УДК 37.011.3 ББК 74.03(2)
Ичетовкина Надежда Михайловна
соискатель кафедра педагогики Глазовский государственный педагогический институт им.В.Г.Короленко
г.Глазов
Ichetovkina Nadezhda Mikhailovna
Applicant for a Degree Chair of Pedagogy Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko
Glazov
Тенденции воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии во второй половине Х1Х-начале ХХ века (на примере Казанского учебного округа)
Trends of Class Instructor’s Educational Activity in the Native Gymnasium of the Second Half of XIX - Beginning of XX Century (By the Example of Kazan
Educational District)
В результате анализа теоретических трудов, периодических изданий и архивных материалов второй половины Х1Х-начала ХХ века автором выделены тенденции воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии.
As a result of the analysis of theoretical works, periodicals and archive materials of the second half of XIX - beginning of XX century the author chooses the trends of class instructors’ educational work in the native gymnasium.
Ключевые слова: классный наставник, классный руководитель,
воспитательная деятельность, отечественная гимназия.
Key words: class instructor, class tutor, educational activity, native gymnasium.
Среди многочисленных проблем современной педагогики особую актуальность приобретает проблема осуществления классным руководителем воспитательной деятельности. Необходимость решения проблемы обуславливается утратой воспитательных позиций современной школы; ослаблением воспитательных возможностей семьи и общества; обеднением содержания воспитательной деятельности классного руководителя; внедрением не предусматривающих решения воспитательных задач образовательных и информационных технологий. В связи с этим закономерно обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классного наставника в отечественной дореволюционной гимназии. Отметим, что различные аспекты деятельности классных наставников отражались, как в нормативных
документах, монографиях, архивных источниках, так и в периодических изданиях второй половины Х1Х - начала ХХ века. Анализ источниковых материалов позволил нам выделить ряд тенденций воспитательной деятельности классного наставника в исследуемый период. Рассмотрим их содержание по этапам развития института классного наставничества в воспитательной системе отечественной гимназии: I этап (1864-1871 гг.) -организационного становления; II этап (1871-1899 гг.) - накопления опыта; III этап (1899-1917 гг.) - переломный.
Нормативно-правовое оформление института классного наставничества в Российской империи происходило главным образом через издание Уставов Министерства народного просвещения (далее МНП). Так, по Уставу 1864 года в гимназиях вводилась должность воспитателя, к обязанностям которого были отнесены: контроль дисциплины и поведения детей, ведение документации, религиозно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание. Однако наиболее прогрессивным документом стал Устав 1871 года, который, по мнению С.В.Рождественского, «поставил воспитание и обучение в ближайшую связь между собой посредством привлечения директоров и инспекторов к преподавательской деятельности, а учителей - к воспитательной в должности классных наставников» [1]. Согласно Уставу, классный наставник являлся «ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников». Новыми направлениями в его деятельности явились: забота о нуждающихся воспитанниках, организация учебного
процесса, а также взаимодействие с семьями воспитанников, которые становятся активными субъектами воспитательной системы гимназии, наряду с преподавателями и наставниками. Таким образом, на II этапе происходит дальнейшее оформление функций классного наставника в отечественной гимназии, увеличение и содержательное наполнение направлений воспитательной деятельности. На III этапе значительное влияние на дальнейшую трансформацию направлений воспитательной деятельности классных наставников оказали инновационные идеи свободного воспитания, экспериментальной педагогики, педологии. По мере накопления теоретических
знаний и практического опыта классных наставников к концу исследуемого периода направления воспитательной деятельности окончательно оформились. Все вышеобозначенное позволило нам обозначить тенденцию выделения и содержательного наполнения направлений воспитательной деятельности классных наставников.
Известно, что основную часть политической, экономической, интеллектуальной элиты российского общества, деятелей культуры и искусства составляли выпускники гимназий. Следовательно, статус воспитанника (а затем выпускника) гимназии являлся важным средством саморегуляции для подростков и юношей, воспитания целеустремленности, чувств чести, долга, достоинства и выражался в определенных требованиях к вниманию, прилежанию и поведению. Следовательно, в рамках определенных правил гимназия пыталась воздействовать на детей надзором и дисциплиной. Правила для воспитанников гимназий были расписаны четко и однозначно. Например, за каждым гимназистом в классе было закреплено определенное место, которое не допускалось менять. А воспитанник, опоздавший на урок, войдя в класс, оставался у дверей, пока не получал разрешения преподавателя. Чувство принадлежности к гимназии выражалось и в многочисленных внешних атрибутах - форме одежды, эмблемах, гербах.
Контроль дисциплины и поведения воспитанников гимназий на протяжении всего исследуемого периода являлся доминирующим в деятельности классных наставников. По Уставу 1871 года в гимназии была введена должность помощника классного наставника, в обязанности которого входил «надзор за учениками, в то время, когда классные наставники заняты уроками, а также посещение учеников на дому». Проступки гимназистов, сделанные замечания фиксировались педагогами в специальном кондуитном журнале (фр. «соп^Ив» — «поведение», «запись поведения»). Отметим, что на
II этапе ужесточилась система наказаний. В частности, в 1874 году были утверждены Правила о взысканиях, определявшие различные категории проступков, меры наказания [2].
Усиление дисциплинарно-надзорной функции на III этапе было обусловлено социально-политическим развитием России, подъемом
общественного и революционного движения. Воспитательная система гимназии и классные наставники оказались не готовыми к подъему политических настроений в обществе. Поэтому основной мерой сохранения порядка являлся контроль поведения воспитанников, который осуществлялся не только педагогическим персоналом гимназии, но и родителями (организация вечерних и воскресных дежурств), а также полицией, которая следила за недопущением учеников к судебным заседаниям, участию в дворянских собраниях, пребыванию на танцевальных вечерах, в кино. В полицию регулярно сообщался список воспитанников, уволенных из гимназии. На III этапе мы встречаем свидетельства ужесточения системы наказаний. Учитывая, что воспитательная система гимназии основывалась на консервативных началах, классные наставники, как ее координаторы, должны были обеспечивать стабильность и сохранность существующего политического и социального устройства. Кроме того, строгая регламентация и контроль поведения учеников в гимназии и за ее пределами способствовали выработке навыков общественного поведения, ответственности за совершаемые поступки. Все вышесказанное позволило нам выделить тенденцию усиления дисциплинарно-надзорной функции классных наставников.
Проявление другой тенденции - разнообразия досуга, организуемого классным наставником - мы наблюдаем в рамках исполнения воспитательной функции. Большое значение в деятельности классного наставника придавалось религиозно-нравственному, художественно-эстетическому, интеллектуальному воспитанию гимназистов. Данные направления реализовывались преподавателями гимназии в учебном процессе - дисциплины Закон Божий, отечественная история, русская литература, география, музыка, изобразительное искусство были насыщены религиозно-нравственным и эстетическим содержанием, обладали несомненным воспитательным потенциалом. Важное место в деятельности классного наставника гимназии занимала организация воспитательных мероприятий по случаю коронации императоров, праздников, юбилейных дат военных, исторических и культурных событий. Так, в Глазовской гимназии был устроен поэтический
вечер к столетию со дня рождения А.С.Пушкина [4]. Работа над общим делом подготовки и проведения мероприятий сплачивала воспитанников и педагогов, а атмосфера торжественности благотворно влияла на их эмоциональный настрой. На праздники приглашались почетные гости города и губернии, руководители учебных заведений, представители духовенства, чиновники, родители. Наиболее распространенной формой воспитательных мероприятий являлись литературные беседы. Гимназисты заранее писали сочинение и представляли его специально созданной комиссии. Традиционно предлагались следующие тематические направления сочинений: художественно-
историческое описание; характеристика исторических лиц, событий, эпох; перевод поэтических произведений греческих и римских авторов [3]. По заявленной теме возникала дискуссия между автором и его оппонентами. При этом каждый воспитанник желал показать эрудицию, логику мышления, свободное владение материалом и ораторское искусство. Таким образом, беседы не только формировали навыки публичного выступления, но и приучали гимназистов к находчивости в постановке вопросов, убедительности и свободному выражению мысли; формировали культуру ведения дискуссии, поведения в социуме в целом. Необходимо отметить, что жесткая регламентация гимназической жизни пресекала инициативы, как педагогов, классных наставников, так и воспитанников в корректировании программы мероприятий. Тем не менее, мы отмечаем, что воспитательные мероприятия, независимо от формы их проведения, имели положительное влияние на гимназистов, формируя их эстетические вкусы, умение логично излагать мысль, уважать другое мнение.
К началу ХХ века наставниками был накоплен значительный опыт организации воспитательных мероприятий. Ведущим фактором, определившим содержание воспитания на III этапе, являлась национальная идея, идея славянского братства, объективно подкрепленная событиями I Мировой войны. Так, репертуар гимназического хора обязательно содержал гимн «Гей, славяне», «Вспомним, братцы, россов славу» [5]. Произведения национальной литературы использовались в патриотическом, художественно-эстетическом
воспитании, формировании национального самосознания, уважения к прошлому и настоящему Родины. Промонархический характер содержания номеров свидетельствовал о воспитании в учениках приверженности государственному устройству, Родине, народу. Литературная составляющая мероприятий способствовала знакомству воспитанников с географией, историей Отечества, идеалами предков и современников. Кроме того, национальная идея воплотилась в создании и функционировании кружков и обществ изучения местного края, трудовых дружин, обществ родиноведения. В заключение отметим, что на III этапе воспитательные мероприятия становятся более разнообразными, как по содержанию, так и по форме. Наряду с литературно-музыкальными и вокальными вечерами, ученическими спектаклями в практике воспитательной деятельности получили распространение танцевальные вечера, образовательные экскурсии, спортивные праздники, выставки, что способствовало развитию художественного, музыкального творчества и самовыражению воспитанников, а также знакомило детей с памятниками культуры, историей, расширяло художественноэстетический кругозор, формировало эстетические ценности.
Классный наставник в гимназии являлся главным посредником между учебным заведением и семьями воспитанников, обеспечивая их диалог и сотрудничество. Поэтому взаимодействие наставника с родителями гимназистов являлось одним из самых важных, направлений его воспитательной деятельности. Впервые данное направление было зафиксировано в Уставе 1871 года и было вызвано необходимостью привлечения родителей к школьным делам, а также признанием значимости воспитания не только в стенах гимназии, но и в семье. Устанавливались следующие формы взаимодействия с родителями: учебно-воспитательные беседы о текущих успехах и поведении, родительские собрания, контакты посредством дневников, табеля.
К началу ХХ века семьи гимназистов (на уровне родительских комитетов) становятся активными субъектами воспитательной системы отечественной гимназии. Архивные материалы полностью подтверждают данные публикаций
педагогической прессы о решении комитетами материальных проблем гимназистов, организации обедов, выделении средств на лечение детей. Так, в Ижевской гимназии на средства родителей были приобретены снаряды для гимнастических упражнений и игр на воздухе [6]. Родители также принимали участие в организации воспитательных мероприятий, кружков, экскурсий. В частности, содействовали организации образовательной экскурсии в Москву учениц Ижевской гимназии [6]. Кроме того, комитеты обеспечивали наблюдение за воспитанниками в общественных местах, на ученических квартирах. Тем не менее, деятельность комитетов не всегда встречала поддержку педагогов, считавших родителей некомпетентными по многим вопросам, тем не менее родительские организации за короткий «легальный» период своего существования стали важным субъектом воспитательной системы гимназии. Итак, именно классными наставниками была заложена традиция взаимодействия с семьями воспитанников. Семьями гимназистов, где сохранялась высокая ценность образования, воспитательная деятельность наставников воспринималась, как правило, адекватно. На основе представленной выше информации нами выделена тенденция взаимодействия классных наставников с семьями воспитанников.
Тенденция индивидуализации и дифференциации воспитания проявилась в конце ХГХ-начале ХХ века и выражалась в учете индивидуальных особенностей воспитанников при проведении с ними бесед и консультаций. На
III этапе мы наблюдаем влияние инновационных идей свободного воспитания, экспериментальной педагогики, педологии на содержание воспитательной деятельности наставников. Это было связано с накоплением негативных тенденций в гимназической жизни (чрезмерная регламентация, сильнейшая умственная нагрузка, переутомления, неврозы детей, учащение суицидальных случаев), которые требовали теоретического исследования и практического разрешения. Основная идея ученых заключалась в комплексном изучении детей во всех их проявлениях и с учетом факторов социальной среды. Новым в работе классных наставников в III период становится здоровьесберегающее направление: наставники следили за соблюдением гигиенических условий в
классе (чистота, проветриваемость, состояние мебели), владели сведениями о физическом здоровье учеников, присутствовали на медосмотре поступающих в гимназию. Наблюдается повышенное внимание к воспитанию физической культуры, укреплению здоровья детей, чему способствовали физические упражнения, плаванье, спортивные игры. Классные наставники проводили познавательные беседы о правильном питании, переутомлении и его последствиях, здоровом образе жизни, спортивные вечера, праздники здорового тела. Так, среди учащихся Глазовской гимназии классным наставником была проведена анкета о табакокурении и воспитательная беседа о его вреде [7], а в III казанской гимназии устроен вечер сокольской гимнастики [8]. Кроме того, известны случаи открытия в некоторых гимназиях специальных кабинетов для изучения личности воспитанника с помощью разнообразных вопросников, анкет, измерений с целью получения различных сведений. Так, в гимназиях Вятской и Пермской губерний было проведено антропометрическое исследование, охватившее 1706 учащихся [9]. Классные наставники вели индивидуальные ведомости учеников, куда заносились полученные сведения, что позволяло наблюдать динамику развития каждого воспитанника. Однако, принимая во внимание теоретическую и методическую некомпетентность педагогов, отметим, что надежность результатов таких исследований была невысока.
Итак, трансформацию выделенных тенденций воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии во второй половине ХК-начале ХХ века отразим в таблице 1.
Таблица 1.
Трансформация тенденций воспитательной деятельности классного наставника (КН) в отечественной гимназии во второй половине ХГХ-начале ХХ вв.
Этап Тенденция Организационно го становления (1864-1871 гг.) Накопления опыта (1871-1899 гг.) Переломный (1899-1917 гг.)
Тенденция выделения и содержательного наполнения направлений воспитательной деятельности КН Выделение направлений деятельности педагога- воспитателя Накопление практического опыта воспитательной деятельности КН Окончательное оформление направлений воспитательной деятельности КН
Тенденция усиления дисциплинарнонадзорной функции КН Надзор за воспитанниками является основным направлением деятельности КН Введение должности помощника КН/надзирателя, заполнение кондуитных журналов Организация вечерних и воскресных дежурств КН, усложнение содержания кондуитов, сотрудничество с полицией
Тенденция разнообразия досуга, организуемого КН, воспитания на общечел-х началах Сочетание досуговой деятельности с содержанием образования Разработка и содержательное наполнение различных форм проведения досуга Реализация активных форм досуговой деятельности (экскурсии, игры, выставки, музейное дело); национальная идея
Тенденция взаимодействия КН с семьями воспитанников - КН-посредник между семьей и гимназией Родители - активные субъекты воспитательной системы гимназии; деятельность родительских комитетов
Тенденция индивидуализации и дифференциации воспитания - Проведение индивидуальных бесед и консультаций с воспитанниками Психологопедологическое сопровождение индивидуального развития детей
Библиографический список
1. Исторический обзор деятельности МНП 1802-1902 гг. - Составитель
С.В.Рождественский. - СПб., 1902. - С.528.
2. Национальный архив Республики Татарстан. Ф.87 I Казанская мужская гимназия, оп.1, д.7599 О введении нового Устава гимназий и прогимназий 1871 г. Л.60.
3. Национальный архив Республики Татарстан. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп.1, д.542 О введении в III Казанской мужской гимназии литературных бесед. Л.8.
4. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф.81 Глазовская женская гимназия, оп.1, д.35 Отчет о работе Глазовской женской гимназии за 1898-99 учебный год. Л.23.
5. Национальный архив Республики Татарстан. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп.1, д.2380 Об актах, вечерах, спектаклях и прочих развлечениях для учащихся III Казанской мужской гимназии в 1915 г. Л.2.
6. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф.8 Ижевская женская гимназия, оп.1, д.40 Журнал заседаний родительского комитета Ижевской женской гимназии. Л.5 об.
7. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф.89 Глазовская мужская гимназия, оп.1, д.17 Протоколы заседаний педагогического совета Глазовской мужской гимназии. Л. 63 об.-64.
8. Национальный архив Республики Татарстан. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп.1, д.2349 Об устройстве гимнастического вечера воспитанников III Казанской мужской гимназии и Ксенинской женской гимназии в Дворянском собрании 25.04.1914 г. Л.7.
9. Григорьев А. К вопросу о переутомлении учащихся // Вестник образования и воспитания. - 1914. - Т.1. - №2. - С.139.
Bibliography
1. Grigoriev, A. About Pupils’ Over-Strain // Herald of Education and Upbringing. - 1914. -V.1. - № 2. - P.139.
2. Historical Review of MPE Activity in 1802-1902 // Comp. by S.V. Rozhdestvensky. -SPb., 1902. - P. 528.
3. The Central State Archive of the Udmurt Republic. F.81 Glazov Female Gymnasium, L.1, D.35 Report on Glazov Female Gymnasium’s During 1898-1899. - P. 23.
4. The Central State Archive of the Udmurt Republic. F.8 Izhevsk Female Gymnasium, L.1, D.40 Journal of the Meetings of the Parental Committee of Izhevsk Female Gymnasium. - P.5.
5. The Central State Archive of the Udmurt Republic. F.89 Glazov Male Gymnasium, L.1, D.17 Records of the Pedagogical Board Meetings of Glazov Male Gymnasium. - P. 63-64.
6. The National Archive of the Republic Tartarstan. F. 87 1 Kazan Male Gymnasium, L.1., D.7599 About the New Regulations Introduction for Gymnasiums and Progymnasiums in 1871. - P. 60.
7. The National Archive of the Republic Tartarstan. F. 88 3 Kazan Male Gymnasium, L.1, D.542 About Literary Conversations Introduction to 3rd Kazan Male Gymnasium. - P.8.
8. The National Archive of the Republic Tartarstan. F.88 3 Kazan Male Gymnasium, L.1, D.2380 About Acts, Evenings, Shows and Other Amusements for Pupils of 3rd Kazan Male Gymnasium in 1915. - P.2.
9. The National Archive of the Republic Tartarstan. F.88 3 Kazan Male Gymnasium, L.1,
D.2349 About Gymnastic Party Organizing of Foster-Children of 3rd Kazan Male Gymnasium and
Kseninsk Female Gymnasium. - P.7.