ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 377 (571.1/5)
ББК 74.5 (253)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРКЕТИНГА (на примере Сибирского федерального округа)
И. А. Жигалова
Ключевые слова: профессиональное образование; рынок труда; образовательный маркетинг.
Резюме: Система профессионального образования не всегда готовит специалистов, востребованных на региональном рынке труда. Работодатель не всегда получает специалистов по профилю своей организации. Автор предлагает пути объединения интересов работодателя и специалистов системы профессионального образования на примере образовательных учреждений профобразования Западно-Сибирского Федерального округа.
Возникающие конкурентные отношения, от которых во все большей степени зависит развитие самих образовательных учреждений, вызвали к жизни новую сферу деятельности - образовательный маркетинг. Он пришел на смену интуитивной эмпирической адаптации системы образования к рынку и продиктован новыми социально-экономическими условиями, иной политикой труда и занятости, профессионального образования и обучения.
Маркетинг образовательных услуг стал одним из позитивных изменений в сфере профессионального образования, потребовал переориентации ее целей с абстрактных «потребностей общества» на приоритетное удовлетворение конкретного рынка труда, а следовательно, и интересов самого человека, который получает работу и возможность зарабатывать.
По определению британского ученого Л. Роджера, маркетинг - это «один из видов творческой управленческой деятельности, который содействует расширению производства и торговли и увеличению занятости путем выявления запросов потребителей и организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов; маркетинг увязывает возможности производства с возможностями реализации товаров и услуг, обосновывает характер, направления и масштабы всей работы, необходимой для получения прибыли в результате продажи максимального количества продукции конечному потребителю [4, с. 19].
Свое определение образовательному маркетингу дают ученые Института развития профессионального образования. Обобщая предлагаемые зарубежными и российскими учеными подходы и определения, они предлагают понимать маркетинг образовательных услуг как систему организационных мер по удовлетворению потребностей рынка труда с учетом образовательных потребностей населения и возможностей системы образования. [1, с. 8; 2].
Среди наиболее эффективных методик мониторинга рынка труда следует выделить разработанную Е. А. Рыковой «Методику прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров на региональном и муниципальном уровнях [5]. В ней выделены показатели, характеризующие территориальные и отраслевые особенности рынка труда РФ, даны рекомендации по формирования прогноза потребности регионального рынка труда в подготовке квалифицированной рабочей силы в учреждениях начального профессионального образования. Особенностью предлагаемого Е. А. Рыковой подхода является преимущественное использование информации, содержащейся в действующих формах статистической отчетности, и, следовательно, доступных специалистам, выполняющим прогнозные расчеты, а также информации, получаемых на основе простых социологических опросов.
Для обеспечения развития системы маркетинга образовательных услуг необходимы следующие предпосылки.
1. Научно-методическое и нормативное обеспечение образовательного маркетинга, включая вопросы методологии маркетинговой деятельности в образовании.
2. Формирование служб маркетинга в образовательных структурах, разработку регламентирующих документов: положения о службе маркетинга в различных субъектах системы образования; положения о специалисте по маркетингу и т. п.
3. Создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективные возможности сбора, обработки и использования маркетинговой информации.
4. Разработка и апробация типовых управленческих решений по развитию образовательных услуг на основе данных маркетингового исследования.
Профессиональное образование следует рассматривать как ключевое стратегическое средство стимулирования и регулирования рынка труда не только по объему необходимых кадров, но и их структуре. Тем более что новые экономические факторы, возникшие при переходе к рыночной экономике, привели к быстрой деградации трудового потенциала, оттоку квалифицированных кадров из производственных отраслей в непроизводственную сферу.
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов требует проведения кадровой политики с учетом перспектив структурной перестройки экономики, занятости населения в тех или иных отраслях производства, возможностей учреждений сферы профессионального образования в подготовке и переподготовке кадров на различной образовательной базе. Идя навстречу свободному выбору молодым человеком профессии, следует теснее увязывать воз-
можности ее получения с потребностями рынка труда, включать экономические факторы.
Активно идущая коммерциализация профессионального образования и сложившаяся ситуация на формирующемся рынке труда выдвигает на передний план проблему прогнозирования, опирающуюся на маркетинговые исследования в сфере образования. Наличие маркетологов, конечно, само по себе не делает экономику рыночной, но они необходимы для ее развития.
В экономике переходного периода России пока нет практики эффективного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Именно оценка перспектив общественного и экономического развития, особенно в базовых отраслях экономики, прогноз реакции социума на изменения в сфере профессионального образования могут дать ориентиры по постановке целей и реформированию системы подготовки квалифицированных кадров.
Только под воздействием рынка труда возможна реальная реформа системы профессионального образования, ее структуры, характера профессий и содержания обучения. Именно отсутствием влияния конкретного заказчика кадров на профессиональное образование можно объяснить неудачи многих концепций и реформ в этой сфере, которые строились умозрительно, без учета изменений, происходящих в экономике и социальной сфере.
Учреждения начального профессионального образования, их руководители и педагогические кадры остались без ориентиров и четких рекомендаций, были вынуждены самостоятельно, часто эмпирически, методом проб и ошибок приспосабливаться к текущим запросам формирующегося рынка труда и способам расчетов его перспективных потребностей.
Необоснованное, хаотическое увлечение подготовкой кадров без глубокого научного анализа потребности в них ведет к значительному искажению структуры подготовки по профессиям и специальностям, действительно необходимым для развития экономики регионов.
Система начального профессионального образования в современных условиях может рассматриваться, с одной стороны, как структура, ориентированная на рынок труда как таковой, с другой - как структура, сохраняющая в себе элемент отраслевого заказа - специализации для выполнения профильных заказов (металлургия, легкая промышленность, строительство и т. д.).
Российская профессиональная школа еще недостаточно ориентирована на удовлетворение спроса конкретного заказчика. Она вынуждена принимать во внимание сегодня лишь общие тенденции развития экономики, отдавая больше дань выбору самого учащегося, нежели запросу рынка труда. Основываясь на таком подходе, в Кемеровской области, например, разработан следующий алгоритм формирования профессионально-квалификационной структуры профессий:
• анализ профессионально-квалификационной структуры существующей системы профессионального образования, подготовки и переподготовки рабочих кадров;
• анализ социально-экономической обстановки в области, структурных изменений в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т. д.;
• анализ рынка рабочей силы - региональной потребности в рабочих кадрах, профессионально-квалификационной структуры кадров для вновь создаваемых рабочих мест и возмещения естественной убыли рабочей силы, а также профессиональной структуры безработных граждан и высвобождаемого населения;
• анализ потребности в кадрах предприятий и организаций в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезе, базирующийся на прогнозе занятости населения и прогнозе рынка труда по регионам округа;
• анализ перспективных учреждений НПО (материальной базы, кадров, учебно-программной документации и т. д.) для организации соответствующего профессионального образования с учетом требований работодателей.
Количественная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в Федеральных округах и регионах с напряженной ситуацией на рынке труда часто усугубляется качественной несбалансированностью, что подтверждают исследования макроэкономических, демографических и социальных показателей, социально-профессионального состава безработных.
В настоящее время в стране отсутствует эффективная региональная политика, основанная на оценке состояния ситуации на рынке труда и возможных перспективах ее развития. Особенно негативно это сказывается на регионах с существенной деформацией профессиональной структуры населения, специфической социально-экономической ситуацией, выражающейся в однобокой специализации, преобладании наукоемких производств с высокой концентрацией интеллектуального труда. К таким регионам можно отнести Сибирский федеральный округ.
Как показывает статистический анализ, существенный сегмент рынка труда в настоящее время составляют лица, не входящие в сферу наемного труда (владельцы частных предприятий, работники семейных предприятий, фермеры). При этом статистическая численность занятых в негосударственном секторе несколько завышается, так как в нем учитываются переходные хозяйственные формы, не являющиеся по своей сути предпринимательскими.
Анализ данных по Сибирскому федеральному округу показывает, что наиболее высока доля негосударственного сектора в общем числе занятых -в сельском хозяйстве (свыше 40%), в торговле и общественном питании (8,7%), в перерабатывающих отраслях промышленности (7,4%). Именно эти весьма глубокие качественные преобразования способны не только обеспечить оживление экономической конъюнктуры, но и служить фундаментом для дальнейшего роста производства рынка товаров и услуг.
Тенденция сокращения занятости на крупных и средних предприятиях Федерального округа складывается в результате уменьшения численности работающих в отраслях материального производства (сохранение ряда предпри-
ятий этой сферы обусловлено постепенным приспособлением их к условиям рынка, поиском своей ниши в рыночной экономике, освоением новых видов продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках) и науки на фоне повышения занятости в большинстве отраслей непроизводственной сферы. В Сибирском федеральном округе стабильное сокращение численности работников наблюдается в промышленности, строительстве, торговле, материально-техническом снабжении и науке, а наибольшие темпы прироста - в финансово-страховом секторе и, отчасти, в аппарате управления. Это, с одной стороны, естественно в условиях формирования институтов рыночной экономики, с другой - не совсем адекватно общеэкономической ситуации.
Парадоксально и то, что увеличивается аппарат управления, тогда как область государственного воздействия на экономику сужается. В связи с недостаточным развитием основных отраслей жизнеобеспечения населения (здравоохранение, образование и др.) занятость в непроизводственной сфере сохраняет тенденцию к снижению.
Особенно трудно процессы формирования рынка труда идут в сельской местности, где колхозно-кооперативная собственность заменена крестьянско-фермерскими хозяйствами. Такие хозяйства, занимающие в Сибирском федеральном округе примерно четверть от общего числа хозяйствующих субъектов, обходятся в основном без наемной рабочей силы, так как они еще очень слабы и не имеют средств не только на оплату наемной силы, но часто и на оплату своих текущих расходов.
Процесс формирования продуктивной занятости в Сибирском федеральном округе в целом можно оценить положительно. Однако содержание его достаточно противоречиво. Большинство перераспределительных потоков рабочей силы обусловлено в основном социальными причинами - организацией, оплатой и условиями работы. Во многих случаях отток работников не компенсируется техническими или организационными инновациями и приводит к сокращению объемов производства продукции и другим негативным показателям экономической деятельности предприятий. В последние годы процессы перераспределения рабочей силы стали в меньшей степени отвечать критериям экономической рациональности: произошло сокращение численности работников, занятых производством потребительских товаров. При этом часть работников материального производства и, в частности, торговли «уходит» в неформальный сектор экономики в виде самозанятости (более 50%), и если бы это можно было учесть, то прирост трудовых ресурсов в материальном производстве был бы гораздо выше.
В условиях кризиса многие современные отрасли Сибирского федерального округа, особенно наукоемкие производства, требующие как высокой квалификации работников, так и высоких производственных затрат, испытывают наибольшие трудности и в большей степени, по сравнению с «простыми» тра-
диционными производствами, теряют квалифицированные кадры. Несколько стабильнее занятость в отраслях с характером работы, допускающим относительно свободный режим занятости или позволяющий подрабатывать на своем рабочем месте. К таким отраслям можно отнести практически всю непроизводственную сферу за исключением высокооплачиваемых отраслей (кредитование, финансы, страхование и аппарат органов управления), информационно-вычислительное обслуживание, торговлю и общественное питание, некоторые отрасли промышленности.
Одним из показателей, характеризующих рынок труда Сибирского федерального округа, является большая и имеющая тенденцию к дальнейшему увеличению доля незанятого населения трудоспособного возраста. К незанятому населению относятся женщины-домохозяйки, неработающие студенты и слушатели курсов, уволившиеся с работы и не ищущие новую или не работающие по другим причинам, находящиеся на иждивении, пенсионеры-льготники, трудоспособные инвалиды. Дополнительным фактором потенциального увеличения числа незанятых людей является увеличение численности работающих на условиях вторичной занятости. Все это приводит к повышенному спросу на рабочие места.
Анализ статистики занятости по регионам Сибирского федерального округа показал, что на долю государственного сектора экономики приходится больше половины вакансий. Из заявленной потребности предприятий в работниках основную долю составляют низкооплачиваемые рабочие места, а среди ищущих работу преобладают специалисты с высшим и средним специальным образованием (более 60%). Растет и число безработных из числа выпускников учреждений НПО (с 9 до 14% за 3 последних года).
Отсутствие активной политики на рынке труда Сибирского федерального округа также негативно сказывается на системе материальной поддержки безработных. Пособие по безработице в настоящее время не обеспечивает даже минимальных потребностей, если не учитывать доходы от домашнего хозяйства тех, кто имеет таковое. Поэтому безработные граждане составляют значительную группу бедного населения. При этом подавляющая часть безработных состоит из так называемых социально уязвимых граждан - женщины, инвалиды, молодежь, лица, освобожденные из мест лишения свободы, длительно безработные граждане. Если в 1993 г. для оплаты пособий по безработице направлялось около 10% расходов на реализацию политики занятости, то сейчас эта доля выросла до 75%.
В относительно благополучном положении, с точки зрения кадровой стабильности, в Сибирском федеральном округе находятся отрасли экономики, ориентированные на экспорт. Среди них прежде всего черная и цветная металлургия (Красноярский край, Кемеровская область) и нефтегазодобыча (Томская область). В традиционных отраслях, продукция которых предназначена для потребления на внутреннем рынке и не выдерживает конкуренции с ана-
логичными импортными товарами, наблюдается спад производства и сокращение численности персонала.
Происходящие изменения в развитии отдельных отраслей экономики Сибирского федерального округа еще не дали четкой картины приоритетов развития отраслей. Географически сегментированные рынки труда, особенно в районах концентрации монопроизводств (Новокузнецк, Норильск и др.), отсутствие возможностей для переезда в другую местность снижают территориальную мобильность рабочей силы в масштабах округа.
По нашим прогнозам в ближайшие годы спрос на рабочую силу и предложение ее на рынке труда Сибирского федерального округа не будут совпадать по масштабам и структуре. Экономика еще не достигнет достаточного потенциала для полного обеспечения продуктивной занятости. Вместе с тем решение проблем, связанных с безработицей и неполной занятостью, частичной безработицей, требует принятия и реализации комплекса мер макроэкономической политики, а также пассивных и активных мер политики на рынке труда. Принятию этих мер, выбору стратегических решений должны предшествовать серьезные научные исследования в области прогнозирования рынка труда с использованием симуляционных моделей, которые позволят проанализировать воздействие различных экономических параметров (и их комбинаций) на систему занятости.
Как показывает опыт индустриально развитых регионов Сибирского федерального округа (Красноярского края, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей), новые и устойчивые рабочие места могут быть созданы только экономически крепкими предприятиями. С этой точки зрения целесообразно снизить налогов и социальные отчисления для предприятий, с тем чтобы создать благоприятный климат для привлечения инвестиций, что, в свою очередь, позволит более полно использовать кадры, готовящиеся учреждениями профессионального образования.
Наиболее мощным фактором, влияющим на эффективность функционирования рынка труда, является интеграция четырех ключевых функций службы занятости: подбор рабочего места и работника; повышение качества рабочей силы на рынке труда; реализация активных программ (профориентация, профессиональное обучение и др.); выплата пособия безработным, активно ищущим работу. Соответственно миссия службы занятости заключается в гармонизации и согласовании отношений между субъектами рынка труда, которые осуществляются через систему услуг, одновременно удовлетворяющих потребности как безработных, так и работодателей. [3, с. 184].
Работодателям требуется рабочая сила совсем иного профессиональноквалификационного состава, чем та, которая «свободна». Гибкость рынка труда означает гибкость форм и методов организации труда: постоянная и временная занятость, самозанятость, предпринимательство, частная занятость, надомниче-ство и др. Поэтому для Сибирского федерального округа приоритетом в госу-
дарственной политике занятости становится содействие безработным - их профориентация и профессиональное обучение, особенно в тех регионах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных градообразующих предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.
Одним из ключевых элементов нового подхода к политике продуктивной занятости в Федеральном округе является внедрение совместных методов дифференциации (профилирования) безработных. Это позволит с помощью специальных и исследований выявлять категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны служб занятости, а также реализовать эффективные подходы к решению проблем их профессионального обучения и трудоустройства.
Так как профиль уязвимых категорий безработных будет сильно варьироваться в территориальном разрезе, потребуется активное межрегиональное, прежде всего в масштабах федерального округа, перераспределение финансовых ресурсов для развития региональных систем профессионального образования с приоритетом территорий с большим числом уязвимых безработных.
Уже сегодня перед многими работодателями стоит проблема дефицита кадров высокой квалификации. Характерно, что примерно на половине из обследованных нами предприятий Сибирского федерального округа осуществлялось не только сокращение работников убыточных подразделений, но и одновременно велся прием рабочих высокой квалификации. На трети предприятий на работу принимали также инженерно-технических работников.
Вполне реально, что в недалекой перспективе наиболее острой проблемой перед работодателями станет несоответствие между предложением рабочих рук и растущей потребностью в высококвалифицированных кадрах. По нашим оценкам, в ближайшие 4-5 лет в Сибирском федеральном округе на высвобождение по возрасту может претендовать от 30 до 50% рабочих, а молодежь до 25 лет сегодня составляет лишь 4,5-6,6% занятых. В то же время за последние годы объем профессионального обучения работников непосредственно на промышленных предприятиях сократился более чем на 60%. Подобные тенденции выявлены по другим территориям России.
Поэтому мы считаем, что наряду с мерами по реконструированию системы профессионального образования Сибирского федерального округа значительно большее внимание, должна быть усилена государственная поддержка системы внутрифирменной (внутрипроизводственной) переподготовки и повышения квалификации кадров. Необходимо законодательно регламентировать заинтересованность государства в развитии системы корпоративной учебы, а также установить для работодателей нормативы обязательных минимальных затрат на повышение квалификации и переподготовку.
Очевидно, что только тогда появится реальная возможность построить комплексную систему повышения квалификации и переподготовки кадров
как на самом предприятии, так и в учреждениях профессионального образования, частично финансируя их деятельность за счет средств предприятия-заказчика.
По нашим оценкам, в предстоящий период на рынке труда Сибирского федерального округа не произойдет резких изменений, но возможно увеличение числа незанятых из числа работников низкой квалификации. Наиболее серьезным может оказаться положение в небольших регионах Сибирского федерального округа, полностью зависящих от одного или двух крупных предприятий, которые предоставляют местному населению работу, коммунальные и некоторые другие услуги. Когда такое предприятие становится банкротом, его коллектив оказывается в крайне уязвимом положении, так как поездки в ближайшие районы часто едва ли возможны из-за плохого транспортного сообщения и растущих тарифов, а любые переезды весьма ограничены из-за отсутствия рынка жилья.
Стремление к экономической эффективности и поддержанию уровня заработной платы вынуждает предприятия освобождаться от части работников, что, в свою очередь, может в любой момент привести к неуправляемому росту безработицы. Чтобы предотвратить подобное развитие, необходимо принятие мер, сформулированных еще в 1995 г. на «Всемирной встрече ООН на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, март 1995 года)»: «принять полную занятость в качестве базового приоритета» и «поставить создание рабочих мест, сокращение уровня безработицы и поощрение надлежащим и адекватным образом оплачиваемого труда в центр стратегии и политики правительств при полном уважении прав трудящихся» [6].
Литература
1. Глазунов А. Т., Зиновьева А. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в учреждениях НПО. - М., 1998. - 96 с.
2. Глазунов А. Т., Никитин М. В. Методические рекомендации по разработке нормативов финансирования учреждений НПО. - М., 2001. - 46 с.
3. Кязимов К. Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда. - М., 2001. - 216 с.
4. Роджер Л. Сущность маркетинга. - Киев, 1995.
5. Рыкова Е. А. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения: Учебное пособие. - М., 2000. - 137 с.
6. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 6-12 марта 1995 г.) [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. - Режим доступа: http://-www.un.org/russian/conferen/ socsum/socsum. htm.
Статья представлена к публикации действительным членом РАО Е. В. Ткаченко