СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ. СТАРОДУБСКИЙ КАЗАЧИЙ ПОЛК
■ В. В. Дзюбан
Аннотация. В данной статье рассматривается культурно-историческое становление казачества на Стародубщине, его роль в основных сражениях, повлиявших на ход развития страны. Анализируются современная жизнь, история происхождения и уклад общественной организации «Стародубский казачий полк».
Ключевые слова: казачество, Стародуб, Малороссия, гетман.
Summary. The article examines the historical and cultural formation of the Cossacks on Starodubshchina, their role in the main battles which influenced the process of the country's development. The author also analises the modern, life, history of origin of the public organization "Starodubsky Cossack regiment".
Keywords: Cossacks, Starodub, Little Russia, hetman.
Целью данной работы является раскрытие истории и культуры одного из интереснейших представителей всего казачества на Руси, а именно Стародубского казачьего полка. В работе исследуется история становления, формирования полка, его быт, традиции, культура, а также его политическая позиция. Данная тема была выбрана в связи с активной деятельностью на территории Стародубского края организации под названием «Стародубский казачий полк» (СКП), которая занимается вопросами восстановления казачьей культуры.
Датой отсчета Стародубских казаков можно считать 1589 г. В апреле этого года Федор Иванович писал пу-тивльскому воеводе Афанасию Зиновьеву, чтобы он с Рыльскими и Старо-дубскими казаками шел на Поле [Степь] и Донец [против крымских
татар]. Но познакомились жители Стародуба с казаками (так называемым «вольным гуляйством») из Речи Посполитой, которые в 1574 г. во время Ливонской войны под руководством пропольских атаманов Франциска Суки и Микиты Бируля сожгли г. Стародуб.
Уже в 1603 г. в Северской земле появились казаки под руководством Хлопка Косолапа. В ее составе были и «Стародубские и комарицкие гуль-тяи», то есть разбойники. Только эти сведения изменяют существовавшее до этого мнение о возникновении Стародубских казаков после указа польского короля Сигизмунда III от 1620 г. о даровании Магдебургского права г. Стародубу, а также «мирный характер» Стародубских казаков.
Стародубский край в XVI в. потрясали многочисленные государствен-
251
]ЕК
фундаментальная наука вузам
252
ные переходы, грабежи, волнения, безвластие. Казачество зародилось в ходе естественного процесса жизни пограничных территорий. Стоит отметить и особенность Стародубской народности, которая с XV в. и до сих пор считает себя ни великороссами (москалями), ни украинцами (хохлами), которые в свою очередь называют их казако-коцапами). В зарождении казачества сыграли свою роль «гуляйство», то есть вольницы. Все они состояли в казачьей армии, появившейся у Лжедмитрия II в г. Старо-дубе. Окончательно документально закрепил, оформил и постарался перетянуть польский король Сигиз-мунд III в своем указе 1620 г. население г. Стародуба.
По итогам Деулинского перемирия г. Стародуб в 1518 г. отошел к Польше и вошел в состав Смоленского воеводства. 15 февраля 1620 г. король Сигиз-мунд II направил в г. Стародуб жалованную грамоту с дарованием ему вольностей Магдебургского права.
По нему Стародуб имел свой герб, печать, знамя, суд, городское самоуправление.
Войт (то есть мэр) избирался горожанами и утверждался королем, ему помогали лавники - пожизненные присяжные (судьи уголовных дел), а также бургомистры и занимавшиеся налогами, доходами и гражданскими делами. Городом управлял магистрат, а ремесленники были объединены в цехи. Такое гражданско-правовое устройство сохранялось на Стародуб-щине долго, почти до конца XVIII в. Для обороны городской земли король направил жителям «привилей старо-дубской казацкой хоругви», где им давались различные имущественные и правовые привилегии, тем самым сде-
лав попытку превратить их в «мирных, оседлых, местных казаков» в количестве сотни («хорогви»), в так называемых не реестровых. Тем самым он подрывал авторитет казаческого движения. Но ничто не могло удержать народ от выступлений. Издевательства шляхты, попытка искоренить православие унией с помощью смоленского епископа А. Квашнина-Золотого и многое другое подняло народ на борьбу против поляков. В 1648 г. запорожцы во главе с Богданом Хмельницким без боя войдут в Стародуб. С этого времени стародубцы будут постоянно поднимать восстания и бороться с Речью Посполитой. За годы восстаний и русско-польской войны многие жители (мещане, ремесленники и крестьяне) «записывались в казаки». Многие участвовавшие в этих войнах стали считать себя «по духу» вольными казаками, благо ситуация позволяла. Таким образом, к концу XVII в. почти все население Стародуб-щины стало считаться казачьим по сословию [1, с. 121-123].
После Зборовского мира 1649 г. король Ян Казимир распространил власть гетмана и на северские земли. 8 января 1654 г. Малороссия после Переяславльской Рады воссоединилась с Россией. На освобожденной территории распространилось традиционное казачье полковое административное управление. Полками назывались определенные части Малороссии. Во главе полка стоял полковник, подчинявшийся гетману Малороссии, во главе сотен были сотники, в административном судебном управлении им помогала казацкая старшина, бунчуковые товарищи, полковые обозные, полковые и сотенные судьи, писари, есаулы и т.д. На основе гра-
]ЕК
моты 1620 г. по Магдебурскому праву действовали магистрат и управление. За более чем вековую историю полком управляли различные люди. Самыми известными полковниками были: Петр Рославец, братья Самой-ловичи, Лукьян Жоравко,Иван Ско-ропадский, Павел Полуботко, Петр Миклашевский, Яков Завадовский.
Концом этого порядка явилось грамота Екатерины II 1785 г., согласно которой вся бывшая казачья старшина была уравнена в правах с дворянами всей России. В 1781 г. было отменено гетманство на Украине и полковое деление. С 1782 г. Стародубский полк был упразднен, став уездом Новгород-Северского наместничества Малороссийской, а с 1802 г. - Черниговской губернии. Военные части были переведены в кирасирские, драгунские и гусарские полки. Более подробно об этом Стародубском полке можно прочесть в книгах историка XIX в. А. Лазаревского.
В завершение истории казаков давней поры стоит отметить, что после отмены полкового деления казачье сословие продолжало жить и существовать в нашей местности. Часть их разными путями снова «попала» в крестьянство и мещанство. Но вплоть до гражданской войны 1918-1921 гг. в Стародубском крае во многих селах встречалось упоминание о деятельности двух самоуправляющихся обществ: крестьянского и казачьего. В каждом имелись свой староста, полиция, суд и управление. Наибольшее количество казаков в начале XX в. проживало в следующих населенных пунктах Старо-дубского района: с. Чубковичи, с. Аза-ровка, с. Курковичи, с. Левенка, с. Мо-хоновка, д. Камень. Даже не имея своей территориальности и зачастую на-
ходясь в небольшом количестве, они не теряли своей истории, традиции, духа, а продолжали трудиться и служить во имя своей Родины - России.
С созданием регулярной армии начали появляться и военные полки. Для большей жизнеспособности их приписывали к определенной местности, которая давала новобранцев и всячески способствовала службе.
В начале XVIII в. был создан Ста-родубовский (Стародубский) полк. Уже в 1709 г. он участвовал в разгроме войск Карла XII под Полтавой, находясь под командованием Гаврилы Семеновича Кропотова. Стоит отметить, что Стародубовский полк не полностью состоял из местных казаков и жителей (особенно в XIX в.), хотя именно они образовали первоначальный его состав. Полк участвовал во всех крупных войнах России XVIII -начала XX вв.
Особенно он отличился в начале своей истории в русско-турецкой войне 1789-1791 гг. Через несколько лет полк находился в тяжелейших итальянском и швейцарском походах 17991800 гг. После короткой передышки 253 Стародубовский полк снова участвовал в войне с Турцией 1800-1812 гг. Затем грянула Отечественная война 1812 г. Стародубцы находились в составе 3-й армии Тормасова, где наиболее отличились в Кобринской баталии, сражениях у г. Городечно, у реки Березины. После изгнания армии Наполеона из России полк был в заграничном походе, где участвовал в «битве народов» под Лейпцигом и взятии Парижа. В 1831-1832 гг. стародубцам пришлось выполнять неприятную миссию подавления польского восстания.
Последним блеском храбрости полка стала русско-турецкая война
вЕК
фундаментальная наука вузам
254
1876-1877 гг. в сражениях у г. Рущук и г. Батаницы. За всю историю своего существования он много раз менял свои наименования, будучи карабинерным, кирасирским, драгунским полком. В 1882 г. полк стал называться 34-й драгунский.
В начале XX в. Стародубовский полк участвовал в сражениях на фронтах Первой мировой войны, а затем в 1918-1920 гг. в составе армии Деникина воевал против советской власти. В 1920 г. он прекратил свое существование [2, с. 402-405].
В 1994 г. в г. Стародубе была создана инициативная группа, которая начала работу по возрождению казачества на Стародубщине. В нее вошли В. В. Белов, П. Ф. Лякун, А. М. Миронов, А. Таланин. В. В. Белов был послан к лидеру Союза казаков России Алмазову за помощью в создании организации. Затем инициаторы «подняли» записи метрических книг дореволюционного времени (около 15 приходов Стародубского уезда). Из них были выбраны и опубликованы в местной печати сословные казачьи фамилии. К инициативной группе стали приходить интересующиеся люди. Одновременно началась работа над созданием Устава общественной организации.
21 августа 1994 г. в г. Стародубе состоялся первый круг казаков Старо-дубщины. На нем было принято решение о создании общественной организации «Стародубский казачий полк», принят разработанный Устав и выбрано атаманское правление. Первым атаманом СКП был избран В. В. Белов, полковым писарем П. Ф. Ля-кун, председателем Совета стариков Н. Д. Шакун. Организация СКП вошла в состав Западного Особого ка-
зачьего округа во главе с нашим земляком В. Ф. Зайцевым и в общероссийскую организацию «Союз казаков России».
Патриотическая работа по возрождению казачества проводилась инициаторами и в других районах Брянщины. СКП территориально и административно состоит из 10 сотен: Стародубской полковой (атаман П. Ф. Де-больский), двух Унечских (И. М. Лебедев), Суражской (В. Н. Зима), Погар-ской (П. А. Цыганок), Трубчевской (В. Бурый), Брянской (М. Волков), Московской (В. Ф. Зайцев), Почепской, Стародубской молодежной, Ярцевской (Смоленской обл.) и Климовской станицы. Сотни делятся на курени. Например, в Стародубской сотне их 6 городских и 8 сельских: в с. Елионка, с. Остроглядово, с. Пятовск, с. Меленск, с. Новомлынка, с. Мишковка, с. Алей-никово и Ломаковка, с. Азаровка и Кур-ковичи. Справедливости ради стоит отметить, что данное деление можно считать условным, так как никогда на Стародубщине не было куреней, а были лишь курные избы. На нынешний момент атаманом СКП с 1997 г. является А. М. Миронов, Почетным атаманом В. Ф. Белов, Походным атаманом Н. Д. Емельяненко, полковым писарем П. Ф. Лякун.
После принятия закона РФ «О казачестве» в 2005 г. был переработан Устав СКП. Сейчас эта организация остается по-прежнему общественной организацией, в отличие от реестрового казачества юга России. Но по новому закону и новому Уставу Стародубские казаки все же могут нести государственную службу от лица СКП. Эта организация старается быть аполитичной, не вовлекая себя в политическую жизнь
!ЕК
ф
Брянщины и России, хотя это удается не всем сотням.
В течение нескольких лет Старо-дубский полк создал свои отличительные атрибуты. Согласно Уставу каждая сотня может определять свой фасон и цвет одежды и отсюда некоторая пестрота костюмов. Так Унеч-ская, Трубчевская и Погарская сотни имеют форму Войска Донского; Ста-родубская и Брянская - зеленого цвета, а Московская и Суражская -синего цвета, общими остались лишь алый цвет лампас и шеврон СКП. Нужно отметить, что эти формы являются одеждой участников общественной организации, но не являются традиционной казачьей малороссийской формой.
Знаменем СКП является Российский Флаг, в центре которого помещен герб г. Стародуба, а по углам расположены четыре золотых сокола -символ сотен полка стремящихся к единству, на обратной стороне знамени изображен православный крест. Все казаки носят погоны, соответствующие их воинским общеармейским званиям, либо полученные ими по приказу атамана до чина есаула.
В 2004 г. были разработаны памятные ордена в честь «350-летия Старо-дубского полка». Они делятся на три степени: низшая - голубой крест для новобранцев, первой степени - синий для ветеранов - СКП и высшей степени - белый для Почетных гостей. На шевроне, орденах и печати СКП имеются изображения: креста - символа времени (год создания - 1654), сабель - символа защиты, трех дубовых листочков - символа трех славянских народов и желудя - символа надежды на единение, единую историю, дух и культуру, а также изображение кара-
вая и рушника, представляющие хле-босольность Стародубских жителей.
Данная организация и казаки, которых насчитывается около тысячи человек, занимаются пропагандой казачества среди всего населения Брян-щины. Большинство Стародубских казаков работают простыми тружениками: колхозниками, фермерами, учителями, деятелями науки и культуры. Казаками они ощущают себя в душе и вере, находя друг у друга много общего. Особенно активно казачество во время культурных мероприятий, проводимых в нашей области - в честь Монумента Дружбы, Дня Победы, Дня освобождения района от немецко-фашистских захватчиков. Часть казаков входит в организацию «Поиск» г. Брянска (руководитель А. А. Соболев), занимающуюся восстановлением исторической картины событий Великой Отечественной войны на Брян-щине и перезахоронением погибших советских солдат. Существует несколько фермерских хозяйств области, среди которых наиболее известное - казачья сельхозартель в Суражском районе с. Ляличи.
Казаки всех сотен помогают православной церкви в восстановлении храмов и возрождении православия на Брянщине. В 1996 г. усилиями казаков СКП и Брянской епархии был отреставрирован и открыт полковой казачий собор - Рождества Христова в г. Стародубе. В с. Костеничи Сураж-ского района была построена часовня на средства казака Осипова. И таких примеров много.
В 2003 г. стародубские казаки являлись участниками проходившего на Брянщине Всероссийского крестного хода. В 2004 г. СКП торжественно отметил 350-летие Стародубского
255
вЕК
фундаментальная наука вузам
256
полка. 19 августа в церковный праздник «Яблочный Спас» традиционно проводится полковой круг. Он открывается молебном и неофициальным гимном полка: «Над Диким полем ворон кружит, трава ковыль горит». На последнем круге, проходившем 19 августа 2006 г. в г. Стародубе, было принято решение о создании особого казачьего округа на безе СКП и рождении межгосударственной общественной организации «Северское братство». В эту организацию вошли казачьи формирования Брянской, Гомельской и Черниговской областей. «Северское братство» создается с целью укрепления братской дружбы между славянскими народами - русским, украинским, белорусским - и призвано противодействовать всеми законными средствами силам, действия которых направлены на подрыв доверия и разжигания вражды между этими народами.
Из других направлений деятельности СКП следует отметить просветительскую работу стародубских казаков: творчество А. С. Воропаева, М. Р. Лежнева, Д. Р. Поклонского и др. Проводиться огромная работа по становлению правовой и гражданской позиции молодежи. Причем, все мероприятия организуются только на добровольные пожертвования казаков и спонсоров. В феврале 2006 г. по инициативе походного атамана СКП Е. Д. Емельяненко, сотника Стародубской сотни П. Ф. Де-больского и членов атаманского правления было решено создать кадетский класс. Он образовывался на основе молодежной сотни. Целью
при создании этого класса являлась передача казачьих и военно-патриотических традиций молодежи, воспитание патриотизма, любви к своей малой родине и становлению гражданской позиции. Наставником кадетов был выбран майор в отставке С. Б. Маширов, преподавателями -офицеры СКП (в основном атаманское правление), работники МЧС, МВД, погранвойск и спортивного клуба «Парашютист» [3, с. 365-370].
Итак, казак сейчас - это не сословие, а состояние души. Здесь не должно быть ограничений из-за отсутствия формы или других внешних атрибутов. Главными качествами казака должны выступать вера, любовь, патриотизм и уважение к своему прошлому и предкам, надежда на возрождение сильного и богатого отечества. Организации такой направленности способствуют распространению в среде молодежи и среди взрослых идей патриотизма, веротерпимости и культуры. Они различными способами воспитывают и развивают своих участников как полноценных граждан России.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лазаревский А. М. Описание старой Малороссии. Том I. Полк Стародубский. Изд. второе. - Белые Берега: Группа компаний «Десяточка» (Изд-во «Белобережье»), 2008. - 560 с.
2. Плеханов А. М., Плеханов А. А. Казачество на рубежах Отечества (Изд-во «Вече»), 2009. - 464 с.
3. Сизенко А. Г. Полная история казачества России (Изд-во «Владис»), 2009. - 448 с. |
!Ек