УДК 001 ББК 72
Баженова Юлия Алексеевна
старший преподаватель Оренбургский государственный педагогический университет
г.Оренбург Bazhenova Julia Alekseevna senior lecturer Orenburg State Pedagogical University Orenburg bazhenovay @ yandex.ru Становление понятия коммуникативной культуры в гуманитарных
и общественных науках The development of the notion of communicative culture in the Humanities and social Sciences
B статье представлен взгляд на решение заявленной проблемы в контексте философской, лингвистической, социальной, психологической и педагогической наук. Достаточно подробно автором описывается содержание понятия коммуникативной культуры, раскрываются структурные компоненты.
This article takes a look at solving the stated problem in the context of the philosophical, linguistic, social, psychological and pedagogical sciences. The author describes in some detail the content of the concept of communicative culture, reveals structural components.
Ключевые слова: коммуникативная культура, культура, коммуникация, культура личности, педагогическая деятельность.
Key words: communicative culture, culture, communication, culture of personality, teaching activities.
На современном этапе развития педагогической науки коммуникативная культура занимает все более значительное место при теоретическом осмыслении педагогической действительности.
Ретроспективный анализ понятия коммуникативной культуры показывает, что в настоящее время коммуникативная культура является междисциплинарным понятием, широко представленным в философии, социологии, лингвистике, теории коммуникации, теории информации, общей и социальной психологии, педагогике и других науках. Философы B.C. Библер, М.М. Бахтин, М.С. Каган, Ю.М. Лотман раскрывают сущность коммуникативной культуры; психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев,
A.A. Леонтьев, B.H. Мясищев описывают этические и социальные проблемы коммуникации личности. Вопросы развития коммуникативной культуры личности педагога решаются в исследованиях Г.М. Андреевой, И.А. Зимней, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, A.B. Петровского. Научное наследие К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, П.Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкого содержит описание коммуникативной культуры как социально-педагогического явления и личностного качества педагога.
Понятие коммуникативной культуры заимствовано педагогической наукой в лингвистике. Однако, единства мнений по поводу трактовки исследуемого понятия в этой науке до сих пор нет. Так, в лингвистике одни ученые считают, что коммуникативная культура характеризуется «уровнем освоения, принятия, применения и обогащения в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений в области эффективной коммуникации» [3, с. 31]; другие связывают понятие коммуникативной культуры с языковыми (лингвистическими) навыками и умениями [2, с.6] В исследованиях В.Ю. Жукова коммуникативная культура представлена как «совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении». [4, с. 25] Таким образом, в лингвистике понятие коммуникативной культуры находится в одном ряду с понятиями культуры речи и культуры речевого общения.
В подобном контексте культура общения (т.е. коммуникативная культура) включает в себя:
- владение необходимым набором средств и разновидностей общения;
- способность строить общение в соответствии со своими целями, достигая максимальной эффективности коммуникативных действий;
- стремление учитывать в общении не только собственную позицию, но и позиции, интересы партнеров по общению и общества в целом;
- умение сосредотачиваться на самом процессе общения, на искусности, совершенстве его форм, его организации.
Итак, в лингвистике понятия коммуникативной культуры и культуры речевого общения представлены как компонент общей и профессиональной культуры человека.
В 90-х годах XX века вопросы коммуникации начинают рассматриваться в контексте культурологических принципов в связи с активным внедрением в науку культурологического подхода (B.C. Библер, С.Ю. Курганов). Исследования, выполненные в рамках культурологического подхода, рассматривают коммуникативную культуру как «инвариантно-деятельное качество личности» (B.C. Леднев), как основу профессиональной деятельности педагога, показатель общей (В.А. Кан-Калик, А.В Мудрик, И.Ф. Исаев,
B.А.Сластенин) и социальной культуры (В.В. Краевский, И.Я. Лернер,
C.Е. Матушкин).
В социальной психологии коммуникативная культура рассматривается как одна из характеристик коммуникативного потенциала личности и является, таким образом, синонимом термина «культура общения» (Г. М. Андреева, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, Е. В. Руденский). Отечественная психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.С. Выготский,
B.C. Грехнев, A.A. Леонтьев, В.Н. Мясищев и т.д.), разрабатывает психологические подходы к понятию коммуникативной культуры (Б.Ф. Ломов,
C.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, В.В. Семкин, Ю.А. Шерковин).
В педагогической науке содержание понятия «коммуникативная культура» рассматривается также неоднозначно. Данная научная дефиниция понимается как компонент профессиональной культуры личности специалиста, представляющую собой систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реа-лизовывать их в деловом и эмоциональном общении [6]; как интегративное качество личности, включающее знания о данном феномене, чертах толерантной личности; вступление в диалогические отношения, установление сотрудниче-
ства, определяющее активную нравственную позицию во взаимодействии с людьми независимо от их интеркультурной принадлежности; эмпатийность, способность объективно оценивать людей. [9; 11]
Понимание коммуникативной культуры как личностного образования представляет ее как систему психологических качеств, которые образуют в своей совокупности структуру:
1) познавательный компонент, включающий знания о межличностном общении, представления о чертах толерантной личности;
2) эмоционально-оценочный компонент, в состав которого входят эмпатийность, способность объективно оценивать людей;
3) поведенческий компонент, реализующийся в действиях установления сотрудничества в процессе взаимодействия между людьми, вступления в диалогические отношения.
Уточним содержательные характеристики вышеобозначеных структурных компонентов.
Познавательный компонент характеризуется представлениями об элементах, характеризующих содержание понятия коммуникативной культуры, представлениями об основах межличностного общения; представлениями о культуре общения как сложной системе, включающей ряд содержательных элементов, соответствующих разным сторонам и формам субъектов общения. Эмоционально-оценочный компонент коммуникативной культуры связан эмоционально-нравственными характеристиками личности. Формами проявления этого компонента выступают оценочные суждения, убеждения, чувства личности. Поведенческий компонент коммуникативной культуры проявляется в действиях и поступках, которые совершает человек по отношению к другим людям. Уровень сформированное™ коммуникативной культуры в этих поступках может проявляться в тактичности, доброжелательности, формализме, безучастии, пренебрежительности.
Таким образом, выделенные компоненты раскрывают взаимосвязь понятия коммуникативной культуры с понятием культуры личности.
Теоретический анализ позволил уточнить, что понятие коммуникативная культуры обладает характеристиками, присущими понятиям «культура» и «коммуникация», от которых оно было произведено. Коммуникативная культура, как форма деятельности человека, выражает суть общей культуры со всеми ее характеристиками и проявляется в процессе коммуникации.
Следовательно, с позиции учета взаимосвязи с понятием культуры содержательными характеристиками коммуникативной культуры выступают ценностный, нормативный и информационный аспекты. Ценностный компонент включает гуманистические ценности, являющиеся базовыми в коммуникативной культуре. Ситуация коммуникации, где общение является ценностью для субъекта, определяется качественной оценкой степени значимости ценностей коммуникативной культуры. Ориентировка личности на нравственные нормы характеризует нравственный компонент коммуникативной культуры. Информационный компонент коммуникативной культуры связан с содержанием информации. Особо важна ее социальная значимость, обеспечивающая стабильность общества как системы и способствующая взаимодействию и взаимопониманию людей в процессе общения.
Коммуникативная культура личности, по A.A. Бодалеву, реализуется посредством коммуникативных знаний, коммуникативных умений и коммуникативных навыков.
Коммуникативные знания основаны на обобщенном опыте человечества в коммуникативной деятельности, подразумевающим отражение в сознании человека причинно-следственных связей и отношений коммуникативных ситуаций. Коммуникативные умения представлены комплексом коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности к межличностному и межкультурному общению, позволяющих творчески использовать коммуникативные знания.
Однако, в психологической и педагогической науках присутствует неоднозначное понимание учеными значимых для педагога коммуникативных умений. Например, в психологии согласно A.A. Леонтьеву, для педагога значимыми являются умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам, умение речевого общения, владение социальной перцепцией, умение «подавать» себя в общении с учащимися. В педагогической науке В.А. Кан-Калик считал важным для педагога умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение общаться на людях, умение организовывать совместную творческую деятельность с учащимися.
Коммуникативные навыки, как практическое применение коммуникативных знаний и коммуникативных умений, является автоматизированным компонентом сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативной ситуации и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него.
В современных педагогических исследованиях коммуникативная культура трактуется как: условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности, цель профессионального самосовершенствованию [10]; качество личности, интегрирующее коммуникативные компетенции, культурные ценности и опыт эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности [7, с.7]; профессионально значимое качество личности, интегрирующее коммуникативные умения, ценности и опыт, которые позволяют достигать взаимопонимания субъектов образовательного процесса [8, с. 8]; знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей, позволяющие устанавливать контакт с партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение партнеров. [1, с. 41]
Итак, коммуникативная культура есть основа общей культуры личности. Она дает для личности возможность жизненного самоопределения, выступая при этом базовым компонентом культуры. Как средство создания внутреннего
мира личности, коммуникативная культура является условием достижения человеком гармонии с самим собой и окружающей действительностью. Все богатство содержания внутреннего мира отражает жизненные идеалы личности, ее направленность на культуру, жизненное самоопределение. Взаимосвязь коммуникативной культуры и общей культуры личности обнаруживает единство их культурообразующих компонентов: культура мышления, культура чувств (эмоциональная культура), культура речи.
Анализ педагогических исследований, в которых изучаются проблемы подготовки специалистов обнаруживает, что коммуникативная культура рассматривается авторами как составная часть педагогической культуры учителя, как ведущее требование современного образования (В.А. Кан-Калик, В.А. Сла-стенин, Е.В. Бондаревская, E.H. Воробьева, Л.Г. Семушина, Т.Ф. Белоусова, E.H. Шиянов и др.).
В рамках педагогического процесса, представленного единством целевого, содержательного и процессуального аспектов образовательной деятельности, коммуникативная культура характеризуется как совокупность ценностей эмоциональной (нравственной) культуры, культуры мышления и культуры речи. Такое единство, по мнению B.C. Леднева, представляет собой «инвариантные компоненты структуры деятельности, обеспечивающие систему инвари-антно-деятельностных качеств личности». [5, с. 56]
Коммуникативная культура педагога проявляется в его коммуникативной деятельности, которая выступает, с одной стороны, частью педагогического общения, с другой, - самостоятельным видом профессиональной деятельности.
Таким образом, понимание коммуникативной культуры как неотъемлемого компонента профессиональной педагогической деятельности, предполагает ее изучение как:
- во-первых, условия и предпосылки эффективности профессиональной деятельности;
- во-вторых, показателя профессионального мастерства и компетентности.
Анализ научных исследований обнаруживает, что в настоящее время в педагогической действительности отсутствует единый подход к определению понятия «коммуникативная культура». Данная научная дефиниция понимается учеными как:
- ведущее требование современного образования (В. А. Кан-Калик, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, И.Д. Чечель);
- важнейший компонент профессиональной и общей культуры учителя (М.Г. Рудь, Г.П. Максимова, Г.В. Звездунова, Е.В. Бондаревская);
- главный критерий социализированное™ человека (A.B. Мудрик);
- качество личности специалиста (A.B. Мудрик, В.В. Соколова).
Библиографический список
1. Алексеева, О. Н. Мнение пользователей о коммуникативной культуре обслуживания в Кемеровской областной научной библиотеке им. В. Д. Федорова / О. Н. Алексеева // Библиотечная жизнь Кузбасса. - Кемерово, 2007. - 116 с.
2. Андреева, С.М., Игнатова И.Б. Формирование коммуникативной культуры как условие становления и развития «вторичной» языковой личности иностранных студентов // Межкультурная коммуникация и языковая прагматика в теории и практике обучения русскому языку как иностранному: материалы конференции. - Белгород, 2006. - Ч. 2. - C. 57.
3. Викулина, М.А, Смирнова Н.М. Культура общения в студенческой среде вуза: монография. - Нижний Новгород, 2010.
4. Жуков, В.Ю. Основы теории культуры. - СПб, 1997.
5. Леднев, B.C. Методика профобучения: производственное обучение: Учебно-практическое пособие. - М.,2001. - 99 с.
6. Мудрик, A.B. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
7. Нигматуллина, Л.А. Формирование коммуникативной культуры будущих педагогов в процессе реализации ФГОС нового поколения. Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Казань, 2011. - С.25.
8. Побежимова, З.А. Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога. Автореферат канд.дис. - Екатеринбург, 2007.
9. Столяров, В.И. Философско-культурологический анализ коммуникативной культуры / В.И.Столяров // Вопр. философии, 2003. - №4. - С. 78-91
10. Шевцова, Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста // Серия "Гуманитарные науки". Сб.науч.трудов, вып.№10. -Ставрополь, 2003. - 12. - 165 с.
11. Якушев, Г.И. К вопросу о коммуникативных способностях личности педагога / Г.И.Якушев // Становление личности профессионала: проблемы и перспективы. -Ставрополь: СГПУ, 1999. - С. 79-80.
Bibliography
1. Alexeyeva, O. According to its users about the communicative culture of service in the Kemerovo Regional Scientific Library. VD Fedorov / O. Alekseev // Library Kuzbass life. - Kemerovo, 2007. - 116 p.
2. Andreeva, S.M, Ignatova, I.B. Formation of communicative culture as a condition of formation and development of "secondary" language person of foreign students // Intercultural Communication and Linguistic Pragmatics in the theory and practice of teaching Russian as a foreign language: conference materials. - Belgorod, 2006. - Ch 2. - P. 5-7.
3. Vikulina, M.A, Smirnova, N.M. Culture of communication among the students of the university: a monograph. - Nizhny Novgorod, 2010.
4. Zhukov, V.Y. Fundamentals of the theory of culture. - St. Petersburg, 1997.
5. Lednyov, B.C. Vocational training technique: industrial training: Training and practical guide. - M., 2001. - 99 p.
6. Mudrik, A.V. Social pedagogy. - M .: The Academy, 2002. - 200 p.
7. Nigmatullina, L.A Formation of communicative culture of the future teachers in the process of implementing a new generation of GEF. Abstract. diss. kand.ped.nauk. - Kazan, 2011. -P. 25.
8. Pobezhimova, Z.A. Dramatization as a means of formation of communicative culture of the future teacher. Autoabstract kand.dis. - Ekaterinburg, 2007.
9. Stolyarov, V.I. Philosophical-cultural analysis of the communicative culture / V.I.Stolyarov // Problems. Philosophy, 2003. - №4. - P. 78-91.
10. Shevtsova, E.V. Professional relationship and communicative culture of the person of the future expert // Series "Humanities". Sb.nauch.trudov, vyp. №10. - Stavropol, 2003. - 12. -165 p.
11. Yakushev, G.I. On the question of communicative abilities of the individual teacher / G.I.Yakushev // Formation of professional identity: problems and prospects. - Stavropol: SSTU, 1999. - P. 79-80.