Научная статья на тему 'Становление и развитие института кураторства в военных вузах внутренних войск МВД России'

Становление и развитие института кураторства в военных вузах внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / НАСТАВНИЧЕСТВО / TUTOR / SOCIALIZATION / PEDAGOGIC ACTIVITY / MONITORING / TUTORSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивченко Николай Викторович

В данной статье рассматривается современное становление и развитие кураторства в военном вузе, необходимость развития системы кураторства и его роль в социализации курсантов военного вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of tutorial system in military institutes of Russia Interior Ministry Forces

The article deals with the formation and development of tutorial system in military institutes of the Russia Interior Ministry Forces and underlines the necessity of this system development and its role in the socialization of the military institutes` cadets

Текст научной работы на тему «Становление и развитие института кураторства в военных вузах внутренних войск МВД России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

то программа предупредит вас об этом и спросит «Продолжить тестирование?». Если согласиться, то тестирование будет продолжено, если ответить «нет», тогда программа выведет результаты тестирования.

Результаты тестирования могут быть представлены в трех видах: текстовом, табличном и в виде графика правильных и неправильных ответов (см. рис. 7).

Предлагаемая тестовая программа позволяет накапливать, сохранять и ранжировать список тестируемых учащихся в зависимости от полученного ими результата. Рассмотрев сложившееся положение в области образовательного процесса, а также опыт совместной работы в формировании педагогической компетентности адъюнктов, авторы пришли к выводу о реальной необходимости применения новых информационных технологий, в частности, при проведении тестирования. Наиболее рациональное и эффективное их использование может быть обеспечено путем применения концепции модульного (дистанционно-модульного) обучения или при организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей вузов системы МВД, где важными и значимыми компонентами системы обучения являются входной и выходной контроль знаний. Организация данных видов контроля на основе метода тестирования при помощи компьютеров позволят автоматизировать процесс тестирования, вследствие чего сократится рутинная работа преподавателей и появится возможность перераспределить их временной ресурс для более плодотворной творческой и научной деятельности.

Предложенная компьютерная система тестирования позволяет практически реализовать указанные преимущества применения новых информационных технологий в системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

Список литературы

1. Выступление Министра внутренних дел генерал-лейтенанта полиции В. А. Колокольцева в Государственной Думе Российской Федерации 17 октября 2012 г. http://www.mvd.ru/news/show_114819.

2. Иваницкий, А. Т. Стратегия развития высшего образования в ВУЗах МВД в современных условиях // Материалы межвузовской научно-практической конференции 18 мая 2012 г. «Актуальные проблемы педагогики и психологии в правоохранительной деятельности» (Васильевские чтения -2012). - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. - С. 80-91.

3. Иваницкий, А. Т. Психология высшей школы : учебное пособие / под ред. В. Я. Кикотя. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2009. - 336 с.

4. Примакин, А. И. Применение инновационных технологий при подготовке курсантов по учебным дисциплинам кафедры информационных систем Санкт-Петербургского университета МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - N° 3 (39). - С. 197-202.

5. Бабарыкин, П. В., Примакин, А. И. Компьютерная система тестирования : тезисы докладов и выступлений на юбилейной научно-практической конференции «МВД России - 200 лет: история и перспективы развития». Санкт-Петербург, 20-21 сентября 2002 г.

6. Примакин, А. И. Компьютерная система тестирования знаний курсантов по огневой подготовке // Труды IV Межрегиональной научно-практической конференции «Спецтехника органов внутренних дел. Разработка и применение огнестрельного оружия и специальных средств». Санкт-Петербург. Сентябрь 2001. - С. 137-138.

УДК 378 Н.В. Ивченко*

Становление и развитие института кураторства в военных вузах внутренних войск МВД России

В данной статье рассматривается современное становление и развитие кураторства в военном вузе, необходимость развития системы кураторства и его роль в социализации курсантов военного вуза.

Ключевые слова: наставник, социализация, педагогическая деятельность, мониторинг, наставниче ство.

N.V. Ivchenko*. Formation and development of tutorial system in military institutes of Russia Interior Ministry Forces. The article deals with the formation and development of tutorial system in military institutes of the Russia Interior Ministry Forces and underlines the necessity of this system development and its role in the socialization of the military institutes' cadets.

Keywords: tutor, socialization, pedagogic activity, monitoring, tutorship.

В процессе жизнедеятельности наиболее значимым и важным для человека является внесение своего вклада в улучшение условий среды обитания, с одной стороны, а с другой, - паритетное

* Ивченко, Николай Викторович, преподаватель кафедры тактики, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова 1, тел. 8-931-219-64-30.

* Ivchenko, Nikolai Viktorovich, teaching of the tactics department of St. Petersburg Military Institute of Russian Interior Ministry Forces, 198206 St. Petersburg, Pilutov Street, House 1. Phone: 8-931-219-64-30.

© Ивченко Н.В., 2013

взаимодействие с обществом, постоянным процессом социализации. С этих позиций этап вхождения в новую среду для человека является процессом эмоционально насыщенным в периоде адаптации. Особые трудности адаптационного периода переживают курсанты военного вуза. В сложившейся социокультурной ситуации военное образование выходит на принципиально новые позиции, поэтому есть необходимость по-иному объяснять воспитательный процесс. Процессы воспитания и обучения в военном вузе должны представлять единое целое и быть ориентированы на формирование у курсанта адекватного мировоззрения и культуры окружающего мира, а жизненная позиция соответствовать не только нынешнему состоянию образовательной деятельности, но и динамике ее развития. При этом фактором, непосредственно влияющим на выработку ориентиров и норм поведения у курсантов в процессе обучения, выступает их социализация в военном вузе. Изменение уровня социализации курсантов может влиять на возникновение когнитивного диссонанса, проблем, связанных с разочарованием, неоправданным ожиданием, социальной ограниченностью и пассивностью в процессе воспитания.

Исходя из этого, особенно важным для развития личности курсанта в военном вузе является наличие педагогических условий, направленных на воспитание, адресную помощь и поддержку. Особую значимость в этих условиях приобретает кураторство. Традиционно кураторство в военном вузе способствует решению вопросов, связанных с информационно-воспитательной работой, внеучебной деятельностью, а тем более с индивидуальными проблемами курсантов внутри коллектива.

В военном вузе становление кураторства учебных групп переживает сейчас сложный период. Рассматривая период становления кураторства, мы видим, что объекта в нем еще нет, он только становится. Для того чтобы описать это становление, необходимо заранее знать и иметь представление об объекте в его развитой форме. На этом пути неизбежны реконструкция и модернизация кураторства. активное понимание необходимости этого важнейшего механизма всеми участниками воспитательного процесса.

Само кураторство существовало и раньше. Первым официальным источником, посвященным кураторской работе, является утвержденная в 1903 г. императором Николаем II Инструкция для кураторов Томского технологического института [1, с. 155-156], где разъяснялись основные обязанности кураторов, направленные на удовлетворение уважительных и законных заявлений и потребностей обучающихся. С того момента прошло более ста лет, а кураторство есть и его значимость не снижается.

Так, для улучшения воспитательного процесса в 70-х гг. в большинстве высших учебных заведений, в т.ч. и военных вузах, были созданы должности кураторов или наставников. Куратор должен был наблюдать за учебной деятельностью обучающихся и при необходимости оказывать им помощь. В 90-е гг. в связи с изменившейся социальной обстановкой в стране в вузах вводится должность наставника, основными задачами которого были передача знаний и опыта. Хорошие примеры включения кураторства в воспитательный процесс вуза дают такие учебные заведения, как Российская таможенная академия им. Бобкова, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России, Саратовский военный институт ВВ МВД России и многие другие вузы.

В Российской таможенной академии им. Бобкова в настоящее время большая часть преподавателей являются кураторами, их деятельность регламентируется приказом ректора и положением «О кураторстве». Помощь в координации, организации и методическом обеспечении возложена на совет кураторов академии. Назначение и утверждение совета и кураторов производится приказом ректора. Списки кураторов формируются на профилирующей кафедре. Педагогическая деятельность кураторов в академии направленна на помощь в адаптации студентов на первом и втором курсах. В академии проводится конкурс «Лучший куратор года», победителям которого объявляется благодарность и выплачивается денежная премия.

Как упоминалось выше, в Томском политехническом университете кураторство имеет вековую историю. С тех пор институт кураторства официально никогда не прекращал свою деятельность. С середины 90-х гг. кураторство в университете возрождается под новым девизом «Куратор - друг и наставник, помощник в решении самых разных вопросов и проблем, связующее звено между студентами и администрацией вуза». Сегодня в университете особое внимание уделяется развитию института кураторов. Преподавателям в индивидуальный план включены часы для занятия кураторской деятельностью. Изменился средний возраст преподавателей-кураторов: более 70 % - до 36 лет. Это свидетельствует об отсутствии у них опыта кураторской работы. университете разработана нормативно-правовая база необходимая для работы института кураторов, а также сформирован библиотечный фонд куратора. Организована система подготовки и выпуска методических рекомендаций, необходимых для работы куратора, среди них: ежегодно выпускаемые журнал и памятка куратора, методические разработки и пособия, набор анкет, позволяющих определить состояние адаптационных процессов в группе. Совет кураторов ежегодно формирует и утверждает координационный план своей деятельности, проводит конкурс «Лучший куратор года», а в конце учебного года плановое анкетирование (мониторинг) студентов по определению качественной работы кураторов.

В Санкт-Петербургском военном институте ВВ МВД России такие мероприятия, как в вышеназванных вузах, не проводятся. Существует лишь приказ о закреплении преподавателей-кураторов за учебными группами и положение «О кураторстве», в котором определены функции

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

и направления кураторской деятельности. На основании данного положения в военном институте кураторскую деятельность осуществляют 38 преподавателей - это 30 % от общей численности профессорско-преподавательского состава. Основная работа их сводится к информированию курсантов согласно плана воспитательной работы вуза. Проведенный среди преподавателей-кураторов опрос выявил потребность в овладении ими инновационных педагогических знаний и технологий специфики возрастной психологии, столь необходимых для осуществляемой ими кураторской деятельности. В Саратовском военном институте ВВ МВД России кураторская деятельность носит аналогичный характер.

В свете новых ФГОСов в военном вузе есть необходимость развития кураторства, потому что именно эта деятельность: а) социализирует курсантов в новой системе обучения, ориентирует в правах и обязанностях, духовном и физическом самосовершенствовании, налаживании доверительных отношений между участниками воспитательного процесса; б) знакомит курсантов с организацией учебно-воспитательного процесса вуза и документами, регламентирующими его жизнедеятельность (распорядком дня, приказами, распоряжениями, учебным планом по специальности и др.); в) оказывает помощь командирам подразделений в контроле посещаемости занятий, текущей и семестровой успеваемости курсантов, а также анализе причин отставания отдельных из них; г) направляет на принятие мер по выявлению и разрешению конфликтных ситуаций, исходя из индивидуального подхода к каждому курсанту.

Таким образом, кураторство является с одной стороны, формой воспитательного воздействия, а с другой, - педагогической деятельностью.

Ведущие педагоги рассматривают кураторство как составную часть воспитательного процесса, игнорируя нахождение и утверждение связующих звеньев в кураторской деятельности: доверие, сотрудничество, помощь и т.д. [2, с. 147]. Говоря о кураторстве в военном вузе, мы имеем в виду офицера профессорско-преподавательского состава (преподавателя-куратора), прикрепленного к конкретной учебной группе или подразделению, задачей, которого является наблюдение и контроль над ходом учебной и внеучебной деятельности курируемых курсантов, а также оказание им в случае необходимости индивидуальной информационно-организационной и педагогической помощи в процессе их социализации. Вся деятельность куратора должна быть направлена на решение главной задачи

- усиление и поддержание мотивации курсантов на получение образования, содействие активному участию их в образовательном процессе [3, с. 4-5]. Для правильной организации воспитания курсантов преподаватель-куратор должен обладать определенным набором личностных качеств. К ним относят педагогическую интуицию, находчивость, эрудицию, наблюдательность и рефлексию [4, с. 24-31].

Для кураторства как вида педагогической деятельности свойственно наличие собственных функций и характеристик. Среди существующих характеристик целенаправленности, мотивированности и продуктивности последняя является основной для данного вида деятельности [5, с. 72-74], поскольку именно через продуктивность можно оценить качество кураторской работы. Продуктивность кураторской деятельности в военном вузе можно охарактеризовать по следующим уровням.

1-й уровень - непродуктивный. Куратор дает возможность курсантам самостоятельно обращаться по интересующим их вопросам, при этом, не проявляет заинтересованности и инициативы.

2-й уровень - малопродуктивный. Куратор готов оказать помощь, проявляет инициативу, однако отсутствие у него знаний, необходимых для понимания и проведения педагогического анализа, не дает возможности разобраться в возникшей спорной ситуации или конфликте между курсантами. Он редко действует успешно и сообразно ситуации в силу своей интуиции.

3-й уровень - среднепродуктивный. Куратор обладает некоторыми знаниями в области физиологических особенностей возраста курсантов, способов и потребностей их обучения, а также умениями в разрешении несложных конфликтных ситуаций. Он не видит смысла в пополнении своих знаний в этой области, его знания беспорядочны и отрывочны.

4-й уровень - продуктивный. Куратор обладает достаточными знаниями, способен их применять, стремится к самосовершенствованию, понимая необходимость этого.

5-й уровень - высокопродуктивный. Куратор способен рассматривать возникшие ситуации как задачу для саморазвития курсантов. Он постоянно стремится совершенствовать свои знания в целях их качественного применения, творчески подходит к разрешению сложных ситуаций, при этом организуя похожие ситуации для обучения курсантов.

Основными функциями кураторской деятельности являются творчество, контроль, организация благоприятного климата и обеспечение соблюдения дисциплины, решение ситуационных задач и информирование [6, с. 19]. Информирование определяет ответственность куратора за доведение до курсантов важной информации по учебным и внеучебным мероприятиям, в которых им необходимо принять участие. Организация благоприятного климата и обеспечение соблюдения дисциплины способствует поддержке благоприятной атмосферы в курируемой учебной группе путем структурирования внутригрупповых отношений. Функция контроля выражается в отслеживании посещаемости и успеваемости курсантов, выполнения работы актива группы. Творчество как функция кураторской деятельности предполагает расширение деятельности куратора, исходя из его индивидуальных потребностей и способностей. Данные функции, формируя содержание деятельности куратора, одновременно определяют его обязанности и в то же время формируют желание быть вовлеченным в жизнь курсантской группы изнутри.

В современных условиях кураторство в военном вузе существует, однако это становление усугубляется рядом причин: значительная часть преподавателей имеет низкую мотивацию, воспринимая кураторские функции как дополнительную общественную нагрузку; недостаточный уровень педагогических знаний у преподавателей-кураторов.

Следовательно, современное выявление проблем в организации кураторской деятельности и использование этой информации для оптимальных управленческих решений является крайне актуальной задачей. Наиболее актуальным способом выявления проблем в организации кураторской деятельности в вузе в связи с модернизацией образования является ее оценка. Оценить состояние кураторства в вузе возможно через проведение мониторинга, который позволяет систематизировать полученные данные. Понятие «мониторинг» означает «постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям» [7, с. 86].

В.И. Андреев рассматривал мониторинг как постоянное наблюдение за процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату и прогнозирования дальнейшего развития [8, с. 35-37].

Таким образом, мониторинг способен не только констатировать существующую проблему, но и позволить решить корректирующую (выявление недостатков) и прогностическую (накопление информации, необходимой для принятия решения) задачи. Так, применяя мониторинг для оценки состояния кураторства в военном вузе, возможно, решение нескольких задач: 1) получить данные о состоянии взаимодействия курсантов и преподавателей-кураторов; 2) определить наличие основных мотивов, побуждающих преподавателей к кураторской деятельности; 3) узнать объективное мнение курсантов и преподавателей о кураторстве; 4) выявить трудности в работе преподавателей-кураторов.

Мониторинг более оперативно выявляет все изменения касающиеся необходимости и качества кураторства в военном вузе. Полученные данные могут являться основанием для принятия управленческих решений направленных на улучшение кураторской деятельности. Имея объективные результаты мониторинга, становление кураторства в военном вузе можно определить по трем факторам:

1) личная готовность преподавателя-куратора к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в области теоретической и практической педагогики;

2) способность вуза эффективно организовывать и проводить мероприятия по повышению педагогической грамотности и оказанию социально-педагогической помощи субъектам воспитательного процесса;

3) наличие у преподавателя-куратора качеств и способностей, необходимых для осуществления кураторской деятельности.

Вышеперечисленные факторы являются основополагающими и способны дать оценку состояния кураторства в вузе. Однако, оценивая состояние кураторства в вузе, нельзя забывать о необходимости развития самой системы кураторства. Многие преподаватели задают вопрос: «Зачем нам это кураторство? Оно лишь обременяет». Такие вопросы задают преподаватели, не знающие основ возрастной психологии. Ведь личность курсанта как целостная самоорганизующаяся система постоянно социально развивается в образовательной среде вуза и нуждается в управлении со стороны преподавателей. Именно в возрасте 17-25 лет для юноши или девушки общение с лично значимым человеком очень важно [9, с. 90-94]. Именно в ходе такого общения у курсанта формируются социальная и гражданская рефлексия, жизненные навыки и профессионализм. Не секрет, что большинство курсантов в этом возрастном периоде не всегда могут уверенно осознать ответственность своих поступков, их не интересуют личностные смыслы, а некоторые склонны попасть под негативное влияние. Именно такие курсанты требуют внешнего управления и контроля со стороны преподавателей-кураторов, которые способны осуществить педагогическую поддержку в процессе их социализации. Важным моментом, объясняющим необходимость становления и развития кураторства в военном вузе, являются не исследовательские статьи, а материалы круглых столов, на которых обсуждается практическая значимость кураторской работы. Помимо этого, значимыми являются и мнения практиков, затрагивающих тончайшие грани особенностей кураторской деятельности, открытые дискуссии по каждому из поднимаемых вопросов о кураторстве (круглый стол «Голый куратор» [10, с. 23], дискуссия «Кураторство: апология любви и дружбы» [11, с. 37-42], симпозиум «Большой проект для России» [12, с. 63]).

Рассматривая становление и обоснование кураторства в военном вузе, необходимо разобраться в значении понятий «куратор» и «кураторская деятельность». В сегодняшней энциклопедической и педагогической литературе используются термины «попечитель», «наставник», «куратор», «преподаватель». В Толковом словаре русского языка «куратор (книжн.) - человек, который курирует кого-то, что-нибудь» [13, с. 1224]. В Большом энциклопедическом словаре «куратор» (от латинского слова «curator») толкуется как «попечитель, опекун». Для этого слова даются следующие значения: человек, выполняющий поручение по наблюдению за кем (чем) -либо [14, т. 4, с. 480]. Б.М. Бим-Бад рассматривал куратора как преподавателя, воспитателя, наблюдающего за обучением студентов [15, с. 131]. Таким образом, «куратор» означает человека, пассивно наблюдающего за процессом обучения или ходом какой-либо работы.

В Толковом словаре русского языка «наставник (книжное, устаревшее) - учитель, руководитель» [16, с. 982]. В Педагогическом энциклопедическом словаре наставничество разъясняется как «процесс передачи знаний и опыта. В отечественной практике наставничество получило массовое движение в

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

системе производственного обучения. Наставничество организовывалось как шефство передовых опытных работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедших в рабочий коллектив. Обязанностью наставника было не только обучение специальности, но и нравственное воспитание» [17, с. 1543].

В профессиональной педагогике наставничество понимается как система социальнопедагогических воздействий более опытных специалистов на чувства, сознание и волю обучающихся с целью формирования четкого понимания мировоззрения, воспитания твердой жизненной позиции и стремления овладения профессией. Так, А.П. Егоршин рассматривает наставничество как процесс, где один человек ответственен за развитие и должностное продвижение другого (наставляемого или «новичка») вне границ взаимоотношений руководителя и подчиненного [18, с. 720].

Таким образом, наставничество предполагает назидание, воздействие, передачу умений и навыка, пассивное восприятие предлагаемой информации.

В Энциклопедическом словаре понятия «куратор», «опекун», «попечитель», «наставник» используются как синонимы. Применение любого из них в системе военного вуза выражает суть «субъект-объектных» отношений, где субъект - преподаватель-куратор или наставник, который передает опыт, наблюдает, воздействует, а курсант является объектом приложения воздействия. Необходимо отметить, что в настоящее время к участникам педагогического процесса изменился подход на «субъект-субъектный», т.е. педагог (наставник, куратор) и учащийся, курсант, молодой специалист являются его субъектами. В педагогическом процессе все они активно участвуют, принимая на себя при этом воздействие, действуют самостоятельно и по своему усмотрению. Т.Б. Паршина кураторство рассматривает как деятельность куратора и как курирование [19, с. 170]. Однако деятельность куратора отличается от работы куратора тем, что деятельность предусматривает помимо постановки цели и ее достижения, еще и управление действиями через систему обратной связи и систему контроля (итогового, операционного, прогнозирующего).

Поводя итог, необходимо отметить, что в военном вузе современная кураторская деятельность получает широкое освещение. При этом существующие материалы, непосредственно затрагивающие проблемы становления и развития института кураторства, представляют собой лишь статьи в научных и популярных изданиях. Единого исследовательского материала, полностью посвящённого кураторству в военном вузе, нет. Это указывает, с одной стороны, на своевременность и актуальность поднимаемой проблематики, а, с другой, на необходимость теоретического осмысления деятельности института кураторства в системе социализации курсантов в образовательной среде военного вуза.

Список литературы

1. Глуховцова, А. А. Роль и место куратора в воспитательном пространстве вуза / А.А. Глуховцова, Г.Т. Шпарева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - № 1. - С. 155-156.

2. Царапина, Т. П., Ульрих, Т. А., Никулина, И. В. Эффективная организация кураторской деятельности. Пермь, 2010. - 147 с.

3. Никифорова, О. А. Кураторство в инновационном вузе // Студенчество: Диалоги о воспитании.

- 2008. - № 3. - С. 4-5.

4. Бирюкова-Людвигова, М. Почерк куратора: своя рука владыка // Новый мир искусства. -2007. - № 3. - С. 24-31.

5. Гришаев, О. В. Профессиональная роль куратора / О.В. Гришаев, М.В. Щербакова // Аккредитация в образовании. - 2009. - № 32, июль. - С. 72-74.

6. Зотикова, Н. А. Особенности педагогической деятельности куратора в группе будущих педагогов профессионального обучения // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 11.

- С. 19.

7. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь. - М., 2005. - С. 86

8. Андреев, В. И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Известия Российской академии образования. - 2001. - № 1. - С. 35-37.

9. Исаев, И. Институт кураторства: проблемы эффективности / И. Исаев, Е. Кролевецкая // Высшее образование в России. - 2007. - № 5. - С. 90-94.

10. Материалы круглого стола на тему «Голый куратор» в галерее «Д 137». - СПб.: Галерея «Д 137», 2004. - 23 с.

11. Лазарева, Е. Кураторство: апология любви и дружбы : дискуссия с участием А.В. Ерофеева, В.В. Пацюкова и В.А. Мизиано // Художественный журнал. - 2004. - № 55. - С. 37-42.

12. Материалы международного симпозиума «Большой проект для России». Москва, 30 января -1 февраля 2003 г. - М.: Художественный журнал, 2005. - 63 с.

13. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Просвещение, 1980. - 1224 с.

14. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова. - М.: Издательство Российской Академии наук, 1998. - 408 с.

15. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - 131 с.

16. Толковый словарь русского языка / под ред. Т.Ф. Ефремовой. - М., 2005. - 982 с.

17. Педагогическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 1543 с.

18. Егоршин, А. П. Управление персоналом : учебник для вузов. - Н.Новгород: НИМБ, 2001.

- 720 с.

19. Паршина, Т. Б. Кураторство в вузе. - Пенза, 2007. - 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.