В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТАМ
Веснина Е.В., Маслова И.Л., Гончар Л.В..
Екатеринбург, Россия СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «РЕЧЕВОЙ ЦЕНТР» (ПРОЕКТ)
УДК 376.37(470.5)
ББК 74.3
Аннотация: в работе представлен проект центра психолого-медико-социального сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: речевой центр, реабилитация, сопровождение.
Сведения об авторе: сотрудники центра психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр.
Место работыг: центр психолого-медико-социального сопровождения
«Речевой центр.
Контактная информация: 620000 E-mail: rechevoi-centr.ucoz.ru
Система образования Свердловской области активно включилась в реализацию образовательной инициативы Президента Российской Федерации Д.А. Медведева «Наша новая школа». Одним из ее приоритетных направлений является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования для всех категорий детей. Для этого необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, закрепляющей гарантии оказания ква-
Vesnina E.V., Maslov I.L., Potter. L.V.
Ekaterinburg, Russia FORMATION AND DEVELOPMENT STATE EDUCATION BUDGET INSTITUTIONS OF THE SVERDLOVSK FIELD ” CENTER PSYCHO-SOCIAL HEALTH SUPPORT THE "SPEECH CENTER” (draft)
Код ВАК 13.00.03 Annotation: This paper provides both project center psychological, medical and social support for children with severe speech disorders.
Key words: speech center, rehabilitation, support.
About the author: Staff from the center of psychological, medical and social support "Speech Center.
Place of work: Center of psychological, medical and social support "Speech Center.
'. Екатеринбург, тел.: 8 (343)2346040
лифицированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на период их обучения в образовательном учреждении общего назначения, разработка механизмов взаимодействия специального и общего образования, обеспечение индивидуализированного психоло-го-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения данных проблем Министерством общего и профессио-
нального образования Свердловской области была осуществлена реорганизация специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 58 и в мае 2009 года постановлением Правительства Свердловской области создано Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психоло-го-педагогической и медико-
социальной помощи, «Центр психо-лого-медико-социального сопровождения «Речевой центр» (далее - Речевой центр).
Деятельность Речевого центра направлена на достижение основной цели: создание комплекса условий, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и интеграцию в общество детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, проживающих на территории Свердловской области.
При этом Речевой центр призван решать следующие задачи:
• оказание помощи детям, имеющим нарушения речи и испытывающим трудности в освоении образовательных программ;
• осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ;
• осуществление индивидуально-
ориентированной педагогической, психологической, социальной,
медицинской и юридической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи и детям с расстройствами аутистического спектра;
• оказание информационной и методической помощи образовательным учреждениям Свердловской области, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) детей по вопросам обучения и воспитания, создания условий сохранения физического и психического здоровья, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Для решения поставленных задач Речевой центр планирует организовать свою деятельность по следующим основным направлениям:
• организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего и основного общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием психического и соматического здоровья;
• комплексная диагностика уровня психофизического развития, особенностей развития ребенка, выявление проблем в обучении, развитии, социальной адаптации;
• психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи;
• психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми, педагогическая поддержка и содействие ребенку в преодолении отклонений в развитии и явлений школьной и социальной дезадаптации;
• проведение комплекса лечебнооздоровительных мероприятий для детей;
• превентивно-профилактическая работа с молодыми семьями, с семьями, воспитывающими детей, имеющих проблемы в развитии;
• программно-методическая, информационно-аналитическая и экспериментальная работа по разработке, апробации и внедрению инновационных технологий;
• социально-психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг качества коррекционноразвивающей образовательной среды в образовательных учреждениях Свердловской области, реализующих программы коррекционной направленности в соответствии с профилем Речевого центра;
• Развитие системы повышения квалификации и методического сопровождения специалистов психологических служб и педагогов-психологов образовательных учреждений.
Одним из самых уникальных направлений в деятельности Речевого центра является деятельность, направленная на работу с детьми, имеющими различного рода психоречевые нарушения, в частности, с расстройствами аутистического спектра, имеющими искаженный вариант первазивного (всеохватывающего, всепроникающего) нарушения развития, связанного с дефицитом базальной потребности в общении.
Со второй половины 70-х годов в России стало складываться пред-
ставление об аутизме как об особом отклонении психического развития, из чего следовала необходимость не столько медикаментозного лечения детей, сколько коррекционного обучения и воспитания с использованием специфических для аутизма форм и методов. В настоящее время в Москве и Санкт-Петербурге системно изучается проблема аутизма, существуют родительские общественные объединения, государственные и негосударственные учреждения, заявляющие о своей готовности к воспитанию и обучению аутичных детей, налажено сотрудничество с зарубежными специалистами по коррекции расстройств аутистического спектра. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что особенно благоприятным фактором для страдающего аутизмом ребенка, является общение с детьми, имеющими какие-либо иные отклонения в развитии.
В Свердловской области образовательных учреждений, реально оказывающих помощь детям с аутизмом, до настоящего времени не было. Система помощи аутичным детям, проживающим на территории Свердловской области, не удовлетворяет реальную потребность в качественном образовании, индивидуально ориентированной педагогической, психологической, медицинской, социальной и юридической помощи детям и их родителям (законным представителям). Кроме того, отмечается неосведомленность работников системы общего образования по работе с детьми,
имеющими речевые патологии и аутизм, недостаточное взаимодействие с органами здравоохранения, отсутствие реальной возможности стажировки кадров для практической работы с данными категориями детей.
Поэтому одной из главных задач Речевого центра является создание положительной и гармоничной обстановки для организации общения данной категории детей.
Основным принципом, который разделяют все участники образовательного процесса, работающие в Речевом центре, является принцип гуманизации, который предполагает:
- выбор методологических подходов для развития и самореализации личности, исходя исключительно из интересов ребенка с опорой на его сохранные и компенсаторные возможности;
- формирование психологической культуры, общечеловеческих ценностей и ценностей здоровья у всех участников образовательного процесса, сотрудничество детей, педагогов и родителей;
- формирование современной
школьной адаптивной, социокультурной, здоровьесберегающей инфраструктуры.
Структурно Речевой центр представлен четырьмя подразделениями: школьное, медицинское,
коррекционно-диагностическое и
программно-методическое.
1. Школьное отделение (подготовительный, 1 - 9 класс) реализует общеобразовательные программы начального и основного общего об-
разования.
Для развития обучающихся создается воспитательная система, направленная на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина, формирование гражданских качеств личности, развитие творческого потенциала ребенка, его социальной активности;
- создание организационно-педагогических условий для самореализации и творческого самовыражения личности ребенка;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Дополнительное образование детей и подростков с речевой патологией представлено разнообразными кружками, которые могут посещать дети, обучающиеся в Речевом центре и жители города: «Драматический», «Керамика», «Веселый крючок», патриотический клуб «Отечество», «Танцевальный», «Вокал»,
«ИЗО», «Я познаю мир», «Умелица», «Конструирование и моделирование одежды», «Умелец».
В Речевом центре функционируют группы круглосуточного пребывания для детей, проживающих на территории Свердловской области.
2. Медицинское отделение имеет лицензию на осуществление доврачебной медицинской деятельности по сестринскому делу, в том числе, в педиатрии, медицинскому массажу, физиотерапии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, а также на осуществление амбулаторно-поликлинической меди-
цинской помощи по педиатрии, физиотерапии, отоларингологии, психиатрии, терапевтической стоматологии. Медицинское отделение представлено двумя службами.
Служба медицинской диагностики осуществляет медицинское обследование детей, находящихся на сопровождении в Речевом центре; определяет направления лечебной и оздоровительной тактики, отслеживает динамику уровня физического, психического и соматического развития детей, проводит групповые и индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) детей.
Служба лечебно-оздоровительной помощи проводит комплекс лечебно-оздоровительных и лечебнопрофилактических мероприятий по:
- психотерапии (игровая, поведенческая, с использованием оборудования сенсорной комнаты и др.), фитотерапии и аромотерапии;
- массажу (общий, лицевой, точечный, аппаратный);
- лечебной физкультуре;
- организации физиопроцедур (ам-плипульс, электрофорез, магнито-лазер, УВЧ, ТУФО, ультратон ТНЧ).
3. Коррекционно-диагностическое отделение состоит из нескольких служб:
- служба внутришкольного сопровождения осуществляет пси-холого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школьном отделении;
- психолого-медико-педагоги-ческий консилиум определяет наиболее эффективные направления коррекции, компенсации и реабилитации детей, обосновывает, разрабатывает и отслеживает реализацию индивидуальных коррекционно-реабилитационных программ для обучающихся, при необходимости осуществляет их корректировку;
- консультативно-диагнос-
тическая служба осуществляет прием населения города и Свердловской области «узкими» специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, социальным педагогом) по вопросам психолого-педагогического
обследования детей и подростков, воспитания, коррекции и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отношений родителей и детей в семье;
- коррекционно-развивающая служба осуществляет деятельность по раннему выявлению отклонений в психоречевом развитии детей дошкольного возраста, проводит комплексную психолого-педагогическую диагностику детей школьного возраста, а также ведет профориентационную работу с выпускниками; изучение потребностей в оказании помощи детскому населению в муниципальных образованиях Свердловской области.
- служба превентивного сопровождения направлена на комплексную помощь семьям, готовящимся стать родителями;
- служба консультативнодистанционного обучения детей с
расстройствами аутистического спектра осуществляет психологопедагогическое сопровождение семей, воспитывающих аутичных детей (консультирование, коррекционноразвивающие занятия, группы взаимопомощи для родителей и др.).
4. Программно-методическое
отделение нацелено на создание единой методической базы и разработку механизмов социальной адаптации и интеграции детей с речевыми патологиями и аутичных детей. В его состав входят:
- информационно-библиотечная служба осуществляет поиск и подбор программного обеспечения, содействует внедрению современных компьютерных технологий, направленных на повышение качества образовательных услуг, техническое и программное сопровождение образовательного процесса;
- экспериментальная лабора-
тория осуществляет экспериментальное изучение адаптационных возможностей и особенностей психоречевого и личностного развития детей с речевыми патологиями и аутичных детей; разрабатывает на основе проведенных исследований методические рекомендации, адаптирует психолого-педагогические
технологии по обучению и воспитанию детей с речевыми патологиями и детей с аутизмом для практического использования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, (классах) общеобразовательных учреждений;
- экспертно-аналитическая
группа проводит анализ накопленного опыта социальной адаптации и интеграции детей с речевыми патологиями и детей с аутизмом; экспертизу образовательных и учебных программ, реализуемых педагогами и специалистами учреждений системы общего образования Свердловской области;
- служба учебно-методического сопровождения оказывает методическую поддержку специалистам, работающим с детьми с речевой патологией и с аутичными детьми по вопросам интеграции детей в систему образования и общество; обеспечивает связи внутри Речевого центра, а также со специалистами общеобразовательных дошкольных учреждений и школ, учреждений системы здравоохранения и социальной защиты Свердловской области.
Деятельность Речевого центра предполагает организацию тесного взаимодействия с учреждениями здравоохранения (поликлиники,
больницы, консультативно-диагностические центры), учреждениями социальной защиты населения (реабилитационные центры), а также с образовательными учреждениями разных типов и видов (детские сады, общеобразовательные и специальные (коррекционные) школы) Свердловской области, муниципальные органы Управления образованием.
Речевой центр готов помочь семьям, планирующим рождение ребенка; семьям, воспитывающим детей с речевой патологией и аутизмом дошкольного и школьного
возраста; детям дошкольного возраста, не посещающим дошкольные образовательные учреждения; детям школьного возраста, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
Программа становления и развития Речевого центра предполагается на период с 2009 по 2013 год.
• 1 этап - 2009-2010 гг.
Планируемые результаты:
- разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность Речевого центра;
- развитие организационных, информационных, методических и кадровых условий в соответствии с типом и видом образовательного учреждения;
- заключение договоров о взаимном сотрудничестве между центром и учреждениями системы здравоохранения, образования, Социальной защиты населения;
- изучение социального заказа по образованию детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с аутизмом в условиях функционирования общеобразовательной системы Свердловской области;
- повышение качества и доступности психологических и логопедических услуг для детей от 3 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья.
• 2 этап - 2010-2011 гг.
Планируемые результаты:
- своевременное решение проблем, связанных с адаптацией, реабилитацией и социализацией детей с тяжёлыми нарушениями речи и рас-
стройствами аутистического спектра, проживающих на территории Свердловской области;
- расширение форм взаимодействия с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи и аутич-ных детей;
- выявление эффективных образовательных, коррекционно-развива-
ющих и здоровьесберегающих технологий, направленных на социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- охват методической и практической помощью педагогов и специалистов, занимающихся обучением детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с расстройствами аутистического спектра;
• 3 этап - 2011-2012 гг.
Планируемые результаты:
- генерация ресурсов по подготовке к лицензированию образовательных учреждений Свердловской области, готовых к реализации общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- взаимодействие с общественными родительскими объединениями по превентивно-профилактической работе с молодыми семьями, с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии, проживающими на территории Свердловской области;
- организация экспериментальной работы по апробации и внедрению инновационных технологий;
- создание программно-методической базы для стажировки и по-
вышения квалификации педагогов и специалистов Свердловской области, связанных с обучением и воспитанием детей с речевыми патологиями и детей с аутизмом;
- создание междисциплинарной модели сотрудничества специалистов образования, здравоохранения и социальной защиты по развитию системы профилактики, раннего выявления и вмешательства, преодоления тяжелых нарушений речи и аутизма на региональном уровне;
- преобразование программнометодического отделения в научнометодическое отделение.
• 4 этап - 2012-2013 гг.
Планируемые результаты:
- удовлетворение социального заказа по образованию детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с аутизмом в условиях функционирования общеобразовательной системы Свердловской области;
- проведение социально-психологических экспертиз в образовательных учреждениях Свердловской области, осуществляющих обучение и воспитание детей с речевыми пато-
логиями и детей с аутизмом, для обеспечения постоянного мониторинга качества коррекционно-развивающей образовательной среды;
- анализ накопленного опыта социальной адаптации и интеграции детей с тяжёлыми нарушениями речи и детей с расстройствами аутистического спектра;
- осуществление преобразования на
научной основе процесса психоло-го-педагогического и медико-
социального сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи и аутичных детей; определение концепций, подходов для развития педагогического творчества и повышения профессиональной компетентности;
- создание учебно-методических материалов (буклетов, брошюр, памяток, рекомендаций, видеофильмов и др.) для родителей и педагогов по практической деятельности в сфере образования детей с проблемами в развитии.
© Е. В. Веснина,
И. Л. Маслова,
Л. В. Гончар, 2010