сельскохозяйственных районов и зон. Из экономических факторов важны наличие промышленности, перерабатывающей сельхозсырье; характер обобществления производства (специализация предприятий, их кооперирование, комбинирование производств, территориальная организация производительных сил и т.п.). Влияние демографического фактора проявляется в обеспеченности трудовыми ресурсами, необходимыми для развития определенных АПК, в спросе населения на различную продукцию, которая вырабатывается из сельхозсырья; в системах расселения, с которыми связана территориальная концентрация производства некоторых сельскохозяйственных продуктов и изделий из них. Исторические факторы сказываются на трудовых навыках населения, его традициях в потреблении товаров массового спроса, на формировании отраслевых экономических районов.
Следует отметить, что под влиянием указанных факторов происходит процесс территориальной концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и перерабатывающей ее промышленности. В результате этого формируются элементы терри-^ ториальной структуры, ареалы которых обычно не совпадают с административно-территори-_л альными границами. К таким элементам относятся агропромышленные специализированные □ районы и зоны, агропромышленные зоны крупных городов. Кроме того, элементами терри® ториальной структуры региональных АПК выступают производственно-территориальные агропромышленные сочетания, границы которых обусловлены структурой, специализацией и связями между этими сочетаниями, а не административно-территориальным делением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев А.А. Пути выхода птицеводства из экономического кризиса // Труды 7 МНПК НА-£ ЭКОР - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2003. Вып. 7. Ч. 1. С. 87-92.
2. Иванова А.В. Развитие птицеводства в России: этапы большого пути // Птица и птицепро-^ дукты. 2005. № 2.
□ 3. Мисаков В.С. Индикаторы экономического состояния сельскохозяйственных предприятий ^ по производству мясной продукции // Актуальные проблемы региональной науки: Сб. О науч. тр. - Нальчик: ЗАО «Насып», 2004. С. 87-91.
ö 4. Полянина М. Нужны новые подходы к управлению сельхоз-организациями // АПК: эконо-ш мика, управление. 2003. № 3. С. 72-77.
о 5. Фисинин В. Птицеводство: итоги и стратегия // Комбикорма. 2006. № 6. С. 4-7. ф 6. Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. - М., 1993.
I
>
0
1 I
ш
со
I—
О
а ö
Si
о
0
1_
0
1_
о
БОЛОТХАНОВ Э.Б.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ТРУДА
В настоящее время сформировались следующие условия, стимулирующие развитие маркетинговой деятельности на рынке труда: активно формируется рынок покупателя трудо-0 вых услуг; развивается конкуренция между отдельными субъектами рынка труда; в сфере о занятости у работника и работодателя утверждается долговременная мотивация; работни-о ки и работодатели свободны в выборе принятия решения о найме; появилась относительная ^ свобода в перемещении рабочей силы; сформировались условия для свободного помещения | капитала.
о Возрастание роли и значения маркетинга на рынке труда определяется следующими т причинами:
5 1. Большинство людей работает и/или нанимают рабочую силу, поэтому маркетинг дает й им возможность стать более информированными, избирательными и результативными
в трудовых отношениях. о 2. Маркетинг способствует улучшению регулирования процессов формирования и расо пределения (перераспределения) трудовых ресурсов через сбор и анализ информа-00 ции, изучение конъюнктуры рынка.
ш
3. Маркетинг может значительно повлиять на воззрения людей и их образ жизни, так как в условиях рынка значительно повышаются требования работодателей к нанимаемому работнику (высокая профессиональная компетентность, деловитость, предприимчивость, инициативность, организованность, пунктуальность, уровень культуры и т.д.).
4. У работников формируются свои требования к рабочему месту (соответствующая затратам труда и времени заработная плата, хорошие условия труда, устраивающий работника распорядок рабочего дня, перспективность профессии и фирмы и т.п.) [1].
Все перечисленные выше предпосылки в совокупности создают работнику, предприятию и обществу условия для эффективного использования рабочей силы, а, следовательно, для удовлетворения потребности всех субъектов трудовых отношений.
Роль маркетинга в системе управления рынком труда на различных уровнях определяется целями и задачами экономических субъектов рынка [2].
На общегосударственном уровне роль маркетинга заключается в ранней диагностике с целью предотвращения будущих структурных дисбалансов в сфере занятости. Поэтому ис- ^ ходной позицией в управлении рынка труда должны стать маркетинговые исследования, то ^ есть сбор и анализ информации о проблемах, связанных с согласованием спроса и предло- [] жения рабочей силы, выявление тенденции формирования и распределения рабочей силы ® между регионами страны, отраслями производства. Анализ изменения отраслевой профессионально - квалификационной структуры рабочей силы в соответствии с динамикой раз- ^ вития различных отраслей, определение тенденции в формировании стоимости рабочей И силы. На основе полученных данных разрабатываются стратегические планы маркетинга рабочей силы.
На региональном уровне роль маркетинга заключается в поддержании соответствия о спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях на определенной территории при решении следующих задач:
- формирование трудового потенциала, соответствующего по своим количественным и □ качественным характеристикам требованиям общественного хозяйства региона, горо- ^ да и с учетом менталитета населения; О
- обеспечение предприятий необходимыми кадрами из различных источников, в том 0 числе за счет межрегионального перераспределения; Ей
- обеспечение эффективной и динамичной занятости населения (обучение, переобуче- § ние, трудоустройство высвобождаемых работников и незанятых граждан, нуждающих- ^ ся в трудоустройстве); §
- поддержание региональной, отраслевой и профессионально-квалификационной сба- > лансированности между структурой предложения рабочей силы и структурой рабочих 2 мест. ^
На локальном уровне роль маркетинга заключается в стремлении к эффективному, с точ- $ ки зрения работодателя, использованию рабочей силы. Поэтому любому предприятию, пре- о жде чем выбрать оптимальный способ организации управления человеческими ресурсами, о целесообразно провести комплексное маркетинговое исследование. Оно должно включать в себя изучение конкурентоспособности персонала, кадровой ситуации, сложившейся конъ- £5 юнктуры на рынке труда и оценку возможности самого предприятия способствовать эффек- £5 тивной занятости работников. ^
На уровне работника роль маркетинга состоит в самореализации личности, когда чело- § век в условиях конкуренции должен определить свое положение в обществе за счет макси- о мальной мобилизации энергии и инициативы, природных данных, приобретенных знаний и умений, личной предприимчивости и активной жизненной позиции.
Таким образом, маркетинг рабочей силы - это вид деятельности, направленный на достижение оптимального соответствия между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребности в труде всех субъектов трудовых отношений. Эта деятельность строится на основе специальных рыночных исследований и сборе необходимой информации. о
В отечественной экономической литературе высказывается мнение о преждевременности маркетинговых исследований в современной российской экономике. При таком подходе ^ маркетинговая деятельность увязывается только с экономикой избыточного предложения § и развитыми рыночными отношениями. Поскольку же последние в нашей стране неразви- ^
о.
о ш
ты, а экономика дефицитна, то и маркетингу якобы нет места в ней. Но, по нашему мнению, именно на основе маркетингового подхода можно добиться увеличения реальной отдачи и результативности производства без привлечения дополнительных ресурсов, создать предпосылки для внедрения стратегических факторов интенсификации, рационального выбора хозяйствующих субъектов, принятия ими экономически грамотных управленческих решений, направленных на повышение эффективности производства.
Проблемы развития рынка труда становятся все более актуальными, поскольку ситуация дефицита трудовых ресурсов трансформировалась в ситуацию с избыточным предложением рабочей силы. В связи с этим от простой констатации маркетинговой деятельности в экономическом развитии следует перейти к организации эффективной работы по внедрению маркетинга для преодоления существующего отставания в этой сфере. При этом недопустимо слепое копирование западных моделей маркетинга, необходима их адаптация к условиям нашей экономики и особенностям формирующегося рынка труда. ^ Усиление динамики рыночных преобразований требует разработки концептуальных ос-_л нов маркетинга рынка труда, освоение процедур и методов маркетинга в данной сфере, необ-
□ ходимого инструментария маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов.
® В качестве базовых можно сформулировать следующие концепции развития маркетинга на рынке труда.
^ Концепция массового формирования. Потребители ориентируются на товар рабочая сила, который широко доступен и продается по низким ценам. Участники маркетинговой де-^ ятельности направляют усилия, на создание условий для соединения способности к труду с ;> капиталом через все возможные виды занятости.
В данном случае рыночная деятельность ориентируется на потребителей рабочей силы - работодателей. Это предусматривает выявление их потенциальных склонностей к приобретению трудовых услуг, оценку их требований к структуре специальностей и про-
□ фессий и др.
^ Концепция человеческого капитала. Потребители ориентируются на такой товар, ко-О торый в наибольшей степени соответствует высшему уровню в техническом, эксплуатацион-0 ном и качественном отношениях, обеспечивая тем самым наибольшую выгоду. Участник марей кетинга направляет усилия на создание и формирование потребительной стоимости рабочей
о силы и ее непрерывное совершенствование. а ф
§ обретает особую актуальность. Все участники рынка труда выигрывают от расширения ин-> вестиций в человеческий капитал: наниматели - повышают квалификацию своих работни-
5 ков, а у нанимаемых - расширяются возможности предложения, стимулируется повышение конкурентоспособности.
Концепция продвижения товара рабочая сила. Она основана на убеждении, что если ££ оставить потребителю право самостоятельно решать вопрос о найме работника определен-^ ного уровня и профиля подготовки, то предпочтения потребительского выбора останутся о неизменными. Напротив, если применять соответствующие приемы «завоевания места под 2 солнцем» на рынке труда, то соответствующий вариант соединения способности к труду с 2 капиталом будет обеспечен.
^ Ценовая концепция. Согласно ей, повышение стоимости рабочей силы само по себе о способно привести к более высокой практической отдаче и производительности труда, улучен шить психологический климат в коллективе, т.к. работники с высоким доходом дорожат сво-^ им местом и не хотят его потерять снижая производительность труда или нарушая трудовую | и технологическую дисциплины.
о Концепция эффективного маркетинга. Она основана на том, что залогом достиже-
6 ния целей участника является определение потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов,
о способами. Участник маркетинга интегрирует свою деятельность с расчетом на обеспечение
т
а В условиях, когда предложение превышает спроса на рабочую силу, эта концепция при-
I I
ф
удовлетворенности реальных и потенциальных потребителей товара.
о Концепция социальных предпочтений. Она сводится к тому, что рынок заставляет на-о нимателей адаптировать зарплату и прочие характеристики трудовой деятельности к пред-00 почтениям продавца рабочей силы. Несмотря на то, что на отдельных предприятиях пробле-
ш
мы остаются, условия труда становятся постепенно все более безопасными, менее вредными для здоровья, в то время как уровень дохода растёт.
Концепция потребительского выбора. Потребительский выбор рабочей силы - это выбор, максимизирующий функцию полезности соединения способности к труду с капиталом в условиях их ограниченности. Разумный выбор предполагает, как сопоставление дополнительных выгод и затрат, так и равенство между ними. На потребительский выбор в данном случае оказывают влияние вкусы и предпочтения потребителя товара. При этом для большинства потребителей рабочей силы характерен эффект присоединения к большинству. Покупается тот товар, уровень и профили подготовки которого хорошо известны.
Концепция управления персоналом. Предполагается применять отбор и назначение работника на должность со строго отчерченным кругом профессиональных обязанностей, с четко определенным психомотивационным механизмом профессиональной деятельности. Для каждого работника устанавливается лишь основной набор функций во всем остальном предоставляется свобода творчества в выборе форм и методов их выполнения. Область, не перекрываемая функциональными обязанностями каждого конкретного работника, является ^ сферой совместного труда. Распространение базовых идей и представлений маркетинга на [] сферу управления персоналом способствует идентификации работника со своим предпри- ® ятием, повышению их трудовой отдачи.
По нашему мнению, базовым принципом развития маркетинга на рынке остается его ^ ориентация на долгосрочную перспективу. Освоение современных приемов и методов марке- И тинга должны обеспечивать возможности субъектам рынка труда быть более информирован ными о его конъюнктуре, основных тенденциях развития, разрабатывать наиболее избира тельные и эффективные способы рыночного поведения. В этом смысле маркетинг на рынке о труда следует рассматривать не только как деятельность, направленную на удовлетворение запросов потребителей рабочей силы, но и всего трудоспособного населения, вступающего в рыночные отношения. Для реализации этого принципа необходимы регулярность проведе- □ ния маркетинговых исследований и соответствующее планирование. ^
Маркетинг выступает тем базисом, на основе которого принимаются стратегические О и тактические решения с целью обеспечения эффективной деятельности всех рыночных 0 субъектов. ф
Использование маркетинга как систему организации и управления дает возможность § снизить степень неопределенности при принятии решений, выявить причины, по которым ^ прежние действия оказались ошибочными, оценить ситуацию на рынке труда и дать с доста- § точной степенью достоверности прогноз изменения рыночной конъюнктуры. >
Современные концепции маркетинга должны базироваться, прежде всего, на фик- 2 сации интересов экономических субъектов, вступающих во взаимодействие. Результа- ^ том маркетинговой деятельности на рынке труда должно стать обеспечение гарантий $ стабильности положения его субъектов. Такая ситуация стимулирует развитие конку- о рентного взаимодействия. Базовой предпосылкой развития маркетинга на рынке труда о заключается в том, чтобы каждый субъект рыночных отношений, с одной стороны, мог максимально приспособиться к рынку, а с другой - активно воздействовать на него, £5 формируя его в выгодном для себя направлении. Тем самым маркетинг выступает как £5 управляющая и управляемая система одновременно. Задача маркетинга на рынке тру- ^ да включает приспособление каждого субъекта к рыночной ситуации, осуществление § на основе маркетинговых исследований необходимых ему перестроек /смена профиля о деятельности, повышение квалификации, предложение более высокого заработка и т.п.
о.
Что касается обратной связи - воздействия на рынок, то возможности самих субъектов | здесь сужены, хотя в определенной мере можно говорить и о них. Возможностями фор- о мировать рынок труда в выгодном для себя направлении обладает далеко не каждый его ® субъект и далеко не в полной мере. Такие возможности будет иметь при монопольной структуре рынка только крупные работодатели. Важную роль в этом процессе способ- о ны сыграть профсоюзы. Не следует выпускать из вида, что рынок труда должен формироваться как регулируемый и социально защищенный. Поэтому возможности пове- ^ дения субъектов в определенных условиях могут детерминироваться государственной § регламентацией [3]. (Т)