи становится стержнем общественного согласия народа в понимании основных, судьбоносных проблем становления действительно великой и действительно счастливой России. Национальная идея может быть не иначе как национально-государственной идеей, это связано не только с многочисленным составом населения и федеральным устройством России, но и с державным характером представлений о ней самой. В сложившейся ситуации социально-экономическое и духовное возрождение возможно при проведении успешной государственной политики в области национальной идеи.
25 Телемпаев М. Национальная идея российского народа М., 2004.
26 Лукьянова Е.А. О российской национальной идее / ЕА. Лукьянова // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2003. № 2. С. 60.