Научная статья на тему 'Избирательные кампании по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований Оренбургской области. Предложения по оптимизации'

Избирательные кампании по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований Оренбургской области. Предложения по оптимизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
728
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ПАРТИЯ "ЕДИНАЯ РОССИЯ" / PARTY "UNITED RUSSIA" / ELECTIONS / POLITICAL PARTIES / LOCAL SELF-GOVERNANCE / ELECTION CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Габбасов Вагиз Хамитович

В статье приводятся предложения по оптимизации процессов организации и технологического сопровождения избирательных кампаний, проводимых оренбургскими отделениями партии «Единая Россия» на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTION CAMPAIGN FOR THE ELECTION OF DEPUTIES OF REPRESENTATIVE INSTITUTIONS OF MUNICIPALITIES OF ORENBURG REGION. PROPOSALS FOR OPTIMIZATION

The article presents proposals for the optimization of the processes of organization of technological accompaniment of election campaigns held by Orenburg divisions of the “United Russia” party during the elections of deputies for the local self-government.

Текст научной работы на тему «Избирательные кампании по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований Оренбургской области. Предложения по оптимизации»

..

79

Политология

В.Х. Габбасов

Избирательные кампании по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований Оренбургской области.

Предложения по оптимизации

В статье приводятся предложения по оптимизации процессов организации и технологического сопровождения избирательных кампаний, проводимых оренбургскими отделениями партии «Единая Россия» на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

Ключевые слова: выборы, политические партии, местное самоуправление, избирательная кампания, партия «Единая Россия».

Местное самоуправление выступает как условие, необходимый атрибут любого демократического общества. Именно на уровне местного самоуправления возможно наиболее полно реализовать один из основополагающих принципов демократии - равное право и возможность граждан на управление делами общества. Власть в демократическом обществе должна быть как можно ближе к народу, и народ должен иметь право на ее осуществление в самой большой степени, которую только допускает форма представительной демократии. Местное самоуправление есть продукт демократии, одна из признанных форм осуществления народом принадлежащей ему власти. Степень развития самоуправления в данном качестве будет зависеть от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее оно, тем шире в нем будут развиты самоуправленческие начала.

Муниципальные выборы, посредством которых формируются подотчетные и подконтрольные населению выборные органы местного само-

Политология

управления, являются необходимым элементом системы организации и функционирования местного самоуправления.

На сегодняшний день избирательная система - одна из наиболее динамичных сфер общественно-политической жизни. Молодая по историческим меркам российская демократия продолжает строить и развивать свои политические институты, в том числе и электоральные. Кроме того, продолжает уточняться статус и компетенция, распределение полномочий и порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации происходит в соответствии со всеми требованиями демократических процедур, выборность главы и представительного органа муниципального образования закреплена законом. Одним из ключевых субъектов избирательного процесса на местном, как, впрочем, и на всех остальных уровнях, являются общественные объединения.

Правовую основу их участия составляют Конституция Российской Федерации [4], федеральные законы «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [17], «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [14], «О политических партиях» [13], законы субъектов Российской Федерации. Участие общественных объединений в муниципальных выборах на территории Оренбургской области урегулировано соответствующими законами области [1].

Среди избирательных объединений ведущую роль, в соответствии с законом и с учетом политической практики, играют политические партии. Именно они обладают всей совокупностью прав на участие в выборах любого уровня. Именно через включение в партийные избирательные списки реализуется право выдвижения кандидатов от иных общественных объединений на выборах федерального, регионального и местных уровней.

По нашему мнению, все преобразования последних лет имеют единый вектор - укрепление политических партий как ведущего общественнополитического института.

Принятый в 2001 г. Федеральный закон «О политических партиях» и поправки к нему обеспечили создание крупных политических объединений, ориентированных на системную работу с электоральным кадровым резервом и долгосрочные и ответственные отношения с избирателями [13].

Последние инициативы президента Российской Федерации с 2008 по 2012 гг. Д.А. Медведева [5; 6] и действующего президента Российской

Федерации В.В. Путина подталкивают к более активному участию политических партий в формировании органов местного самоуправления.

В Оренбургской области действует 50 региональных отделений политических партий, 4 из которых представлены в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Наиболее крупными региональными отделениями по численности членов партии более 500 чел. являются 7 партий. Региональные отделения остальных партий имеют численность менее 30 чел. [7]. Парламентские партии ведут активную работу на местах, местные отделения созданы в большинстве муниципальных районов и городских округах партиями «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Это позволяет им активно участвовать в избирательных кампаниях местного уровня.

В 2013 г. в Оренбургской области состоялись 74 избирательные кампании по выборам в органы местного самоуправления. Распределялось 316 мандатов. На выборах наибольшее количество кандидатов выдвигалось в качестве самовыдвиженцев. Среди политических партий как субъектов выдвижения абсолютным лидером по количеству выдвинутых кандидатов является Оренбургское региональное отделение партии «Единая Россия» - более 96% от количества распределяемых мандатов, далее следуют партии ЛДПР и КПРФ - более 21%, остальные партии в совокупности выдвинули 18 кандидатов, это около 6% от количества замещаемых мандатов.

По результатам избираемости кандидатов результаты Оренбургского регионального отделения партии «Единая Россия» также являются высокими. Так, за период январь-ноябрь 2013 г. на выборах в органы местного самоуправления было избрано 203 кандидата от данной партии, что составило 65,06% от количество распределяемых мандатов и 67,44% от количества выдвинутых партией кандидатов. Результаты других партий гораздо ниже, так, от КПРФ было избрано 22 кандидата - 7,05% от количества распределяемых мандатов, от ЛДПР - 3 кандидата, что составляет

0,96%. Количество избранных кандидатов-самовыдвиженцев в данный период составило 84 кандидата - 26,92% от количества распределяемых мандатов [3].

Анализируя результаты выборов прошлых лет в Оренбургской области, можно сделать вывод, что на выборах органов местного самоуправления оппозиционные партии не пользуются широкой поддержкой населения. Традиционно данные политические партии сталкиваются с трудностями на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, т.к. не имеют большого представительства первичных организаций и достаточного количества желающих избираться от этих

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

партий. Низкая активность политических партий не позволяет гражданам в полной мере выразить свои политические предпочтения.

В ходе анализа было определено, что основную конкуренцию кандидатам партии «Единая Россия» составляют кандидаты-самовыдвиженцы. Результаты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в 2013 г. увеличились (51,41% в 2010 г. и 64,91% в 2013 г.). Результаты кандидатов-самовыдвиженцев, напротив, уменьшились с 41,61% в 2010 г. до 26,67% в 2013 г. Улучшение результатов Оренбургского регионального отделения партии «Единая Россия» произошло за счет изменения подхода к подбору кандидатов для выдвижения, совершенствования технологии организации и проведения избирательных кампаний по выборам органов местного самоуправления и усиления контроля над местными отделениями во время проведения кампаний.

На результаты выборов большое влияние оказывает качество подбора выдвигаемых кандидатов. В партии «Единая Россия» создана уникальная для России система подбора кандидатов через проведение процедуры предварительного внутрипартийного голосования [8]. Однако необходимо проводить работу по ее совершенствованию и повышению эффективности данной процедуры.

Результаты кандидатов на выборах органов местного самоуправления напрямую зависят от эффективности работы местных избирательных штабов и качества исполнения рекомендаций Регионального избирательного штаба в части организации и технологического сопровождения избирательных кампаний.

В течение 2010-2013 гг. результаты Оренбургского регионального отделения партии на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления улучшались за счет повышения внимания к ним, совершенствования системы подбора кандидатов и более активного использования политических технологий. В настоящее время у регионального отделения партии «Единая Россия» имеется резерв для улучшения результатов на 15-20% за счет результатов кандидатов-самовыдвиженцев.

Одним из решающих факторов, на наш взгляд, оказавшим влияние на повышение внимания к выборам в органы местного самоуправления, послужили изменения в порядке формирования органов власти местного самоуправления и выборов высшего должностного лица региона, внесенные в законодательство Российской Федерации и его субъектов.

В 2011 г. был принят Федеральный закон № 38-ФЗ «О внесении изменений в ст. 35 и ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и в Федеральный закон “Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации” в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов». Данные изменения устанавливали, что при избрании представительного органа муниципального района, городского округа, имеющих численность не менее 20 депутатов, не менее половины депутатов должно быть избрано по пропорциональной системе. Для этих выборов величина «заградительного барьера» была ограничена сверху 5% [16].

В 2012 г. президентом Д.А. Медведевым был предложен и принят ГД РФ Федеральный закон Российской Федерации № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон предусматривал введение прямых выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, где выдвигаемые политическими партиями либо в порядке самовыдвижения кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должны получить поддержку от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом поддержавшие кандидата муниципальные депутаты и главы муниципальных образований должны представлять в определенной пропорции муниципальные образования разных видов [9].

В 2013 г. по инициативе президента В.В. Путина в Закон были внесены поправки, дающие регионам право на отказ от всенародных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Благодаря внесенным изменениям в законодательные акты, регулирующие принципы организации органов государственной власти субъектов Федерации и избирательные процессы, повысилась роль представителей органов местного самоуправления. Во-первых, политические партии стали проявлять больше внимания выборам в представительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городов, т.к. в некоторых из них вводилась смешанная избирательная система. Во-вторых, повысилась важность принадлежности глав и депутатов представительных органов местного самоуправления к той или иной партии, т.к. для выдвижения кандидатов на выборах главы субъекта Федерации необходимо собирать их подписи.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

В Оренбургской области также были приняты изменения в соответствующие законодательные акты. Кандидат на должность губернатора Оренбургской области может быть выдвинут только политической партией. Число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, которые кандидат на должность губернатора собирает в свою поддержку, должно составлять 5% от общего числа указанных депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований, действующих на день принятия решения о назначении выборов губернатора не менее, чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Оренбургской области. Исходя из предварительных расчетов, что в области действуют 6680 депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах, количество подписей должно быть не менее 334 [2].

Таким образом, одной из целей Оренбургского регионального отделения партии «Единая Россия» является увеличение процента избираемости своих кандидатов, тем самым уменьшая процент избираемости кандидатов от других партий и самовыдвиженцев, чтобы максимально ограничить возможность выдвижения вероятных оппонентов на предстоящих в 2015 г. выборах губернатора Оренбургской области.

На основе вышеизложенных выводов о деятельности Оренбургского регионального отделения партии «Единая Россия» в части организации и технологического сопровождения избирательных кампаний по выборам органов местного самоуправления за период с 2010 по 2013 гг. и изменений, внесенных в избирательное законодательство, и в рамках подготовки к избирательным кампаниям по выборам органов местного самоуправления и выборам губернатора Оренбургской области в 2015 г. нами разработаны предложения по оптимизации процессов организации и технологического сопровождения избирательных кампаний, проводимых местными отделениями партии «Единая Россия» на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

1. Провести анализ действующей в Оренбургской области системы местного самоуправления. В процессе анализа необходимо:

- уточнить количество муниципальных образований в Оренбургской области, в том числе муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений;

- составить карту-схему с указанием наименований муниципальных образований; количества городских и сельских поселений, входящих в состав данных муниципальных образований; наименований представи-

тельных органов муниципальных образований и избирательной системы, по которой они избираются; системы выборов глав муниципальных образований; количества депутатов представительных органов и глав муниципальных образований по каждой территории;

- изучить взаимоотношения внутри элит;

- исследовать электоральную ситуацию и конфигурацию расстановки основных политических сил;

- составить электоральные паспорта по каждой территории ответственности местных отделений партии «Единая Россия».

Данная информация будет необходима для составления наиболее полной базы данных с целью эффективного проведения подготовительного этапа избирательной кампании. Информация об электоральной ситуации и внутриэлитных взаимоотношениях позволит провести необходимые мероприятия по определению стратегии и тактики предстоящих избирательных кампаний.

2. Разработать учебную программу повышения квалификации партийных кадров местных отделений партии с целью их подготовки к избирательным кампаниям 2015 г. Провести цикл лекций и семинаров в рамках данной программы в течение 2014 г.

Как отмечалось ранее, при проведении избирательных кампаний по выборам органов местного самоуправления наибольшая нагрузка приходится на местные избирательные штабы. Многие назначенные в меж-выборный период руководители местных исполнительных комитетов оказываются недостаточно компетентными в вопросах организации и технологического сопровождения избирательных кампаний. Также в течение межвыборного периода может быть изменено избирательное законодательство и партийные нормативные документы в части организации избирательных кампаний, поэтому необходима программа повышения квалификации для секретарей и руководителей исполнительных комитетов местных отделений партии.

3. Уточнить сведения о лидерах общественного мнения в каждом муниципальном образовании:

- провести анализ деятельности действующих депутатов представительных органов местного самоуправления;

- рассмотреть кандидатуры из кадрового резерва местных отделений партии для их возможного участия в процедуре предварительного внутрипартийного голосования и последующего выдвижения кандидатами;

- перед началом процедуры предварительного внутрипартийного голосования провести разъяснительную работу с жителями населенных пунктов, на территории которых состоятся выборы.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

Одним из главных ресурсов избирательной кампании является кандидат, который должен обладать наличием первоначальной узнаваемости, возможностью формирования положительного образа и волей к победе на выборах. Чтобы найти таких кандидатов, местному избирательному штабу необходима информация о лидерах общественного мнения, деятельности действующих депутатов, о базе кадрового резерва местного отделения партии. Чем больше будет участников предварительного внутрипартийного голосования, тем выше эффективность их отбора и последующего избрания. Объективность результатов предварительного внутрипартийного голосования, которое, как правило, на выборах органов местного самоуправления проводится по модели № 1 или № 2, зависит от количества выборщиков. Соответственно, для их максимального вовлечения необходимо проводить разъяснительную работу среди населения выборных территорий о важности их участия в данной процедуре.

Механизм реализации предлагаемых мероприятий предлагается в виде политического проекта «Подготовка, организация и технологическое сопровождение избирательной кампании “Осень 2015”», который представляет собой программу реальных действий Оренбургского регионального отделения партии «Единая Россия» в период с января 2014 г. по сентябрь 2015 г., направленных на достижение победного результата на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Оренбургской области - не менее 75% от количества распределяемых мандатов.

Предлагаемые мероприятия позволят аккумулировать все виды ресурсов для организации предстоящей избирательной кампании; обеспечить узнаваемость возможных кандидатов и расширение положительного образа партии в выборных территориях; обеспечить абсолютное выдвижение кандидатов от партии «Единая Россия» на все распределяемые мандаты; мобилизовать активистов партии с целью усиления партийной структуры местных отделений и создания местных избирательных штабов; осуществлять организационный контроль над действиями местных избирательных штабов и кандидатов; обеспечить организацию предвыборной и избирательной кампаний в соответствии с технологической картой и планом-графиком избирательной кампании «Осень-2015».

В итоге будут удовлетворены ожидания основных заинтересованных сторон: федерального, регионального и местного руководства партии «Единая Россия», а также интересы властей всех уровней в поддержании политической стабильности на вверенной им территории.

Библиографический список

1. Закон Оренбургской области от 05.11.2009 № 3209/719-^-ОЗ (ред. от 13.03.2013) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.10.2009, № 3209).

2. Закон Оренбургской области от 25.06.2012 № 883/250^-ОЗ «О выборах Губернатора Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 20.06.2012, № 883).

3. Избирательная комиссия Оренбургской области. Официальный сайт. URL: http://ik56.ru/index.html (дата обращения: 10.12.2013).

4. Конституция Российской Федерации. М., 2009.

5. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. // Официальный сайт Президента России. uRl: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63 374type63381type82634_208749.shtml (дата обращения: 06.12.2013).

6. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. // Парламентская газета. 2009. 13 ноября. № 60.

7. Управление Минюста России по Оренбургской области. Официальный сайт. URL: http://to56.minjust.ru/node/3040 (дата обращения: 03.12.2013).

8. Устав Партии «Единая Россия», утвержденный на I Съезде 01.12.2001 (ред. от 05.10.2013) // Единая Россия. Официальный сайт партии. URL: http:// er.ru/party/rules/ (дата обращения: 06.12.2013).

9. Федеральный закон от 02.05.2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2012) // Российская газета. 04.05.2012. № 5772.

10. Федеральный закон от 05.04.2009 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.03.2009) // Российская газета. 08.04.2009. № 4884.

11. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.

12. Федеральный закон от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 20.03.1998) // Российская газета. 15.04.1998. № 11.

13. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) // Российская газета. 14.07.2001. № 133.

14. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 12.01.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) // Парламентская газета. 15.06.2002. № 110-111.

15. Федеральный закон от 14.02.2009 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 28.01.2009) // Российская газета. 18.02.2009. № 4851.

16. Федеральный закон от 20.03. 2011 г. № 38-Ф3 «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.03.2011) // Российская газета. 25.03.2011. № 5439.

17. Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (ред. от 22.06.1998) «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 23.10.1996) // Российская газета. 04.12.1996. № 232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.