Научная статья на тему 'Становление отечественного высшего медицинского образования'

Становление отечественного высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2330
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Залилов Р. Ю.

В статье рассматриваются этапы становления государственной системы подготовки медицинских кадров в России в XIX в., тенденции ее развития, формы организации и модели обучения, а также момент создания медицинского факультета при Новгородском государственном университете на рубеже XX-XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights stages of establishing the state educational system for preparation of the medical personals in Russia in XIX century, the tendency of its development, the form of the organization and model of training, and also the moment of creation of the medical faculty at Novgorod State University on a boundary of 20th and 21st centuries.

Текст научной работы на тему «Становление отечественного высшего медицинского образования»

двухуровневой системы, закон об автономных учреждениях. Мы ссылаемся на опыт западных стран, но копируем его по частям, признаём первенство роли государства в образовательной сфере и одновременно отпускаем вузы в самостоятельное плавание. Сегодня вузы, как крупные финансовые единицы, попали в зону повышенного внимания влиятельных сил. Интерес подогревается слухами об изменении статуса вуза, о выделении группы вузов федерального подчинения и большой группы вузов, которая перейдет в юрисдикцию местных властей, а может быть, и в частные руки. Закон об автономном учреждении трактует вуз как

рыночный объект, включая механизм его банкротства и смены характера деятельности. Естественно, вузовские работники опасаются чиновничьего беспредела и рейдерства.

Поэтому определённые надежды мы связываем с национальным проектом «Образование». Вселяют оптимизм и слова о роли школьного преподавателя, прозвучавшие в Послании Президента Федеральному собранию. Хочется верить, что будет расти общественный интерес к школе и вузам, авторитет учителей и вузовских преподавателей, а образование получит столь необходимую ему государственную поддержку.

Р. Ю. ЗАЛИЛОВ, доцент Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Становление отечественного высшего медицинского образования

В статье рассматриваются этапы становления государственной системы подготовки медицинских кадров в России в XIX в., тенденции ее развития, формы организации и модели обучения, а также момент создания медицинского факультета при Новгородском государственном университете на рубеже XX-XXI вв.

The article highlights stages of establishing the state educational system for preparation of the medical personals in Russia in XIX century, the tendency of its development, the form of the organization and model of training, and also the moment of creation of the medical faculty at Novgorod State University on a boundary of 20th and 21st centuries.

На протяжении всей своей истории российское государство первостепенное внимание уделяло вопросам подготовки врачей. Вне зависимости от общественно-экономического устройства здоровье нации, как и медицинское обслуживание военных структур, рассматривалось в нашей стране в качестве жизненно необходимого условия существования и развития общества.

Становление государственной системы подготовки медицинских кадров

в России имеет долгую историю и ведет свой отсчет с момента принятия университетских уставов в 1804 г. Именно они на тот момент устанавливали общие принципы медицинского образования в стране, задавали образовательные стандарты, соответствующие требованиям своего времени, определяли продолжительность учебы (4 года), число кафедр и т.д. Обучение студентов-медиков осуществлялось в стенах медицинских факультетов университетов, последние курировались

Министерством народного просвещения [1].

В это же время в российских университетах осуществляется введение в учебный процесс так называемой «одноэтапной модели» подготовки медиков, которая включала в себя как научно-теоретическое обучение по медицинским дисциплинам, так и клиническую подготовку студентов с целью формирования специалистов-практи-ков, способных сразу же после окончания университета выполнять обязанности врача [2].

Необходимо отметить, что государственная система подготовки медицинских кадров была изначально ориентирована на подготовку лекарей за казенный счет. Основными заказчиками медицинских специалистов являлись военное и морское ведомства, а также гражданское, где медики состояли на государственной службе в качестве чиновников. Как таковой системы здравоохранения, связанной с оказанием медицинской помощи населению, в тот период в Российской империи не существовало. И даже несмотря на это, выпуски медицинских факультетов не могли в достаточной мере «покрыть» потребности государственных ведомств в медицинских кадрах. Так, с 1816 по 1818 гг. в Московском университете было выпущено всего 7 лекарей [3].

Для того чтобы решить кадровый дефицит с обеспечением страны медицинскими чиновниками и врачами, в рамках медицинских факультетов университетов осуществляется создание медицинских институтов, задачей которых было за четыре года подготовить «казенных» лекарей, способных сразу же после окончания обучения оказывать квалифицированную медицинскую помощь.

На медицинском факультете Московского университета разрабатывается и внедряется специальная учебная

программа. В ее рамках слушателям медицинских институтов в течение года отдельно читались сокращенные общеобразовательные курсы естественных наук, остальные три года они проходили обучение вместе со студентами медицинских факультетов, занимаясь изучением собственно медицинских дисциплин с акцентом на клиническую составляющую образования в рамках одноэтапной модели подготовки медиков (медицинские институты при медицинских факультетах университетов просуществовали до конца 1850-х гг., выполнив свою задачу).

В первой трети XIX в. в России функционировали три типа государственных высших медицинских учебных заведений: медицинские факультеты университетов, медико-хирургические академии и медицинские институты как особый - третий - тип [4]. В начале 30-х годов XIX в. происходит процесс реформирования системы народного просвещения, при этом деятельность медицинских факультетов выделяется в отдельный приоритетный вопрос всей «николаевской реформы» [2]. Результатом реформирования становится принятие в 1835 г. нового университетского устава. Основным разработчиком медицинской составляющей устава являлась прежде всего профессура Московского университета, а за основу «медицинской части» университетского устава был взят проект профессора медицинского факультета Ю.Х. Лодера, известного созданием лучшего анатомического театра в Европе.

В Университетском уставе 1835 г. решены многие назревшие проблемы, связанные с процессом преподавания на медицинских факультетах университетов, а именно:

• разработан первый единый учебный план подготовки специалиста; одновременно с дипломом об окончании университета он мог получить право на самостоятельную врачебную практику;

• закреплялась курсовая система обучения, предусматривавшая строгое распределение всех без исключения дисциплин по полугодиям и позволявшая добиться оптимальной последовательности в освоении студентами курса медицинских наук;

• декларировалась естественнонаучная направленность врачебного образования;

• произошел переход к пятилетнему образованию на медицинском факультете, что позволило увеличить продолжительность клинических занятий с одного года до двух [5].

Отметим, что самодержавная государственная система оказывала постоянное давление и влияние на университетские структуры и устои, и это не могло не отразиться на уставе. Так, наряду с бесспорными прогрессивными положениями в университетском уставе присутствуют сдерживающие «инструменты», ограничивающие автономию университетов и усиливающие административный надзор и влияние попечителей учебных округов. В то же время устав определил статус университетов в государстве и обществе, положив начало постепенному интегрированию университетских профессорских корпораций в российскую государственную систему.

Общепризнано, что первое десятилетие после введения этого устава было весьма плодотворным как с точки зрения организации университетского учебного процесса и подготовки профессорско-преподавательских кадров, так и в плане развития университетских наук. Именно в 1840-е годы университеты стали средоточием духовного единства профессуры и студенчества [6]. Однако впоследствии стало ясно, что система высшего медицинского образования требует дальнейшей корректировки и реформирования. В первую очередь это было связано с тем, что в тот момент подготов-

кой врачей занимались как медицинские факультеты университетов, так и медико-хирургические академии, т.е. две различные образовательные системы, подчиняющиеся разным министерствам. В связи с этим назрел вопрос о выработке и введении единого образовательного стандарта в сфере подготовки врачебных кадров [7].

В ходе выработки принципиальных направлений реформы высшего медицинского образования отчетливо выявились два подхода. Первый из них -так называемая «германская модель» - был обозначен известными профессорами Петербургской МХА К.К. Зей-длицем и Н.И. Пироговым. В рамках своей концепции медицинского образования они стремились поставить преподавание медицины в университетах на более высокий уровень путем усиления клинического компонента в изучении медицины на старших курсах, расширения факультетской клинической базы и создания первых госпитальных клиник, предоставления академической свободы. Для освобождения часов, необходимых для преподавания клинических дисциплин, они предлагали полностью отказаться от изучения студентами общеобразовательных наук [8].

Профессура медицинского факультета Московского университета придерживалась второй точки зрения, согласно которой общеобразовательные дисциплины на медицинских факультетах необходимо сохранить, поскольку языковая, гуманитарная и, возможно, более широкая естественно-научная подготовка является неотъемлемым элементом формирования мировоззрения будущего врача. Для решения проблемы поиска «лишних» часов они предлагали увеличить продолжительность учебы на медицинском факультете до 6 лет.

Компромиссным решением данного вопроса явилось утверждение мини-

стром народного просвещения гр. С.С. Уваровым в 1846 г. программы для медицинского факультета Московского университета, которая стала базовой также и для медицинских факультетов Харьковского и Казанского университетов. В рамках этой программы все пять лет учебы на медицинских факультетах были плотно заполнены сугубо медицинскими предметами, при этом резко увеличилось число недельных часов, отведенных на их изучение. Общее число часов, отпущенное на преподавание общегуманитарных предметов, было резко сокращено с формулировкой, что их изучение «предоставляется собственному выбору учащихся, в свободное от необходимых занятий время» (РГИА. Ф.733. Оп. 81. Л. 217). Что касается естественно-научных и общеобразовательных дисциплин, то сокращение часов, отведенных на их преподавание, было заложено еще в уставе 1835 г.

Необходимо подчеркнуть, что медицинские факультеты российских университетов периода становления и начала их деятельности находились в привилегированном положении по сравнению с другими факультетами. Это было обусловлено острейшей потребностью во врачах. Медицинские факультеты, по сути дела, стали основой развивающейся системы университетского образования в России.

По утверждению историков, уже в 40-е годы XIX в. русская медицина как в своей фактической части, так и в особенности в своей мировоззренческой и методологической основе «во многом опередила зарубежную медицину» [9], хотя в значительной степени это может быть справедливо только для столичных городов.

В 1860-е годы развитие системы подготовки медицинских кадров было целиком обусловлено особенностями модернизационных процессов, протекавших во всех сферах российской об-

щественной жизни. Кроме того, быстрый прогресс медицинских знаний,за-рождение систем земской, городской и фабричной медицины, рост медицинских стандартов в жизни общества -все это подготовило почву для реформирования системы медицинского образования. В Санкт-Петербургском университете в эти годы проводится работа по проекту нового университетского устава. В Московском университете разрабатывается «медицинская часть» нового устава (в Петербургском университете медицинского факультета не было). При этом учитывается опыт европейских университетов, например, из французских уставов “заимствованы” государственные экзамены, обязательность учебных планов, переводные экзамены. В результате деятельности комиссии был выработан документ, в котором европейские университетские традиции органично сочетались с творческими наработками российских медицинских факультетов при определяющей роли государства в развитии университетской системы.

Характерной чертой устава 1863 г. была широкая университетская автономия, которая предоставляла медицинским факультетам право самостоятельно решать вопросы, связанные с изменением структуры, открытием новых кафедр, замещением вакантных профессорских должностей. Возобновилась практика заграничных командировок, что положительно повлияло на рост научно-педагогического потенциала преподавательского состава. Изменился характер преподавания. Так, большинство теоретических курсов сопровождалось практическими демонстрациями. Постоянно увеличивалось количество лабораторий и клиник.

Можно ответственно заявлять, что в 1870-е годы, несмотря на объективные трудности, обусловленные историческими особенностями развития России,

произошло становление системы «русского медицинского образования».

Советское время отмечено преобразованием медицинских факультетов университетов в самостоятельные специализированные вузы - медицинские институты, выдающаяся роль которых в развитии медицинской науки и высшего медицинского образования хорошо известна.

В 1990-е гг. на региональном уровне происходят процессы интеграции отдельных вузов и формирование на их основе новой образовательной структуры - университета классического типа. В стенах последнего обязательно создаются юридический и медицинский факультеты. В этом плане показателен пример Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, образованного в результате объединения политехнического, педагогического институтов и сельскохозяйственной академии.

Основополагающая роль в образовании классического университета нового типа принадлежит первому президенту НГУ, талантливому русскому ученому-физику, профессору В.В. Сороке, который стремился основать на северо-западе России крупный педагогический, научно-исследовательский и научно-просветительский центр. Как отмечает профессор В.Р. Вебер, создание медицинского факультета, а в дальнейшем - Института медицинского образования в составе университета позволило реализовать новую концепцию подготовки кадров и научных исследований в медицине, обеспечить университетский уровень общенаучной и гуманитарной подготовки будущих врачей, провизоров, стоматологов и медицинских менеджеров [10].

Необходимо отметить, что подобные процессы создания медицинских факультетов в стенах университетов происходят и в других регионах Российской Федерации. Поэтому можно

говорить о возрождении и новом витке развития медицинского образования в структуре ведущих классических университетов.

Литература

1. См.: Зимин И.В. Подготовка медицинских

кадров в России (XIX - начало XX вв.). -СПб., 2004.

2. См.: Сточик A.M, Пальцев М.А., Затрав-

кин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в реформах просвещения первой трети XIX в. М., 1998.

3. См.: Петров Ф.А. Российские университе-

ты в первой половине XIX в. Формирование системы университетского образования. М., 1998. Кн. 2.

4. См.: Сточик A.M., Затравкин С.Н., Аста-

хова Е.Ю. Медицинские институты при российских университетах - особый (третий) тип высших медицинских учебных заведений России в первой трети XIX в. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. № 3.

5. См.: Сточик A.M., Пальцев М.А., Затрав-

кин С.Н., Горелова Л.Е. Замыслы разработчиков устава 1835 г. и реалии учебного плана медицинского факультета Московского университета 1837-1845 гг. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. № 4.

6. См.: Петров Ф.А. Российские университе-

ты в первой половине XIX в. Формирование системы университетского образования. М., 1998. Кн. 1.

7. См.: Сточик А.М., Затравкин С.Н., Горе-

лова Л.Е., Игнатьев В.Т. Подготовка и введение в действие устава университета Св. Владимира (Киев) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. № 2.

8. См.: Зимин И.В. Преподавание гуманитар-

ных дисциплин в системе высшего университетского медицинского образования России (XIX - начало XX вв.) // Учебно-методическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарного образования в медицинских и фармацевтических вузах» (24-25 апреля 2003 г.): тезисы докладов. - СПб., 2003.

9. Зиновьев И.А. К истории высшего меди-

цинского образования в России. М., 1962.

10. Вебер В.Р. Медицинское образование в Великом Новгороде (События и люди). В. Новгород, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.