Становление и развитие системы управления жилищным хозяйством на Дальнем Востоке России*
Т.А. Ярославцева
ЖКХ — это особая система хозяйствования, направленная на строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, в которой государственное регулирование является инструментом для координации методов хозяйствования с целью обеспечения жизнеустройства и жизнедеятельности людей.
The structure of housing and communal services is a special system of economic managing aimed at construction and reconstruction of houses, buildings and other elements of engineering and social infrastructure.
«Ш»
Лъилищно-коммунальный комплекс является основным элементом системы жи-лищно-коммунального хозяйства. Термин «жилищно-коммунальное хозяйство» широко применяется в официальных документах современного периода, однако точное определение (что понимается под ЖКХ) в научной литературе отсутствует. Если ход эволюции жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) условно разделить на несколько этапов: дореволюционный (до 1917 г.) [1], советский (1918-1990 гг.), постсоветский (с 1990 г.), то не трудно заметить, что во всех трех исторических периодах сохраняется неизменность функционального
назначения его основных компонентов. Вполне правомерно рассматривать 5ККХ как особую систему хозяйствования, направленную на строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, в которой государственное регулирование является инструментом для координации методов хозяйствования с целью обеспечения жизнеустройства и жизнедеятельности людей [2].
Область деятельности хозяйствующих субъектов по созданию и управлению жилищным и коммунальным хозяйством с целью жизнеустройства и жизнедеятельности человека, обеспечению его потребности в жилищно-коммунальных услугах принято называть жилищно-коммунальной сфере. Появление жилищного и коммунального хозяйств диктовало необходимость регулирования процессов их развития, а также формирования правоотношений в жилищно-коммунальной сфере. Законодательные и нормативно-правовые акты постепенно сформировали нормативно-правовую базу и создали правовое поле отраслевого хозяйства, которое в официальных актах советского периода стало обозначать аббревиатуру «ЖКХ».
Начало становлению советской модели жилищно-коммунального хозяйства положил Декрет СНК РСФСР от 23 ноября (6 декабря) 1917 г. «Об отмене частной собственности на городские недвижимости».
Ярославцева Татьяна Александровна - к.и.н., доцент кафедры муниципального управления Дальневосточной академии государственной службы (г. Хабаровск)
* Окончание в следующем номере
Декрет ВЦИК от 6 (29) декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью» привел к окончательному исчезновению хозяев жилья как лиц заинтересованных в его сохранении. На основе этих актов Советы рабочих и солдатских депутатов изымали из частного владения дома и строения и передавали их в введение Советов. В результате с 1917 по 1921 гг. все объекты ЖКХ (а это не только жилой фонд, но и предприятия: водопровод, электростанции, бани, гостиницы и др.) перешли в собственность государства и местной власти, что позволило сосредоточить в городах в введении местных Советов около 18% жилых домов. С ликвидацией частной собственности в жилищно-коммунальной сфере рынок жилищно-коммунальных услуг постепенно самоликвидировался. Государство взяло на себя задачу обеспечения жилищ-но-коммунальными услугами населения страны.
Для решения поставленных задач были созданы специальные органы и учреждения. В ноябре 1917 г. в соответствии с Постановлением II съезда Советов в составе НКВД возникло Главное управление по делам местного хозяйства и с учреждением в декабре 1917 г. Комиссариата по местному самоуправлению в его ведение было передано Главное управление по делам местного хозяйства. Однако в соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 17 марта 1918 г. Комиссариат преобразовался в отдел местного хозяйства НКВД.
На VII Всероссийском съезде Советов в 1919 г. принимается официальный курс на децентрализацию управления городским хозяйством. В качестве административной единицы служат территориальные общности населения, которым присвоили независимо от размера (губернии, уезды, волости, города, деревни) единое название «коммуна». Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотде-лами.
В январе 1920 г. по Постановлению I съезда заведующих коммунальными отделами отдел местного хозяйства НКВД реорганизован в коммунальный отдел. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. ликвидирован ГУКХ НКВД и образовано Главное управление комму-
нального хозяйства при Совнаркоме РСФСР.
На этом преобразования не закончились. В 1931 г. для централизованного управления коммунальным хозяйством РСФСР был создан Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, главным приоритетом которого стали строительные функции, в то же время происходила ликвидация коммунальных отделов на местах с закрытием подразделений, созданных некогда для «собирания коммун». Коммуны городов также были ликвидированы. В результате территории, жилые здания и деятельность населения оказались отделены друг от друга. По состоянию на 1 января 1931 г. на долю коммунального хозяйства приходилось 30% основных фондов страны, оценивавшихся в 78 млрд. руб. В 30-е годы был создан и активно работал «Рос-коммунбанк», являвшийся уполномоченным банком по жилищно-коммунальному строительству и обслуживанию отрасли в стране. Средний оборот банка составлял 160 млрд. руб. в год.
На Дальнем Востоке России (в отличие от регионов европейской части страны) система государственного и муниципального управления имела свои особенности. С октября 1920 г. исполнительная власть была сосредоточена в правительстве Дальневосточной республики. Так, согласно Декларации, принятой конференцией 29.10.1920 г. и Постановления конференции от 9 ноября 1920 г. устанавливалось, что «...все правительства на территории ДВР теряют свои функции и превращаются в органы областного управления» [3]. Для формирования системы хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере особое значение имели ряд вновь созданных министерств. Так, Министерство земледелия ДВР являлось центральным органом, осуществлявшим общее руководство земельным делом и управление государственными имуществами республики [4]. Министерство финансов правительства ДВР решало финансовые вопросы [3; С. 20]. К местным учреждениям, наделенным полномочиями в области регулирования финансовых вопросов, относились: губернские (областные) съезды Советов, в ведении которых закреплялось право определения местных исполнительных органов в пределах губерний (ст. 13), и губернские (об-
ластные) исполкомы; уездный съезд Советов и уездные исполкомы; волостные съезды и волисполкомы; губернские (областные) финансовые отделы, уездные финансовые отделы.
Дома трудолюбия, отдыха, инвалидные дома, богадельни и прочие учреждения призрения как правительственные, так и общественные и различные благотворительные организации (со всем движимым и недвижимым имуществом) находились в ведении Министерства социального обеспечения [5], которое в 1921 г. на основании Закона правительства ДВР «Об упразднении Министерства социального обеспечения и об учреждении центрального Управления социального обеспечения» №71 от 4.06.1921 г. было преобразовано в управление [3; С. 71]. Ясли и приюты, обслуживавшие детей до 3-х летнего возраста, находились введении Министерства здравоохранения [5]. Приюты и другие учреждения с их помещениями и имуществом, где жили дети в возрасте от 3 до 17 лет, находились на содержании Министерства народного просвещения. В составе министерств создавались специальные отделы общего снабжения, решавшие вопросы по отоплению, освещению, водоснабжению, имевшихся у них зданий [3; С. 172].
Несмотря на политику государства, направленную на сплошную национализацию объектов недвижимости, часть имущества все же оставалась в ведении отдельных ведомств. В частности, Постановлением правительства ДВР «Об оставлении в ведении Министерства юстиции и его органов зданий и предприятий, созданных для надобностей карательного дела» №43 от 27.01.1921 г. было определено, что необходимое имущество следовало «... оставить, а все изъятое вернуть в 2-х недельный срок». Правительство признавало, что все «... созданное до сего времени в интересах правильной постановки карательного дела, должно оставаться в ведении карательных подотделов областных управлений или карательного отдела Министерства юстиции» [3; С. 63]. Таким образом, наличие объектов недвижимости государственной и ведомственной собственности потребовало создания специальных служб по их содержанию в санитарном, техническом, противопожарном состоянии безопасности. Обязанности министерств содержать поме-
щения и образование специальных служб в составе министерств положило основу формирования одного из направлений системы хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере в новых условиях.
К местным органам власти, в ведении которых находились вопросы ЖКХ, относились: областные управления, областной съезд уполномоченных, уездные управления, уездный съезд уполномоченных, волостной комитет, волостной съезд уполномоченных, органы городского самоуправления: городское собрание уполномоченных и городское управление, сельский комитет, сельский Совет.
Традиционно в обязанности городских властей входило: принятие мер предосторожности против пожара, наводнения и других бедствий; устройство и содержание пожарных команд и пожарных сигнализаций, а также «попечение» об организации и развитии страхования имущества от огня; принятие мер к санитарному благополучию города и по борьбе с эпидемиями; надзор за охраной труда и социальное обеспечение в пределах городского района; устройства благотворительных заведений и попечения «бедных»; принятие мер, необходимых для выполнения задач управления в городе. Вопросы освещения города, организации услуг по водоснабжению, канализации и других сооружений общего пользования, а также надзор за производством извозного и перевозного промысла занимали центральное место в планах деятельности городского управления.
На сельский комитет возлагалась охрана от порчи и разрушения общественных зданий, мостов, дорог; содействие военным учреждениям и войсковым частям в предоставлении служивым людям квартир; наблюдение за чистотой и санитарным состоянием сел и деревень; «попечение» о местных лечебных заведениях в хозяйственном отношении (ремонт, доставка дров). В сельском комитете отделов не создавали, все вопросы решали 3 чел. (если число жителей села было больше 3000) или один человек, если в селе проживало 300 и меньше человек. В функции председателя входило: наблюдение за исправностью дорог ит. п.; выдача паспортов; делопроизводство, т. к. все постановления заносились в книгу постановлений и подписывались членами комитета [3; С. 86, 87].
К созданию системы управления жилищным и коммунальным хозяйством ДВР преступила в 1920 г. В систему органов коммунального управления вошли: государственный отдел коммунального хозяйства ДВР (г. Чита), губернский окружной отдел коммунального хозяйства (г. Владивосток), Особые жилищные комиссии при органах городского самоуправления, районные исполнительные комитеты (РИК), управления коммунального хозяйства НКВД. Следует особо отметить, что НКВД придавал чрезвычайно важное значение статистическим отчетам по коммунальному хозяйству как «материалу, могущему послужить основанием к правильной постановке коммунального хозяйства», так как оно занимало далеко не последнее место в бюджете районных исполнительных комитетов (РИК) [6]. Отчетность представляла собой систему форм, по которым должны были отчитываться волисполкомы перед укоммунхозами по вопросам коммунального хозяйства. В свою очередь губ-коммунхозы обязаны были отчитаться перед НКВД и ГУКХ РСФСР. Бланки отчетов изготавливались в централизованном порядке и рассылались на места, что также требовало создания соответствующей управленческой системы.
В соответствии с принятым 13.01.1920 г. Правительством ДВР Положением «Об удовлетворении жилищной потребности в городах и пригородах ДВР и о порядке установления нормальных цен на жилые помещения» [3; С. 82] на местах была создана Особая жилищная комиссия, в состав которой входили три представителя от городского самоуправления, один - от местного административного отдела, в областных городах - от областного, в уездных -от уездного управления, два - от профессиональных союзов и один - от квартиронанимателей. Для установления «нормальных цен» в состав комиссии входил на правах ее члена один представитель от домовладельцев. Председателем комиссии являлся представитель городского самоуправления. Порядок избрания представителей домовладельцев и квартиронанимателей устанавливался городским самоуправлением. Жилищная комиссия определяла цены на жилые помещения в зависимости от изменения финансово-экономического и хозяйственного положения ДВР. Так, в г.
Чите и его пригородах органом, решавшим жилищные проблемы граждан, являлся отдел местного хозяйства МВД, при котором была образована Особая жилищная комиссия [7]. Комиссия вела учет всех помещений (частных, общественных, ведомственных, жилых и нежилых), подлежащих приспособлению для жилья, занималась заселением свободных и уплотнением занятых помещений, а также переоборудованием для жилья свободных нежилых помещений.
Все правительственные и общественные учреждения, организации и должностные лица были обязаны оказывать Особым жилищным комиссиям содействие и предоставлять последним, по их требованию, необходимую информацию. В частности, местная милиция должна была выполнять все требования и распоряжения органов, уполномоченных решать жилищные вопросы. Милиция - исполнительный орган государственной власти, находившейся в непосредственном ведении МВД, действовавшая под контролем областных, городских и уездных управлений, обеспечивала порядок на местах общественного пользования, охрану исправного состояния дорог, мостов, гатей, улиц, площадей и пр. и осуществляла надзор за порядком движения на них [8]. Согласно п. 17 Положению о народной милиции ДВР №112, в городских поселениях до 8000 жителей назначался один милиционер на 400 чел.; в поселениях до 80 тыс. жителей дополнительно выделялась еще одна единица на 500 чел. При наличии в поселении жителей более 80 тыс. чел. штат милиционеров увеличивался еще на одну единицу на каждые 600 чел. сверх того, полагалось 2 старших милиционера на участок. В уездных поселениях на каждый участок назначалось 25 младших и 2 старших милиционера.
За законностью и целесообразностью всех действий в жилищно-бытовом секторе народного хозяйства как правительственных учреждений и должностных лиц, так и общественных организаций осуществлялся государственный контроль. Государственный контролер имел право совещательного голоса в правительстве ДВР. Система государственного контроля состояла из товарища государственного контролера, Совета государственного контроля, куда входили представители государственного
контроля на местах. Контролю подлежали средства бюджета [9]. Контроль выполнялся через ревизии. Органы государственного контроля ДВР изучали мнение населения, анализировали обращения граждан. Для сбора информации при «установлениях государственного контроля» создавались Бюро жалоб и заявлений [10]. Решением III съезда Советов введен рабочий контроль, приобретавший все большую силу, возглавляли его фабрично-заводские комитеты и контрольные комиссии.
В связи с упразднением учреждений общественного управления и хозяйства (земские собрания и управы, городские думы и управы; учреждения сословного управления и хозяйства - казачьи, мещанские и др.) не только права и обязанности местных учреждений Российской империи перешли к вновь образованным местным органам управления, но и имущество. В порядке ст. 43 Закона №1(17) «О передаче имуществ упраздняемых учреждений местным органам управления» [4; С. 57], основного Закона правительства ДВР, имущество Забайкальского областного земства и Забайкальского Казачьего войска распределилось между Забайкальским, Прибайкальским и Вурято-Монгольским областными управлениями. Имущество Приморского областного земства и Уссурийского Казачьего войска распределилось между Приморским и Приамурским областными управлениями. Учет и распределение имущества находились в ведении комиссии, состав определялся Советом министров [4; С. 199].
Для периода с 1922 по 1926 гг. характерен непрерывный поиск улучшения структуры краевой организации партии и органов управления на местах, что приводило к неоднократным преобразованиям как самой системы органов власти и управления, так и административно-территориального деления Дальневосточного региона. На территории Хабаровского края (в современных границах) создавались: сначала Приамурская губернская парторганизация (1922 - 1923 г.), затем несколько уездных, входящих в Приморскую губернскую (август 1923 - август 1925 гг.). С ноября 1925 г. по ноябрь 1938 г. в Хабаровске работал Далькрайком ВКП(б). За это время Хабаровская парторганизация находилась на положении окружной (1925 - 1930 гг.), районной и подотчетной непосредственно
Далькрайкому (1930 - 1934 гг.) и областной (1934 - 1938 гг.) [11]. Соответственно организовывались Николаевский окружной (февраль 1926 - июнь 1930 гг.), районный и городской (1930 - 1932 гг.), снова окружной (1932 - 1934 гг.), затем Нижнеамурский областной комитет (1934 - 1956 гг.) [12]. В 1938 г. на советском Дальнем Востоке в связи с созданием Приморского и Хабаровского краев [13] образовались две краевые парторганизации. В дальнейшем, в связи с выделением из громадного Хабаровского края нескольких областей, их парторганизации тоже выходили из состава краевой организации [14].
Структурные преобразования оттесняли вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Они перешли на второй план из-за не прерывавшегося процесса формирования органов местной власти. При территориальной разбросанности, плохих путях сообщения и отсутствия регулярной связи, краевые органы власти не всегда обеспечивали оперативное руководство жилищным и коммунальным хозяйством.
Таким образом, вопросами жилищно-коммунального хозяйства занимались органы центральной и местной власти, создавая для их решения структурные подразделения. Дальний Восток не стал исключением. В 1920 г. к первым органам управления жилищно-коммунальным хозяйством относились: жилищные инспекции коммунального хозяйства при горисполкомах, райисполкомах. При губисполкомах создавались Особые жилищные комиссии. С образованием ДВК вопросы ЖКХ находились в ведении Далькрайисполкома, который создал инспекцию коммунального хозяйства при административном отделе. В частности, в Амурской области вопросы ЖКХ находились в ведении: Особой жилищной комиссии (1920-1921 г.) Благовещенского городского коммунального отдела губревкома (1922 г.), жилищной части горкомхоза, жилищного подотдела горисполкома (1924 г.), Амурского губисполко-ма (1922 г.), жилищного подотдела губот-дела местного хозяйства (21.08.1924 г.), жилищного подотдела горкомхоза (01.03.1925 г.), жилищного управления горкомхоза (1937 г.). Создавались и различные объединения муниципальных работников и «коммунальщиков». Так, Союз муниципальных работников (1921 г.) об-
су ждал вопросы по текущему моменту, трудовым спорам, безработицы [15], а 10 сентября 1923 г. на I губернском Съезде коммунальных работников Амурской губернии была сформирована ревизионная комиссия и избраны делегаты [16].
Решая, прежде всего, политические задачи в Дальневосточном регионе власти стремились улучшать систему управления в жилищно-коммунальной сфере. Губотдел местного хозяйства, организованный по положению ДВК от 21 августа 1924 г. к 1.10.1925 г. состоял из подотделов: общего, жилищного, благоустройства, промышленности и возглавлялся заведующим и его заместителем. Губотдел объединил (кроме коммунального хозяйства) 6 промышленных и 12 коммунальных предприятий в городе и области с численностью 1177 чел. служащих и рабочих.
На уровне городского управления проходили систематические реорганизации административного аппарата. Так, в 1925-26 гг. Благовещенский горкомхоз (с целью выбора правильного пути для поднятия и достижения развития городского коммунального хозяйства в условиях экономии) пережил несколько реорганизаций. Постановлением губисполкома от 4.12.1925 г. из губотдела местхоза был выделен с 1.03.1926 г. горкомхоз и образован городской коммунальный отдел, состоявший из подотделов: общий, жилищный, недвижимое имущество, благоустройство, коммунальные предприятия. Возглавлял отдел заведующий, имевший заместителя и заведующих подотделами. Выделенное городское коммунальное хозяйство обслуживалось штатом по центральному аппарату 87 чел., по периферии 156, всего 243,5 единиц [17]. В процессе недолгой работы выяснился ряд недостатков и 20.05.1926 г. административный аппарат был переорганизован: во главе горкоммунотдела поставили председателя городского Совета, принявшего на себя обязанности заведующего горкомхозом (общее руководство и распоряжение кредитами); заместителя, проводящего в жизнь политику и наблюдающего за работой 9 частей, на которые разделили горкоммунот-дел соответственно отраслям.
Из общего подотдела была образована кассово-счетная и хозяйственно-материаль-ная части; из жилищного подотдела - часть эксплуатации жилых строений, часть экс-
плуатации городских земель, учета и распределения 10% жилфонда и эксплуатации торговых помещений и базарных площадей; подотделы: благоустройства с пожарными частями и коммунальных предприятий переименованы в части: благоустройства, противопожарной охраны, коммунальных предприятий. Во главе каждого назначили заведующих. Созданная структура аппарата увязала работу горком-хоза с руководящим органом - Горсоветом. Председатель городского Совета получил более широкие возможности контроля за развитием жилищно-коммунального хозяйства, за работой предприятий ЖКХ. Подотделы при новой структуре возглавлялись заведующими столами с таким же наименованием [17]. На 1-е октября 1926 г. в горкомхозе и бюджетных предприятий его было 218,5 штатных единиц, причем по административному аппарату гор-комхоза - 75 единиц и по бюджетным предприятиям - 143,5 единиц. После реорганизации 20 мая 1926 г. штат был утвержден в количестве 233,5 единиц. Сокращение коснулось только пожарников. Реорганизация структуры давала более упрощенную систему управления, но считалась несовершенной и требовала дальнейшей более рациональной реорганизации. Анализ процесса формирования системы органов управления в жилищно-коммунальной сфере г. Благовещенска служит показательным примером для оценки и характеристики процесса становления ЖКХ как отраслевой модели хозяйствования и управления.
Согласно Постановлению ВЦИК СССР и СНХ РСФСР от 2 августа 1926 г. №813 отделам коммунального хозяйства подчинялись все имевшие местное значение предприятия и сооружения, обслуживавшие коммунальное благоустройство населенных мест общего пользования: предприятия водоснабжения, канализации, очистки, бани-прачечные, транспорт, производящие электроэнергию, содержавшие и строившие мосты, дороги, зеленые насаждения, обеспечивавшие пожарную охрану и др. [18]. Структура органов и их подведомственная сеть постоянно подвергались изменениям. Для разработки сложных хозяйственно-финансовых и принципиальных вопросов в целях установления единой коммунальной политики в г. Благовещенске,
под председательством заместителя заведующего, функционировало техническо-хозяйственное совещание (ранее хозяйственно-финансовое), в состав которого входили все заведующие частями, юристкон-сульт, в необходимых случаях приглашались представители от профсоюзных организаций и заинтересованных ведомств. С 21 мая 1926 г. совещание провело ряд заседаний, на которых были обсуждены 104 вопроса об улучшении организации хозяйства, смет, благоустройства города, жилищной кооперации, частных ходатайств и др. В процессе текущей работы при необходимости создавались различные специальные временные комиссии: по сдаче неликвидного имущества, по инвентаризации жилых и торговых помещений, по проверке правильности сведений по генучету, по выработке форм равных книг, по учету жилплощади и рентабельности коммунальных нововведений.
Жилищный подотдел Благовещенского губернского отдела местного хозяйства осуществлял функции с 1.10.1925 г. по руководству и проведению жилищной политики в городе и сельских местностях; учету 10% жилфонда и распределению его между членами союза; общему наблюдению за использованием всей жилой площади в г. Благовещенске; содействию жилищной кооперации и жилищному строительству; эксплуатации всех муниципализированных и перешедших в ведение губернского отдела местного хозяйства строений; эксплуатации торговых помещений и базарных площадей; учету всех городских земель и их рентабельности и рациональном их использовании. В штат входил заведующий, 11 чел. отдела эксплуатации строений, 3 чел. отдела учета и распределения 10% жилфонда, 5 чел. отдела эксплуатации земель. Кроме того, в ведении подотдела находились техническая часть по благоустройству города, пожарная инспекция и ночлежный дом. Техническая часть по благоустройству города состояла из заведующего (старший техник), техника производителя работ, техника для поручений, чертежника, делопроизводителя.
При выделении горкомхоза из губернского отдела местного хозяйства 1.03.1926 г. структура не изменилась, и только при реорганизации 20 мая жилищный подотдел распался на 4 самостоятельные части
с функциями: эксплуатация жилых строений (8 чел.); учет и распределение 10% жилфонда (3 чел.); эксплуатация торговых помещений и базарных площадей (3 чел.); эксплуатация земель. Из указанных частей к августу 1926 г. часть учета и распределения 10% жилфонда была присоединена к части эксплуатации жилых строений и на 1.10.1926 г. к этим частям присоединилась часть эксплуатации торговых помещений и базарных площадей. Часть эксплуатации жилых и торгово-промышленных помещений к 1.10.1926 г. образовалась путем постепенной реорганизации [17; JI. 4-5]. В ведении части эксплуатации торговых помещений находились 4 базарных площади с торговыми помещениями, киоски на углах улиц города и торговые помещения у перевоза через р. Зею. Торговые помещения, в основном, сдавались в аренду и приносили доход. Данные отчета на 1.10.1926 г. свидетельствуют в частности о том, что только за десять месяцев сумма дохода от аренды составила 93030 руб., что требовало соответствующего внимания и системной работы специалистов.
Литература и источники:
1. Дореволюционному этапу развития ЖКХ посвящена монография [см: Ярослав-цева, Т.А. Жилищно-коммунальное хозяйство на Дальнем Востоке России во второй половине XIX на чале XX вв.: историко-пра-вовой аспект / Т.А. Ярославцева. - Хабаровск: ДВАГС, 2004. -297 е.].
2. Ярославцева, Т.А. Жилищно-коммунальное хозяйство на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX вв.: историко-правовой аспект / Т.А. Ярославцева. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2004.
- С. 42.
3. СУ и РП ДВР. - Чита, 1920-1921. -№1 -9.-С. 3.
4. Там же. - Чита, 1920-1922. -№1-3.
- С. 80.
5. О переходе в ведение ДВР всех учреждений и заведований по социальному обеспечению: Постановление правительства ДВР от 16.12.1920 г. №86 // СУ и РП ДВР
- Чита, 1920-1921. - №1-9. - С. 135; ДВ Республика. 1920. 22 дек. №180.
6. ГАМО. - Ф. Р-17. - Он. 1. - Д. 10. -Л. 17а.
7. Об установлении Положения №9 об
органах, заведующих удовлетворением жилищной потребности в г. Чите и его пригородах: Закон правительства ДВР от 1.08.1921 г. №66 // ДВ Телеграф. - 1921. - 12 авг. - С. 135.
8. Закон о милиции от 8.09.1921 г. №111 // СУ и РП ДВР. ~ Чита, 1920-1921. -№19. - С. 206.
9. О Государственном контроле ДВР от 15.12.1920г. №76//Тамже. - Чита, 1920-1921. - №2. - С. 101.
10. О Бюро жалоб и заявлений при установлениях государственного контроля от 15.12.1920 г. №77. // Там же. - С. 102.
11. В Хабаровский округ (1926-1930) входили: Некрасовский, Ленинский (с. Би-кин), Калининский (г. Иман, ныне Даль-нереченск), Михайло-Семеновский и Советский (п. Советская Гавань) районы; в Хабаровскую обл. (1934-1939): Бикинский, Вяземский (бывш. Пригородный, из которого в 1935 г. выделен р-н им. Лазо), Калининский, Кур-Урмийский, Хабаровский, Комсомольский, Нанайский (образован 21 июня 1934 г., выделен из Комсомольского), Новопокровский.
12. В Николаевский округ (1926-1930) входили: Николаевский, Охотский, Ольс-кий, Большемихайловский, Нижнетамбовский, Кербинский, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Удыльский, Колчанский районы, но не постоянно (в декабре 1930 г. некоторые из них вошли в созданный
Охотско-Эвенский округ). Затем районы и город были краевого подчинения. Во вновь образованный Николаевский округ (1932-1934) входили: г. Николаевск и Нижнеамурский, Ульчский, Кербинский (с 1939-го им. П. Осипенко), Охотский р-ны; Нижнеамурская обл. (1934-1956) с центром г. Николаевск включала, кроме прежних районов, Тугуро- Чумиканский, Аяно-Майс-кий, Тахтинский (с 1943 г.).
13. В Хабаровский край входили области: Хабаровская (упразднена в мае 1939 г.), Амурская (до 1946 г.), Нижнеамурская (упразднена в 1956 г.), Еврейская автономная, Сахалинская (до 1947 г.) и Камчатская (до 1956 г.). В Приморский: Приморская и Уссурийская области.
14. Очерки истории Хабаровской краевой организации КПСС (1900-1978 годы) / Колл. авторов. - Хабаровск: Кн. изд., 1979. - С. 13.
15. ГААО. - Ф. 13. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 8.
16. Протокол №6 от 18.08.1923 г. //ГААО. - Ф. 13. - Оп. 1. - Д. 14. - Л. 4, 13.
17. ГААО. - Ф. 13. - Оп. 1. - Д. 23. -Л. 2.
18. Бюллетень Далькрайисполкома 1926 г. // ГАХК. - Ф. Р-743. - Оп. 1. - Д. 33-42. - Л. 16.
19. Протокол Далькрайисполкома от 2 октября 1926 г. / /ГАХК. - Ф. Р-743. -Оп. 1. - Д. 34. - Л. 4.