УДК 338.43:635.21 (470.333)
СТАНОВЛЕНИЕ ФЕРМЕРСКОГО КАРТОФЕЛЕВОДСТВА В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Potato Farming Development in the Bryansk Region: Positive and Negative Tendencies
Соколов Н.А., доктор экономических наук, профессор Кубышкин А.В., кандидат экономических наук, доцент Кубышкина А.В., кандидат экономических наук, доцент, [email protected] Бабьяк М.А., кандидат экономических наук, доцент Кузьмицкая А.А., кандидат экономических наук, доцент SokolovN.A., KubyshkinA.V., KubyshkinaA.V., BabyakM.A., KuzmitskayaA.A.
ФГБОУ ВО Брянский ГАУ 243365, Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а Bryansk State Agrarian University
Аннотация. В статье дан анализ развития картофелеводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 1990-2016 годы, выявлены тенденции в сопоставлении с сельхозорганизациями, хозяйствами населения, возделывающими картофель, показана возрастающая роль фермерства в производстве картофеля, выделены районы по размерам посевных площадей картофеля, возделываемого фермерскими хозяйствами, определены направления развития в регионе фермерского картофелеводства, дающие повышение его эффективности.
Abstract. The article presents the analysis of the development ofpotato growing in the peasant farms in 1990-2016. The positive and negative tendencies of potato growing are revealed in comparison with agricultural organizations, private farms, cultivating potatoes. An increasing role of farmers in potato growing is shown. The districts are arranged according to the size of cultivated areas under potatoes of the farming economies. To improve the efficiency of potato growing in the peasant farms, the directions of its development are determined.
Ключевые слова: картофелеводство, крестьянские (фермерские) хозяйства, концентрация производства, урожайность, вывоз, ввоз
Keywords: potato growing, peasant farms, concentration ofproduction, productivity, export, import
В дореформенный период Брянщину называли «картофельной провинцией». В среднем за 1986-1990 годы в хозяйствах всех категорий производилось 1940,6 тыс.тонн картофеля [1]. Используя созданный технический потенциал и уникальные природные условия региона хозяйства полностью обеспечивали свое население «вторым хлебом», хотя возделывание картофеля больше размещалось в Центральной и Юго-Западной зонах области [2]. Излишки картофеля регулярно закупались государством и вывозились в Москву, Мурманскую область, в районы Крайнего Севера. Значительную часть картофеля перерабатывали в крахмал, экспорт которого в 1988 году составлял 1096 тонн, в 1989 г. -617, а в 1995 г. - 400 тонн [1,3].
Масштабное производство картофеля в крупных сельскохозяйственных предприятиях было планово налажено в интересах тружеников села. Стабильные и невысокие государственные цены на технику, топливо, минеральные удобрения и средства химизации сдерживали рост издержек на производство картофеля. А реализованный по госзаказу картофель, доля которого составляла до 30 %, давал устойчивую высокую денежную выручку. В результате рентабельность производства и реализации картофеля в 1990 году составляла 42,6 %, в 1995 г. - 74,8 % [4], позволявшая хозяйствам укреплять технический потенциал, повышать производительность труда и заработную плату, уровень которой в 1990 году составлял 109,6% к средней заработной плате по региону и 88,7% к оплате труда работников органов госуправления [1,3].
Картофель в крупных хозяйствах производился при высокой технической оснащенности и использовании удобрений. Так, в 1990 году в области имелось 3837 картофелеуборочных комбайнов и 2676 разбрасывателей минеральных удобрений. В среднем на 1 га посевов картофеля вносилось 347 кг минеральных удобрений и 72 тонны органики [1]. Была достигнута устойчивая связка между картофелеводством и скотоводством. Её эффект заключался в том, что содержание в хозяйствах всех районов крупного рогатого скота сопровождалось накоплением органического удобрения. Его применение с минеральными удобрениями способствоовало сохранению плодородия почвы для будую-
щих поколений [2,7,8].
С проведением реформы, главным содержанием которой было раздать землю и накопленные значительные активы в крупных сельскохозяйственных предприятиях работникам и управляющим в частную собственность, начался глубокий и затяжной кризис в сельском хозяйстве, в том числе и в картофелеводстве.
1986-1990 1991-1995 2000 2005 2010 2015 2016
Рисунок 1 - Динамика валового сбора картофеля в хозяйствах всех категорий Брянской области
за 1986-2016 годы, тыс.тонн [1,5,6,9]
Интенсивное разрушение отрасли картофелеводства происходило до 2005 года. Объемы производства картофеля сократились в 3,8 раза. В основном значительный спад был обусловлен сокращением посевных площадей в 3 раза. Они уменьшились с 141,9 тыс.га в 1990 году до 46,8 тыс.га в 2005 году. Урожайность картофеля за этот период сократилась со 120 до 110 ц/га. Если в 1990 году в области производили картофеля на душу населения 1081 кг, то в 2005 г. - 384 кг (в России - 196 кг) [1,4].
Реформа в сельском хозяйстве, как и Столыпинская, была направлена на образование фермерского сектора. Его главным преимуществом перед крупными государственными (колхозы тоже были огосударствлены) реформаторы считали частную собственность. По их убеждению интерес фермера на основе рационального использования своей земли, техники, наемного труда будет направлен на увеличение собственного дохода. Мощный стимул обеспечит устойчивый рост производства и потребления населением необходимых продуктов питания.
Но мировая практика, особенно в сельском хозяйстве, доказывает, что частная собственность эффективна только при определенных технических, агроэкологических, экономических, социальных, демографических, правовых и других условиях. Многие из них не были выдержаны. Так, с возникновением частной собственности в отраслях, обслуживающих сельское хозяйство, образовались монополии. Завладев рынками, в том числе и продовольственными, они через диспаритет цен у сельскохозяйственных товаропроизводителей стали изымать значительную долю дохода [10]. Для организации производства требовалась новая техника, цены на которую неуклонно повышались в условиях высокого уровня инфляции [11]. Цель производства невозможно достигнуть при отсутсвии спроса, который является двигателем роста экономики. Его сжатие было вызвано низкими доходами населения и возросшей инфляцией [10]. Сельское хозяйство, в отличие от других отраслей, нуждается в постоянной сильной финансовой государственной поддержке. Она не соответствовала необходимым потребностям. Так, отношение общей суммы господдержки к выручке сельхозорганизаций в 2012 году составило 8,98%, в 2013 г. - 12,33, в 2011 г. - 10,07% [13].
Сложившийся в аграрном секторе дефицит в материально-технических ресурсах существенно повлиял на структуру производства картофеля по категориям хозяйств.
Таблица 1 - Структура производства картофеля по категориям хозяйств Брянской области, % [1,4,5,6,9]
Категории хозяйств 1980-1990 гг. 1991-1995 гг. 2000 2005 2010 2015 2016
Сельскохозяйственные организации 62,3 37,6 5,9 7,9 20,8 30,5 36,7
Хозяйства населения 37,7 61,6 93,0 82,3 58,1 42,9 40,5
Крестьянские (фермерские) хозяйства - 0,8 1,1 9,8 21,1 26,6 22,8
Таблица 1 показывает результаты формирования крупных сельскохозяйственных организаций. С разделом многих из них на мелкие частные хозяйства, потерей технического и кадрового потенциала, сокращением доходов и возникшей убыточностью резко сократилось производство картофеля. В 2000 году доля созданного картофеля составила всего лишь 5,9% от его валового производства во всех категориях хозяйств.
В 2000 году была крайне низкая доля картофеля, возделываемего фермерами. В этот сложный период жители села были вынуждены увеличить возделывание картофеля в личных подсобных хозяйствах. Их поведение было направлено на увеличение товарности и дохода от реализации картофеля. Жители городов и поселков также увеличели размеры посевов картофеля. В результате спрос на картофель сократился. Кроме того, господдержка крестьянских (фермерских) хозяйств в области была очень низкая. По материалам выборочного исследования, проведенного в 1999 году, от 60 до 90% респондентов в зависимости от видов господдержки отметили, что меры финансовой помощи государством не осуществлялись [5].
С 2005 года вводится госрегулирование сельского хозяйства, составляются программы его развития и бюджетной поддержки. В крестьянских (фермерских) хозяйствах области возникает тенденция возрождения картофелеводства. Производство картофеля неуклонно возрастает: 50,5 тыс.тонн в 2005 г., 148,4 - в 2010 г., 350,3 - в 2015 г., 315,2 тыс.тонн - в 2016 г. За этот период в хозяйствах населения валовой сбор картофеля сократился более чем в 2 раза. В сельхозпредприятиях его производство возросло с 40,6 тыс.тонн в 2005 г. до 507,0 тыс.тонн в 2016 году или в 12,3 раза. Основным производителем в регионе, как и до реформы, вновь стали крупные сельскохозяйственные предприятия (СПК, ООО, ТнВ и пр.) [6].
Частное землевладение направлено на сбережение ограниченных ресурсов, увеличение дешевой продукции и улучшение жизненных условий как собственника, так и наемной рабочей силы. Достижение этой цели невозможно без инноваций [12]. Особенно это относится к капиталоёмкому кар-тофелепроизводству. В Брянской области уникальные природные условия для возделывания картофеля в сочетании с инновационным капиталом дают высокий эффект. Но в большинстве хозяйств он недостаточен. Хотя в хозяйствах всех категорий урожайность картофеля выросла со 120 ц/га в 1990 году до 237 ц/га в 2016 году [1,6]. Увеличение урожайности почти в 2 раза достигнуто за счет немногих крупных сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, более значительный рост урожайности во всех категориях хозяйств наблюдался за последние 5 лет.
Рисунок 2 показывает крайне низкую урожайность картофеля в 1990 году. В «картофельной провинции» 479 крупных сельхозорганизаций имели 92,4 тыс.га посевной площади картофеля (в среднем на хозяйство приходилось 193 га). Хозяйства населения возделывали картофель на площади 49,6 тыс.га. Большие объемы картофеля в сельхозорганизациях достигались расширением посевных площадей, хотя была высокая их техническая оснащенность. В достаточном объеме вносились дошевые государственные минеральные удобрения и органические, накапливаемые хозяйствами. Но одним из главных факторов, сдерживающих рост урожайности, был дефицит сортовых семян картофеля.
С преобразованием государственной собственности в частное землевладение до 2010 года наблюдается (кроме производства картофеля в хозяйствах населения) устойчивая тенденция роста урожайности картофеля как в сельхозорганизациях, так и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Но за этот период в сельхозорганизациях посевные площади картофеля сократились до 9,8 тыс.га (с учетом овощебахчевых культур), или в 9,4 раза [6]. Дефицит ресурсов явился главной причиной сосредоточения их на производстве зерна, мяса и молока. Кроме того, неиспользуемые земельные паи крестьян были переданы в аренду новым инвесторам.
В фермерских хозяйствах ситуация в анализируемый период сложилась иная. Посевные площади картофеля с 0,8 тыс.га возросли до 9,0 тыс.га [6]. В среднем урожайность увеличилась на 62 ц/га (у сельхозорганизаций - на 57 ц/га). У сельскохозяйственных предпритий в 2010 году она составила 202 ц/га, у крестьянских (фермерских) хозяйств - 190 ц/га. Устойчивый, но медленный рост урожайности картофеля за 10 лет свидетельствует о его возделывании в основном на экстенсивной
основе. Неуклонный рост монопольных цен на технику, топливо, удобрения, химические средства борьбы с болезнями и сорняками не позволили интенсифицировать возделывание данной агрокультуры. Незначительный прирост урожайности фермеры обеспечивали за счет факторов, не требующих капитализации производства: более рациональное использование собственной техники; выполнение производственных операций в сокращенные сроки; изучение передовых методов организации производства и т.д.
1990 2000 2005 2010 2016
^Сельскохозяйственные организации г Хозяйства населения - Крестьянско-фермерскиехозяйства
Рисунок 2 - Урожайность картофеля по категориям хозяйств Брянской области, ц/га [1,5,6]
За последние 5 лет урожайность картофеля у сельхозорганизаций возросла на 164,3%, у фермеров - на 162,6%. В этот период в регионе наблюдалось более оптимальное сочетание климата и влаги, расширилось субсидированное кредитование. Отдельные фермеры, изучив передовой зарубежный опыт возделывания картофеля, стали закупать европейскую технику, семена, гербициды по более высоким ценам, чем в России. Эти и другие инновационные факторы обеспечили значительный в среднем прирост урожайности. Но данный прогрессивный процесс распространился не на все фермерм-кие хозяйства. Сложилось существенное различие районов по посеным площадям и урожайности картофеля, возделываемого фермерскими хозяйствами.
Таблица 2 - Дифференциация районов по размерам посевов картофеля в К(Ф)Х Брянской области за 2016 год, га [9]
Группа районов по размерам посевных площадей под картофелем, га Кол-во районов, ед. Посевная площадь, га Валовой сбор картофеля, т Средняя урожайность картофеля, ц/га Удельный вес групп районов в валовом сборе картофеля, %
до 8 6 33 626 189,7 0,2
8,1-40 5 139 3128 225,0 1,0
41-150 7 740 16483 222,7 5,2
151-350 5 1538 35765 232,5 11,3
351-500 1 514 15156 294,9 4,8
501-800 1 802 33780 421,1 10,7
801 и более 1 6469 210240 325,0 66,8
Всего 26 10235 315178 308 100
Таблица 2 показывает концентрацию фермерами посевных площадей картофеля в трех районах: Погарском, Унечском и Стародубском. В этих районах значительно выше урожайность. В них в 2016 году создавалось фермерскими хозяствами 82,3% картофеля. Особенно возрасла концентрация возделывания картофеля в Стародубском районе. Фермерами района было создано 66,8% картофеля от его валового сбора в фермерском секторе области. С концентрацией производства картофеля выросла его интенсификация и урожайность. В фермерских хозяйствах она составила 327,0 ц/га. По урожайности картофеля Стародубские фермеры вышли на 3-е место. В сельхозорганизациях района
она составила 380 ц/га - 4 место в регионе. Хозяйства населения стали лидерами в урожайности картофеля, составившая 220 ц/га. В результате доля картофеля, производимого всеми категориями хозяйств Стародубского района, составила 23,9% от всего валового сбора в области [9].
С восстановлением и ростом за последние 10 лет отрасли картофелеводства, в основном организованном на частном землевладении, образовался избыток пордукции. В 2016 году на душу населения приходилось 1128 кг (в среднем за 1986-1990 годы создавалось 1317 кг) [1,6].
В области за последние годы отрасль картофелеводства развивалась высокими темпами. Если в Центральном федеральном округе производство картофеля на душу населения увеличилось с 241,2 кг в 2012 году до 282,3 кг в 2015 году или на 17,4%, то в Брянской области данный показатель за указанный период возрос на 36,3%. В 2015 году производство картофеля на душу населения составило 1069,7 кг [15]. Область стала лидером в стране по возделыванию картофеля.
В условиях рынка, когда предложение продукта преобладает над ее спросом, рыночная цена имеет тенденцию к понижению [12]. Особенно это проявляется при наличии на рынке монополий, имеющих власть, а также когда отсутствует действенный контроль со стороны государства. В регионе на рынке картофеля сложилась именно такая ситуация. Произошло снижение закупочных цен на картофель. Одновременно, хотя и не синхронно, повысились розничные цены на данный вид продукции.
-^-Закупочная цена ■ Розничная цена
Рисунок 3 - Динамика закупочных и розничных цен на картофель в Брянской области за 2005-2016 гг., руб. за 1 кг [6]
Последствия для субъектов нерегулярного рынка картофеля различны. При падении закупочных цен малые фермерские хозяйства, возделывающие картофель, несут потери. Они вынуждены продавать посредникам и компаниям продукцию по низким ценам, не имея картофелехранилищ, а также транспорта для сбыта картофеля в другие регионы, где большой его дифицит и высокие цены.В Москве, например, в 2015 году производилось на душу населения 1,2 кг, в Мурманской области -10,1, в Республике Калмыкмя - 30,5, в Чеченской республике - 26,6, в Якутии - 75,1, в Республике Тыва - 87,2 кг [15]. Крупные фермерские хозяйства, имеющие картофелехранилища и большие объемы производства, могут реализовать картофель позднее, когда цены повысятся. Они, располагая транспортом, реализуют картофель в регионе, где устойчивые и ёмкие объемы спроса. Могут также реализовывать картофель по месту его возделывания спекулянтам и компаниям на основе контрактов. Так возникает дифференциация фермеров-картофелеводов по доходу. Скупщики, крупные компании по заготовке и сбыту картофеля могут увеличивать свои доходы. Имея картофелекхранилища, они сриспосабливаются к колебанию цен. Более того, компании-посредники на рынке картофеля мо-
гут искусственно создавать его дефицит в тех или иных регионах. Следствием является повышение цен и доходов. Потребители картофеля, когда розничные цены имеют устойчивую тенденцию к повышению (одна из ключевых причин - ценовая политика торговых сетей), несут потери, особенно малообеспеченные и бедные, у которых на покупку картофеля больше расходов, чем у богатых и достаточно обеспеченных людей.
С образованием в области больших объемов избыточного картофеля, возникла проблема его реализации в другие регионы, города с миллионным и более населением, а также экспорта в другие страны.
Объемы вывоза картофеля неуклонно растут. По сравнению с 2000 годом они увеличилиь в 15,9 раз, их доля составила 35,7% от валового сбора картофеля во всех категориях хозяйств области. С возросшей денежной выручкой растут инвестиции в создание картофелехранилищ, техническую модернизацию комбинатов по переработке картофеля. Создаются предпосылки увеличения налоого-вых доходов регионального бюджета и дополнительного финансирования сельского хозяйства.
Таблица 3 - Объемы ввоза и вывоза картофеля с территории Брянской области, тыс.тонн [1,4,5,6]
Показатель 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г.
Вывоз, включая экспорт 91,0 31,2 24,2 219,5 494,5 493,4
Ввоз, включая, импорт 0,6 2,4 0,9 14,2 10,2 8,5
Удельный вес вывезенного картофеля от его валового производства, % 7,1 3,0 4,7 31,2 37,6 35,7
Растущие объемы вывоза порождают и неравномерность обеспеченности населения картофелем по районам. Так, в 2016 году в среднем на душу населения в Дятьковском районе производилось 225 кг, В Клинцовским - 242 кг при производстве картофеля на душу населения в среднем в области 1130 кг [6,9,16]. Возникает необходимость для городского населения ввоза картофеля из других районов области. Создаются условия для оттока денег из районов недостаточно обеспеченных картофелем. Обостряется проблема инвестиций, а также различию районов по бюджетным доходам на душу населения и решению социальных программ.
Выводы
• Результатом становления и развития в Брянской области крестьянских (фермерских) хозяйств является значительное увеличение производства картофеля. На рынке картофеля создается ситуация, когла предложение опережает спрос, что неизбежно приводит к снижению рыночных цен. Так, в 2012 году к 2010 году закупочная цена на картофель сократилась на 36,7%, в 2016 году к предыдущему году - на 17,6% [6]. Особенно несут потери малые фермерские хозяйства, специализирующиеся на производстве картофеля.
• В области сформировались отдельные крупные фермерские хозяйства, ведущие возделывание картофеля на инновационнной основе. Одновременно, в 11-ти районах фермерами создается всего лишь 1,2% картофеля от его общего объема, возделываемого К(Ф)Х [9]. В целях полного использования ресурсов в этих районах необходимо расширить посевные площади под картофелеводство, а также развивать фермерами овощеводство, плодоводство, ягодничество, овцеводство, козоводство и прочие отрасли.
• У крупных фермерских хозяйств большие объемы картофеля по месту его возделывания закупаются в поле компаниями из других регионов. Необходимо ввести налог на продажи в размере 810% от реализуемой цены, который должен поступать в муниципальные бюджеты и использоваться на социальное и экологическое обустройство деревень области.
• Для более эффективной реализации картофеля малыми фермерскими хозяйствами необходимо при господдержке создавать сбытовые кооперативы. Продукцию прежде всего сдавать организациям и населению районов. В нее необходимо включать НДС в размере 10% для пополнения доходов муниципальных бюджетов. Розничная цена должны быть значительно ниже, чем в торговых сетях.
• Одна из проблем фермерства - занятость в зимний период. Для ее решения нужен особый механизм поддержки, стимулирующий многопрофильность фермерского производства.
• Важная особенность фермерства - создание материальных и финансовых активов для наследства. Необходимо разработать особые льготы для улучшения демографической ситуации на селе, воспитания и обучения детей фермеров.
Библиографический список
1. Брянская область в 1995 году: стат. сб. / Брянскстат. Брянск, 1996. 285 с.
2. Система земледелия Брянской области. Брянск, 1982. 217 с.
3. Народное хозяйство Брянской области 1986-1990 гг.: стат. сб. / Брянскстат. Брянск, 1991. 360 с.
4. Сельское хозяйство Брянской области: стат. сб. / Брянскстат. Брянск, 2007. 223 с.
5. Сельское хозяйство Брянской области: стат. сб. / Брянскстат. Брянск, 2001. 235 с.
6. Сельское хозяйство Брянской области: стат. сб. / Брянскстат. Брянск, 2017. 224 с.
7. Чекмарев П.А., Прудников П.В. Агрохимическое и агроэкологическое состояние почв, эффективность применения средств химизации и новых комплексных удобрений в Брянской области // Достижения науки и техники АПК. 2016. Т. 30. № 7. С. 24-33.
8. Соколов Н.А., Ториков В.Е., Поддубная Е.А. Почвенное плодородие и субсидирование закупок минеральных удобрений в Брянской области // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2013. № 12 (108). С. 43-47.
9. Посевные площади и производство основных продуктов растениеводства в хозяйствах всех категорий: стат. сб. / Брянскстат. Брянск, 2017. 60 с.
10. Соколов Н.А. Крупное аграрное производство: кризис и пути преодоления (региональный аспект): монография. Брянск, 2009. 300 с.
11. Соболев О.С. Инфляция и цены на продовольствие в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 3. С. 63-72.
12. Соколов Н.А. Управление спросом в аграрной сфере // Экономика сельского хозяйства России. 1998. № 5. С. 37.
13. Петриков А.В. Основные направления и механизмы реализации современной агропродо-вольственной политики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 1. С. 11-18.
14. Подольникова Е.М., Соколов Н.А. Инновационный менеджмент в агробизнесе // Разработка концепции экономического развития, организационных моделей и систем управления АПК. Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2015. С. 172-178.
15. Агропромышленный комплекс России в 2015 году. М., 2016. 703 с.
16. Демографический ежегодник: стат.сб. / Брянскстат. Брянск, 2017. 180 с.
References
1. Bryanskaya oblast' v 1ЯЯ5 godu: stat. sb. /Bryanskstat. Bryansk, 1ЯЯб. 285 s.
2. Sistema zemledeliya Bryanskoy oblasti. Bryansk, 1Я82. 217 s.
3. Narodnoe khozyaystvo Bryanskoy oblasti 1Я8б-1ЯЯ0 gg. : stat. sb. /Bryanskstat. Bryansk, 1ЯЯ1. 3б0 s.
4. Sel'skoe khozyaystvo Bryanskoy oblasti: stat. sb. /Bryanskstat. Bryansk, 2007. 223 s.
5. Sel'skoe khozyaystvo Bryanskoy oblasti: stat. sb. /Bryanskstat. Bryansk, 2001. 235 s.
6. Sel'skoe khozyaystvo Bryanskoy oblasti: stat. sb. /Bryanskstat. Bryansk, 2017. 224 s.
7. Chekmarev P.A., Prudnikov P.V. Agrokhimicheskoe i agroekologicheskoe sostoyanie pochv, effek-tivnost'primeneniya sredstv khimizatsii i novykh kompleksnykh udobreniy v Bryanskoy oblasti // Dostizheni-ya nauki i tekhniki APK. 201б. T. 30. № 7. S. 24-33.
8. Sokolov N.A., Torikov V.E., Poddubnaya E.A. Pochvennoe plodorodie i subsidirovanie zakupok mineral'nykh udobreniy v Bryanskoy oblasti // Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel'. 2013. № 12 (108). S. 43-47.
Я. Posevnye ploshchadi i proizvodstvo osnovnykh produktov rastenievodstva v khozyaystvakh vsekh kategoriy: stat. sb. / Bryanskstat. Bryansk, 2017. б0 s.
10. Sokolov N.A. Krupnoe agrarnoe proizvodstvo: krizis i puti preodoleniya (regional'nyy aspekt): monografiya. Bryansk, 200Я. 300 s.
11. Sobolev O.S. Inflyatsiya i tseny naprodovol'stvie v Rossii //Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. 201б. № 3. S. б3-72.
12. Sokolov N.A. Upravlenie sprosom v agrarnoy sfere // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. 1ЯЯ8. № 5. S. 37.
13. Petrikov A.V. Osnovnye napravleniya i mekhanizmy realizatsii sovremennoy agroprodovol'stvennoy politiki //Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. 201б. № 1. S. 11-18.
14. Podol'nikova E.M., Sokolov N.A. Innovatsionnyy menedzhment v agrobiznese // Razrabotka kontseptsii ekonomicheskogo razvitiya, organizatsionnykh modeley i sistem uprav-leniya APK. Bryansk: Izd-vo Bryanskiy GAU, 2015. S. 172-178.
15. Agropromyshlennyy kompleks Rossii v 2015 godu. M., 201б. 703 s.
16. Demograficheskiy ezhegodnik: stat.sb. / Bryanskstat. Bryansk, 2017. 180 s.