УДК 37.061 Сергеев Алексей Николаевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и информатизации образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ ПЕДАГОГОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ В ВГСПУ [1]
Sergeev Alexey Nikolayevich
D.Phil. in Education Science, Professor of the Computer Science and Education Informatization Department, Volgograd State University for Social and Education Sciences [email protected]
ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF TEACHERS’ ONLINE COMMUNITIES IN THE SOCIAL EDUCATIONAL NETWORK: THEORETICAL FOUNDATIONS AND IMPLEMENTATION EXPERIENCE IN THE VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY FOR SOCIAL AND EDUCATION SCIENCES [1]
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы становления и развития сетевых сообществ педагогов в социальной образовательной сети, описываются теоретические основы указанного процесса, а также практика реализации в социальной образовательной сети Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Ключевые слова:
сеть Интернет, сетевое сообщество, профессиональное сообщество, педагог, субъект, социальная сеть, образовательный портал, сайт.
Summary:
The article deals with the issues of establishment and development of teachers’ online communities in the social educational network. The author describes the theoretical grounds of the process, as well as the implementation experience in the social educational network of the Volgograd State University for Social and Education Sciences.
Keywords:
Internet, online community, professional community, teacher, subject, social network, education portal, website.
Изучение теоретических основ и технологий обучения в сообществах сети Интернет является актуальным вопросом современного этапа информатизации образования. Данное положение обосновывается тем, что в настоящих условиях возрастает роль интернета как пространства для реализации образовательных технологий, источника информации и инструмента учебной деятельности для учащихся и учителей. При этом, с нашей точки зрения, наиболее целостно совместная сетевая деятельность участников образовательного процесса описывается как деятельность в сообществе сети Интернет. Такой подход позволяет раскрыть социальные, психологические, педагогические, методические аспекты реализации образовательного процесса с использованием доступа к интернету, а также характеристики соответствующего информационнотехнического и технологического обеспечения информационной образовательной среды.
Ранее нами было представлено, что сетевое сообщество как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет правомерно определить как группу людей, взаимодействующих на основе коммуникаций, имеющих общие связи между собой, способных к проявлению совместных форм активности и саморефлексии [2]. Сетевое сообщество не создается извне, а «вырастает» из некоторой сетевой группы людей, которая в своем развитии последовательно предстает как потенциальное, номинальное и реальное сетевое сообщество, уровень развития которого при этом определяется на основе возможных типов взаимодействия между членами сетевого сообщества, различающихся между собой по критерию придания субъектной ценности [3].
Так, потенциальное сетевое сообщество предполагает наличие преимущественно пред-субъектных взаимодействий, характеризующихся отчужденностью, отсутствием ощущения общности, общих целей и ценностей совместной деятельности. Номинальное сетевое сообщество предполагает появление субъект-объектных взаимодействий, когда участники сетевого сообщества становятся субъектами собственной деятельности, но других участников рассматривают лишь в качестве объектов, обладающих необходимыми для реализации их деятельности ресурсами. Реальное сетевое сообщество связывается с появлением преимущественно
субъект-субъектных взаимодействий, когда каждый участник сетевого сообщества отражает себя и своего партнера как субъекта, видит ценность в себе и другом [4].
Становление и развитие сетевого сообщества, таким образом, можно описать как повышение уровня субъектности некоторой группы людей, взаимодействующих в сети Интернет. При этом существенное влияние на указанные процессы оказывают и используемые технологии сети, обеспечивающие совместную деятельность людей; те сетевые инструменты, которые позволяют «войти» в глобальную компьютерную сеть, стать участником некоторого сетевого ресурса, вести сетевую деятельность вместе с другими людьми.
Анализ практики деятельности интернет-сообществ показывает, что в качестве технологической среды, интернет-площадки сетевого сообщества могут выступать самые разнообразные сервисы сети Интернета. Во времена эпохи первого поколения сервисов веб сетевые сообщества создавались на основе форумов, чатов, телеконференций (ньюсгрупп), списков рассылки, сайтов с инструментами обратной связи в виде гостевых книг. Указанную ситуацию в корне поменяли сервисы второго поколения - социальные сервисы веб 2.0 (Тим О’Рейли, 2005 г.), ориентированные не столько на получение, сколько на публикацию информации и совместную работу пользователей в сети Интернет. Социальные сервисы по своему определению - это сервисы сетевых сообществ интернета, к которым относят блоги, вики, фото- и видеосервисы, социальные контейнеры, сервисы для разработки сетевых документов и другие. При этом комплексно возможности отдельных социальных сервисов представлены в социальных сетях, обеспечивающих регистрацию пользователей, формирование личных страниц, а также гибкое использование различных моделей взаимодействия и совместной деятельности через компьютерную сеть.
Среди известных служб российских социальных сетей следует отметить сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», международными флагманами являются сети Facebook и Google Plus. При этом идея построения социальных сетей в интернете активно разрабатывается и в специальном применении к сфере образования, что определяется их возможностями и особыми характеристиками, создающими благоприятные условия для организации взаимодействия педагогов и обучаемых, реализации новых методов и технологий обучения в сети Интернет. Перечислим характеристики и возможности социальных сетей, востребованные в контексте становления и развития профессиональных сообществ учителей.
Регистрация пользователей и формирование персональных страниц с использованием своего реального имени и фамилии. Подобная особенность социальных сетей связана с тем, что в них подразумевается общение между людьми, с которыми ранее было установлено или планируется личное знакомство. Такая характеристика позволяет говорить о том, что деятельность сообществ социальных сетей менее обезличена, чем в интернете вообще, а значит, более открыта для новых участников - педагогов, учащихся, их родителей, социальных партнеров.
Поиск людей и выстраивание сети личных взаимоотношений. Эта особенность социальных сетей обеспечивает возможности поиска партнеров в сетевом взаимодействии, а также формирование сетевых сообществ с неявно определенным членством на основе признака личного знакомства в реальной профессиональной и образовательной среде. Те отношения, которые складываются между участниками образовательного процесса, естественным образом переносятся в социальную сеть, где становятся ведущим фактором системы внутренних взаимоотношений и оформления «границ» сетевого сообщества обучающихся и учителей.
Гибкий выбор моделей публикации своего контента и обмена информацией с другими людьми. В социальных сетях реализуются возможности публикации заметок, фотографий, видео и другого цифрового контента, использования личной переписки, общения в форумах, лентах сообщений, взаимодействия на основе механизмов «Нравится» и другое. Все это позволяет выбирать стратегии взаимодействия, адекватные поставленным задачам и методам реализации образовательного процесса с использованием ресурсов глобальной компьютерной сети.
Создание собственных разделов (групп) социальной сети, обеспечивающих деятельность тематических сообществ. Как правило, такие разделы могут создаваться всеми участниками социальной сети, объединять многих других участников на основе общих интересов, задач профессиональной и образовательной деятельности, а также предполагают использование самого разнообразного инструментария, обеспечивающего совместную деятельность участников сообщества в сети Интернет. Возможность создания собственных групп важна для педагогов, так как она обеспечивает создание особых разделов, «обустроенных» в соответствии с требованиями реализации конкретных стоящих перед педагогом профессиональных педагогических задач.
В целях проверки указанных положений, а также фактического осуществления интернет-поддержки образовательного процесса, реализуемого в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, нами была создана социальная образовательная сеть как
образовательный портал ВГСПУ. В ее структуре были предусмотрены инструменты и ресурсы, обеспечивающие становление и развитие профессиональных интернет-сообществ педагогов образовательных учреждений Волгоградского региона.
С технической точки зрения предлагаемый образовательный портал включает страницы пользователей, групп, а также автономные сайты. Связи между пользователями портала создаются на основе механизма друзей, а также через совместное участие в тех или иных группах портала. Наличие связей предполагает получение информации других от пользователей через ленту активности, совместные документы, форумы групп.
В настоящее время на портале в виде групп и автономных сайтов реализованы площадки профессиональных сообществ педагогов образовательных учреждений Волгограда и области, реализуется их деятельность, связанная с обучением, профессиональным развитием, решением тех или иных профессиональных педагогических задач. В частности, к таким площадкам следует отнести следующие группы и сайты:
1. «Учителя информатики Волгоградской области». В данном сетевом сообществе реализуется обсуждение проблем обучения информатике, использования информационных технологий в образовательном процессе, дистанционного обучения, участия в предметных олимпиадах. Сетевое сообщество насчитывает 64 участника, в числе которых учителя информатики школ Волгоградской области, преподаватели ВГСПУ, студенты и магистранты, обучающееся по специальностям и профилям информатики.
2. ««Учителя математики и информатики Суровикинского района». Сетевое сообщество создано и поддерживается районным методическим объединением учителей математики Суровикинского района Волгоградской области для обмена опытом, общения. Количество участников - 15 человек.
3. ««Базовая школа стажировочной площадки ГОУ ДПО “ВГАПК РО”, Котлубань». Объединяет педагогов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Котлубан-ская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области». Участниками сообщества является 17 человек.
4. «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Сообщество преподавателей и студентов, изучающих вопросы информатизации образования. Сообщество насчитывает 43 участника.
5. «Мимиоведы». Данное сообщество объединяет учителей Волгограда и области, работающих с оборудованием Mimio Classroom или желающих этому научиться. В сетевом сообществе 15 участников.
6. «Уполномоченные по информатизации». Сообщество педагогов Волгоградского государственного социально-педагогического университета - уполномоченных по информатизации ВГСПУ. В группе 31 участник. Ведется активное обсуждение разработки собственных ресурсов на базе образовательного портала.
7. ««Экспертиза образовательной среды». Сообщество педагогов-психологов, ведущих обсуждение проектов по организации экспертизы образовательной среды (16 участников).
8. ««Психологическое консультирование в образовании». Сообщество педагогов-психологов, ведущих обсуждение теоретических и практических вопросов психологического консультирования как вида профессиональной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения (6 участников).
9. Сайты институтов и факультетов ВГСПУ, предполагающие реализацию совместных проектов студентов и учителей в рамках предметной области (факультет математики, информатики и физики, естественно-географического факультет, институт иностранных языков), таких, как «МИФ-школам», «Математический марафон», ориентированных на учителей математики, информатики и физики Волгоградской области, а также других участников, интересующихся решением нестандартных математических задач.
10. Сайты кафедр (германских и романских языков, романской филологии, литературы, права и другое), формирующие условия становления и развития тематических сообществ педагогов в сети Интернет, а также обеспечивающие сетевое взаимодействие педагогов указанных кафедр ВГСПУ.
11. Сайты авторских проектов ««Лингвокультурные типажи» и «Лингвистика», предполагающие возможности получения обратной связи и сетевого взаимодействия педагогов и специалистов в указанных областях.
12. Сайты-каталоги электронных образовательных ресурсов «Проекты» и «Уроки», предполагающие создание новых ресурсов педагогами-предметниками, использующими информационные технологии в своей профессиональной деятельности [5; 6].
Таким образом, модель образовательного портала как социальной образовательной сети обеспечивает гибкие возможности интернет-поддержки процесса обучения в образовательном учреждении, а также становления и развития сетевых сообществ обучающихся и педагогов. При этом социальная образовательная сеть педагогического университета перестает быть просто вузовским ресурсов, а становится региональным образовательным порталом, объединяющим студентов и преподавателей, а также педагогов образовательных учреждений региона. Подобный интернет-портал, а также организованное на его основе взаимодействие, становятся существенным ресурсом развития региональной системы непрерывного педагогического образования, повышения качества подготовки студентов педагогического вуза, профессионального совершенствования учителей.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 12-36-01338.
2. Сергеев А.Н. Обучение в сетевых сообществах интернета как направление информатизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета: науч. журнал. Сер. «Педагогические науки». 2011. № 8 (62). С. 73-77.
3. Там же.
4. Сергеев А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. и^: www.science-education.ru/106-7475 (дата обращения: 11.10.2013).
5. Сергеев А.Н. Использование интернета при разработке учебных проектов: создание каталога проектов в структуре социальной образовательной сети // Новый университет: научный журнал. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». 2013. № 6-7 (27-28). С. 4-7.
6. Сергеев А.Н. Разработка интернет-портала как системы информационно-технической поддержки образовательного процесса с использованием интерактивной доски // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. иР1_: http://www.science-education.ru/111-10304 (дата обращения: 11.10.2013).