Научная статья на тему 'Развитие наднационального антикризисного управления кредитными организациями и единство регулирования'

Развитие наднационального антикризисного управления кредитными организациями и единство регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЕДИНЫЙ РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОРГАН / МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарада А. С.

В статье анализируются изменения в банковской системе, связанные с ускорением перемещения финансовых потоков и информации, формированием глобальной банковской системы c центральными банками, кредитными организациями и международными регулирующими организациями, выступающими в качестве ее субъектов. Уделяется внимание внедрению рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, проблеме «теневых» банковских операций и системно значимым банкам, а также усилению регулирования на национальном уровне, в том числе в Российской Федерации. Однако усложнение банковской системы должно сопровождаться соответствующим усилением регулирования и контроля, что приводит к необходимости создания единого регулирующего органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие наднационального антикризисного управления кредитными организациями и единство регулирования»

28 (214) - 2014

Банковское дело

УДК 336.7

РАЗВИТИЕ НАДНАЦИОНАЛЬНОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ЕДИНСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А.С. ТАРАДА,

аспирантка кафедры стратегического и антикризисного менеджмента

Е-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье анализируются изменения в банковской системе, связанные с ускорением перемещения финансовых потоков и информации, формированием глобальной банковской системы c центральными банками, кредитными организациями и международными регулирующими организациями, выступающими в качестве ее субъектов. Уделяется внимание внедрению рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, проблеме «теневых» банковских операций и системно значимым банкам, а также усилению регулирования на национальном уровне, в том числе в Российской Федерации. Однако усложнение банковской системы должно сопровождаться соответствующим усилением регулирования и контроля, что приводит к необходимости создания единого регулирующего органа.

Ключевые слова: антикризисное управление, финансовая стабильность, Базельский комитет, кредитная организация, единый регулирующий орган, микроэкономические инструменты

По статистике, приведенной Международным валютным фондом по динамике кризисов, за период с 1960 г. экономика развитых стран прошла через шесть полных циклов [3] (под циклом в данном контексте подразумевается период подъема и спада). Количество рецессий зависит от страны.

В некоторых странах (Канада, Ирландия, Япония, Норвегия и Швеция) за аналогичный период произошло всего три завершенных цикла, тогда как в других (Италия, Новая Зеландия и Швейцария) происходило до девяти циклов.

Рецессии, как правило, отличаются незначительностью снижения ВВП на этапе спада при значительном росте на этапе подъема. Снижение ВВП в развитых странах в период рецессии не превышает 2,8%, тогда как рост может достигать 20%. В отличие от рецессий, депрессия отличается значительным снижением ВВП, которое может доходить до 10%. Начиная с 1960-х гг. в развитых странах наблюдалось шесть эпизодов депрессий, последний из них - в Финляндии в начале 1990-х гг.

Период спада длится не больше года, тогда как период восстановления может достигать пяти лет. Наиболее длительные периоды спада и подъема наблюдались в течение трех и пяти лет соответственно. В Финляндии и Швеции наблюдались два самых глубоких периода спада за всю историю развития, в Ирландии и Швеции - два самых длительных периода восстановления.

При этом меняется не только частота кризисов, но и их основные характеристики. В процессе

развития мировой экономики наблюдаются две основные тенденции - сокращение потерь от спада и удлинение периода восстановления экономики (рис. 1).

В основе изменения характера кризисов лежит целый ряд факторов, включая такие, как глобализация, усложнение финансовых рынков и пр. Помимо перечисленных факторов, значительное влияние на

30

25

20

15

10

3,1

25

20 <>2,1

кризисные явления оказывает степень государственного регулирования банковской системы.

Согласно исследованию Международного валютного фонда (МВФ), политика государства оказывает прямое влияние на длительность рецессии, -чем более активно государство вмешивается в экономику посредством фискальных и денежно-кредитных инструментов, тем менее продолжительным будет спад. При

3,5

2,5

1,5

0,5

1960-1985 гг. 1986-2007 гг.

I I Длина последующего восстановления (левая шкала), квартал Потери от спада (правая шкала), %

Источник: составлено автором на основании [15].

Рис. 1. Динамика потерь от спада и длина периода восстановления

6

Спад

Спад с использованием фискальных инструментов

Спад с использованием денежно-кредитных инструментов регулирования

Источник: Составлено автором на основании [15].

Рис. 2. Длительность спада в зависимости от государственного вмешательства, квартал

средней продолжительности спада в пять кварталов, государственное вмешательство способно сократить его до четырех (рис. 2).

В ответ на текущие кризисные явления во всем мире происходит усиление государственного регулирования. Так, в 2010 г. Форум по финансовой стабильности, созданный в 1999 г., был преобразован в Совет по финансовой стабильности (далее - Совет) с расширением списка участников и компетенций.

Совет был создан 17 членами Еврозоны в целях обеспечения финансовой устойчивости Еврозоны. Для решения обозначенной цели Совету был предоставлен функционал (табл. 1)

Для финансирования деятельности Совета страны - члены Евро-зоны создают уставный капитал, структура которого представлена на рис. 3.

Деятельность Совета сосредоточена на трех основных направлениях:

- построение устойчивой финансовой системы с использованием стандартов Базеля III;

3

2

5

0

0

5

4

3

2

0

Таблица 1

Описание функционала Совета по финансовой стабильности

Функционал Инструментарий

Выкуп первой эмиссии облигаций Совет может участвовать в покупке государственных облигаций в сумме не более 50% от суммарной эмиссии

Выкуп вторичной эмиссии облигаций Совет может участвовать во вторичном рынке облигаций при соблюдении двух основных условий: 1) облигации должны быть выражены в евро; 2) эмитентом должно быть государство либо государственное учреждение

Финансовая помощь до начала кризисных явлений В рамках данного функционала возможно предоставление помощи в трех основных формах: - обычная кредитная линия; - кредитная линия со специальными условиями; - кредитная линия с соблюдений мер по управлению рисками. Обычная кредитная линия предоставляется странам с сильной государственной политикой и положительной кредитной историей с соблюдением определенного набора предварительных условий, но без отлагательных условий. Размер кредита такого типа варьируется в пределах 2-10% ВВП. Кредитная линия со специальными условиями предоставляется странам с сильной государственной политикой, но подверженным определенной цикличности. В отличие от кредита первого типа, данный тип предусматривает определенный набор отлагательных условий. Кредит может достигать размера 2-10% от ВВП. Кредитная линия с соблюдений мер по управлению рисками предоставляется на тех же условиях, что и первые две линии, однако страна должна выполнить также ряд условий по введению мер контроля за рисками

Рекапитализация отдельных финансовых институтов Рекапитализация отдельных финансовых институтов направлена на восстановление платежеспособности страны путем финансового оздоровления отдельного института, угрожающего финансовой стабильности государства

Источник Составлено автором на основании [12, 14].

19,6 Австрия з

Источник: Составлено автором на основании данных [13].

Рис. 3. Уставный капитал Совета по финансовой стабильности: в числителе - млн евро, в знаменателе - доля страны, %

- регулирование деятельности системно значимых банков;

- анализ проблемы теневых банков. Построение устойчивой финансовой системы с использованием стандартов Базеля III. Совет отслеживает внедрение нормативов Базеля, последний отчет по мониторингу финансовой системы был опубликован 30.06.2013. Исходя из данных отчета, капитал первого уровня крупнейших банков мира достиг отметки 9,5% в соответствии с требованиями Базеля III. Вторым важным направлением деятельности Совета является усиление контроля за формированием капитала по портфелю ценных бумаг кредитной организации. Как показали последние исследования, основной проблемой формирования активов, взвешенных по риску, по торговому портфелю банка является зависимость методик, применяемых при формировании портфеля от внутренних моделей кредитной организации. Исходя из этого, основными направлениями работы Совета являются:

1) увеличение степени открытости методик, используемых для подсчета активов, взвешенных по риску;

2) сужение количества моделей, которые могут быть использованы для подсчета активов, взвешенных по риску;

3) усовершенствование контроля со стороны государства за моделями, используемыми кредитными организациями. Регулирование деятельности системно значимых банков. Основным направлением деятельности по работе с системно значимыми банками является контроль за их деятельностью, включая более строгие требования по формированию регулятивного и экономического капиталов, планы по восстановлению платежеспособности и усиленный надзор за деятельностью банков.

Совет разработал критерии отнесения кредитной организации к разряду системно значимых (табл. 2).

По состоянию на ноябрь 2013 г. в список системно значимых кредитных организаций вошли пять групп банков (табл. 3).

Одним из основных направлений работы с системно значимыми банками является разработка комплексной методологии трехфазного антикризисного управления (рис. 4).

На первом этапе антикризисного управления разрабатываются планы финансового оздоровления на основе входящих переменных, разработанных регулирующим органом, и входящих переменных, разработанных кредитной организацией. В качестве

Таблица 2

Критерии отнесения к системно значимым банкам

Критерий Содержание Основные индикаторы

Размер Важность кредитной организации, как правило, возрастает с увеличением масштаба осуществляемых финансовых операций 1. Суммарные консолидированные активы. 2. Суммарные забалансовые обязательства. 3. Активы клиентов

Взаимозависимость Системный риск зависит от степени связи кредитной организации с другими субъектами хозяйствования 1. Активы, полученные от внешних лиц. 2. Обязательства перед внешними лицами. 3. Коэффициент долговой нагрузки. 4. Коэффициент краткосрочной долговой нагрузки. 5. Деривативные инструменты. 6. Коэффициенты ликвидности, установленные регулирующими органами

Взаимозаменяемость Важность кредитной организации возрастает в случае, если аналогичные кредитные организации не могут предложить такого же продукта 1. Качественная оценка зависимости страны от услуг, предоставляемых финансовым институтом. 2. Рыночная доля

Сложность Чем сложнее организована кредитная организация, тем более затратным будет ее восстановление 1. Структурная сложность, измеряемая количеством дочерних организаций. 2. Операционная сложность, измеряемая объемом операций на рынке ценных бумаг

Международные операции Чем активнее будет кредитная организация участвовать в международной деятельности, тем сложнее будет механизм ее спасения 1. Количество стран, в которых кредитная организация осуществляет свою деятельность. 2. Объем операций на международных финансовых рынках

Источник: составлено автором по данным [11].

Таблица 3

Системно значимые кредитные организации

Группа Активы, взвешенные по риску, % Банк

I 1 Bank of China; Bank of New York Mellon; BBVA; Groupe BPCE; Industrial and commercial Bank of China Ltd.; ING Bank; Mizuho FG; Nordea; Santander; Societe Generale; Standard Chartered; State Street; Sumitomo Mitsui FG; Unicredit Group; Wells Fargo

II 1,5 Bank of America; Credit Suisse; Goldman Sachs; Group Credit Agricole; Mitsubishi UFJ FG; Morgan Stanley; Royal Bank of Scotland; UBS

III 2 Barclays; BNP Paribas; Citigroup; Deutsche Bank

IV 2,5 HSBC; JP Morgan Chase

V 3,5 -

Источник: Составлено автором по данным [11].

Разработка планов финансового ^К^ 'оздоровления на базе входящих внешних переменных

1-й этап

Источник: составлено автором.

Внедрение планов по финансовому оздоровлению

Применение инструментов по созданию мостового банка, реструктуризации пассивов, рекапитализации

2-й этап

----------------------------

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-й этап

Рис. 4. Трехфазное антикризисное управление

примера приведем выдержки из плана по финансовому оздоровлению, составленному на основе [10]. План финансового оздоровления Ally Financial

Inc.

Структура плана:

1) наименования существенных для деятельности кредитной организации юридических лиц;

2) описание основных направлений бизнеса;

3) обзор основной информации касательно активов, обязательств, капитала и ликвидности;

4) описание политики по использованию производных финансовых инструментов.

5) участие в платежных и расчетных системах;

6) описание зарубежной деятельности вне Соединенных Штатов Америки;

7) контроль и надзор со стороны государственных органов власти;

8) основной управленческий состав;

9) организация и структура составления планов по финансовому оздоровлению в банке;

10) описание основных информационных систем;

11) описание плана финансового оздоровления. Описание плана финансового оздоровления.

Федеральная резервная система настояла на следующих основных допущениях для кризисного сценария в банке:

7х"

- банк зафиксировал значительный убыток, который практически полностью поглотил существующий собственный капитал банка, при этом кредитная организация не в состоянии избежать данного убытка. Активы банка значительно меньше, чем обязательства, в результате кредитная организация не способна отвечать по своим обязательствам перед кредиторами;

- все значительные юридические лица группы объявлены банкротами в соответствии с местным законодательством о несостоятельности;

- финансовые рынки США функционируют в нормальном режиме для остальных участников рынка;

- все остальные участники рынка функционируют в нормальном режиме и не были затронуты убытком банка;

- нет доступа к государственной поддержке;

- фондирование без предоставления залога невозможно.

Предположения, которые заложены в основе плана по финансовому оздоровлению, могут в значительной мере отличаться от реальной ситуации. Соответственно при наступлении комплекса событий стратегия банка может быть изменена.

Ally Financial Inc. разработал большое коли-

55

чество планов, которые могут быть применены при допущениях, перечисленных выше. Все разработанные планы учитывали следующие обстоятельства:

- законодательство о несостоятельности действует на территориях, где расположены значимые

юридические лица группы;

- особенности и условия соглашений с контрагентами группы.

Описание плана действий. При наступлении допущений, обозначенных государственными органами власти, в соответствии с законодательством США, федеральная корпорация по страхованию депозитов будет назначена в качестве координатора. Регулирующие органы применят традиционные методы, включая создание промежуточного банка для последующей продажи банка и выплаты застрахованной части депозитов в случае такой необходимости. Ally Bank полагает, что в случае наступления кризиса банк будет продан другому участнику рынка.

Потенциальные покупатели. Ally Bank полагает, что основные направления деятельности группы являются достаточно привлекательными для покупки. Потенциальными покупателями являются крупные банки и страховые компании.

На втором этапе трехфазного антикризисного управления предполагается внедрение мер, разработанных на превентивной стадии. Наконец, на третьей стадии предполагается применение таких инструментов антикризисного управления кредитными организациями, как создание промежуточного банка для продажи кредитной организации, реструктуризация пассивов кредитной организации, назначение временной администрации, перевод части активов кредитной организации в другой банк.

Помимо мер, принимаемых Советом по регулированию деятельности системно значимых кредитных организаций, страны также самостоятельно предпринимают шаги в направлении защиты интересов вкладчиков и налогоплательщиков. Так, в США в декабре 2013 г. был принят закон, согласно которому кредитные организации должны ограничить свое участие в инвестиционных фондах. Помимо этого иностранные кредитные организации, в зависимости от размера их активов, должны будут соответствовать повышенным нормативам достаточности капитала. Крупные иностранные кредитные организации должны будут также создать промежуточную организацию, соответствующую всем требованиям, предъявляемым кредитным

организациями в США. Планируется, что данные изменения вступят в силу с января 2016 г.

Новые директивы также были разработаны в Европейском союзе. Регулирующим органам будет дано право переводить операции, связанные с торговлей ценными бумагами на отдельно созданную дочернюю организацию (с 2018 г.). Помимо этого планируется наложить ограничение на операции, связанные с имуществом (с 2016 г.).

Согласно инициативам отдельных стран, например Англии, банковскую деятельность планируется разделить на несколько основных направлений, и каждое направление вывести на отдельное юридическое лицо. Например, направление, связанное с розничным кредитованием, планируется отделить от направления кредитования корпоративных клиентов, связанного с повышенными рисками.

Другая инициатива затрагивает контроль за деятельностью иностранных кредитных организаций на территории Англии. Оценка деятельности иностранной дочерней организации будет проводиться по двум основным критериям:

1) насколько регулирование страны регистрации головной организации совпадает с регулированием в Англии;

2) наличие необходимых планов восстановления платежеспособности.

Проблема «теневых банков». Ключевым направлением работы против «теневых» банков является усиление контроля за вложениями кредитных организаций в различные инвестиционные фонды. Особое внимание уделяется также периметру консолидации кредитной организации.

Снижение количества «теневых» банков и банковских операций планируется достигнуть за счет:

- регулирования, стимулирующего снижение использования депозитов в операциях РЕПО;

- нормативных препятствий по использованию депозитов в долгосрочных вложениях кредитной организации;

- усиления контроля за направлениями использования депозитов.

Одновременно с усилением регулирования на наднациональном уровне происходят изменения регулирования в каждой отдельной стране. Так, в Российской Федерации полномочия по регулированию финансового рынка были сконцентрированы у Банка России.

Федеральным законом от 23.07.2013 №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодатель-

ные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» были внесены поправки в 46 нормативных актов Российской Федерации, расширяя сферу деятельности Банка России.

Россия находится в русле централизации полномочий на международном уровне. Так, институт мегарегулятора уже создан в 55 странах мира. Начиная с 2009 г. с рекомендациями по централизации контроля выступали международные организации [1].

Теперь в полномочия Банка России, помимо банков, попадут микрофинансовые и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и пр. Под регулированием Банка России находится следующее количество субъектов финансовой системы Российской Федерации [9]:

- действующие микрофинансовые организации -3 327;

- действующие кредитные потребительские кооперативы - 3 221;

- субъекты страхового дела - 623;

- негосударственные пенсионные фонды - 125;

- действующие жилищные накопительные кооперативы - 72

- организации по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ - 411;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг - 1 333;

- бюро кредитных историй - 25.

Наиболее существенные поправки были внесены в Федеральный закон от 10.02.2002 №°86-ФЗ «О Центральном банке в Российской Федерации (Банке России)», который является документом, обобщающим все остальные изменения в законодательстве. К одной из компетенций Банка России добавилось регулирование и надзор на финансовых рынках. Также был расширен список объектов надзора, который теперь включает участников рынка ценных бумаг, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и субъекты микрокредитования.

Концентрация полномочий Банка России по регулированию финансового рынка позволит контролировать введение новых финансовых инструментов на рынке.

Второй положительной чертой концентрации регулирования является консолидация нормативной базы, единые правила и нормы для всех участников финансового рынка. Одновременно консолидация

нормативной базы приведет к повышению уровня прозрачности.

Третьей положительной чертой является концентрация ответственности у одной организации. С осени 2013 г. Банк России отвечает, с одной стороны, за любые операции, производимые с ценными бумагами, в том числе эмиссии ценных бумаг, с другой стороны, встает на защиту инвесторов, определяя круг информации, который необходимо раскрыть в проспектах эмиссии.

Отрицательной стороной концентрации полномочий в Банке России является фактически монопольное его положение на финансовом рынке, когда отсутствует поле для высказывания мнений, что может снизить эффективность принимаемых решений. Для уменьшения отрицательных тенденций необходимо создание научно-исследовательских центров на базе существующих университетов для анализа макроэкономической и микроэкономической ситуации и выработки предложений касательно улучшения стабильности экономики страны. С одной стороны, это даст толчок для развития инноваций, с другой, обеспечит генерацию полярных точек зрений, из которых затем будет выбрана одна. Разработка эффективной модели управления должна осуществляться в тесном взаимодействии надзорного органа и банковского сообщества [6].

Вторым минусом, который часто называют при дискуссиях по данной проблематике, является де-стимулирование инноваций. Однако, если обратиться к истории развития России, то при значительном регулировании и всеобъемлющем контроле со стороны государства количество научно-технических открытий было гораздо больше.

Третий минус, который возникает в связи с введением регулирования, - это предельно сжатые сроки, в которые предлагается ввести все изменения. Схема создания мегарегулятора была предложена в 2012 г., тогда как Агентство по регулированию финансовых рынков было присоединено к Центральному банку РФ с сентября 2013 г., окончательно процесс присоединения планируется завершить в 2015 г.

Безусловно, при таких сжатых сроках существенно возрастает операционный риск - риск технических ошибок, которые впоследствии скажутся в повседневной деятельности финансовых и кредитных институтов.

Однако согласно исследованию, проведенному рейтинговым агентством «Эксперт РА» в 2013 г.,

мнения субъектов банковской системы относительно вероятных сроков становления «мегарегулятора» в Российской Федерации существенно расходятся (рис. 5).

Таким образом, большинство опрошенных (44%) считают, что запланированные сроки внедрения реализуются на практике в 2015 г. При этом столько же считают, что фактическое создание мегарегулятора состоится в 2016 г. или позже.

Большая часть опрошенных считают, что требования к субъектам финансовой системы станут более жесткими (рис. 6).

Перечисленные положительные и отрицательные черты появления мегарегулятора можно свести в матрицу SWOT-анализа (рис 7).

Дальнейшее изменение инфраструктуры финансовой системы видится в создании международного финансового центра. Международные финансовые центры - это центры международного рынка ссудных капиталов, которые характеризуются высокой концентрацией банков и других кредитно-финансовых институтов, наличием мощной системы компьютерной связи, либеральными валютным и налоговым режимами для финансово-кредитных операций [7].

Основными недостатками сложившейся системы антикризисного управления кредитными организациями является отсутствие скоординированного подхода к решению проблем глобальной финансовой системы. Банковская система на данном этапе развития приобретает характер глобальной, когда проблема отдельно взятого банка сказывается на состоянии всей банковской системы. При этом следует различать понятия банковского сектора и банковской системы. Так, банковский сектор включает кредитные организации, Центральный банк, страховые организации, нефинансовые организации и пр. Банковская система включает Центральный банк и кредитные организации. В процессе реструктуризации банковского сектора решающая роль принадлежит государству, в то время как компетенция центрального банка ограничивается задачами адекватного регулирования и контроля за деятельностью кредитных организаций, по отношению к которым

он в наиболее общем смысле является кредитором последней инстанции, имеющим полномочия и отдельные поручения в области банковского надзора и финансового контроля [4].

Глобальная банковская система, помимо центральных банков, включает такие организации, как Международный валютный фонд, Базельский комитет по банковскому надзору и Совет по финансовой стабильности. Эти организации призваны урегулировать вопросы, которые возникли вслед за процессами глобализации:

системообразующие кредитные организации, проблемы которых распространяются сразу на несколько стран мира;

механизм трансграничного банкротства - отсутствуют действенные механизмы регулирования несостоятельности международных банковских групп;

0

□□ 2013 г. ЕЛ] 2016 г.

2014 г.

2015 г.

После 2016 г.

Источник: составлено автором по материалам [2].

Рис. 5. Сроки создания «мегарегулятора» в России, % опрошенных

0

0

23 Ц

I И Для всех станет более жестким Не изменится

| | Для банков не изменится, для других участников

будет более жестким У77\ Для банков станет более мягким, для других участников

не изменится ИД Для всех станет более мягким

Источник: составлено автором по материалам [2].

Рис. 6. Изменение регулирования после создания «мегарегулятора»

В

Сильные стороны Слабые стороны

1. Увеличение степени управляемости финансовым рынком. 2. Увеличение степени прозрачности рынка для субъектов. 3. Усиление контроля за введением новых финансовых инструментов. 4. Консолидация нормативной базы, создание единых правил и норм для всех участников рынка; 5. Контроль и защита интересов инвесторов органом, который контролирует поведение субъектов рынка 1. Монопольное положение Банка России, отсутствие поля для высказывания суждений и выбора наиболее верного из них. 2. Ускоренный процесс внедрения изменения без переходного периода. 3. Негативная среда для генерирования инноваций

Возможности Угрозы

Создание на базе существующих университетов исследовательских центров для высказывания различных точек зрения относительно состояния макро- и микроэкономической ситуации Возникновение технических ошибок вследствие ускоренного процесса консолидации полномочий у Банка России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь

Источник: составлено автором.

Рис. 7. Матрица SWOT: Банк России как мегарегулятор

- несоответствие рекомендаций, разрабатываемых на международном уровне, экономике отдельно взятых стран;

- «негативные финансовые инновации», примером которых может служить секьюритизация;

- асимметричность информации - отсутствие информации о степени риска, принимаемого кредитной организацией;

- отсутствие единой классификации кредитных организаций, которая позволит применять определенный инструментарий к каждому виду кредитных организаций.

Таким образом, можно говорить о возникновении глобальной банковской системы, которая включает в себя кредитные организации, центральные банки стран и международные регулирующие органы. Для управления глобальной банковской системой используется определенный инструментарий, разработанный как на микроуровне, так и на макроуровне. Микроэкономический инструментарий разрабатывается на уровне отдельной кредитной организации и включает в себя количественные (лимитирование, скорринг, КЛЯОС, СУАЯ и пр.) и

качественные (система страхования вкладов, аудит, комплаенс, внутренний контроль) инструменты. Макроэкономические инструменты ограничены комплексом, связанным с продажей активов кредитной организацией, рекапитализацией и реструктуризацией пассивов кредитной организации.

Международные регулирующие органы призваны решить проблемы глобального характера, которые при ускорении перемещения информации и финансовых потоков будут только усложняться. Однако механизм международного регулирования, предложенный на данном этапе, отличается рядом существенных недостатков (табл. 4).

Инструментарий глобальной банковской системы сформировался спонтанно в контексте решения отдельных глобальных проблем. Такой механизм не способен решить основной проблемы банковской системы - несоответствие сложности глобальной банковской системы и сложности контроля за последней. Механизм управления сложившейся системой сводится к перераспределению финансовых потоков между странами через международные регулирующие органы, тогда как ранее данную

Таблица 4 Недостатки сложившейся системы антикризисного управления

Недостаток Содержание

Отсутствие инструментария для реализации возложенных функций Инструментарий международных регулирующих органов, как правило, ограничивается предоставлением кредитов (Совет по финансовой стабильности, Международный валютный фонд) и изданием документов рекомендательного характера (Базельский комитет по банковскому надзору)

Ограниченная сфера действия Действие Совета по финансовой стабильности ограничивается европейскими странами, тогда как документы Базельского комитета по банковскому надзору носят рекомендательный характер

Асимметричность информации Информация в международные регулирующие органы поступает из ограниченного числа источников, тогда как проблемы, которые данные организации призваны решить, носят глобальный характер

Дублирование полномочий Функционал международных регулирующих организаций зачастую повторяется, что приводит к повышению транзакционных издержек

Ограниченная направленность Международные регулирующие органы формулируют выводы, как правило, на опыте тех стран, которые явились учредителями данных органов, в то время как особенности банковских систем других стран не принимаются во внимание

Источник: составлено автором.

функцию выполняло государство отдельных стран. Опасность механизма кроется в сильной взаимосвязи кредитных организаций по всему миру. На текущем этапе развития банковской системы причина кризисных тенденций в отдельной кредитной организации может заключаться в другом банке, который не входит в сферу контроля регулирующей организации. Таким образом, дополнительное финансирование приведет к сглаживанию симптомов, а не решению проблемы. Глобальный финансово-экономический кризис 2008 г., последствия которого ощущаются в мировой и отечественной экономике до настоящего времени, в очередной раз наглядно продемонстрировал, что крайне необходи-

мо заниматься антикризисным управлением на постоянной основе. От угрозы кризисов не застрахован никто: не только объекты микроэкономики, но и экономики даже самых развитых стран, мировая экономика в целом. Разные экономические системы теперь так сильно взаимосвязаны, что потрясение одной или нескольких из них по цепочке отражается на всех [8].

Антикризисное управление глобальной банковской системой - целенаправленное воздействие на субъекты банковской системы для сохранения ее устойчивости посредством применения комплекса инструментов антикризисного управления на глобальном, макроэкономическом и микроэкономическом уровнях.

Эффективное антикризисное управление глобальной банковской системой возможно при тесной координации действий центральных банков отдельных стран и регулирующих органов на наднациональном уровне (рис. 8).

Создание единого регулирующего органа позволит улучшить систему антикризисного управления на наднациональном уровне (табл. 5).

Основным недостатком единого регулирующего органа является его фактически монопольное положение, что может привести к превышению полномочий. Данную проблему можно решить посредством усиления контроля со стороны центральных банков стран, в том числе через механизм наложения вето на решения единого регулирующего органа в случае предоставления обоснованной аргументации. Выход из кризиса и восстановление потенциала устойчивого развития банковской системы предполагают совершенствование институциональной среды функционирования российских банков, совместные скоординированные действия правительства, органа банковского надзора и других надзорных органов, общественных организаций и банковского сообщества, прежде всего органов управления самих банков. Это, по сути, главный урок, и он должен быть усвоен всеми [5, с. 101].

Таким образом, банковская система стоит на пороге серьезных перемен в части антикризисного управления. Увеличение сложности банковской системы приводит к необходимости усиления контроля, что в дальнейшем позитивно скажется не только на банковской системе, но и на состоянии мировой экономики в целом, так как кредитные организации выполняют функции посредников в переливе международных финансовых потоков.

Источник: составлено автором.

Рис. 8. Схема антикризисного управления глобальной банковской системой

Таблица 5

Решение проблем системы антикризисного управления

Проблема Решение

Отсутствие инструментария для реализации возложенных функций На начальном этапе создания регулирующего органа предлагаются следующие инструменты антикризисного управления: - назначение куратора и временной администрации в системообразующие банки; - смена собственника в системообразующей организации при возникновении угрозы стабильности глобальной банковской системы; - сценарный анализ глобальной банковской системы; - контроль за процессом трансграничного банкротства и назначение наблюдателей для проведения процедуры несостоятельности; - разработка и курирование планов восстановления платежеспособности системообразующих кредитных организаций; - контроль и тестовое внедрение инновационных инструментов антикризисного управления кредитной организацией, в том числе секьюритизации

Ограниченная сфера действия Управление единым регулирующим органом предполагается посредством выборного органа из представителей стран мира, при этом единый регулирующий орган подписывает с центральным органом каждой страны двусторонне соглашение о сотрудничестве

Асимметричность информации Подписание соглашения с центральными банками стран включает пункт о разглашении информации касательно внедрения новых инструментов антикризисного управления, а также финансовом состоянии кредитных организаций страны. Единый регулирующий орган при этом обязан предоставлять информацию о новых инструментах и их тестировании в других странах мира

Дублирование полномочий Единый регулирующий орган сконцентрирует полномочия по управлению глобальной банковской системой

Ограниченная направленность При осуществлении регулирования будет использован опыт большинства стран мира

Источник: составлено автором.

Список литературы

1. Вавулин Д.А., Симонов С.В. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка // Финансы и кредит. 2014. № 5. С. 21-32.

2. Итоги интерактивного опроса на конференции «Управление рисками в России - 2013» «Инвестиции в риск-менеджмент: придется потратиться». URL: http://www.raexpert.ru/researches/risk/ rm_2013_opros.

3. Международный валютный фонд. https:// www.imf.org.

4. Морозова Т.Ю. Антикризисное управление кредитными организациями. М.: Институт экономики и антикризисного управления, 2003.

5. Морозова Т.Ю. Институциональная среда антикризисного управления: уроки глобального кризиса // Эффективное антикризисное управление. 2011. № 2. C. 93-101.

6. Морозова Т.Ю. Совершенствование организации внутреннего контроля как условие развития рыночной дисциплины // Деньги и кредит. 2006. № 3. С. 21-25.

7. Назаренко Г.В. Основные проблемы формирования международного финансового центра в России и пути их решения // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1.

8. Ряховская А.Н., Кован С.Е. Трансформация антикризисного управления в современных эконо-

мических условиях // Эффективное антикризисное управление. 2013. № 5. С. 62-73.

9. Хандруев А. Мегарегулятор: начало большого пути // Прямые инвестиции. 2013. № 9. С. 42-45.

10. Ally Financial Inc. Resolution Plan. URL: http://www.federalreserve .gov/bankinforeg/resolution-plans/ally-fncl-3g-20131231.pdf.

11. Assessment Methodologies for Identifying Non-Bank Non-Insurer Global Systemically Important Financial Institutions // Financial Stability Board. 2013. URL: http://www.financialstabilityboard.org/ publications/r_140108.pdf.

12. European Financial Stability Facility & European Stability Mechanism // European Stability Mechanism. 2013. URL: http://www.esm.europa.eu/ pdf/EFSF%20ESM%20New%20Investor%20present ation%209%20December%202013.pdf.

13. EFSF Guideline on Precautionary Programmes // European Financial Stability Facility. - 2011. URL: http://www.efsf.europa.eu/attachments/efsf_guideline_ on_precautionary_programmes.pdf.

14. EFSF Framework Agreement // European Financial Stability Facility. 2010. URL: http://www.efsf. europa.eu/attachments/20111019_efsf_framework_ agreement_en.pdf.

15. Prakash Kannan, Alasdair Scott, and Marco E. Terrone from recession to recovery: how soon and how strong. 2012. URL: https://www.imf.org/external/ np/seminars/eng/2012/fincrises/pdf/ch8.pdf.

Financial analytics: science and experience Banking

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

DEVELOPMENT OF SuPRANATIONAL CRISIS MANAGEMENT OF LENDING ORGANIZATIONS AND THE uNITY OF REGuLATION

Alisa S. TARADA

Abstract

The article analyses the changes in the banking system, associated with acceleration of movement of financial flows and information, the formation of the global banking system with central banks, credit organizations and international regulatory organization acting as its subjects. The author pays attention to the implementation of the recommendations of the Basel Committee on banking supervision, the issue of the "shadow" banking operations and systemically important banks, as well to

an increase of regulation at the national level, including in the Russian Federation. However, the complexity of the banking system must be accompanied by a corresponding increase in regulation and oversight that lead to the creation of a single regulatory body.

Keywords: crisis management, financial stability, Basel Committee, credit organization, single regulator, microeconomic tool

References

1. Vavulin D.A., Simonov S.V. Tsentral'nyi bank Rossiiskoi Federatsii kak megaregulyator rossiiskogo finansovogo rynka [Central bank of the Russian Federation as megaregulator of the Russian financial market].

Finansy i kredit - Finance and credit, 2014, no. 5, pp. 21-32.

2. Itogi interaktivnogo oprosa na konferentsii "Upravlenie riskami v Rossii - 2013" "Investitsii v risk-menedzhment: pridetsya potratit'sya". [Results of interactive poll at the "Risk Management in Russia - 2013" conference "Investments into a risk management: it will be necessary jolly well to have to spend"]. Available at: http://www.raexpert.ru/re-searches/risk/rm_2013_opros. (In Russ.)

3. International Monetary Fund. Available at: ht-tps://www.imf.org.

4. Morozova T.Yu. Antikrizisnoe upravlenie kredit-nymi organizatsiyami [Crisis management of credit organizations]. Moscow, Institut ekonomiki i antikriz-isnogo upravleniya Publ., 2003.

5. Morozova T.Yu. Institutsional'naya sreda an-tikrizisnogo upravleniya: uroki global'nogo krizisa [Institutional environment of crisis management: lessons of global crisis]. Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie - Effective crisis management, 2011, no. 2, pp. 93-101.

6. Morozova T.Yu. Sovershenstvovanie organi-zatsii vnutrennego kontrolya kak uslovie razvitiya rynochnoi distsipliny [Improvement of the organization of internal control as condition of development of market discipline]. Den'gi i kredit - Money and credit, 2006, no.3, pp.21-25.

7. Nazarenko G.V. Osnovnye problemy formirov-aniya mezhdunarodnogo finansovogo tsentra v Rossii i puti ikh resheniya [The main problems of formation of the international financial center in Russia and their solutions]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and practice of social development, 2014, no. 1.

8. Ryakhovskaya A.N., Kovan S.E. Transfor-matsiya antikrizisnogo upravleniya v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh [Transformation of crisis management in modern economic conditions]. Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie - Effective crisis management, 2013, no. 5, pp. 62-73.

9. Khandruev A. Megaregulyator: nachalo bol'shogo puti [Megaregulator: beginning of a long journey]. Pryamye investitsii - Direct investments, 2013, no. 9, pp. 42-45.

10. Ally Financial Inc. Resolution Plan. Available at: http://www.federalreserve.gov/bankinforeg/resolu-tion-plans/ally-fncl-3g-20131231.pdf

11. Assessment Methodologies for Identifying Non-Bank Non-Insurer Global Systemically Important Financial Institutions. Financial Stability Board. 2013. Available at: http://www.financialstabilityboard. org/publications/r_140108.pdf.

12. European Financial Stability Facility & European Stability Mechanism. European Stability Mechanism. 2013. Available at: http://www.esm.europa. eu/pdf/EFSF%20ESM%20New%20Investor%20pres entation%209%20December%202013.pdf.

13. EFSF Guideline on Precautionary Programmes. European Financial Stability Facility, 2011. Available at: http://www.efsf.europa.eu/attachments/efsf_guide-line_on_precautionary_programmes.pdf.

14. EFSF Framework Agreement, European Financial Stability Facility, 2010. Available at: http://www. efsf.europa.eu/attachments/20111019_efsf_frame-work_agreement_en.pdf.

15. Prakash Kannan, Alasdair Scott and Marco E. Terrone. From recession to recovery: how soon and how strong, 2012. Available at: https://www.imf.org/ external/np/seminars/eng/2012/fincrises/pdf/ch8.pdf.

Alisa S. TARADA

Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.