УДК 947
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГУБЕРНСКИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ С 1920 ПО 1926 гг.
© Елена Александровна ГОРСКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра российской истории, e-mail: e-gorskova@mail.ru
Статья посвящена деятельности губернских органов власти по охране памятников истории и культуры города Тамбова 1920-1926 гг. Сотрудникам созданных органов пришлось спасать бесценное культурное наследие от разорения и погромов, налаживать учет, систематизировать собранный материал, организовывать музейную сеть в губернии. Несмотря на частые реорганизации, кадровые и финансовые трудности, сотрудниками органов охраны памятников искусства и старины Тамбовской губернии проделан большой труд по сохранению культурных ценностей для будущих поколений.
Ключевые слова: декрет; постановления; усадьба; монастыри; губернский отдел народного образования.
Отношение к культурному наследию страны как народному достоянию со стороны государства наглядно проявилось уже в начале существования советской власти. Были изданы важнейшие законодательные акты, заложившие основу государственной системы охраны памятников истории и культуры. Первым законодательным актом, относившимся к охране всех памятников истории и культуры, был Декрет, принятый 5 октября 1918 г. «О регистрации, взятии на учет и охрану памятников искусства и старины, которые находятся во владении частных лиц, обществ и учреждений» [1, с. 399-400]. По этому Декрету проводилась первая в России регистрация памятников.
Важным событием в создании государственной системы местных и губернских органов охраны памятников явилось постановление Наркомпроса РСФСР, опубликованное 7 декабря 1918 г., о создании в губерниях при отделах народного образования подотделов по делам музеев и охране памятников. В их состав должны были входить представители отдела народного образования и специалисты в различных областях знаний - архитектор, художник, археолог, историк, музейный работник. В обязанность губернских подотделов входило «...заведование музеями, реорганизация существующих и организация новых музеев в губернии, принятие всех мер охраны памятников искусства и старины, регистрация их и взятие на учет» [2, с. 13]. Главной задачей, стоявшей перед централь-
ными и губернскими органами охраны памятников, было максимальное выявление и сохранение художественных ценностей национализированных помещичьих усадеб и монастырей.
Состояние памятников истории и культуры в Тамбовской губернии в первые послереволюционные годы было тяжелым. Многие из них и, прежде всего, помещичьи усадьбы разрушались крестьянами, а художественные ценности расхищались и уничтожались. Одним из первых шагов тамбовских губернских органов в деле сохранения памятников истории культуры и книжного фонда стал сбор сведений об имеющихся художественных ценностях в бывших помещичьих усадьбах. Тамбовский губсовет предписал всем уездным Советам представить сведения об имеющихся в усадьбах библиотеках и книжных запасах.
Одной из основных обязанностей губернских органов охраны памятников являлось выявление, описание и учет историкокультурного наследия. Так, в апреле 1919 г. с целью сбора сведений об имевшихся в губернии памятниках истории и культуры подотдел по делам музеев Тамбовского губоно обратился ко всем учреждениям и частным лицам, «в обладании которых находятся монументальные или вещественные памятники старины, культуры и искусства» [3], немедленно зарегистрировать их в подотделе.
Следует отметить, что за первые два года работы по выявлению, взятию на учет, охра-
не и научному использованию национализированных культурных ценностей в Тамбовской губернии была обследована часть помещичьих усадеб, уцелевших после разгромов в 1917-1918 гг. Был составлен список имений, принятых под охрану государственных органов, а наиболее ценные произведения искусства и архивные документы вывезены в уездный или губернский центры.
Из архивных документов видно, какая работа проводилась по охране памятников. В марте 1919 г. состоялось заседание Коллегии подотдела музеев и охраны памятников искусства и старины. На нем присутствовали заведующий подотдела И.Г. Остроумов, заведующий художественной секцией Е.В. Сахаров и представители музея М.Б. Жмурин и
Н.М. Криволуцкий [4, л. 17]. На заседании обсуждались следующие вопросы:
- в имении Воронцовка, где помещалась колония Московского Губсобеса, разбита мраморная колонна. Необходимо сообщить, какие меры будут приняты подотделом;
- об организации охраны и вывоза художественных ценностей, находящихся в усадьбах Тамбовской губернии;
- о коллекциях и библиотеке бывшего музея Архивной Комиссии;
- по поводу сведений о разграблении имения Новосильцевых Шацкого уезда.
Коллегия постановила:
1) по первому вопросу, командировать Е.В. Сахарова, поручив ему расследовать при каких обстоятельствах была разбита колонна, и принять все меры к предотвращению случаев подобного обращения с предметами искусства со стороны администрации колонии;
2) по второму вопросу, запросить земельный отдел Сов. Раб. и Кр. Депутатов о всех сведениях имеющихся у них об имениях и предоставить на утверждение коллегии дополнительную смету на приглашение инструкторов, которым было поручено обследование всех усадеб губернии и вывоз в случае надобности в Тамбовский музей художественных ценностей, находящихся в этих усадьбах;
3) по третьему вопросу, ввиду того, что в Народный музей представлены не все предметы, значащиеся в печатном каталоге бывшего музея Архивной Комиссии, запросить ее о том, где находятся остальные предметы;
4) по четвертому вопросу, запросить Уездполком о том, какова сохранность культурных ценностей в имениях уезда и что предпринято по учету и регистрации, а также выяснить, за что был привлечен к ответственности Шацкий исполком [4, л. 17-17об., л. 18-18об.].
В тот период наблюдались неоднократные случаи неисполнения и явного игнорирования декретов об охране памятников искусства и старины, а также учета и охраны книжного фонда РСФСР. Поэтому 3 марта 1920 г. выходит обязательное Постановление Тамбовского Губисполкома «Об охране памятников искусства и старины» [5]. Губис-полком напоминает, что поименованные декреты:
а) о запрещение вывоза за границу предметов искусства и старины от 5 октября 1918 г.;
б) о регистрации и приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений от 10 октября 1918 г. ;
в) об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР от 17 июля 1918 г.;
г) о порядке реквизиции книг, книжных складов и библиотек от 25 ноября 1918 г. и инструкция Наркомпросса о порядке реквизиции частных библиотек от 27 декабря 1918 г. до сих пор сохраняют свою силу, и предписывает всем учреждениям «Колхозам, Земот-делам, Совхозам, Волсоветам, Сельсоветам, а также всем гражданским и красноармейским культурно-просветительным кружкам и организациям в губернии, немедленно сообщать Секциям Книжного Фонда и Охраны памятников искусства и старины Губнароб-раза об имеющихся в их распоряжении библиотеках, картинах, старинной мебели и прочих культурных и художественных ценностях» [5, л. 21-21 об.]. В данном документе указывается, что «всякого рода реквизиции поименованных предметов и передача в пользование от одной организации другой могут быть произведены только с ведома и разрешения Секции Охраны памятников искусства и старины и Секции Книжного Фонда Губнаробраза».
Все случаи неисполнения указанных декретов и отказ от сдачи предметов старины в ведение государственных учреждений или задержка в исполнении этих постановлений без уважительных причин рассматривались
как нарушение революционного правопорядка, и виновные должны были нести судебную ответственность.
Губнаробразу было поручено следить за исполнением назначенного постановления через указанные Секции и Отделы и немедленно доводить до сведения соответствующие судебные органы.
В ходе осуществления советским государством политики по отделению церкви от государства 27 апреля 1920 г. выходит постановление Тамбовского Губисполкома «О снятии старых вывесок и предметов религиозного культа с советских учреждений» [5]. Ввиду того, что на некоторых советских общественных и других учреждениях как в городе Тамбове, так и в уездах продолжали «красоваться» вывески старых, дореволюционных учреждений и предметов религиозного культа, Тамбовский Губисполком постановляет:
1) «обязать все советские, общественные, частные учреждения и предприятия до 1 июня снять с занимаемых ими помещений или зданий вывески, надписи, плакаты и пр. как внутри, так и снаружи, носящие названия старых, дореволюционных учреждений и все предметы религиозного культа (кресты, иконы)»;
2) все вывески или надписи с названиями советских и других учреждений, написанные по старой орфографии, переделать в течение того же срока;
3) обязать все советские, общественные и частные учреждения, предприятия и организации изготовить, если еще не имеют, вывески с полным и точным названием своего учреждения, четко написать и поместить их на видных местах, чтобы граждане могли легко ориентироваться, разыскивая нужные учреждения;
4) все требуемое настоящим постановлением должно быть выполнено всеми учреждениями и организациями к 1 июня «причем как эти последние учреждения, так и те, которые выполнили все, что требуется данным постановлением, до его издания, обязаны к 5 июня сообщить о выполнении всего соответствующим Отделом Управления. Заведующим которым вменяется в обязанность к 15 июня представить Губотделу Управления доклад о точном выполнении сего на территории уезда» [5, л. 29];
5) наблюдение за проведением в жизнь настоящего постановления возлагается персонально на заведующих отделами Управления;
6) за неисполнение постановления руководители учреждений и заведующие отделами Управления будут подвергнуты административному взысканию.
Таким образом, основной задачей, стоявшей перед центральными и губернскими органами охраны памятников в первые годы советской власти, было выявление и сохранение художественных ценностей помещичьих усадеб.
Изучая архивные отчеты Тамбовского Городского Отдела Народного Образования за 1925-1926 гг., мы видели, что Губмузей (существовал с 1921 г.) стоял на положении особого подотдела ГОНО, сохраняя право самостоятельных отношений с Музейным Отделом Главнауки, музеями и всеми учреждениями Губернии. Но с 1 октября 1926 г. при переорганизации ГОНО все его отделы были упразднены и все отношения теперь велись через заведующего ГОНО. На секции Губмузей не делился, и его штат состоял из одного только лица - заведующего В.Ф. Силина, который был в то же время заведующим Тамбовским научно-художественным музеем. На содержание Губмузея отдельных средств из местного бюджета не выделялось.
Охрана и учет памятников старины, искусства и быта по городу Тамбову и Тамбовскому уезду велись непосредственно Губму-зеем при содействии ГИК-а. Краеведческое общество и начинающие зарождаться краеведческие организации на местах пока не могли оказать Губмузею помощь в деле охраны памятников.
До конца 1925 г. действовал проведенный Губмузеем через ГОНО и ГИК Приказ № 50 ГИК-а от 2 июня 1924 г. «По учету и охране памятников старины, искусства, быта и природы на территории тамбовской губернии» [6]. Но ввиду изменений, происшедших за время со 2 июня 1924 г. в списке памятников Тамбовской губернии, состоящих на учете Отдела Музеев Главнауки, Губмузей представил в сентябре 1925 г. через ГОНО и Президиум ГИК-а проект нового «Обязательного Постановления по учету и охране памятников, с включением в список новых памятников старины, искусства и быта, а
также памятников археологических, историко-революционных, не значащихся в Приказе ГИК-а № 50».
Учет и обследование архитектурных памятников на местах производился уездными музеями. Был зарегистрирован целый ряд памятников церковной старины и быта по уездам, подлежащих взятию на учет Отдела Музеев, и их список был направлен в Отдел Музеев Главнауки. Некоторые из них, наиболее обследованные, внесены в список «Обязательного Постановления»:
1) по г. Тамбову:
- старинные каменные ряды (быв. Гостиный двор) - начало XIX в. (ул. Трудовая);
- двухэтажный каменный дом бывших фабрикантов Суворовых (на углу Державинской и Кооперативной улиц) - начало XIX в.;
- трехэтажное каменное здание бывшего Губархива (на углу Трудовой и Коммунальной улиц) - XIX в.;
- бывший Губернаторский дом - конец XVIII в.;
2) по уездам:
- усадьба писателя Терпигорева (с. Атавы) при деревне Полыниной Грязин-ской волости Липецкого уезда;
- здание Липецких Минеральных Вод (канцелярия Петра I, старый фонтан, «ванное отделение» и прочие постройки Екатерининского времени) - XVIII в.
По городу Тамбову указанные выше памятники были обследованы экспертной научно-художественной Комиссией Губмузея, а в уездах заведующими уездных музеев, но эти архитектурные памятники старины и быта еще не состояли на учете Музейного Отдела Главнауки.
Состояли же на учете Главнауки памятники церковной архитектуры. По последнему списку, утвержденному Музейным Отделом от 5 августа 1925 г. за № 1032, их значилось 29, а памятников гражданской архитектуры -4 (3 усадьбы и один дом в г. Моршанске). Ремонтно-реставрационные работы памятников не производились за отсутствием средств.
По распоряжению ГИК-а в 1925-1926 гг. была произведена ликвидация церквей и монастырей. Сооружения религиозного культа были использованы по-новому:
1) церкви бывшего Козловско-Троиц-кого монастыря переданы Козловскому художественно-историческому музею для ох-
раны. Одна из них - Успенская - передана по договору «Питомнику» Мичуринска, под музей Гибридизации растений, а другая - Троицкая - использована под музей-церковь;
2) 17 сентября 1926 г. при участии представителя Губмузея была произведена ликвидация имущества двух бывших церквей закрытого Казанского Тамбовского монастыря, занятого Тамбовским ГПУ. Церкви были переданы Тамбовскому Губархиву [6, л. 3-3об.].
Потребительский подход с 1920-1926 гг. к историческому и культурному наследию прошлого, варварское истребление памятников старины, в первую очередь, церковных сооружений и предметов религиозного культа, нанесли непоправимый ущерб истории и культуре в Тамбовской губернии.
До августа 1925 г. на учете Отдела Музеев состояло 22 усадьбы в губернии, большая часть которых сильно пострадала от бандитизма, а также от вандализма временных пользователей (арендаторов). Из многих усадеб, находившихся ближе к городам, удалось вывезти и сохранить предметы музейного значения. Ввиду этого большая часть усадеб утратила всякое историко-художественное значение, да и вести охрану 22 усадеб Губ-музею при полном отсутствии материальных средств было не по силам. Вследствие этого по распоряжению Отдела Музеев от 5 августа 1925 г. № 10322 были сняты с учета все усадьбы, кроме трех:
1) «Ивановки» (бывших Рахманиновых) Козловского уезда;
2) «Вязовки» (бывших Петрово-
Соловово) Борисоглебского уезда;
3) «Караул» (бывших Чичериных) Кирсановского уезда, в которых еще имелись художественные ценности, не вывезенные в музеи [6, л. 4-4об.].
Нередко причиной утраты усадебных художественных ценностей становились ошибки тех, кто проводил их регистрацию и вывоз. Сказалась неподготовленность работников подотдела провинциальной охраны Наркомпроса РСФСР и сотрудников губернских отделов народного образования. Так, из усадьбы Строгановых «Знаменка» первоначально вывезено много картин и ваз, не представляющих особой ценности. И только потом были отправлены в центр полотна
первоклассных мастеров и редкий саксонский фарфор.
Результаты работы музеев были бы гораздо более значительными, если бы не следующие недочеты в музейном деле:
- отсутствие собственных постоянных музейных помещений;
- неприспособленность и недостаточные размеры имеющихся временных помещений;
- отсутствие возможности спокойно работать и расширять музейную работу ввиду угрозы перемещения музеев;
- недостаточность средств из местного бюджета, отпускаемых на хозяйственную и особенно научную часть музеев;
- невозможность вследствие этого вести экспедиционную работу (научное обследование и изучение губернии);
- невозможность по той же причине пополнять музеи необходимыми экспонатами, приобретать новую усовершенствованную музейную мебель и ремонтировать помещение;
- слабое отопление или его отсутствие в музейных помещениях;
- сокращение, ввиду сжатия бюджета, штатов музейных работников (недопустимое явление при росте музеев и расширении музейной работы).
Управление губмузея как особого подотдела ГОНО и подчинение его Губполитпрос-вету, разрыв непосредственных отношений с Главнаукой как руководящим по музейной работе и охране памятников культуры и природы - все это и оказалось ударом по музейной работе и по охране памятников в губернии.
Положение дела охраны памятников культуры и природы Тамбовской губернии с 1920 по 1926 г. было печально. На то было несколько причин:
- отсутствие средств на поездки по губернии (для учета, обследования и описания культурных памятников и для наблюдения за взятыми на учет памятниками и принятия мер к поддержанию их путем ремонта или
реставрации) и отсутствие средств на археологические раскопки;
- равнодушное отношение к охране природы и ее памятников со стороны местных административных органов, особенно в уездах (истребление лесов и парков).
Несмотря на большие трудности и допущенные ошибки в деле организации охраны памятников истории и культуры, по их спасению была проведена огромная работа :
- приняты меры по охране усадьбы «Знаменка» (быв. Кожина) Липецкого уезда;
- взяты на учет Липецкие минеральные воды и реставрировано «ванное отделение» минеральных вод;
- реставрированы по указанию Губму-зея быв. «Каменные ряды» (Гостиный двор) в г. Тамбове;
- взяты на учет по г. Тамбову и по уездам здания, имеющие историко-революционное значение.
Проблема сохранения исторических памятников, их защита от разрушительных воздействий являлась в то время одной из самых сложных, и с 1920-х гг. она стала актуальной для нашей действительности. Часто не все постановления выполнялись, т. к. Советское государство находилось в тяжелой экономической и политической ситуации. Голод, эпидемии, обострившаяся классовая борьба не давали возможности в полной мере осуществлять задачи в культурном преобразовании страны.
1. Декреты Советской власти. М., 1964. Т. 3.
2. Народное просвещение. 1918. № 22.
3. От музейного подотдела губернского отдела народного образования // Известия Тамбовского губернского Совета. 1919. 18 апр.
4. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. 1404. Оп. 1. Ед. хр. 140.
5. ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 110.
6. ГАТО. Ф. 1404. Оп. 1. Ед. хр. 1323.
Поступила в редакцию 24.06.2012 г.
UDC 947
ACTIVITIES OF PROVINCIAL AUTHORITIES FOR PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE OF TAMBOV PROVINCE 1920-1926S
Elena Aleksandrovna GORSKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Russian History Department, e-mail: e-gorskova@mail.ru
The article is devoted to activities of provincial authorities for protection of monuments of history and culture of the Tambov province from 1920 to 1926. The staff of the created bodies had to rescue a priceless cultural heritage from ruin and riots, to adjust the account, to systematize a collected material, to organize a museum network in the province. Despite frequent reorganization, personnel and financial difficulties, the staff of bodies of protection of monuments of art and old times of the Tambov province did big work on preservation of cultural values for future generations.
Key words: decree; resolutions; manor; monasteries; provincial department of national education.