И. А. Колюбакина-Акриоти*
СТАНОВЛЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРЕЦИИ
Предлагаемая статья является фрагментом главы «Становление хореографического образования в Греции» входящей в диссертационную работу на тему «История и проблемы эволюции искусства классического балета в Греции». Рассматриваются в первую очередь социально-правовые и экономические аспекты существования данного вида искусства в его начальной стадии — образовательной.
Ключевые слова: классический танец, профессиональное образование, хореограф, музыко-ритмическое воспитание.
I. Kolioybakina-Akrioti. THE FORMATION OF CHOROGRAPHIC EDUCATION IN GREECE
This article is an extract from the chapter "The formation of chorographic education in Greece" being a part of a PhD thesis on historical issues and evolution of the classical ballet in Greece. The article in the first place deals with social, economic and legislative aspects of this form of art at its initial stage.
Key words: classic dance, professional education, choreography, musical and rhythmical training.
В своей книге « Из истории Московской балетной школы» М. К. Леонова пишет: «В прошлом школа и театр функционировали как единая, целостная структура. Точнее, школа существовала для театра, обеспечивая его исполнительскими кадрами, и участием детей в спектаклях. В дореволюционное время императорскими театральными школами Петербурга и Москвы руководили балетмейстеры и ведущие солисты балетных трупп Большого и Мариинского театров. Они же вели занятия в школе, передавая свой сценический опыт детям. В роли педагогов в императорских театральных училищах работали М. Петипа, А. Гор-
* Колюбакина-Акриоти Ирина Алексеевна — балетмейстер-репетитор Национального театра оперы и балета г. Афины, Греция, e-mail: kolioybakina@yahoo.gr.
ский, М. Фокин, П. Гердт, Е. Гельцер, В. Тихомиров и многие другие мастера» [Б. Князев, с. 22].
В Греции принцип организации хореографического образования иной, чем в России. Его смысл отражён в правительственных законах, принятых в 1973, 1976, 1981, 1985 гг. Законы были приняты парламентом с целью определить порядок в процессе профессионального хореографического образования, как для государственных, так и для частных учебных заведений страны. Прежде чем рассмотреть суть законов, необходимо внести некоторые пояснения относительно терминологии, используемой в переводимых с греческого языка документах.
На современном греческом языке любой вид танцевального искусства определяется словом «хор с». От термина «хор с» возникло и другое понятие — «хореография», дословно — «запись танца», получившее широкое распространение в профессиональной балетной терминологии. В Греции термины «хореография», «хореограф» используются в основном в связи с деятельностью балетмейстера-постановщика.
«Современный танец», в эпоху его зарождения и распространения в Европе, на греческом языке получил название «выразительный танец», позднее — «танец модерн» и лишь в учебных программах, утверждаемых министерством культуры закрепился термин «современный танец».
Понятия «классический танец» в греческом лексиконе не существует вообще. Оно не встречается ни в обиходной речи, ни в литературе, ни в официальных документах, связанных с хореографическим образованием. Содержательный смысл, заключённый в термине «классический танец», подменяется словом «балет», несущим совсем иную смысловую нагрузку. В списке обязательных специальных дисциплин, предложенном специальной комиссией министерства культуры, и прилагаемом к рассматриваемым законам, фигурирует термин «классический балет» (перевод дословный. — И. К.), это даёт возможность предположить, что речь идёт о предмете «классический танец». При рассмотрении закона о хореографическом образовании в Греции автор будет использовать такие понятия как «школа танца», «танцевальное искусство». Такое обобщение вызвано тем, что утверждаемые соответствующим министерством учеб-
ные программы предусматривают равное количество часов на изучение классического и современного танца. Кроме того, в программе обучения большое внимание уделяется такой дисциплине, как «ритмика». Преподавание этого предмета ведётся по системе Э. Ж. Далькроза, охватывает весь цикл обучения и выносится на дипломный экзамен, тем самым определяя конечную цель подготовки кадров, скорее как педагогов сценического движения или музыкально-ритмического воспитания, нежели артистов балета.
Для понимания Закона «Об организации и управлении (администрации) Высших школ танца» [ЕФНМЕР1Х ТНХ KYBEPNHXEПX ТНХ ЕЛЛНШКНХ ДНМОКРАТ1АХ // Афины. - 23 сентября 1983. — номер издания 131, с. 2131] необходимо разъяснить основные принципы системы образования в Греции. Обязательное среднее образование в стране занимает 12-летний период. И подразделяется на начальную школу — 6 лет, гимназию — 3 года и лицей — 3 года. По окончании лицея учащиеся получают аттестат зрелости и сдают «всегреческие» экзамены для поступления в высшее учебное заведение или университет. Выбор направления или профессии делается обычно после сдачи экзаменов, в соответствии с набранными баллами. Выпускники, не набравшие необходимого для поступления в государственные ВУЗы количества баллов, как правило, поступают в частные, приравниваемые к государственным учебным заведениям, или уезжают учиться за границу. Таким образом, школы танца, как частные, так и государственные, для поступления в которые наличие аттестата зрелости обязательно, могут быть приравнены к высшим учебным заведениям. Однако, по количеству изучаемых теоретических дисциплин они не могут претендовать на университетский уровень. Трёхгодичный срок обучения не позволяет причислить их и к институту, в котором срок обучения составляет четыре года. Таким образом, профессиональное хореографическое образование в Греции можно было бы определить как «среднее специальное».
Среднее специальное образование предполагает присвоение соответствующей квалификации, в данном случае — «артиста балета». Однако в Греции для окончивших хореографическое учебное заведение, предусмотрено присвоение квалификации «преподавателя танца», с правом основания собственного учеб-
ного заведения, а также «хореографа», исполняющего функции балетмейстера-постановщика.
Первым Государственным учебным заведением, целью которого являлась подготовка профессиональных кадров в области танцевального искусства, стала частная школа танца Кулы Пра-цика; существующая с 1934 года Владелица школы Кула Працика в 1927 году принимала участие в проведении «Первых Дельфийских празднеств». Она выступила в качестве заводящей (корифеи) в «хоре Океанид» (вокально-хореографическом ансамбле трагедии Эсхилла «Прометей прикованный»). В работе над проектом возобновления образцов античной хореографии Пра-цика осознаёт необходимость специальных профессиональных знаний в области хореографии и с этой целью поступает в школу Schule Hellerau-Luxemburg bei Wien (Германия) под руководством Frau Baer, где обучается с 1927 по 1930 год. Основными предметами в школе были ритмика, танец и музыка по системе Даль-кроза (Dalcroze). Возвратившись в 1930 году в Грецию, госпожа Працика начала со строительства на собственные средства современного, «небольшого (всего три зала), но хорошо освещён-ного и специально оборудованного для занятий танцем здания школы на улице Омиру 55. Первого ноября 1934 года здание было сдано в эксплуатацию и, вскоре «белый дом», как его тогда называли, стал центром культурной жизни столицы, своего рода «храмом» искусств, танца, духовности» [7, с. 404]. Учащиеся школы занялись концертной деятельностью, представляя собственные постановки на празднествах, фестивалях в Греции и за рубежом. В 1936 году школа берёт на себя организацию церемонии «Олимпийского огня» на стадионе в древней Олимпии и всех связанных с этим событием культурных мероприятий. Активная деятельность в области пропаганды театрального танца в сочетании с неопределённостью позиции греческой общественности в отношении профессионализации исполнительского искусства танца, вызвали необходимость определения статуса школы под руководством Кулы Працика, как «Профессиональной школы орхестрики1». В составе преподавателей имена вид-
1 Орхестрика — разновидность греческой гимнастики в сопровождении музыкальных инструментов.
нейших деятелей музыкальной культуры Греции довоенного периода, такие как: С. Георгиадис (музыковед, преподаватель Мюнхенского университета), М. Дуниа (музыкальный критик, преподаватель Берлинского университета), М. Паллантио (композитор, академик, директор Афинской консерватории), Т. Му-зенидис (режиссёр Национального театра) и др.
В соответствии с Законом № 209 от 1973 года и по личному желанию владелицы, школа Кулы Працика переходит в ведение Министерства культуры и науки и получает название «Государственная школа Танцевального Искусства». Позднее членами парламента единогласно принимается «Решение об организации» вышеуказанного учебного заведения [ЕФНМЕР1Х ТНХ KYBEPNHSEnS ТНХ ЕЛЛНШКНХ ДНМОКРАТ1АХ // Афины. 9 июня 1976. номер издания 138, с. 933].
Во главе школьного правления ставится Совет Директоров из пяти человек, назначаемый Министерством культуры и науки. В качестве Президента совета директоров предполагается уполномоченное лицо от вышеуказанного министерства. Среди членов Совета необходимо присутствие одного учёного, одного балетмейстера Национального театра, одного служащего министерства экономики. Такое подробное указание специализации каждого из членов Совета необходимо, поскольку каждый из них несёт определённую ответственность, подробно указанную в документе.
Для того, чтобы определить способ существования и возможность правильного функционирования того или иного учебного заведения, важно знать, на какой экономической основе оно базируется. В данном случае закон предусматривает как источник существования: а) государственную дотацию; б) наследство и добровольные денежные пожертвования. Это последнее обстоятельство, как ни парадоксально, определяет творческое направление всего учебного процесса. Традиция воспроизведения античной хореодрамы, заложенная основательницей школы, прослеживается во всём.
Список изучаемых практических дисциплин начинается с «ки-нисиологии» (сценического движения). Далее следует «ритмика», затем — «танец», без какой-либо конкретизации. Урок «музыки» также предусматривается среди практических дисциплин. Это не случайно, так как роль танцевального ансамбля в античной драме пред-
полагала наличие «синтетического» исполнителя. На занятиях «музыкой» студенты учатся правильно петь и двигаться одновременно. Два места предусмотрено для преподавателей «балета» и два для преподавателей «греческого танца». По штатному расписанию по два преподавателя по классу фортепиано и флейты. Это обстоятельство наталкивает на мысль, что обучение должно было вестись в духе античных традиций, и готовить учащихся для участия в театральных представлениях драмы. Кроме практических дисциплин, интерес представляет и список теоретических, предусматривающий по одному преподавателю на каждую дисциплину: «анатомия и физиология», «психология», «педагогика», «история искусств», «народное искусство», «анализ трагедии», «история танца», «история греческого искусства». Таким образом, в соответствии со статьёй второй рассматриваемого документа, с 1976 года «Государственная школа танцевального искусства» занимается подготовкой профессиональных кадров: «педагогов танца», «танцовщиков» и «хореографов». В 1985 году выходит президентский указ № 598, имеющий силу закона и определяющий статус «Государственной школы танцевального искусства» как высшего учебного заведения. В документе снова подчёркивается главная цель и задача учебного заведения, однако «воспитание профессиональных кадров» отныне будет вестись лишь в области преподавания и исполнения танца. Жизнь показала, что воспитание балетмейстеров как специалистов без наличия исполнительских навыков практически невозможно. Изменился состав изучаемых дисциплин и их деление на «главные» и «второстепенные». Отмечается также небольшая разница в составе дисциплин для будущих преподавателей и для исполнителей: теперь на первом месте в списке изучаемых дисциплин находится предмет «классический балет», за ним следует «современный танец», на третьем месте — «ритмика», с уточнением в скобках, что на занятиях этой дисциплиной будет изучаться также «импровизация» и «элементы искусства хореографа». В программу вводится «новый» теоретический предмет — «анализ техники балета и современного танца». Со второго года обучения обязательна «преподавательская практика» для педагогического факультета. К «главным» предметам относятся также: «теория музыки», «история музыки», «анатомия», «греческий танец», «театральный танец» (character dance). Среди «второстепенных» дисциплин (в порядке их перечисления в документе): «исторические танцы»,
«репертуар» (современный и классический), «история танца», «народное искусство», «педагогика и психология», «анализ трагедии, история греческой литературы», «иностранный язык», «фортепиано/флейта». На сегодняшний день из учебных программ государственной школы исключены: «характерный танец», «исторический танец», «народное искуство», «иностранный язык» и «фортепиано/флейта». Их место занял курс «современный танец», имеющий наибольшее количество часов и изучаемый по трём системам (Грэхэм, Лимон, Каннингем). В соответствии с учебной программой государственной школы «классический танец» преподаётся пять раз в неделю по два академических часа. Учебная «политика» школы в области преподавания «классического танца» отличается одной характерной особенностью — отсутствием ведущего педагога на каждом курсе. Педагоги меняются два раза в неделю. Для проведения семинаров часто приглашаются педагоги из других учебных заведений или из-за рубежа. Цель таких частых перемен, по словам художественного руководителя школы, — стремление ознакомить учащихся с различными системами преподавания «классического танца», такими как: RAD (Королевская Академия Танца), система А. Я. Вагановой, система Э. Чекетти.
Наличие аттестата зрелости — необходимое условие для поступающих в «Государственную школу танцевального искусства». Следовательно, мы имеем перед собой совершеннолетних юношей и девушек. Остаётся узнать, каким же уровнем хореографической подготовки должны обладать абитуриенты, чтобы в течении трёх лет обучения в школе постигнуть все секреты исполнительского мастерства, являющиеся также необходимым условием работы педагога. В статье № 11 под названием «Экзамены», изучаемого документа за 1976 год, § 2 констатирует, что «вступительные экзамены проводятся после двадцатидневного подготовительного курса в стенах школы. В присутствии экзаменационной комиссии кандидаты экзаменуются по дисциплинам: «ритмика», «танец», «кинисиология» (сценическое движение), «музыка» и «сочинение». [ЕФНМЕР1Х ТНХ KYBEPNHXEHX ТНХ ЕЛЛНШКНХ ДНМОКРАТ1АХ // Афины. - 9 июня 1976. - номер издания 138, с. 936].
Примечательно, что в § 4 той же статьи лицу, исполняющему обязанности директора школы, предоставляется право выбора из
состава обучающихся наиболее талантливых студентов для создания их силами самостоятельного танцевального коллектива, указаны основные критерии для отбора участников коллектива : а) склонность к танцу, б) соответствующее телосложение, в) танцевальный талант, г) музыкальность (перевод дословный. — И. К.). Законом не указаны никакие критерии отбора абитуриентов.
В 1985 году та же тема «вступительных экзаменов» звучит несколько иначе. Заявление в экзаменационную комиссию может подавать любой желающий, имеющий необходимый документ о среднем образовании и свидетельство о рождении. Экзамены должны быть проведены до 20 сентября. Кандидаты экзаменуются по дисциплинам: «классический танец», «современный танец», «ритмика», «сочинение». Причём последнее — только для поступающих на педагогическое отделение. К вступительным экзаменам могут быть допущены также особо одарённые лица, не имеющие аттестата зрелости в возрасте от 15 до 20 лет, а также выпускники других балетных школ, обладающие исключительным талантом, в возрасте от 20 до 25 лет.
«Государственная школа танцевального искусства» с 1976 по 2009 год выпустила 386 профессионалов в области хореографии, снабдив их соответствующими дипломами. За последние 15 лет только три выпускника этой школы смогли занять место танцовщиков в балетной труппе Национального оперного театра. Труппа эта — единственный творческий организм в стране, способный исполнять балетные произведения из репертуара классического наследия. Приток новых кадров является насущной потребностью, но государственная школа не выращивает кадры для оперно-балетного театра.
Каждая балетная труппа представляет собой живой организм, нуждающийся в постоянном обновлении. Если не имеется источника пополнения труппы новыми кадрами, она рискует стать «устаревшей», что в свою очередь сказывается и на качестве исполняемого репертуара, и ограничивает творческие возможности любого балетмейстера. Во вступительном слове, зафиксированном в программе, выпущенной к премьерному спектаклю «Летучая мышь», с которого греческая Национальная опера собственно начала своё существование, директор театра господин Бастьяс констатирует, что вместе с балетной труппой была создана и ба-
летная школа при театре. Однако позднее никаких документов, подтверждающих её существование не обнаружено.
Один из хореографов государственного оперного театра, Лукия Котсопулу-Сакеллариу, создаёт при театре «Школу детского балета», которая просуществовала с 1951 по 1953 год. В годы диктатуры (правительство генерала Папагу) сотрудничество государственного театра с хореографом прерывается и школа закрывается.
Сотрудничавшие с греческим балетом деятели хореографии, среди которых — О. Марадей, М. Спаремблэк, С. Кеттэн и др., неоднократно обращались в дирекцию театра, говоря об острой необходимости создания школы для профессиональной подготовки артистов балета. «J'ai examine vos artistes de ballet. J'ai ete fort bien impressione par leur bonne volonte et enthousiasme mais, malheureusement, je vois un manque total de technique meme a'un point elementaire»2, — пишет в своём письме в дирекцию театра хореограф Борис Князев. Письмо датировано 5 ноября 1960 года. В архиве Национального театра имеется также интервью с Борисом Князевым, датированное 20 января 1961 года, в котором он говорит о настоятельной необходимости создания балетной школы при театре для подготовки кадров, способных поднять технический уровень труппы. Такая школа была организована самим Князевым как частное предприятие. Школа находилась недалеко от здания театра. Артисты балета, заинтересованные в повышении своего технического уровня посещали её в утренние часы до начала репетиций. С отъездом хореографа из Греции школа прекратила своё существование.
Вплоть до 1995 года профессиональное хореографическое образование можно было получить только в частных учебных заведениях. В послевоенный период благоприятное экономическое положение в стране содействовало удовлетворению повышенного интереса граждан к занятиям балетом. Открыть частную балетную школу было легко, никаких особых требований ни к помещению, ни к составу педагогов, ни к качеству обучения не предъявлялось. Кроме того, не существовало узаконенной града-
2 Я проэкзаменовал ваших артистов балета. У меня приятное впечатление от их воли и энтузиазма, но, к сожалению, я вижу полное отсутствие техники даже на элементарном уровне. (Пер. И. К.)
ции между профессиональным и любительским «танцеванием», что вело к нарушению отношений работодателя с работником, усугубляло текучесть кадров, не способствовало поддержанию творческой дисциплины прежде всего в таком сложившемся коллективе, как балетная труппа Национальной оперы.
Как уже говорилось выше, повышение качества профессионального хореографического образования являлось настоятельной необходимостью и условием существования искусства классического балета в Греции.
13-го мая 1981 года в правительственном информационном листке был опубликован Закон «Об учреждении и управлении (администрации) Высших учебных заведений искусства» (№ 1158), единогласно принятый членами Парламента. В этом документе целью учреждения высших учебных заведений искусства является «предоставление высшего образования в области Драматического искусства, искусства Танца, искусства Кино и Телевидения» [ЕФНМЕР1Х ТНХ KYBEPNHSEnS ТНХ ЕЛЛНШКНХ ДНМОКРАТ1АХ // Афины. 13 мая 1981. номер издания 127, с. 1355]. С этого времени частные учебные заведения передаются в ведение Министерства культуры и науки. Закон предусматривает единый для всех порядок зачисления студентов, учебные программы и способ аттестации. Экономическая сторона вопроса по-прежнему регламентируется частным сектором.
В § 3 «Закона» определены категории высших учебных заведений искусства, а также их подразделение на факультеты. Учебные заведения категории «драматическое искусство» имеют факультеты: а) актёрский, б) древнегреческой драмы и поэзии, в) режиссёрский, г) драматологии (репертуарный). Учебные заведения категории «танцевальное искусство» подразделяются на педагогический и исполнительский факультеты. Согласно закону право на учреждение (основание) частного учебного заведения в области танцевального искусства может получить каждый гражданин Греции, достигший 21 года и имеющий диплом об образовании, дающий ему право на преподавание в учреждаемом учебном заведении. В статье «Права и обязанности владельца» указано, что владелец имеет право быть также директором или преподавателем в собственном учебном заведении, в том случае если имеет для этого соответствующие качества (какие — не указано. — И. К.). Ви-
димо, общие для трёх различных по своим задачам творческих ВУЗов; очевидно, что указания, оговоренные в «Законе» были недостаточны для правильной ориентации деятельности хореографических учебных заведений. 23 сентября 1983 года вышел в свет Президентский указ № 372 под названием «Правила организации и эксплуатации Высших школ танца» [«ЕФНМЕР1Х ТНХ KYBEPNHXEПX ТНХ ЕЛЛНШКНХ ДНМОКРАТ1АХ» // Афины. — 23 сентября 1983. — номер издания 131, с. 2131]. «Правила», как мы будем называть далее изучаемый документ, имеют силу закона и обязательны для всех «звеньев» исполнительной цепочки. Согласно «Правилам» зачисление в состав студентов производится, как и в государственной школе, по результатам вступительных экзаменов. Вступительные экзамены проходят в период летних каникул до 20 сентября. Комиссия Министерства культуры и науки, занимающаяся вопросами хореографического образования, определяет программу, место и время проведения вступительных экзаменов, не позднее чем за десять (10) дней до их начала. Для того чтобы принять участие во вступительных экзаменах, желающие подают заявление в администрацию избранной ими школы не позднее 30 июля. Это значит, что вступительные экзамены проводятся Министерством культуры и науки один раз в год, в присутствии Комиссии, определённой опять-таки Министерством, и собирают абитуриентов со всех концов Греции и Кипра. После официальной публикации решения Приёмной комиссии Министерство выдаёт поступившим справку для предоставления в администрацию избранного ими учебного заведения, на основании которой идёт зачисление в состав студентов. Для своевременной подготовки и проведения вступительных экзаменов школы обязаны подать заявления абитуриентов вместе с сопровождающими документами в соответствующие инстанции министерства не позднее 20 августа каждого года. Примечательно, что в «Законе» 1983 года практические дисциплины, выносимые на вступительные экзамены (для педагогического и исполнительского факультетов) включают в себя «упражнения на силу, гибкость, чувство ритма и др. Состав упражнений определяется приёмной комиссией» [«ЕФНМЕР1Х ТНХ KYBEPNHXEПX ТНХ ЕЛЛНШКНХ ДНМОКРАТ1АХ» // Афины. 23 сентября 1983. номер издания 131, с. 2133]. Там же даётся полный перечень движений: у станка и на
середине зала, прыжки и упражнения на пальцах, которые должны исполнить абитуриенты.
Терминология в документе используется смешанная: на французском и английском языках, в точности соответствующая syllabus (программе упражнений английской системы RAD). Кроме того не поддаётся квалификации степень сложности экзаменационного урока по классическому танцу. Абитуриенты экзаменуются также по дисциплине «современный танец», где они призваны исполнить упражнения на полу «лёжа, сидя и на коленях», упражнения на гибкость и силу, на середине зала, упражнения «по типу аdagio и allegro, как в балете» [«ЕФНМЕР1Х THE KYBEPNHEEHE THE ЕЛЛНШКНХ ДНМОКРАТ1АХ» // Афины. 23 сентября 1983.номер издания 131, с. 2139], а также вращения — прыжки, главенствующим элементом должны быть упражнения на contraction и release. Третьим разделом вступительных экзаменов является «импровизация». Поступающие должны показать свободную импровизацию на заданную музыку и точность исполнения в движении, ритма.
Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что поступление в профессиональную школу танца в Греции предполагает достаточно высокий уровень хореографической подготовки абитуриентов. Структура и задачи учебных заведений искусства находящихся в среднем звене образовательной системы будут рассматриваться в следующей статье.
Список литературы
«БФИМБРЕ THE KYBEPNHEEÜE THE ЕЛЛНШКНЕ ДНМОКЖПАЕ» // Афины. -23 сентября 1983. - номер издания 131.
«ЕФНМЕР1Е THE KYBEPNHEEÜE THE ЕЛЛНШКНЕ ДНМОКРАТ1АЕ» // Афины .- 9 июня 1976. - номер издания 138.
«ЕФНМЕРЕ THE KYBEPNHEEÜE THE ЕЛЛНШКЖ ДHМOKPATIAE» // Афины. - 13 мая 1981. - номер издания 127.
Леонова М. К. Из истории Московской балетной школы. - М., 2008.
Князев Б. Письмо от 5 ноября 1960 г.// Административный архив Национальной Афинской оперы.
Феааа-E^^avovnX Е. Xopói; Kai Béatpo // изд. «EФEEOE», 2004.