Николай ЕВДОКИМОВ, Сергей СЕВАСТЬЯНОВ
СТАНОВЛЕНИЕ ПАРТИЙНОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере Республики Башкортостан)
В данной статье рассматриваются общее состояние и перспективы развития процесса партийно-политического представительства местного населения на уровне выборных органов местного самоуправления в субъекте РФ.
The general condition and development prospects of the party-political representation of local population at the level of electoral bodies of the local self-government in the subject of Russian Federation are represented.
Ключевые слова:
местное самоуправление, отделения политических партий, муниципальные выборы, местное население, государственная власть, гражданское общество; local self-government, sections of political parties, municipal elections, local population, state power, civil society.
В качестве публичной государственной инициативы идея развития партийно-политического представительства на муниципальном уровне власти была обозначена в 2008 г. в послании Президента РФ Федеральному Собранию. В конце 2010 г. Государственной Думой РФ были приняты законодательные поправки, в которых определяются особенности применения пропорциональной и смешанной избирательных систем на выборах представительных органов местного самоуправления.
Широкое распространение пропорциональной (или смешанной) избирательной системы потенциально должно способствовать усилению ответственности представительных органов местного самоуправления перед избирателями — местными жителями, а также создать возможности привлечения граждан к осуществлению местного самоуправления через дополнительные — партийно-политические — каналы. Партийное представительство в муниципалитетах создаст новые условия для местных отделений политических партий, которые будут больше вникать в местные проблемы, а значит, активнее работать с местным населением. Соответственно, стимул для развития получат и институты гражданского общества на местах, сотрудничающие с партиями; тем самым могут расшириться возможности для повышения качества и уровня народного представительства во власти.
Принятые законодательные поправки непосредственно затрагивают процесс формирования представительных органов местного самоуправления районного и городского уровня. Согласно новому закону не менее половины депутатских мандатов в таких представительных органах должны распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями. А само муниципальное образование уже вправе выбрать — избирать ли по партийным спискам только половину представительного органа (а другую, как и раньше, по мажоритарной системе) или выбирать районный или городской Совет депутатов (думу или собрание) полностью по партийным спискам.
Для более конкретного анализа современного состояния и перспектив развития процесса партийно-политического представительства на муниципальном уровне обратимся к показателям одного из самых крупных субъектов Приволжского федерального округа — Республики Башкортостан.
ЕВДОКИМОВ Николай Анатольевич — к.полит.н., доцент; начальник отдела политических исследований НИЦ ПУиГС БАГСУ rodinа_kirovo@ mail.ru
СЕВАСТЬЯНОВ
Сергей
Александрович — к.и.н., доцент; ведущий научный сотрудник отдела политических исследований НИЦ ПУиГС БАГСУ [email protected]
В период до принятия муниципальных избирательных поправок в федеральное законодательство (и по настоящее время) в РБ в уставах всех муниципальных образований в разделе «Муниципальные выборы» содержалась однотипная редакция о том, что выборы депутатов представительного органа осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам. Такое положение объясняется тем, что, во-первых, сложившаяся система выборов позволяла региональной политической элите сохранять свою стройность и консолидирован-ность благодаря контролю над составом муниципалитетов и их непосредственной деятельностью, включая распределение финансовых потоков. Во-вторых, на местном уровне отсутствовали сколько-нибудь значимые субъекты политики, способные принимать непосредственное участие в избирательных кампаниях по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований. Партийные структуры на уровне муниципальной политики на этом этапе фактически так и не сложились.
Согласно новым законодательным инициативам, в Башкортостане не менее половины депутатских мандатов в представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 депутатов и более будут распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных по каждому из списков. На предстоящих в Башкортостане в 2012 г. выборах депутатов Советов городских округов и муниципальных районов такая система будет применена в восьми городах и 31 районе1.
13 марта 2011 г. в Башкортостане состоялись выборы в 53 муниципальных районах и дополнительные выборы депутатов советов 13 муниципальных районов. Данная избирательная кампания проходила по традиционной «дореформенной» схеме. Чтобы более полно представить результаты муниципальной избирательной кампании и состояние местного самоуправления в РБ в целом, следует учесть ряд
1 Данные выборов и референдумов Центральной избирательной комиссии РБ // http://www.bashkortostan.vybory.izbirkom.ru/region/ bashkortostan
специфических региональных моментов. Традиционно в постсоветский период на территории Башкортостана местное самоуправление являлось фактически встроенным в систему республиканских органов государственного управления. По сути, городские и районные советы и их администрации выступали как территориальные органы государственного управления. Ситуация должна была измениться после вступления в действие в 2003 г. федерального закона № 131-ФЗ, в котором были продекларированы правовые и ресурсные гарантии самостоятельности местного самоуправления. Однако и в рамках данного закона для региональных властей был сохранен вариант, при котором государственная исполнительная власть субъекта федерации могла фактически назначать и контролировать, а с принятием в 2009 г. федерального закона от 07.05.2009 г. № 90-ФЗ — и снимать глав местных администраций муниципальных образований.
В Башкортостане в марте 2005 г. в соответствии со ст. 34 федерального закона № 131-ФЗ были организованы местные референдумы по вопросу структуры органов муниципальной власти. В референдумах приняли участие около 77% граждан, обладающих правом голоса. Население всех муниципальных образований положительно проголосовало, в частности, за формулировку, исключающую возможность выборов главы местной администрации муниципального образования: «Глава местной администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса»2.
В прошедших 13 марта 2011 г. выборах в представительные органы местного самоуправления на территории РБ принимали участие представители следующих политических партий: «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России», КПРФ. В результате в семи крупных социальноэкономических подрайонах РБ победили 63 кандидата от партии «Единая Россия», 11 самовыдвиженцев и 1 представитель «Справедливой России».
Анализ результатов муниципальных выборов с элементами партийного участия на примере отдельного субъекта РФ демонстрирует доминирование канди-
2 Практика реализации муниципальной реформы: местные выборы и референдумы. Материалы круглого стола. 28 мая 2009 г. ЦИК РБ / под ред. Р.Г. Мазитова. — Уфа : Мир печати, 2009, с. 25
датов от «Единой России». В целом по республике, по данным регионального отделения «Единой России», более 70% кандидатов от этой партии получили депутатские мандаты. Для сравнения: на аналогичных выборах в марте 2007 г. этот показатель составлял лишь 59%1.
Слабые результаты в данном избирательном цикле показали конкуренты «Единой России» в лице КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Однако их неспособность составить конкуренцию «партии власти» вполне закономерна. Рейтинг КПРФ в республике уже несколько лет ниже, чем в среднем по стране.
Вполне объяснимым является и отсутствие на прошедших муниципальных выборах кандидатов от правых партий, так как выборы проходили в сельской местности, где правые традиционно не пользуются популярностью у электората. «Правое дело», «Яблоко» за пределами города Уфы и еще нескольких крупных городов республики просто не создали своих местных отделений.
Что касается избирательной активности населения, то здесь принципиальных изменений по сравнению с предшествующими выборами не произошло. В Башкортостане политическое участие граждан, особенно жителей сельской местности, даже на выборах в местные органы власти, в последние годы было на достаточно высоком уровне. На наш взгляд, это может стать предпосылкой дальнейшего развития институтов гражданского общества в регионе.
Подводя итог, следует отметить, что большая часть отделений федеральных политических партий в РБ на местном уровне сегодня не готова работать в рамках пропорциональной избирательной системы. В период избирательной кампании на муниципальных выборах партии, за исключением «Единой России», столкнулись с проблемой эффективной организации собственной работы, что связано с отсутствием четкой структуры и узнаваемых политических фигур в партийных организациях городов и районов Башкортостана. Политические партии в
1 Данные выборов и референдумов Центральной избирательной комиссии РБ // http://www.bashkortostan.vybory.izbirkom.ru/region/ bashkortostan
большинстве своем не проросли на низовой уровень и не пользуются большой популярностью.
Таким образом, в условиях, когда местное самоуправление в ряде регионов фактически представляет собой низовой уровень государственной власти, использование элементов пропорциональной системы на муниципальных выборах в перспективе можно рассматривать как инструмент укрепления непосредственного народовластия на местном уровне. Но при этом в силу объективного наличия обозначенных выше моментов нововведения по внедрению такой системы должны носить постепенный характер.
Президентские инициативы более активного включения в конкуренцию за места в представительных органах местного самоуправления партий и общественных организаций не следует сводить к выдвижению списков по пропорциональной системе. Главное здесь, как нам кажется, не избирательная система, а укрепление связи органов местного самоуправления с населением через политические институты гражданского общества. Кроме решения вопросов партийно-политического представительства граждан в рамках муниципальной системы, необходимо, прежде всего, усиливать представительство интересов муниципального сообщества в рамках федеральной и региональной составляющей публичновластных отношений.
Учитывая, что во многом именно от муниципального уровня напрямую зависят возможности инновационного развития территории, качество реализации национальных проектов, эффективность оказания многих услуг жителям, муниципальная власть и население муниципальных образований нуждаются в расширении форм и масштабов непосредственного осуществления местного самоуправления. При наличии ряда условий данные инициативы могут сыграть позитивную роль в этом процессе. К таким условиям, по нашему мнению, следует отнести последовательную политику федеральных властей в данном вопросе, общее состояние институтов местного самоуправления, действия партий и общественных объединений на региональном и местном уровне и, конечно, гражданскую позицию самих местных жителей.