Научная статья на тему 'Становление химической картины природы в образовательном процессе вуза'

Становление химической картины природы в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ХИМИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПРИРОДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ / СИСТЕМА ЗАДАНИЙ / PICTURE OF THE WORLD / CHEMICAL PICTURE OF NATURE / EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY / METHODOLOGY OF TEACHING CHEMISTRY / SYSTEM OF TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилязова Ирина Борисовна, Жарких Лариса Александровна, Курдуманова Ольга Ивановна

В статье обобщены этапы становления понятий «картина мира», «химическая картина природы», предложены примеры формирования представлений об истории, тенденциях и перспективах развития химической картины природы у студентов педагогического вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the chemical picture of nature in the educational process in the university

The article summarizes the stages of the developing of concepts of ‘picture of the world’, ‘chemical picture of nature’, gives examples of developing pedagogical university students’ ideas about the history, trends and prospects of the chemical picture of nature

Текст научной работы на тему «Становление химической картины природы в образовательном процессе вуза»

И. Б. Гилязова, Л. А. Жарких, О. И. Курдуманова

(Омск)

СТАНОВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье обобщены этапы становления понятий «картина мира», «химическая картина природы», предложены примеры формирования представлений об истории, тенденциях и перспективах развития химической картины природы у студентов педагогического вуза

Задача формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения определена в качестве приоритетной в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [7]. Поэтому в образовательном процессе вуза перед преподавателями кафедр стоят задачи формирования картины природы и научного мировоззрения студентов. Анализ философской литературы показал, что понятие «картина мира» трактуется как концептуальнокогнитивное образование, возникающее на базе интеграции и систематизации знаний о наиболее общих законах и формах бытия (мира] и познания, которое регулирует жизнедеятельность человека определённым для данной культуры образом [5]. Историкологический анализ литературы по проблеме картины мира представлен в таблице 1 (с. 140], отражающей категориальные характеристики и проблематику, идейных авторов становления картины мира в определённый период развития цивилизации. Поскольку модель мира и картина мира - своеобразные системы знаний, то стоит установить их различия с позиции гносеологии и попытаться охарактеризовать субъекты, обусловливающие их поведение; оценку представленного в них знания; способ репрезентации этих знаний; функции, выполняемые картиной и моделью мира, и ту форму, в которой могут быть выражены знания. Со второй половины XX века начинают выделять и охарактеризо-вывать локальные картины природы. Содержание понятия «химическая картина природы» (ХКП) рассматривается в работах ряда исследователей (В. С. Вязовкин, Т. В. Добровольская, Л. Ф. Кузнецова, Н. Н. Суртаева, Д. И. Ожерельев и др.], анализ понятия «хими-

ческая картина природы» представлен в таблице 2 (см. с. 141].

На основании проведенного анализа понятия «химическая картина природы» сформулируем свое определение этого понятия. Под химической картиной природы мы понимаем высший уровень обобщения актуального химического знания и особую форму его систематизации, в рамках которой осуществляется синтез наиболее существенного естественнонаучного и философского знания, необходимого для формирования научного мировоззрения. Согласно мнению ряда учёных химическая картина мира базируется на основе учения о составе вещества, структурной химии, учения о химических процессах, эволюционной химии. В содержание химической картины мира входят, по мнению Г. Г. Гранатова, следующие концептуальные знания: теоретических основ химии (строение атома, учение о химической связи, катализе, реакционной способности вещества и др.]; строение материального мира со стороны его химического содержания. происхождение основных видов и форм вещества, его химической структуры; природных процессах химического движения; развитии материального мира в плане его химической эволюции [3]. При этом чрезвычайно важно, что «в развитии химии происходит не смена, а закономерное и последовательное появление концептуальных систем» [3, с. 196], при этом каждая новая система не отрицает предыдущую, а опирается, базируется на ней, включает её в себя в преобразованном виде.

Анализ эволюции химической картины природы предполагает выделение основных ступеней ее становления и развития, которые отличаются друг от друга теоретическим

Таблица 1

Историко-логический анализ становления «картины мира»

Категориальная характеристика и проблематика Период Идейные авторы, учения

Натурфилософская и онтологическая проблематика, мистическое миропонимание Античный Левкипп, Демокрит, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель и др.

Аксиологическая проблематика, единственная ценность - Бог Средневековье Фома Аквинский и др.

Антропоцентрический характер, земное миропонимание Эпоха Возрождения Птолемей, Дж. Бруно, Н. Коперник, И.Кеплер и др.

Первая научная картина мира (НКМ] -классическая механика Новое время Г. Галилей, И. Ньютон и др.

Диалектические идеи, введение понятия «мировоззрение», классическая научная картина мира XVIII в., Германия И. Кант, Г. Гегель и др.

Социокультурная проблематика, диалектический материализм, роль естественнонаучного метода познания, материалистической точки зрения на построение научной картины мира XIX в. -нач. XX в. Марксизм, позитивизм, иррационализм, экзистенционализм и др.

Антропоцентрический поход, исследование проблемы человека, личности в становлении научной картины мира XX в. Н. Шелер, Х. Ортега и Гассет, И. Леви-Строс и др.

Разграничение, соотношение понятий: НКМ, ЕНКМ, картина природы, картина общества, локальные картины (физическая, химическая, художественная, гуманитарная и др.] Вторая половина XX в. Н. Бор, Дж. Максвелл, В. Гейзенберг, М. Планк, A. Эйнштейн, В. С. Вязовкин, П. С. Дышлевский, В. С. Стёпин, B. Ф.Черноволенко и др.

Ноосферный подход, ноосфера как научная картина мира Конец XX в. В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.

Синергетический подход, идеи самоорганизации, модели общей и социальной синергетики в построении научной картины мира Конец XX в. -XXI в. И. Р. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен, С. П. Капица, Е. И. Князева, С. П. Курдюмов и др.

Становление информационной картины мира (ИКМ] как социокультурной реальности, взаимоотношения НКМ и ИКМ Конец XX в. -XXI в. Р. Ф. Абдеев, Ю. Ф. Абрамов, Н. Винер, В. И. Корогодин, В. В. Марычев, А. Тоффлер, К. Ясперс и др.

содержанием и конкретной формой взаимодействия философских и химических воззрений. Анализируя современные философские и химические представления, можно выявить предпосылки возникновения химической картины природы, ее движение по пути совершенствования. Этот подход обеспечивает оценку значения каждой ступени эволюции химической картины природы для развития современного химического знания и материальной практики.

История химической картины природы имеет свою предысторию (предпосылки возникновения], периоды становления и разви-

тия. В литературе ряд авторов рассматривает отдельно этапы становления химии как науки и отдельно становления химической картины природы (ХКП], некоторые используют комплексный подход к становлению ХКП вместе с накоплением химических знаний в процессе жизнедеятельности человека. В методике обучения химии Г. М. Чернобельская [9] выделяет два подхода в изучении развития химической картины природы: хронологический и содержательный. В свою очередь хронологический подход включает следующие основные этапы: предалхимический период, алхимический период; период станов-

Таблица 2

Анализ понятия «химическая картина природы»

№ Автор Определение понятия

1 В. С. Вязовкин Особая форма систематизации научного знания, в рамках которой происходит синтез наиболее фундаментальных положений химии и других естественных наук [1].

2 Т. В. Добровольская Высший уровень обобщения актуального химического знания и особая, «пограничная» форма систематизации, в рамках которой осуществляется синтез наиболее существенного естественнонаучного и философского знания, необходимого химику для формирования обобщенного химического взгляда на природу [4].

3 Л. Ф. Кузнецова Целостное, систематизированное, обобщенное знание химической науки о природе, построенное на основе и с использованием философских принципов, законов и категорий [6].

4 Н. Н. Суртаева Необходимый элемент научного мировоззрения, средство формирования умений обобщать и систематизировать накопленные химические знания в процессе обучения [8].

ления (объединения] химии; период количественных законов или период атомно-молекулярной теории; период классической химии; современный период. Сущность содержательного подхода заключается в изучении того, как со временем изменялись теоретические основы химической науки. Каждый из периодов рассматривается отдельно в курсе «Теория и методика обучения химии». При изучении истории химии рассматривается вклад ученых в развитие химических представлений о природе. Сегодня в направление Педагогическое образование, профиль «Химическое образование» в ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» включена дисциплина «Химия и цивилизация», в рамках изучения которой нами разработан комплекс заданий, используемых на занятиях для освещения историко-логических этапов становления химической картины природы и роли химии в становлении, сохранении и дальнейшем развитии цивилизации. Так, на занятия «Изменение химической картины природы в истории цивилизации» студенты делятся на группы, изучают по литературным источникам и информационным текстам этапы становления ХКП, выделяя временной период, создателей, учёных, внесших вклад в формирование ХКП на данном этапе, предпосылки возникновения (исходные философские идеи], основные теории, понятия и законы, идеи, методы познания и описания на данном этапе. В ходе этой деятельности формулируются этапы:

1] предыстория ХКП: III в. до н.э. - XVII в. (идеи натурфилософии, алхимия, иатрохимия

- Левкипп, Демокрит, Эпикур, Аристотель, Парацельс и др.];

2] становление первой ХКП: XVII в. - нач. XIX в. (1660-1830] (учение о составе вещества, теория флогистона - Р. Бойль, А. Лавуазье, М. В. Ломоносов и др.];

3] становление классической ХКП: нач. XIX - середина XX в. (1830-1950] (концепция структурной химии - Д. Дальтон, Ф. А. Кекуле, Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров и др.];

4] переход к картине XXI в. (1950-1970-е гг.]: учение о химических процессах, химическая кинетика и термодинамика, катализ -Вант-Гофф, Ле-Шателье, Кирхгоф, С. Аррениус и др.;

5] современная ХКП: эволюционная химия (теория химической эволюции и биогенеза, синергетики, биокатализ - Л. Пастер, К. Циглер, А. П. Руденко, Дж. Бернал, И. В. Березин и др.].

На следующем занятии студенты заполняют обобщающую таблицу (см. табл. 3, с. 142]. Г. Г. Гранатов отмечает, что «являясь базовой естественнонаучной дисциплиной, химия, будучи вовлечённой в деятельность человека, приобретает новые природосообразно-эколо-гические и нетрадиционные гуманитарные и перспективно значимые черты. Это приводит к изменению концептуальных оснований химии» [3, с. 239]. Так же, как и с возникновением биоэтики, появляются вопросы долженствования в химии. Необходима постановка во-

Таблица 3

Этапы становления ХКП

Этапы Создатели Период Исходные философские идеи Основные теории Основные понятия и законы Основные идеи Методы познания и описания

просов о будущем, изучение не того, что есть, а что должно быть, что необходимо, с учётом возможных последствий. В. А. Канке отмечает, что химическое знание играет сегодня двойственную противоречивую роль, имеет сейчас двойственный, дескриптивно-проспективный характер [5, с. 157-158]. Выполняя задания, обсуждая данные темы, мы рассматриваем со студентами особенности современной химической картины природы: диалектико-материалистический, причинноследственный, дескриптивно-проспективный характер химических знаний; опору на основные принципы физической химии (квантовую теорию, химическую кинетику и термодинамику]; биологизацию химии, гуманитаризацию и усиление этического, здоровьесберегающего, мировоззренческого характера химических знаний. Обращаем также внимание и на факторы, влияющие на современную ХКП, к которым относятся: интеграция (общая, неорганическая и органическая, физическая, аналитическая, коллоидная, супрамоле-кулярная химия и др.] и дифференциация наук (биохимия, космохимия, геохимия, экологическая химия и др.]; необходимость комплексного подхода к решению проблем есте-

ствознания; технологизация, экологизация, информатизация и кибернетизация науки, влияние информационного пространства на формирование химической картины природы; влияние идей глобального эволюционизма, концепции устойчивого развития цивилизации и др.

Обсуждение этапов становления химической картины природы, роли химии в цивилизации, нарастании экологических проблем и значения химических знаний и методов в их разрешении, черт и особенностей современной химической картины природы через организацию дискуссий, выполнение обобщающих, творческих заданий в рамках химических дисциплин способствует размышлению студентов о роли химических знаний для разрушения или сохранения окружающей среды, здоровья, цивилизации в целом. Включение подобных тем и заданий в курсы химических дисциплин или вынесение в отдельный курс, как например, «Химия и цивилизация», способствуют гуманитаризации химии, актуализации мировоззренческой составляющей химической картины природы и раскрытию её гносеологических функций в познании мира.

Литература

1. Вязовкин В. С. Материалистическая философия и химия: химическая картина природы и ее эволюция. - М.: Мысль, 1980. - 180 с.

2. Гилязова И. Б., Жарких Л. А., Курдуманова О. И. Методические аспекты формирования химической картины природы и научного мировоззрения студентов педагогического вуза в условиях стандартов третьего поколения // Современные проблемы науки и образования.

- 2012. - №3. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/103-6280 (дата обращения: 21.01.2013].

3. Гранатов Г. Г. Концепции современного естествознания (системы основных понятий] : учеб.-методич. пособие. - М.: Флинта ; МПСИ, 2008. - 576 с.

4. Добровольская Т. В. Мир: естественнонаучные и гуманитарные модели. - Омск : ОмГПУ, 2007. - 168 с.

5. Канке В. А. Концепции современного естествознания : учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Логос, 2003. - 368 с.

6. Кузнецова Л. Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. - Минск : Университетское, 1984. - 142 с.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/dok-trin1.htm (дата обращения: 18.02.2011].

8. Суртаева Н. Н. Формирование и использование химической картины природы при обобщении знаний учащихся по химии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Л., 1987. - 225 с.

9. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе : учеб. для студ. высш. учеб. завед. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

--------^------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.