УДК 069(091)+069(4/9)
А. А. Гужаловский
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕТИ МУЗЕЕВ БЕЛОРУССИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. 1918-1920 гг.
Музеи Белоруссии, возникшие благодаря общественной инициативе, прежде всего —интеллигенции, к 1917 г. достигли значительных успехов в области комплектования и учета ценных памятников, построения на их основе экспозиций, а также их популяризации в обществе. Особенно важное значение в становлении музейного дела имело частное собирательство. Именно дореволюционный период создал тот фундамент, на основе которого музеи Белоруссии продолжили свое развитие в ХХ в. К 1917 г. на белорусских этнических землях уже был опыт создания более 50 музеев, преимущественно негосударственной формы собственности1.
Начало создания сети государственных музеев на этнических белорусских землях связано с деятельностью Областного исполнительного комитета советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта с центром в Смоленске. В состав новой административно-территориальной единицы—Западной области (с 1918 г. — Западной комуны) вошли преимущественно этнические белорусские земли, не оккупированные в 1918 г. немцами уезды Витебской, Могилевской и восточной части Смоленской губерний.
После переезда советского правительства в марте 1918 г. в Москву эта территория попала в сферу деятельности Народного комиссариата просвещения РСФСР во главе с А. В. Луначарским. Летом того же года в составе Наркомпроса был создан Всероссийский отдел музеев под руководством Н. И. Троцкой, правотворчество которого послужило примером для органов руководства музеями и охраны памятников на местах2. 9 мая 1918 г. коллегия Наркомпроса Западной коммуны одобрила «Постановление № 2», которое стало одним из первых нормативных актов советской власти в области музейного дела и охраны памятников. Постановление обязывало все губернские и уездные советы коммуны «...начать энергичные меры по сохранению всех культурных ценностей, находящихся в районах советов: музеев, картинных галерей, разнообразных коллекций, древних зданий и др., а также информировать коллегию, что именно находится в районе совета, в каком состоянии, какие меры предприняты по охране культурных ценностей и не угрожает ли им хищение»3.
11 мая было принято еще одно важное постановление, которое запрещало проводить раскопки в пределах Западной коммуны без специального на то разрешения. Для
1 Гужаловский А. А. Из истории музеев Белоруссии в дооктябрьский период // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела: сб. науч. трудов / НИИ культуры АН СССР; под ред. С. А. Каспаринской. М., 1992. Ч. 2. С. 44-61.
2 Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 гг. // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (ХУШ-ХХ вв.): сб. науч тр. / НИИ культуры АН СССР. Под ред. С А. Каспаринской. М., 1991. Ч. 1. С. 109.
3 Журнал отдела народного образования Западной области. 1918. № 2/3. С. 4.
осуществления поставленных задач коллегия требовала «создать при советах местные художественно-археологические комиссии, которые бы начали охрану памятников искусства и старины», а также сообщить о специалистах, научных и художественных обществах, которые имелись на местах. Не дожидаясь появления комиссий, члены коллегии приступили к назначению своих уполномоченных в уездах4.
Таким образом, весной 1918 г. на территории бывшей Российской империи впервые возник государственный орган управления музейным делом, в сферу деятельности которого входили восточнобелорусские земли. В условиях революционного хаоса в прифронтовой полосе его деятельность имела ограниченный характер—средств едва хватало на заработную плату и командировки сотрудников. Тем не менее именно с ним связано создание первых современных государственных белорусских музеев.
Интересная музейная инициатива прозвучала в конце декабря 1918 г. на первом съезде по внешкольному образованию Западной коммуны. На съезде было принято постановление о создании социального музея в виде стройной системы музеев-выставок, где бы экспонировались предметы, «...представляющие рост духовной культуры человечества в свете экономического понимания исторического процесса»5. Особое внимание коллегии было обращено на создание музеев учебных заведений (педагогический музей Дисненского уезда, музей учебных пособий и кабинеты Витебского педагогического института, музей наглядных пособий Полоцкой учительской семинарии и др.), которые не имели аутентичных предметов и носили исключительно дидактический характер.
К числу первых художественно-археологических комиссий, сформированных на территории Западной коммуны летом 1918 г., относится «комиссия по охране памятников старины и искусства» в Витебске. Ее возглавил прибывший из Петрограда музыковед А. О. Цшохер (с начала 1920 г. эту должность занял приглашенный М. З. Шагалом из Петрограда художник А. Г. Ромм). Ему помогали уполномоченные комиссии—витебский историк и этнограф С. Н. Юренев, а также прибывший из Петрограда «для инструктирования по музейному делу» С. Н. Наседкин. В качестве своей первоочередной задачи они видели формирование губернского музейного фонда, где ставились на учет памятники и музейные коллекции, производились их описание и фотофиксация.
В ноябре 1918 г. усилия членов витебской комиссии по охране памятников старины и искусства воплотились в учреждении «общеобразовательного, естественнонаучного, археологического и технологического музея» в Витебске, коллекции которого насчитывали более 10 тыс. единиц хранения. В основном это были предметы собрания местного коллекционера А. Р. Бродовского, которые были систематизированы по следующим коллекциям: археология, естествознание, нумизматика, фалеристика, сфрагистика, часы, иконы, кресты, художественные ткани, мозаики, инкрустации, бижутерия, живопись, эмали, фарфор, бронза, рукописи, еврейская коллекция6.
Музей, переименованый в историко-археологический, открылся для посетителей в мае 1919 г. в здании закрытого базилианского монастыря. Его экспозиции, спроектированные А. Р. Бродовским, который был назначен директором нового учреждения, пользовались большой популярностью. Одновременно с обязанностями директора музея А. Р. Бродовский исполнял обязанности председателя созданной в феврале 1920 г. в Витебске музейной комиссии, в компетенцию которой отошли вопросы охраны, изучения и популяризации
4 Журнал отдела народного образования Западной области. 1918. № 2/3. С. 6.
5 Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 804. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.
6 Литовский государственный исторический архив. Ф. 1135. Оп. 4. Д. 427. Л. 1.
движимой части природного и культурного наследия в губернии. В состав музейной комиссии, просуществовавшей до 1924 г., кроме А. Г. Ромма, входили витебский художник и этнограф С. Б. Юдовин, а также местный учитель, краевед, с 1908 г. возглавлявший древлехранилище Полоцко-Витебской епархии Н. Н. Богородский.
А. Р. Бродовский уделял большое внимание комплектованию коллекций историко-археологического музея. Помимо собственного собрания, благодаря его усилиям в фонды музея поступили значительная часть коллекции древностей витебского адвоката В. П. Федоровича, коллекция эвакуированного в 1915 г. в Витебск Виленского офицерского собрания, некоторые ценные рукописи. Много ценных памятников было доставлено в музей из дворянских имений Витебской губернии. В результате этой деятельности фонды музея ко времени присоединения Витебска к БССР в 1924 г. насчитывала уже около 30 тыс. единиц хранения7.
Центром по изучению памятников материальной культуры, по замыслу его создателей, должно было стать Витебское отделение Московского археологического института. В 1919 г. историко-этнографический кабинет Витебского отделения значительно обогатился за счет переданных туда коллекций местных церковно-археологического комитета и ученой архивной комиссии. Еще через два года отделение получило от потомков В. П. Федоровича часть его собрания. Однако работу по научной атрибуции и систематизации этих коллекций преподаватели и студенты Витебского отделения развернуть не успели—в июле 1922 г. археологические институты в Москве и Петрограде были закрыты. Спустя два года, после включения Витебской губернии в состав БССР, коллекции Витебского отделения Московского археологического института влились в состав фондов Белорусского государственного музея8.
Важную роль в культурной жизни Витебска в первые послереволюционные годы играл Музей современного искусства, инициатива создания которого исходила от уполномоченного Наркомпроса по Витебской губернии «с правами организации школ, музеев и выставок» М. З. Шагала9. Активное участие в комплектовании коллекции современной живописи принимали комиссар по охране памятников старины и искусства К. С. Малевич, первый директор витебского художественного училища М. В. Добужинский, преподаватели А. Г. Ромм и В. М. Ермолаева, а также члены витебской комиссии по охране памятников старины и искусства10.
Концепция будущего музея вызвала большие споры у его создателей, прежде всего у М. З. Шагала и К. С. Малевича, которые по-разному понимали суть нового искусства. Если согласно первоначальному замыслу М. З. Шагала, музей был должен иметь два отдела—историко-художественный и современного искусства, то после присоединения к работе осенью 1919 г. К. С. Малевича от историко-художественного отдела было решено отказаться. Этот подход соответствовал радикальному мировоззрению, фило-софско-эстетической концепции К. С. Малевича, согласно которой традиционный музей понимался как создатель иллюзии вечной культуры. Основатель супрематизма понимал культуру как мертвое тело, хранить которое в музее бессмысленно, да и невозможно.
7 Государственный архив Витебской области (ГАВО). Ф. 1947. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.
8 Калосьсе. 1937. № 1. С. 63.
9 Известия губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. Витебск, 1918. 10 ноября.
10 Известия Витебского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. 1920. 9 апреля.
Несмотря на весь радикализм этой художественной теории, она все же допускала существование музея, но наполненного не произведениями искусства, а нехудожественными вещами.
Первые поступления музея демонстрировались на выставке, организованной в Витебске в ноябре 1919 г. А накануне празднования третьей годовщины Октябрьской революции состоялось открытие Музея современного искусства, экспозиция которого была развернута в помещении художественного училища. Всего в ней было представлено около 80 работ, в том числе П. Кончаловского, Р. Фалька, А. Лентулова, О. Розановой,
A. Осьмеркина, Н. Гончаровой, Ле-Дантю, А. Экстер, А. Шевченко, К. Сомова и, конечно, М. Шагала и К. Малевича11.
С конца 1921 г. Витебский отдел народного образования, напуганный смелыми экспериментами в области художественной педагогики, стремился ограничить работу художественного училища (к тому времени уже переименованного в Художественно-практический институт). Были сокращены штатные должности преподавателей. Первый этаж института, где была развернута музейная экспозиция, передали музыкальному техникуму. Вскоре из Витебска уехали создатели музея—М. З. Шагал, К. С. Малевич, а также их многие единомышленники. В этих условиях дальнейшее существование Музея современного искусства стало невозможным. Вскоре преподаватель института В. М. Ермолаева передала большинство полотен из Витебска в Русский музей и Третьяковскую галерею12.
Кроме Историко-археологического музея и Музея современного искусства, Витебская комиссия по охране памятников старины и искусства открыла в 1919 г. Естественнонаучный музей, где хранилось около 60 тыс. образцов местной и привезенной из экзотических стран флоры и фауны. Экспозиция Витебского естественнонаучного музея имела два раздела—энтомологический и зоологический, которые выделялись высоким уровнем систематизации и научной обработки коллекций. Последнее целиком было заслугой создателя и заведующего музеем, известного белорусского ученого-энтомолога
B. А. Плющевского-Плющика13.
Сохранились свидетельства о существовании в послереволюционном Витебске Сельскохозяйственного музея при доме крестьянина, Экономическо-промышленного музея при экономическом техникуме, Ветеринарного музея при губернском ветеринарном отделе, Музея санитарного просвещения и гигиены при губернском отделе здравоохранения, а также Театрального показательного музея при театральном подотделе губернского отдела народного просвещения. Усилиями местных подотделов охраны памятников старины и искусства небольшие собрания музейного характера в этот период возникли в Полоцке, Орше и Невеле. Эти собрания состояли преимущественно из предметов декоративно-прикладного искусства, картин, мебели, книг и рукописей, перевезенных из оставленных хозяевами помещичьих усадеб. К 1924 г. все они были перевезены в Витебск.
С января 1919 г. активную деятельность по выявлению и учету культурных ценностей развернул подотдел по делам музеев и охраны памятников старины и искусства Могилев-ского губернского отдела народного образования, который возглавлял этнограф И. А. Сербов. Подотдел разрабатывал инструкции, анкеты, планы, распространял информацию
11 Известия Губкома РКП(б) и Губисполкома. Витебск, 1920. 23 августа, 27 октября.
12 ГАВО. Ф. 246. Оп. 1. Д. 311. Л. 14.
13 Центральный научный архив Национальной Академии наук Беларуси. Ф. 67. Оп. 1. Д. 5. Л. 125.
о правительственных декретах, постановлениях, циркулярах. Вскоре секции по делам музеев и охране памятников были образованы в уездных городах, где были налажены регистрация и учет национализированных культурных ценностей, началось формирование губернского музейного фонда14.
В 1919 г. в честь первой годовщины образования Красной армии решением Моги-левского губернского отдела народного образования был создан Государственный исторический музей пролетарской культуры. Тогда же решением губисполкома музею было передано здание бывшего Крестьянского банка, в то время лучшее в городе. Кроме исторических памятников, в созданной в кратчайшие сроки экспозиции Музея пролетарской культуры посетители могли осмотреть художественный отдел, состоявший из работ белорусских, русских и западноевропейских художников, а также атеистический отдел. В последнем демонстрировались иконы, кресты, церковная утварь и другие предметы культа, доставленные из законсервированного Могилевского церковно-археологи-ческого музея15.
В дальнейшем темпы развития музейного дела в Могилеве замедлились в связи с потерей городом статуса губернского центра и упразднением в июле 1919 г. Моги-левской губернии. В середине 1919 г. подотдел по делам музеев переехал из Могилева в Гомель, где в качестве первоочередной задачи И. А. Сербов определил создание в городе губернского музейного фонда на основе национализированных культурных ценностей по аналогии с уже сформированным в Могилеве. Для экспертизы и использования музейного фонда в просветительских целях был образован ученый совет, куда вошли местные ученые и художники, а также эмиссар Наркомпроса искусствовед и «музеист» И. А. Маневич16. Они распределяли предметы между школами, детскими домами, библиотеками, клубами. Наиболее редкие и ценные предметы вывозили «на сохранение» в Москву, в Румянцевский музей, в том числе старинные рукописи, нумизматические и геральдические коллекции, картины и миниатюры на слоновой кости, фарфоровые изделия из дворца Паскевичей.
20 июля 1919 г. в день советской пропаганды при гомельском музейном фонде был торжественно открыт Художественно-исторический музей им. Н. И. Троцкой. Сотрудники музея стремились сделать экспозиции максимально доступными для малограмотных масс. Для этого проводились бесплатные экскурсии, читались лекции, проводилась агитация за охрану памятников, были налажены занятия по подготовке общественных экскурсоводов. Художественно-исторический музей пользовался популярностью—только в день открытия его посетило более тысячи человек. В октябре 1919 г. в условиях наступления войск Деникина и Пилсудского Наркомпрос РСФСР отдал приказ о переводе музея вместе с губернским музейным фондом из Гомеля в Москву17.
8 мая 1917 г. Гомельский совет рабочих и солдатских депутатов постановил национализировать дворец Паскевичей вместе с оставшимися в нем культурными ценностями. На протяжении 1917-1918 гг. дворец, переименованный революционными властями в «народный замок», использовался как Дом советов, штаб чрезвычайной «пятерки» по
14 Государственный архив Гомельской области (ГАМО). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1261. Л. 7-10.
15 Перед отступлением из Белоруссии осенью 1918 г. немецкие войска вывезли около 500 лучших предметов из фондового собрания Могилевского церковно-археологического музея.
16 Такую специальность И. А. Маневич получил по окончании Народного университета Шаняв-ского.
17 ГАМО. Ф. 60. Оп. 1. Д. 1261. Л. 12.
борьбе с корниловским мятежом, штаб гомельских боевых отрядов по борьбе с немецкими войсками.
В марте 1919 г. дворец Паскевичей был значительно поврежден во время артиллерийского обстрела захватившего его восставшего красноармейского полка под командованием Стрекопытова. Эвакуацию из горящего дворца наиболее ценных картин, гравюр, книг, рукописей, нумизматики, ювелирных изделий, предметов декоративно-прикладного искусства организовал прикомандированный к западным губерниям эмиссар музейного отдела Наркомпроса РСФСР В. В. Пашуканис. Как следует из его отчета, только предметы из драгоценных металлов, которые он перевез из гомельского дворца Паскевичей в Исторический музей в Москву, «весили около ста пудов»18.
Вскоре после подавления мятежа Стрекопытова гомельские власти получили телеграмму от наркома просвещения А. В. Луначарского, который требовал осуществить неотложные меры по созданию музея на базе дворца Паскевичей. В июне 1919 г. начались работы по инвентаризации и систематизации оставшихся во дворце предметов. Был сформирован штат сотрудников музея во главе с И. А. Маневичем, который 7 ноября 1919 г. в башне дворца Паскевичей открыл экспозицию Музея им. А. В. Луначарского19. Однако уже через год после открытия И. А. Маневич был вынужден отправиться в Москву с жалобой на гомельский губисполком, который передал часть музейных площадей различным организациям.
Гомельский педагогический музей, открытый в 1919 г., задумывался как центральное учреждение, где концентрировались и распределялись по начальным и средним учебным заведениям наглядные пособия и книги. В течение первого года существования в музей поступило около 2,5 тыс. предметов из закрытых гимназий. Позднее фонды обогатились несколькими ценными естественнонаучными коллекциями, был сформирован библиотечный фонд. Сохранились фрагментарные сведения об инициативе гомельских городских и губернских властей по созданию медицинского и промышленного музеев, а также музея печати. По содержанию своей деятельности они должны были напоминать педагогический музей, иными словами, перед ними ставились прежде всего просветительские задачи20.
На одном из первых заседаний Временного рабоче-крестьянского правительства БССР 30 января 1919 г. специальным постановлением вся ответственность за сбор и охрану движимых памятников истории и искусства была возложена на Наркомпрос республики. В свою очередь коллегия последнего организовала художественно-археологический подотдел, который был должен осуществлять эту деятельность на практике. В марте 1919 г. были утверждены штаты художественно-археологического подотдела, куда вошли художественный критик левого направления В. А. Дмитриев, антиквар Л. Н. Замков, преподаватель истории искусств М. Г. Сыркин и др. Подотдел начал свою работу с того, что взял под охрану памятники искусства и старины, находившиеся в помещениях правительственных учреждений. Была начата национализация и вывоз в хранилище Нар-компроса ценных предметов из квартир состоятельных горожан, а также дворянских усадеб. Весной 1919 г. датируются первые шаги по взятию под охрану и музеефика-ции Несвижского замка Радзивиллов, а также мемориализации дома А. Мицкевича на родине поэта в Новогрудке. Примерно в то же время Наркомпрос принял решение об
18 Кончин Е. В. Пожар в Гомеле // Советская культура. 1990. 8 декабря.
19 ГАМО. Ф. 60. Оп. 1. Д. 307. Л. 26.
20 Там же. Ф. 689. Оп. 1. Д. 50. Л. 30.
образовании на основе национализированных предметов и коллекций Областного музея в Минске21.
Для музея было отведено здание бывшего Дворянского собрания, подвалы которого переоборудовали под фондохранилище. Возглавил музей В. А. Дмитриев, который одновременно выполнял обязанности заведующего художественно-археологическим подотделом. Должность хранителя занял Л. Н. Замков. Именно В. А. Дмитриев, который разделял идеи русских художников-авангардистов, впервые в БССР сформулировал взгляды новой власти на музейное дело. К важнейшим из них следует отнести: отношение к музейным ценностям как к народному достоянию, отказ в праве владения ими частным лицам, утилитарный взгляд на историко-культурное наследие, которое не имеет эстетической ценности. Подобное «пролеткультовское» понимание наследия было изложено им следующим образом: «...нам ясно одно: не может быть унизительного торга и споров из-за этих весьма сомнительных „сокровищ", нельзя украшать этими „сокровищами" наши дворцы, залы и школы, эти „сокровища" нужно обезвредить — собрать и запереть в темнице-музее»22. Сохранившиеся фотографии позволяют составить представление об экспозиции созданного В.А. Дмитриевым в Минске «темницы-музея», в которой совмещались ансамблевый и коллекционный методы показа живописи, декоративно-прикладного искусства, а также предметов материальной культуры.
Дальнейшее развитие Областного музея приостановилось в связи с появлением в марте 1919 г. нового государственного образования под названием «Литовско-Белорусская Советская Социалистическая Республика» и переездом Наркомпроса в новую столицу—Вильно. Здесь председатель временного правительства новой советской республики В. С. Мицкявичюс-Капсукас подписал декрет об охране, учете и запрете вывоза культурных ценностей с территории республики23. Здесь был разработан и принят временный устав Государственного историко-этнографического музея, в соответствии с которым он получал статус научно-просветительского учреждения с коллегиальным руковод-ством24. Здесь же планировалось создать художественный музей и педагогический му-зей-выставку25. Успешное наступление польских войск не позволило осуществиться этим планам.
Несмотря на вышеперечисленные мероприятия советской власти, направленные на организацию музеев и охрану памятников, уничтожение и вывоз белорусского историко-культурного наследия в это время достигло небывалых размеров. Предметы и целые коллекции исчезали в результате неоднократного перемещения линий фронта, вандализма крестьян и их целенаправленного вывоза в столичные центры. Известно, что кроме вывоза культурных ценностей из дворца Паскевичей в Москву, эмиссар музейного отдела Наркомпроса РСФСР В. В. Пашуканис с такой же целью осматривал Могилев, Ор-шу, Несвижский замок, некоторые другие культурные гнезда. Одновременно шел отток белорусского культурного наследия в западном направлении. Например, перед отступлением из Минска летом 1920 г. польские войска вывезли вместе с наиболее ценными коллекциями Областного музея собрание белорусской и западноевропейской живописи В. В. Ельского. На его основе, согласно плану владельца, в Минске должен был быть
21 НАРБ. Ф. 804. Воп. 1. Спр. 16. Л. 21.
22 Дмитриев В. Почему необходимы художественные хранилища // Звезда. 1919. № 383.
23 Школа и культура Советской Белоруссии. 1919. № 2-3. Отдел офиц. С. ХХ1.
24 Там же.
25 НАРБ. Ф. 804. Оп. 1. Д. 1. Л. 54.
создан первый публичный художественный музей26. Новые потери национального наследия белорусскому народу принесло подписание в марте 1921 г. в Риге мирного договора между РСФСР, УССР и БССР (в отсутствии белорусской делегации) с одной стороны, и Польшей—с другой. Вместе с признанием исторических прав Польши на земли Западной Белоруссии, XI статья договора признавала польский народ собственником всех памятников истории и культуры, созданных в Западной Беларусии, даже если они находились за пределами последней. В свою очередь поляки взяли на себя обязательство вернуть РСФСР и УССР их национальные культурные ценности, попавшие при различных обстоятельствах в музейные хранилища Польши, в том числе и те, которые имели восточнобелорусскую территориальную привязку.
Во время работы специальной смешанной комиссии, осуществлявшей XI статью Рижского мирного договора, в составе Наркомпроса воссозданной в июле 1920 г. Советской Белоруссии уже действовал, опираясь на первые законодательные акты, подотдел охраны памятников искусства и древностей. Подотдел был создан в августе 1920 г., когда по инициативе Н. И. Троцкой из Москвы в Минск прибыла комиссия с планом организации охраны памятников в республике. Подотдел охраны памятников искусства и древностей состоял из 5 секций: недвижимых памятников (архитектурная), движимых памятников (музейная), документов (архивная), печатных произведений (библиотечная) и живых памятников (фольклорная)27.
Одной из наиболее важных задач подотдела было восстановление Областного музея в Минске, который после отступления польских войск находился в тяжелом состоянии. В нем оставалось около тысячи разрозненных предметов искусства и около двух тысяч монет. Одновременно с проведением восстановительных работ, прозвучали новые музейные инициативы, например по созданию санитарно-просветительного музея в Минске28.
Созданием подотдела охраны памятников искусства и древностей Наркомпроса в 1920 г. закончился первый период истории музейного дела и охраны памятников в БССР, который заложил фундамент всей дальнейшей работы в этом направлении в советский период. Появились органы руководства музейным делом, его законодательная база, новые типы музейных учреждений, новые формы их работы, наконец, профессия музейного работника. Это был важный этап на пути к признанию музейного дела в качестве самостоятельной отрасли деятельности, время радикальных, авангардных перемен в работе музеев. Суть этих перемен заключалася в создании музейной сети на базе национализированного культурного и природного наследия, а также демократизации, расширении аудитории музеев, которая понималась прежде всего как объект идеологического воздействия.
Информация о статье Автор: Гужаловский Александр Александрович—д-р ист. наук, профессор, Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь, 1щ/1и|1о115кг'@ц1паП.
Заглавие: Становление государственной сети музеев Белоруссии в первые годы советской власти. 1918-1920 гг.
26 2усЫ L., L$ska М. Dziala1nosc popowstaniowa Po1ak6w па ziemi Minskiej: materialy i wspom-тета. Warszawa, 1939. Б. 121.
27 Охрана памятников искусства и культуры Белоруссии // Звезда. 1921 . № 45.
28 НАРБ. Ф. 46. Оп. 1а. Д. 28. Л. 56.
Абстракт: В статье рассматриваются проблемы создания музейной сети Белоруссии в первые годы советской власти. Выявляются органы управления музейным делом, которые проводили музейную политику Наркомпроса на местах и к которым относятся художественно-археологические подотделы, комиссии по охране памятников старины и искусства, подотделы по делам музеев и охране памятников старины и искусства. 1918-1920-е годы рассматриваются как время активного формирования губернских музейных фондов в Витебске, Могилеве, Гомеле и Минске, которые являлись центрами тезаврации национализированных культурных ценностей, а также их использования в музейном строительстве. Указывается, что активное музейное строительство на базе национализированной движимой части культурного и природного наследия было характерно для центральных и восточных белорусских земель. В Западной Белоруссии развитие музейного дела в рассматриваемый период шло своим отдельным путем.
Ключевые слова: музей; музейная сеть; музейная политика; национализированные культурные ценности; музейный фонд; коллекция; памятник.
Information on article Author: Guzhalovsky Alexandr Alexandrovich—Doctor in History, Professor, Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus, huzhalouski@gmail.com.
Title: Emergence of Belorussian State Museum Net in the First Post-Revolutionary Years. 1918-1920.
Abstract: The article deals with the problems of the Belorussian museum network creation in the first years of Soviet Russia existence. Bodies of local museum governance in the form of Museum and Protection of Monuments Departments which pursued the People's Commissariat of Education museum regional policy are identified. The years of 1918-1920 are examined as the period of active accumulation of cultural objects, creation of state-owned collections and mounting of exhibitions in the cities of Vitebsk, Mogilev, Gomel and Minsk. The author indicates that the active museum policy on the basis of the nationalized movable cultural and natural heritage was characteristic of central and eastern Belorussian lands. Western Belorus-sian museums went their own way.
Key words: museum; museum network; museum politics; nationalized cultural property; museum collections; artistic and historical objects.