Пономарева Ю.С.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, к.п.н., доцент кафедры информатики и информатизации образования, [email protected]
Построение содержания дисциплины «Технологии интернет-обучения» при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Педагогическое образование, бакалавриат, интернет-обучение, социальные сервисы, Интернет.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены особенности построения содержания курса «Технологии интернет-обучения» при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профили «Информатика», «Математика», «Физика»), приведено краткое описание тем.
Дисциплина «Технологии интернет-обучения» относится к естественно-математическому циклу подготовки бакалавров по направлению 050100.62«Педагогическое образование».
Под воздействием происходящих изменений в структуре общества, в системе межличностных отношений формируется новый информационный образ жизни человека, появляются новые этические и правовые нормы деятельности, интересы и потребности. Подготовка человека, готового к плодотворной деятельности в формирующихся условиях, конкурентоспособного и успешного в электронной информационной среде, осознающего и принимающего нормы и правила информационного общества становится социальным заказом к современному образованию, а, следовательно, — одной из его приоритетных задач. Решение может быть найдено во внесении изменений в организацию учебной деятельности, в том числе за счет использования сетевых технологий, позволяющих усилить инструментальные инструментальные, технологические и интеллектуальные возможности человека [2] и способствующих воспитанию толерантности, критического и экологического мышления [8]. Это и определяет актуальность изучения дисциплины «Технологии интернет-обучения» будущими учителями информатики, математики и физики - бакалаврами направления «Педагогическое образование».
Целью изучения рассматриваемой дисциплины является формирование систему компетенций будущего учителя информатики в области использования современных технологий сети Интернет для
решения педагогических и культурно-просветительских задач. Достижение указанной цели реализуется через решение следующих задач:
- формирование системы знаний об общих принципах организации глобальных компьютерных сетей, способах совместной работы в Интернете, тенденциях развития сервисов;
- получение навыков использования программного обеспечения глобальных компьютерных сетей для поиска, анализа, оценки, использования и размещения информации;
- создание условий для освоения опыта использования социальных сервисов Интернета для организации учебной и проектно-исследовательской деятельности обучаемых с учетом требований обеспечения их информационной безопасности.
Указанные цель и задачи определяют построение содержания учебной дисциплины, которое должно способствовать формированию у студентов знаний основ современных технологий поиска, обработки и представления информации, обеспечивающих совместную работу пользователей в сети Интернет, тенденций развития сервисов Интернета, а овладению опытом использования сети интернет для взаимодействия в учебной и профессиональной сферах. В связи с этим в содержание дисциплины «Технологии интернет-обучения» включены следующие темы:
- обучение на основе интернет-технологий: базовые понятия, предпосылки возникновения и развития;
- сервисы Веб 2.0. Педагогика сетевых сообществ;
- интернет-сервисы визуализации информации;
- использование блогов в учебном процессе;
- образовательный потенциал социальных сетей;
- мультимедийные ресурсы для совместного создания контента в сети Интернет.
Построение дисциплины включает лекционную часть (18 часов), лабораторные работы (18 часов), а также самостоятельную работу студентов в объеме 36 часов.
Кратко опишем содержание представленных тем.
Обучение на основе интернет-технологий: базовые понятия, предпосылки возникновения и развития.
Интернет-обучение обозначает специфику образования, осуществляемого с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет и существующего в следующих формах:
1. Полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-
взаимодействия, видеосвязи и т. д.;
2. Очно-дистантным, когда доля очных занятий сопоставима с
количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от
учеников педагогом;
3. Дополнять очную форму обучения по отдельным параметрам.
При этом особое внимание следует уделить предпосылкам
возникновения интернет-обучения, его принципы и технологии реализации [4, 7, 8].
Сервисы Веб 2.0. Педагогика сетевых сообществ
Веб 2.0. рассматривается как методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Социальные сервисы Веб 2.0 - это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия: персональные действия участников и коммуникации участников между собой, записи мыслей и аннотирование чужих текстов, размещение и совместное создание мультимедийного контента, обмен сообщениями и т.д.
Для более глубокого понимания разницы между сервисами первого и второго поколений представляется целесообразным рассмотрение характерных пользовательских, программистских и дизайнерских решений [7, 8].
Дальнейшее развитие темы происходит в направлении изучения концепции Веб 3.0.
Изложение данной темы завершается введением понятия сетевого сообщества как совокупности людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств [7], выявлением возможностей сетевых сообществ для развития совместного мышления, толерантности, критичности мышления, а также анализом ключевых положений педагогики сетевых сообществ [7, 8, 11, 16, 17].
Интернет-сервисы визуализации информации
Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками, с распределенным информационным ресурсом сети Интернет. Таким образом, в настоящее время эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня, включающих:
- умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;
- умение построения рассказа, ответа, речи, аргументирования;
- умение формулирования выводов, умозаключений; умение построения плана действий, самостоятельного принятия решения и т.д.
Мощным средством развития перечисленных умений и навыков является использование инструментов визуализации, что определяет актуальность освоения онлайн-сервисов визуализации информации:
- карт знаний: http://mindmeister.com, http:// www.mindomo.com;
- кластеров: http://bubbl.us;
- диаграмм Исикавы: http:// http://www.classtools.net/education-games-php / fishbone/.
Особенности данных сервисов рассматриваются в совокупности с правилами построения соответствующих схем [3, 5] и возможностями их
использования на различных этапах занятия для решение ряда педагогических задач [1].
Использование блогов в учебном процессе.
Блоги - это один наиболее популярных и старейших видов сервисов веб 2.0, представляющий собой персональный сайт пользователя или сообщества, содержащий регулярно добавляемые записи и предполагающий обратную связь. В записях блогов помимо текста принято публиковать графические изображения, видеозаписи, сетевые презентации и другой медиаконтент, созданный при помощи сторонних сервисов Интернета. Блоги отличаются простотой добавления новых материалов и возможностями открытого общения в компьютерной сети.
Возможностям использования блогов в учебном процессе посвящены работы [6, 7, 8, 12, 13, 15].
Помимо общих функций блога [13] в качестве основной цели именно образовательных блогов отмечают следующее
обеспечение/сопровождение учебного процесса [13, 15]:
- обсуждение спорных вопросов и актуальных проблем (асинхронный диалог);
- обсуждение прочитанного (чтобы побудить учащихся письменно выражать своё мнение);
- совместная работа над проектом учащихся разных классов или групп;
- мониторинг выполнения проектов (совместных или индивидуальных).
Анализ педагогической практики позволяет выделить следующие варианты использования блогов в учебном процессе: предметный блог, блог проекта или исследования, личные блоги преподавателей или учащихся, блог класса, игровые блоги, блоги с демонстрацией работ учащихся [13, 15].
Однако помимо широких возможностей выделяют и ряд проблем, связанных с использованием блогов в образовании: неформальный характер работы, сложность использования существующей балльной системы для оценивания, обязательное наличие определенной материально-технической базы. Подробно этот вопрос раскрывается в работе [13].
Образовательный потенциал социальных сетей
В последнее время все чаще появляются научные и образовательные социальные сети. Социальные сети предоставляют пользователю возможность построить контент в информационной ленте, события и пр. в структурированном, персонифицированном виде. Наиболее известными платформами в России являются «В Контакте», «Одноклассники», "Twitter", «Мой мир». Анализ опыта использования социальных сетей в образовательном процессе позволяет выделить следующие их преимущества и возможности [10, 11]:
- знакомая среда для обучающихся;
- регистрация пользователей и формирование персональных страниц с использованием своего реального имени и фамилии;
- возможность создания учебного контента и совместной работы с
ним;
- гибкий выбор моделей публикации своего контента и обмена информацией с другими людьми;
- создание собственных разделов (групп) социальной сети, обеспечивающих деятельность тематических сообществ;
- ведение электронных тетрадей, форумов и чатов.
Однако при этом необходимо учитывать и ряд проблем: отсутствие сетевого этикета участников, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебной работы, отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий, сложность подбора контента с учетом особенностей аудитории [10].
Примером использования социальной сети для образовательных целей является социальная образовательная сеть преподавателей и студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://edu.vspu.ru, в структуре которой предусмотрены инструменты и ресурсы, обеспечивающие становление и развитие профессиональных интернет-сообществ педагогов образовательных учреждений Волгоградского региона.
С технической точки зрения предлагаемый образовательный портал включает страницы пользователей, групп, а также автономные сайты. Связи между пользователями портала создаются на основе механизма друзей, а также через совместное участие в тех или иных группах портала. Наличие связей предполагает получение информации других от пользователей через ленту активности, совместные документы, форумы групп. Подробное описание сети приведено в работе [11].
Мультимедийные ресурсы для совместного создания контента в сети Интернет
Сервисы Интернета позволяют создавать презентации, интерактивные публикации, ленты времени, диаграммы, комиксы, мультфильмы, логотипы, облака слов и многое другое. Особенности этих сервисов заключаются в том, что для разработки новых и весьма сложных ресурсов требуется лишь браузер Интернета. При этом созданные электронные материалы с самого начала открыто публикуются в сети Интернет и доступны для интеграции в структуру страниц других сайтов, блогов, социальных сетей [12]. Наиболее интересные возможности по разработке учебных материалов и организации совместной деятельности учащихся предлагают следующие сервисы:
- сетевые презентации: Prezi.com;
- ленты времени: dipity.com, timerime.com, timetoast.com и др.;
- интерактивные плакаты: Glogster.com;
- сетевые документы: Google Docs, Office 365, Zoho Office и др.;
- вики-сайты: http://letopisi.ru. http://wiki.vspu.ru и др. Возможности использования указанных служб для разработки интерактивных учебных материалов, организации проектной деятельности учащихся приведены в работах [9, 12, 14].
Приведенное построение содержание курса «Технологии интернет-обучения» создает условия для более эффективной подготовки будущих учителей к успешной профессиональной деятельности в современных условиях формирования информационного общества.
Литература
1. Брыксина О.Ф. Тренинг «Развитие критического мышления школьников. Использование графических техник визуализации информации». [Электронный ресурс]. URL: http://wikiлteach.ru/index.php/Тренинг_"Развитие_критического_мышления_школьников._ Использование_графических_техник_визуализации_информации" (Дата обращения 9.09.2014).
2. Данильчук, Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: монография. М.: Волгоград: Перемена, 2002. 230 с.
3. Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mind-map.ru/?s=29 (дата обращения 7.07.2012)
4. Интернет-обучение. [Электронный ресурс]. URL: http://allforjoomla.ru/info/302-internet-obuchenie (дата обращения 10.09.2014).
5. Ментальные карты. [Электронный ресурс]. URL: http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/. (дата обращения 12.10.2011)
6. Никитин А.В. Использование социальных сетей и сервисов в учебно-исследовательской деятельности студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 4. С. 373-376.
7. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение: учебное пособие. М.: Пер Сэ, 2012. 112 с.
8. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М.: Интуит.ру, 2007. 64 с.
9. Пономарева Ю. С. Разработка комплекта электронных учебных материалов к уроку на базе вики-портала сообщества учащихся и учителей: материалы науч. исслед. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. 28 с.
10. Проскуряков А.В. Образование в условиях глобализации. использование социальных сетей в образовательном процессе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3-2. С. 201-204.
11. Сергеев А.Н. Становление и развитие сетевых сообществ педагогов в социальной образовательной сети: теоретические основы и практика реализации в ВГСПУ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 151-154.
12. Сергеев А.Н., Пономарева Ю.С., Ульченко Е.Н. Использование сервисов веб 2.0 в учебных проектах сетевых сообществ Интернета // Вестник ТулГУ Серия современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. Вып.12. Тула: Изд-во ТулГУ 2013. С.161 - 168
13. Стародубцев В.А., Горохова Л.А., Киселёва А.А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232-240.
14. Ульченко Е.Н. Разработка интерактивных мультимедийных ресурсов при помощи социальных сервисов сети Интернет: материалы науч. исслед. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. 64 с.
15. Яковлева И.В. Методика работы учителя по подготовке учебного занятия по физике с применением социальных сервисов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2012. № 8. С. 27-34.
16. Яковлева И.В., Оспенникова Е.В. Образовательное значение сетевых социальных сервисов // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 118-121.
17. Якушина Е.В. Социальные сети в помощь педагогам // Народное образование. 2011. № 8. С. 212-216.