И
стория
ББК 63.3(253.3)6-7 + 74.03(253.3)6 УДК 94(47).084 + 37.014
Н.В. ФРОЛОВА
N.V. FROLOVA
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИКО-ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 20-30-е гг. XX в.: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE HISTORICAL AND SOCIAL SCIENCE EDUCATION IN THE NORTH TERRITORY OF WESTERN SIBERIA IN THE 20-30 s OF THE XX CENTURY: THE HISTORY OF STUDYING THE QUESTION
Статья посвящена историографии проблемы становления и развития исто-рико-обществоведческого образования на территории Севера Западной Сибири в 20-30-е гг. XX в. На основе выделенных критериев представлены этапы изучения вопроса, дана их характеристика, определены наиболее малоизученные аспекты в данной теме.
The article is devoted to the historiography of the formation and development problem of the historical and social science education in the North territory of Western Siberia in the 20-30s of the XX century. On the basis of chosen criteria the stages of studying the question are presented, their characteristic is given, the most insufficiently studied aspects in the given theme are determined.
Ключевые слова: историография, историко-обществоведческое образование, народное образования, образовательная политика советского государства.
Key words: historiography, historical and social science education, popular schooling, educational politics of the Soviet state.
История народного образования являлась актуальной темой исследований на протяжении всего XX в. Ее злободневность обусловлена той ролью, которую играет образование в истории любого общества и государства.
Сегодня стало очевидным, что именно гуманитарное образование, в первую очередь, формирует личность школьника, готовит его к жизни в меняющемся мире, в грядущем информационном обществе, учит современным формам общения, развивает способность ориентироваться во все увеличивающемся потоке информации и принимать эффективные решения. Важное место в системе гуманитарных наук принадлежит истории и обществознанию, ибо они формируют не только мировоззренческие установки, гражданскую позицию личности, но и вооружают объемом знаний, необходимым для современного, образованного, социально адаптированного человека.
Историография истории становления историко-обществоведческого образования является областью исследований, лежащей на стыке общеисторической и историко-педагогической проблематики. Это в значительной степени обусловливает ее специфику и особенности периодизации, которая органически связанна как с общей периодизацией советской истории, так и с этапами развития советской школы. На сегодняшний день в исторической науке имеется достаточное количество работ, посвященных вопросу становления народного образования в первое десятилетие советской власти, в том числе в Сибири и на ее северных окраинах [3; 22; 23; 8; 19; 20; 16]. Особое внимание следует уделить проблеме становления и развития историко-обществоведческого образования, поскольку в этот период закладывалась совершенно иная модель преподавания гуманитарных дисциплин. При этом, учитывая колоссальную разницу между развитием отдельных регионов огромной станы, следует в анализе существующих трудов выделить не только отдельные этапы в истории изучения проблемы, но и проследить, насколько проблематика исследований была схожа для работ всесоюзного масштаба и работ, связанных с изучением сибирской школы.
Основные вопросы, представленные в исследованиях, можно определить следующим образом:
- образовательная политика советского государства;
- подготовка педагогических кадров;
- трудности и достижения в деле становления народного образования, развитие теоретических основ исторической науки и образования;
- содержание историко-обществоведческих дисциплин и методика их преподавания.
На историографию проблемы становления и развития историко-обще-ствоведческого образования оказали влияние идеологические установки советского времени, что повлияло на научную объективность исследований, привлечение и интерпретацию источников. Также безусловное воздействие оказали методологические доминанты, имеющие место на протяжении XX века, поскольку только к концу 1980-х гг. наметилась тенденция отхода от доминирующей в советской историографии исследовательской парадигмы в виде марксистско-ленинской методологии.
В качестве особенностей исследований на разных этапах развития историографии следует выделить характер работы. Так, в силу объективных причин в первые годы советской власти появлялись преимущественно отдельные статьи констатирующего характера [13; 14], поскольку это было время накопления материала и только к середине XX века стали выходить первые обобщающие труды, содержащие в себе определенный анализ и оценку выделенной проблемы [8; 29].
Исходя из предложенных критериев, можно выделить четыре основных этапа в изучении проблемы становления и развития историко-обще-ствоведческого образования на территории Севера Западной Сибири в 2030-е гг. XX в.: первый - с 1917 года до середины 1930-х годов, второй -с середины 1930-х - до конца 1950-х годов, третий - с конца 1950-х - до конца 1980-х годов, четвертый - с начала 1990-х годов и до наших дней.
Первый этап (1917 год - середина 1930-х годов) в основном представлен трудами работников Наркомпроса, руководителей территориальных отделов Народного образования и т.д. Они фиксировали свои впечатления, выступали с предложениями и замечаниями. Нельзя не заметить, что работы первого этапа изучения проблемы в основном носили описательный и не редко пропагандистский характер.
Одним из направлений исследований этих лет было изучение методов политизации сознания молодежи. Большое значение придавалось преподаванию истории и обществоведения в советской школе. Первые статьи о постановке преподавания общественных дисциплин, методические пособия, учебные программы, составленные с учетом требований правительства, создавались по свежим следам событий. Наиболее активно выступали С.Н. Дзюбинский, Б.Н. Жаворонков, С.С. Кривцов, С.П. Сингалевич и др. [14; 13].
Следует отметить такую особенность работ 1920-х годов, как их дискуссионный характер. Так, например, замена в 1921 г. истории обществознанием вызвала острые дискуссии второй половины 1920-х гг. среди историков, методистов, учителей. Ведущие московские методисты всецело поддерживали предложенную государством схему. Представители «ленинградской школы» (А.Е. Кудрявцев, Б.А. Фингерт, Н.В. Андреевская, В.Н. Вернадский, О.В. Трах-тенберг) отстаивали сохранение систематического курса истории в средней школе. Их позиция нашла отражение в подготовленных программах и научных трудах, в частности, в работе А.Е. Кудрявцева «Очередные вопросы методики обществоведения на второй ступени» [24].
Для региональных исследований 1920-е годы были также временем накопления фактического материала и расширения источниковой базы, необходимой для научных исследований обобщающего характера. Историография вопроса в данный период представлена как отдельными статьями, так и разделами в общих работах по истории Тюменского края [7]. Основными темами для обсуждения являлись вопросы становления и развития образования среди коренного населения Севера, ликвидация безграмотности.
В конце 1920-х годов выходит несколько статей-воспоминаний, посвященных становлению и развитию народного образования в СССР после Октябрьской революции [5, с. 4; 10, с. 2]. В них, как правило, раскрывается картина тяжелого материального положения дел в народном образовании, показаны сложности по внедрению новых форм и методов обучения, новых принципов и подходов к проблемам образования. Однако данные статьи-воспоминания имеют определенный недостаток: они написаны представителями власти большевиков и поэтому носят односторонний характер.
Следует подчеркнуть, что региональные исследования в этот период не содержали информации, связанной с характеристикой и анализом становления историко-обществоведческого образования.
Таким образом, можно отметить, что проблема становления школьного исторического образования нашла освещение в литературе 1920-х - начала 1930-х годов, прежде всего во всесоюзном масштабе. В региональной историографии в первую очередь рассматривались вопросы становления в целом новой системы образования, а особенности преподавания историко-обществоведческих дисциплин изучались лишь в качестве составляющей общей линии. В качестве своеобразия литературы 20-30-х гг. XX в. следует отметить наличие трудов, принадлежащих непосредственно работникам системы образования; это были не монографические исследования, а самые различные издания и публикации по вопросам развития новой системы образования. В основе данных исследований лежало стремление обобщить начальный опыт, дать рекомендации работникам, занимающимся вопросами образования.
Следующий период (конец 1930-х - начало 1950-х гг.) - это время появления первых обобщающих работ, заложивших в определенном смысле основу для дальнейшего изучения вопроса становления и развития историко-об-ществоведческого образования в СССР.
В данный период внимание исследователей было привлечено в первую очередь к тем процессам реформирования образования, результаты которых уже проявились в той или иной мере, либо являлись актуальными на текущий момент (например, охват детей обучением, достижения и успехи в деле ликвидации неграмотности, особенности учебно-воспитательного процесса в рамках историко-обществоведческих дисциплин). Большое внимание советские историки в своих трудах, посвященных рассмотрению общих вопросов образования, уделяют преподаванию истории и обществознания.
Впервые попытку создать обобщающий труд о становлении исторического образования в советской школе предпринял историк и методист В.Н. Вернадский. Так, в его совместной статье с Н.В. Андреевской представлены пути коренного изменения прежнего содержания исторических курсов, характеризуются принципиальные основы создания новых школьных программ. Одновременно резко критикуется социологический схематизм в программах по истории, увлечение «современностью», отказ от старой «предметной» системы обучения, замена истории как учебного предмета обществоведением [2].
Более обстоятельно аналогичная проблематика была раскрыта в методических работах М.А. Зиновьева. В них показывается, как в сложных условиях первых послеоктябрьских лет партийное руководство, Наркомпрос РСФСР, органы народного образования на местах вели активную работу по созданию школьных курсов истории, изменению характера их преподавания в духе марксизма-ленинизма [15].
В целом в работах 1930-х - начала 1950-х гг. рассматривались проблемы, которые существовали в то время в области исторического образования в соответствии с новыми задачами советской школы по обучению и воспитанию подрастающего поколения. При этом возможности исследователей, творческая деятельность ученых были скованы рамками идеологической обстановки, узостью и ограниченностью источниковой базы.
Исследования, отражающие становление сибирской школы, также отличались схематизмом и предвзятостью в изображении происходивших процессов [22, 8].
Первыми обобщили имеющийся опыт строительства национальных школ на Севере А.Г. Базанова и Н.Г. Казанский. В их трудах главными темами для исследований продолжали оставаться вопросы, касающиеся становления системы народного образования (например, положение школ на Крайнем Севере, система ликвидации неграмотности, культурные преобразования на Севере, подготовка педагогических кадров из числа коренных народов). Также исследователи делали попытку сравнительного анализа отношения царского и советского правительства к коренным народам Севера, однако, оценка происходивших процессов являлась необъективной, однобокой [3].
Наряду с данными работами продолжали выходить очерки юбилейного характера [36; 19]. Освещение народного образования заключалось в констатации достижений в области просвещения. Анализ представленных проблем отсутствовал. При этом историческое образование ни одним автором отдельно не рассматривалось, то есть можно констатировать, что работ, представляющих анализ преподавания историко-обществоведческих дисциплин в школах Севера Западной Сибири, в данный период, также как и в предыдущий, не наблюдалось.
С конца 1950-х годов, после критики культа личности И.В. Сталина, начинается новый этап в развитии историографии проблемы, который можно ограничить концом 1980-х годов. Развитию науки способствовало появление
новых тем и идей в историографии, попытка их методологического осмысления, хотя и в рамках марксистско-ленинского подхода, знакомство с зарубежной историографией. Однако «технократизм» политики в области образования, не учитывающей важность истории как гуманитарной науки, привел к свертыванию исследований по историко-обществоведческому образованию. В этот период были написаны монографические работы Е.И. Киселева, Ф.Ф. Королева, З.И. Равкина, Э.И. Моносзона, Т.Д. Корнейчика В.Л. Соскина и др. В их трудах определяются главные цели и характер школьного строительства, задачи, содержание и методы обучения, показывается развитие педагогической мысли в СССР. Однако в монографиях, посвященных общей истории советской школы и педагогики, вопросы становления исторического образования рассматривались попутно и очень кратко [20; 34; 21; 27].
На этом этапе была предпринята попытка создания многотомного труда по истории исторической науки в СССР под редакцией академика М.В. Нечки-ной. В семитомном издании было раскрыто развитие советской историографии с 1917 до 1970-х гг., ее теоретические основы и организационные формы. В работе впервые на большом фактическом материале была показана государственная политика в области исторической науки, стояние исторических кадров, проанализированы труды историков, система исторического образования. Однако в издании апологетически оценивается вклад в историческую науку и образование «Краткого курса истории ВКП(б)», замалчиваются негативные факты из жизни вузов страны [29].
Несомненную ценность в изучении проблемы представляет обстоятельная монография Л.П. Бущика «Очерк развития школьного исторического образования в СССР». Автор стремился дать краткий обзор развитию исторического образования в СССР с 1917 г. Фактически границы своего исследования автор расширил, так как начал с очерка об историческом образовании в дореволюционной общеобразовательной школе. В результате был представлен обзор фактов почти за целое столетие. При таких обширных задачах Л.П. Бу-щик не претендовал на исчерпывающее освещение каждого из разбираемых в ней вопросов. Отдельные проблемы освещены в монографии далеко не полно или только намечены. Это подчеркнул сам автор, обращая в предисловии внимание на необходимость разработки частных вопросов, более широкое привлечение местных архивных материалов для дальнейшего изучения темы. В то же время работа Л.П. Бущика, основанная на обширном документально-фактическом материале, дает схематическое представление обо всех основных этапах развития системы преподавания истории в советской школе. Этот труд, по сути, положил начало монографическому исследованию истории школьного преподавания истории и обществоведения [8].
Наряду с работами, посвященными проблемам исторического образования в общесоюзном масштабе, роли партии в культурном развитии страны и в деле народного образования, появилось несколько исследований по истории сибирской школы.
Опыт просвещения народов Обского Севера: ханты, ненцев, манси, селькупов - детально исследован в диссертации и публикациях М.Е. Будари-на, Л.Е. Киселева, Г.А. Мазуренко, Ф.Ф. Кронгауз [23; 26; 9; 17; 18]. Теоретические выводы авторы делают на основе использования большого количества разнообразных источников, приводят различные статистические сведения.
Несмотря на то, что ряд этих трудов представляет собой довольно глубокие исследования в области народного образования в Сибири, работы много потеряли из-за тенденциозности своего подхода. В этих исследования
подчеркивается неразрывность цепи партия - государство - школа. Идет противопоставление дореволюционной системы образования и новой, соответственно не в пользу первой.
Значительным достижением этого периода является выход сборника документов по истории культурного строительства в Тюменской области за 1918-1975 гг. [28], в который вошли основные декреты и постановления Совета Народных Комиссаров, протоколы съездов различного уровня, статьи газет и журналов, акты обследования школ и т.д., что, безусловно, создало условия для более активного использования источников в работах историков.
Наряду с этим надо отметить, что для исследований по истории сибирской школы, как и в предыдущие периоды, характерно отсутствие обобщающих работ, касающихся преподавания конкретных предметов в том числе истории и обществознания. Авторы не актуализируют свое внимание на данном вопросе, рассматривают его лишь попутно и не глубоко.
Таким образом, к началу перестройки в исследованиях, посвященных народному образованию, затрагивался широкий спектр вопросов. Авторы анализировали государственную политику в области образования, деятельность ведомств народного просвещения, вопросы функционирования начальной и средней школы, роль и место учителя в школьном процессе и т.д. Увеличивалось число трудов обобщающего характера. Вместе с тем, работы, выполненные в соответствии с требованиями советской историографии, несли на себе отпечаток идеологических установок.
На уровень и направленность исследований по данной проблематике оказало влияние и то обстоятельство, что многие исследования были приурочены к юбилеям области, округов, знаменательным датам в истории страны. Юбилейный характер этих публикаций приводил к одностороннему решению темы: показывались достижения в этой области (прежде всего через количественные параметры этого успеха) и мало говорилось о серьезных трудностях, возникающих на пути становления новой системы образования. Анализ недостатков становления советской школы и ее развития в последующие годы, как правило, отсутствовал. Историография 50-80-х гг. не смогла поставить и решить ряд важных проблем, связанных с историей становления и развития исторического образования народов Обского Севера.
Конец 1980-х - начало 1990-х гг. вошли в историю как период демократизации общественной жизни России, в этих условиях начались трансформации в отечественной историографии.
Политика гласности сняла запрет на многие темы, позволила снизить воздействие идеологии на общественные науки. Это способствовало появлению значительного числа публицистических работ. К сожалению, в них проявился и непрофессионализм, односторонний анализ событий и фактов. Повторялась направленность многих партийных исследований, только с противоположным знаком [33, с. 8; 11, с. 13]. Безусловно, публицистические материалы не оказывали существенного влияния на содержание и характер исследовательских работ, но они создавали определенную общественную атмосферу вокруг тех или иных исторических проблем.
Проблема изучения историко-обществоведческой составляющей образования была осознана в середине 80-х гг. ХХ в. ввиду общего и очевидного кризиса политехнизма, господствовавшего в системе отечественного просвещения. В последние годы данная тема все более актуализировалась. Это связано с кардинальными изменениями в системе школьного и вузовского исторического образования: пересмотр основных принципов организации содержания об-
разования (отход от прежней марксистской догматики), разработка новых методов исследования в различных областях гуманитарных наук и методики их преподавания.
Учитывая актуальность и необходимость работы в данном направлении, в 90-е гг. XX в. появляется ряд трудов, отражающих особенности развития ис-торико-обществоведческого образования в разные периоды истории России. Исследователи обращаются в частности к изучению дореволюционного, советского и современного опыта организации гуманитарного образования [31; 4; 10; 32].
Таким образом, на сегодняшний день в историографии имеется ряд обобщающих работ, посвященных становлению исторического образования в советский период. Но данные исследования, прежде всего, характерны для работ всероссийского масштаба. В рамках отдельных регионов в меньшей степени представлены полные работы по вопросам преподавания отдельных предметов.
Так, в исследованиях по истории сибирской школы в 90-е гг. XX в. ситуация с тематикой кардинальным образом не меняется [25; 30; 35]. Хотя следует отметить, что в научный оборот вводится более широкий пласт ранее не известных источников, анализ вопросов происходит с учетом плюрализма идеологии.
Л.В. Алексеева в ряде статей и монографии «Социокультурная политика советской власти на Обь-Иртышском Севере в 1920-1941 гг.» на основе документов, извлеченных из государственных архивов Ханты-Мансийска, Салехарда, Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска и Тобольска, представила различные аспекты процесса развития школьного образования и ликвидации неграмотности на Севере Западной Сибири, ввела в оборот новые фактические и статистические данные [1]. Автор обратила внимание не только на количественные показатели развития указанных явлений и процессов, но и затронула вопрос о влиянии культурно-просветительных преобразований на этническое самосознание коренных жителей Севера.
М.М. Ишбаев представил локальное исследование по истории становления системы школьного обучения в самом труднодоступном и отдаленном в Остяко-Вогульском округе районе - Ларьякском (с 1917 гг. до конца 1990-х гг.). Автор рассмотрел способы проведения ликвидации неграмотности, на основе архивных источников привел новые статистические данные, справедливо отмечая что, несмотря на колоссальные финансовые затраты и организацию мероприятий охват ликвидацией неграмотности был все же минимален [16].
В настоящий момент появляются комплексные исследования, посвященные проблемам подготовки педагогических кадров для национальных школ. В 2005 г. в Тюменском государственном университете была защищена кандидатская диссертация О.Н. Гончаренко на тему «Становление советской интеллигенции в Зауралье 1917-1941 гг.». Предметом ее исследования стал процесс формирования и деятельности советской интеллигенции в Зауралье, а также влияние на него государственной политики. Автор отметила, что характерной чертой интеллигенции в 1930-е гг. был ее численный рост (за счет краткосрочной подготовки через систему курсов) вместе со снижением качества. Это, по мнению автора, свидетельствовало о том, что государство решало не профессиональную проблему (подготовка квалифицированных специалистов), а именно кадровую (количественное обеспечение предприятий и социальных учреждений работниками). Однако учительство в северных районах Урала и Зауралья не стало предметом изучения исследовательницы [12].
Таким образом, анализ научной литературы, посвященной различным аспектам культурных преобразований у народов Севера в 1920-1930-е гг. позволяет сделать вывод о том, что исследователями наиболее полно изучены вопросы партийно-государственного руководства культурным строительством на Севере, приведены данные о количественном росте школьной сети, учащихся и учителей, результатах ликвидации неграмотности. В некоторой степени изучены проблемы организации учебно-воспитательного процесса в национальных школах и школах-интернатах. Вместе с тем, отсутствуют работы, посвященные становлению историко-обществоведческого образования в школах Севера Западной Сибири. Данный факт является бесспорным недостатком, поскольку именно в 20-30-е гг. XX в. происходили кардинальные преобразования в области содержания исторической науки, методов обучения, форм организации учебного процесса. До сих пор остается малоизученным вопрос о положении учительства, его количественном и качественном составе, подготовке учительских кадров, в том числе и для преподавания историко-обще-ствоведческих дисциплин. Привлечение этих данных помогло бы оценить качество работы сибирских школ в преподавании данных предметов. При сохранении малоизученных вопросов, нельзя создать целостную картину системы образования существовавшей в первое десятилетие советской власти. На сегодняшний день требуется рассмотреть эволюцию государственной политики в области историко-обществоведческого образования на Севере Западной Сибири, установить особенности организации учебного процесса в сфере преподавания истории и обществознания.
Литература
1. Алексеева, Л.В. Социокультурная политика советской власти на Обь-Иртышском Севере 1920-1941 гг.: приоритеты, формы осуществления и результаты [Текст] / Л.Е. Алексеева. - Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН, 2003. - 251 с.
2. Андреевская, Н.В. Методика преподавания истории в семилетней школе [Текст] / Н.В. Андреевская, В.Н. Вернадский. - М.: Учпедгиз, 1947 - 215 с.
3. Базанов, А.Г. Школа на Крайнем Севере [Текст] / А.Г. Базанов, Н.Г. Казанский. - Л.: Госиздат, 1939. - 207 с.
4. Барулина, Л.С. Становление и развитие отечественного исторического образования в российской школе [Текст] / дисс... канд. пед. наук / Л.С. Барулина. - М., 1998. - 224 с.
5. Братилов, В. К открытию дома просвещения 7-го ноября [Текст] / В. Братилов // Трудовой набат - 1924. - № 248. - С. 4.
6. Бударин, М.Е. Прошлое и настоящее народов Северо-Западной Сибири [Текст] / М.Е. Бударин. - Омск: Омское областное государственное издательство, 1952. - 188 с.
7. Буткевич, А.С. Обско-Иртышская область во 11-й пятилетке [Текст] / А.С. Буткевич. -Тюмень: ОбиртышОГИЗ, 1934. - 52 с.
8. Бущик, Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР [Текст] / Л.П. Бущик. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 537 с.
9. Васильев, В. Важные решения по делу народного просвещения [Текст] / В. Васильев // Трудовой набат - 1924. - № 243. - С. 2.
10. Вяземский, Е.Е. Становление и развитие системы школьного исторического образования в современной России [Текст] / дисс. д-ра. пед. наук / Е.Е. Вяземский. - М., 2004. - 455 с.
11. Гольцева, Р.А. Возрождение России и новый «орден» интеллигенции [Текст] / Р.А. Гольцева // Новый мир. - 1992. - № 7. - С. 13.
12. Гончаренко, О.Н. Становление советской интеллигенции в Зауралье 1917-1941 гг. [Текст]: автореф. дисс... канд. ист. наук. / О.Н. Гончаренко. - Тюмень, 2005. - 26 с.
13. Дзюбинский, С.Д. Очерки методики обществоведения в школе II ступени [Текст] / С.Д. Дзюбинский, Б.Н. Жаворонков, С.П. Сингалевич. - Казань: Татиздат, 1927.
14. Жаворонков, Б.Н. Работа обществоведа. Методические очерки [Текст] / Б.Н. Жаворонков. - Л.: Госиздат, 1926. - 82 с.
15. Зиновьев, М.А. Основные вопросы методики преподавания истории: руководство для преподавателей истории средней школы [Текст] / М.А. Зиновьев. - Л.-М.: АПН РСФСР, 1948. - 236 с.
16. Ишбаев, М.М. Выход в свет: Становление национальной школы в Ларьякском районе [Текст] / М.М. Ишбаев. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. - 112 с.
17. Киселев, Л.Е. От патриархальщины к социализму (Опыт КПСС по социалистическому преобразованию в национальных районах Севера) [Текст] / Л.Е. Киселев. -Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1974. - 268 с.+28 с. вкл.
18. Киселев, Л.Е. Партийное руководство хозяйственным и культурным строительством в автономных округах Севера РСФСР (октябрь 1917 - июнь 1941 гг.) [Текст] / Л.Е. Киселев - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. - 236 с.
19. Константинов, Н.В., Медынский, Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет [Текст] / Н.В. Константинов, Е.Н. Медынский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1948. - 471 с.
20. Королев, Ф.Ф. Очерки советской школы и педагогики. 1917-1920 [Текст] / Ф.Ф. Королев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 552 с.
21. Королев, Ф.Ф., Корнейчик, Т.Д., Равкин, З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931 [Текст] / под ред. Ф.Ф. Королева, В.З. Смирнова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 508 с.
22. Кронгауз, Ф.Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере [Текст] / Ф.Ф. Крон-гауз. - М.: Учпедгиз, 1948. - 122 с.
23. Кронгауз, Ф.Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере [Текст] / Ф.Ф. Крон-гауз. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1948. - 122 с.
24. Кудрявцев, А.Е. Очередные вопросы методики обществоведения на второй ступени [Текст] / А.Е. Кудрявцев. - Л., 1926. - С. 31.
25. Кузнецова, Е.В. Становление и развитие народного образования в Западной Сибири (1921-1925 гг.) [Текст] / дисс... канд. пед. наук / Е.В. Кузнецова. - Кемерово, 1995. - 170 с.
26. Мазуренко, Г.А. Торжество национальной политики коммунистической партии на Обском Севере [Текст] / под ред. П.И. Рощевского. - Тюмень: Тюменское книжное издательство, 1961. - 90 с.
27. Моносзон, Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917-1987 [Текст]: книга для учителей / Э.И. Моносзон. - М.: Просвещение, 1986. - 224 с.
28. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. [Текст] / составители: А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, И.Ф. Литвинов. - М.: Педагогика, 1974. - 560 с.
29. Очерки истории исторической науки в СССР [Текст]: в 7 т. / под ред. М.В. Нечкиной. -М.: Наука, 1955-1988.
30. Прибыльский, Ю.П. Школа тюменского края в XVШ-XX вв. (К трехсотлетию сибирской школы [Текст] / Ю.П. Прибыльский. - Тобольск: Минитипография ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1998. - 112 с.
31. Савин, М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины XIX - начала XX вв. [Текст] / дисс. канд. пед. наук / М.В. Савин. - Волгоград, 1998. - 171 с.
32. Савинова, О.В. Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) [Текст] / дисс. канд. пед. наук / О.В. Савинова. - М., 2000. - 202 с.
33. Севастьянов, А.П. У истоков. Ленин об интеллигенции [Текст] / А.П. Севастьянов // Радуга. - 1990. - № 2. - С. 8.
34. Соскин, В.А. Культурное строительство в Сибири в 20-30-е гг. [Текст] / В.А. Соскин // Историография советской Сибири: сб. статей. - Новосибирск, 1968. - С. 144-192.
35. Сулимов, В.С. Очерки по истории народного образования Западной Сибири [Текст] / В.С. Сулимов. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1995. - 56 с.
36. Федоров, В. Культура и наука за 30 лет в Томской области [Текст] / В. Федоров. -Томск: Типография № 1 Полиграфиздата, 1947. - 29 с.