СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ в конце XX - начале XXI в.
Т. В. ЮЗЫКАЙН,
соискатель сектора «Отечественная история» ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН» (г. Сыктывкар, РФ)
Сотрудничество молодежи финно-угорских народов ведет свою историю с Международной встречи молодежи финно-угорских народов, прошедшей в г. Йошкар-Оле в июне 1990 г., на которой была создана Молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН). Учредителями МАФУН стали 12 национальных организаций и культурных обществ из финно-угорских регионов РСФСР, Москвы, Ленинграда и Эстонской ССР.
В качестве уставных целей Ассоциация назвала сближение и сотрудничество молодежи финно-угорских, а также других коренных народов; защиту политических, социально-экономических, национально-экономических прав коренных народов; возрождение традиционных, духовных и культурных ценностей финно-угорских народов, восстановление связи с их историческими корнями и всем укладом жизни; содействие прекращению процесса ассимиляции и нейтрализации ее негативных последствий, максимально используя при этом все законные средства; пропаганду духовных ценностей финно-угорских народов как части мировой культуры [12, 27-28].
Членами Ассоциации могли стать объединившиеся на добровольной осно-© Юзыкайн Т. В., 2013
ве молодежные объединения, союзы, группы, клубы, творческие, научные общества финно-угорских народов и т. д., деятельность которых не противоречит ее Уставу. К концу 1990-х гг. МАФУН объединяла более 30 молодежных организаций четырех стран: России, Венгрии, Финляндии и Эстонии.
К концу 1990-х гг. МАФУН объединяла более 30 молодежных организаций четырех стран: России, Венгрии, Финляндии и Эстонии.
Для работы в конкретных областях в рамках Ассоциации организации-члены могли собираться в секции или рабочие-проектные группы. Их тематика, как правило, совпадала с секциями конгрессов МАФУН, на которых определялась стратегия деятельности на предстоящий период: 1) государственная молодежная политика; 2) межвузовское и межстуденческое сотрудничество; 3) творческая молодежь; 4) школы и учащаяся молодежь; 5) средства массовой информации. Кроме того, представители финно-угорских республик могли определить приоритетные направления деятельности и полностью их финан-
сировать. Например, Удмуртия реали-зовывала образовательные программы. У других республик подобная специализация не закрепилась.
Сотрудничество молодежи финно-угорских народов ведет свою историю с Международной встречи молодежи финно-угорских народов, прошедшей в г. Йошкар-Оле в июне 1990 г., на которой была создана Молодежная ассоциация финно-угорских народов.
В данной статье рассматриваются формы и направления молодежного культурного сотрудничества, сотрудничества в сфере образования и науки с начала 1990-х гг. и до начала 2000-х гг., сформировавшиеся в рамках деятельности МАФУН.
Молодежное культурное сотрудничество
Культурное сотрудничество в целом представляет собой фундамент всего финно-угорского сотрудничества. Концептуальной основой культурного сотрудничества являются формирование некого единства в культурном многообразии финно-угорских народов и выделение из этого многообразия уникальности каждого народа. Для молодежи это прежде всего знакомство с культурами других народов.
Молодежное культурное сотрудничество в рассматриваемый период представляло собой организацию и проведение праздников, творческих фестивалей и конкурсов (конкурс исполнителей современной национальной песни финно-угорских народов - октябрь 1993 г., Республика Удмуртия, ноябрь 1994 г., Республика Марий Эл, май 1995 г., Республика Коми; Фестиваль исполнителей эстрадной песни - июнь 2000 г., Республика Марий Эл), этнокультур-
ных лагерей (Коми республиканский оздоровительно-развивающий лагерь для старшеклассников «Радлун»), литературных и фольклорных конкурсов, этнокультурных экспедиций (Международный полевой этнографический симпозиум «Вожодыр» - январь 1996 г., Республика Удмуртия).
С 11 по 13 июля 1997 г. в Республике Марий Эл проходил Международный фестиваль молодежи финно-угорских народов «Молодежь, культура, искусство». В его работе приняли участие 85 представителей финно-угорских республик России, Финляндии, Венгрии и Эстонии. В процессе подготовки фестиваля были определены и проанализированы актуальные проблемы финно-угорской молодежи в сфере культуры (литературы, живописи, музыки), социальной жизни и молодежной политики. Большое внимание было уделено комплексу проблем, связанных с перспективным развитием финно-угорской молодежи, ее культурного сотрудничества и интеграции в мировое сообщество при сохранении самобытности и традиций финно-угорской культуры [2, 4].
Особое место в культурном сотрудничестве занимает этнофутуризм. Как отдельное художественное течение он зародился в конце 80-х гг. XX столетия в Тарту в среде молодых поэтов и представлял собой маргинальное и одновременно элитарное явление на основе обращения к южно-эстонской этнокультурной и языковой традиции. Первая в России художественная этнофутури-стическая выставка молодых финно-угорских художников прошла в июне 1990 г. в Йошкар-Оле в рамках Первой международной встречи молодежи финно-угорских народов.
Следующая выставка-семинар работ молодых художников «Финно-угорский мир: перспективы и проблемы» состоялась в октябре 1993 г. в Ижевске. Подобные выставки-семинары были проведены по регионам в июне 1994 г. и в 1995 г. в Республике Коми. В 2000 г. это была уже Международная выставка молодых
финно-угорских художников (Финляндия). В 1994 г. начали организовываться встречи-семинары по этнофутуризму не только художников, но и писателей. Такие встречи прошли в мае 1994 г. в Эстонии, в октябре 1997 г. в Республике Коми, в мае 1998 г. в Республике Удмуртия. В разное время проводились конференции по этнофутуризму - в сентябре 1996 г. в Эстонии, в марте 1999 г. в Республике Удмуртия. В целом этнофутуриризм занимал значительное место среди мероприятий МАФУН. Следует заметить, что эти мероприятия организовывала не сама Ассоциация, однако они проходили под эгидой МАФУН или с ее участием.
С принятием в октябре 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» стало возможным возникновение общественных движений традиционных религий. В русле этих событий оказалась и МАФУН.
Наиболее активными в вопросе развития традиционной религии были марийцы, поэтому 23-25 июня 1994 г. в Йошкар-Оле при поддержке Правительства Республики Марий Эл прошел научно-практический семинар «Молодежь и традиционная культура финно-угорских народов». Семинар был посвящен мифологии и языческому своеобразию финно-угров. Помимо научно-практической работы участникам семинара была предоставлена возможность побывать на празднике поэзии «Колум-бовские чтения», молении в священной роще, на экскурсии по памятным местам марийской мифологии.
В резолюции семинара говорится, что через средства массовой информации проводится интенсивная обработка молодежи в духе западного образа жизни, мировоззрения, ценностей. Результаты такого массированного воздействия проявляются в том, что среди молодежи усиливается нигилистическое отношение к национальной культуре, растет уровень преступности, разрушаются традици-
онные моральные, нравственные устои, усиливаются пьянство и другие негативные явления.
В связи с распространением подобных негативных явлений в жизни молодежи финно-угорских народов участники семинара рекомендуют использовать в воспитании молодежи и традиционную дохристианскую религию в рамках республиканских законов о культуре
[5, 8].
Первая в России художественная этнофутуристическая выставка молодых финно-угорских художников прошла в июне 1990 г. в Йошкар-Оле в рамках Первой международной встречи молодежи финно-угорских народов.
Второй семинар по мифологии и своеобразию финно-угорских народов прошел в 1995 г. в Финляндии. Дальнейшего развития эта тема в рамках финно-угорского молодежного движения не получила.
Для привлечения молодежи к чтению на родном языке с 2000 по 2004 г. рабочая группа МАФУН «Языки и литература» ввела в практику проведение литературного конкурса на языках финно-угорских народов, тематика которого определилась фантастикой, эротикой, картинами городской и сельской жизни. Конкурс прошел в республиках Марий Эл, Коми, Удмуртии. Поскольку конкурс имел хорошие результаты, было решено его продолжить и публиковать статьи, обучающие написанию произведений в различных жанрах [9]. Литературный конкурс МАФУН стал основателем идеи летних литературных лагерей для творческих детей и молодежи, пишущих на родных языках. Примером может служить Летний университет юных филологов в Республике Коми, проходящий ежегодно с 2001 г. Аналогичные мероприятия стали проводиться в Удмуртии, Мордовии, Марий Эл, Карелии.
Сотрудничество в сфере образования (студенты и школьники)
Идея собрать сверстников-старшеклассников всего финно-угорского мира на научную конференцию была высказана учащимися Гуманитарного лицея г. Ижевска в 1993 г. на Международной конференции МАФУН (г. Ижевск).
Предложение встретило поддержку в Государственном комитете Удмуртской Республики по делам молодежи; поддержали его и президент МАФУН Светлана Смирнова (Удмуртская Республика), и вице-президент Ассоциации Нина Нестерова (Республика Коми). Главными реализаторами идеи стали УМОО «Шун-ды» и Гуманитарный лицей г. Ижевска. Научные конференции старшеклассников стали частью мегапроекта «Молодежь и финно-угорский мир». Один из постоянных партнеров «Шунды» и Гуманитарного лицея в рамках мегапроек-та - Гимназия искусств при Главе Республики Коми.
С 1994 по 2003 г. в Ижевске (Удмуртская Республика) прошли две Международные научно-практические конференции старшеклассников финно-угорского мира, шесть Международных слетов старшеклассников финно-угорского мира, а также Первая и Вторая Международные экспедиции старшеклассников и студентов финно-угорского мира. В работе состоявшихся конференций, слетов и экспедиций приняли участие более полутора тысяч представителей республик Удмуртия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Карелия, Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Пермской, Кировской и Тверской областей, а также Венгрии, Финляндии, Эстонии, Украины.
Главными итогами проводимых форумов стало осознание участниками своих возможностей в развитии этноса, что позволило им создать собственные проекты развития культур малочисленных народов и всего финно-угорского мира. К наиболее крупным проектам можно отнести следующие: «Финно-угорская сеть
старшеклассников», «Детский финно-угорский парламент», «Союз старшеклассников с. Юсьва» (Коми-Пермяцкий АО), «Слет коми старшеклассников» (Республика Коми), «Научно-практическая конференция тверских карел», «Газета старшеклассников Коми-Пермяцкого автономного округа» [4]. Немаловажным результатом можно также назвать появление постоянных партнеров в финно-угорских и других регионах России и за рубежом. Кроме того, многие участники слетов получили возможность учиться в престижных вузах Венгрии, Финляндии, Эстонии.
В августе 2003 г. состоялся IX Международный слет старшеклассников и студентов финно-угорского мира. Итогом мероприятия явилась разработка межрегионального сетевого взаимодействия в новой форме Открытого финно-угорского университета.
Открытый финно-угорский университет стал самостоятельным молодежным общественным движением. Цель движения - подготовка лидеров финно-угорского мира из числа молодых представителей родственных народов для появления культурной политики и культурных политиков в финно-угорском мире [13].
Ключевой проект, реализуемый движением, - «Модель этнокультурного образования». Основной замысел проекта состоял в создании и апробации модели этнокультурного образования, соответствующей европейским стандартам образования. Сетевая образовательная программа Открытого финно-угорского университета сочетала в себе возможности новых гуманитарных технологий с многообразием национально-культурного наследия финно-угорских народов и была направлена на подготовку будущих лидеров (элиты) финно-угорского сообщества. Первая летная сессия Открытого финно-угорского университета прошла в августе 2004 г. Работал университет до 2009 г.
Деятельность Открытого финно-угорского университета свидетельство-
вала, что инновационные технологии могут успешно сочетаться с многообразием национально-культурного наследия финно-угорских народов и могут быть эффективно использованы для их блага.
Сотрудничество в области науки (студенты и вузы)
Финно-угорское студенческое сотрудничество стартовало с Международного финно-угорского фестиваля студентов, прошедшего в июне 1993 г. в Йошкар-Оле. Тогда было создано финно-угорское студенческое объединение, просуществовавшее недолго. Второй фестиваль студенческой молодежи финно-угорских народов состоялся в июне 1997 г. в Сыктывкаре. Между этими фестивалями с 1994 по 1996 г. поочередно в Республике Удмуртия и в Республике Коми прошли четыре научно-практические студенческие конференции.
В марте 1994 г. в Таллинне при участии МАФУН состоялась встреча-семинар по вопросам обучения финно-угорских студентов, обмена студентами и стажировки молодых ученых в разных странах и поиска денежных средств для этих целей.
В 1992/93 учебном году в Эстонии обучались 54 финно-угорских студента и магистра из России (1 мордвин, 34 марийца и 19 удмуртов) [1, 4]. К приему студентов из России были готовы финские и венгерские университеты. По инициативе ректора Сомбат-хейского педагогического института Венгерской Республики доктора Яноша Пустаи, в конце 1992 - начале 1993 г. ряд ректоров вузов России подписали «Протокол о намерениях университетов финно-угорских стран и республик в составе Российской Федерации». Свои подписи под документом поставили ректоры Марийского, Сыктывкарского, Петрозаводского, Удмуртского и Мордовского университетов. Данный
протокол был призван предварить подписание договора о создании и деятельности Ассоциации финно-угорских университетов. Подписание договора должно было состояться во время очной встречи ректоров соответствующих университетов.
Очная встреча ректоров финно-угорских университетов состоялась 27-29 сентября 1993 г. в стенах Сомбат-хейского педагогического института в Венгрии. Переговоры руководителей вузов проводились в рамках первой конференции ректоров финно-угорских стран и республик. Однако на этом контакты университетов по созданию единой структуры финно-угорских университетов прекратились.
Спустя тринадцать лет после первой встречи ректоров осенью 1993 г., 30 марта 2007 г. в Марийском государственном университете прошла учредительная конференция по организации Международной ассоциации финно-угорских университетов. Однако большая часть идей и мероприятий Ассоциации не воплощалась, и прежде всего из-за отсутствия финансирования.
Впервые секция «Межвузовское и студенческое сотрудничество» работала в рамках Третьего конгресса МАФУН (1995 г., Сыктывкар). Секция отмечала, что высшим учебным заведениям финно-угорских стран и регионов необходимо развивать и поощрять такие формы научного межстуденческого сотрудничества, как научно-практические конференции и семинары, работу совместных научных лабораторий по проблемам истории и современности финно-угорских народов, способствовать организации культурного обмена фольклорными и творческими коллективами, командами КВН, студенческими ансамблями, совместному проведению студенческих праздников и фестивалей
и развивать формы спортивного студенческого сотрудничества от отдельных межвузовских соревнований до финно-угорских молодежных спартакиад по летним, зимним и традиционным видам спорта и другие всевозможные формы подобного сотрудничества (обучение от одного семестра до нескольких лет, студенческая полевая практика, стажировка и т. д.).
Варианты решения вопроса финансирования мероприятий всегда ограничивались требованиями государственных органов обеспечить необходимыми ресурсами. Вместе с тем у МАФУН не было общих региональных и международных проектов.
Кроме студенческого сотрудничества рассматривался также вопрос о непосредственном взаимодействии самих вузов, в частности было предложено создать Совет ректоров вузов финно-угорских стран и регионов для выработки единой стратегии образования молодежи, при Совете создать Центр координации межвузовского и межстуденческого сотрудничества и способствовать созданию единого информационного пространства межвузовской системы финно-угорских стран и регионов [11, 7-8].
На Четвертом конгрессе МАФУН (1997 г., Лауласмаа, Эстония) координационным центром по вопросам межвузовского и студенческого сотрудничества был определен Хельсинкский университет и высказана идея о создании финно-угорских студенческих советов в высших учебных заведениях регионов России на базе факультетов, кафедр и творческих коллективов [10, 117].
В целях разработки перспективной программы подготовки и повышения квалифицированных национальных кадров финно-угорских стран и регионов
с учетом интересов диаспоры и создания единой системы научного обмена было решено собрать единый банк данных финно-угорских регионов по следующим направлениям:
а) структуры, занимающиеся подготовкой национальных кадров (организации, фонды, общества, органы государственной власти);
б) информация о вузах финно-угорских регионов;
в) тематика научных исследований молодых финно-угорских ученых [10, 117].
По итогам Четвертого конгресса ректорам Марийского, Мордовского, Петрозаводского, Сыктывкарского и Удмуртского государственных университетов было направлено письмо с рекомендациями Конгресса в области межвузовского и студенческого сотрудничества с просьбой высказать мнение о принятых положениях и назначить конкретного представителя университета для решения проблем, обозначенных в положениях, и развития сотрудничества. Данное письмо-обращение было продублировано в Международной финно-угорской газете «Kudo+kodu», однако, исходя из протоколов заседаний Совета МАФУН, ответов от университетов не было получено.
В то же время в Европе развивалось самостоятельное международное студенческое научное сотрудничество на основе финно-угорской тематики. В 1984 г. студентами Геттингенского университета впервые была организована Международная финно-угорская студенческая конференция, названная лаконичной аббревиатурой IFUSCO (International Finn-Ugric Student's Conference). Инициатива ее проведения возникла за пределами финно-угорского мира, идея научного форума принадлежала немецкой и голландской молодежи, занимающейся финно-угроведением. Поэтому и первые научные встречи прошли за пределами традиционных мест проживания финно-угров: в Гет-тингене (Германия, 1984), Гамбурге
(Германия, 1985) и Гронингене (Голландия, 1986). Постепенно география расширялась, в орбиту мест проведения конференции втягивались финно-угорские страны. В 1987 г. молодежная конференция прошла в столице Венгрии Будапеште, в 1988 г. - в столице Финляндии Хельсинки, а еще через 2 года - в г. Тарту Эстонской Республики, которая тогда была еще в составе СССР.
В 1996 г. конференция прошла очередной раз в Гамбурге. В ней приняли участие 40 чел. от России, среди которых был и активист МАФУН от Республики Коми.
Следует отметить, что решение о проведении следующей конференции IFUSCO принимают представители университетов при подведении итогов текущей. В 1997 г. конференция проходила в Хельсинки. Тогда Коми делегация впервые предложила провести Международную финно-угорскую студенческую конференцию в Сыктывкаре, но права этого не получила.
На заседании Совета МАФУН 10 марта 1998 г. (г. Будапешт) и 25 июня 1998 г. (г. Ижевск) рассматривался вопрос о необходимости сотрудничества с IFUSCO, проведении совместной студенческой научно-практической конференции и о создании Совета вузов.
При сотрудничестве Сыктывкарского государственного университета и МАФУН на №ШСО в 1998 г. в венгерском городе Печ была достигнута цель провести следующую, 16-ю, конференцию в Сыктывкаре. В 1999 г.
XVI впервые прошла в России на базе Сыктывкарского государственного университета. С этого момента стал проходить по очереди в российских регионах и в Европейских странах, но неизменно в финно-угорских и под эгидой МАФУН. В научном сообществе прочно закрепилось представление об этой конференции как о молодежном аналоге Международного конгресса финно-угроведов, проводимого раз в пять лет.
В мае 2006 г. во время прохождения XX в Йошкар-Оле состоялось организационное совещание по учреждению Международной ассоциации финно-угорских университетов, где принимали участие представители Марийского, Петрозаводского, Сыктывкарского, Удмуртского университетов, также Сомбатхейского педагогического института и Будапештского гуманитарного университета (Венгрия). Спустя тринадцать лет после первой встречи ректоров осенью 1993 г., 30 марта 2007 г. в Марийском государственном университете прошла учредительная конференция по организации Международной ассоциации финно-угорских университетов.
Однако большая часть идей и мероприятий Ассоциации не воплощалась, и прежде всего из-за отсутствия финансирования. Основным видом поддержки, требовавшейся Ассоциации и ее организациям-членам, было финансовое обеспечение для реализации мероприятий. Практика поиска потенциальных источников финансирования, обоснования потребности в средствах и увязки с интересами финансовых доноров, формирования, поддержания и развития связей с финансовыми донорами, технологии формирования общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации в Россию пришла позже. Варианты решения вопроса финансирования мероприятий всегда ограничивались требованиями к государственным органам обеспечить необходимыми ресурсами. Яак Прозес отмечает, что финно-угр России «прежде всего идет в министерства просить денег, вместо того, чтобы устроить сбор пожертвований или создать общественную организацию с солидными членскими взносами» [6, 7].
Вопрос о членских взносах в МАФУН не раз обсуждался на заседаниях Совета Ассоциации. Однако и в данном вопросе было решено собирать членские взносы не с организаций-членов, а с каждого государства по аналогии с Консультативным комитетом финно-угорских на-
родов. Эстония, Венгрия, Финляндия и Россия должны были вносить по одной тысяче долларов США в Фонд МАФУН [8, 4]. Однако если Финляндия и Эстония были готовы делать такие взносы, то данная сумма была слишком большой для России и Венгрии. Но главным препятствием формирования Фонда МАФУН было отсутствие юридической регистрации организации.
Вместе с тем у МАФУН не было общих региональных и международных проектов. Часто даже если мероприятие проходило при участии Ассоциации, информации об этом не было, мероприятие анонсировалось от имени региональной организации, непосредственно ее проводившей, без упоминания об участии и связи с МАФУН.
Финно-угорское молодежное сотрудничество в области культуры, образования и науки сформировалось в начале 1990 г. в рамках Молодежной ассоциации финно-угорских народов. Свое развитие получили такие направления, как этнофутуризм, школьное сотрудничество, студенческое и межвузовское сотрудничество.
В конце 1990-х гг. МАФУН сделала попытку упорядочить собственную деятельность и поднять решение проблем молодежи финно-угорских народов России на государственный уровень.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 г. № 746 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998-2000 гг.)», Федеральной программы государственной поддержки развития культур финно-угорских народов России и Концепции программы развития финно-угорской молодежи членами Совета Ассоциации от Республики Марий Эл Василием Бушковым и Сергеем Черашовым был разработан проект
программы «Финно-угорская молодежь Российской Федерации (1999-2001 гг.)». Основной целью Программы являлось «дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи финно-угорских народов России» [7, 3].
Главный недостаток этого проекта был в том, что он практически полностью повторял Федеральную целевую программу «Молодежь России (19982000 гг.)», имея лишь некоторую акцен-тированность на финно-угорскую тематику в части поставленных проблем и мероприятий, включенных в Программу.
Проект Программы был доработан на заседании Совета МАФУН 10-11 ноября 2000 г. в Саранске, после чего был представлен новый проект программы «Финно-угорская молодежь России 2001-2003 гг.». Проект программы 2000 г. содержал в себе частично переработанную Концепцию программы развития финно-угорской молодежи, разделы программных мероприятий имели направленность на национальную культуру, например, раздел IV «Мероприятия в области национального образования, подготовки национальных кадров, оздоровления и отдыха учащихся и студенческой молодежи», раздел V «Сохранение, развитие и пропаганда традиционной культуры, быта и хозяйственной деятельности финно-угорских народов [3, 11-12]. Программа была взята за основу деятельности МАФУН и с названием «Деятельность МАФУН 2001-2003 гг.» вынесена на обсуждение Пятого конгресса МАФУН. В дальнейшем Программа не дорабатывалась и уже следующими поколениями участников молодежного финно-угорского движения была забыта.
Таким образом, финно-угорское молодежное сотрудничество в области культуры, образования и науки сформировалось в начале 1990 г. в рамках Молодежной ассоциации финно-угорских
народов. Свое развитие получили такие направления, как этнофутуризм, школьное сотрудничество, студенческое и межвузовское сотрудничество. К началу 2000-х гг. эти направления каждый в разном объеме отделились от молодежного движения, развиваясь дальше самостоятельно. На сегодняшний день этнофутуристическое движение, детское финно-угорское движение, Международная ассоциация финно-угорских университетов - это составляющие всего финно-угорского
сотрудничества. Летние литературные университеты также получили свое начало из молодежного финно-угорского сотрудничества. Научное сотрудничество студентов, занимающихся финно-угроведением, из двух разных компонентов: научно-практических конференций, проходящих в России, и международных конференций студентов финно-угроведов, проходивших в странах Европы, слились в одно целое и стали частью мероприятий молодежного движения финно-угорских народов.
Поступила 28.01.2013
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК -
1. Алхониеми А. Точка зрения гуманитарной и общественно-научной инициативной группы, вынесенная на собрании министров культуры и образования Эстонии, Финляндии и Венгрии / А. Алхониеми, Р. Грюнталь, А. Кюнная, И. Ниркон // Молодежная газета «Кугарня». -1993. - № 45. - С. 4.
2. Информпоток // Финно-угорская молодежная общественно-художественная газета «Родство». - 1997. - № 1. - С. 4.
3. Концепция программы «Финно-угорская молодежь России 2001-2003 гг.». Ижевск, 1994-2000 гг. - Текущий архив Министерства культуры и по делам национальностей Республики Коми, Сыктывкар. - 13 с.
4. Молодежь и финно-угорский мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minnac.ru/minnac/ т^о/13865.Мт1. - Дата обращения: 03.08.2011.
5. Научно-практический семинар «Молодежь и традиционная культура финно-угор-ских народов», 23-25 июня 1995 г. / Правительство Республики Марий Эл, Молодежная Ассоциация финно-угорских народов. - Йошкар-Ола, 1995. - 26 с.
6. Прозес, Я. Будущее финно-угорской молодежи (Молодежной Ассоциации финно-угорских народов) // Международная финно-угорская газета «Kudo+ Ми». - 1999. - № 2. - С. 7.
7. Программа «Финно-угорская молодежь Российской Федерации (1999-2001 гг.)». -
Текущий архив Министерства культуры и по делам национальностей Республики Коми, Сыктывкар. - 12 с.
8. Протокол заседания Совета МАФУН от 10 марта 1998 г. Будапешт. - Текущий архив Министерства культуры и национальной политики Республики Коми. - 6 с.
9. Протокол заседания рабочей группы «Языки и литература». 26-27 ноября 2004 г., Хельсинки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.torama. ru/mafun/index.php?pg=archive&doc=34 & id=34. Сайт ликвидирован.
10. Резолюция IV Конгресса МАФУН: Рекомендации секции межвузовского и студенческого сотрудничества // Молодежная Ассоциация финно-угорских народов : сб. материалов (Избранное) / сост. Л. Н. Камбалова. - Сыктывкар, 2007. -С. 112-117.
11. III Конгресс Молодежной ассоциации финно-угорских народов (16-19 июня 1995 г., г. Сыктывкар, Республика Коми). Основные материалы. - Сыктывкар, 1995. -12 с.
12. Устав Молодежной ассоциации финно-угорских народов: утвержден на учредительном собрании в г. Йошкар-Оле 18 июня 1990 г. - Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. Р-542. Оп. 11. Д. 676. Л. 27-33.
13. Устав УРМОД «Открытый финно-угорский университет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.gly. ru/load/raboty_pedagogov/proekty. - Сайт ликвидирован.