ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
Банковская деятельность
СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СИСТЕМНО ЗНАЧИМЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ федерации
Андрей Леонидович БЕЛОУСОВ",*, Екатерина Игоревна БЕЗУГЛАЯь
2 кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского права, Северо-Западный институт Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Вологда, Российская Федерация [email protected]
ь член Молодежного парламента Вологодской области, помощник депутата Законодательного собрания Вологодской области,
Вологда, Российская Федерация
*Ответственный автор
История статьи:
Принята 16.03.2015 Одобрена 23.03.2015
УДК 336.774
Ключевые слова: кредитные организации, банковская система, макропруденциальная политика, инфраструктурные организации,
платежная система
Аннотация
Предмет/тема. Российская экономика, не выдержав «стресс-тестирования» совокупности воздействовавших на нее в 2014 г. факторов, начала 2015 г. в фазе кризиса. Сильное падение платежеспособности российской валюты, в том числе и под воздействием спекулятивных операций на финансовом рынке в совокупности с наложением санкций со стороны Европейского союза на ряд крупнейших банковских организаций страны, привели к серьезным проблемам в банковском секторе. Правительство Российской Федерации, реализуя очередной антикризисный план, предусмотрело выделение финансовых средств из Резервного фонда РФ нескольким кредитным организациям в рамках оказания им государственной поддержки. Банк России в целях обеспечения устойчивого функционирования финансовой системы усиливает контроль над ее участниками, придавая некоторым из них статус системно значимых организаций.
Цели/задачи. Целью данной работы является исследование института системно значимых кредитных организаций, определение степени их влияния на обеспечение стабильности функционирования банковской системы.
Методология. В работе использовались методы компаративистики при изучении существующих подходов к определению системно значимых финансовых институтов в науке и практике, осуществлен анализ правовой регламентации системно значимых кредитных организаций в Российской Федерации.
Выводы/значимость. Сделаны выводы о том, что выделение в российском банковском секторе системно значимых кредитных организаций способствует в совокупности с другими мерами макропруденциальной политики обеспечению стабильности банковской системы в целом, а также повышает устойчивость функционирования самих «системных» организаций в частности. Значимость результатов исследования заключается в выявлении преимуществ, появляющихся у организации после включения ее в категорию системно значимых (получение государственной поддержки и большая степень доверия клиентов), а также анализе дополнительных требований, предъявляемых к «системным» организациям (усиление надзора со стороны Банка России, ужесточение нормативов ликвидности и достаточности капитала и др.).
В настоящее время экономическая система Российской Федерации характеризуется негативными тенденциями развития. Резкое ослабление курса рубля, повышение уровня инфляции, ухудшение геополитических отношений РФ со странами Европейского союза, принятие экономических, политических и финансовых санкций (ограничение доступа некоторых российских организаций к внешним финансовым рынкам) в отношении страны вызывают необходимость введения дополнительных
© Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2015
механизмов регулирования экономических процессов, способных в краткосрочной перспективе снизить негативный эффект от указанных факторов, а в долгосрочной перспективе полностью его нивелировать.
Одним из ключевых направлений работы государства в экономической сфере является проведение адекватной и сбалансированной денежно-кредитной политики. На данный момент Правительство РФ совместно с Банком России проводят политику,
направленную на укрепление банковской системы как важнейшего фактора обеспечения стабильности экономики в целом.
В этих целях продолжается процесс создания национальной платежной системы. В связи с необходимостью ограничения рисков возможной дестабилизации ситуации на валютном рынке введены новые виды операций с иностранной валютой - сделки «валютный своп» по продаже долларов за рубли - и аукционы РЕПО в иностранной валюте; необходимым условием эффективного управления процентными ставками стало принятие решения о переходе к плавающему валютному курсу [1].
Уже больше года Банк России ведет политику сокращения числа кредитных организаций. В отношении организаций, не соблюдающих установленных для них нормативов ликвидности, осуществляющих сомнительные сделки с финансовыми инструментами, мегарегулятор принимает решение об отзыве у них лицензий. На этом фоне Банк России усиливает контроль за крупнейшими из них, включая их в категорию системно значимых кредитных организаций [2-4].
Вопросы функционирования системно значимых финансовых институтов, разработки методик их выделения, определения количественных и качественных критериев отбора наиболее активно стали подниматься в мировом сообществе во время мирового финансового кризиса 20082009 гг. [5, 6]. В частности, в 2009 г. они стали предметом обсуждения на саммите группы G20, а Международный валютный фонд в это же время провел ряд исследований, посвященных выявлению характеристик «системных организаций»1. В настоящее время вопросы особого внимания к крупнейшим финансовым институтам, ведущим деятельность как в банковском секторе, так и в других сегментах финансового рынка, регулярно поднимаются на международном уровне. Примером здесь может служить Совет по финансовой стабильности. Также можно отметить Базельский комитет по банковскому надзору, который поддерживает данное направление регулирования, разрабатывая подходы и обобщая практику мер в отношении крупнейших банков [7].
Изучение международного опыта позволяет выделить ряд подходов к пониманию категории
1 IMF/BIS/FSB. Guidance to Assess the Systemic Importance of Financial Institutions, Markets and Instruments: Initial Considerations. Background Paper. 2009.
системно значимых кредитных организаций [8, 9]. Согласно одному из них финансовая компания может считаться системно значимой, если ее банкротство или нарушение ее деятельности будут иметь существенные негативные последствия для финансовой системы2. В пресс-релизе Совета по финансовой стабильности от 04.11.2011 отмечено, что системно значимые финансовые институты - это финансовые институты, ухудшение финансового положения или нарушение деятельности которых, обусловленное размером, сложностью операций и системной взаимосвязанностью, может нанести существенный ущерб финансовой системе и экономике3.
Также указывают на необходимость выделения нескольких категорий системной значимости, которые должны быть основаны на различных характеристиках системного риска4. Международный валютный фонд определяет системный риск как риск нарушения процесса оказания финансовых услуг, который вызван повреждением всей или части финансовой системы и несет угрозу негативных последствий для реального сектора экономики [10]. Системный риск может передаваться вследствие взаимозависимости финансовых организаций (так называемый эффект заражения, contagion effect), поэтому выявление и надзор за системно значимыми финансовыми организациями являются важными для повышения макроэкономической стабильности [11].
При определении критериев системной значимости организации используются различные способы. Как правило, все они группируются в рамках двух базовых методов: количественного и качественного. Количе ственный метод включает в себя индикаторный подход [12], сетевой анализ (network analysis) [13] и оценку вклада организации в системный риск5 [14]. Характеристики качественного метода: размер, структура организации [12], степень заменяемости, степень взаимосвязанности, уровень заемных средств, несоответствие активов и пассивов по срокам и др.
2 G20. G20 Déclaration On Strengthening The Financial System.
3 Информация об инфраструктурных организациях финансового рынка, в отношении которых Банком России принято решение о признании их системно значимыми. URL: http://www.cbr. ru/sbrfr/?PrtID=sys_infr.
4 IMF/BIS/FSB. Guidance to Assess the Systemic Importance of Financial Institutions, Markets and Instruments: Initial Considerations. Background Paper. 2009.
5 IMF/BIS/FSB. Guidance to Assess the Systemic Importance
of Financial Institutions, Markets and Instruments: Initial Considerations. 2009.
В качестве примера использования применяемой в рамках одной из мер макропруденциальной политики категории системно значимых финансовых организаций в зарубежных странах можно привести решение Совета по надзору за финансовой стабильностью США (Financial Stability Oversight Council, FSOC), который 04.06.2013 причислил три американские финансовые компании к небанковским системно значимым финансовым институтам. В их число вошли: Prudential Financial, Inc., American Interational Group Inc. (AIG), General Electric Capital Corporation (GECC) [15].
Причисление небанковских финансовых компаний к числу системно значимых означает, что они подпадают под дополнительный надзор со стороны ФРС США. Указанные организации должны выполнять минимальные нормативы по показателям достаточности капитала и ликвидности и проводить регулярные стресс-тесты, что ограничит их действия в принятии чрезмерных рисков. Вместе с тем они получают доступ к дисконтному окну ФРС США, что повышает их возможности по привлечению финансирования. Цель принятого FSOC решения - ограничить риски системно значимых участников финансовых рынков6.
В отношении РФ необходимо отметить, что действия Банка России направлены на реализацию рекомендаций Совета по финансовой стабильности о стратегических мерах в отношении системно значимых финансовых институтов (далее -СЗФИ), к которым относятся: реформирование национальных режимов финансового оздоровления через усиление полномочий регулирующих органов по своевременному финансовому оздоровлению институтов, испытывающих проблемы в деятельности, без перекладывания убытков на государственный бюджет; требования по формированию СЗФИ дополнительного объема собственных средств (капитала), способного обеспечить большую (по сравнению с обычными банками в рамках Базеля III) степень покрытия убытков; требования по оценке регулирующими органами способности СЗФИ к восстановлению нормального функционирования при возникновении проблем в их деятельности на основании оценки качества и эффективности планов СЗФИ по финансовому оздоровлению и санации, а также требования по наличию индивидуальных (для
6 Центральный банк Российской Федерации. Обзор текущих мер макропруденциальной политики. Официальный сайт. URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/mpr_13q2.pdf.
каждого СЗФИ) соглашений о трансграничном сотрудниче стве ме жду национальными регулирующими органами, в том числе в кризисные периоды; повышение интенсивности и эффективности надзора за СЗФИ, включая усиление надзорных полномочий и повышение регулятивных требований к внутренним системам риск-менеджмента СЗФИ, сбору данных, корпоративному управлению, внутреннему контролю [16].
В настоящее время в сферу повышенного организационного внимания Банка России входят свыше 200 банков. Сюда относятся не только системно значимые кредитные организации, но и, например, некоторые крупные региональные банки. Однако структура российского банковского рынка такова, что первые 20 крупнейших банков консолидируют более 70% активов и обязательств банковского сектора. Именно крупнейшие банки наиболее динамично развивают коммерческое присутствие на зарубежных рынках, проводят сложные финансовые операции, что по объективным экономическим причинам недоступно для банков меньшего размера [17].
В целях введения категории «системных» организаций в Российской Федерации Банк России издал указание от 16.01.2014 № 3174-У «Об определении перечня системно значимых кредитных организаций». Данным актом установлен перечень количественных показателей деятельности кредитных организаций, при соответствии которым организация приобретает статус системно значимой. К таким показателям относятся: размер кредитной организации (по величине балансовых активов, условных обязательств кредитного характера, требований и обязательств по производным финансовым инструментам и прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после дня заключения договора (сделки); объемы средств, размещенных кредитной организацией в кредитных и иных финансовых организациях, а также привлеченных кредитной организацией от кредитных и иных финансовых организаций; объем вкладов физических лиц; а также обобщающий результат средней взвешенной оценки указанных показателей7.
В отношении системно значимых организаций Банк России устанавливает повышенный надзор,
7 Приложение 1 к Указанию Банка России от 16.01.2014 №№ 3174-
У «Об определении перечня системно значимых кредитных организаций».
функции по осуществлению которого возложены на специально созданный в его структуре департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями. Для мегарегулятора введение института системно значимых банков станет важным инструментом в обеспечении стабильности финансовой системы страны в целом и банковской системы в частности.
К направлениям надзора Банка России за системно значимыми организациями относятся: надзор на консолидированной основе, использование продвинутых подходов к оценке рисков с применением математического моделирования, проведение стресс-тестирования кредитных организаций на основе макроэкономических сценариев8. При организации работы департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями постоянное надзорное внимание каждой кредитной организации будет обеспечено регулярными квартальными комплексными обзорами финансового состояния, которые будут дополняться тематическими (не реже одного раза в полгода) обзорами зон рисков методами дистанционного обзора на основе получения информации от уполномоченных представителей Банка России в разрезе отдельных направлений бизнеса, географии концентрации рисков.
Более глубокие комплексные обследования финансового состояния кредитных организаций предполагается осуществлять с учетом результатов инспекционных проверок не реже одного раза в два года. Во всех вопросах деятельности кредитных организаций предусмотрено непосредственное участие руководства Банка России, включая рассмотрение информации о финансовом состоянии и принятие решения о применении мер воздействия.
По мере разработки и принятия нормативных актов Банка России Департамент станет осуществлять функции в сфере консолидированного надзора за банковскими группами и банковскими холдингами, применять методики определения количественной величины рисков на основе продвинутых подходов, оценивать системы управления рисками и внутреннего контроля, а также внутренние процедуры оценки достаточности собственных средств (капитала).
Кроме того, в отношении системно значимых кредитных организаций, надзор за которыми
8 О задачах и функциях создаваемого в центральном аппарате Банка России Департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями. URL: http://www.cbr.ru/press/ praspx?füe=130809_155942reliz-2.htm.
осуществляет департамент, территориальные учреждения Банка России продолжат осуществление полного объема функций, не связанных с надзорной деятельностью, а также сохранят ряд технологических полномочий, такие как прием отчетности, взаимодействие с внутренними структурными подразделениями кредитных организаций, отдельные вопросы валютного контроля, передача информации об операциях клиентов в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Создание департамента не затронет осуществление Банком России расчетов по корреспондентским счетам кредитных организаций, кассового обслуживания кредитных организаций, поэтому в отношении клиентов, вкладчиков, заемщиков кредитных организаций изменений в банковском обслуживании не произойдет.
Таким образом, получение кредитной организацией статуса системно значимой означает для нее ужесточение нормативов ликвидности и достаточности капитала. Акционерам банков необходимо докапитализировать банки, чтобы выполнять требуемые значения достаточности капитала. По словам заместителя председателя Банка России М.И. Сухова: «...некоторые банки в первые годы получат возможность 10% дисконта к достаточности капитала, но он должен быть в полной мере компенсирован «принципиально иной степенью прозрачности системы»9.
Помимо обеспечения исполнения дополнительных требований, системно значимые организации будут нести материальную нагрузку в виде найма соответствующих специалистов (методологов, специалистов по отчетности) и внедрения необходимых IT-систем. Поддержание повышенных требований к уровню ликвидности может дополнительно снизить доходность банка (дополнительное фондирование, привлеченное банком с рынка за плату, не будет приносить дохода).
В то же время системно значимые кредитные организации получают ряд преимуществ, среди которых можно отметить более высокую степень финансовой устойчивости (приобретаемую вследствие ужесточения нормативов ликвидности и усиления контроля), а также финансовую поддержку Банка России при возникновении кризисных ситуаций.
Кроме того, многие инвесторы примут решение о передаче своих денежных средств именно в
9 Банк России определил 19 системно значимых банков. URL:
http://www.interfax.ru/business/394997.
организации, входящие в перечень системно значимых. Несмотря на то, что данный список Банком России не опубликован, многочисленные аналитические структуры опубликовали свои так называемые белые списки системных банков. Логика регулятора ясна: в случае официальной публикации данного списка большинство вкладчиков решат перевести средства в наиболее надежные банки, что может негативно сказаться на деятельности организаций, не входящих в перечень системно значимых. Мегарегулятор указал только количественный порог банков, подпадающих под более пристальный надзор. Изначально называлось 50 организаций, затем количество сократилось до 19.
Граждане окажутся перед выбором: перевести свои денежные средства в системно значимые банки и получить гарантии сохранности сбережений, несмотря на установление такими банками заниженных процентных ставок по депозитам, либо оставить вклады в менее надежных банках с более высокими ставками по вкладам, но с риском потери средств. С учетом того, что объем денежных средств, вносимых во вклады большинством населений страны, не превышает 1 400 000 руб., они могут без существенных опасений передавать финансы банкам, не входящим в список системных. В случае отзыва лицензии у таких организаций Банком России Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» гарантирует возврат клиентам сумм их вкладов Агентством по страхованию вкладов в размере не более 1 400 000 руб.10. Если размер вклада превышает указанную сумму, средства лучше разместить в нескольких кредитных организациях.
По мнению некоторых аналитиков, возможен сценарий, когда системно значимые банки могут выступить катализатором передела российского банковского рынка [18, 19]. Фактически выделение некоторого приоритетного списка так или иначе приводит к тому, что интерес клиентов сосредоточивается в первую очередь на банках этого списка.
В качестве еще одного преимущества системно значимых организаций указывается присвоение им более высоких рейтингов от рейтинговых агентств. При присвоении рейтингов учитывается возможность получения поддержки как государственным,
10 Статья 11 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
так и частным банкам со стороны государства. Вероятность поддержки от государства оценивается агентствами отдельно в каждом конкретном случае, с учетом доли владения государства или системной значимости банка. При наличии доступа к поддержке рейтинги повышаются на одну или несколько ступеней по сравнению с рейтингом собственной финансовой устойчивости банка.
Таким образом, введение категории системно значимых кредитных организаций направлено на повышение устойчивости банковского сектора государства. В отношении данных организаций устанавливаются усиленные меры надзора, что компенсируется возможностью получения государственной поддержки и более прочным положением таких организаций на рынке [20]. На данный момент в целом можно дать положительную оценку введению нового института. Корректировка указанных выше недостатков возможна в процессе полноценного функционирования системы банковского надзора.
В заключение необходимо отметить, что категория системной значимости установлена Банком России также в отношении инфраструктурных организаций финансового рынка. В указании Банка России от 25.07.2014 № 3341-У «О признании инфраструктурных организаций финансового рынка системно значимыми» содержатся критерии, используемые для определения системно значимых центрального депозитария, центрального контрагента, расчетного депозитария и репозитария на национальном уровне11.
На международном уровне для системно значимых организаций финансового рынка разработаны стандарты в области регулирования, надзора и наблюдения, содержащиеся в докладе «Принципы для инфраструктур финансового рынка»12. В соответствии с указанием регулятора инфраструктурная организация финансового рынка может быть признана системно значимой в случае, если это единственная организация, осуществляющая определенные законодательством Российской Федерации функции (критерий уникальности); обслуживает операции Банка России (критерий значимости для единой государственной денежно-
11 Указание Банка России от 25.07.2014 №№ 3341-У «О признании инфраструктурных организаций финансового рынка системно значимыми».
12 Информация о признании инфраструктурных организаций
финансового рынка системно значимыми. URL: http://www. cbr.ru/press/pr.aspx?file=26092014_124143sbrfr2014-09-26t12_ 37 24.htm.
кредитной политики); обслуживает более половины участников финансового рынка и их операции (критерий значимости на финансовом рынке).
По результатам анализа деятельности всех действующих в России инфраструктурных организаций финансового рынка, Банк России признал НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» системно значимым центральным депозитарием, системно значимым расчетным депозитарием и системно значимым репозитарием. ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр» признан системно значимым центральным контрагентом13. Соответствие инфраструктурных организаций финансового рынка критериям системной значимости определяется Банком России ежеквартально.
Кроме того, в 2012 г. запущена модель риск-ориентированного надзора за крупнейшими страховыми организациями. В целях развития данной модели и повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере страхового дела Служба Банка России по финансовым рынкам 16.01.2014 зарегистрировала приказ № 14-2/пз «Об осуществлении функций по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства системно значимыми страховыми организациями». Согласно данному приказу, функции по контролю и надзору за соблюдением требований законодательства к финансовой устойчивости и платежеспособности системно значимыми страховыми организациями возлагаются на центральный аппарат Службы Банка России по финансовым рынкам. После ликвидации службы данные функции будут возложены на департамент страхового рынка.
Приложением к приказу определены системно значимые страховые организации, занимающие лидирующие позиции на отечественном страховом рынке. Впервые список системообразующих страховых организаций был утвержден ФСФР России в 2012 г. Тогда к системообразующим были отнесены 20 страховых организаций, лидирующих по объему начисленных премий за 2011 г. В отношении указанных страховых организаций помимо стандартных контрольно-надзорных мероприятий проводился и проводится в настоящее время оперативный мониторинг
13 Информация о заявлении Совета по финансовой стабильности о стратегических мерах в отношении системно значимых финансовых институтов. URL: http://www.cbr.ru/press/ pr.aspx?file=111122_145633intern1.htm.
имеющихся активов.
Кроме того, Банк России в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» осуществил оценку системно значимой платежной системы. При проведении оценки определялась степень соответствия платежной системы Банка России международным стандартам - принципам для инфраструктур финансового рынка, разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам (в настоящее время - Комитет по платежам и рыночным инфраструктурам) Банком международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам. Данные принципы рекомендованы Банком России для соблюдения значимыми платежными системами. Платежная система Банка России оценивалась на соответствие 18 принципам согласно методике, установленной приказом Банка России от 09.04.2014 № 0Д-607 «О методике оценки степени соответствия деятельности операторов системно значимых платежных систем, привлеченных ими операторов услуг платежной инфраструктуры и связанных с ними системно значимых платежных систем рекомендациям Банка России». Полученные результаты оценки свидетельствуют о высоком уровне соответствия платежной системы Банка России этим принципам. Установлено, что платежная система в полной мере соблюдает 10 принципов (1, 2, 4, 5, 7, 9, 13, 17, 18, 21), в основном соблюдает 4 принципа (3, 8, 22, 23), а 4 принципа к платежной системе Банка России неприменимы (12, 15, 16, 19)14.
Подводя итоги, необходимо отметить, что появление в российской финансовой системе системно значимых организаций (кредитных, страховых, инфраструктурных) отражает тенденции международного правового регулирования банковского сектора. Данные организации становятся предметом усиленного внимания со стороны государства, на них возлагается определяющая роль в сохранении стабильности финансовой системы, в связи с чем они ограничиваются в возможности проведения высокорискованной кредитной политики. Введение «второго контура надзора» со стороны Банка России также способствует укреплению позиций системно значимых организаций на рынке финансовых услуг.
14 Пресс-служба Центрального банка Российской Федерации. Информация об оценке платежной системы Банка России. Официальный сайт. URL: http://www.cbr.ru/press/ pr.aspx?file=10102014_194000if2014-10-10t19_35_53.htm
Список литературы
1. Von Peter G. International banking centres: a network perspective. BIS Quarterly Review. 2007. URL: http://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt0712e.htm.
2. Белоусов А.Л. Проблемы регулирования деятельности по взысканию просроченной задолженности // Банковское право. 2014. № 3 С. 39-44.
3. Белоусов А.Л. Тенденции развития правового регулирования системы ипотечного жилищного кредитования // Правовые вопросы недвижимости. 2013. № 2 С. 7-9.
4. Зорина Т.Н. Совершенствование регулирования деятельности банковских институтов в Российской Федерации с учетом их институциональных ролей // Труд и социальные отношения. 2012. № 4. С. 91-99.
5. Букирь М. Кредитная работа в банке. Методология и учет. М.: КноРус, 2012. 240 с.
6. Тосунян Г.А. Актуальные проблемы банковского и смежного законодательства. Вып. 1. М.: Олим-Пресс, 2011. 304 с.
7. Лаврушин О.И. Банки в современной экономике: необходимость перемен // Банковское дело. 2013. № 4. С. 6-13.
8. Тетерятников К. Системно значимые банки в России и за рубежом // Финансовая жизнь. 2013. № 4. С. 43-52.
9. Thomson J.B. On Systemically Important Financial Institutions and Progressive Systemic Mitigation. Policy discussion paper. 2009. № 7. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1474836.
10. Tarashev N., Borio C., Tsatsaronis K. The systemic importance of financial institutions. BIS Quarterly Review. 2009. URL: http://bis.hasbeenforeclosed.com/publ/qtrpdf/r_qt0909h.pdf.
11. Айвазян С.А., АндриевскаяИ.К., КоннолиР., ПеникасГ.И. Выявление системно значимых финансовых организаций: обзор методологий // Деньги и кредит. 2011. № 8. С. 13-18.
12. Adrian T, BrunnermeierM. CoVaR. Federal Reserve Bank of New York Staff Reports. 2008. № 348. URL: http://www.newyorkfed.org/research/staff_reports/sr348.pdf.
13. Bech M., Chapman J., Garratt R. Which Bank Is the «Central» Bank? An Application of Markov Theory to the Canadian Large Value Transfer System. Federal Reserve Bank of New York Staff Reports. 2008. № 356. URL: http://www.newyorkfed.org/research/staff_reports/sr356.pdf.
14. Хесус Уэрта Де Сото. Деньги, банковский кредит и экономические циклы. М.: Социум, 2012. 688 с.
15. Тарасенко О. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России М.: Проспект, 2015. 310 с.
16. Кравченко Д.Л. Финансово-правовое регулирование банковского сектора экономики. Сравнительно-правовой аспект. М.: Проспект, 2015. 144 с.
17. Крылова Л.В., Крылов С.В. Институциональная структура российской банковской системы и направления ее трансформации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 40. С. 2-10.
18. ОПутиловский В. Системообразующие банки: наш список. URL: http://www.banki.ru/news/daytheme/ ?id=6422906.
19. ФилипенковН. Почему политика ЦБ может привести к переделу рынка? URL: http://slon.ru/economics/ pochemu_politika_tsb_mozhetхэж_privesti_k_peredelu_rynka-1046903.xhtml.
20. Безинский Н.К. Государственная поддержка системообразующих банков // Вопросы новой экономики. 2015. № 1. С. 31-37.
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
development of the institution of systematically important banks
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Banking
Andrei L. belousov*, Еkaterina I. BEZuGLAYAb
aNorth-West Institute of Kutafin Moscow State Law University, Vologda Branch, Vologda, Russian Federation [email protected]
bYouth Parliament of Vologda Region, Legislative Assembly of Vologda Region, Vologda, Russian Federation [email protected]
* Corresponding author
Article history:
Received 16 March 2015 Accepted 23 March 2015
Keywords: financial institutions, banking system, macroprudential policy, infrastructure organizations, payment system
Abstract
Importance Under the pressure of the so-called stress testing factors, which influenced the Russian economy in 2014, the situation turned into crisis in the beginning of 2015. A dramatic fall in the national currency value caused, inter alia, by speculative operations in the financial market, and the sanctions of the European Union against major Russian banks resulted in serious problems in the banking sector. The latest bailout plan of the Government of the Russian Federation came with the State backing of financial establishments through allocating funds from the Reserve Fund. To maintain sustainable functioning of the financial system, the Central Bank of the Russian Federation strengthens control over its participants and assigns the systematically important status to some of them.
Objectives The main objective is to research the institution of systematically important banks and estimate the level of its influence on sustainable functioning of the banking system. Methods We applied comparative methods while studying the approaches to determining systematically important financial institutions that are available in science and in practice. We also analyzed laws and regulations on systematically important banks in Russia. Conclusions and Relevance The institution of systematically important banks in the Russian banking sector, as well as other macroprudential measures are critical to maintain the stability of such organizations and the banking system as a whole. We have found out the benefits such organizations get after they are assigned to the systematically important category, i.e. State aid and higher level of customer confidence. The performed analysis of additional requirements to such organizations (tougher supervision on the part of the Central Bank of Russia, tighter liquidity and capital adequacy ratios, etc.) contributes to the relevance of the study.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Von Peter G. International banking centres: a network perspective. BIS Quarterly Review, 2007. Available at: http://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt0712e.htm.
2. Belousov A.L. Problemy regulirovaniya deyatel'nosti po vzyskaniyu prosrochennoi zadolzhennosti [Problems related to regulation of activities on overdue debt recovery]. Bankovskoe pravo = Banking Law, 2014, no. 3,pp.39-44.
3. Belousov A.L. Tendentsii razvitiya pravovogo regulirovaniya sistemy ipotechnogo zhilishchnogo kreditovaniya [Development trends in statutory regulation of the mortgage housing credit system]. Pravovye voprosy nedvizhimosti = Legal Issues of Real Estate, 2013, no. 2, pp. 7-9.
4. Zorina T.N. Sovershenstvovanie regulirovaniya deyatel'nosti bankovskikh institutov v Rossiiskoi Federatsii s uchetom ikh institutsional'nykh rolei [Improving the regulation of banking institutions in the Russian Federation with regard to their institutional roles]. Trud i sotsial'nye otnosheniya = Labor and Social Relations, 2012, no. 4, pp. 91-99.
5. Bukir' M. Kreditnaya rabota v banke. Metodologiya i uchet [Credit work in a bank. Methodology and accounting]. Moscow, KnoRus Publ., 2012, 240 p.
6. Tosunyan G.A. Aktual'nyeproblemy bankovskogo i smezhnogo zakonodatel'stva. Vypusk 1 [Topical issues of banking and related laws. Issue 1]. Moscow, Olim-Press Publ., 2011, 304 p.
7. Lavrushin O.I. Banki v sovremennoi ekonomike: neobkhodimost' peremen [Banks in the modern economy: the need for changes]. Bankovskoe delo = Banking, 2013, no. 4, pp. 6-13.
8. Teteryatnikov K. Sistemno znachimye banki v Rossii i za rubezhom [Systemically important banks in Russia and abroad]. Finansovaya zhizn ' = Financial Life, 2013, no. 4, pp. 43-52.
9. Thomson J.B. On Systemically Important Financial Institutions and Progressive Systemic Mitigation. FRB of Cleveland Policy Discussion Paper, 2009, no. 7. Available at: http://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=1474836.
10. Tarashev N., Borio C., Tsatsaronis K. The systemic importance of financial institutions. BIS Quarterly Review, 2009. Available at: http://bis.hasbeenforeclosed.com/publ/qtrpdf/r_qt0909h.pdf.
11. Aivazyan S.A., Andrievskaya I.K., Konnoli R., Penikas G.I. Vyyavlenie sistemno znachimykh finansovykh organizatsii: obzor metodologii [Identifying the systemically important financial institutions: an overview of methodologies]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2011, no. 8, pp. 13-18.
12. Adrian T., Brunnermeier M. CoVaR. Federal Reserve Bank of New York Staff Reports, 2008, no. 348. Available at: http://www.newyorkfed.org/research/staff_reports/sr348.pdf.
13. Bech M., Chapman J., Garratt R. Which Bank Is the 'Central' Bank? An Application of Markov Theory to the Canadian Large Value Transfer System. Federal Reserve Bank of New York Staff Reports, 2008, no. 356. Available at: http://www.newyorkfed.org/research/staff_reports/sr356.pdf.
14. Jesus Huerta de Soto. Den'gi, bankovskii kredit i ekonomicheskie tsikly [Money, Bank Credit, and Economic Cycles]. Moscow, Sotsium Publ., 2012, 688 p.
15. Tarasenko O. Predprinimatel 'skaya deyatel'nost 'sub"ektov bankovskoi sistemy Rossii [Entrepreneurship of the Russian banking system's entities]. Moscow, Prospekt Publ., 2015, 310 p.
16. Kravchenko D.L. Finansovo-pravovoe regulirovanie bankovskogo sektora ekonomiki. Sravnitel 'no-pravovoi aspect [Financial and legal regulation of the banking sector. A comparative law aspect]. Moscow, Prospekt Publ., 2015, 144 p.
17. Krylova L.V., Krylov S.V. Institutsional'naya struktura rossiiskoi bankovskoi sistemy i napravleniya ee transformatsii [Institutional structure of the Russian banking system and its transformation]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 40, pp. 2-10.
18. Putilovskii V. Sistemoobrazuyushchie banki: nash spisok [Systemically important banks: our rating]. Available at: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=6422906. (In Russ.)
19. Filipenkov N. Pochemupolitika TsB mozhetprivesti kperedelu rynka? [Why may the policy of the Central Bank cause repartition of the market?]. Available at: http://slon.ru/economics/pochemu_politika_tsb_ mozhetkhezh_privesti_k_peredelu_rynka-1046903.xhtml. (In Russ.)
20. Bezinskii N.K. Gosudarstvennaya podderzhka sistemoobrazuyushchikh bankov [State support for systemically important banks]. Voprosy novoi ekonomiki = Issues of New Economy, 2015, no. 1, pp. 31-37.